Как правильно прогревать АКПП
Многие водители под влиянием общепринятых заблуждений продолжают убивать двигатели, подолгу грея машины в мороз на холостых оборотах. При этом часто эти же автолюбители забывают о таком важном процессе, как прогрев АКПП. Мы уже рассматривали, почему не стоит прогревать современные бензиновые ДВС на холостом ходу. Настало время поговорить о том, как правильно прогреть коробку автомат гидротрансформаторного вида.
Зачем нужно прогревать коробку автомат?
Для нормального переключения передач в мороз необходимо соблюдение как минимум 2-х условий:
- каналы гидроблока заполнены жидкостью ATF;
- в системе создается рабочее давление масла.
Несоблюдение данных факторов ведет к пинкам, ударам при переключении передач, ускоренному износу пакетов фрикционов. Из-за недостаточного давления фрикционные и стальные диски смыкаются с запозданием, поэтому происходит более интенсивное истирание фрикционного слоя. Впоследствии взвесь продуктов износа переносится с маслом в каналы гидроблока.
Выступая в качестве абразива, фрикционная пыль ускоряет износ соленоидов, каналов, а также засоряет магистрали. В итоге, если вовремя не менять жидкость ATF, в скором времени вы почувствуете удары при переключении передач, запаздывание при смене ступеней и другие признаки неисправности. Прогрев АКПП уменьшает вред негативных факторов и продлевает срок службы.
Особенности конструкции
Необходимость прогрева АКПП обуславливается особенностями устройства и принципа работы автоматической коробки передач. Напомним, что в АКПП трансмиссионное масло играет роль рабочей жидкости. ATF используется не только для смазывания и охлаждения элементов трансмиссии, но и для передачи крутящего момента между входным и выходным валами, смыкания пакетов фрикционов.
Управляет всеми процессами блок управления АКПП, который через общение с ЭБУ двигателя (Engine Control Unit) решает, какую именно передачу включить. Но внутри корпуса АКПП блоку управления подвластны только соленоиды. Подавая/отключая в нужные моменты питание соленоидов, блок управления закрывает либо открывает каналы для циркуляции масла через гидравлическую плиту. Именно перенаправление потока жидкости ATF позволяет замыкать пакеты фрикционов, соответствующие необходимому в данном режиме передаточному числу.
Статья в тему: Колеса низкого давления своими руками
Что происходит с маслом в мороз?
Необходимость прогрева коробки автомат в первую очередь обуславливается негативным воздействием отрицательных температур на вязкость жидкости ATF. Скорее всего, зимой после начала движения вы не раз наблюдали, как уже при -15°С тяжелеет руль на авто с гидравлическим усилителем. А ведь внутри АКПП масло, которое крайне близко по базовому составу и пакетам присадок к жидкостям, использующихся в гидроусилителе руля.
За давление в системе отвечает масляный насос, который с наступлением морозов вынужден прокачивать более густую жидкость. Теперь вы понимаете, что главная цель прогрева автоматической коробки передач – стабилизация давления в масляной системе. Также не стоит забывать о планетарном редукторе и других трущихся парах, которые при движении смазываются все той же жидкостью ATF. При таком взгляде прогрев АКПП нужен по той же причине, по которой многие водители прогревают в движении механическую КПП, раздаточную коробку, редуктор заднего моста.
Как все сделать правильно?
Прогревать коробку автомат зимой следует в 2 этапа:
- до начала движения. Запустите двигатель. Удерживая педаль тормоза, переведите селектор АКПП сначала в положение D, затем в N, P, R. Для правильного прогрева необходимо сделать паузу в каждом из положений. Длительность задержки зависит от температуры за бортом. К примеру, после 15-20 часового простоя при -25ºС достаточно будет на 50-60 секунд задержаться в каждом из положений селектора, после чего можно начинать движение. Суть такого прогрева лишь в том, чтобы до начала движения сменой режимов полностью заполнить маслом как можно больше каналов в гидроблоке;
- прогревочный режим движения. При эксплуатации автомобиля с коробкой автомат в мороз вам следует учитывать, что АКПП прогревается намного медленней двигателя. Поэтому когда указатель температуры ОЖ на приборной панели приблизится к 80-90°С, автоматическая коробка передач будет еще непрогретой. Именно поэтому специалисты советуют в мороз первые 15-20 минут воздерживаться от резких ускорений и двигаться со скоростью не более 70-80 км/час. По мере прогрева после начала движения возможно превышение рекомендованного лимита, но для сохранности АКПП воздержитесь от преодоления границы в 100 км/час. Разумеется, по мере снижения морозов коробка будет выходить на рабочую температуру быстрее, что допускает уменьшения времени прогрева.
