Когда выхлопная система автомобиля нуждается в ремонте
Большинство современных автомобилей оборудовано бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания. Работа этого двигателя основана на сгорании топлива со взрывом, а взрыв – это громкий хлопок, взрывная волна, высокая температура, образование большого количества продуктов сгорания. Движение первых примитивных автомобилей сопровождалось страшным шумом и чадом, а современные машины могут двигаться практически бесшумно и незначительно загрязняют окружающую среду. И все это благодаря выхлопной системе.
Большинство современных автомобилей оборудовано бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания. Работа этого двигателя основана на сгорании топлива со взрывом, а взрыв – это громкий хлопок, взрывная волна, высокая температура, образование большого количества продуктов сгорания. Движение первых примитивных автомобилей сопровождалось страшным шумом и чадом, а современные машины могут двигаться практически бесшумно и незначительно загрязняют окружающую среду. И все это благодаря выхлопной системе.
Конструкция и назначение выхлопной системы
Выхлопную систему часто называют глушителем, это не совсем правильно, поскольку глушитель является лишь одним из узлов этой довольно сложной конструкции. Обычно она состоит из следующих элементов:
- выпускной коллектор, в который из цилиндра ДВС выводятся продукты сгорания;
- гофра (сильфон), снижающая вибрации, защищающая кузов от резонанса и предотвращающая преждевременный износ всей системы;
- катализатор (каталитический нейтрализатор), понижающий токсичность выхлопных газов путем их окисления и дожигания несгоревших частичек;
- резонатор, снижающий температуру выхлопных газов и скорость их движения;
- глушитель, сводящий к минимуму уровень шума.
Внутри катализатора находятся благородные металлы – родий, платина, иридий, которые контактируют с токсичными частицами, содержащимися в отработанных газах, и окисляют их. Металлы располагаются внутри корпуса в виде скрученной ленты или покрытия многочисленных керамических ячеек, так что площадь их поверхности максимально большая, поэтому контакт происходит активно. Нейтрализатор – самый дорогостоящий элемент выхлопной системы.
Снижение уровня шума начинается в резонаторе, где подавляются пульсации потока, и заканчивается в глушителе. В активных глушителях снижение уровня шума обеспечивается шумопоглощающей начинкой, а в реактивных (резонаторных) – системой камер и перегородок, заставляющих поток газов менять направление.
В турбированных двигателях в состав выхлопной системы включается дополнительный элемент – турбина. Еще одним важным элементом является лямбда-зонд (датчик кислорода), регулирующий состав топливно-воздушной смеси. Обычно их устанавливают парами, на входе в каталитический нейтрализатор и на выходе из него. В некоторых системах, в основном в отечественных автомобилях, вместо катализатора используется пламегаситель.
Пламегаситель – более дешевый прибор в сравнении с катализатором. Он разбивает поток газа на несколько отдельных потоков. При этом уменьшается скорость потока, его энергия и температура. Подобную функцию выполняет резонатор, так что использование пламегасителя снижает нагрузку на него и риск его оплавления горячими газами. Но этот элемент, в отличие от катализатора, не осуществляет окисления выхлопных газов, поэтому токсичность выхлопа не снижается.
Выхлопная система предназначена для решения следующих задач:
- вывод продуктов сгорания из цилиндров ДВС;
- защита водителя и пассажиров от их проникновения в салон – выхлопные газы выбрасываются за корму автомобиля, достаточно далеко от салона;
- снижение шума;
- уменьшение вибраций, которые при передаче на кузов вызывают его ускоренный износ;
- повышение экологичности двигателя.
Признаки неисправности выхлопной системы
Заподозрить поломку выхлопной системы в первую очередь позволяют характерные звуки:
- рев, доносящийся из-под днища или капота автомобиля, свидетельствует о том, что какие-то детали прогорели, образовалась трещина, нарушилась герметичность гофры, износились прокладки, оборвались эластичные крепления;
- металлическое дребезжание из-под капота указывает на разрушение внутренней структуры резонатора, а в районе заднего бампера – реактивного глушителя;
- прерывистый стук из-под днища характерен для износа опор глушителя.
Снижение мощности двигателя также может указывать на поломки системы отвода, оно обусловлено разными причинами, приводящими к увеличению сопротивления потоку газов:
- поврежден каталитический нейтрализатор;
- произошло разрушение внутренней структуры резонатора;
- неисправен кислородный датчик;
- выхлопная труба помята, сузился ее просвет.
Другие признаки неисправности выхлопной системы – на деталях появляется копоть, в салоне систематически ощущается запах сероводорода (характерно для неисправностей нейтрализатора). О неполадках каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда может сигнализировать система самодиагностики.
Виды и причины поломок
В выхлопной системе поломкам и повреждениям подвержены все элементы, но чаще всего выходят из строя каталитический нейтрализатор, глушитель и датчик кислорода (лямбда-зонд). Поломки делят на:
- механические, обычно возникающие вследствие наезда на препятствие – деформация, вмятины, трещины, обрыв металлических ячеек внутри резонатора или реактивного глушителя. В первую очередь страдает гофра, трубы прогорают или трескаются, обычно в местах изгибов;
- коррозионные, вызванные воздействием воды, конденсата, соли – повышенная хрупкость металла, разрушение металлических элементов;
- эксплуатационные – естественный износ, прогорание, достижение предельного срока службы.
Также поломки могут быть связаны с тем, что изначально использовались некачественные компоненты, которые сами быстро выходят из строя и провоцируют разрушение связанных с ними элементов.
При неправильной эксплуатации происходит преждевременный износ и отказ элементов системы, особенно уязвим нейтрализатор:
- при использовании некачественного бензина (этилированного, с металлсодержащими добавками) его каналы быстро забиваются;
- попадание масла в топливо приводит к коксованию ячеек нейтрализатора продуктами его сгорания;
- в ряде ситуаций часть топливно-воздушной смеси сгорает не внутри двигателя, а уже в нейтрализаторе, вызывая оплавление его сот. Такое происходит при неисправностях датчиков, пропусках зажигания, запуске машины в процессе буксировки;
- механические повреждения при неаккуратной езде или резкое охлаждение горячего корпуса при въезде в лужу приводят к разрушению корпуса.
Засорившийся каталитический нейтрализатор
В глушителе, помимо повреждений и износа корпуса, может случиться:
- обрыв внутренних перегородок, разрушение металлических секций – в реактивном;
- коксование шумопоглощающего наполнителя – в активном;
- повреждение подвески.
Кислородные датчики могут выходить из строя попарно или по отдельности. Им вредят те же факторы, что и нейтрализатору – некачественное топливо, примеси масла в продуктах сгорания, неполадки системы зажигания. К основным поломкам лямбда-зондов относятся:
- неисправность нагревателя;
- нарушение контакта, обычно вследствие окисления;
- прогорание или загрязнение керамического наконечника.
Ремонт выхлопной системы
При неисправности одного из элементов выхлопной системы все остальные работают с повышенной нагрузкой, кузов может страдать из-за вибраций, громкий звук выхлопа пугает и нервирует, серьезный дискомфорт причиняет запах тухлых яиц в салоне, да и вообще появляется риск отравления выхлопными газами. Так что чинить поврежденную систему нужно незамедлительно. В большинстве случаев нет необходимости прибегать к слесарному ремонту в автосервисе, устранить повреждения можно самостоятельно.
Обычно для ремонта необходимо полностью демонтировать выхлопную систему, это довольно продолжительный процесс, хотя ее удерживает относительно небольшое количество крепежных элементов.
