Фотоотчёт: Сборка коробки мотоцикла «Иж-Планета» 2, 3, 4, и пятой модели
Что мне нравиться в Планетовской КПП так это то, что ее можно разобрать и отремонтировать не разбирая двигателя и даже не снимая его с рамы: непосредственно по месту, даже не сливая масла: ложем набок мотоцикл и ремонтируем – это на самом деле, в плане ремонта и обслуживания очень удобно.
Второй приятный момент заключается в том, что передаточные числа первой второй и третьей передачи в “Планетовской” КПП можно изменять на свое усмотрение простым подбором шестерен и валов от других моделей мотоциклов “Планетовского” ряда. Тем самым делая нужную передачу более скоростной или тяговитой.
«Болячки»
В планетовской КПП болячек аж три штука:
- Течь масла из заглушки промежуточного вала
- Плохое зацепление шестерен на первой передаче
- Постоянное отворачивание болтов крепящих упор вала переключения передач
Проблема с течью масла я решаю очень легко и просто: вынимаю стопорное кольцо; извлекаю подшипник промежуточного вала, обезжириваю заглушку, стопорное кольцо, посадочное отверстие, затем наношу на наружную кромку заглушки герметик, ставлю ее на место и сразу же прижимаю ее подшипником и вуаля — течь устранена!
Вследствие заводской недоработки, шестерня-каретка включения первой-третьей передачи заходит своими кулачками в шестерню первой передачи не полностью, а лишь малой частью едва цепляя кулачками шестерню из-за чего быстро изнашиваются кромки и первая передача начинает выбивать.
На фото этот момент неплохо виден. У конкретно этой шестерни зацеп составлял не больше пары миллиметров. Вылечить эту «болячку» сложно: со стороны шестерни первой передачи нужно прошлифовать на 3-4 мм торец промежуточного вала и с помощью регулировочных шайб пододвинуть шестерню первой передачи к каретке. Другого пути я не вижу.
Болты крепящие упор в процессе эксплуатации постоянно откручиваются то ли от вибрации, то ли еще от чего — откручиваются и все тут, как их только не затягивай… Не помогают даже специальные контрящие шайбы. Я долго боролся с этим безобразием всеми известными мне традиционными способами и пришел к выводу, что лучше всего эту проблему решает красный фиксатор резьбы. Смело садите на него болты и избавитесь от этой проблеме раз и на всегда.
Подготовка к сборке
Подготовку к сборке можно разделить на два основных этапа: замер и при необходимости устранение осевого люфта копирного вала и проверка пригодности к дальнейшей эксплуатации подшипника вторичного вала.
Первый этап — замер и устранение осевого люфта копирного вала
Одеваем на копирный вал со стороны фиксатора — регулировочные шайбы. В моем случае регулировочных шайб было четыре, но у вас их может быть больше или меньше, а может и не быть… Отводим стопорную планку в сторону и устанавливаем копирный вал на свое место. На второй конец копирного вала одеваем штатную, упорную шайбу.
Укладываем на плоскость разъема крышки КПП новую прокладку (обязательно) на которую в дальнейшем вы будите окончательно собирать КПП и с положенным усилием затягиваем крепежные винты крышки КПП.
Переворачиваем двигатель и замеряем осевой люфт копирного вала, норма 0,2-0,4мм, но будет лучше, если вам удастся обеспечить осевой люфт на уровне не более 0,2мм. Регулировка осевого люфта осуществляется простым добавлением или убиранием регулировочных шайб.
Я произвожу замер люфта индикатором. Если у вас его нет — попробуйте замерить люфт штангенциркулем, если и штангенциркуля нет, так уж и быть — меряйте «на глаз»…
Второй этап: проверка на пригодность к дальнейшей эксплуатации вторичного вала
При обычных режимах эксплуатации — подшипник вторичного вала ходит достаточно долго. Но как бы мы не хотели и не старались, а он изнашивается. Оно бы ничего, если бы не безопасность: если у вас на ходу разлетится подшипник вторичного вала, а он обязательно разлетится, если его вовремя не поменять — КПП вместе с задним колесом клинит, причем намертво и вы шлифуете попой асфальт…
Осторожно, над каким-нибудь подносом вынимаем вторичный вал и внимательно осматриваем беговую дорожку подшипника вала, обоймы и сами ролики. На рабочих поверхностях подшипника и роликов не должно быть раковин, гранености, следов износа или перегрева. Дорожка должна иметь идеально ровную рабочею поверхность.
Пример беговой дорожки вторичного вала и обоймы в идеальном состоянии.
