Типтроник коробка передач что это такое?
Трансмиссия служит для передачи вращательного момента на ходовую часть автомобиля. Впервые для этих целей применили механическую коробку передач (МКПП), позже ее заменила автоматическая (АКПП). В наше время производители уже редко выпускают ТС с классическим автоматом, отдавая предпочтение модифицированной АКПП. Типтроник, что это такое, какие у него плюсы и минусы, рассмотрим ниже
Выбор.
Что такое типтроник в машине, и как он появился
Типтроник — это функция автоматической трансмиссии. Водитель использует ее по своему усмотрению, когда необходимо ускориться или переключиться вниз на одну передачу. Автомобилисту становится доступным управление динамикой во время торможения, обгонов и поворотов.
Первое появление термина Tiptronic зафиксировано в документах ZF Friedrichshafen AG. Эта компания является признанным знатоком в создании трансмиссионных устройств. Ее инженеры сконструировали коробку, где были совмещены автомат и механика. Заказчиком стал автопроизводитель «Porsche», выпускавший автомобили с такой КПП с 1990 по 1998 год. Tiptronic от ZF не стал новинкой автомобильной индустрии. Он был лишь модернизацией классического автомата, который выпускали уже около 10 лет.
По заказу «Porsche» АКПП стала полностью управляться электроникой. В конструкции коробки больше не было обгонных муфт, а гидротрансформатор мог блокироваться на всех 4 передачах. Цель этих изменений состояла в возможности жесткой связи между ведущими колесами и двигателем на каждой передаче.
Установкой КПП с функцией типтроник практически сразу стали заниматься другие автогиганты, такие как Крайслер, БМВ. Компания Ауди производила модели с quattro tiptronic, которые получили большую популярность.
На моделях Cayenne, Panamera до сих пор устанавливаются новые модификации коробок с типтроником. Однако постепенно они вытесняются роботизированными КПП.
Устройство и принцип работы типтроник
Алгоритм.
Модернизированной коробкой водитель может управлять сам, если переведет рычаг в соответствующее положение. На селекторе могут находиться от 1 до 3 переключателей. Первый включает режим, а второй и третий предназначены для активации пониженной и повышенной скорости. После нажатия водителем переключателя в ЭБУ отправляется сигнал, запускающий алгоритм программы по смене передач.
Коробка с типтроником может работать в 2 режимах: автомат или ручное управление. Во втором варианте предусмотрено не только ограничение АКПП на использование диапазона скоростей, но и принятие водителем решения о включении нужной передачи.
В автоматическом режиме имеются все те же положения: D, N, R, P. Но с боковой стороны расположено специальное ответвление для ручного режима. Ручное управление коробкой передач становится доступным при переводе рычага селектора в этот вырез. Регулировка скоростей осуществляется перемещением рычага в позицию «+» либо «-». Чтобы выйти из функции Tiptronic, надо переместить селектор в положение «драйв».
Преимущества Tiptronic
Система типтроник обладает следующими преимуществами:
- Автомобилисты могут перейти на ручное управление трансмиссией в непредвиденной ситуации, например, когда необходимо произвести остановку двигателем или быстро понизить передачу. Ручной режим позволяет избежать заноса на повороте, особенно на скользком участке дороги.
- КПП с типтроником безопасна при обгонах, т.к. блокирует автомат на включение высокой передачи.
- Если в автомобиле предусмотрен зимний режим, то на заледеневшей дороге можно начинать движение на второй скорости, не допуская пробуксовки колес.
- Ручной режим типтроника позволяет перемещаться по неровным участкам. На автотранспорте с классическим АКПП ездить по бездорожью не рекомендуется.
- Трансмиссия с функцией Tiptronic обладает интегрированной защитной системой. Она ведет контроль за ручным переключением, оберегает двигатель от перегрузок. На механических коробках этого не предусмотрено.
- Топливо расходуется экономичнее (по сравнению с АКПП).
Из-за наличия функции ручного управления увеличился вес конструкции и ее габариты, переключение передач осуществляется с небольшой задержкой. Зато опытные автомобилисты имеют возможность управлять динамикой машины при сохранении преимуществ автоматической коробки.
Как пользоваться коробкой типтроник
Использование.
Для запуска функции необходимо:
- Рычаг перевести в специальный паз, который может находиться на селекторе как с правой, так и с левой стороны.
- Для перехода на повышенную передачу сдвинуть рычаг в положение «+». Для снижения скорости выбрать «-».
В некоторых моделях переключаться между режимами можно подрулевыми лепестками. Установленная в текущий момент времени передача отображается на панели приборов.
Отличия АКПП типтроник от вариатора
Необходимость в автоматической коробке появилась тогда, когда в условиях городского движения понадобилось повысить уровень комфорта для водителей. Им больше не надо было отвлекаться на управление передачами, за них все делало ЭБУ. Однако все равно оставались ситуации, когда требовалось вручную сменить передачу. Поэтому некоторым автомобилистам автомат скорее мешал.
Вариатор — это разновидность автоматической АКПП. Но между ним и типтроником большое различие, поскольку вариатор является бесступенчатой коробкой. Она позволяет автомобилю плавно разгоняться, при этом рывки, подергивания и провалы отсутствуют.