Пробуксовка ведущих колес – один из самых травмоопасных режимов работы автоматической КПП. Особенно, после момента блокировки гидротрансформатора. Поэтому рекомендуем придерживаться техники разгона, описанной в статье «Правила безаварийного вождения зимой».
Зимой грейте машину комплексно
В статье «Почему не стоит прогревать машину на холостых» мы рассказали, почему долгие прогревы на холостом ходу ведут к перегреву поршневых колец, задирам в ЦПГ и пустой трате денег. В случае с АКПП, рекомендованные многими владельцами, прогрев в режиме P без движения не причинит вреда коробке передач, но и не сэкономит ваши средства. Масло внутри коробки автомат прогревается за счет циркуляции через гидроаккумулятор, масляный насос и каналы масляной системы. Правильно прогревая коробку автомат в движении, вы сэкономите средства на топливо, продлите ресурс КПП и двигателя.
Наиболее разумное решение зимой – прогревать АКПП вместе с двигателем, раздаточной коробкой передач, мостами и ГУР.
Поскольку масло в системе гидроусилителя также густеет, после начала движения в мороз воздерживайтесь от резкого маневрирования, вращения рулевого колеса на асфальте, грунте без движения автомобиля.
Статья в тему: Проверка катушки зажигания автомобиля мультиметром
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Источник: https://auto-self.ru/kak-pravil-no-progrevat-akpp/
Как (не) ездить на
27 августа 2018 Категория: Секреты автомобилей.
После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.
Правильная эксплуатация АКПП
Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.
Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.
Режим движения — D
Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:
- 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
- L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.
Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.
Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.
Режим нейтральной передачи — N
Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.
Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.
Буксировка в режиме N
Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.
Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.
Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.
Режим заднего (реверсивного) хода — R
Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.
Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.
Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.
Режим паркинга — P
Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.
Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.
Остановка на уклоне в режиме P
В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.
А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.
Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.
Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.
OD — OverDrive
Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.
Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».
Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.
Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.
Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.
Kick—down
Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».
Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.
PWR/Sport
Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.
Snow
«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.
Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.
Как продлить жизнь «автомату»
1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.
2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.
Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.
Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.
3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.
Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.
Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.
Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.
Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.
Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.
Но есть тут тонкий момент.
Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.
Этому есть две причины.
Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.
Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.
Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.
Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.
Итого:
За чем еще стоит сделить в автомобиле, чтобы избежать крупных поломок, мы писали здесь.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Перейти к поиску
Лайфхаки
Источник: https://retailmotors.by/secrets/kak-ne-ezdit-na-avtomate-polnoe-rukovodstvo-po-akpp
Как правильно прогревать машину с АКПП зимой и нужно ли это делать?
Каждый автовладелец, наверное, не раз слышал о выражении «прогревать мотор». Почти все автолюбители в холодный сезон стараются прогреть машину, перед тем как ехать.
Это правильно с любой стороны. Главное понимать, зачем и каким образом это делать. Наша страна по большей части расположена на довольно суровых широтах, где зимой бывают сильные холода. Такие условия могут стать для автовладельца серьезной проблемой. В этой статье мы расскажем, как правильно прогревать машину зимой с АКПП или любой другой трансмиссией.
Нужно ли прогревать АКПП зимой?
По рассказам некоторых автомобилистов, имеющих АКПП, им зачастую советуют в сервисе прогревать не только двигатель, но и коробку передач, переключая рычаг коробки по всем ступеням при этом зажимая педаль тормоза. Народные умельцы постоянно придумывают методы ускорить прогревание коробки. Как правило, такие способы ошибочны, а иногда могут и навредить трансмиссии.