Для облегчения обратной сборки — нанесите на беговую дорожку какую-нибудь смазку, типа литола и аккуратно уложите ролики на дорожку и немного прокручивая вставьте вал в обойму. Как только шлицы звездочки упрутся в кромку сальника — тонкой отверткой по кругу поправьте кромку сальника и продвиньте вал до упора. И сразу же, чтобы вал не выпал — наденьте на него звездочку и закрепите ее гайкой.
Сборка
В тщательно отмытый и подготовленный к сборке картер ставим первичный вал, шестерню первой передачи и копирный вал с заранее подобранными регулировочными шайбами.
Одеваем на шестерню-каретку включения второй-четвертой передачи (она меньше шестерни-каретки включения третьей-первой передачи, не ошибетесь) вилку так как это показано на картинке. Одеваем шестерню на первичный вал и заводим штифт вилки в верхний паз копирного вала.
Одеваем на шестерню-каретку включения первой-третьей передачи вилку, как это показано на картинке, укладываем ее на шестерню первой передачи и заводим штифт вилки в нижний паз копирного вала.
Устанавливаем на свои места направляющие вилок (проточками к корзине сцепления). Кстати, «Планетовскую» КПП в случае необходимости можно собрать-разобрать не разбирая корзину сцепления и не снимая направляющие. Но для этого при установки придется немного вытянуть на себя копирный вал, завести штифты вилок в пазы и после этого — отвести стопорную планку и задавить копирный вал до упора.
Устанавливаем промежуточный вал.
На старых двигателях концевая шестерня ставится отдельно. На более поздних — выполнена заодно с промежуточным валом.
Заправляем возвратную пружину вала переключения передач так, как это показано на картинке.
Проверяем работоспособность собачек вала переключения передач: сжимаем-разжимаем их несколько раз. Особое внимание уделяем ихним рабочим кромкам: они должны быть острыми не зализанными. И не забываем проверить пружину, которая сжимает собачки: она должна быть правильной формы и обеспечивать упругость хода собачек.
Сжимаем собачки и устанавливаем вал переключения передач на свое место.
Разворачиваем копирный вал меткой на корпусе к валу переключения передач и чтобы во время установки не промазать мимо метки — замазываем промежуток между зубьями напротив метки копирного вала литолом или красим. Так будет заметней.
Ищем на секторе риску и во время надевания сектора на вал переключения передач — совмещаем риску на секторе с меткой на корпусе копирного вала: зуб напротив риски сектора должен строго зайти между зубов напротив метки копирного вала.
Чтобы во время установки наши метки не сбились — связываем между собой — сектор и копирный вал обычной швейной нитью.
Одеваем на первичный и копирный вал штатные, упорные шайбы и вставляем на свои места направляющие втулки крышки КПП.
Обезжириваем плоскости, наносим герметик, укладываем прокладку, устанавливаем крышку и с максимально возможным усилием затягиваем крепежные болты. Под болты отмеченные желтыми стрелками подлаживаем специальные шайбы.
После затяжки крышки КПП — проверяем осевые люфты первичного и вторичного вала. Норма: 0,2-0,4мм.
Если люфт будет больше нормы — снимаем пластину, осаживаем подшипник и подлаживаем под него необходимое количество регулировочных шайб.
Номера подшипников и сальников используемых в КПП «Иж-Планета»
- Подшипник первичного вала 1шт — 204
- Подшипник промежуточного вала 2шт — 203
- Подшипник вторичного вала (поставляется в сборе с валом) 1шт — 192906КМ
- Сальник вторичного вала 1шт — ИЖ49. Сб 1-28-1 размер 34,5х52х9
Источник: https://alisa-motors.ru/sborka-remont-korobki-motocikla-izh-planeta-2-3-4-i-pyatoj-modeli/
Слабый мотор
Почему перестали выпускать в России мотоцикл «ИЖ Планета»? Как ни странно, Ковровский машиностроительный завод имени Дектярева (ЗИД), а также бывший советский, ныне белорусский Минский мотоциклетный завод и по настоящее время поставляют на рынок свои мотоциклы.
Что касается Ижевского машиностроительного завода выпускающего мотоциклы ИЖ (Планета, Планета-Спорт, Юпитер), то последняя серийная партия мотоциклов была выпущена в 2008 году, тогда в связи с трудностями возникшими из-за экономического кризиса производство мотоциклов ИЖ было свернуто. А жаль, ведь можно было и со стороны государства помощь заводу оказать.
У Ижмаша на тот момент в работе было множество опытных конструкторских разработок перспективных мотоциклов, как с двухтактными двигателями, так и с четырехтактными. Очень много у меня позитивных воспоминаний связанных с мотоциклами ИЖ «Планета-3» и «Планета-5«.
