Обрыв нового ремня ГРМ: возможные причины и профилактика
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужен ремень ГРМ
- Почему рвется новый ремень ГРМ
- Как понять, что порвался ремень ГРМ
- Каковы последствия обрыва ремня ГРМ
- Как заменить ремень ГРМ
- Какой ремень ГРМ лучше всего покупать для замены
Задача ремня газораспределительного механизма – участие в процессе преобразования энергии, образующейся во время сжигания топлива, в силу, приводящую в движение колеса посредством воздействия на них через трансмиссию. Существует несколько видов таких приводов. В зависимости от материала и конструкции различают резиновые, представляющие собой цельное кольцо, и металлические, в виде цепи. В процессе использования любой привод подвержен износу и, соответственно, в конце концов порвется. Но в случае, когда происходит обрыв нового ремня ГРМ, следует понять, что послужило причиной.
Назначение ремня ГРМ
Благодаря приводу происходит запуск всех систем ГРМ в работу, за счет чего объединяются распределительный и коленчатый вал и автомобиль приходит в движение.
Когда распределительный вал вращается, внутрь цилиндров двигателя внутреннего сгорания попадает смесь топлива и воздуха, выведение остатков газовой смеси после переработки происходит посредством выхлопной системы.
Если привод газораспределительного механизма ломается или происходит его обрыв, сбивается весь процесс работы двигателя, и, как следствие, могут возникнуть серьезные проблемы.
Когда привод ГРМ разрывается, происходит остановка распределительного вала, клапаны которого замирают в той позиции, где находились на момент обрыва. При этом газовая смесь внутри камеры все равно сжигается, вследствие чего полученная энергия выталкивает поршни двигателя на застывшие в одном положении клапаны. Наиболее частый вариант развития событий — деформация клапанов под давлением поршней. Если же клапаны оказываются прочнее, они могут пробить поршень в верхней части.
Оба варианта обозначают дорогостоящий ремонт двигателя. Если конструкция мотора продумана таким образом, что при обрыве нового ремня ГРМ поршни не стыкуются с клапанами, владелец автомобиля обойдется только лишь заменой привода.
Обрыв нового ремня ГРМ: распространенные причины
- Неправильная эксплуатация.
Обрыв нового ремня ГРМ может стать следствием неправильной эксплуатации всего узла. Например, при движении может произойти заклинивание натяжителей, роликов или помпы, что повлечет за собой обрыв нового ремня ГРМ.
Несмотря на внешнюю добротность этой детали, при достижении высокой скорости вращения коленвала резкое изменение условий работы может вывести ее из строя.
Чтобы предотвратить обрыв нового ремня ГРМ, нужно внимательно следить за его натяжением. Чрезмерная перетяжка также может стать причиной выхода детали из строя. Однако ослабив привод слишком сильно, можно получить схожий результат из-за соскакивания ремня с пазов шкива.
Данная ситуация может возникнуть также при имеющемся люфте шкива. Именно поэтому для предотвращения поломки двигателя нужно не только вовремя менять ремень ГРМ, но и следить за его натяжением и исправной работой каждого элемента механизма, чтобы предотвратить обрыв.
- Попадание масла на поверхность.
Если вы заметили следы масла либо антифриза на новом ремне, это означает, что он подлежит замене.
Если не поставить новый ремень, весь газораспределительный механизм будет работать неэффективно. Привод будет проскальзывать, сниматься со шкива, и, в конце концов, произойдет обрыв.
Не думайте, что, просто стерев масляное пятно, можно продолжать ездить, не предпринимая никаких действий. Полностью вывести следы масла с нового привода не представляется возможным. После того как техническая жидкость попала на него, она впитывается, лишая привод необходимых для исправной работы качеств. Здесь поможет только замена на новый привод.
- Низкое качество изделия.
Если вы сэкономили, покупая ремень ГРМ, то нужно быть готовым к тому, что во время его эксплуатации могут возникнуть неприятности. Это тот случай, когда скупой платит дважды, ведь обрыв нового ремня ГРМ может принести большие расходы на ремонт двигателя. Рекомендуем приобретать оригинальный привод у продавца, в качестве товара которого вы уверены.
Работники автосервиса хорошо знают, как попытка сэкономить пару сотен рублей может вылиться в ремонт стоимостью в десятки раз дороже. Здесь нет ничего удивительного, поскольку низкокачественный новый привод ГРМ может разорваться, не пройдя и пары десятков тысяч километров. Постоянно ожидая подвоха от такой важной детали, вы волнуетесь, что приводит к ошибкам при вождении и неуверенности в собственном автомобиле.
- Наружные повреждения.
Если привод служит вам достаточно долго или он изначально был низкого качества, на нем могут возникнуть внешние повреждения, например, трещины, борозды, отслоившиеся нити и тому подобное. Эти недостатки нельзя устранить. При наличии таких повреждений необходимо как можно скорее произвести установку нового привода.
Игнорирование износа может привести к тому, что под нагрузкой дефект усилится и произойдет обрыв. Лучше предусмотреть и предотвратить эту ситуацию, чем потом винить себя, оплачивать дорогой ремонт и новый привод.
- Суровый климат и активная езда.
Во многих регионах России климат таков, что автомобиль регулярно испытывает воздействие слишком высокой или низкой температуры. Поэтому к ремонту и обслуживанию авто нужно подходить с особой тщательностью. Резкие перепады температуры могут повлиять на износ нового ремня ГРМ, соответственно, повышается вероятность его обрыва. В таких условиях лучше использовать для ремонта только оригинальные комплектующие и менять привод при первых признаках износа, не дожидаясь истечения срока эксплуатации, заявленного производителем.
- Вышедшие из строя ролики очень быстро приводят к стиранию поверхности и происходит обрыв нового ремня ГРМ.
Предназначение роликов – поддержка привода в натянутом положении. Именно благодаря им ремень ГРМ не проскальзывает и не слетает с зубьев. При неисправности роликов происходит их заклинивание и быстрый выход нового привода из строя или обрыв.
«Как проверить ремень ГРМ и какой выбрать на замену» Подробнее
Обычно если ремень ГРМ обрывается, происходит моментальная остановка двигателя при прочих нормальных условиях. При дальнейших попытках запуска мотора сделать это не удается, или в сложных случаях слышится стук металла. Обрыв нового ремня ГРМ сопровождается хлопком, но, если в это время в салоне работает магнитола, вы вполне можете пропустить этот звук.
Если вы подозреваете, что произошел обрыв нового ремня ГРМ, немедленно остановитесь и осмотрите авто, открыв капот. Эта поломка сразу бросается в глаза. Не стоит пробовать заново запускать мотор до осмотра, если вы думаете, что произошел обрыв. Ведь при запуске двигателя с разорванным приводом могут погнуться клапаны, и поломка только усугубится.
Последствия обрыва ремня ГРМ
Несмотря на кажущуюся простоту проблемы, ее последствия могут быть достаточно серьезными. Если вы столкнулись с обрывом нового привода, может понадобиться как простая замена данной детали, так и капитальный ремонт двигателя с восстановлением ГРМ.
Частые последствия обрыва нового ремня ГРМ:
- Необходимость капитального ремонта двигателя.
- Поломка в газораспределительном механизме.
- Деформация клапанов – может произойти тогда, когда привод рвется при их опускании. Под воздействием силы инерции коленный вал продолжает вращаться, вследствие чего происходит столкновение поршней и клапанов. Это может случиться, если конструкцией автомобиля предусмотрена уменьшенная камера сгорания и на поршнях нет выборок.
Для определения степени повреждения лучше всего будет транспортировать автомобиль на СТО, так как потребуется демонтировать головку блока цилиндров и произвести диагностику двигателя на специальном оборудовании.