- иногда проблемы связаны с тем, что между корпусом выхлопной системы и днищем автомобиля набилась грязь. Если в результате не произошло механических повреждений и коррозии, грязь достаточно просто вычистить;
- прогоревшие уплотнительные прокладки между элементами необходимо заменить;
- небольшие трещины, отверстия в трубах завариваются. При крупных повреждениях проблемный участок вырезается и закрывается заплаткой из листового металла, которую приваривают по периметру. Перед началом сварки обрабатываемый участок нужно тщательно очистить от ржавчины и загрязнений;
- при засорении, оплавлении, разрушении корпуса каталитического нейтрализатора его необходимо менять полностью. Ремонту и восстановлению эта деталь не подлежит;
- гофра с нарушенной герметичностью также подлежит замене;
- если оборвались, ослабли эластичные крепления, их необходимо заменить, если такое происходит в дороге, можно временно зафиксировать глушитель подручными средствами;
- при отрыве разделительной перегородки внутри глушителя его необходимо вскрыть болгаркой или фрезой, приварить отвалившиеся элементы и заварить шов на корпусе.
Если нет возможности обратиться в автосервис или воспользоваться сварочным аппаратом, при внешних повреждениях корпуса возможен временный ремонт с применением эпоксидного клея и термостойкого бинта или стеклоткани. Но таких мер хватит максимум на месяц.
Контроль состояния штатных подвесов, использование качественного топлива, своевременный ремонт системы зажигания продлят срок службы выхлопной системы. При появлении первых подозрительных признаков нужно ее обследовать и произвести необходимый ремонт. Если возникают затруднения с самостоятельной диагностикой и ремонтом этой системы, можно обратиться к специалистам компании JapZap. Также здесь можно приобрести контрактные запчасти для замены пришедших в негодность.
Источник: https://japzap.ru/blog/kogda-vykhlopnaya-sistema-avtomobilya-nuzhdaetsya-v-remonte/
Определяем состояние двигателя по цвету выхлопных газов
Диагностика состояния узлов и агрегатов двигателя сегодня стоит ощутимых для семейного бюджета денег. Вместе с тем, определить состояние двигателя и довольно легко и точно оценить серьезность имеющихся неисправностей можно по цвету и оттенку выхлопных газов.
Почему дымит двигатель
Наверное, многие из вас замечали, что дым из выхлопных труб различных автомобилей бывает белым, черным или сизым. Это – важный диагностический признак, напрямую указывающий на различные неисправности в двигателе и его системах. В дальнейшем речь пойдет именно о них.
Чаще всего двигатель начинает дымить при различных неполадках системы подачи топлива, системы зажигания или даже системы охлаждения, поломки или износа узлов газораспределительного механизма и (или) цилиндропоршневой группы. В зависимости от вида и характера неисправности, двигатель начинает сильно дымить при избытке топлива, поступающего в цилиндры или при нарушении условий его сгорания, а также при попадании в цилиндры различных технических жидкостей (вода, масло, антифриз). В зависимости от типа неисправности, выхлопные газы приобретают характерный для нее цвет.
Разные цвета выхлопных газов
Часто бывает так, что неисправность одной системы двигателя обуславливает появление другой, которая, в свою очередь, служит причиной его дымления. Например, нарушение циркуляции жидкости в системе охлаждения может обуславливать систематический перегрев двигателя и как следствие, приводить к сильному износу поршневых колец. В результате чего, в цилиндры двигателя начинает поступать больше моторного масла. Сгорая, оно придает сизый оттенок выхлопным газам.
Определяя неисправность двигателя по цвету выхлопных газов, необходимо также сопоставлять его с другими сопутствующими неполадками:
- падение мощности;
- появление детонационных стуков;
- повышенный расход масла или тосола;
- масляные пятна в расширительном бачке;
- белесо-молочный цвет моторного масла и т.д.
Также необходимо помнить, что появление дыма может возникать в результате влияния различных факторов окружающей среды (температура воздуха, влажность и т.д.)
Дым белого цвета
Появление белого дыма из системы выпуска отработавших газов при запуске и работе двигателя в режиме прогрева – явление нормальное. Это не дым, а водяной пар. Дело в том, что в выпускном трубопроводе, глушителе и резонаторе часто конденсируется влага. Часто можно видеть капли воды, стекающие из выхлопной трубы вместе с паром. По мере прогрева двигателя влага испаряется и дымление исчезает.
Белый дым
Водяной пар также появляется и при низких температурах воздуха. И чем холоднее на улице, тем плотнее выделяется пар из выхлопной трубы. Этот пар может быть белого или слегка сизоватого цвета и легко рассеивается в окружающем воздухе. Если белый дым появляется на хорошо прогретом двигателе, а сочащаяся жидкость несколько плотнее воды и имеет специфический запах антифриза, — это явное свидетельство попадания в цилиндры охлаждающей жидкости через пробой в прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ), либо через трещины в головке или блоке цилиндров.
Оттенок испаряющейся жидкости во многом зависит от состава используемого охлаждающего агента (вода, тосол или антифриз), погоды и режима работы двигателя. В некоторых случаях он может напоминать сизый масляный дым. Но, в отличие от него испаряющаяся жидкость быстро растворяется в окружающем воздухе. Также, испаряющаяся жидкость не оставляет жирных следов на разогретой выхлопной трубе.
Для проверки следует поднести чистый лист не очень плотной бумаги или сухую чистую бумажную салфетку к выхлопной трубе прогретого до рабочей температуры двигателя. Следы влаги постепенно испарятся, а жирные масляные следы будут хорошо видны на поверхности бумаги.
Для выяснения причины попадания охлажадющей жидкости в цилиндры двигателя, необходимо осторожно снять крышку с расширительного бачка или заливной горловины радиатора при работающем двигателе и проверить наличие масляной пленки, запаха или пузырьков выхлопных газов.
Посмотрите видео о диагностике неисправностей двигателя при белом дыме из выхлопной трубы:
Очень часто при трещине в блоке цилиндров или пробое прокладки отмечается постоянное падение уровня охлаждающей жидкости без следов утечки. Для проверки пробоя достаточно пережать руками верхний патрубок, идущий к радиатору и запустить двигатель. Если при заведомо исправном термостате через короткое время чувствуется давление, значит имеет место прорыв отработавших газов в систему охлаждения.
При выраженном пробое прокладки ГБЦ жидкость в расширительном бачке может бурлить и выбрасываться как при перегреве. При остановке двигателя уровень жидкости начинает постепенно понижаться. Это означает ее уход в цилиндры через неплотно прилегающую прокладку, либо трещину в ГБЦ. Далее, жидкость попадает в картер двигателя, где смешивается с моторным маслом, образуя жидкую эмульсию мутного или белесо-молочного цвета. Эмульсия оставляет на крышке маслозаливного отверстия характерный желто-серый или белесый налет.
Попадание в цилиндр двигателя воды, антифриза или тосола во время его работы может привести к гидроудару и как следствие, выходу его из строя. Если размеры трещины или пробоя незначительны, то эти признаки могут отсутствовать. Для проверки, в какой из цилиндров происходит утечка жидкости, производится следующая процедура. Автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, включается передача или блокировка двигателя.
На неработающем двигателе выворачивается свеча зажигания, снимается крышка с радиатора или расширительного бачка. После этого, во все цилиндры поочередно подается воздух при перекрытых клапанах.
Если при проверке какого-либо из цилиндров наблюдается появление пузырьков в охлаждающей жидкости, значит, имеется повреждение, нарушающее герметичность цилиндра, а дальнейшая более точная диагностика неисправности возможна только после демонтажа головки блока цилиндров.
Прогар прокладки ГБЦ
В ряде случаев, прогару прокладки ГБЦ может предшествовать деформация — изгиб головки блока цилиндров в результате перегрева двигателя, например, при неисправной помпе, термостате или вентиляторе принудительного охлаждения. Блок цилиндров и ГБЦ также необходимо проверить на наличие трещин визуально, а также на специальном оборудовании под давлением.