По сравнению с типтроником у вариатора есть большой минус, который заключается в передаточном звене нагрузки. В большинстве вариаторных коробках установлены ремни, которые отвечают за выбор оптимального режима передвижения. Они быстро изнашиваются, если водители не соблюдают рекомендации автопроизводителей. Вариатор требует аккуратной езды и ограничения нагрузок. Запрещается допускать сильное буксование, перевозить тяжелый груз, использовать прицепы.
Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку
Комфорт.
Управление машиной с МКПП полностью лежит на водителе. Он сам переключает скорости и контролирует весь процесс передвижения. Минусом механики является малая целесообразность ее использования в условиях города, ведь из-за светофоров, постов ДПС разогнаться не получается. Долгое стояние в пробках утомляет, т.к. даже небольшое продвижение вперед требует от водителя переключения передачи. Многим автомобилистам МКПП только мешает, заставляя дергать постоянно рычаг, выжимать сцепление и терять концентрацию на дороге.
Типтроник предназначался для объединения двух вещей: комфорт автомата и достоинства механики. Автолюбитель, который управляет машиной с типтроником, испытывает те же ощущения, что и при вождении автомобиля с секвентальной МКПП. Причем ему совсем не нужно иметь навыки управления подобной трансмиссией, как пилотам «Формулы-1».
Какое масло используют для заливки в типтроник
Каждому транспортному средству соответствуют свои показатели вязкости, высшего и низшего значения температуры кипения трансмиссионной жидкости. Поэтому точные данные о том, какое масло надо заливать в коробку, следует искать в технической документации на автомобиль.
Если автовладелец не может по каким-либо причинам ознакомиться с инструкцией, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированным консультантам дилерских центров.
Через сколько меняют масло
Производители рекомендует заменять масло в трансмиссии с типтроником через каждые 60000 — 80000 км. Однако многие опытные автомобилисты советуют менять рабочую жидкость в 2 раза чаще. Решение всегда остается за собственником автотранспорта, но главное регулярно проходить ТО и обновлять расходники.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
Техническое состоянии.
Несмотря на то что типтроник подготовлен для активной манеры вождения, нельзя злоупотреблять такой возможностью. Ведь зафиксировано немало случаев, когда в результате всего одной гонки по ночному городу коробка ломалась и не подлежала восстановлению.
Источник: https://izst-detail.ru/tiptronik-korobka-peredach-chto-eto-takoe/
Плюсы и минусы режима типтроник в автомобиле — Авто Мото Спец
Если поинтересоваться у среднестатистического американца, какая коробка передач лучше, автомат или механика, то часть спросит что такое механика, а часть убедительно кивнет головой в сторону АКПП. Ещё бы, они приучены к тому, что езда должна быть комфортной.
Ещё в 1939 году Дженерал Моторз выпустила первую серийную автоматическую коробку передач и дала ей мудреное название — Гидроматик. С тех пор и началось, каждый производитель стремиться дать имя собственное любой функции в АКПП, вводя в заблуждение публику.
Если у них там водитель привык к автомату и подобные названия его не пугают, то у нас ещё долго будут шарахаться от DSG, Multitronic, CVT и прочих Типтроников.
Типтроник — что это такое
На самом деле, есть всего лишь три типа коробок передач — механическая ручная, гидромеханическая автоматическая и клиноременной вариатор, который тоже укладывается в рамки АКПП. Все остальное — это названия типов сервоприводов и организаций команд по управлению коробкой, их систем управления, не более того. Проще надо быть и до 1989 года в компании Порше думали так же. До тех пор, пока инженеры фирмы ZF не получили от них техническое задание на разработку хитрой автоматической коробки передач спортивного типа с имитацией ручного переключения передач.
Ауди идеально использует режим типтроник в своих автомобилях
Агрегат нужен был Порше для модернизации третьего поколения легендарной 911-й модели, старт продаж которой планировался на 1990 год. Немцы парни обязательные, коробка была разработана вовремя и, с технической точки зрения, была маленьким инженерным шедевром. Идея заключалась в том, чтобы совместить комфорт, который предоставлял гидромеханический автомат с чувствительностью и оперативностью, которыми обладает механика.
На спортивных автомобилях устанавливали секвентальные безсинхронизаторные КПП, но справиться с таким агрегатом мог не каждый.
Именно это подтолкнуло Порше к созданию такой коробки, которой в ручном режиме переключения мог бы управлять любой чайник, но при этом она должна была сохранять все качества автомата — плавность, мягкость в работе, а при желании работать так, как это делает обычный пятиступенчатый автомат, без участия водителя.
Весь этот комплекс блестящих инженерных решений компании ZF был запатентован Порше и для красоты назван Tiptronic. Следовательно, Типтроник — это не тип коробки передач, а название системы управления ею, своего рода торговое название.
Принцип работы режима Tiptronic
Экономия долей секунд, мгновенное переключение передач без выжима педали сцепления — вот для этого планировалось применять новый тип управления АКПП. Однако система показала себя настолько удачно, что стала обычным явлением в серийных моделях Порше — в 911-й, а позже в Кайен и в Панамера. В неизменном виде система просуществовала восемь лет, а только после этого была несколько модернизирована и пошла по миру. В первую очередь, Типтроник заинтересовал Ауди и Фольксваген, позже свою редакцию Типтроника представли БМВ и назвали её не менее оригинально, Steptronic, но в итоге изначальное название стало именем нарицательным.