Определить, что именно произошло с автомобилем и в какой степени поврежден двигатель, лучше всего непосредственно на СТО. Для этого необходимо иметь спецоборудование, позволяющее разобрать головку блока цилиндров. Если произошла деформация нескольких клапанов, все равно лучше произвести замену всего комплекта. На автомобилях японского производства часто в таких случаях диагностируется неисправность поршня. Это происходит вследствие сильного удара о головки клапанов.
Когда обрыв нового ремня ГРМ случается при движении на большой скорости, происходит загиб клапанов, разрушение втулок и поршней. Это влечет за собой дорогой ремонт с заменой головки.
Для дизельных двигателей обрыв нового ремня ГРМ несет значительные последствия. Эти силовые агрегаты сконструированы таким образом, что клапаны почти не двигаются, поэтому, когда происходит обрыв, одновременно разрушаются:
- подшипники с распределительным валом;
- головка блока;
- шатуны;
- клапаны.
Оценить, насколько серьезно поврежден двигатель, можно, только сняв головку и увидев, в каком состоянии находятся клапаны и поршни. Визуальный осмотр при этом не всегда эффективен, для обнаружения неисправности может понадобиться оборудование, которое есть только на специализированных СТО.
«Почему дымит двигатель: диагностика, ремонт, профилактика» Подробнее
Возможные затраты и процедура замены ремня ГРМ
Один клапан стоит примерно 1000 рублей. Это цена детали без прочих затрат. Вполне возможно, что заменить придется шестнадцать клапанов.
Также необходимо будет приобрести:
- Ремень ГРМ либо комплект для замены, в котором есть натяжной и обводной ролик.
- Прокладки на впускной и выпускной коллектор.
- Прокладки на ГБЦ, а также крышки на клапаны.
- Крепежные болты.
- В случае износа может потребоваться помпа.
Для замены нужно найти место, где есть подъемник.
Чтобы произвести замену, нужно запастись необходимыми ключами, отвертками, установочными штифтами для меток ГРМ, при необходимости специальными инструментами.
Алгоритм демонтажа старого ремня ГРМ для установки нового:
- Открутить болты, на которые закреплен кожух ГРМ.
- Открутить болты, на которые закреплена картерная защита.
- Снять ремень компрессора. Чтобы это сделать, необходимо произвести демонтаж, извлечь привод и установить компрессор на прежнее место.
- Снять ремень генератора. Для обесточивания всех контактов нужно снять клемму, которая находится на аккумуляторной батарее.
- Открутить болты на двигателе и извлечь генератор, шкив помпы и клемму, удаляя болты, которые их удерживают. Может понадобиться снятие опоры двигателя.
- Снять кожух, защищающий ремень ГРМ.
- Снять крышку зубчатого шкива. Вынуть неисправный ремень ГРМ. Установить новый привод, как следует затянув натяжитель. В случае неисправности роликового механизма он также подлежит замене. Затем всю конструкцию необходимо собрать в обратном порядке.
Разные марки авто имеют определенные конструктивные особенности, хотя общий принцип действий одинаков.
Главной превентивной мерой, препятствующей неожиданному обрыву ремня ГРМ, является его своевременная замена на новый. Специалисты рекомендуют производить ее после каждых шестидесяти тысяч километров пробега. Старайтесь использовать оригинальные новые комплектующие.
Весь механизм газораспределительной системы необходимо регулярно проверять на исправность. В особенности это касается роликовой системы и помпы. Натяжение нового ремня в исправном состоянии равномерное. Он не должен провисать.
Для предотвращения обрыва нового ремня ГРМ следует контролировать следующие моменты:
- Степень давления масла, которую показывает аварийная лампа.
- Исправность сальников. Если они будут пропускать масло, то ремень быстро придет в негодность. Заметив пятна масла на поверхности асфальта или мотора, следует устранить причины этих протечек.
- Не используйте способ запуска двигателя «с толкача». Это провоцирует быстрый обрыв нового ремня ГРМ.
Соблюдая эти меры, вы снизите вероятность внезапного обрыва нового привода. Но это не дает стопроцентной гарантии предотвращения обрыва. Поэтому лучше всего возить с собой все необходимые инструменты и новые комплектующие для замены.
Необходимо позаботиться о периодическом осмотре нового привода и проводить замену, когда он неисправен. Это позволит предотвратить обрыв и сохранить целостность двигателя.
«Периодичность замены масла в автомобиле: сроки и рекомендации» Подробнее
5 лучших ремней ГРМ
- Bosch.
Эта компания занимается производством не только бытовой техники, но и качественных автозапчастей. Их приводы ГРМ отличаются высокой износоустойчивостью и относительно недорогой ценой.
При бережной эксплуатации двигателя привод данной марки не порвется до прохождения шестидесяти тысяч километров.
- Lemforder.
В ассортименте Lemforder есть приводы для любой марки двигателя, выпущенного с 1997 года. Это немецкая торговая марка. В последние годы Lemforder начали сотрудничать с корейским производством, что еще более расширило их ассортимент. Чтобы подобрать нужный ремень газораспределительного механизма, есть вин-код.
- Gates.
Производство этих приводов осуществляется непосредственно в Европе, поэтому их качество лучше, чем у других марок.
Они используются автопроизводителями для комплектации новых автомобилей. Также их можно приобрести в качестве автозапчастей. Надежность и долговечность этих приводов исключительна.
- Contitech.
Производитель покрышек Continental создал бренд Contitech в качестве ответвления от основной марки. Их комплектующие используются как при производстве автомобилей, так и попадают на рынок автозапчастей. На большинство марок и моделей машин можно подобрать ремень Contitech.
- AMD.
Ремни этой марки продаются в комплекте с роликами, что очень удобно. Во-первых, не нужно искать детали по отдельности, а во-вторых, они стопроцентно совместимы. Корейский производитель позаботился о предусмотрительных автолюбителях, которые предпочитают менять ролики натяжения, чтобы избежать обрыва нового ремня ГРМ.
Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/obryv-novogo-remnya-GRM/
Лопнул ремень ГРМ: что делать, причины, признаки
Владельцы автомобилей знают о такой неисправности, как лопнувший ремень ГРМ. Для новичков за рулём эта тема является своеобразной страшилкой. Довольно часто после обрыва ремня автомобилю требуется серьёзный ремонт двигателя. В данной статье описаны главные причины поломки, описано что делать в подобной ситуации, а также как не допустить возникновения поломки.
Что происходит с двигателем при разрыве ремня
Во время работы автомобиля поршни двигателя движутся в определённом направлении. Поршень движется вниз при такте впуска, а во время такта выпуска поднимается. В момент нахождения блока цилиндров в верхней точке, каждый клапан должен быть закрыт.
Когда полотно ГРМ порвано, клапан перестаёт вращаться и останавливается. Однако коленвал вращается и к открытым клапанам направляются поршни. После их встречи детали гнутся и приходят в негодность. Независимо от того, находится ли автомобиль на холостом ходу или на передаче – вероятность того, что поршни будут стучать по клапанам и выгибать их достаточно велика.
Но все же чем выше обороты, тем хуже вероятные последствия. Кроме того, что клапаны будут испорчены, могут пострадать поршни, лопнуть направляющие втулки.
Если обрыв ГРМ произошёл на высоких скоростях, то будут повреждены все клапаны, а осколки втулок пробьют поршни. Починить механизм после подобных повреждений будет очень сложно и дорого. В некоторых моторах легче после этого поменять всю голову целиком.
Что делать если порвался ремень ГРМ во время движения автомобиля
Если полотно ГРМ порвалось во время движения не стоит впадать в панику.