Сразу можно уверить, что такие действия с агрегатом в большинстве случаев бесполезны, они ничего не изменят и лучше не сделают. Однако есть и исключения, в особенности тогда, когда производитель это прямо указывает в технической документации по эксплуатации автомобиля, что перед началом движения коробку следует прогреть, выполняя нехитрые манипуляции с селектором АКПП.
Как пример, такие рекомендации можно найти в документации от производителей автомобилей мерседес, тойота и других марок. Однако профессионалы утверждают, что при старте мотора насос в коробке автомат самостоятельно разгоняет масло по всей системе. Поэтому дергать рычаг не имеет смысла, так как пользы от этого никакой. А данные рекомендации связаны в первую очередь с определенной конструкцией автомата, в остальных же случаях эти действия будут бесполезны.
Несмотря на это, двигаясь на машине с АКПП зимой, нужно понимать, что перед резким вождением, ездой на высоких оборотах, автомат обязательно надо прогреть. Автоматическая коробка передач, как и двигатель, переходит на оптимальные условия эксплуатации только через некоторое время езды, когда жидкость в автомате достигает нужной температуры, и масло имеет указанную вязкость.
Поэтому после старта двигателя и начала движения на автомате воздержитесь от агрессивного ускорения и движения на высоких оборотах. Этого правила следует придерживаться особенно зимой, когда после морозной ночи моторному маслу и коробке передач требуется больше времени для достижения оптимальной рабочей температуры.
Смотрим полезное видео, нужно ли прогревать двигатель зимой:
Как правильно прогревать машину зимой?
В прогреве двигателя, по сути, нет ничего сложного. Но самое главное – это не торопиться и выйти из дома пораньше, чтобы успеть подготовиться к поездке. В особенности это касается случая, когда температура воздуха за окном упала далеко за 20 градусов ниже нуля. Таким образом, у вас будет время максимально эффективно прогреть машину, не нанося критического вреда его системам даже в самые сильные морозы.
Подготовка к запуску двигателя
Перед запуском двигателя на 30 секунд включите ближний свет фар. Таким образов за данный промежуток времени аккумуляторная батарея успеет «оживиться», что позволит аккумулятору отдать стартеру больше энергии, которая необходима для запуска двигателя.
На дизеле перед пуском мотора следует также несколько раз прогреть свечи накала и только потом пытаться заводить машину. Если автомобиль на механике, то необходимо предварительно выжать сцепление.
Если в рамках первой попытки двигатель запустить не удалось, не стоит сразу же пытаться его снова заводить. Следует делать паузы между запусками, чтобы аккумулятор успел восстановить заряд. Для этого достаточно подождать секунд 40 перед тем, как снова пытаться запустить машину.
Что нужно знать при прогреве двигателя?
Если машину удалось завести, не стоит сразу же включать обогрев салона. Это позволит двигателю быстрее прогреться, и вы тем самым сможете быстрее устранить пагубное влияние низких температур на механизмы агрегата. Для бензинового двигателя достаточно выждать всего 2 минуты, для дизеля – не менее 3-5 минут. Во время прогрева двигателя для экономии времени можно заняться чисткой стекол автомобиля от снега.
Не стоит забывать, что в первую очередь теплый воздух следует направлять на обогрев салона и только потом на стекла автомобиля. Так как резкое изменение температуры стекла может привести к его повреждению. Например, когда на стекле присутствуют трещины, то таким образом можно спровоцировать их увеличение.
Если на улице холодно, двигатель обязательно нужно прогреть. Время прогрева напрямую зависит от температуры окружающей среды. Если «за бортом» от 5 до 10 градусов мороза, то 5 минут вполне хватит для того, чтобы можно было ехать. Длительность прогрева машины при температуре воздуха от минус 20 и выше в разы увеличивается. Но, как правило, 15-20 минут для этого достаточно.
Когда можно начать движение?
Время, когда можно начать движение можно определить по оборотам двигателя. Например, тахометр холодного двигателя при запуске может показывать до 1500 оборотов, а прогретого – не более 1000. Когда обороты снижаются до нормальных значений холостого хода – это и есть признак того, что можно ехать.
Однако начинать двигаться на машине зимой надо плавно, и не более 40 км/ч, хотя бы первые пару перекрестков, вне зависимости от трансмиссии.