На фото схема переключения с автомата в режим tiptronic
Пользоваться АКПП с функцией Типтроник просто и понятно. Передачи могут переключаться как традиционным селектором, но не ерзая по всему тоннелю, а просто качнув рычаг в сторону. В оригинальной системе есть только три позиции — первая включает полноценный автомат, две остальных, обозначенные плюсом и минусом, включают повышенную или пониженную передачу.
Для переключения передачи вверх или вниз достаточно слегка качнуть селектор в сторону плюса или минуса и электроника с минимальной задержкой включит нужную передачу. Правда, она ещё должна подумать, не принесет ли вред КПП или двигателю действие водителя, но думает она недолго.
Если электронный блок управления считает, что на конкретных оборотах включение определённой передачи нежелательно, она сбросит или поднимет обороты мотора, а только после этого переключится. Все равно защита от дурака предусмотрена.
Типтроник и Мультитроник — в чем разница
Кстати, об электронике. Когда конструкция Tiptronic попала в лапы Ауди, они создали целую серию гиперудачных автомобилей семейства А4. Они научили Типтроник работать практически идеально, насколько это возможно. Кроме того, на Типтронике от Ауди появился ещё один автоматический спортивный режим. Обычный, комфортный, переключался на повышенную передачу, когда тахометр щекотал цифру 4000, мягко, без единого толчка и рывка. Спортивный режим перебирает передачи ещё на тысячу оборотов выше, но когда включали Типтроник, управление автомобилем практически не отличалось от работы стандартной ручной механической КПП.
Функция типтроник ощутимо усложняет конструкцию коробки передач
Более того, электроника Tiptronic помогла вариатору от Ауди стать настоящим бестселлером. Бесступенчатый вариатор не отличался особенным гуманизмом и делал с мотором все, что хотел. Двигатель мог реветь на пяти тысячах оборотов, в то время, как скорость была 50-60 км/ч. Не солидно. И тогда инженеры Ауди решили применить систему Tiptronic на своём вариаторе. В конце концов появился ещё один «троник», Мультитроник. Это система управления бесступенчатым вариатором.
Благодаря мощной цепи специальной конструкции, вариатор от Ауди мог устанавливаться на мощные двигатели с крутящим моментом не менее 290 Нм. Такого на тот момент не позволял ни один вариатор в мире. Работала система фантастически.
Без лишнего шума стрелки спидометра и тахометра поднимались синхронно до определённого момента, но когда электроника переводила ремень вариатора на ступеньку ниже, полуторатонный седан мог ехать на скорости 150 км/ч при оборотах не более тысячи в минуту.
: коробка с режимом типтроник
Правда, за все хорошее и новое приходится платить. В среднем, цена автомобиля с гидромеханическим автоматом Tiptronic выше механики примерно на 1,5-2 тысячи евро, а если купить вариатор Мультитроник, то придётся переплатить ещё порядка 500 евро.
Чем хорош Tiptronic
Плюсы Типтроника очевидны. Для человека, который владеет искусством управления механической ручной коробкой передач в совершенстве, Tiptronic едва ли будет особенной ценностью. Конечно, в том случае, если драйверские повадки не отравлены автоматом.
В остальных случаях эта система позволит сохранить все прелести, комфорт и плавность переключения АКПП, при этом можно будет одним движением руки запретить электронике переключаться на повышенную передачу. Это необходимо при затяжном обгоне, при торможении двигателем, особенно на скользкой дороге.
Судя по отзывам, Tiptronic помогает здорово экономить топливо, а также система будет полезной при проезде бездорожья, когда ручного управления КПП не избежать.
Пожалуй, у Tiptronic можно найти и минусы. В первую очередь это касается сложности конструкции, которая затрудняет ремонт, обслуживание, замену масла, а некоторых слесарей вводит в состояние глубокого ступора. К тому же система существенно влияет на цену автомобиля в целом. На массе АКПП Типтроник практически не сказывается, но удовольствие от вождения он гарантирует. К тому же, если захочется автопилота, всегда можно перейти в автоматический режим, тогда умная АКПП все сделает вместо водителя. Тем не менее надо помнить и о том, что Tiptronic — это далеко не механика и в отличие от нее, задержка в переключении передач будет неизбежно.
Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/poleznoe/plyusy-i-minusy-tiptronik.html
Как работает коробка передач «Типтроник»
Многие автолюбители не предпочитают автоматические коробки из-за отсутствия дополнительного контроля за автомобилем. Такая коробка сама решает, когда повысить или понизить передачу. При этом отсутствие возможности самостоятельного выбора, мягко говоря, смущает некторых водителей. Однако, автомобилестроение не стоит на месте и сейчас многие автомобили снащены автоматическими КПП с возможностью изменения передачи в ручном режиме.
Первая коробка, в которой была реализована такая функция, получила название Tiprtonic. Причем «Типтроник» – это уже не просто АКПП с дополнительной функцией, а товарный бренд, именитой немецкой компании Porsche.