Любая модель мотоцикла начиная с Планеты-2 по проходимости задавала форы Юпитерам, старым или новым не важно. Он разве, что не плавал, на нём хоть в тайгу или в лес, на рыбалку или охоту. Очень надежная «рабочая лошадка» имеющий тягу как у трактора и чего только на нем мы с отцом не перевозили. Купили его в 1989 г и по настоящее время отец ездит на нем, а выглядит он как новый и радует сердце исправной работой.
Мотоциклы Планета, даже самые старые его модели и сейчас продолжают исправно и надежно служить своим хозяевам, несмотря на остановку производства на рынке нет проблем с запасными частями для ремонта, а запасу ремонтопригодности нет предела. В этой статье рассмотрим силовой агрегат ИЖ-П5 мотоцикла «ИЖ Планета 5», а если точнее его техническую характеристику, слабые места и недостатки. Силовой агрегат Иж-П5 отличается от ИЖ-П4 20 л.с. предыдущей модели мотоцикла «ИЖ Планеты-4» увеличенной на 2 л.с.
мощностью, большей степенью сжатия и головкой двигателя, у 4-ой модели она под две выхлопные трубы, у 5-ой под одну. Коробки передач различаются по количеству зубьев на шестернях, соответственно и передаточными отношениями. Коробки передач взаимозаменяемые.
Характеристика мотора ИЖ-П5
Одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, воздушного охлаждения. |
346 |
22 (20,9…23,1 при 4850±10 % об/мин |
72 |
85 |
8,2-8,7 |
смесь топлива с маслом. На более поздних моделях мотоцикла применена подача масла масляным насосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25-1/100 к подаче бензина. Заправочная ёмкость картера двигателя мотоцикла Иж П-5-01 — 0,7 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или их зарубежные аналоги. |
К-65И (в более ранних — К-62И) |
автомобильный бензин с октановым числом не менее 76. При совместной системе смазки применяется бензин в смеси с моторными маслами М-8В, М-10В, авиационным маслом МС-20 в соотношении 25:1, или смесь бензина с маслом для двухтактных двигателей МГД-14М (или его зарубежные аналоги) в соотношении 50:1. |
18 л. |
контактно-масляный |
0,15 л моторного масла |
Генератор — трёхфазная электрическая машина с электромашинным возбуждением и электронным выпрямителем-стабилизатором напряжения БПВ-14-10 (БПВ-21-15), мощностью первоначально 100, затем 140 Вт, или однофазный генератор с возбуждением от постоянных магнитов и электронным регулятором РНМ-1, мощностью 90 Вт. |
батарейное контактное конденсаторное, на более поздних моделях электронное бесконтактное, с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала и независимое от аккумуляторной батареи. |
А23В (или зарубежные аналоги) |
свинцовая кислотная, тип 6МТС-9, 12 вольт 9 А.ч |
цепью приводной втулочной двухрядной (усиленной) в масляной ванне |
многодисковое в масляной ванне |
1,0 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20 или их зарубежные аналоги. |
трёхвальная четырёхступенчатая в одном блоке с двигателем и ножным переключением передач. |
закрытой втулочной однорядной цепью |
2,17 |
2,33 |
3,88 |
2,01 |
1,26 |
1,0 |
- Воздушный фильтр;
- Цилиндро-поршневая группа;
- Коробка передач.
Более подробно о слабых местах силового агрегата ИЖ-П5…
Воздушный фильтр. Для предотвращения попадания пыли в двигатель требуется частая промывка и промасливание фильтрующего элемента. Установка бумажного фильтра позволила бы сократить время на обслуживании двигателя при ТО и улучшила бы качество очистки воздуха подающего в карбюратор.
ЦПГ изнашивается через 20 000-25 000 км по причине отсутствия водяного охлаждения.
Коробка передач. С годами вследствие выработки происходит самовыключение передач и регулировка проблему не устраняет. В этом случае необходима переборка КПП с заменой выработанных деталей.
Недостатки двигателя ИЖ-П5
- Громкий в работе;
- Повышенная вибрация;
- С глушителя брызгает масло;
- Долгий разгон;
- Большой расход топлива;
- Малый ресурс;
- Сильная отдача от кикстартера.
Громкая работа негативно воздействует на окружающих людей (мешает отдыхать), что вызывает по отношению к мотоциклисту соответствующие реакции.
Повышенная вибрация двигателя предается всему мотоциклу, особенно чувствуется вибрация руками на руле.
С глушителя брызгает масло, которое при движении попадает на спину водителя или пассажира. Этот минус устраняется монтажом поварешки из нержавейки, соответствующего диаметра на торец выхлопной трубы. У поварешки заранее должен быть вырезан сектор, который при монтировании винтами должен находиться в нижней части. Эта доработка исключит попадание масла на спину, а выхлоп будет направлен вниз.
Долгий разгон. Более длительный разгон у Планеты 5 с коляской.
Повышенная длительность при разгоне особенно заметна на мотоцикле с коляской.