Прогревать АКПП, переключая режимы коробки, мы не советует, если конечно производитель это прямо не указывает в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Так как от этого наоборот могут возникнуть проблемы. Главное не стоит забывать, как правильно прогревать машину зимой, с АКПП автомобиль или механикой – это не важно, на прогрев двигателя это никак не влияет.
Конечно, нельзя забывать про регулярные профилактические работы, сервисную диагностику, а также своевременную замену масла и фильтров. Так как именно из-за пренебрежения данным регламентом автоматическая коробка передач чаще всего выходит из строя.
Дело в том, что отработавшая АТФ жидкость с частицами металлической стружки может закупорить масляный фильтр, что в итоге грозит массой проблем, в том числе повреждением уплотнительных прокладок, утечкой масла в автомате. А сильный мороз, увеличивая вязкость трансмиссионной жидкости, лишь усугубляет и без того плачевную ситуацию.
Если вы не хотите столкнуться с дорогостоящим ремонтом, необходимо своевременно проводить текущий ремонт и замену масла. Иначе может случиться так, что ремонтировать АКПП будет уже бессмысленно и останется лишь заменить ее на новую. Конечно, замена АКПП стоит недешево, но иногда ремонтировать дальше нет смысла. А те, кто обещают выполнить это дешевле, обычно являются либо непрофессионалами, либо рассчитывают вытянуть из вас как можно большую сумму, при этом, не решив проблему.
Признаки поломки коробки автомат
Если вы предпочитаете автомобиль с коробкой автомат, то вам следует помнить, что за данным транспортным средством необходимо более тщательно следить, нежели за механикой. Если же получилось так, что коробка передач вашего автомобиля работает странно или совсем не хочет функционировать, то вам само собой придется ее ремонтировать или даже менять.
Самые распространенные варианты неисправностей:
- Мотор запускается в любом положении селектора;
- Не запускается в положении P;
- Транспортное средство движется в положении селектора N;
- Появляется шум в положениях P и N.
Правда бывают и другие признаки неисправностей, в том числе непонятный шум из коробки или подтеки АТФ жидкости на дороге. Тем не менее, самостоятельно выяснить причину поломки фактически невозможно, поэтому в любом случае вам потребуется обратиться к специалистам. Только после прохождения диагностики станет понятно, какая именно деталь требует ремонта или замены.
Перед тем как обращаться к специалистам, стоит тщательно определиться с выбором мастерской. Многие автомобильные мастерские устанавливают некачественные и не оригинальные детали, при этом требуя за это довольно крупные суммы. Если же вы хотите именно оригинальные запчасти, то зачастую придется довольно долго ждать, пока их привезут.
В зависимости от масштабов поломки вам в первую очередь необходимо будет решить:
- Заменять отдельные элементы коробки;
- Заменить систему целиком.
Риск того, что в коробке сломается абсолютно все, конечно невелик, но такие случаи все же бывают. Одним из самых частых дефектов является неисправность гидравлического блока. Эта деталь является одной из самых дорогих элементов АКПП.
Если к этой поломке прибавить еще и ремонт иных деталей, то целесообразнее скорее заменить АКПП целиком, нежели пытаться ее отремонтировать. Поэтому чтобы избежать подобных поломок, важно не только знать, как правильно прогревать машину зимой с АКПП, но и тщательно следить за вашей коробкой передач. Более того необходимо своевременно менять масло и фильтры, а также аккуратно обращаться с транспортным средством в целом.
Это все что мы хотели сказать по данному вопросу, мы надеемся, что этот материал был для вас полезным. Удачи на дорогах!
Источник: https://auto-pos.ru/124-kak-pravilno-progrevat-mashinu-zimoj-s-akpp-i-mkpp.html
Как прогреть автомат (АКПП) в мороз. Нужно ли это делать и сколько по времени
Зимние месяцы беспощадны к нашим с вами «железным коням». Для машины это реально сложные условия, когда на улице «загибает» -25, -30, -35 градусов, это я сейчас про среднюю полосу. В машине очень много механизмов в которых есть масло, это собственно двигатель, трансмиссия, раздатки, мосты и прочее.
