Как (не) ездить на
После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.
Правильная эксплуатация АКПП
Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.
Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.
Режим движения — D
Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:
- 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
- L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.
Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.
Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.
Режим нейтральной передачи — N
Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.
Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.
Буксировка в режиме N
Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.
Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.
Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.
Режим заднего (реверсивного) хода — R
Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.
Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.
Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.
Режим паркинга — P
Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.
Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.
Остановка на уклоне в режиме P
В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.
А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.
Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.
Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.
OD—OverDrive
Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.
Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».
Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.
Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.
Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.
Kick-down
Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».
Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.
PWR/Sport
Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.
Snow
«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.
Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.
Как продлить жизнь «автомату»
1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.
2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.
Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.
Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.
3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.
Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.
Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.
Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.
Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.
Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.
Но есть тут тонкий момент.
Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.
Этому есть две причины.
Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.
Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.
Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.
Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.
Итого:
- перед началом движения, прогрейте коробку
- не включайте и не меняйте режимы, пока машина полностью не остановилась!
- для торможения и подачи газа используйте только правую ногу
- запускайте двигатель только в режиме P
- избавьтесь от привычки включать режим N на светофорах
- при стоянке на уклоне задействуйте не только режим P, но и ручник
- не буксируйте автомобиль с АКПП, в крайнем случае — соблюдайте правила
- пользуйтесь дополнительными режимами АКПП: кик-дауном для быстрого разгона, овер-драйвом для затяжных подъемов и торможения двигателем
- не верьте автопроизводителям: каждые 40-60 тыс. км меняйте трансмиссионное масло и фильтр в коробке
- измените свою манеру вождения на аккуратную и щадящую по отношению к трансмиссии.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cef9cf963dd9700af411521/5d0a408c8433fa00b0ba53f6
Как управлять автоматической коробкой передач
Сейчас, наверняка, найдется совсем немного противников утверждения, что коробки передач с автоматическим их переключением довольно быстрыми темпами вытесняют с рынка механические КПП. Кстати, а вы знаете в чем разница между АКПП и МКПП? Но, несмотря на то, что подавляющая часть водителей выбирает автомобиль с коробкой автоматом, лишь малая их часть правильно пользуется «автоматом», что может повлечь существенное снижение эффективности или, что гораздо хуже, поломке узла.
Пользоваться коробкой автоматом очень просто и удобно
И, помимо базовых знаний о том, что АКПП автоматически выбирает передаточное число, наиболее подходящее условиям движения, и, тем самым наделяет езду удобством, каждый водитель должен знать основные принципы правильного использования такого агрегата, дабы не сокращать срок его службы.
Коробка автомат – как пользоваться
Прежде всего следует разобраться, как переключаются режимы в автоматической коробке передач
Режимы переключения и управления АКПП
Управление автоматической коробкой передач состоит в следующем.
• Парковочный (буква Р на селекторе) – предназначен для пуска двигателя. Переключение в позицию Р производится после полной остановки и постановки авто на «ручник»;
• Движение вперед (D) – стандартный режим работы АКПП, используемый чаще остальных;
• Реверс (задний ход, позиция R) – автомобиль способен двигаться только назад. Переключение во время остановки с нажатой педалью тормоза;
• «Нейтралка» (N) – режим, когда двигатель и коробка автомат полностью разомкнуты. Чаще всего используется для прогревания мотора на холостых оборотах при холодной погоде;
• D3 (S) — Режимы пониженной передачи: переключается на спусках или подъемах. Автомобиль больше тормозит двигателем;
• D2 – предназначен для тяжелых условий (скользкое покрытие, горная дорога и т.п.). Движение возможно на первой и второй передаче. Движение на третьей и четвертой передаче запрещено.
• D1 на японских автомобилях обозначается как L — движение возможно только на первой передаче. В основном применяется при торможение двигателем на крутых спусках, движение по грязной, заболоченной или заледенелой дороге, где нужно двигаться «внатяг», без перегазовки.
