Чтобы вылет не превратился в «улет» — Автоцентр.ua
Автовладельцы, которые собираются установить литые колесные диски, сталкиваются с одной проблемой – в продаже, как правило, предлагаются детали с иными геометрическими характеристиками. Можно ли их устанавливать, и чем это чревато?
Автовладельцы, которые собираются установить литые колесные диски, сталкиваются с одной проблемой – в продаже, как правило, предлагаются детали с иными геометрическими характеристиками. Можно ли их устанавливать, и чем это чревато? |
У дисков из легких сплавов есть и плюсы, и минусы. Их дизайн намного разнообразнее, с ними внешность автомобиля приобретает индивидуальность и смотрится машина богаче и «спортивнее». Более легкие диски уменьшают вес неподрессоренных элементов ходовой, поэтому подвеска вместе с колесами более точно «отслеживает» дорожные неровности, соответственно, лучше сохраняется контакт колеса с дорогой. Но если диски подобраны неправильно, поведение автомобиля на дороге может ухудшиться. Критерий для выбора – геометрические характеристики диска, зашифрованные в маркировке.
На что влияет геометрия
Ширина и посадочный диаметр диска (7,5 и 16) определяют, шину какого размера можно использовать. Производители покрышек допускают отклонения по ширине диска в пределах ±0,5 дюйма (очень редко – до 1 дюйма).
Установка на автомобиль диска большего диаметра часто возможна только в сочетании с установкой более низкопрофильной резины (например, вместо 175/70 R13 – 175/65 R14), чтобы получить минимальное увеличение наружного диаметра колеса (в названном случае – +8 мм), иначе колесо может задевать за колесную арку. Кроме того, спидометр и одометр откалиброваны на определенный диаметр колес.
Допустимое отличие диаметра окружности, на которой расположены отверстия под болты, – не более десятых долей миллиметра. Если оно больше, правильно закрепить диск будет сложно, так как понадобится его центровка попеременной затяжкой болтов (гаек). При несоответствии диаметра центрального отверстия диск не надевается на ступицу. Если отверстие немного меньше, его можно расточить, только доверить эту процедуру нужно квалифицированным специалистам (требуется высокая точность). Для дисков с большим центральным отверстием продаются переходные центровочные кольца (часто предлагаются в комплекте с дисками).
Вылет всему голова
Термин «вылет» настраивает на то, что колесо «вылетает», т. е. выступает наружу. В действительности при увеличении вылета колесо сдвигается к середине автомобиля (больше прячется внутрь колесной ниши), а при уменьшении – выдвигается наружу. Этот показатель вместе с шириной диска влияет не только на возможность «поместить» колесо в штатную колесную нишу, но и изменяет некоторые характеристики подвески: ход, радиус поворота колеса, плечо обкатки (ПО), и влияет на управляемость автомобиля.
проблема при установке колесных дисков с отличными от «родных» вылетом – иное поведение рулевого, подвески и автомобиля в целом из-за изменения плеча обкатки, т. е. расстояния от линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой до точки пересечения с ней оси поворота колеса (см. рис.).
Если точка пересечения оси поворота колеса с дорогой находится с внутренней стороны от плоскости вращения колеса, то говорят, что плечо обкатки положительное, если с наружной – отрицательное. Величина и знак плеча обкатки влияют на усилие на рулевом колесе и способность машины «держать курс», т. е. устойчиво двигаться по прямой.
Поэтому вылет не должен отличаться более чем на 5 мм от «родного».
Другие плюсы и минусы
При использовании дисков с уменьшенным вылетом увеличивается колея, машина увереннее стоит на дороге, лучше проходит повороты. Так как общий ход колеса при равных размерах рычагов и пружин подвески немного увеличивается, несколько повышается комфортность. Меньший вес колеса дает возможность немного улучшить динамику и сократить расход топлива в переменных режимах.
Но чрезмерно выступающие из колесных арок покрышки будут забрасывать боковину кузова и боковые стекла грязью. Могут уменьшиться углы поворота управляемых колес, так как шины будут задевать за колесные арки. Несколько увеличится нагрузка на подшипники ступиц и детали подвески, что сокращает срок их службы.
Увеличение вылета приводит к смещению колеса внутрь арки. В результате диск может упереться в тормозной суппорт или детали подвески, и колесо просто не встанет на место. Если же оно все-таки установится, уменьшится колея, а значит, снизится устойчивость и, опять же, при предельных углах поворота колесо может задевать детали подвески или подкрылки.