Масло на морозе может густеть, что может привести к серьезным поломкам (банально сальники может выдавить) или увеличенному износу, потому как его смазывающие свойства и первые несколько секунд (минут) после пуска находятся на низком уровне. В общем машину нужно прогревать, но не только двигатель, но и трансмиссию, особенно автоматическую.
А вот насчет прогрева автомата (АКПП) в интернете ходит много мифов, сплетен и мнений. Сегодня я постараюсь привести их к общему знаменателю, будет и видео, так что читаем – смотрим …
Сам задавался таким вопросом после того как купил машину на автомате, особенно в первую зиму. Облазил просто кучу форумов и сайтов, но единого решения так и не нашел. Если честно есть два крайне противоположных мнения — многие пишут что прогревать нужно, причем прибегая к прогонки передач на месте, с нажатой педалью тормоза, когда машина не трогается. Другие – пишут, что прогревать вообще не нужно, это пережитки прошлого, что странно выступают некоторые СТО и мастера «одиночки». Так реально где же правда? Нужно прогревать АКПП или можно на это забить, лично для себя я вывил одно правильно, которым пользуюсь уже 4 сезон. Именно с ним поделюсь и с вами.
Про жидкость ATF
Собственно многие кто «ПРОТИВ ПРОГРЕВА», говорят — что ATF жидкость (или масло), это технологичная субстанция, что она вообще не замерзает, а всегда остается текучей даже в самый лютый мороз. НО ЭТО НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНО
Конечно ATF, как я считаю, намного технологичнее, чем скажем масло в двигателе в нем очень много присадок, и синтетической составляющей, почти всегда это чистая синтетика. Собственно поэтому и цена находится в пределах 600 – 1000 рублей за литр.
Однако жидкость эта замерзает, она сильно густеет. Конечно если она у вас свежая, то это не так сильно сказывается. А вот если жидкость уже походила, тысячи километров, особенно ближе к замене, то может густеть намного сильнее.
Чтобы не быть голословным, вот фото. Свежая ATF
После пробега в 60 – 70 000 километров
Как видите, и та, и другая оставляют достаточно вязкий осадок на стенках стаканчика. НА видео внизу более подробно про жидкость. Поэтому прогревать ее обязательно!
Как может прогреться автомат
Давайте опять немного вспомним конструкцию. Автомат соединен с двигателем, причем достаточно плотно и жестко. Если прогревается мотор, значит тепло от него проходит к АКПП, «передача тепла через металл». Но при сильных морозах, нужно ждать очень долго, чтобы хоть как-то это тепло разогрело ATF жидкость.
Радиатор автомата. Как я уже писал в этой статье, у любой АКПП есть свой радиатор, который убирает губительные излишки тепла. Нередко радиатор отдельный, он стоит рядом с основным радиатором охлаждения двигателя, причем в нем установлен термостат. То есть пока жидкость холодная, она не циркулирует через радиатор, а находится внутри трансмиссии. Только после разогрева до 60 – 80 градусов циркуляция начинается. НО ЭТО СТАРАЯ КОНСТРУКЦИЯ.
Новая конструкция радиаторов автомата, сильно отличается. Она совместная с основным радиатором охлаждения двигателя. ТО есть они реально находятся в одном корпусе, отводу тепла способствует охлаждающая жидкость (будь то антифриз или ТОСОЛ).
Многие думают, если они находятся рядом, то они будут и прогреваться вместе, то есть двигатель запустился, прогрелся до рабочей температуры, радиатор автомобиля стал теплый, и передал тепло ATF через «совмещение конструкций» — РЕАЛЬНО БЫЛО БЫ НЕ ПЛОХО! Но это не так.
Ведь опять же на круге в АКПП может стоять термостат, который будет закрывать циркуляцию, пока жидкость внутри не станет горячей! НО НЕ СПОРЮ – ЕСТЬ ВАРИАНТЫ БЕЗ ТЕРМОСТАТОВ, хорошо это или плохо вопрос другой. Тогда прогрев действительно может присутствовать.