При обрыве двигатель автомобиля перестанет работать или начнёт слишком легко вращаться. Необходимо отъехать на обочину, выставить знак аварийной остановки.
Первые действия при обрыве полотна ГРМ
- Откройте капот, оцените ситуацию.
- Если Вы видите порванный ремень, срочно звоните на СТО.
- Чтобы избежать обрыва детали необходимо своевременно проводить её замену. Машину можно отбуксировать в автосервис или вызвать эвакуатор.
Если так вышло, что запасного ремня у Вас нет, не стоит пытаться его «починить», ничего хорошего из этого не получится. На некоторых двигателях при наличии опыта можно заменить ремень на месте, имея под рукой запасной комплект. Но мы рекомендуем обращаться в сервис.
Стоимость замены ремня завит от модели автомобиля и даты его выпуска. Примерный ценовой диапазон от тысячи до десяти тысяч рублей. Чтобы не пришлось тратить лишние деньги и своё время проводите своевременную замену и плановый осмотр ремней ГРМ.
Чтобы автомобиль не пришлось ремонтировать, необходимо соблюдать ряд правил:
- Изучите инструкцию эксплуатации и следуйте ей.
- Периодически проверяйте исправность ГРМ.
- Купите запасную деталь и всегда возите с собой.
- Запишите телефон СТО.
На каких двигателях гнутся клапаны
Если порвалось полотно ГРМ, последствия могут быть разными. Кто-то отделается лёгкой заменой необходимой детали, а кому-то потребуется сложный ремонт.
Когда рвётся полотно ГРМ, основные потери понесут клапаны. После обрыва верхний вал перестаёт работать, клапаны застывают в одном положении. В этот момент коленчатый вал толкает поршень вверх, и он оказывает механическое воздействие на детали. Клапаны гнутся. Это приводит к очень дорогостоящему ремонту.
И также довольно серьёзные последствия после обрыва ремня появляются у дизельных двигателей. Это связано с конструкцией механизма, после поломки одной детали запускается цепная реакция, которая наносит непоправимые повреждения остальным элементам: распределительному валу, подшипникам, толкателям и т. д.
Иногда обрыв ремня приводит к поломке распредвала или деформации верхней части поршня. После это Вам придётся разбирать двигатель, проводить замену клапанов и т. д. В некоторых случаях такой ремонт будет стоить около тридцати тысяч рублей и более. А когда необходима замена поршней, сумма еще увеличивается.
Сложный ремонт понадобится не всем автомобилям. В некоторых моделях поршней предусмотрены специальные углубления и когда происходит обрыв ремня, поршень поднимется, а клапан остаётся неподвижным, поршень попадает в «ямку», клапан не деформируется. Водителю необходимо просто поставить новый ремень и двигатель заработает.
Не все механизмы оборудованы такими выемками, так как они снижают мощность двигателя. А производители известных брендов борются за неё как могут.
Вывод прост: производите своевременную замену деталей и никаких неприятностей не возникнет.
Как понять, что порвался ремень ГРМ
Неопытные водители не всегда смогут самостоятельно определить, какая поломка произошла в автомобиле.
Признаки обрыва ремня ГРМ:
- Автомобиль заглох, и двигатель не запускается.Компрессия нарушена, и завести машину не получится. Неопытные водители пытаются во, чтобы то не стало завести мотор, и разряжают аккумулятор. Такие действия только ухудшают ситуацию. Поршень наносит механические воздействия по гнутому клапану, а при попытках запустить двигатель повреждений становится ещё больше.
- Двигатель вращается очень легко. Это связано с тем, что компрессии нет, и поршни ничто не держит.
Если открыть капот, в некоторых моделях автомобилей можно увидеть обрывки ремня ГРМ.
Отметим, что важно производить своевременную замену всей системы ГРМ, включая ремни, помпу, ролики и т. д. Соблюдая эти требования механизм двигателя Вашего авто прослужит долгое время.
Почему рвётся ремень
Основная причина, по которой происходит разрыв ремня, связана с небрежным отношением владельца автомобиля. Все дело в несвоевременной замене изношенной детали. Средний интервал замены ремня составляет шестьдесят тысяч километров. Первый раз водители меняют деталь в СТО, а потом просто забывают об этом мероприятии.
Ряд основных причин, по которым может произойти обрыв ремня:
Качество запчастей
Качество запчастей зависит от марки производителя ремней ГРМ. На таких деталях не стоит экономить. Для среднего ценового сегмента высокую популярность приобрели ремни марки: Балаково, Bosch, Lemforder. Более дорогие – Gates, Contitech, Dayco. Чтобы не возникло неприятностей во время эксплуатации детали тщательно подходите к выбору деталей.
Ролик самопроизвольно заклинивает или отпускается.
Неправильная установка ремня
Довольно часто обрыв происходит через 1000- 2000 км. после предыдущей замены. Основная причина — недостаточная или черезмерная затяжка. Лучше всего производить подобные работы у проверенных мастеров, а также проверять состояние автомобиля после работ. Слушать не изменился ли звук, который издает двигатель. Проверять не съехал ли ремень, нет ли трещин.
Поломка роликов натяжения
Ролики натяжения предназначены для натяжения ремня ГРМ. Они не дают детали соскакивать и проскальзывать. Ролик – это своеобразный подшипник со специальным покрытием. У всех деталей есть своей срок службы. Изношенный ролик шумит и если не произвести его замену, то он за небольшой промежуток времени испортит полотно ГРМ.
Клин помпы
Чаще всего такой поломке подвержены автомобили российских производителей. В иномарках это редкое явление. Заклинивание помпы приводит к разрыву ремня и требует замены.
Несвоевременная замена
Старение и износ детали – одна из наиболее частых причин разрыва. Обрыв ремня по средним показателям происходит через шестьдесят тысяч километром. В автомобилях зарубежного производства эта цифра может достигать отметки сто пятьдесят тысяч километров пробега. Но у всего есть свой предел. Деталь за время эксплуатации истирается и приходит в негодность. Именно износ ремня – самая распространённая причина повреждения детали.
У российских автомобилей срок эксплуатации ремня может быть ещё ниже, чем описано выше, поэтому при покупке подержаного авто, лучше сразу заменить ГРМ.
Инородные элементы
Иногда масло, грязь могут попасть на деталь и заклинить Распредел или коленвалю Обязательно проверять защитную крышку, крепления. При необходимости – производить замену.
Обратите внимание, если автомобиль работает в тяжёлых условиях (частые короткие поездки, холодное время года, недостаточный прогрев двигателя), то срок замены ГРМ сокращается.
Последствия обрыва полотна грм и вероятные расходы
Последствия обрыва зависят от типа двигателя, наличия проточек на поршнях, качества деталей и причин разрыва ГРМ.
Наиболее распространённые последствия:
- Покупка и замена ремня
- Ремонт двигателя.
Подробнее о вероятных проблемах двигателя
- Капитальный ремонт всего двигателя.
- Необходимость ремонта всего механизма газораспределения. Наиболее существенная проблема – согнутые клапаны двигателя, которые не подлежат восстановлению. Эта проблема чаще всего касается автомобилей, в которых камера сгорания уменьшена, или на поршнях нет выемок. Для того чтобы точно определить уровень поломки, необходимо отвезти машину к специалистам.
- Участки поршневой системы деформированы. Такие повреждения чаще всего случаются у автомобилей японских марок. Когда полотно рвётся на большой скорости, втулка ломается и поршни повреждаются об осколки. Последствия – дорогостоящая замена всех деталей.
После обрыва полотна тяжёлые последствия получают дизельные двигатели.