Как быть?
Чтобы автомобиль был не только красивым, но и безопасным, лучше не злоупотреблять шириной диска и уменьшенным вылетом. В любом случае, соблюдая меры предосторожности, нужно провести основательный «тест-драйв» новых дисков, чтобы почувствовать, как изменилось поведение машины.
Литые или кованые? | |
|
Расшифровка маркировки | |
|
Достоинства и недостатки разнотипных дисков |
|
Сравнительные характеристики разнотипных колесных дисков |
|
Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/chtoby-vylet-ne-prevratilsya-v-ulet-287802.html
Вылет диска: что это такое, разновидности и как измерить
При подборе колесных дисков для автомобиля возможность использования определенной модели определяется значением параметров диска, и одним из наиболее важных параметров является вылет.
Что такое вылет диска
Вылетом диска называется расстояние от привалочной плоскости диска (той плоскости, которой диск соприкасается с плоскостью ступицы при монтаже колеса на автомобиль) до осевой линии, которая разделяет диск на две симметричные половины (и является параллельной привалочной плоскости).
Маркировка вылета диска
Значение вылета (расстояние между плоскостями) измеряется в миллиметрах, и в кодировке, нанесенной на внутреннюю поверхность диска, где отображаются все параметры модели, вылет маркируется обозначением ET (в некоторых случаях DEPORT, OFFSET).
Разновидности вылета диска
- Учитывая огромное количество моделей авто, производители колесных дисков предлагают достаточно широкий ассортимент, который включает диски с разными значениями вылета. Различают три вида вылета диска:
- Нулевой вылет — привалочная плоскость диска совпадает с центральной плоскостью колеса;
- Положительный вылет – привалочная плоскость диска расположена позади центральной плоскости колеса;
- Отрицательный вылет – привалочная плоскость диска расположена перед центральной плоскостью колеса.
В зависимости от разновидности вылета маркировка может иметь следующий вид: ЕТ20 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-20 (отрицательный).
Как насчет соответствия рекомендациям производителя автомобиля?
Параметры вылета диска строго регламентируются заводом производителем, и эти параметры должны соответствовать значениям вылета, указанным на маркировке диска. Из-за расхождения параметров вылета колесо при движении может задевать элементы кузова (отрицательный вылет) или же соприкасаться с элементами подвески (положительный вылет).
Кроме того, важность соответствия этого параметра рекомендациям производителя транспортного средства, усиливается его неочевидностью. То есть, если при несоответствии диаметра, количества крепежных отверстий колесо просто невозможно установить, то при несоответствии значений вылета диск может прекрасно «встать» на ступицу.
Однако в результате несоответствия параметра вылета «штатным» параметрам могут возникать значительные нагрузки на подвеску, которая не предназначена для работы в режиме таких нагрузок.
И это является причиной преждевременного выхода подвески из строя, а потому – использование такого диска уже не является безопасным.
Кроме того, несоответствие вылета влияет на управляемость автомобиля, снижается предсказуемость поведения на поворотах, вращение руля становится не таким легким, появляется неравномерный износ резины.
Потребности автовладельцев
Впрочем, автолюбители устанавливали и продолжают устанавливать диски с несоответствующим вылетом. Это настойчивое желание, главным образом, обусловлено банальным незнанием предмета или же необходимостью «прокачать» свой автомобиль, а также поставить диски, которые, хотя и не слишком подходят по заводским рекомендациям, однако выглядят весьма впечатляюще.
Часто автовладельцы используют отклонения вылета для того, чтобы усилить эксплуатационные характеристики транспортного средства. Чем меньше вылет относительно оси, тем больше расширяется колесная база, в результате чего увеличивается устойчивость и управляемость автомобиля. Кроме того, расширенная база придает автомобилю более спортивный облик, отчего внешний вид, без сомнения, выигрывает.
Использование дисков с отклонениями вылета также обусловлено ассортиментом рынка – выбором моделей, представленных продавцами.
Так, замечательные диски, которые идеально подходят автомобилю по эстетическим характеристикам, имеют лишь небольшое отклонение от рекомендованных параметров.
Для некоторых автовладельцев это является достаточным основанием для того, чтобы предпочесть эту модель дискам менее интересным, зато идеально подходящим по своим параметрам определенному автомобилю.