Дополнительные режимы работа АКПП
Кроме того, более современные коробки автоматы оснащаются все большим количеством добавочных алгоритмов работы: нормальный или обычный (N), экономичный (Е), спорт-режим (S) и прочие. Имеется режим овердрайв, этот режим обсуждается в отдельной статье.
Основные правила использования коробки автомата
Прежде всего следует помнить, что автоматические коробки не любят резких ускорений и длительной пробуксовки колес – это приводит к их перегреву «автоматов». В случае невозможности движения ни в одном направлении не стоит лихорадочно перемещать кулису в пазу селектора, а лучше обратиться за посторонней помощью и подтолкнуть или отбуксировать авто. Общий процесс вождения автомобиля и использования коробки автомата состоит в следующем. Чтобы начать пользоваться коробкой автоматом нужно:
- утопить педаль тормоза, селектор из положения Р, N или R переключается в положение D;
- автомобиль снимается с ручного тормоза;
- после плавного отпускания педали тормоза машина понемногу и плавно начнет двигаться вперед;
- для наращивания скорости следует больше задействовать акселератор, что будет сопровождаться повышением передач; — для снижения скорости достаточно ослабить давление или полностью отпустить педаль газа. Передачи будут сменяться уже в сторону понижения;
- при желании более существенного замедления или остановки необходимо задействовать тормоз, а во время возобновления движения достаточно снова прибегнуть к педали газа;
- важно помнить, что при таком ритме езды коробка передач должна постоянно находиться в «драйве» (положение D), сменять который целесообразно лишь во время длительной стоянки.
Добавочные алгоритмы работы автоматической коробки
Зимний режим «автомата» Зависимо от изготовителя он может иметь различную маркировку: Winter, значок *, Snow, W и т.п. Основным предназначением зимнего режима является минимизация пробуксовки, для чего исключается активация первой передачи.
Для старта используется вторая ступень, что позволяет более плавно передать колесам крутящий момент, что очень важно на скользком покрытии. Любая смена передачи проходит при пониженных оборотах двигателя, обеспечивая тем самым плавность работы КПП и практически полностью исключая возможность возникновения заноса.
При теплой температуре окружающего воздуха активизировать данный алгоритм строго запрещено.
Категорически запрещается переводить рычаг переключения скоростей в положение «Р» и «R» в движение. Чтобы перевести рычаг в это положение нужно остановиться. Иначе можно вывести из строя автоматическую коробку.
Не рекомендуется также во время движения переводить рычаг в положение «N», это может вызвать занос, особенно на обледенелой дороге.Во все остальные положения рычаг переключения скоростей во время движения переводить можно.
Также рекомендуется переводить рычаг в положение «N» при длительных остановках с работающим двигателем, например, в пробках или светофорах. Особенно это актуально летом, при высоких температурах, так как поможет избежать перегрева «автомата».
: Как пользоваться автоматической коробкой АКПП
Во-первых, следует отчетливо помнить, что ни одна АКПП «не любит» работать непрогретой, особенно с повышенной нагрузкой. Именно по этой причине, даже при теплой температуре окружающего воздуха, первые несколько километров после длительной парковки следует проехать с низкой скоростью и без энергичных ускорений, дабы прогреть масло в трансмиссии.
Также важен тот момент, что коробке передач нужно немного больше времени для выхода на рабочую температуру, нежели двигателю.
Для быстрейшего прогрева автоматической коробки в холодную погоду можно стоя на месте несколько раз поменять режимы работы, постоять с активированным режимом D (удерживая тормоз) или же в начале движения на непродолжительное время активировать зимний режим.
Вторым моментом следует придерживаться дорог с хорошим покрытием. Поскольку современные коробки передач, даже механические, не отличаются любовью к бездорожью. Исключение – специальные автомобили, приспособленные к подобным условиям. Также автоматические трансмиссии плохо реагируют на буксировку тяжелых прицепов или других автомобилей. В таких ситуациях они подвержены быстрому перегреву, что значительно ускоряет износ. Кроме того, избегайте и буксировки самого «автоматического» авто. Некоторые исключения могут быть отражены в инструкции к машине, но они мало когда выходят за границы расстояния в 50 км и скорости перемещения более 50 км/ч.