В некоторых случаях попадание охлаждающей жидкости в цилиндры происходит через поврежденную или неплотно прилегающую прокладку впускного коллектора. В этом случае часто жидкость попадает в камеры сгорания через системы обогрева впускного коллектора.
В таких случаях следов выхлопных газов в системе охлаждения нет, но жидкость уходит без видимых признаков течи, а в поддоне двигателя наблюдается образование эмульсии.
Подобные признаки, связанные с появлением белесого дыма требуют точного выявления и устранения прямой причины, в противном случае это моет привести к более серьезной поломке и соответственно, к более дорогому ремонту. После устранения указанных неисправностей, полезно проверить работу всех элементов системы охлаждения: термостата, насоса, датчика температуры, вентилятора и пр., поскольку в большинстве случаев они возникают именно в результате перегрева двигателя.
Дым черного цвета
Черный дым из выхлопной трубы
Черный коптящий дым из выхлопной трубы в большинстве случаев свидетельствует о переобогащенной горючей смеси, либо о нарушении ее горения в цилиндрах. Черный дым может быть прямым следствием неисправной системы зажигания, подачи, смешения или впрыска топлива.
Черный дым представляет собой частицы сажи, оседающей на свечах зажигания, тарелках клапанов, стенках цилиндров и системе выпуска отработавших газов.
Кроме того, продукты неполного сгорания топлива образуют кокс, что сопровождается появлением детонации, калильного зажигания (дизелингом), а в ряде случаев становится причиной залегания поршневых колец и нарушении герметичности клапанов.
Появление черного дыма обычно сопровождается резко возросшим расходом топлива, затрудненным запуском и потерей мощности. На карбюраторных двигателях появление черного дыма свидетельствует об износе дозирующей иглы, нарушении регулировке поплавка в поплавковой камере или засорения воздушных жиклеров.
Также, причиной сильного дымления может быть нарушенная установка угла опережения зажигания. Инжекторные двигатели обычно дымят в результате переобогащения горючей смеси в результате выхода из строя различных датчиков (абсолютного давления, кислорода (лямбда-зонд), массового расхода воздуха и др.), а также выхода из строя форсунок, что может таить опасность гидроудара или возгорания, т.к. из неисправной форсунки в цилиндр может попасть большое количество топлива. Дизельные двигатели часто дымят черным дымом при выходе из строя ТНВД, а также в нарушении регулировки угла опережения впрыска топлива.
Одним из самых неприятных последствии при появлении черного дыма является повышенный износ и даже поломка деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие смыва масла со стенок цилиндра большим количеством топлива. Большое количество топлива, попадая из камеры сгорания в картер, разжижает масло, значительно ухудшая его лубрикационные (смазывающие) свойства. Признаком этого является появление у масла характерного запаха топлива (бензина или солярки у дизельных двигателей).
Дым синевато-сизого цвета
Синевато-сизый дым
Одним из явных признаков попадания излишков моторного масла в камеру сгорания является появление синеватого дымка из выхлопной трубы. Он подолгу не рассеивается в воздухе и обладает характерным запахом. Часто наряду с дымлением на конце выхлопной трубы заметно «масляное кольцо», — обволакивающий жирный след. Синеватое дымление может быть вызвано многими причинами:
- поломкой;
- залеганием или износом маслосъемных колец и втулок клапанов;
- износом цилиндропоршневой группы;
- использованием масла не соответствующей марки и вязкости, рекомендованной для данного двигателя;
- износом или выходом из строя в результате перегрева двигателя маслосъемных колпачков.
Наиболее часто встречающийся дефект – износ или залегание поршневых колец. Часто этому сопутствует падение мощности двигателя, повышенный расход масла и топлива. Для определения степени износа цилиндропоршневой группы, необходима проверка степени сжатия (компрессии) во всех цилиндрах двигателя.
Для этого необходимо вывернуть все свечи зажигания из цилиндров, замкнув на «массу» центральный высоковольтный провод или все высоковольтные провода. После чего установить на отверстие свечи компрессометр и попросить помощника прокрутить коленчатый вал двигателя при помощи стартера.
Если компрессия в каком-либо из цилиндров ниже 8 – 11 в зависимости от марки и модели двигателя, причина дымления найдена.
Для проверки состояния маслосъемных колец необходимо взять шприц, залить с его помощью в каждый из цилиндров 5-10 мл моторного масла, затем установить компрессометр и прокрутить коленвал двигателя. Возросшая на 4-5 компрессия свидетельствует о поломке, износе или залегании маслосъемных колец.
Об износе деталей цилиндропоршневой группы могут свидетельствовать следы масла во впускном тракте под воздушным фильтром, а также то, что двигатель сильно «сапунит». Для проверки следует отсоединить шланг вентиляции картера от впускного тракта и несколько раз нажать на педаль акселератора. Сизый дым, обильно идущий из шланга, более чем красноречиво говорит о предстоящей замене поршневых колец или капитальном ремонте двигателя.
В некоторых случаях замасливание свечей зажигания вплоть до их замыкания мостиком сажи и появление сильных детонационных стуков свидетельствует об износе сальников клапанных втулок или маслосъемных колпачков. В этом случае, после их замены детонационные стуки и сизое дымление из выхлопной трубы исчезает.
Заключение
Во всех случаях, когда двигатель начинает дымить, эксплуатировать автомобиль категорически не рекомендуется, поскольку последствия беспечной езды с неисправным двигателем может обернуться неожиданными и крупными затратами на капитальный ремонт, а то и полной заменой двигателя.
Источник: https://pro-zamenu.ru/dvigatel/opredelaem-sostoyanie-dvigetelya-po-cvetu-vyhlopnyh-gazov.html
Советы перекупщика. Как по выхлопной трубе можно определить состояние двигателя?
Можно ли по выхлопной трубе, интенсивности дыма и его цвету определить состояние двигателя, своевременно обратившись в сервис за диагностикой и ремонтом.
Выхлопная система – это лакмусовая бумажка для каждого автомобиля и двигателя. Любые имеющиеся неисправности мотора будут проявляться именно изменением режима работы выхлопной системы и появлением из трубы глушителя копоти, неприятного по-своему запаху выхлопа с чёрным или сизым дымом. Поговорим поподробнее о том, как по выхлопной трубе определить состояние двигателя.
Чёрный конденсат на выхлопной трубе. 6 лет автомобилю, пробег 63000 км.
Появление чёрного конденсата
Чаще всего автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией, когда из глушителя, в особенности на холодной машине, начинает выходить конденсат с жидкостью чёрного цвета. Вопреки расхожему мнению, подобное не является неисправностью и считается естественным в российских климатических условиях, для которых характерна высокая влажность и существенные перепады температур. При коротких поездках в глушителе начинает скапливаться конденсат, который в последующем при перегазовках выходит с выхлопными газами.
Не нужно пугаться темного и чёрного цвета такого конденсата, дело в том, что в глушителе скапливаются разнообразные отложения и сажа, которая вымывается конденсатом и выводится наружу. Кстати, длительное нахождение конденсата в банках глушителя может привести к появлению коррозии, поэтому многие опытные автовладельцы в нижней плоскости глушителя высверливают небольшие отверстия для отвода такой жидкости. И всё же подобное решение проблемы не всегда является оптимальным, так как в таком случае активируется процесс разрушения и прогорания глушителя, который прослужит от силы 3-5 лет, требуя в последующем замены.
Подносим белый лист бумаги к выхлопной трубе
Сизый дым из выхлопной трубы
Сизый дым из выхлопной трубы – это серьёзная проблема, которая потребует незамедлительной диагностики и устранения имеющихся неисправностей двигателя. Причин подобного может быть множество, это повреждение головки блока цилиндров, через которую в камеру сгорания попадает масло, пробой головки блока цилиндров, износ маслосъемных колпачков и ряд других серьезных неисправностей.