Впрочем, существует способ привести вылет диска в соответствии с требованиями автопроизводителя – использование колесных проставок, этот способ будет рассмотрен подробнее несколько ниже. А сейчас рассмотрим следующие вопросы:
- Почему производители не склонны допускать несоответствие вылета штатным показателям;
- Почему автовладельцы и продавцы дисков допускают возможность использования дисков, у которых вылет не вполне соответствует рекомендациям;
- Какие силы действуют на подвеску, и что конкретно происходит при изменении вылета.
Рекомендации производителей
Вопрос о том, какое отклонение от рекомендаций автопроизводителя является допустимым, является на самом деле довольно спорным.
Многие производители настаивают на полном соответствии, некоторые вполне допускают разбег вылета в пределах +/- 5мм., а есть модели, для которых рекомендованный вылет меняется в зависимости от модификации.
С чем связано желание производителя не допускать отклонение от рекомендованных параметров?
Еще пару десятков лет назад при конструировании автомобилей закладывался значительный запас прочности, что позволяло узлам и агрегатам автомобилей выдерживать некоторые перегрузки без ощутимого урона.
Сегодня от точности расчетов нагрузок, воздействию которых подвергаются детали авто, зависит уровень прочности материалов, выбор технологий, с помощью которых эти детали изготовлены, а соответственно – конечная цена автомобиля.
В условиях жесткой конкуренции автопроизводители вынуждены экономить, чтобы повысить ценовую привлекательность своих моделей, поэтому нагрузки на все элементы рассчитываются очень точно, и даже сравнительно небольшое несоответствие рекомендованных параметров может привести к увеличению нагрузки, соответственно – к поломке детали. Посчитано, что если вылет диска уменьшается на 50 мм, это приводит к увеличению нагрузки в полтора раза. Естественно, что подобное расхождение приводит к скорому выходу подвески из строя.
Этим же объясняется различный вылет для автомобилей одной модели, но укомплектованных разными двигателями. Отличается вес двигателей, соответственно, нагрузка на подвеску будет неодинаковой, изменяются силы и векторы их приложения. Однако в подобных случаях разница в значении рекомендованного вылета редко превышает +/- 5мм.
Рекомендации продавцов дисков
Продавцы дисков, в свою очередь, не торопятся заверять своих клиентов в необходимости неукоснительно следовать рекомендациям автопроизводителей, и в этом также есть свой резон.
- Во-первых, среди изобилия моделей автовладельцу довольно непросто отыскать комплект дисков, параметры которых идеально соответствуют рекомендациям производителя авто. То есть, владельцу авто приходится чем-то жертвовать, приобретая менее красивые диски или же диски наиболее выгодной конфигурации, но не вполне соответствующие требованиям по вылету;
- Во-вторых, расхождение в несколько миллиметров действительно лишь в минимальной степени приводит к увеличению нагрузки на подвеску. Сложно представить, чтобы один или два миллиметра могли бы стать причиной серьезных перегрузок;
- В-третьих, использование колесных проставок позволяет нивелировать расхождения, сводя к минимуму возможный вред для подвески и резины.
Поэтому небольшой разбег по вылету, все же, является допустимым, чем и пользуются мастера тюнинговых компаний и «продвинутые» автовладельцы, которые стремятся максимально усовершенствовать эксплуатационные качества своих авто.
Максимально допустимым в большинстве случаев является отклонение на +/- 5мм, однако для некоторых моделей даже это является слишком большим отклонением.
Поэтому наилучшим вариантом было бы точно следовать рекомендациям производителя, что гарантированно помогло бы избежать проблем с подвеской (в результате изменения вылета).
Как измерить вылет диска самостоятельно
Измерить параметр ET (вылет диска) можно самостоятельно, для этого потребуются следующие инструменты:
- Рейка (рекомендованная длина соответствует радиусу диска);
- Измерительный инструмент (линейка или рулетка);
- Домкрат (для снятия колеса);
- Баллонный ключ (ключ для секретных болтов);
- Подкаты.
Сначала измеряем тыловой отступ (А) также называемый BACK SPACING, для этого нужно положить колесо лицевой стороной вниз, на внутреннюю сторону диска помещаем рейку, при этом концы рейки должны лежать на ободе диска(не на резине или внутренней части обода). Меряем расстояние от привалочной плоскости диска до края рейки (нижнего), измерения проводятся в миллиметрах.