Большой расход топлива. Двигатель по расходу топлива не экономичный и причина прежде всего в конструкции двухтактного двигателя.
Ресурс ограничен интервалом 20-25 тыс. км
Сильная отдача от кикстартера. Чтобы исключить удары кикстартером по ноге не сопровождайте ногой кикстартер при его возвращении в исходное положение. Воздействие на кикстартер при заводке мотора должно быть резким и сильным.
Вывод.
Двигатель надежный и простой, ломается редко. Ремонтируется легко. Его производство остановлено, но проблем с запасными частями нет. Цилиндр не одноразовый, ремонтируется расточкой или заменой гильз с установкой ремонтных поршней в сборе (под ремонтные размеры цилиндров). Движок не для спортивных гонок, но для хозяйства в сельской местности и для выезда на природу ему нет цены, он хорош.
PS. Уважаемые мотоциклисты «Планетоводы»! Вы можете задать вопрос или добавить отзывы и информацию по слабым местами недостаткам мотора ИЖ-П5 в комментарии.
Источник: https://SlabyjMotor.ru/na-motociklax/slabye-mesta-i-nedostatki-dvigatelya-izh-p5-motocikla-izh-planeta-5.html
Какое масло в коробку иж юпитер 5
04.04.2020
Масло в коробке передач следует заменять после пробега первых 500 км, а в дальнейшем через каждые 10000 тыс. км пробега.
Масло лучше заменять сразу после поездки, пока оно горячее.
1. Устанавливаем мотоцикл на центральную подставку.
2. Подставляем под картер двигателя широкую емкость объемом 1,5-2 л.
3. Ключом на 22 мм отворачиваем пробку сливного отверстия, расположенную снизу картера, и сливаем масло.
Когда основной объем масла вытечет, слегка наклоняем мотоцикл на правую сторону, чтобы масло полностью вытекло из отсека моторной передачи.
4. Заворачиваем пробку сливного отверстия.
5. Шлицевой отверткой ослабляем задний винт крепления лючка-эмблемы на левой крышке картера, а передний винт выворачиваем полностью.
6. Поворачиваем лючок на заднем винте, открыв окно в крышке картера. Заливаем в картер литр моторного масла.
Для удобства можно наклонить или положить мотоцикл на правую сторону.
7. Закрываем лючок и затягиваем винты его крепления. Вытираем потеки масла с поверхности картера.
Внимание!
Применение трансмиссионного масла для коробки передач мотоцикла нежелательно. Из-за большей вязкости трансмиссионного масла, особенно в холодную погоду и после долгой стоянки, возможно «склеивание» дисков сцепления с соответствующими последствиями (сцепление совсем не выключается или «ведет»).
Если слитое из коробки передач масло сильно загрязнено, имеет темный цвет и в нем отчетливо заметны металлические частицы, рекомендуется перед заливкой свежего масла промыть коробку передач. Для этого заливаем в картер около 0,5 л смеси любого чистого моторного или трансмиссионного масла пополам с керосином, уайт-спиритом или дизельным топливом. Вывесив заднее колесо, запускаем двигатель и, переключая передачи, в течение 2-3 минут «крутим» коробку передач, промывая ее. После этого быстро сливаем промывочную смесь и заливаем в коробку передач свежее масло.
Какое масло лить в коробку передач на Иж Юпитер 5?
Ilya (Jayantika) я трансмиссионку залил-пока все норм…
Sergey (Azaria) трансмиссионку минеральную вполне норм.
Alexey (Sandra) дизельное можно
Ilya (Jayantika) Алексей, дизельное в бак норм лить-а то чтоб его в двиган-такое первый раз слышу!
Sergey (Azaria) на юпитере грубоватая кпп.дизельное масло немного смягчает переключение.
Ilya (Jayantika) Сергей, ты в курсе что коробка, что юпитер, что планета-они одинаковые! единственное у юпитера сектор переключения по другому работает…
Sergey (Azaria) Илья, я в курсе.только на планете она быстрее разваливается.
Ilya (Jayantika) НЕЧЕ ПОДОБНОГО! у меня у бати пробег мотика 24тыщи по 3ме кругу, двигатель половинили 2раза (оба раза замена сальников и подшибников КВ)…с коробкой никаких проблем небыло….
Sergey (Azaria) 24 тыс.это не пробег.А с коробкой значит повезло.
Ilya (Jayantika) Сергей, ты как читаешь? 24тыщи по 3 кругу спидометра!
Evgeny (Cordula) Илья, а сколько масла нужно в коробку?
Ilya (Jayantika) литр…на всех моделях…
Sergey (Azaria) Илья, спидометр обычно на нашей технике до 100 тыс.пронумерован.