Прародителем появления «Типтроника» стала так называемая полуавтоматическая коробка передач, установленная в 1989 году на спортивный болид Феррари F-640. Эта коробка хоть конструктивно и не имеет никакого отношения, но в ней была реализована главная идея «Типтроника» – ручное переключение передач подрулевыми лепестками без надобности выжима сцепления.
История появления
Годом позже на Porsche 924 появился первая коробка с названием Tiprtonic. Это была продольная гидромеханическая АКПП с 4 ступенями и электронным управлением. Разработала данную коробку немецкая фирма по производству автомобильных трансмиссий ZF.
Особенностью данной коробки было два режима работы: автоматический – при котором КПП, переключая передачи, полностью работала самостоятельно, и ручной – водитель сам задавал передачу на коробке. По сути данная функция позволяла полностью имитировать механическую коробку, но с одним важным нюансом – использование педали сцепления не требовалось.
https://www.youtube.com/watch?v=3PUKvy9lh04
У «Типтроника» селектор КПП, помимо установки в классические режимы «D», «N», «R» и «P», мог ставиться в Т-образный вырез, верхняя часть которого помечалась знаком «-», а нижняя – знаком «+». В этом главная особенность «Типтроника», использовавшихся на Porsche. Чтобы вручную повысить передачу, нужно было перевести селектор в вырез, а затем кратковременно его потянуть его вниз, до знака «+», а чтобы понизить – наоборот, толкнуть селектор к знаку «-».
Однако многие автокомпании считают такое переключение неудобным, поэтому на многих авто в Т-образном вырезе знак «+» расположен вверху, а «-» – внизу.
Со временем помимо ручного переключения передач при помощи селектора добавились еще и подрулевые переключатели, позволяющие понижать или повышать передачу не отвлекаясь на селектор.
Если по-простому рассмотреть коробку «Типтроник», которая является брендом Porsche, то это обычная автоматическая коробка передач, но доработанная для возможности ручного переключения.
Примерно в то же время работа над коробкой с такой функцией велась и в американской компании Chrysler. Однако подход в создании несколько отличался от Porsche. Американцы за основу брали МКПП и добавляли в него элементы автоматической коробки. Разработка получила название AutoStick, но особой ставки на такую коробку в США не делали из-за дороговизны производства.
Начиная с 2000-х годов АКПП с функцией ручного переключения передач стала применяться на многих марках авто, но, поскольку бренд Tiprtonic был закреплен за «Порше», то другим компаниям пришлось придумывать свои названия для такого вида КПП – Steptronic, Geartronic и прочее. Однако, название «Типтроник» уже стало нарицательным, поэтому многие автолюбители все виды АКПП с ручным переключением называют именно так.
Особенности конструкции
Конструктивно Типтроник полностью схож с обычной АКПП, однако в ней реализован механизм, в котором возможно повышение и понижение передаточного числа ручным способом. Каждая из ручных передач работает в определенном диапазоне оборотов двигателя.
На деле же все реализовано достаточно просто. Какого-либо действия непосредственно на КПП водитель не делает. Переводя селектор на повышение или понижение, он всего лишь дает сигнал на электронный блок управления селектора, а тот уже в свою очередь дает сигнал блоку управления КПП. Заложенное в блок управление программное обеспечение задает режим работы КПП, после чего коробка передает крутящий момент в заданном диапазоне. Этим и имитируется переключение, как на МКПП, но как такового переключения передачи у «Типтроника» не производится.
Следует отметить, что у «Типтроника» достаточно механизмов защиты. Если обороты двигателя превысят диапазон, заданный для определенной передачи, коробка сама переключит передачу, подстраиваясь под работу мотора. Этим КПП защищает себя и сам двигатель от перегрузок. В общем, водитель хоть и задает передачу на КПП, но блок управления постоянно следит за работой коробки и предотвратит любые опасные действия.
Управление такой коробкой
Управление коробкой с функцией Типтроник значительно легче, чем механической коробкой. В любой момент движения водитель переводит селектор в Т-образный вырез, а затем при надобности кратковременно подает его либо к знаку «-» либо «+» и отпускает его. При этом коробка совершает переход на работу в определенных режимах, соответствующих передачам.
Если же на автомобиле используются подрулевые лепестки, то переход в ручной режим производится еще проще – достаточно воздействовать на правый или левый лепестки для повышения или понижения передачи.
Если водитель воспользовался ручным переключением и больше его не трогает, коробка сама через определенное время перейдет в автоматический режим работы, хотя водитель может воспользоваться ручным режимом в любой момент.
Достоинства и недостатки
Пройдемся по положительным качествам коробки с функцией Tiprtonic, а их вполне достаточно:
- Такая коробка передач очень удобна в пользовании. Водителю необязательно следить за установленной скоростью, как это делается в МКПП, при этом он может задавать режим работы – чего нет в классической коробке передач. К примеру, водитель вручную повышал ступени на Типтронике, но затем ему нужно было перейти на низшую ступень. Так вот вручную выполнять переход ему необязательно, коробка сама среагирует на обороты двигателя и перейдет на низшую ступень.
- Она очень удобна при совершении маневров. Обычные коробки-автомат при совершении обгона, когда нужно ускоряться, при высоких оборотах переключаются на ступень выше из-за тех же высоких оборотов, поэтому скорость теряется. В ручном же диапазоне «Типтроник» будет удерживать заданную передачу на высоких оборотах – маневр пройдет значительно быстрее.