Затем нужно измерить фронтальный отступ (В), для этого необходимо положить колесо лицевой стороной вверх, и поместить рейку так, чтобы ее края лежали на ободе (не на спицах или прочих элементах конструкции). Замеряем расстояние от привалочной плоскости диска до края рейки (нижнего).
- После того, как замеры выполнены, необходимо провести расчеты вылета (ET, в миллиметрах) по следующей формуле:
- ET = (A+B)/2 — B
- где А – тыловой отступ, а В – фронтальный отступ.
- Так, если наши размеры имели следующие значения:
- А – 153мм, а В – 53мм, то значение вылета (ET) = (153+53)/2 — 53 = 50 мм.
Немного о силах, действующих на подвеску
Масса автомобиля равномерно распределена между четырьмя колесами, а сила, которая действует на каждое колесо, направлена от дорожной поверхности. Точкой приложения силы является центр пятна контакта, во время движения этот центр располагается по линии симметрии колеса.
Соответственно, ось стойки амортизатора также должна быть направлена к этой центральной линии.
Сила действует через центр пятна контакта на стойку с амортизатором, на рычаг и на ступенчатый подшипник, наконечники рулевых тяг, и при конструировании автомобиля учитывается интенсивность ее воздействия.
Вылет задает расположение центральной оси относительно ступицы, и если центральная ось смещается (при изменении вылета), то вместе с ней смещается рулевая ось, меняется вектор приложения силы.
При этом изменяются параметры вращения руля, затрудняя выполнение маневров, изменяется пятно контакта при поворотах, что приводит к неравномерному износу резины.
Соответственно, подвеска работает уже не в том режиме, который просчитывался при конструировании автомобиля, и ее элементы быстро выходят из строя.
Колесные проставки
Как уже говорилось, использование колесных проставок является способом, который позволяет уменьшить вылет до штатного значения. Проставки представляют собой плоские металлические блины, которые устанавливаются между диском и ступицей, играют роль своеобразных прокладок.
Источник: https://nissan-modus.ru/shhetki-stekloochistitelya/vylet-diska-chto-eto-takoe-raznovidnosti-i-kak-izmerit.html
Колесные диски: что нужно знать при выборе?
27 апреля 2017 года
С послевоенных лет и до начала девяностых у владельцев отечественных автомобилей, совершенно не болела голова, какой колесный диск использовать на своей машине. Был москвичевский с пятью «дырками», запорожский — с огромным центральным отверстием, вазовский — с четырьмя, и большой (аж 14-дюймовый) волговский. Еще с пятью отверстиями был огромный, 16-дюймовый диск Нивы, но он, как ни странно, заменялся отдельными любителями на волговский. Теперь же разнообразие колесных дисков таково, что порой без каталога или всезнающего интернета не обойдешься.
Но рассмотрим все по порядку: какими характеристиками при выборе можно немного «поиграть» и какие требования следует соблюсти непременно.
Основные размеры колесного дискаОсновные размеры колесного диска
Вначале о центре
Обычно рассказ о колесных дисках начинают с диаметра, ширины и внешнего вида. Хотя, подбирая диск, прежде всего надо оценить, удастся ли его прикрутить к автомобилю.
Наиболее важными являются следующие параметры:
- количество отверстий под шпильки или болты;
- диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены;
- диаметр центрального отверстия в диске (DIA);
- вылет диска.
Теперь рассмотрим эти параметры подробнее. Сразу отметим, что первые два должны совпадать с рекомендованными заводом-изготовителем неукоснительно.
Способы определения диаметра окружности, на котором расположены отверстия в диске PCD (сокращение английских слов Pitch Circle Diameter).Способы определения диаметра окружности, на котором расположены отверстия в диске PCD (сокращение английских слов Pitch Circle Diameter).
Центральное отверстие по диаметру может быть равно родному или быть несколько больше. Продавцы в таких случаях обычно предлагают специальные кольца, компенсирующие разницу в диаметрах.
Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Слева направо на схеме приведены: отрицательный вылет, нулевой и положительный.Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Слева направо на схеме приведены: отрицательный вылет, нулевой и положительный.
Международное обозначение ET — от немецкого слова Einpresstiefe. Чем меньше вылет, тем больше колея автомобиля. Колесо при этом выступает из колесной арки автомобиля. Существуют колеса и с отрицательным вылетом.