Ilya (Jayantika) Сергей, Мне отец сам сказал что это уже 3й круг идет…
Sergey (Azaria) Илья, тогда эта «планета» вечная!)
Zhenya (Bertilde) как смягчить переключение передач на юпитере 5, довольно туго и громко они переключаются.
Sergey (Azaria) Парни а можно индустриальное И-20?
Nikolay (Cynfor) Наверняка в книге указано обычное м8в.трансмиссионка густая для сцепления в масляной ванне.
Arkadiy (Webster) Я користуюсь дизельним, як в бензин так і в коробку, але краще тад17
Какое масло лить в двигатель Иж юпитер 5
иж юпитер 5 куда заливаеться масло в двигатель? | Автор топика: Вероника
Нина Stout правильно написал, для смазки двигателя масло подмешивается в бензин в пропорции 1:20. Отдельно масло заливается в коробку передач Вадим. Только немого уточню: в Иж Юпитер 5 масло заливается не с правой стороны а с левой, не сверху а сбоку Илья и нет там контрольного винта, там щуп на упомянутой крышечке. Ещё масло заливают в полость маховика. Для заливки в полость маховика на левой половинке двигателя в его передней части вблизи к месту крепления двигателя имеется винтовая пробка со шлицем под отвертку. Надо поставить мотоцикл на ровную поверхность, отвернуть эту пробку и залить в отверстие масло Леонид чтоб масло
было вровень с краем отверстия Оксана.
Константин Масло надо в бензин подмешивать
Екатерина Масло заливается в коробку с правой стороны сверху, с боку с той же стороны есть контрольный винт. В двигатель масло не заливается, а подмешивается в бензин в пропорции 1:20. Читай инструкцию.
Владислав Если хоч залить в двигатель то попробуй через глушитель
Мария С лева у ижа есть резиновая фигнюшка на двигателе и там написано иж её выкручиваешь и там заливается
>> Периодическое техническое обслуживание. Коробка передач — замена масла
ООО «Мир Автокниг»
Коробка передач — замена масла
Масло в коробке передач следует заменять после пробега первых 500 км, а в дальнейшем через каждые 10 000 тыс. км пробега.
Масло лучше заменять сразу после поездки, пока оно горячее.
1. Устанавливаем мотоцикл на центральную подставку.
2. Подставляем под картер двигателя широкую емкость объемом 1,5 — 2 л.
3. Ключом на 22 мм отворачиваем пробку сливного отверстия, расположенную снизу картера, и сливаем масло.
Когда основной объем масла вытечет, слегка наклоняем мотоцикл на правую сторону, чтобы масло полностью вытекло из отсека моторной передачи.
4. Заворачиваем пробку сливного отверстия
5. Шлицевой отверткой ослабляем задний винт крепления лючка-эмблемы на левой крышке картера, а передний винт выворачиваем полностью.
6. Поворачиваем лючок на заднем винте, открыв окно в крышке картера. Заливаем в картер литр моторного масла.
Для удобства можно наклонить или положить мотоцикл на правую сторону.
7. Закрываем лючок и затягиваем винты его крепления. Вытираем потеки масла с поверхности картера.
Внимание!
Применение трансмиссионного масла для коробки передач мотоцикла нежелательно. Из-за большей вязкости трансмиссионного масла, особенно в холодную погоду и после долгой стоянки, возможно «склеивание» дисков сцепления с соответствующими последствиями (сцепление совсем не выключается или «ведет»).
Если слитое из коробки передач масло сильно загрязнено, имеет темный цвет и в нем отчетливо заметны металлические частицы, рекомендуется перед заливкой свежего масла промыть коробку пере-,дач. Для этого заливаем в картер около 0,5 л смеси любого чистого моторного или трансмиссионного масла пополам с керосином, уайт-спиритом или дизельным топливом. Вывесив заднее колесо, запускаем двигатель и, переключая передачи, в течение 2-3 минут «крутим» коробку передач, промывая ее. После этого быстро сливаем промывочную смесь и заливаем в коробку передач свежее масло.
Источник: https://cfrs.ru/pokupkaprodazha/kakoe-maslo-v-korobku-izh-yupiter-5.html
Коробка передач Иж Планета-5: схема, как выглядит, масло в КПП, размеры
Довольно часто на мотоциклах Иж Планета-5 возникают неполадки и поломки. Это становится следствием некачественных комплектующих и низких требований к изготовлению составных частей. И довольно часто страдает именно КПП. Но тут есть и свое преимущество: возможность самостоятельно производить ремонт за счет довольно простой конструкции. И в этом, конечно, поможет схема коробки передач Иж Планета-5, которая будет рассмотрена далее.
Самостоятельная диагностика и ремонт позволят сократить время и средства, которые могут быть затрачены при обращении к профессиональным мастерам.