Владельцам авто необходимо будет заменить ряд основных деталей газораспределительного механизма:
- Распределительный вал.
- Головку цилиндров.
- Шатуны.
- Клапаны.
Затраты при устранении результатов разрыва полотна ГРМ
Средняя стоимость клапана составляет около одной тысячи рублей (без учёта замены). Чтобы посчитать полную стоимость нужно учесть количество клапанов, которые необходимо заменить. Если их шестнадцать штук – общая стоимость будет высокой.
Дополнительно нужно купить мелкие детали:
- Ремень ГРМ или полный комплект механизма газораспределения со всеми подшипниками.
- Прокладки на ГБЦ и коллекторы.
- Заглушки для клапанов.
- Крепёжные детали.
- Помпа(все производители ремней рекомендуют менять помпу одновременно с ГРМ)
Если ремонт автомобиля водитель будет проводить сам, ему также понадобятся различные инструмент
Профилактические меры
Чтобы не возникло проблем с эксплуатацией ГРМ полотна необходимо производить его периодическую замену. Лучше всего покупать оригинальные запчасти, не дотягивать до полного износа полотна.
Периодически (каждые 30 тыс. км.) проверяйте состояние ремня, чтобы не допустить обрыва следите за уровнем натяжения полотна, состоянием помпы и натяжителей.
Источник: https://grmexpert.ru/o-grm/lopnul-remen-grm-chto-delat-prichiny-priznaki/
Обрыв ремня ГРМ: симптомы, причины и последствия
Цепь, ремень, обрыв… В курилке на этот счет не раз можно услышать, что вечным приводом газораспределительного механизма славились двигатели-легенды из 30-х – 50-х годов двадцатого века, в числе которых был и мотор В-2 для легендарного танка Т-34.
Силовые установки той эпохи объединяет одно – передача вращения с коленвала на распределительный вал и вспомогательные агрегаты осуществлялась шестернями, конструкцией, ресурс которой идет на сотни тысяч км. Перенос привода клапанов снизу наверх бесследно не прошел – повысилась мощность, появились цепи, потребовалась их частая регулировка.
Ну а глобальная мода на неметаллы привела к внедрению резинотканевых ремней, тихих и простых в обслуживании, но с ресурсом, порой не превышающим и 5 000 км.
Симптомы обрыва ремня ГРМ
Всем ремень ГРМ хорош, но только в отличие от свистящего ремня генератора, рвется без признаков на то. Как меняется работа двигателя, когда порвало ремешок, понятно – он глохнет, отчего даже на самой скудной панели загорается иконка аккумулятора и масленка, а педаль акселератора не реагирует на реакции. На этом список безопасных симптомов проблемы заканчивается. Да, вам могут посоветовать крутануть двигатель стартером и он точно не запустится. Но позже вы поймете, что это чревато и, к тому же, при отсутствии опыта точно не указывает на то, что ременная передача вышла из строя.
За фактическое отсутствие симптомов обрыва и не любят ремень, заведомо относясь к нему с опаской. Ведь на деле убедиться, что его порвало, можно только вскрыв пластиковый кожух ГРМ или открыв смотровое окно, если таковое предусмотрено конструкцией защиты. Если на минутку призадуматься, то делать это необходимо после каждой внезапной остановки мотора, даже если ее причиной стал сбой в электронике. Как говорится, лучше перебдеть…
Редко, когда обрыву предшествует какой-либо визг и прочие шумы. В этом ключе обычно все проходит безшумно.
Ремень ГРМ порвался: каковы последствия
Тут-то начинается самое интересное. Эта поломка на самом деле может либо обездвижить машину, либо привести к крупному ремонту. Обращаем ваше внимание на то, что сама по себе установка нового ремешка и сопутствующих деталей не относится к разряду серьезного обслуживания. Дело в другом.
А у вас «втык» или «безвтык»?
У мотористов двигатели с ременным приводом ГРМ принято делить на два класса: «втыковые» и «безвтыковые». Это тот самый случай, когда третьего не дано. На примитивном уровне такой сленг можно растолковать так: клапана гнет при встрече с поршнями («втыковые») или не гнет («безвтыковые»).
Мало-мальски представив себе цикл работы четырехтактного двигателя, станет понятно, что при обрыве ремешка распредвал останавливается, а коленвал продолжает вращаться либо по инерции, либо вследствие дальнейшего движения на передаче, либо по совету покрутить стартером, о котором мы уже упоминали. Некоторые клапана при остановке распределительного вала останутся открытыми (в нижнем положении) и поршень, при движении вверх, либо бьет по нему, либо не бьет.
Конструкцию «безвтыковых» двигателей отличает наличие выемок под клапана в поршнях, работающих как раз при обрыве ремня. Когда распредвал останавливается, а поршень движется вверх, седло клапана заходит в эту выемку и он не ударяется о поршень. В этом случае принято говорить, что газораспределительный механизм не пострадал – остается выяснить причину обрыва и заменить ремень.
«Безвтык» имеет свои минусы, поэтому практически все автопроизводители стремятся от него уйти. Дело в том, что такая форма камеры сгорания, а ее дно и есть поршень с проточками, не позволяет обеспечить полноту сгорания топлива и, как следствие, снять с заданного объема максимальную экономичность и мощность.
При прочих равных, это позволяет сделать поршень с почти плоским днищем, который и стоит на «втыковых» конструкциях. Здесь же, когда рвет ремешок, встреча отдельных клапанов с поршнями неизбежна. Вот и приходится говорить о разных последствиях.
Для «безвтыковых» двигателей обрыв ремня ГРМ ничем серьезным не чреват. рекомендация – выявить причину и устранить ее, чтобы новое изделие не порвало. Со «втыковыми» моторами все куда серьезнее: как минимум, придется снимать головку блока цилиндров и менять погнутые клапана. Впрочем, и здесь не все так просто.
Ликбез по диагностике двигателя после обрыва ремешка
В эпоху бурного развития цифровой среды не составит труда узнать, к какому из двух классов принадлежит двигатель вашей машины. Однако на форумах встречаются ситуации, когда и на «безвтыковых» моторах гнет клапана. Как правило, это случается только на определенных двигателях и в диапазоне выше 4 000 об/мин.
Чтобы лишний раз убедится в состоянии мотора, достаточно проверить компрессию в каждом цилиндре. Диагностику производят, смонтировав новый ремень. Крутить коленвал настоятельно рекомендуется вручную. Что же касается тона работы запущенного мотора с погнутыми клапанами, то он отличен от обычного: отчетливо слышно металлический звон и лязганье. Разумеется, услышав подобное, двигатель тут же следует глушить.
Если установлено, что клапана таки погнуло, то необходимо выяснить, какие. Для этого потребуется снять головку блока цилиндров и выполнить два действия:
- Осмотреть поршня. Как правило, на поршне присутствует черный нагар, на фоне которого отпечаток от клапана будет отчетливо виден.
- Проверить плотность прилегания седел клапанов к ГБЦ. Для этого необходимо вкрутить свечи, перевернуть ГБЦ и налить бензина на закрытые клапана со стороны камеры сгорания. Те места, где бензин протекает, либо изношены, либо погнуты клапана.
Если уж ремонт застал врасплох, то рекомендуется все сделать по полной. Например, попутно заменить маслосъемные колпачки, сальники, уплотнительные кольца впускного коллектора и т.д.
Почему рвется ремень ГРМ
Отметив печальность последствий обрыва ремешка для ряда двигателей, хотелось бы как-то предупредить эту неприятную ситуацию. Разумеется, одних знаний о регламенте замены резинотканевого ременного привода ГРМ недостаточно. Более того, доверять сервисным цифрам в случае с ВАЗовскими двигателями даже опасно – на Ладах ремень ГРМ часто не выхаживает и половины заложенного срока.