Вылет — один из важнейших показателей колеса, влияющих на устойчивость и управляемость автомобиля. При уменьшенном вылете, на «широко» расставленных колесах, существенно возрастают усилие на рулевом колесе, а также нагрузка на подшипники ступиц. Колесо с увеличенным вылетом смещено вглубь колесной арки и может при поворотах или больших ходах подвески задевать за элементы автомобиля, что приведет к повреждениям. При подборе новых колес не рекомендуется отклоняться от величины штатного вылета более чем на 3–5 мм в ту или другую сторону.
Диаметр и ширина
Диаметр обода обычно указывается в дюймах. Он должен соответствовать посадочному диаметру шины.
Ширина обода — расстояние между его закраинами. Обычно она также указывается в дюймах, хотя ширину шины производители дают в миллиметрах. Современная тенденция — увеличение ширины ободьев колес и, соответственно, шин.
Чаще всего на внутренней стороне диска присутствует такая информация: 7,5 Jх16, где 7,5 — ширина диска, а 16 — диаметр. Вылет — 45 мм.Чаще всего на внутренней стороне диска присутствует такая информация: 7,5 Jх16, где 7,5 — ширина диска, а 16 — диаметр. Вылет — 45 мм.
Эти два параметра (диаметр и ширину) народ любит подвергать тюнингу. Чаще всего стремятся всеми силами увеличить посадочный диаметр и ширину диска. При этом шина, чтобы уместиться в колесной арке, становится низкопрофильной, что греет многим душу.
Но при этом не следует забывать о ГОСТе на глубину ям на наших дорогах — есть такой документ! Яма до 5 см глубиной и с острой кромкой вполне имеет право на существование. И никого не накажут, если вы повредите в ней свой автомобиль. А теперь представьте себе, что будет с низкопрофильной резиной в такой, даже «гостовской» яме. Например, при штатных дисках автомобилей Hyundai диаметром 15 и 16 дюймов владельцы исхитряются ставить на Solaris… 18-дюймовые! Например, при покрышке размерностью 215/35 R18 такое решение обеспечивает зазор всего 75 мм между посадочной поверхностью шины и дорогой.
Такая покрышка, вероятнее всего, пострадает (можно пробить борт) даже в «разрешенной» яме.
Вместе с тем существует альтернативный подход. Суть — постараться поставить диски минимального размера, только чтобы они не цеплялись за тормозные механизмы, а диаметр «догнать» высокопрофильной покрышкой. Из преимуществ этого способа следует отметить мягкость хода и более низкую цену шин небольшого диаметра. Например, конструкция шасси Hyundai Solaris (и соплатформенного Kia Rio) позволяет использовать 14-дюймовые диски. И с шиной размерностью 195/70 R14 получаются вполне нормальные колеса — чуть повыше (менее чем на 3%) родных, размерностью 185/65 R15. Зато мягкость хода становится как у Рено Логан.
18-дюймовые диски на Hyundai Solaris. До первой ямы?18-дюймовые диски на Hyundai Solaris. До первой ямы? | 14-дюймовые диски на Kia Rio. От диска до асфальта — 137 мм. Самые глубокие ямы не страшны.14-дюймовые диски на Kia Rio. От диска до асфальта — 137 мм. Самые глубокие ямы не страшны. |
Надо отметить, что те же самые варианты использования дисков разных диаметров реализуются и на кроссоверах. Например, на Nissan X-Trail прошлого поколения можно установить 16-дюймовые диски, о чем однозначно говорит докатка этого диаметра. А с конвейера машина шла с 17-, а затем и с 18-дюймовыми дисками. Хотя известны случаи применения колес вплоть до 20 дюймов. Тут тоже вопрос только в том, что вы хотите получить: тяготеющий к внедорожнику автомобиль или жесткий «спортсарай». Главное, во всем знать меру, ведь двигатель с коробкой передач при этом не меняют.
Что изменил ВАЗ?
Теперь поговорим о том, как ВАЗ предал свой размер. Еще на прародителе первых Жигулей, автомобиле FIAT-124, использовался диаметр окружности, на которой располагались отверстия под болты, равный 98 мм. И с тех пор этот размер соблюдался неукоснительно на всех автомобилях ВАЗ, кроме Нивы и Оки.
Кстати, и итальянцы верны традициям. Например на FIAT Albeа, продававшемся официально в России, можно было пристроить колесо от ВАЗа.