Как выглядит коробка от Иж Планета-5
Коробка передач на мотоцикле Иж Планета-5 представляется четырехступенчатой, трехвальной системой, в которых происходит постоянное зацепление прямозубых шестерен. Переключение скоростей – ножное. Всего имеется четыре передачи и одно положение нейтральное. Выглядит КПП следующим образом:
Самое главное достоинство используемой коробки передач заключается в том, что ее можно ремитировать, не разбирая двигатель и даже не снимая с рамы. Это очень удобно в плане обслуживания. И, несмотря на то, что КПП подвержена систематичным проблемам в области своей работы, ее можно с легкостью привести в порядок, имея некоторые знания в данной области.
Схема коробки передач Иж Планета-5
Для того чтобы грамотно обращаться с устройством, нужно знать не только принципы его работы и правила эксплуатации, но и схему агрегата. Особенно это актуально, когда необходимо самостоятельно произвести ремонт какого-либо составного элемента мотоцикла. Справедливо это и для коробки передач. Схема КПП Иж Планета-5 выглядит следующим образом:
Каждая деталь будет описана соответственно своему номеру.
- Первичный вал КПП мотоцикла Иж Планета.
- Шестерня (зубчатка), необходимая для II передачи.
- Шайба упора.
- Кольцо для установки элементов.
- Шестерня (зубчатка) для II и III передачи.
- Первичный вал в сборе.
- Шайбы.
- Придаточный вал с подшипником.
- Звездочка для вторичного вала.
- Стопорная шайба.
- Гайка для вторичного вала.
- Гаечный колпачок для вторичного вала.
- Кольцо.
- Промежуточный вал.
- Шестерня (зубчатка) для III передачи.
- Установочное кольцо.
- Шестерня (зубчатка) для I и IV передачи.
- Вид шестерни (зубчатки) I передачи в полном сборном комплекте.
- Промежуточный вал с шестернями.
После изучения схемы и ее составных элементов можно приступать и к разбору самой КПП.
Важно! Хотя схема выглядит и просто, для эффективного ремонта нужно знать правила и инструкцию по сборке и разборке. Только так можно обеспечить качество выполняемой работы.
Как переключать передачи в Иж Планета-5
Для новичков переключение скоростей на мотоцикле – сложность. На самом деле, благодаря имеющейся коробке передач, это не так трудно.
Внимание! На мототранспорте различают два вида переключения передач: «вверх» и «вниз». При этом первый используется для того, чтобы включить более высокую передачу, а второй – низкую.
Для того чтобы повысить скорость на Иж Планета-5, необходимо следовать осуществить несколько шагов:
- включить первую передачу и постепенно повышать скорость;
- быстро сбросить газ, одновременно понизив обороты. В это же время следует выжать рычаг сцепления;
- включить следующую передачу;
- сцепление отпустить, после чего уже непосредственно можно увеличивать скорость и повышать обороты.
Во время подъема в гору для увеличения мощности колеса, находящегося сзади, может понадобиться включение низкой передачи, с использованием переключателя «вниз». В таком случае алгоритм действия будет следующим:
- сбросить скорость и выжать рычаг сцепления;
- включить низкую передачу;
- сцепление можно отпускать и прибавлять газу.
Вал переключения передач Иж Планета имеет следующие скоростные режимы: первая (идет с нажимом вниз), вторая и остальные до четырех (идут вверх), а между второй и третьей находится нейтральное положение.
Сколько масла в коробке Планета-5
Производитель заявляет, что в КПП Иж Планета-5 необходимо заливать всего 1 литр масла. При этом данный объем отмечен на встроенном щупе, так что можно наглядно увидеть, налито ли правильное количество масла в коробке передач.
Для того чтобы и мотоцикл и сама КПП работали исправно, необходимо следить за уровнем жидкости и своевременно производить замену. В таком случае мототранспорт можно будет использовать без поломок более длительное время.
Замена масла в КПП Иж Планета-5
Замена масла КПП Иж Планета-5 – обязательное периодическое техническое обслуживание. А это значит, что подобную процедуру во время эксплуатации придется проводить ни раз. Если Иж Планета-5 новый, то замену нужно будет произвести уже после первых 500 км, далее необходимо это делать через каждые 10000 км пробега. Всю деятельность лучше производить сразу после использования мотоцикла, пока масло еще не остыло. Алгоритм по замене:
- Для удобства мотоцикл можно установить на центральную подставку.
- Под картер двигателя необходимо подставить емкость, по объему равную 1.,5-2 л. Именно туда будет слито уже используемое масло.
- Внизу картера располагается кнопка, которая свободно откручивается ключом на 22 мм. Именно это необходимо проделать и уже после слить масло.
- Кнопку сливного отверстия заворачивают обратно.