Впрочем, опираться в вопросе обслуживания только на пробег также некорректно. Года тоже берут свое и любая резина стареет. Поэтому, вне зависимости от километража, смена ремня должна быть каждые пять лет – это аксиома.
Бездумный подход к установке нового ремешка не уместен абсолютно. Вот список того, что меняется, без оглядки на состояние:
- Ремень ГРМ.
- Натяжной и обводной ролики.
- Ремень генератора.
- Натяжной ролик ремня генератора.
После демонтажа ремешка ГРМ обязательно проверяется помпа. Люфтов и заеданий при вращении колеса центробежного насоса быть не должно. К слову, клин помпы – одна из частых причин выхода из строя ременной передачи. Есть и другие тонкости, ускоряющие износ ремня привода газораспределительного механизма:
- Неправильная натяжка при установке. Перетянутый ремень быстро порвется ввиду того, что прочность нитей ограничена. Недотянутый ремешок тоже долго не прослужит – зубья будут подрезаться и в конце концов быстро отслоятся. Оптимальная величина натяжки оценивается величиной прогиба в определенной точке. Конкретные цифры и места контроля приведены в руководстве по эксплуатации. В качестве наставления рекомендуем почитать форумы на предмет визуального контроля натяжки, например, выворотом на 90 градусов или ориентировочным прогибом в определенном месте.
- Изношенные шкивы. По определению, максимальным ресурсом обладает ременная передача, установленная с завода. Ведь новый ремень надет на новые шкивы, а новый тандем, как известно, ходит долго. Конечно же это не повод менять шкивы сразу же при первой замене ремешка ГРМ. Нет, просто расчетный ресурс ремня будет отличен от заводского в сторону уменьшения и чем больше пробег, тем выше разница.
- Неправильная геометрия замененного шкива. Новый шкив может быть с критическими отклонениями от заводской геометрии, отчего он будет «жрать» ремешок. То же касается и роликов.
- Масло. Текущий сальник коленвала или распредвала в считанные километры выведет ремень из строя. Масло ускоряет износ и это факт.
Итого
В качестве заключения хотелось бы отметить, что от дешевых комплектующих в приводе ГРМ лучше отказаться – дороже обойдется. Ну и, разумеется, от контрафакта здесь будет худо. Поэтому, заранее определитесь с фирмой, ремень которой желаете приобрести, и тщательно изучите разницу между подделками и оригиналом. Поверьте, подделки есть у каждой фирмы, поэтому не стоит пренебрегать этой рекомендацией. Оригинал «ходит» долго, а контрафакт как раз сдается на той самой пятой тысяче.
Контрольные точки после установки ремня ГРМ – по итогам первых двух-трех поездок и через 1 000-2 000. При осмотре не должно быть выявлено никаких расслоений, торчащих нитей, нарушений геометрии зуба, а само изделие должно быть сухим.
Ну и напоследок, при желании из «втыкового» мотора можно сделать «безвтыковый», установив ремкомплект поршней с выемками. Такая техника активно практикуется в среде ВАЗоводов.
Источник: https://autobann.su/porvalo-remen-grm.html
Как узнать, что ремень ГРМ порвался, чем это грозит и как его заменить?
Если порвался ремень ГРМ, то дальнейшая работа и запуск двигателя будут невозможны из-за нарушения компрессии в цилиндрах. Такого рода поломка может спровоцировать серьезные повреждение группы клапанов или самого мотора, если обрыв произойдет во время движения на высоких скоростях. Основная причина, по которой (на холостом ходу или на скорости) мог порваться ремень ГРМ, заключается в естественном износе изделия.
Причины повреждения изделия:
- низкое качество ремня;
- ошибки, допущенные в ходе монтажа или замены;
- выход из строя роликов натяжительного устройства;
- износ зубчиков ремня (зубья изнашиваются постоянно в ходе эксплуатации авто);
- заклинивание помпы;
- попадание инородных предметов в газораспределительный механизм.
Неправильная замена ремня
Ошибки, допущенные при установке ремня ГРМ, приводят к несинхронному отпиранию и закрыванию клапанов, в результате чего мощность двигателя снижается. Причина обычно заключается в слишком слабой или очень высокой натяжке валов. Если замена изделия была выполнена с ошибками, его может разрывать уже через 1-2 тысячи километров пробега.
Характерные признаки неправильной замены:
- изделие съезжает вбок;
- появились или стали заметны трещины на его поверхности;
- раздается необычный звук во время работы двигателя.
Разрушение зубьев ремня ГРМ
При серьезном износе происходит облом резиновых зубчиков, расположенных в зацеплении с шестеренками валов. При такой проблеме мотор может не запускаться, хотя сам ремень с виду будет целый. Работа силового агрегата в результате разрушения зубьев нарушается, поскольку это приводит к сбою системы зажигания.
: причины повреждения ремня ГРМ
В видеоролике пользователь Игорь Белов подробно рассказал о том, почему рвет ремень ГРМ.
Какие признаки обрыва ремня?
Определить, что ремень ГРМ порвался, можно по следующим «симптомам»:
- Резкая остановка двигателя и невозможность его запуска. Попытки пуска силового агрегата только ухудшают ситуацию, поскольку поршень наносит новые повреждения вышедшему из строя клапану.
- После обрыва ремня работа двигателя может сопровождаться металлическим стуком и легкостью вращения коленвала стартером. Это связано с отсутствием компрессии в цилиндрах мотора, в результате чего поршни ничего не держит.
: как определить, что порвало ремень ГРМ
В видео от канала «Ремонт Рено» подробно рассказано о том, как самостоятельно определить наличие повреждений или разрыва ремня ГРМ.
Чем грозит порванный ремень ГРМ?
Наиболее серьезным последствием обрыва ремня ГРМ является повреждение клапанов, в результате чего автовладелец сталкивается с необходимостью проведения капитального ремонта агрегата и восстановления газораспределительного механизма. Это может происходить во время работы двигателя, когда поршни без перерыва передвигаются из верхней мертвой точки в нижнюю. Разрыв происходит во время выпуска газов или впрыска топлива (в это время поршень перемещается вниз). При этом движение поршней в цилиндре продолжается и части устройства сталкиваются между собой.
Если оборвется ремень ГРМ, степень последствий будет зависеть от особенностей двигателя и условий, при которых произошла поломка:
- Из-за оборванного ремня распределительный вал перестает вращаться, в результате чего клапана останавливаются в одном положении. В этот момент коленчатый вал продолжает перемещаться по инерции и поршни идут на открытые клапана, который сразу гнет. На некоторых силовых агрегатах, к примеру, на ВАЗ 2111, 8 кл поршни оснащаются специальными выточками, благодаря которым при обрыве контакт с клапанами исключается. Но, современные двигатели устроены так, чтобы обеспечить наибольшую мощность при минимальном объеме, поэтому поршни не имеют выточек.
- В случае если ремень лопнул на холостом ходу, возможно повреждение только нескольких клапанов. При этом, чем выше скорость вращения коленчатого вала, тем выше вероятность выхода из строя направляющих втулок. Такая проблема становится причиной проведения капремонта либо замены головки блока цилиндров.
- На дизельном двигателе последствиями разрыва ремня ГРМ станут разрушения клапана, распределительного вала с подшипниковыми элементами, головки блока, шатунов и толкателей. Это обусловлено конструкцией таких моторов, из-за которой клапана практически не имеют свободного хода, когда поршень находится в положении верхней мертвой точки.