Классический ВАЗ. Стальной 13-дюймовый диск, разболтовка 4х98, где 4 — количество отверстий, 98 — диаметр окружности, на которой они расположены.Классический ВАЗ. Стальной 13-дюймовый диск, разболтовка 4х98, где 4 — количество отверстий, 98 — диаметр окружности, на которой они расположены. | Фиат блюдет размер. Крепление колеса — 4х98.Фиат блюдет размер. Крепление колеса — 4х98. |
При этом посадочный диаметр с годами и переменой моделей постепенно увеличился с 13 до 14 дюймов. Но самые свежие Гранты, Калины и Приоры до сих пор используют размер 4х98.
А вот с приходом французской платформы В0 с конвейера Волжского автозавода покатились автомобили с «круглым» размером 4х100. Такими являются Largus и XRAY. К этому же списку можно добавить и Весту. Вот так ВАЗ изменил своему историческому размеру. Изменил с «француженками»…
Лада Гранта. Диски — легкосплавные, но диаметр отверстий под болты прежний.Лада Гранта. Диски — легкосплавные, но диаметр отверстий под болты прежний. | Владелец Лады Ларгус должен спрашивать у продавцов диски не на Ладу, а скорее на семейство Рено Логан.Владелец Лады Ларгус должен спрашивать у продавцов диски не на Ладу, а скорее на семейство Рено Логан. |
Взаимозаменяемость
Из рассказа выше следует, что в дальней дороге при острой необходимости владелец Гранты, Калины или Приоры может попросить одолжить (продать) запаску у обладателя ВАЗ-2101. И, сответственно, наоборот. При несовпадении размерности шин колесо можно пристроить хотя бы на заднюю ось, доковыляв до шиномонтажа.
Следующий, пожалуй, самый большой в мире — клуб «4х100». Этот размер имели некрупные и довольно старые автомобили фирм VW, Opel, а также Daewoo, Chevrolet. На народных любимцах Hyundai Solaris/Kia Rio применен тот же размер.
Ну и напомню, что все Логаны первого и второго поколений, а вслед за ними и свежие разработки ВАЗа тоже имеют размер 4х100. Вылеты дисков могут немного различаться, но почти все укладываются в диапазон 40–52 мм.
Например, в дальнее путешествие по изрядно разбитым дорогам на Chevrolet Aveo я когда-то предпочел поехать на дисках от третьего Гольфа, стоявших до этого на SEAT Cordoba. 14 дюймов против 15, при одинаковом наружном диаметре покрышки. Грыж не привез!
14-дюймовые диски с более высокопрофильной резиной отлично перенесли путешествие по грунтовкам и убитым дорогам.14-дюймовые диски с более высокопрофильной резиной отлично перенесли путешествие по грунтовкам и убитым дорогам. В мире существует весьма большое разнообразие исполнений крепления колесного диска к ступице. Количество отверстий на легковом автомобиле может быть от 3 до 6. Современные тенденции — это увеличение количества болтов или гаек крепления колеса до пяти даже на небольших легковых автомобилях. К примеру, на VW Polo, кроме того что применено пять болтов, так еще и резьба имеет следующие характеристики: М14х1,5. Это, к слову, размер резьбы болтов куда более массивных мерседесовских седанов и кроссоверов. С другой стороны, четыре болтика со скромными параметрами М12х1,25 на довольно массивном автомобиле Citroen C4 как-то заставляют напрягаться, когда к машине идет шиномонтажник с мощным гайковертом. Не сорвал бы резьбу — бывали случаи…
В дорогу дальнюю
В принципе, при наличии запаски или хотя бы докатки в поездках недалеко от места жительства можно не заморачиваться насчет взаимозаменяемости колесных дисков. Но могу посоветовать перед дальней дорогой прикинуть, диски от каких распространенных автомобилей могут подойти к вашему. Вдруг пригодится?
Даже в Египте, колыбели цивилизации, всегда найдется, где пропороть шину.Даже в Египте, колыбели цивилизации, всегда найдется, где пропороть шину. Ниже в таблице мы приведем примеры самых распространенных автомобилей, у которых характеристики крепления колеса совпадают полностью или частично.
Случись остаться с пробитым колесом и без запаски вдали от цивилизации, вы будете точно знать, какой именно автомобиль стоило бы остановить на трассе, чтобы попросить водителя поделиться с вами запасным колесом. Как минимум до шиномонтажа доберетесь своим ходом.
Ну а если совпадает не только разболтовка, но и другие параметры диска (вылет и центральное отверстие), такое колесо можно смело использовать в повседневной эксплуатации.