- Теперь работа производится с лючком-эмблемой, находящимся на левой крышке картера. Задний винт крепления ослабляют, а передний выкручивают полностью.
- Держащийся лючок на заднем винте поворачивают. После этого откроется «окно» в крышке картера. Туда вливают масло для мотора. Далее в такой же последовательности все ставят на место и закручивают.
Важно! Трансмиссионное масло в коробку передач Иж Планета-5 лучше не использовать. Из-за густоты и вязкости жидкости может произойти склеивание дисков сцепления, особенно это ощутимо в морозные дни или при долгой стоянке мотоцикла.
по замене масла можно посмотреть по ссылке:
Сборка и разборка КПП Иж Планета-5
До того как начать разборку КПП, нужно будет осуществить подготовительные работы. Они включают в себя полную разбору муфты сцепления, устройства запуска, моторной передачи. Также до этого следует слить трансмиссионную жидкость. А уже после можно начинать деятельность по снятию коробки передач.
Для этого необходимо вытащить восемь винтов закрепления, которые находятся в правой части мотора. Далее нужно снять подножки для мотоциклиста, рычаг тормоза ноги, картерную крышку и другие элементы, находящиеся на поверхности.
Основной этап разборки производят над внутренностями крыши узлов. На этой стадии нужно снять вторичный вал и сектор. При извлечении вала с подшипником могут выпасть ролики, поэтому нужно быть очень внимательным. Далее впрессовывают сальник. С первичного вала необходимо снять шестеренки второй и третьей скорости и произвести полный его демонтаж. Верхние и нижние вилки удаляют.
На заключительном этапе производят работы с промежуточным валом. Его достают, фиксаторы с индикатором нейтрала отгибают, вытаскивают копирный валик. Регулировочные шайбы тоже необходимо достать. Далее вынимают переключающий механизм. На этом этапе уже можно производить замену деталей, вышедших из строя или негодных, так как разборка считается законченной.
В сборке КПП Иж Планета-5 поможет схема, представленная ранее. Осуществляют ее в несколько шагов:
- Сначала необходимо поставить первичный вал Иж Планета-5, размеры которого, если его заменяют, должны строго соответствовать оригиналу.
- Далее проточкой вниз устанавливают зубчатое кольцо I скорости.
- Устанавливают пружинку возврата вместе с валом для переключения передач.
- После ставят на место вилочки и зубчатки в первичном вале.
- Берут копирный валик и надевают регулировочные шайбы. Производят установку.
- Фиксируют сектор переключения скоростей.
- Далее устанавливают храповик с пружиной, затем втулку барабана сцепления и сам барабан.
- В конце необходимо залить масло в КПП. Уровень определить можно по щупу.
Если все выполнено верно, то после ремонта коробка передач мотоцикла прослужит еще на протяжении длительного времени время. Подробное видео по разборке и сборке коробки передач Иж Планета можно посмотреть в видео:
Частые неисправности КПП Иж Планета-5
Самой частой неполадкой выступает произвольное выбивание II передачи. Также встречаются случаи, когда пропадает четвертая передача. Сбои в работе других тоже встречаются, но значительно реже. Еще одна неисправность связана со сложностью переключения скоростей с повышенной на пониженную, заклинивание. Это возникает вследствие поломки в пружинах переключательного механизма.
Ее одна довольно частая неисправность – тяжелое переключение передач. Такой сбой говорит о том, что неполадка возникла по причине износа регулировочных шайб. Но, как правило, все неполадки в переключении передач Иж Планеты-5 можно исправить своими силами.
Ремонт коробки передач Планета-5
Ремонт КПП производят после разборки коробки. На этом этапе выявляют причина неисправности и заменяют необходимые детали. При этом покупать детали лучше всего в комплекте, так не будет никаких расхождений в размерах во время сборки агрегата. Если следовать инструкциям, приведенным выше, то выполнить ремонт КПП можно с легкостью своими руками. Для удобства детали во время разборки можно подписывать. Раскладывать их же стоит на чистой поверхности, чтобы в конструкцию в дальнейшем не попали инородные тела.
От качества выполняемой работы зависит результат. Поэтому важно внимательно следить за выполнением всех пунктов по сборке КПП с новыми деталями, с помощью которых произошла замена старых.
Заключение
Хотя коробка передач Иж Планета-5 и характеризуется как устройства с частыми поломками, ее можно привести в порядок своими руками. Благодаря этому экономится значительное количество средств на ремонте. А простота самой конструкции только делает данный процесс более доступным. При желании ремонтные работы может произвести и новичок. Схема коробки передач Иж Планета-5 не отличается сложностью в понимании. Главное – разобраться и изучить инструкцию по сборке и разборке. А до этого, конечно, стоит выявить причину, по которой возникали неисправности в коробке.