- Также ручное управление поможет при преодолении бездорожья. Заданная низкая передача будет обеспечивать должное тяговое усилие, не переходя на более высшую ступень. Но злоупотреблять этим не стоит, поскольку «Типтроник» – это функция все-таки автоматических видов коробок и значительные нагрузки им не рекомендуются.
- На гололеде ручное управление «Типтроника» позволяет начать движение с более высокой передачи для исключения пробуксовки колес.
- Возможность самостоятельного переключения передач позволяет сэкономить топливо.
Являясь «золотой срединой» между МКПП и коробкой-автомат, «Типтроник» способен удовлетворить любого водителя. Однако имеются у такой КПП и свои недостатки. Их хоть и немного, но они есть.
- Одним из недостатков является значительный вес коробки. «Типтроник» является коробкой-автомат с дополнительным функционалом, который добавляет ей вес.
- Дополнительные функции не обеспечивают полного контроля над работой КПП и в некоторых случаях, когда нужно удержание необходимой включенной ступени, коробка все равно самостоятельно произведет переключение.
- Ну и третий недостаток не такой уж и большой. Заключается он в том, что коробке нужно определенное время на выполнение переключения при ручном режиме, при поездках это нужно учитывать.
Как показывает практика, функция «Типтроник» является востребованной лишь в первое время пользования автомобилем с автоматической коробкой передач, особенно если водитель пересел на него с «механики». Вдоволь насладившись тем фактом, что при переключении передач не нужно выжимать сцепление, автовладельцы рано или поздно понимают, что куда более комфортно самостоятельно вообще не переключать передачи, ни при помощи селектора, ни при помощи подрулевых лепестков — коробка-автомат на то и автоматическая, что делает все сама. Поэтому «Типторнику» остается участь помощника при преодолении крутых подъемов или глубокого снега.
Источник: http://okorobke.ru/ekspluataciya/korobka-peredach-tiptronik.html
Коробка-полуавтомат Типтроник (Tiptronic) – особенности устройства и эксплуатации
Традиционные автоматические гидротрансформаторные коробки передач отличает неспешность (по сравнению с МКП) переключения передач и стремление к работе в экономичном режиме. Это создает определенные неудобства для водителей, которые предпочитают динамичный режим вождения – с быстрыми ускорениями.
Для таких водителей и была разработана в свое время АКП Tiptronic (Типтроник) – это название стало нарицательным для автоматических коробок передач с возможностью ручного переключения скоростей, которые производятся разными компаниями под различными названиями (Steptronic, AutoStick). В этой статье мы расскажем о коробках этого типа, особенностях их эксплуатации, преимуществах и недостатках.
- Коробка-полуавтомат Типтроник
- Как пользоваться «полуавтоматом»
- Преимущества АКП Типтроник (Tiptronic)
Коробка-полуавтомат Типтроник
Специально для любителей динамичного вождения, не желающих, тем не менее, пересаживаться на автомобили с ручной коробкой передач, компания Porsche в 1990 году разработала АКП Tiptronic, которая могла работать в двух режимах – полностью автоматическом и полуавтоматическом (ручном). В ручном режиме водитель самостоятельно решает в любой момент времени, какая передача должна быть включена и подает сигнал коробке повысить (или понизить) передачу с помощью короткого перемещения рычага АКП вперед или назад – по аналогии со спортивной секвентальной (последовательной) коробкой передач.
При этом коробка Типтроник сама управляет работой сцепления, поэтому нет необходимости следить за оборотами двигателя и перегазовывать при переключении передач, как это приходится делать в спортивных автомобилях. Таким образом, Типтроник имитирует работу спортивной коробки передач, не требуя при этом от водителя специальных навыков вождения. Бортовой компьютер автомобиля следит за работой коробки Типтроник и выбранными водителем передачами и отклоняет команды водителя на переключение передач, если это представляет опасность для двигателя или АКП.
Начиная с 2000-х гг., коробки этого типа начали массово устанавливать на легковых автомобилях не только премиум-класса (вроде Porsche), но и обычного потребительского. Автопроизводителям удалось решить вопросы дешевого производства, долговременной и надежной работы АКП типа Типтроник, а популярность ее среди автовладельцев всегда была высокой. Ведь она сочетает в себе комфортность управления со спортивным драйвом.
Как пользоваться «полуавтоматом» Tiptronic
В АКП Tiptronic наряду с типичными для всех АКП режимами работы (положениями ручки АКП):
Р (Park)
R (Reverse)
N (Neutral)
D (Drive)
есть дополнительный боковой паз со значками «+» и «−», отвечающий за повышение и понижение передачи. В некоторых моделях АКП Типтроник вместо бокового паза есть либо специальный режим работы, позволяющий повышать или понижать передачу перемещениями ручки АКП вверх / вниз, либо специальные кнопки на руле или подрулевых переключателях.
Переместив рычаг АКП в боковой паз или переключив коробку в полуавтоматический режим, водителю нужно лишь подавать рычагом команду на повышение или понижение передачи, все остальное АКП Tiptronic сделает самостоятельно.