Оставлять без внимания подобные проблемы не рекомендуется, тем более что они чаще всего сопровождаются масложором. Автовладельцу необходимо будет как можно скорее обращаться в сервис, что позволит устранить возможные неисправности, предупредив при этом выполнение уже капитального ремонта, который будет иметь соответствующую стоимость. Если же проводится выбор подержанного автомобиля, то при наличии такого сизого дыма из выхлопной трубы, от покупки машины следует воздержаться.
Сизый дым из выхлопной трубы
Черная копоть на выхлопной трубе
При появлении большого количества черной копоти на внутренних элементах выхлопной трубы следует также обращаться в сервис за выполнением соответствующей диагностики. Подобное может свидетельствовать о проблемах с топливной системой, когда в двигатель идёт необогащённая или переобогащенная смесь. В подобном случае не только теряется мощность мотора, но и увеличивается расход бензина или дизеля.
При наличии такой черной копоти также проверяются сажевые фильтры и катализаторы, которые могут забиваться, не выполняя свою работу, что приводит к серьёзным неисправностям двигателя. Автовладельцу необходимо своевременно обслуживать двигатель, учитывая требования автопроизводителя в части сервиса, а при появлении таких симптомов поломок, к которым относится копоть на внутренних поверхностях выхлопной трубы, сразу же обращаться в мастерские за диагностикой.
Чёрный конденсат на выхлопной трубе. 15 лет автомобилю, пробег 237000 км.
Белый дым из трубы с характерным химическим запахом
Появление большого количества белого дыма из выхлопной трубы свидетельствует о потере герметичности системы охлаждения. Из поврежденной рубашки цилиндров или клапанной крышки в камеру сгорания и в масло попадает антифриз, после чего он обгорает, попадает в выхлопную систему. Автовладелец в подобном случае может заметить густой белый пар из трубы, который не проходит по мере разогрева автомобиля.
При подобных неисправностях владельца машины ожидает сложный и дорогостоящий ремонт, чаще всего требуется менять головку блока цилиндров, а это одна из самых дорогих деталей всего мотора. Предупредить подобные неисправности можно, в том числе поддержанием исправного технического состояния системы охлаждения, предупреждая эксплуатацию автомобиля при существенных перегрузках.
Декоративная насадка на выхлопную трубу
Подведём итоги
Выхлопная система – это своеобразный маркер состояния двигателя. Если появляется из трубы пар с нетипичным цветом и запахом, то подобное может свидетельствовать о проблемах с маслосъёмными колпачками, прокладкой клапанной крышки или потере герметичности системы охлаждения. Автовладельцу в подобных случаях необходимо обращаться в специализированные мастерские, выполнять соответствующую диагностику и ремонт автомобиля.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5935a898d7d0a62756e9cd2b/5df3ec2198930900b68caf04
Как диагностировать неисправность по цвету дыма из выхлопной трубы
Цвет выхлопных газов мало волнует хозяина автомобиля до тех пор, пока не увеличится их количество. Это закономерно, ведь небольшой дымок из трубы во время работы двигателя практически незаметен. Появление клубов дыма позади авто наводит на мысль о причинах серьёзной неисправности двигателя либо системы подачи топлива. Предварительно определить природу неполадки можно цветовому оттенку выхлопа, который бывает черным, белым и сизым.
Как выглядит дым от исправного автомобиля
При работе на холостых оборотах прогретый двигатель почти не дымит, потому и владельцы исправных авто не ощущают дискомфорта и не обращают на этот фактор внимания. Когда выхлопные газы еле заметны, то и определить их цвет невозможно. Только в режиме прогрева, выполняемого в холодное время года, различается дымок серого оттенка, пропадающий после выхода двигателя на рабочую температуру.
Другой эффект, отмечаемый в холодный период, чаще зимой, — выброс из трубы глушителя капель воды. Но это нормальный процесс, сопровождающий испарение конденсата, образующегося внутри выпускного тракта от перепада температур. После прогрева всех частей системы — коллектора, глушителя и резонатора капли воды пропадают.
Посадив за руль помощника, резко нажимающего на педаль газа, можно наблюдать кратковременный чёрный выхлоп. Это тоже вполне нормально, поскольку в момент нажатия на акселератор топливная система временно обогащает топливовоздушную смесь. На дизельном двигателе чёрный выброс будет чуть заметнее, чем на бензиновом.
Диагностика неисправностей двигателя по цвету выхлопа
Когда выхлопные газы валят из трубы клубами, то определить их окраску несложно. Другое дело — правильно их интерпретировать по отношению к неполадкам машины. Расшифровка по цветам автомобильных выбросов выглядит так:
- Появление чёрного дыма свидетельствует о том, что доля бензина или солярки в топливовоздушной смеси слишком велика (переобогащённая смесь).
- Густой белый дым, в действительности являющийся водяным паром. Говорит о том, что в цилиндры двигателя уходит охлаждающая жидкость (антифриз, тосол).
- Темно-сизый выхлоп — это результат горения масла, поступающего в камеры сжигания силового агрегата.
Поскольку в двигателях применяются разные моторные масла с различными присадками, окрас выбрасываемых газов может варьироваться от серого до тёмно-синего оттенка, включая голубой. Отсюда и разные описания явления от автомобилистов.
Когда понятен источник образования повышенного количества дыма того или иного цвета, можно приступить к поиску неполадок. Важно понимать, что точно диагностировать симптомы неисправности только по окраске дыма нельзя. Этот признак помогает очертить зону поиска, а дальше нужно определять дефекты другими методами.
Причины переобогащения топливной смеси (чёрный на дизеле или бензиновом)
Клубы чёрного дыма могут появляться как на инжекторных, так и на карбюраторных авто
В карбюраторных двигателях излишне обогащённую смесь готовит сам карбюратор либо она становится такой из-за длительной езды на изношенных свечах зажигания.
Природа явления следующая: старые свечи пропускают циклы воспламенения или дают слишком слабый разряд, отчего горючее в камере не сжигается. Этот бензин стекает через цилиндры в картер и разжижает масло. При нагреве смесь начинает испаряться и по шлангу вентиляции картера снова подаётся в карбюратор и цилиндры.
Процесс течёт лавинообразно: чем богаче становится смесь, тем больше бензина снова попадает в картер.
: Движение назад с прицепом
Проблема обнаруживается при снятии патрубка сапуна на холостых оборотах двигателя. Из него явственно пахнет бензином, а силовой агрегат после отключения шланга работает ровнее и стабильнее. Устранить несложно, необходимо поменять свечи и моторное масло, какое было рекомендовано производителем. С неисправностями карбюратора справиться сложнее, в подобной ситуации лучше обратиться на автосервис. Кто желает справиться с проблемой самостоятельно, может изучить причины переобогащения топливной смеси карбюратором:
- вышел из строя игольчатый клапан или поплавок, отчего уровень бензина в камере слишком высокий;
- порвалась мембрана насоса-ускорителя;
- то же, мембрана экономайзера;
- засорился воздушный канал холостого хода;
- износились дроссельные заслонки и через просветы мотор тянет горючее напрямую;
- засорились главные воздушные жиклёры;
- имеет место трещина в корпусе.
В инжекторных двигателях список причин не настолько велик:
- Износились и перестали держать давление форсунки, бесконтрольно пропуская бензин в цилиндры.
- Вышел из строя датчик ДМРВ либо лямбда-зонд, по чьим показаниям контроллер готовит смесь. В этом случае он переводит систему в аварийный режим работы с большим расходом горючего, а на приборной панели горит табло Chek Engine.
Сигнал Chek Engine на приборной панели не всегда является признаком переобогащённой топливной смеси, но часто говорит о других, более серьёзных неполадках - В магистрали топливоподачи слишком высокое давление, причина — неработающий регулятор или перепускной клапан.