- Для автомобилей, оснащенных японским двигателем, во время обрыва ремня ГРМ характерны повреждения всех клапанов, поломка втулок, поршней и головок блока. Такие неисправности типичны при движении машины на высокой скорости.
Сколько можно проехать на лопнувшем ремне
После обрыва ремня газораспределительного механизма не следует предпринимать попыток продолжить движение.
: чем грозит обрыв ремня ГРМ
В видео от канала «Программа Автомобиль» описаны последствия, с которыми столкнется автовладелец, если порвать ремень ГРМ.
Что будет, если ремень ГРМ слетит?
Если ремень ГРМ слетел, то его края стираются о края двигателя и, при несвоевременном устранении неисправности, приводят к поломке клапанов и поршней.
Что делать после обрыва ремня?
Если ремень ГРМ был порван, то:
- Необходимо открыть моторный отсек и приподнять (или полностью демонтировать) защитную крышку механизма.
- Важно внимательно оценить внешний вид ремня (порванное изделие будет видно). В случае, если оборвало в самом низу, для его обнаружения понадобится на половину оборота прокрутить коленвал.
- Затем необходимо доставить транспортное средство в гараж или станцию техобслуживания с помощью буксировки. Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, потребуется помощь эвакуатора, поскольку буксировка на таких машинах не допускается.
Как заменить ремень ГРМ самостоятельно?
16-клапанные моторы оснащаются двумя распределительными валами с отдельной шестеренкой для каждого. Перед выполнением замены пользователь должен посмотреть в сервисном руководстве, где располагаются метки ГРМ и какой вид они имеют.
Алгоритм действия для замены:
- Открывается моторный отсек машины, от аккумулятора отсоединяется отрицательная клемма (предварительно необходимо отключить зажигание).
- Производится снятие колеса со стороны ремня. Для этого нужно поддомкратить авто и открутить болты баллонным ключом.
- Затем демонтируется крышка мотора и защита силового агрегата (откручиваются болты либо саморезы). Также потребуется снять приводной ремешок генераторного устройства. В зависимости от конструктивных особенностей мотора, может быть необходим демонтаж расширительного бачка с маслом гидроусилителя руля либо адсорбера. В некоторых авто нужно снимать кронштейн кондиционера, воздухозаборник, интеркулер с клеммами.
- Используя шестигранник, необходимо выкрутить болты, фиксирующие защитный кожух ремешка и шестеренок.
- Если автомобиль оборудован датчиком положения коленчатого вала, необходимо отключить от устройства колодку с кабелями.
- Затем выкручивается болт ролика натяжителя ремешка ГРМ и снимается сам подшипник. Если система оснащается направляющим или опорным роликом, то его также нужно снять.
- Производится демонтаж изношенного ремня ГРМ.
- Выполняется проверка положения метки на одной или двух зубчатых шестеренках распределительных валов (в зависимости от 8- или 16-клапанного двигателя). Всегда важно проверять, чтобы эти риски совпадали с метками, нанесенными на приводе ГРМ. Если они не совпадают, необходимо самостоятельно совместить их друг с другом. Для этого ключом прокручивается распределительный вал.
- Если требуется проверить совпадение меток на шестеренках с меткой на корпусе маслонасоса, необходимо демонтировать зубчатый шкив со специальной шайбой. Если винт не выкручивается, следует упереть ручку Г-образного ключа в тягу, подключить аккумулятор и один раз провернуть стартер. После этого батарею необходимо отключить.
- На следующем этапе производится установка опорного ролика, если он предусмотрен конструкцией двигателя.
- Новый ремень сначала накидывается на зубчатую шестерню коленвала, а затем заводится на опорный ролик, зубчатую шестерню распредвала и шестеренку помпы. При выполнении этой задачи следует контролировать расположение меток на шестернях распредвала. Если риски сбились и больше не совпадают, их необходимо выставить заново.
- Далее производится установка натяжного ролика и его закручивание (прикручивать нужно без затяжки до упора).
- Выполняется проверка ровности накладки ремня. Затем он затягивается с помощью специального ключа (ролик необходимо прокручивать против часовой стрелки). Далее, удерживая последний инструментом, нужно зафиксировать его положение затяжкой крепежного винта (до упора).
- Выполняется диагностика натяжки изделия — необходимо провернуть ремень вдоль с помощью пальцев. Он должен проворачиваться не более, чем на 90 градусов.
- На завершающем этапе необходимо вернуть все снятые детали и запчасти на их места.
- Производится пуск двигателя и оценивается его работа (на слух). Если изделие установлено верно, то нештатных звуков быть не должно.
Во время самостоятельной установки ремня ГРМ важно обратить внимание на:
- наличие гула и свиста ролика, которые указывают на перетяжку ремня;
- детонацию — ослабление его натяжения;
- черный дым из выхлопной трубы — неверное выставление меток на валах.
Сколько стоит замена ремня ГРМ?
Наименование | Цена, руб |
Новый ремень ГРМ | 300-1200 |
Стоимость замены ремня | 2000-5000 |
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар. |
: замена ремня ГРМ на ВАЗ
В видеоролике от канала «Nik Nikolsson» описан процесс замены ремня газораспределительного механизма на примере ВАЗ 2108 с карбюратором.
Источник: https://kodobd.top/remen-grm-porvalsya/
Почему обрывает ремень ГРМ и какие последствия могут быть
Разберем, почему происходит повышенный износ ремня ГРМ и последующий его обрыв. Эксперты поделятся опытом, какие последствия будут при разрыве ременного привода газораспределительного механизма на разных моделях автомобилей.
Давайте рассмотрим вкратце основные признаки «умирающего» ремня. Потом перейдет к причинам повышенного износа и как их можно избежать. Поэтапно вы сможете понять, как уберечь ремешок ГРМ и продлить ему срок службы.
Признаки
Некоторые из них могут быть спорными, об этого говорилось в этом обзоре, по их появление должно насторожить внимательного автовладельца.
Визуальный
Первым делом нужно периодически осматривать ремень ГРМ на наличие микротрещин. Если есть такая возможность и доступ у нему, раз в 20-30 тыс. км. проводите визуальный осмотр ременного привода. В некоторых случаях он частично скрыт защитным кожухом. Обычно это верхняя его часть, где расположены звездочки распределительного вала. В некоторых моделях авто, например Опель Кадет, защиты нет. Это тоже может стать причиной быстрого износа и обрыва ремня, но об этом позже.
Если есть на внешней поверхности микротрещины или сильные потертости, то пора задуматься о его скорой замене. В некоторых случаях наблюдается частичное разрушение ремня. Его «сжирает», можно видеть уменьшение его ширины вплоть до половины.
Нередко внешняя сторона ремешка визуально целая. Но не стоит обольщаться. Капнем глубже. Берем фонарик и осматриваем внутреннюю сторону, где зубья. Были случаи, когда не досчитывались нескольких зубчиков на ремне ГРМ. Это уже не просто признак, а крик о его немедленной замене. В подобных случаях гнет клапана, если в поршнях нет специальных выемок на случай обрыва ременного механизма.
Шум
Если у вас цепь в приводе газораспределительного механизма, то шум – это нормальное явление на некоторых моделях авто, например на двигателях Фольксваген. Даже если они считаются надежными, то шуметь она может уже с завода. Если использован ремень, то это явный признак обратить внимание.
Но шум может исходить не только от ремешка. Посторонние звуки могут издавать натяжной ролик, помпа и др. Но провести дефектовку всего механизма обязательно нужно. В противном случае произойдет обрыв ремня ГРМ, а последствия – загнет клапана. Это ремонт головки и возможная замена поршней.