Ну и пожалуй самое последнее, прогреть автомат можно при помощи его работы. Тут вспоминаем конструкцию, особенно гидротрансформатора – в нем есть два турбинных колеса, которые передают крутящий момент от двигателя при помощи давления (трения) жидкости. Если она начнут вращаться, то ATF начнет нагреваться от трения, это обычная физика.
НУ что же теперь предлагаю подумать прогревать – не прогревать, и какие есть доводы.
Не нужно прогревать
Сейчас у этой версии есть куча сторонников. Собственно я уже много перечислил сверху, но давайте по пунктам:
- ATF жидкость – СОВЕРШЕННА и она сильно не густеет
- Прогрев происходит от двигателя (даже банально от корпуса)
- Если сразу тронуться, то масло внутри автомат прогреется гораздо быстрее
- Гонять по передачам не нужно это дополнительный износ
- Сальники в АКПП выдержат любое давление
Это основные доводы противников прогрева, но есть и сторонники, и я один из них.
Нужно прогревать АКПП
Мне хочется вернуться все к той же ATF. Вот смотрите если она чистая, вовремя меняется и даже раньше (скажем через 40 000 км), также происходит замена фильтра АКПП, то здесь есть большой шанс что даже не прогретый автомат, будет вести себя более-менее адекватно.
Однако большое количество «наездников», проверяют свою автоматическую трансмиссию, только тогда, когда что-то происходит не так, толи «пинается», толи вообще передачи не включаются. Никто в большинстве не меняет масло, да и дилеры уверяют – «что автомат у вас не обслуживаемый»! ВО КАК!
И что же происходит с таким агрегатом, скажем через 60 – 70 000 километров пробега. ДА плохо все — масло черное как нефть, в нем остатки фрикционов, стружка пригары и прочее. Все это реально может оседать на масляном фильтре и закупоривать его. А тут еще и мороз в -30 градусов, в общем замерзает это все дело на фильтре (или фильтрах, на старых АКПП). Может забиваться и замерзать и радиатор.
Что происходит если не прогревать автомат, а сразу после 5 – 7 минут начать движение, пусть даже и не быстро. Давление масла не может НОРМАЛЬНО пройти через фильтра, ибо «осадок» на нем замерзший (густой) и не пропускает нормальное давление. В связи с этим АКПП может немного дергаться и пробуксовывать именно на холодную. Страдают фрикционные диски, соленоиды, а также и сальники.
Перед движением нам нужно немного разогреть АКПП, чтобы даже изношенное масло смогло нормально работать и смыть отложения с фильтров или радиатора.
Собственно прогревать, как я считаю нужно ВСЕГДА, однако алгоритм может отличаться. Например, при морозе в -5, — 10 градусов, это один алгоритм, а вот если -25, -30, он совершенно другой.
При не таких сильных морозах (-5, -10) градусов, достаточно просто прогреть двигатель (5 – 10 минут), затем нужно на 1500 оборотах ехать еще около 5 минут. Скорость примерно будет в районе 40 км/ч – ДАВИТЬ ПЕДАЛЬ В ПОЛ НЕЛЬЗЯ! Это чревато. Собственно и все.
НО при уже при – 20, -30 градусах алгоритм совершенно другой. Нам нужно запустить мотор, подождать 10 минут. НЕ МЕНЬШЕ! В такие морозы и двигатель должен хорошо прогреться. Немного тепла кстати перейдет и АКПП, далее нам нужно пробежаться по передачам, останавливаясь буквально по 10 секунд на каждом режиме. Для начала включаются передние и нейтральная передачи «N», «D», «M» (ручной режим если есть), после включаем «R». То есть если у вас даже есть все 4 режима как у меня, займет это максимум 40 секунд. Не нужно греть по 3 – 5 минут и по нескольку раз гонять по передачам, достаточно одного.
Что происходит внутри — турбинные лопасти (колеса), начинают вращаться но пока без нагрузки ведь авто стоит, жидкость достаточно быстро разогревается, прогон по передачам даже в самый лютый мороз, даст +5, +10 градусов. Сальники целы, также начинает смываться грязь с фильтра, банально она становится жидкой. АКПП плавно прогревается.