Все перечисленные поломки рекомендуется устранять на СТО, для самостоятельной работы с инжектором нужны соответствующие знания и диагностическое оборудование. Кроме того, в инжекторном моторе, как и в карбюраторном, встречается та же проблема со свечами и попаданием бензина в масляный картер.
Аналогичные с инжектором проблемы возникают и в дизельных силовых агрегатах, только вместо бензонасоса с регулятором в них может превысить давление неоткалиброванный насос ТНВД. Есть и другая неисправность — неверно выставлено дизельное «зажигание», из-за чего впрыск солярки происходит не вовремя и часть её не сгорает, вылетая в трубу в виде чёрного дыма.
Откуда вода в цилиндрах авто на инжекторе или карбюраторе (идёт сильный белый дым)
Влага, превращающаяся в пар, — это охлаждающая жидкость, попадающая в камеры сгорания следующими путями:
- через пробитую прокладку головки цилиндров;
- то же, только через прокладку впускного коллектора;
- сквозь трещину в корпусе головки.
Есть способ убедиться, что из выхлопной идёт именно пар, а не масляный угар. Нужно поднести к ней белую бумагу при работающем моторе. Пар не оставит следов, а от сгоревшей смазки появится чёрный налёт. Вторичный признак — чистые, как будто вновь отмытые электроды свечей зажигания.
Состояние и окрас рабочей части свечей, как и дыма из выхлопной, может многое сказать о работе силового агрегата и системы топливоподачи. При исправном состоянии всех узлов нормальный цвет электродов — светло-коричневый.
Белый дым может появляться и в тёплое время года, и далеко не всегда это безобидный пар
Следующий шаг — заглянуть в расширительный бачок с антифризом. На горячем двигателе крышку откручивать осторожно и медленно, чтобы стравить воздух! Если уровень жидкости снизился, появилась белая пена или масляные разводы, которых быть не должно, можно приступать к разборке силового агрегата.
Точный диагноз удастся поставить только при снятой головке цилиндров, но чаще всего виновата прокладка, трещина — крайне редкий случай. Прокладку следует заменить, как и масло с антифризом. Подобные неисправности идентичны для всех типов двигателей как бензиновых, так и дизельных.
Признаки износа поршневой группы (дымность серая, синяя, сизая)
При появлении такого выхлопа первым делом нужно вывернуть свечи зажигания и осмотреть рабочую часть. Если электроды покрыты тёмным пушистым налётом, а на юбке и резьбовой части заметно масло в жидком виде, то оно точно проникает в цилиндры по следующим причинам:
- износились маслосъемные и компрессионные поршневые кольца;
- выработка стенок цилиндров в виде эллипса настолько велика, что смазка проникает в просвет между гильзами и поршнями;
- растрескались или задубели маслоотражающие колпачки, стоящие на толкателях клапанов;
- в наддувных дизельных моторах источником проблемы может оказаться турбина или компрессор, подбрасывающий масло в камеры сгорания.
Не забывайте проверять состояние маслосъёмных колпачков!
Чтобы точнее найти «виновника» в бензиновом двигателе, необходимо снять патрубок вентиляции картера во время его работы. Если оттуда пойдёт такой же едкий сизый дым, как из выхлопной, то дело в поршневой группе, пропускающей газы в картер. Когда дыма нет, надо вскрыть клапанную крышку и проверить состояние колпачков-маслоотражателей.
Универсальный метод проверки состояния поршневой в дизельных и бензиновых моторах — замер компрессии. Он сразу даст понять, когда пора заменить поршни с кольцами либо поменять клапаны. Устранение неисправностей связано с полной или частичной разборкой силового агрегата, поэтому производится силами автосервиса. При наличии соответствующих навыков и инструментов возможен и самостоятельный ремонт, хотя для расточки гильз и подгонки поршней придётся всё равно обратиться на СТО.
При запуске дизелей иногда отмечается появление большого количества дыма, который спустя пару минут пропадает, а работа агрегата входит в норму. Практика показывает, что данное явление не есть признак неисправности. Возможно, топливной аппаратуре требуется регулировка или очередное обслуживание. Чтобы в этом удостовериться, достаточно проверить состояние свечи накала. При увеличении расхода масла или солярки на ней появится нагар либо чёрный налёт.
Клубящийся дым позади автомобиля — верный признак приближающегося ремонта. Вопрос — сколько до него осталось. В этом отношении наиболее опасен белый паровой выхлоп, сигнализирующий о немедленном ремонте. Иначе вместе с прокладкой ГБЦ придётся менять коленвал с поршневой группой. С чёрным или сизым дымом ездить крайне нежелательно, хотя и возможно, но только на короткие расстояния.
Источник: https://auto-gl.ru/kak-diagnostirovat-neispravnost-po-cvetu-dyma-iz-vyhlopnoy-truby/
Определение неисправностей двигателя по дыму из выхлопной трубы
Дым, который испускает выхлопная труба, бывает различным: белый, черный и других оттенков. Цвет дыма является определяющим признаком возникших в двигателе неисправностей. Разговор пойдет именно о них.
Дым, который испускает выхлопная труба, бывает различным: белый, черный и других оттенков. Цвет дыма является определяющим признаком возникших в двигателе неисправностей. Разговор пойдет именно о них.
Дым появляется в случае, когда не исправны следующие системы и рабочие детали двигателя: система охлаждения, питания, управления впрыском, распределительный механизм, цилиндропоршневая группа и так далее. Дым, как правило, образуется из-за попадания в цилиндры жидкости системы охлаждения, либо из-за того, что топливо неправильно или не до конца сгорает, или из-за попадания масла в цилиндры. Именно из-за сгорания масла, выхлопные газы имеют характерный цвет.
Очень часто неполадки одной системы, являющейся источником появления дыма, приводят к дефектам другой. Например, неисправная работа системы охлаждения влечет за собой перегрев двигателя, следствием чего является пригорание поршневых колец. Именно по этой причине, в цилиндры поступает масло, что и вызывает появление дыма.
Чтобы найти причину, необходимо сопоставить все видимые обстоятельства: характер дымления, видимые сопутствующие признаки, возможное влияние внешней среды.
Выброс дыма белого цвета из выхлопной трубы
Дым белого цвета, исходящий из выхлопной трубы, представляет собою нормальное явление во время прогревания мотора. Правда, это, скорее всего, виден пар, а не дым. Вода в виде пара является показателем высокой влажности в выпускной системе. В холодной выпускной системе влага, содержащаяся в воздухе, становится заметной из-за частичной ее конденсации. Появление воды на срезе трубы является нормальным. Конденсат и пар исчезают, когда система становится прогретой.
Заметим, что белый пар возникает и на прогретом до рабочей температуры моторе, если температура окружающей среды ниже десяти градусов. Плотность дыма из выпускной трубы напрямую зависит от температуры и влажности воздуха. Чем холоднее воздух, и выше его влажность, тем пар плотнее.
Белый дым так же может появиться при теплом воздухе и на двигателе, который хорошо прогрет. Из-за негерметичности головки блока охлаждающая жидкость может попадать в цилиндры, что также является причиной образования дыма.
В том случае, когда вода, которая содержится в составе охлаждающей жидкости, не испаряется полностью при сгорании топлива, поэтому возникает плотный белый дым-пар. Состав охлаждающей жидкости, освещенность на улице, погода определяют оттенок пара. Иногда он бывает сизого цвета, как будто это «масляный» дым.
Распознать водяной пар довольно легко. Водяной пар исчезает очень быстро, «масляный» же дым в воздухе надолго оставляет туман синеватого оттенка.
Целый ряд целевых проверок понадобится для того, чтобы убедиться в том, что проблема состоит в системе охлаждения. Тот факт, что из выхлопной трубы выбрасывается вода, а не масло, определить довольно просто. Для этого двигатель хорошо разогревают и листом бумаги кратковременно прикрывают отверстие выхлопной трубы. Если из трубы выбрасывается вода, то ее капли испарятся и не оставят явно заметных жирных следов, и на ощупь они жирными не будут.