Масло и охлаждающая жидкость
Если на передней стороне двигателя в районе шкива коленвала обнаружили течь масла или масляное запотевание – есть утечка через сальник. Масло уже пробивается через защитный кожух ГРМ, то оно попало на ремень в 100 % случаев. Масляный привод не будет обеспечивать должного сцепления зубьев со звездочками коленчатого вала и распредвала. Это ускорит его износ.
Помпа может протекать охлаждающей жидкостью. В большинстве случаев ремень является ее приводом. Если она потекла, то тосол смачивает его регулярно. Антифриз является агрессивной средой и негативно влияет на резиновые изделия автомобиля. Это сокращает срок службы ремешка.
Если эти признаки обнаруживаются при визуальном осмотре мотора или ремня ГРМ, то пора задуматься о его скорой замене. Потом последствия будут печальными.
Причины
Теперь разберем, что сокращает срок эксплуатации ременного привода газораспределительного механизма автомобиля.
Отсутствие защитного кожуха
Если его нет совсем или верхняя часть была утеряна при ремонте, эксплуатации, то пыль, грязь с дороги и подкапотного пространства попадает на ремень и шестерни ГРМ. Со временем это все работает как абразив. Повышается износ ремня и металлических звездочек шкивов коленвала и распредвала.
Грязь «съедет» трущиеся элементы механизма. Происходит выработка на звездочках, высота зубьев уменьшается. Все это грозит перескоком на один зуб или его обрывом. Последствия – гнет клапана или сбиваются фазы газораспределения.
Сползание
Второй причиной сокращения ресурса ремня ГРМ является его сползание с натяжного ролика. В результате чего его края срезаются об края ролика, так называемые бурты. В этом случае уменьшается его ширина вплоть до половины.
На этот процесс влияет:
- Выработка зубчатых шкивов коленчатого вала, распредвала;
- Износ шкива помпы или ее перекоса;
- Изменение шайбы под натяжным роликом.
Проведем эксперимент, его хорошо видно на видео ниже. Срезаем бурты ролика для наглядности. Если соблюдена соосность всех элементов ГРМ, то ремень не будет сползать. Достаточно изменить шайбу под ним, имитируя её выработку, видно, как ременной привод «съезжает». Так его «сжирает», происходит его уменьшение в размерах и обрыв.
Помпа
Часто при её замене не полностью удаляется прокладка или герметик под ней. По своей невнимательности многие на это не обращают внимание. Устанавливают новую прокладку, деталь, затягивают.
В результате получается еле видимый перекос. Нарушается соосность одного из элементов ГРМ. В результате этого происходит смещение ремня на бурты ролика. Последствия – «разлохмачивание» ремешка, ускоренный износ. Это причина последующего обрыва ремня.
Со временем подшипник помпы может разрушаться. Появляется люфт шестерни. Это приводит к вибрации ременного привода. В результате увеличивается износ зубьев из-за неплотного прилегания. Люфт может привести к соскальзыванию ремня ГРМ, так же как в случае перекоса шкива. Последствия описывались выше.
Течь помпы тоже может быть причиной быстрого износа. Антифриз и другая охлаждающая жидкость наносит не поправимый урон резине. Ремешок теряет свои механические свойства, трескается и рвется в самый не подходящий момент, обычно далеко от гаража.
Натяжные и обводные ролики
Все они должны в исправном состоянии свободно вращаться. Заклинивание, шум при вращении – это признак разрушения подшипника. Если происходит подклинивание, то ремень не может свободно скользить по его поверхности, ролик его задерживает. Повышается трение между этими двумя элементами. Это увеличивает износ ремешка, он «сгорает», уменьшается его толщина и механические свойства. Результат очевиден – разрыв и загнутые клапана.
При неаккуратном монтаже нового ролика, мастер может загнуть его шпильку. Достаточно на пару миллиметров. Это приведет к изменению соосности элементов привода газораспределения. Ремень сползает, стирается, рвется.
Неудовлетворительное качество запасных частей. В некоторых случаях попадаются некачественные запчасти. Ролик имеют дисбаланс поверхности скольжения. При его вращении заметно неровность его рабочей стороны. Она имеет «волну». Это приводит к вибрации ремня на нем, соответственно будет быстрее рваться.
Сальники и уплотнения
Привод механизма в большинстве автомобилях скрыт от внешних воздействий кожухом. Но он может не спасти от быстрого износа ремня ГРМ. Дело в сальниках и уплотнителях. Через сальник коленвала и распредвала на него может попадать масло. Через уплотнительное кольцо помпы – антифриз. Все эти агрессивные вещества разрушают резину ремня, он теряет механические свойства.
Масло, попав на зубья, уменьшает сцепление ремешка с шестернями. Он будет проскальзывать. Последствия – повышенный износ, а как следствие его обрыв, или собьются фазы газораспределения. Это повлияет на мощность, нормальную работу двигателя или погнет клапана.
Длительный простой
Как бы это удивительно не звучало, но если долго не эксплуатировать автомобиль, то даже на небольших пробегах ремни приходят в негодность. Не у меня, но у моих соседей мотористов приезжали автомобили с пробегом 30-40 тысяч километров после простоя в гараже 3-4 года на ТО.
При дефектовке было выявлено усталостное разрушение ремня ГРМ. Это выражается появлением трещин на основании зубьев. Вроде и пробег маленький, но из-за длительного простоя резина стала «дубеть». Она теряет гибкость и соответственно прочность. Когда работает двигатель, зубья испытывают большое напряжение. Так как резина стала более хрупкой, зубцы начинают надламываться в месте наибольшего приложения силы – у своих оснований.
У каких моторов гнутся клапана при обрыве ремня
Теперь рассмотрим последствия разрыва ременного привода системы газораспределения. Возьмем самые популярные модели.
ВАЗ
Самара 2108-21099 оснащались такими моторами:
- Маркировка силового агрегата – 21081, 2108 с инжектором и карбюратором;
- 21083, 21091;
- ВАЗ-2111 с 8 клапанами.
Последние два мотора не загибали клапана при обрыве. На 2108 и 21081 – гнулись.
На первых моделях Лада 2110 с 8-клапанными двигателями объемом 1,5 литра после обрыва ремня клапана не гнуло. Потому что они не встречались с поршнями. Последующие моторы 1,5 литра 16-клапанный, 1,6 л. на 16 и 8 клапанов загибали их.
На 2112 с 16-клапанным мотором в конструкции двигателя были внесены изменения. Кроме увеличения мощности до 92 лошадиных сил, владельцы получали гнутые клапана при разрыве ремешка ГРМ. В последствии на эти модели ставили усовершенствованные силовые агрегаты объемом 1,6 литра. У них были цековки на поршнях. Последствия обрыва ремня газораспределительного механизма владелец переживал спокойно. Клапана не гнуло.
На автомобилях Лада Приора тоже установлены силовые агрегаты с 16 клапанами и объемом 1,6 литра. Но здесь ремонт будет дорогой. Выход их строя ремня приведет к загибу клапанчуков. Конструкторы знали о последствиях, поэтому увеличили ширину ременного привода ГРМ в два раза. Он стал шире, вероятность его обрыва уменьшилась. Исключением является базовый двигатель.
ДВС Лада Гранта:
- 11183 – «безвтыковая» версия;
- 11186, 21126 и 21128 – гнутся клапана.
Моторы ВАЗ Приора «втыковые». Нет специальных выемок на зеркале поршней. Клапана гнутся при обрыве ремня.
Калина:
- ВАЗ 11183 – не загибает;
- 11186, 11194, 21126, 21127 – гнет. Последние два силовых агрегата устанавливались на Калину Спорт, моторы 21127 и 11186 ставились на Кросс версию.