Далее, после прогона по передачам, вам нужно тронуться и также в течение 3-5 минут двигаемся в «щадящем» режиме, 1500 оборотов, скорость 30 – 40 км/ч. После такого автомат плавно прогреется до 40 – 50 градусов, далее можете уже «наваливать» сколько угодно!
В заключение скажу, что «прогулка по передачам» длиной в минуту, РЕКОМЕНДУЕТСЯ МНОГИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, например – MERCEDES, некоторые TOYOTA и прочие. А такие «монстры» автопроизводства советовать «хрени» не будут.
Написал много, возможно кто-то не понял, тогда предлагаю вам посмотреть видео версию статьи, в ней уже более подробно.
НА этом заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления на .
(19 , 4,53 из 5)
Источник: http://avto-blogger.ru/trans/progrev-avtomata.html
Прогрев АКПП: сколько нужно прогревать коробку автомат зимой и как правильно прогреть машину с автоматической КПП в зимнее время года
Многие водители под влиянием общепринятых заблуждений продолжают убивать двигатели, подолгу грея машины в мороз на холостых оборотах. При этом часто эти же автолюбители забывают о таком важном процессе, как прогрев АКПП. Мы уже рассматривали, почему не стоит прогревать современные бензиновые ДВС на холостом ходу. Настало время поговорить о том, как правильно прогреть коробку автомат гидротрансформаторного вида.
Коробка тоже хочет тепла
Практически все автовладельцы знают, что перед тем, как начать движение на автомобиле, необходимо прогреть двигатель. Особенно в холодное время года. У каждого автомобиля есть своя переносимость к холодам и рекомендованные параметры прогрева. Но, как не многие знают, помимо двигателя, необходимо прогревать и коробку передач. Если она автоматического типа. О том, как это делать, мы сегодня и расскажем. Но для начала давайте узнаем, зачем вообще необходимо прогревать АКПП.
Зачем нужно прогревать «коробку»?
Любые технические агрегаты требуют прогрева. Не важно, автомобильные они или из другой сферы. И автоматическая трансмиссия не является исключением. Если не прогревать «коробку», то, как минимум, ее срок службы пройдет быстрее. А иной раз ее можно и вовсе сломать. Дело в том, что двигатель и АКПП имеют один и тот же масляный радиатор. Но «коробка» расположена от него дальше, следовательно, масло в ней будет прогреваться дольше. Холодное вязкое масло может стать причиной поломки или просто плохой работы «автомата».
Особо нетерпеливые господа и многие барышни любят прыгнуть в машину и, чуть завел, сразу трогаться в путь. Через пару сезонов такой эксплуатации, вы также весело будете прыгать в маршрутку.
Помимо этого в АКПП есть система пластмассовых клапанов, которые открываются за счет давления масла. Если при не разогретом вязком масле вы сильно надавите на газ или начнете буксовать, то «коробка» скорее всего, сломается. Клапана просто не выдержат напора.
Вообще, автоматические «коробки» передач более чувствительны к зиме, нежели механические. И следить за ними надо соответственно. Надеемся, вы усвоили, что прогревать АКПП нужно обязательно. Лучше лишние 10 минут постоять «погреться», чем потом ждать машину из автосервиса и получать огромные счета за ремонт. Теперь переходим собственно к процедуре прогрева.
Прогрев АКПП
Итак, чтобы прогреть АКПП классического типа для начала мы рекомендуем вам запустить двигатель и переключить «коробку» в положение Drive. И так, удерживая ногу на тормозе, постоять несколько минут на холостых оборотах. Время прогрева регулируйте в зависимости от уличной температуры.
После этого попереключайте селектор во все возможные положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Эта процедура позволит разогнать масло по «коробке». Как мы писали выше, масляные системы двигателя и «коробки» связаны между собой. Но помимо этого, они так же имеют связанные системы охлаждения.
Поэтому хорошим показателем готовности автомата может послужить теплый воздух из системы отопления. До того момента, как ваша печка начнет давать тепло, лучше никуда не двигаться. Так же не рекомендуем начинать движения с реверса, особенно если вы плохо прогрелись.
Из-за сильной вязкости, при движении задним ходом вы можете сломать планетарный механизм.