Основные типоразмеры крепления колеса легковых автомобилей
PCD | Автомобиль | Примечания |
4×100 | Hyundai Getz, Hyundai Solaris, Kia Rio, ZAZ Chance/Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Lada Largus, Lada Vesta, Lada XRAY, Nissan Almera, Renault Logan | Вазовские легковушки эпохи сотрудничества с альянсом Renault-Nissan можно обуть в колеса от многих моделей, построенных на платформе B0: Nissan Almera, Renault Logan или Sandero, а также их модификации. Диски новых ВАЗов полностью взаимозаменяемы с логанообразными. С Весты на Солярис можно, наоборот — нет. Центральное отверстие (DIA): 60,1 и 54,1 мм соответственно. |
5×100 | Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Fabia | Абсолютно взаимозаменяемы |
5×114.3 | Hyundai i30, Hyundai Elantra, Hyundai ix35, Kia cee’d, Kia Cerato, Kia Sportage, Suzuki SX4 classic, Suzuki SX4 new, Renault Duster, Nissan Terrano, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail | У автомобилей Renault и Nissan центральное отверстие диска 66,1 мм, у Hyundai и Kia — 67,1 мм, Suzuki — 60,1. Большее отверстие диска можно надеть на ступицу, меньшее — нет! |
4×108 | Citroen C4, Peugeot 308, Peugeot Partner, Citroen Berlingo, Ford Focus I, Москвич М—2141 | У большинства современных моделей Peugeot и Citroen из легковой линейки разболтовка унифицирована. Такая же и у нашего М-2141. Жаль только, диаметр центрального отверстия у Москвича больше. |
4×98 | ВАЗ 2101–21099, ВАЗ 2110–2112, ВАЗ 2113–2115 ВАЗ-1117-1119 Калина, ВАЗ-2170 Priora, Иж-2126 Ода | В случае острой необходимости колесо от классических Жигулей (диаметр центрального отверстия составляет 60 мм) можно использовать на более поздней продукции АВТОВАЗа (DIA — 58.0), которая была выпущена до объединения с альянсом Renault-Nissan. |
5×139.7 | УАЗ 31512, Хантер, Патриот, Шевроле Нива, ВАЗ-21213, 21214 Нива | Колеса у Лады 4х4 и Шевроле Нивы фактически взаимозаменяемы. Теоретически на эти автомобили можно временно поставить и колесо от УАЗа, если других вариантов нет. А наоборот — не получится. Центральное отверстия у УАЗа в диаметре 108 мм, а у тольяттинских полноприводников — 98,5 мм. |
Коллеги, расскажите, приходилось ли использовать какие-то нестандартные варианты замены колесных дисков.
Подобрать и приобрести шины для своего автомобиля можно в шинном селекторе на нашем сайте.
«За рулем» и из архива автора
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/906414-diskoteka-na-kolesakh-kak-prav/
Что такое колесный вылет диска с маркировкой ET: 3 варианта вылета
Здравствуйте глубоко уважаемые посетители нашего сайта ШокАвто. Сегодня мы вместе с Вами разберемся и узнаем, что такое вылет диска на автомобиле и как он может повлиять на скорость передвижения.
Вылет диска — это расстояние между симметрической плоскостью диска автомобильного колеса и ступицей, к которой оно крепиться. В большинстве случаев установить на автомобиль такой диск особого труда не составит. По внешним параметрам такие диски ничем не отличаются от тех, которые нужны конкретному автомобилю.
Более того, один и тот же тип автомобилей, только различных серий и годов выпуска, может требовать различные диски. Чтобы не прогадать, целесообразно изначально тщательно изучать технические характеристики, и только после этого начинать осуществлять покупки.
Каким бывает и как определить вылет диска
Нужно отметить, что вылет диска может быть в трех основных вариантах:
- отрицательным;
- нулевым;
- положительным.
Определяется он расчетным путем. Обозначается в миллиметрах. В общепринятой маркировке обозначается как ЕТ и цифры. Они могут быть как положительные, так и отрицательные, что показывает какой конкретно вылет перед вами. Нужно понимать, что вылет диска никаким образом не влияет на диаметр и ширину диска, а также шину, которая его дополняет. По сути это исключительно способ крепления колеса к ступице.
Следует отметить, что производители изначально просчитывают, каким должен быть вылет диска для конкретной модели автомобиля. Поэтому все заверения продавцов и других автолюбителей, что это не имеет значения, могут в дальнейшем стать причиной серьезных неприятностей. И к этому следует относиться очень осторожно.