При дальнейшем поиске причины, нужно учитывать конструкцию двигателя. Причиной проникновения антифриза (тосола) в цилиндр, может быть не только поврежденная прокладка ГБЦ, но и повреждения самого блока цилиндров (трещины). Иногда причиной проникновения в охлаждающую систему выхлопных газов (порою там может образовываться газовая пробка) являются такие повреждения при работе двигателя, это, как правило, и является основой для выяснения причины выброса дыма.
Если открыть крышку радиатора (а при ее отсутствии — крышку расширительного бачка), то почувствуется резкий запах выхлопных газов и можно увидеть на поверхности антифриза масляную пленку. Уровень жидкости станет заметно пониженным. Характерным является то, что при запуске неразогретого двигателя происходит рост давления в системе охлаждения. Этот факт можно проверить, если сдавить рукой верхний радиаторный шланг.
В расширительном бачке уровень жидкости нестабилен и быстро увеличивается, заметен выход пузырьков газа, периодически выбрасывается охлаждающая жидкость из горловины. Картина поменяется, если двигатель остановить. Жидкость уйдет в цилиндр. Постепенно она пройдет через поршневые кольца в масло и попадет в поддон картера. Запуская двигатель снова, масло перемешается с жидкостью, образуя эмульсию и меняя цвет на непрозрачный и более светлый оттенок.
Эмульсия циркулирует по системе смазки и оставляет следы в виде пены от бледно-голубого до желто-коричневого оттенков на пробке маслозаливной горловины и крышке головки. Этот факт можно проверить, вынув масляный щуп и открыть пробку горловины. Если же повреждение невелико (трещина, прогар), то вероятно, изменений не будет (иногда, масло остается чистым, несмотря на образование пены на пробке).
В случае если в цилиндре наблюдается существенная негерметичность, жидкость накапливается над поршнем и в первый момент при запуске препятствует провороту стартером коленчатого вала. Случаются и более сложные случаи, когда наблюдаются гидроудар в цилиндрах, поломка и деформация поршневых колец и поршней, шатунов и клапанов.
Место дефекта можно определить более точно: при попадании в цилиндр охлаждающей жидкости происходит очищение всего, с чем имеется контакт, по этой причине свеча зажигания выглядит абсолютно свежей. Если воздух подать под давлением через отверстие свечи, то в расширительном бачке уровень жидкости повысится (нужно провернуть коленвал в такое положение, при котором два клапана будут закрыты, поставить машину на тормоз и включить передачу).
Дальнейшую диагностику можно произвести, только сняв головку блока. При этом нужно проверить состояние самой прокладки, осмотреть визуально камеру сгорания, плоскости головки и самого блока цилиндров, поршни и клапана.
Если, например, из-за неисправности вентилятора, термостата и других причин двигатель перегревается, происходит прогар прокладки, который зачастую ведет за собой деформацию плоскости головки. Сложнее, если конкретные дефекты не обнаружены. В этом случае необходимо головку проверить на герметичность под давлением. Вероятно, что рядом с седлом выпускного клапана обнаружится трещина. Опустив поршень до нижней мертвой точки, нужно досконально осмотреть цилиндр на наличие трещин и прочих дефектов.
Иногда, из-за того, что прокладка впускного коллектора негерметична, охлаждающая жидкость через впускную систему попадает и в цилиндр. В таких случаях масло становится эмульсией, уровень охлаждающей жидкости падает очень быстро, не смотря на то, что вы не уловите запаха выхлопных газов, и давление в системе охлаждения будет стабильным. Чтобы напрасно не снимать головку блока, нужно обратить внимание на все эти признаки.
Для того чтобы исправить неполадки, которые связаны с выбросом дыма белого цвета из выхлопной трубы, нужно устранить первопричины. Так как неполадки связаны с перегревом двигателя, необходимо аннулировать все неисправности в системе охлаждения. Неполадки могут быть связаны с неисправностью термостата, муфты или вентилятора, негерметичностью радиатора, его пробкой, датчиком включения вентилятора, шлангов или соединений.
Нельзя эксплуатировать автомобиль, если белый дым, и неполадки, которые сопутствуют ему, очевидны. Необходимо помнить о том, что дефекты имеют свойство быстро прогрессировать, и мотор, который работает на смеси масла и воды, провоцирует резкий износ деталей. Наверняка, капитальный ремонт в этом случае, может понадобиться уже очень скоро.
Выброс дыма черного цвета из выхлопной трубы
Выброс черного дыма через выхлопную трубу – это показатель переобогащения топливовоздушной смеси и неполадок системы питания, системы управления впрыском, системы зажигания. Такого рода дым хорошо виден на светлом фоне в виде частичек сажи, которые являются продуктами неполного сгорания топлива.
Дым черного цвета, зачастую, сопровождается плохим запуском, большим расходом топлива, неустойчивой работой двигателя, завышенной токсичностью выхлопных газов, а также потерей мощности из-за того, что состав топливовоздушной смеси неоптимален.
Если двигатель карбюраторный, то черный дым может возникать из-за того, что закоксовываются воздушные жиклеры, и из-за перелива в поплавковой камере, возникающего из-за дефекта игольчатого клапана. Так же причиной может служить неверно выставленный угол опережения зажигания.
Если двигатель бензиновый, при впрыске топлива появляется переобогащение топлива из-за неисправностей и отказах датчиков расхода воздуха, датчика кислорода и др., а также из-за негерметичности форсунок. Негерметичность форсунок опасна гидроударом в цилиндре при запуске.
Проблема в том, что, если форсунка неисправна, в цилиндр может произойти вытечка большого количества топлива, которое не даст поршню подняться до верхней мертвой точки. Так же черный дым у дизелей может появляться и при неправильно выставленном (завышенном) угле опережения впрыска.
Вследствие того, что при избытке топлива происходит смыв масла со стенок цилиндров и ухудшение смазки, может наблюдаться повышение износа деталей цилиндропоршневой группы. Помимо всего, топливо еще и попадает в масло, разжижая его. Условия смазки также ухудшаются и в остальных сопряженных деталях двигателя. Иногда, разжижение масла настолько велико, что его уровень (уровень смеси масла и топлива) в картере заметно повышается, приобретая при этом характерный запах.
https://www.youtube.com/watch?v=xornXW91ut4
Узнайте как присадки INDIGO помогут устранить неисправности и дым…
Источник: https://windigo.ru/podbor/stories/1151-engine-trouble-smoke/
Как узнать степень износа двигателя автомобиля
Начнем с того, что общий пробег автомобиля далеко не всегда указывает на реальное состояние важнейших узлов и агрегатов (двигателя, трансмиссии, элементов рулевого управления, навесного оборудования и т.д.). Что касается силовой установки, в ряде случаев возникает необходимость определить износ двигателя, например, при покупке подержанного авто. Важно понимать, что не всегда мотор, который при этом сильно изношен, обязательно должен плохо заводиться и «тянуть», а также шуметь, стучать и т.д.
Бывает так, что явных проблем с запуском не наблюдается, тяга на первый взгляд вполне приемлемая, агрегат работает ровно. Однако через несколько тысяч или даже сотен километров такой двигатель все равно попадает на дорогостоящий ремонт по причине сильного износа.
В этой статье мы поговорим о том, на какие признаки следует обращать внимание в рамках поверхностной проверки ДВС, а также как можно узнать износ двигателя без его разборки.
Определение степени износа мотора по косвенным признакам
Прежде всего, проверку ДВС необходимо начинать с анализа работы двигателя. Как уже было сказано, в норме не допускаются затруднения при запуске, троение во время работы, стуки, шумы и другие посторонние звуки, вибрации и т.д. Однако даже наличие тех или иных отклонений не обязательно указывает на то, что двигатель износился.