Как это ни странно, но в большинстве инструкций по осблуживанию ничего не сказано о прогреве АКПП, роботизированной коробки передач или вариатора. Даже если вы находитесь на гарантии у дилера и вас не особо волнует этот момент, то подумайте нужны ли вам лишние проблемы в виде незапланированного посещения автосервиса с последующим ремонтом, хоть даже и бесплатным.
В любом случае, даже если вы хорошо прогрелись и набрали рабочую температуру, первые километры лучше не газовать, двигаться без рывков и не пользоваться кикдауном.
Как прогревать вариатор?
Вариатор, как и АКПП – это весьма сложный механизм, требующий прогрева. Он так же имеет внутри себя трансмиссионное масло, которое на морозе становиться вязким. Если не прогревать вариатор, когда уличная температура ниже –15 градусов, то во время езды вы почувствуете толчки при переключении передач. А при морозе ниже -30 градусов, и вовсе лучше не использовать свой автомобиль.
Непрогретый вариатор так же, как и АКПП может легко сломаться. Но как же его прогревать? Вариатор можно прогревать классическим способом. То есть сесть в автомобиль, запустить двигатель и ждать минут 10-20. Правда, по такой схеме вариатор греется дольше, чем АКПП. Так как во время стояния он получает тепло только от двигателя, а сам греется лишь во время движения. Поэтому в стоячем положении вариатор прогреть до конца невозможно.
Через несколько дней прогревать коробку войдет вам в привычку и не будет доставлять вам дискомфорта. Наличие подобных привычек и отличает опытного автолюбителя от новичка.
Отсюда выходит второй способ прогрева – в движении. Просто начинаете медленно, спокойно и без рывков ехать, пока двигатель и коробка не наберут рабочую температуру. Тогда «коробка» будет прогреваться постепенно и до конца. Рекомендуем применять этот способ, только когда мороз не очень сильный. Если в вашем автомобиле есть режим движения «на холодную», тогда вообще все хорошо. Механизмы «коробки» не будут излишне изнашиваться.
Важный момент – вариатор нельзя прогревать так же, как АКПП. Некоторые автомобилисты делают это тем же способом – сначала греют его в положении D, а потом переключают селектор между всеми положениями. С вариатором такая схема не пройдет. Это просто ничего не даст. Единственное, можно переключить «коробку» в нейтральное положение, чтобы чуть-чуть расшевелить сцепление. Остальные переключения пользы не принесут.
Самым оптимальным способом прогрева вариатора станет комплексный прогрев – в движении и на ходу. «Погрейтесь» сначала минут 10 стоя на месте, а потом спокойно двигайтесь до набора рабочей температуры.
Прогрев коробки DSG
Этот тип КПП по внутреннему устройству мало чем отличается от «механики», поэтому особых тонкостей прогрева не имеет. Но прогревать его все равно нужно. И здесь есть пара своих нюансов.
Прогрев таких КПП необходимо осуществлять только на нейтральной передаче. Вы можете постоять с холостыми оборотами 10-20 минут в зависимости от уличной температуры. А до полного прогрева КПП дойдет уже в процессе езды. Здесь, так же, как и на других «коробках», вам не следует резко разгоняться в начале пути. Но в отличие от классического автомата, DSG устойчива к пробуксовке и вряд ли сломается от этого.
Вы так же можете сразу тронуться с места без прогрева, но не забывайте все делать спокойно и без рывков. Когда не прогретая «коробка» получает много сложных команд, она испытывает те же чувства, как если бы вас подняли с постели и заставили бежать кросс.
Что ж, мы рассказали вам все то, что знали сами. К сожалению или к счастью, многие свои знания автовладельцы получают только после своего опыта поломок. А чтобы этого избежать, еще раз внимательно прочитайте эту статью и не забывайте прогревать свой «автомат». И делайте это круглогодично. Даже если на улице нет мороза, «коробка» и двигатель все равно должны прогреваться. Хотя бы чуть-чуть.
На видео специалисты не просто говорят о необходимости предварительного прогрева КПП, но и, используя диагностическую аппаратуру, опытным путем показывают как быстро прогревается коробка-автомат.
Источник: http://okorobke.ru/ekspluataciya/kak-progrevat-akpp.html