Следует отметить, что полуавтоматические АКП производства разных компаний имеют свои особенности. В частности АКП Tiptronic в автомобилях Volkswagen AG (марки Porsche, Volkswagen, Audi) работает следующим образом – для повышения передачи нужно подтолкнуть рычаг АКП вперед, а для понижения – назад. В спортивных секвентальных коробках передач, с которых Tiptronic позаимствовал принцип управления передачами, все ровно наоборот – для повышения передачи рычаг переводят назад, для понижения – вперед. Несмотря на это противоречие, Porsche продолжает сохранять свой собственный алгоритм работы Tiptronic, объясняя это традициями.
Аналогичные коробки других автокомпаний, например, Steptronic (Стептроник), которые устанавливаются на автомобилях BMW, работают как раз по спортивному принципу переключения передач – для повышения передачи рычаг переводят назад, для понижения – вперед. В целом, для того, чтобы разобраться, как повышать и понижать передачи в АКП вашего автомобиля, достаточно посмотреть на значки «+» и «−» на ручке АКП или кожухе АКП – для понижения передачи рычаг нужно сдвинуть в сторону значка «−», для повышения – в сторону значка «+».
Преимущества АКП Типтроник (Tiptronic)
Как мы уже говорили, коробками Типтроник сегодня оснащаются даже дешевые автомобили, и автолюбители охотно покупают такие авто. На это есть несколько причин.
- Сегодня АКП Типтроник стоит не дороже обычной АКП, и ее долговечность и ремонтопригодность также не уступают лучшим образцам АКП.
- Автомобили с АКП Типтроник более экономичны, чем авто с обычными АКП.
- На авто с АКП Типтроник у водителя больше возможностей для управления автомобилем – всегда можно включить ручной режим при необходимости, например, для торможения двигателем. При движении по скользкому покрытию (лед, грязь и т.п.) это может быть очень полезным.
- Автомобили с АКП Типтроник позволяют уверенно совершать обгоны, ускоряться и разгоняться. Контролируя переключение передач, водитель всегда может быть уверен, что у него хватит времени и мощности мотора для совершения маневра. На машинах с обычными АКП такой уверенности чаще всего нет.
- АКП Типтроник позволяет автомобилю увереннее чувствовать себя на бездорожье, на сельских проселках. Ручное управление передачами позволяет сэкономить ресурс коробки и двигателя при движении по плохим дорогам.
- При наличии зимнего режима эксплуатации АКП Типтроник позволяет трогаться с места со второй скорости, что позволяет избежать губительной для АКП пробуксовки на скольком покрытии.
- АКП Типтроник оснащается дополнительными системами безопасности, контролирующими действия водителя в плане переключения передач. Поэтому повредить такую АКП неверными или небрежными переключениями передач сложнее.
- АКП Типтроник сочетает в себе идеал современного водителя – комфортность автоматической коробки, в которой не нужно постоянно выжимать сцепление, и спортивный драйв, который обеспечивается возможностью самостоятельно переключать передачи и самому определять скорость разгона и движения автомобиля.
- Некоторые современные полуавтоматические АКП (например, тот же Steptronic от BMW) имеют адаптивный режим – они подстраиваются под манеру вождения определенного водителя и позволяют получать максимум удовольствия и драйва от процесса вождения.
- Самое главное преимущество АКП Типтроник – возможность выбора. Если вы хотите просто наслаждаться спокойно поездкой – вы используете полностью автоматический режим коробки. Если хотите драйва или считаете, что лучше взять переключение передач под контроль – включаете ручной режим работы АКП.
Есть у АКП Типтроник и недостатки. Например, достаточно большой вес и размеры данного вида АКП, поэтому оснащенные ей автомобили весят больше, чем аналоги с механической коробкой передач и обслуживание АКП Типтроник может быть более трудоемким, чем обычных коробок-автоматов. Задержки при переключении передач в АКП Типтроник также могут быть значительными и варьируются в пределах от 0,1 до 0,7 секунды в зависимости от модели АКП.
Читайте так же про механическую и автоматическую коробку передач автомобиля
Источник: http://stotandem.by/blog/korobka-poluavtomat-tiptronik-tiptronic-osobennosti-ustroistva-i-ekspluatatsii
Что такое типтроник и как он работает?
Типтроник – это термин, который применяется в сфере автомобильного строительства для обозначения коробки передач. Она отличается своими конструкторскими особенностями. В частности, данное устройство сочетает в себе функции АКПП и МКПП.
Следует подробно разобраться в том, что такое типтроник, чем он хорош, определить особенности его работы.
Типтроник — что это и как он работает
Выделяется несколько типов коробок передач, которые могут встречаться на современных авто. Популярны машины с ручным переключением скоростей, а также автоматический вариант. Коробка типтроник имеет спрос у автолюбителей. Благодаря ей, автомобилист в любой момент может выбрать нужную скорость. Кроме того, данная рабочая система позволяет самостоятельно перевести коробку в режим «автомат».
Езда в автоматическом режиме способствует увеличению комфортности вождения. Также, в коробке tiptronic может осуществляться переключение в механический режим управления. В большинстве случаев, предпочтение ручному управлению отдают водители со стажем, а пользуются автоматическим режимом в основном новички-автомобилисты. Переход на ручное управление актуален, если этого требуют дорожные условия.