Например, запуск может осложняться по причине сбоев в работе системы зажигания, проблемного стартера или недозаряженного АКБ. Стучать на холодную также могут гидрокомпенсаторы, вполне возможно, что шум издают ролики и подшипники приводов, навесного оборудования и т.д.
Если опыта недостаточно, чтобы точно определить источник шума или другие причины сбоев, тогда, в первую очередь, следует обращать внимание на технические жидкости и их состояние. Начинать проверку следует с моторного масла. Важным показателем является расход смазки. Если двигатель начал «есть» масло, при этом нужно доливать около 1.0 литра на тысячу километров, тогда вполне вероятен сильный износ ЦПГ (при учете того, что мотор сухой, нет течей сальников и прокладок).
Дополнительно следует проверить и выхлоп, так как наличие сизого или синего масляного дыма из выхлопной трубы также укажет на причину повышенного расхода смазки. Параллельно следует открутить крышку маслозаливной горловины на заведенном моторе. Если явно виден дым, тогда это еще один признак проблем с поршневой группой и цилиндрами.
Также следует выкрутить и свечи зажигания, чтобы проанализировать нагар на электродах. В этом случае проверка двигателя и его состояния по свечам зажигания сводится к тому, что при наличии серьезных проблем с ЦПГ нагар будет черным, могут быть видны следы масла и т.д.
Все перечисленные выше признаки могут указывать на то, что в двигателе имеются проблемы с поршневыми кольцами, могут быть изношены стенки цилиндров. Также возможен вариант, когда масло расходуется в результате того, что необходима замена сальников клапанов (маслосъемных колпачков).
При этом становится понятно, что в одних случаях мотор еще можно в дальнейшем «оживить» с минимальными вложениями (раскосовка колец или их замена, установка новых маслосъемных колпачков, переход на более вязкую смазку), тогда как в других силовой агрегат необходимо разбирать и делать капремонт (расточка/гильзовка блока, замена поршней и т.д.).
Проверка поршневой и шатунной группы двигателя
Естественно, бeз cпeциaльнoгo oбopудoвaния, то есть «на глаз», описанными выше методами изнoc двигaтeля определить сложно. Можно выявить наличие проблемы, но точную причину установить может быть затруднительно. Учитывая эти особенности, следующим этапом при проверке становятся наиболее распространенные действия:
- замер компрессии;
- замер давления масла в двигателе;
Компрессия является условным показателем состояния пopшнeвой группы (поршней, поршневых колец и цилиндров), замер давления масла позволяет оценить состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д.)
При этом важно понимать, что компрессия в двигателе зависит от многих факторов и условий. Например, снижение показателя может происходить не только по причине проблем с ЦПГ, но и в результате неполадок, которые связаны с ГРМ. Если точнее, компрессия падает в том случае, когда возник прогар клапана, к снижению компрессии приводят проблемы с ceдлами клaпaнoв.
По этой причине оценить состояние ЦПГ по показателю компрессии можно только приблизительно. Однако существует еще один способ, чтобы получить более достоверные данные. Для этого необходимо замерить дaвлeние отработавших газов, кoтopыe прорываются через неплотности между пopшнями и стенками цилиндров в поддон двигателя.
Для замера манометр подключается к вытяжнoй тpубкe в пoддoне. Параллельно очень важно максимально гepмeтичнo перекрыть остальные отверстия и щели как в пoддoнe, так и в двигaтeлe. Еще понадобится иметь специальную насадку для манометра, а также техническую документацию для конкретной модели ДВС.
Естественно, на многих мелких СТО такую операцию выполнять не будут. Если же речь идет о проверке б/у авто перед покупкой, скорее всего продавец также ответит отказом на просьбу провести диагностику указанным способом. В итоге остается только выполнять замер кoмпpeccии, учитывая все возможные погрешности и различные нюансы для получения максимально точных результатов.
- Если же говорить об измерении дaвлeния мacлa в двигателе, с этим несколько проще, а сам способ позволяет определить приблизительное состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д. Для решения задачи выкручивается датчик давления масла, после чего в это место через переходник подключается манометр.
При этом важно учитывать, что перед проведением процедуры моторное масло необходимо заменить на свежее с учетом всех допусков и рекомендаций производителя ДВС (вязкость по SAE и т.д.) Также необходимо поставить новый масляный фильтр. Перед замером двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. После прогрева мотора измерения проводятся на разной частоте вращения коленвала.
Затем полученные результаты по давлению масла сравниваются с теми, которые указаны в технической документации для конкретного двигателя. При этом максимально точные данные не так важны, вполне допускается определенная погрешность по манометру. Дело в том, что на износ двигателя и его шатунной группы указывает достаточно значительное отклонение от нормы (около 15-20 %). Если это так, тогда силовой агрегат в скором времени будет нуждаться в дорогостоящем ремонте.
Что в итоге
Итак, теперь вы не знаете, как определить износ двигателя. Более того, оптимально воспользоваться не одним, а сразу несколькими методами, описанными выше. Выполнять ряд проверок можно даже одновременно (например, замер компрессии совмещают с проверкой свечей зажигания). Главное, чтобы все операции были выполнены правильно.
Добавим, что хотя перечисленные решения дают только ориентировочное представление о том, в каком состоянии находится мотор и какова степень его износа, с их помощью все равно можно быстро получить полезную информацию, причем без разборки двигaтeля. Это может пригодиться при выборе автомобиля с пробегом.
Если же возникает необходимость ремонта ДВС, точно оценить его состояние только по косвенным признакам (потеря тяги, стуки, шумы) или путем замера компрессии и давления масла, не получится. Для того чтобы точно узнать степень износа двигателя, потребуется в обязательном порядке разбирать силовой агрегат. Далее выполняется дефектовка двигателя, после чего осуществляется последующая переборка или выполняется капитальный ремонт мотора.
Источник: http://KrutiMotor.ru/kak-opredelit-iznos-dvigatelya-priznaki-sposoby/
Неисправности автомобильного двигателя: диагностика и ремонт
Первый в мире двигатель внутреннего сгорания (ДВС), пригодный для практического использования, был создан в 1878 году. Разработал его немецкий изобретатель Николаус Отто (1832-1891), который опирался в своей работе на исследования французов Этвена Ленуара (1822-1900) и Альфонса Бо де Роша (1815-1893). Именно последний в 1862 году предложил использовать в двигателе четырехтактный рабочий цикл «всасывание – сжатие – горение и расширение – выхлоп». С тех пор прошло уже более 150 лет, однако основополагающий принцип действия ДВС практически не изменился. Остались прежними и характерные неисправности двигателя.
В процессе длительного использования ДВС человечеством накоплен огромный опыт по техническому обслуживанию, диагностированию основных неисправностей и ремонту двигателей.
Признаки неисправного силового агрегата
В процессе эксплуатации автомобиля любой автовладелец должен внимательно следить за состоянием силового агрегата. Любая самая незначительная неисправность, возникающая в моторе, в той или иной мере немедленно сказывается на его работе.
Так, опытные автолюбители, объясняя «чайникам», как проверить двигатель, выделяют несколько основополагающих признаков, свидетельствующих о наличии неисправностей. Среди них:
- Появление посторонних звуков во время работы мотора.
- Падение мощности силового агрегата.
- Повышенный расход моторного масла.
- Снижение компрессии в цилиндрах силового агрегата.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если не запускается двигатель автомобиля, то это не значит, что он неисправен. Чаще всего это связано с неисправностями бортовой электросети (перегоревшие предохранители, загрязненные контакты, разряженный аккумулятор и пр.) или навесного оборудования. Однако запуск двигателя возможен только после устранения этих неисправностей.