Также важно понимать, что найти нужный именно вам вылет диска может оказаться весьма проблематично. Но даже несовпадение всего на пару миллиметров, особенно если речь идет об автомобиле, испытывающем серьезные нагрузки, не должно быть.
Читайте: Нормы давления в шинах легкового автомобиля.
Почему разный вылет дисков для автомобилей
Для многих просто непонятно, почему даже в одной серии автомобилей, но разных готов выпуска, должны быть различные вылеты дисков. Ответ на этот вопрос кроется в балансе, который соблюдается конструкторами в процессе конструирования оптимального типа транспортного средства. Это должно обеспечивать быструю, безопасную и комфортную езду.
Дело в том, что с годами меняются подходы к модернизации отдельных частей, механизмов. Используются другие, отличительные от предыдущей серии типы материалов.
Даже при ровных физических (объемных) параметрах двигателя, но смене металла или сплава, из которого изготавливаются его основные элементы, становится причиной изменения его массы, а от этого и необходимости корректировки определённых ходовых характеристик.
Именно это и становится причиной необходимости «двигать» колесо в определенном направлении, чтобы в дальнейшем иметь возможность соблюсти тот необходимый баланс.
Нужно понимать, что кроме этого учитываются и другие характеристики отдельных деталей ходовой части. А именно жесткость, упругость, вес, создаваемое давление, сопротивление, износостойкость, способность противостоять повышенным нагрузкам. Суммарно такой подход позволяет сбалансировать произошедшие изменения без необходимости внесения кардинальных конструкционных изменений в геометрию кузова.
Важно отметить, что изначально, когда автомобильная промышленность только начинала развиваться, в отдельных, наиболее уязвимых узлах, в том числе и в подвеске, предусматривался дополнительных запас прочности, позволяющий не обращать внимания на такие вот мелочи. Со временем, для удешевления конструкции автомобиля, такой подход был исключен. Поэтому сравнивать современные автомобили с их первыми версиями не стоит.
На что влияют несовпадения параметров вылета
Теперь немного о том, почему соответствие должно быть полным. В современных автомобилях, когда производится расчет всех его ходовых характеристик, все просчитывается до миллиметра. Учитывая, что все элементы ходовой части являются ключевыми в процессе движения, их расчет осуществляется наиболее тщательно.
Каждое, даже минимальное отклонение угла силы в процессе управления колесами изменяет напряжение на отдельные элементы управления ходовой частью.
Как следствие – более быстрый износ подшипников, резины, повышение вероятности повреждения элементов крепления диска к ступице, вследствие увеличения нагрузки на такие элементы в процессе движения. Особенно сильно это проявляется при движении на поворотах, либо же пересечении сложной местности, где требуется повышенная нормальность и реакция.
При этом каждый лишний миллиметр только увеличивает возможные негативные последствия. И не важно, что диск «идеально» лег на имеющиеся элементы крепления. Просто несовпадение расчетного и фактического вылета диска, по сути, меняет геометрию колеса, а также просчитанные конструкторами изначальные параметры безопасной езды.
Нужно понимать, что даже опытные консультанты в магазинах стараются избегать этой темы. Они просто не рассказывают о возможных последствиях такого несовпадения. Основная причина, по которой они это делают – необходимость продать имеющиеся у них товары.
Если говорить откровенно – для автомобилей, которые передвигаются в городских условиях и не испытывают повышенного уровня нагрузок, несовпадение, а точнее увеличение вылета диска просто немного ускорит износ отдельных элементов ходовой части. При этом снижение расчетного времени их службы и фактического будет незначительным – всего несколько процентов.
Поэтому автомобильные продавцы не боятся за последствия, когда пытаются продать диски, которые по вылету не подходят конкретному автомобилю, даже с существенной разницей.
Как правильно выбрать колесный вылет автомобильного диска
- внимательно читайте требуемые параметры дисков для конкретно вашей модели автомобиля;
- не верьте уговорам и убеждениям продавцов, что это не имеет значения и ни на что не влияет, ибо их главная задача продать вам товар;
- внимательно изучайте заводскую маркировку, которую наносят на изделия.
Эти нехитрые правила существенно увеличат срок службы вашего автомобиля и помогут избежать неприятностей в экстремальных условиях вождения.
Источник: http://shokavto.ru/chto-takoe-vylet-diska-na-avtomobile/