В автомобиле, где имеется автоматическая КПП, переключение скоростей не требует участия водителя. Иначе дело обстоит с tiptronic. АКПП Типтроник, отличающаяся своей конструкцией, позволяет повысить динамику транспортного средства. Данная система на некоторых автомобилях может иметь название Steptronic, Multitronic.
Как пользоваться типтроником? В салоне авто, где установлен данный вариант, переключение скоростей происходит с помощью рычага. Имеются позиции «D», «N», «R», «P». Благодаря типтронику автомобилист самостоятельно выбирает нужную скорость. Если РВД установлен в положение «D», то для повышения передачи перемещение рычага происходит в сторону «+», для понижения «-». В дополнении к этому, бортовой компьютер осуществляет контроль за переключением скоростей. На установленном дисплее управления водитель видит текущую передачу. Выключение Tiptronic происходит путем перемещения рычага в положение «D».
Статья в тему: Что такое Рowershift на Форд Фокус 3?
Ручное переключение скоростей дает возможность держать под контролем динамику хода. Благодаря наличию бортового компьютера снижается риск повреждения КПП или силовой установки неосторожными переключениями. По ресурсу работы Tiptronic не уступает классическому «автомату».
Характеристики АКПП и Tiptronic
Что выбрать Типтроник или автомат? Автомобили с «автоматом» хорошо распространены. Коробка автомат не имеет необходимости в переключении скоростей вручную. Типтроник – это не оригинальная КПП, так как является дополнением АКПП, значит, водителю предоставляется больше возможностей при управлении автомобилем.
Схема типтроника
На вопрос: чем отличается tiptronic от автомата, можно сделать вывод, что АКПП – это коробка передач, которая самостоятельно переключает скорости. Типтроник является ее модификацией, который имеет такую возможность, как ручное управление передачами. Отличие отмечается только с технологической стороны.
Преимущества автоматической КПП с Tiptronic:
- удобство в эксплуатации авто, из-за чего многие водители новички отдают данной КПП предпочтение;
- полный контроль над управлением трансмиссией, когда маневрирование происходит по пересеченной местности;
- устройство гарантирует отличную динамику хода;
- повышенная функциональность;
- этот тип позволяет экономить на расходе горючего;
- машина достаточно быстро набирает скорость.
Недостатки устройства:
- большие габариты КПП;
- переключение скоростей происходит с задержкой (может превышать 0,5 сек.).
Однако, несмотря на это, преимуществ у автомата Типтроник в несколько раз больше.
Статья в тему: Как заменить сальник коробки передач на автомобиле ВАЗ?
Если возникают затруднения в том, что лучше МКПП и АКПП, можно сделать выбор в пользу версии Типтроник. Изначально он применялся на Porshe спортивного типа, выигрышно отличался от уже существующих видов КП. В последствие такой вариант стали использовать на многих современных популярных иномарках (Volkswagen, Audi). Все модели автомобилей, поддерживающие режим Tiptronic, характеризуются продуктивностью работы.
Таким образом, коробка передач Типтроник – это сочетание функциональных особенностей «механики» и «автомата». В частности, автомобилист, совершая передвижение, использует АКПП, при этом сохраняются функциональные возможности МКПП. Эксперты, рассуждая о плюсах и минусах, пришли к выводу, что положительных сторон у Tiptronic больше. С данной коробкой совершение маневров на дорожных участках, отличающихся сложностью, происходит легко. Наличие ручного режима в автоматических коробках позволяет эффективнее осуществлять передвижение по холмистой местности или, когда автомобиль поднимается в гору.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Источник: https://auto-self.ru/chto-takoe-tiptronik-i-kak-on-rabotaet/
Типтроник – что это такое и как им пользоваться
За годы развития автомобилестроения было много попыток совместить механическую и автоматическую КПП. Появились трансмиссии, называемые полуавтоматическими, в которых к ручной коробке пытались добавить элементы автоматической. Современные АКПП с функцией ручного управления имеют свои особенности. Статья посвящена этому виду трансмиссий: в чем их преимущества и недостатки, как пользоваться типтроником. Кроме того, прилагается видео, в котором рассказывается о коробках автомат с функцией ручного переключения скоростей.
Для того чтобы ездить на автомобиле в разных режимах была изобретена трансмиссия. С ее помощью передается крутящий момент от двигателя к колесной группе. На современных авто устанавливаются механические и автоматические коробки. Водители, стремящиеся контролировать свою машину, выбирают механическую КПП, на автоматической предпочитают ездить женщины и новички.
Для того чтобы на автомобилях с АКПП можно было управлять динамикой при торможении, поворотах, ускорении, переключать на пониженную передачу, была добавлена функция типтроник. Всего этого лишена обычная коробка автомат. Многие автолюбители ошибочно считают, что это отдельный агрегат, представляющий собой новую трансмиссию. Но это не так.
Автоматическая коробка передач с типтроником
Сначала система стала применяться для спортивных автомобилей. Понятие типтроник было запатентовано фирмой Porsche, которая выпустила в 1990 году автомобиль с АКПП, имеющей возможность управлять передачами вручную. Со временем этот принцип стали применять в своих машинах другие компании, называя их тач-троник, стептроник, эспатик и др. Система также нашла свое применение в роботизированных коробках и вариаторах. Понятие типтроник стало нарицательным. В настоящее время под этим понятием понимается любая АКПП, которая имеет функцию управления переключением передач вручную.