Источник: https://mashintop.ru/transmissiya/korobka-peredach-planeta-5-skolko-masla-shema.html
Сборка коробки Иж Планета 5: подробная инструкция
Не редко приходится испытывать проблемы при езде на мотоцикле Иж Планета 5 по причине малой надежности коробки передач. Виной тому не качественные комплектующие, примитивное производство 20го века и низкие требования к точности изготовления картера, подшипников, шестерен и валов. Есть, конечно, и свои плюсы в простоте конструкции такой коробки передач Иж Планеты, это дешевизна производства, что скорее лучше для производителя. Но главное достоинство – это возможность самостоятельного ремонта. Тут мы рассмотрим что представляет собой коробка передач Иж Планета, научимся не только собирать её, но и выявить неисправности и устранить их.
Для начала хотелось бы огласить список номеров подшипников и сальников, эксплуатируемых в коробке передач ИЖа:
- Один подшипник первичного вала — номер 204
- Один подшипник вторичного вала — номер 192906КМ
- Два подшипник промежуточного вала — номер 203
- Один сальник вторичного вала — размером 34,5х52
Распространенные неисправности
Самой часто встречающейся неполадкой у ИЖ Планета 5 является самопроизвольное выключение второй передачи. Такая проблема распространена и на многих других мотоциклах, но связана эта поломка, зачастую с небрежным переключением передач. При «раскручивании» первой передачи до больших оборотов, минуя «нейтраль» зацепление с шестерней второй скорости происходит удар, что является причиной износа. Для предотвращения такой неисправности не рекомендуется сильно раскручивать первую передачу. Но если всё же вторая умерла, то возможны некоторые способы устранения проблемы:
Самый простой метод, который поможет в некоторых случаях. Положите мотоцикл на правую сторону, затем снимите кик-стартер и рычаг переключения передач вместе с валом. Затем снимите левую крышку картера, ну а после чего демонтируйте корзину сцепления вместе с дисками. При эксплуатации происходит выработка шестерен коробки, из-за чего ухудшается зацепление зубцов. Это приводит к проскальзыванию, рывкам трансмиссии вплоть до отказа работы второй передачи.
Иногда, при замене шестерни проблема не всегда решаема, и кроется в износе подшипников первичного вала, который от вибраций со временем уходит влево. Для устранения проблемы нужно убрать стопор подшипника первичного вала, затем этот подшипник смещаем легкими ударами киянки или же молотком через «проставку», таким образом чтобы сместить вал вправо. Для фиксации его в таком положении следует подложить соответствующие по диаметру шайбы под подшипник.
Количеством и толщиной шайб добейтесь исключения люфта первичного вала, после чего верните стопор подшипника на его место, соберите корзину сцепления и остальные части в обратном порядке.
- Если пропадает четвертая передача. Зачастую это связано с выходом из строя подшипниками вторичного вала. Это получается из-за появления осевого люфта вторичного вала при смещении подшипников или выхода их строя. Починить такую неисправность можно аналогично ремонту второй передачи, сняв левую крышку картера.
- Если произошло заклинивание переключения передач с повышенных на пониженные — сломалась пружина собачек механизма переключения, которая подлежит замене.
- При тугом переключении коробки после сборки говорит о неверном монтировании регулировочных шайб.
Сразу хотим предупредить: следует помечать и записывать прежнее расположение регулировочных шайб при демонтаже механизма переключения.
Обнаружение неисправных деталей
Чтобы научиться определять повреждение и степень износа шестерен коробки передач, рассмотрим классификацию по которой можно принять верное решение о ремонте. Шестерню необходимо заменить, если:
- есть хоть один сломленный зубец, либо наличие трещин в любой части зуба, вызванной пластической деформацией материала шестерни.
- при выкрашивании рабочей поверхности шестерни на 20 процентов или больше, при глубине выкрашивания на 5 процентов и более толщины зуба.
- при наличии коррозии на рабочей поверхности шестерен;
- если пятно контакта меньше 80 процентов по ширине зубьев, а по высоте менее 60.
Порядок сборки коробки передач Иж Планета 5
Если вы делаете полный капремонт двигателя, а заодно и коробки передач, после выполненных выше рассмотренных работ по ремонту, и замены всех изношенных узлов после полного разбора коробки – потребуется правильная её сборка. Первым делом следует поставить первичный вал, затем проточкой вниз установить шестеренку первой скорости. Дальше устанавливается возвратная пружина с валом переключения передач, при этом сначала одевается пружина, затем в сборе он ставится в свое посадочное гнездо. Затем устанавливаются вилочки и шестерни первичного вала.
Затем берём червячный вал, сначала надев регулировочные шайбы, обычно в количестве трёх штук.
Источник: https://real-biker.ru/articles/sborka-korobki-izh-planeta-5-46/