Приора – вся линейка силовых агрегатов этой модели загибает клапана после обрыва ремня ГРМ.
Renault
Рено Логан комплектуется «втыковыми» двигателями при обрыве ремня загибаются клапана газораспределительного механизма. K7J, K7M, K4J, K4M 8 и 16-клапанники – гнут после разрыва ремешка.
Дизель
В связи с конструктивными особенностями на дизелях клапана гнутся всегда при разрыве ремней. На данный момент не известны маркировки силовых агрегатов, лишенных этой проблемы. Это связано с особенностью технологии сжигания дизельного топлива.
Степень сжатия большая, камера сгорания выполнена в днище поршня. Изменение его конструкции и появление проточек для клапанов уменьшит их мощность в разы. Так как изменится вихревые потоки и процесс сгорания топлива.
Вывод
Ремень в системе ГРМ менее надежный, чем цепь, она может порваться, если не следить за её состоянием, не обращая на признаки скорой замены. Цепочка хоть и не рвется, но может перескочить чрез один или два зуба на шестернях коленвала или распредвала при ее растяжении. В этом случае устанавливаются механические или гидравлические натяжители. На старых моделях ВАЗ с цепным приводом, натяжку нужно выполнять самостоятельно.
Ремешок не способен так сильно растягиваться. Даже при неправильной натяжке, вероятность перескока на зуб крайне мала. Он будет прыгать в системе, издавая неприятные, шлепающие звуки. Задевая собой все внутреннее пространство под защитным кожухом, ремень будет тереться об выступы, острые края, приходя в негодность. Это тоже является причиной повышенного износа ремня ГРМ.
Если не проводить регламентную замену ременного привода, то последствия его обрыва будут гнутые клапана. В некоторых случаях повреждаются их направляющие и поршня. Поэтому нужно следить за его состоянием.
Источник: https://avtoyoutubb.ru/obryv-remnya-grm.php
Признаки, причины и последствия обрыва ремня ГРМ
Многие автовладельцы наслышаны про такую неисправность двигателя, как обрыв ремня ГРМ. Эта тема является своего рода страшилкой для начинающих автовладельцев, и рождает вокруг себя много слухов, порой не соотносящихся с реальностью.
Газораспределительный механизм двигателя приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Изначально для этой цели применялись цепи, и зубчатые ремни, которые начали массово применяться около двадцати лет назад, вызывали недоверие у автовладельцев.
Несомненными преимуществами ременного привода перед цепным, является его простая конструкция, небольшая масса и малая шумность. Однако не лишен он и недостатков, главный из которых – сравнительно небольшой ресурс ремня ГРМ.
Цепной привод отличается очень длительным сроком службы.
Если мотор не насиловать, цепь вполне может прослужить более 200 тысяч километров. По мере износа она вытягивается и начинает греметь, сигнализируя, таким образом, о необходимости замены. Качественный ремень, между тем, работает в среднем 60 тысяч километров, после чего его требуется заменить, даже если на вид он целый.
Если не сделать это своевременно, ремень может оборваться.
Что происходит при обрыве
Последствия обрыва ремня ГРМ целиком зависят от конструкции силового агрегата. Чтобы представить себе, что произойдет в этот момент, нужно обратиться к механике работы двигателя внутреннего сгорания.
В работающем двигателе поршни непрерывно движутся из одной мертвой точки в другую. Во время такта впуска поршень движется вниз, и открывается впускной клапан, во время такта выпуска открывается выпускной клапан, поршень при этом движется вверх. В тот момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке, все клапана должны быть закрыты.
Если происходит обрыв ремня ГРМ, распредвал перестает вращаться, и клапана останавливаются в одном положении. Коленвал при этом продолжает вращаться по инерции, и поршни устремляются навстречу открытым клапанам.
В некоторых двигателях, например, 8-клапанном ВАЗ-2111, поршни имеют специальные выточки, чтобы в случае обрыва избежать контакта с клапанами. В этом случае никаких последствий не будет, за исключением того, что добраться своим ходом до гаража или мастерской автомобиль не сможет.
Современные многоклапанные моторы сконструированы таким образом, чтобы получить максимальную мощность при небольшом объеме, поэтому поршни таких выточек не имеют, или они недостаточно глубокие. Для таких двигателей обрыв ремня ГРМ означает неизбежную встречу поршней с клапанами, отчего последние гнутся.
Если ремень оборвался на холостых оборотах, загибаются, как правило, только несколько клапанов, если автомобиль двигался на передаче, и обороты были высокими – скорее всего, под замену пойдет весь комплект.
Мастера в автосервисах, как правило, справедливо советуют в любом случае менять весь комплект клапанов.
Чем выше обороты коленвала в момент обрыва, тем тяжелее последствия. Помимо загиба клапанов, могут лопнуть их направляющие втулки, что в свою очередь грозит ремонтом или заменой головки блока цилиндров или самого блока. Кроме этого, от удара могут разрушиться поршни.
Известны даже случаи, когда обрыв происходил на высокой скорости, и от удара загибались все клапана, головка блока получала повреждения, «несовместимые с жизнью», лопались направляющие втулки, а их осколки насквозь прошивали поршни. Ремонт таких моторов обходится чрезвычайно дорого. Согласно статистике, чаще такие повреждения получают двухвальные (DOHC) двигатели японских производителей.
Однако, в сравнении с дизелями, последствия обрыва ремня ГРМ для бензиновых моторов, довольно легкие. Из-за специфики конструкции, клапаны почти не имеют свободного хода, когда поршень находится в ВМТ. В результате обрыва разрушения принимают характер домино:
- гнутся клапана;
- разрушается распредвал, его подшипники;
- головка блока;
- гнутся шатуны и толкатели.
При обрыве на высоких оборотах также возможно разрушение поршней и повреждение блока цилиндров.
Причины обрыва ремня ГРМ
Наиболее распространенные причины обрыва связаны с беспечностью автовладельца. среди них – несвоевременная замена изношенного ремня. Как правило, автопроизводители устанавливают интервалы между его заменами в 60 тысяч километров (реальный ресурс качественного ремня превышает интервал замены на 5-10 тысяч км).
Если в первый раз его меняют на плановом ТО, то в дальнейшем автовладельцы нередко забывают об этом.
Устанавливая вместо оригинальной запчасти недорогой аналог китайского производства, следует быть готовым к тому, что он оборвется задолго до того, как «отходит» свои 60 тыс.
Такая экономия грозит куда большими затратами, поэтому приобретать желательно либо штатные запчасти, либо качественные аналоги, которые подчас стоят дороже.
Кроме того, ремень приходит в негодность из-за систематического попадания грязи и масла, поэтому следует следить за состоянием защитного кожуха и обращать внимание на появление течей масла из двигателя. Инородный предмет, попавший между ремнем и шестерней, также способен привести либо к обрыву, либо к срезанию его зубьев.
Помимо этих, наиболее часто встречающихся, могут быть и другие причины обрыва ремня ГРМ, такие как заклинивание, либо самопроизвольное отпускание натяжного ролика, клин помпы, а также заклинивание распределительного или коленчатого вала. К обрыву могут привести резкие нагрузки на ремень, например, если машина часто заводится «с толкача».
Признаки обрыва ремня ГРМ
Основные признаки обрыва ремня ГРМ следующие:
- мотор внезапно заглох;
- завести повторно его не удается;
- при работе стартера возможен металлический стук в верхней части двигателя (поршни бьют по клапанам).
Установить точно, действительно ли оборвался ремень, можно лишь заглянув под капот. Скорее всего, налицо будет сам разорванный ремень и его поврежденный кожух.
Источник: https://ZnanieAvto.ru/dvs/obryv-remnya-grm.html