Причины возникновения неисправностей
Существует много причин, способных вызвать появление различных неисправностей автомобильного мотора. В общем случае даже самые незначительные из них способствуют сокращению срока его службы.
Например:
- наличие пыли на дорогах при забитом воздушном фильтре приводит к ее попаданию непосредственно в цилиндры мотора;
- некачественное горючее способно засорить топливные фильтры, что также приведет к попаданию в цилиндры нежелательных механических частиц.
Такие незаметные на первый взгляд мелочи, накапливаясь со временем, могут привести к выходу силового агрегата из строя. Большое количество неисправностей возникает также после неправильно проведенного технического обслуживания или ремонта мотора.
Чаще всего причиной, вызывающей основные неисправности двигателя, является его работа в экстремальном режиме эксплуатации. К таким причинам относятся:
- Работа силового агрегата при недостаточной смазке.
- Перегрев мотора.
- Использование несоответствующего горючего.
- Гидроудар в цилиндре.
Диагностика выявленных неисправностей
Диагностирование неисправностей – одна из самых сложных технологических операций, предшествующих ремонту. От качества ее выполнения во многом зависит продолжительность и стоимость ремонта.
При этом, диагностирование:
- механической части проводят, руководствуясь внешними признаками дефекта;
- систем управления осуществляют с помощью специального диагностического оборудования.
Сложность диагностирования заключается еще и в том, что выявленный дефект часто оказывается только следствием другой, более сложной неисправности. Это связано с тем, что силовой агрегат собран из большого количества самых разнообразных деталей и узлов, дефекты которых проявляются похожими признаками.
Кроме того, на общую картину проявления конкретного дефекта влияет и режим работы мотора. Поэтому опытные мастера, зная как проверить двигатель, проводят его диагностику поэтапно, постепенно сужая круг поиска дефекта. При этом они пользуются типовыми таблицами «Основные неисправности двигателя», составленными для конкретных моделей автомобилей.
Нестабильная работа
Одним из первых сигналов, показывающих, что возникла проблема с двигателем является нестабильная работа последнего. Причинами такого поведения мотора могут быть:
- загрязненные свечи зажигания;
- неисправности в электронном блоке управления (ЭБУ);
- забитые воздушный и топливный фильтры;
- засорение топливопровода;
- использование некачественного горючего и многое другое.
Посторонние звуки
О проблемах с двигателем свидетельствуют и посторонние звуки, вдруг появившиеся во время его работы:
- Так постукивания и треск, раздающиеся из мотора, могут быть результатом детонации топлива в цилиндрах. Этот процесс, если не обратить на него внимания, очень скоро приведет к необратимым повреждениям поршней и дорогостоящему ремонту.
- Стук, раздающийся из головки блока цилиндров, свидетельствует о необходимости регулировки клапанов газораспределительного механизма (ГРМ).
Посторонние запахи
Еще одним внешним проявлением того, что неожиданно возникли проблемы с двигателем, является появление посторонних запахов топлива, моторного масла, жженой резины и пр.
И если запах резины говорит только о том, что один или несколько резиновых патрубков мотора касаются каких-то горячих его частей, то остальные свидетельствуют о том, что имеет место утечка горюче-смазочных материалов из соответствующих систем силового агрегата.
Дым
Если дымит двигатель, т. е. идет густой дым из трубы глушителя, это также свидетельствует о том, что владельцу автомобиля не удалось избежать проблем с двигателем.
В некоторых случаях по цвету дыма можно диагностировать неисправность:
- Дым голубого цвета появляется при попадании моторного масла в бензин. Как правило, такой дым сопровождается увеличением расхода масла.
- Белый дым показывает, что в бензин попадает охлаждающая жидкость. В этом случае должен уменьшаться объем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
- На авто с турбокомпрессором синий дым может говорить о проблемах с турбиной. Дымит двигатель также из-за того, что изношены подшипники и уплотнения ротора турбины. Таким образом, автомасло попадает в выпускную систему через турбокомпрессор и догорает, и при этом образуется дым.
- Дымит двигатель синим цветом также, если есть трудности с зажиганием. Чтобы подтвердить такую неисправность, нужно выкрутить свечу зажигания на неисправном цилиндре. Если будет черный нагар, то, действительно, причина в зажигании.
Обнаружив во время эксплуатации автомобиля хотя бы один из признаков, перечисленных выше, необходимо немедленно посетить ближайшую, желательно сертифицированную СТО, специалисты которой знают как проверить двигатель и устранить выявленные неисправности.
Основные неисправности моторов
Существуют неисправности силового агрегата, при выявлении которых запуск двигателя, и эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Некоторые из них определяются непосредственно при запуске двигателя или во время поездки. О таких неисправностях водителю сообщают специальные индикаторы неисправностей, расположенные на приборной панели транспортного средства.
К ним относятся:
- Контрольная лампочка аварийного давления масла (Oil pressure lov).
- Индикатор Check engine (с англ. – «проверьте двигатель»).
- Современные автомобили оснащаются также контрольной лампой Check oil/Oil level lov (с англ. – «проверьте масло/низкий уровень масла»).
В случае появления предупреждающих сигналов от аварийных индикаторов, необходимо незамедлительно проверить все системы автомобиля, работоспособность которых они контролируют.
Так, при появлении сигналов о низком уровне и/или недостаточном давлении моторного масла, нельзя запускать двигатель или, если индикаторы загорелись во время движения автомобиля, продолжать движение.
Работа при неисправностях системы смазки может привести к серьезным поломкам автомобильного мотора, вплоть до заклинивания. Поэтому даже доставка транспортного средства на место ремонта должна осуществляться с помощью эвакуатора.
Запуск двигателя и дальнейшая эксплуатация автомобиля допускается только после того, как будут устранены неисправности системы смазки.
Что касается сигнала от индикатора Check engine, то здесь не все так однозначно. Сигнализируя о том, что появились проблемы с двигателем, индикатор не дает однозначного ответа на вопрос: «Как проверить двигатель?».
При этом ошибка двигателя, о которой сообщает ЭБУ, может быть вызвана неисправностями:
- датчика кислорода (лямбда-зонда);
- катализатора выхлопных газов;
- датчика массового расхода топлива;
- высоковольтных проводов;
- свечей зажигания.
Кроме того ЭБУ выдает на индикатор Check engine информацию об ошибке двигателя и при разгерметизации топливной системы автомобиля, одной из причин которой могут быть даже трещины в крышке, закрывающей горловину топливного бака.
Почему не заводится мотор автомобиля
Удивительно, но невозможность осуществить запуск двигателя не входит в перечень основных неисправностей силовых агрегатов.
Как правило, не заводится двигатель автомобиля по следующим причинам:
- Разряжен аккумулятор или окислились его клеммы.
- Не поступает горючее (забит топливопровод, не работает насос подачи топлива и пр.).
- Неисправен стартер.
- Обрыв проводов.
- Неисправность ЭБУ и др.
Только убедившись в том, что все системы, обеспечивающие работу силового агрегата, исправны, приступают к поиску причин, по которым не заводится двигатель.
Таких причин также достаточно много, однако самостоятельно диагностировать современный автомобильный мотор, оснащенный большим количеством самых разнообразных датчиков, без специального электронного оборудования практически невозможно.
Единственной неисправностью, которую можно самостоятельно обнаружить и, имея определенный опыт ремонта, устранить – обрыв ремня ГРМ.
ВНИМАНИЕ! Приступая к самостоятельной замене ремня ГРМ, необходимо убедиться в исправности клапанов ГРМ. Если они погнуты, а это часто происходит при обрыве ремня, то замена последнего и последующий запуск двигателя приведут к более серьезным поломкам и необходимости дорогостоящего ремонта.
Источник: https://dvigatels.ru/uhod/neispravnosti-dvigatelya.html