В обычном режиме действиями автоматической коробки руководит бортовой компьютер. Переход на ручное управление не означает, что можно будет механически переключать передачи путем нажатия на педаль сцепления. Это всего лишь электронная имитация работы МКПП в упрощенном виде, не требующая от водителя специальных навыков и опыта вождения.
Ручка коробки переключения передач
При переходе в режим типтроник компьютер продолжает осуществлять контроль за действиями водителя: в электронном блоке управления (ЭБУ) автомобиля начинает работу специальная программа. Анализируя поступающие команды в зависимости от действий водителя, программа подключает определенные алгоритмы. Если при этом компьютер посчитает, что в данный момент такое переключение опасно для двигателя, она игнорирует поступившую команду.
Как пользоваться
Все автомобили, оснащенные АКПП с типтроником, ничем не отличаются от обычной коробки автомат:
- Оснащены двумя педалями – тормоза и акселератора.Педали акселератора и тормоза на авто с АКПП
- Имеют те же положения ручки акселератора – «D», «N», «R», «P».
Если эксплуатация машины осуществляется в обычном режиме «D», то все действия контролирует бортовой компьютер, но с помощью типтроника, водитель имеет возможность при необходимости выбрать сам нужную передачу.
Пользоваться типтроником очень просто. Это можно увидеть на видео, размещенном в конце статьи. Осуществляется переключение с помощью рычага выбора диапазонов (РВД), когда он находится в режиме «D». В этот момент ручку следует перевести специальный паз, имеющий обозначения «+» и «-». Для повышения передачи используется «+», а для понижения, соответственно, «-».
Схема использования типтроника
Выключение режима типтроник выполняется обратным перемещением рычага в положение «D». Все перемещения ручки отображаются на дисплее управления.
Некоторые модели автомобилей вместо специальной ниши на РВД оснащены «лепестком», который расположен на рулевом колесе. С его помощью осуществляется ручное управление, путем нажатия кнопок на нем. Для повышения передачи нужно тянуть правый рычажок «+» к рулю, для понижения – левый рычажок «-».
Если водитель продолжительное время не пользуется подрулевыми лепестками, бортовой компьютер сам переводит коробку в режим автомата. Если автомобиль тормозит, то система также автоматически понизит передаточное число. Повторный старт будет происходить лишь на первой передаче. Это удобно на светофорах, так как не нужно постоянно задумываться о переключении скоростей, управляя машиной вручную.
Лепесток типтроника на рулевом колесе
В режиме типтроник компьютер продолжает контролировать действия водителя, отменяя команды, которые способны нанести вред двигателю или коробке. К примеру, если машина остановилась при включенной первой скорости блок управления не даст заглохнуть мотору.
В некоторых автомобилях предусмотрены спортивная и зимняя программы. При использовании спортивной, в режиме типтроник, ЭБУ позволяет водителю держать высокие обороты при каждой передаче. Это дает возможность получить максимальную отзывчивость автомобиля при ускорении и обгонах. Зимняя программа позволяет избежать пробуксовки на скользком дорожном покрытии.
Загрузка …
Плюсы и минусы системы
Система типтроник завоевывает все большую популярность. На современных автомобилях почти повсеместно устанавливаются коробки автомат с ручным управлением. Причиной этого являются следующие преимущества системы:
- Водитель всегда имеет возможность перейти в ручной режим управления в экстренных ситуациях, например, при торможении двигателем, позволяя вручную понизить передачу. Это может помочь избежать заноса на скользкой трассе.
- Системой удобно пользоваться при обгоне, не давая возможности автомату перейти на более высокую передачу.
- Если автомобиль оснащен зимним режимом, то система типтроник дает возможность трогаться по скользкой дороге со второй передачи, тем самым позволяя избежать пробуксовки.
- Хотя автоматические коробки не любят бездорожья, переключаясь в ручной режим управления, можно ездить по неровным дорогам, «сглаживая» некоторые неровности покрытия.
- Все модели, имеющие типтроник, оснащены встроенной системой защиты, которая следит за ручным переключением и не допускает ситуаций, где возможно повреждение двигателя. На МКПП такая функция отсутствует.
- Экономнее расход бензина по сравнению с обычной АКПП, хотя в механической коробке бензин расходуется меньше.
- Оптимальное решение для водителей, кто хочет ездить на машине с автоматом, но иметь возможность ручного управления.
- Несмотря на дополнительную функцию, стоимость автомобиля не увеличилась.
Коробкам с типтроником присущи недостатки. За счет добавления функции ручного управления увеличились размеры трансмиссии и ее вес. Передачи переключаются с некоторой задержкой. Например, на автомобиле Ауди она составляет 0,1 секунды, а на Порше достигает 0,7 секунды.
Функция типтроник дает дополнительные возможности опытному водителю управлять динамикой автомобиля, при этом сохраняются все преимущества АКПП. Благодаря этому многие противники коробки автомат стали ее приверженцами.
«АКПП с типтроником»
В этом видео рассказывается о коробках автомат, оснащенных функцией ручного управления.
Источник: https://avtozam.com/kpp/tiptronik-chto-eto-takoe-kak-im-polzovatsya/