Нужен ли автомобилю с коробкой автоматом ручной тормоз?
Абсолютно все автомобили оборудованы стояночным тормозом. Отличаются лишь механизмы его реализации: механический, электромеханический или полностью электронный. Однако, несмотря на это, подавляющее большинство владельцев авто с АКПП пренебрегают его использованием, мотивируя это тем, что достаточно поставить машину на «паркинг», а при короткой остановке и вовсе достаточно и рабочего тормоза.
Но, к сожалению, такой подход не верен. Поскольку даже в инструкции производителя предписывается постоянное использование ручного тормоза при длительной стоянке. Вероятнее всего такая предосторожность вызвана банальной перестраховкой автомобильных компаний, которую, справедливо говоря, сложно назвать излишней.
Тем более что существует множество ситуаций, в которых невозможно обойтись без «ручника»:
- его следует обязательно активировать при остановках или оставлении машины с работающим двигателем;
- ручной тормоз будет незаменим в качестве страховки при замене колеса или проведения подобных манипуляций;
- при незапланированной остановке на спуске или подъеме селектор автоматической трансмиссии потребует к себе излишних усилий при переводе в Р, если не будет затянут стояночный тормоз. В подобной ситуации, при начале движения, ослаблять «ручник» следует только после перевода селектора из «паркинга» в «драйв» Не лишним будет напомнить, что сколь бы опытным ни был водитель, только лишь соблюдение предписанных производителем последовательностей и условий эксплуатации АКПП позволить минимизировать проблемы в ее работе и максимизировать удовольствие от удобной езды. Ну а основным аргументом станет гарантированное достижение указанного срока службы коробки автомата.
: Как водить машину с автоматической коробкой передач. Принципы управления
Источник: http://AvtoMotoProf.ru/uchimsya-upravlyat-avtomobilem/korobka-avtomat/
Вождение на автомате
Многие водители по-прежнему отдают предпочтение автомобилям с механической КПП – она более надежна, проще в обслуживании и позволяет получить драйв от вождения. Вдобавок, если в автошколе учиться на «механике», то в водительском удостоверении не ставится отметка «АТ». То есть, ездить можно на машине с любым типом трансмиссии. Однако, несмотря на все эти особенности, все большее количество россиян пересаживается на модели с АКПП. В том числе и потому, что у нас растет количество водителей-женщин – а именно они во многом формируют «пятую колонну» любителей автоматической КПП.
Однако вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет массу особенностей из-за того, что в нем отсутствует педаль сцепления. Его заменил гидротрансформатор, а выбор передаточного числа зависит от характера езды, скоростного режима и других факторов. И даже при том, что участие водителя в процессе переключения передач сведено до минимума, нужно прислушиваться к советам, которые позволят продлить срок эксплуатации этого дорогого агрегата.
Основные режимы
Любой режим в АКПП помечен буквенным обозначением на рычаге переключения скоростей.
Нейтральная передача (N). Езда на «нейтралке» строго ограничена – ее допускается использовать разве что во время буксировки или для перемещения машины на небольшое расстояние в пределах автосервиса. Причем двигатель должен быть обязательно включен, потому что именно от него АКПП получает положенную ей порцию масла.
Некоторые водители, пересевшие с моделей на «механике», по привычке ставят АКПП в режим N на время коротких остановок, светофоре и в пробках. Также они полагают, что движение накатом на нейтрали помогает экономить топливо. Это абсолютно не так – было проведено немало экспериментов, опровергших данный тезис.
Вдобавок после спуска водителю все равно приходится переходить на основной режим D, что провоцирует дополнительную нагрузку на «автомат».
Вообще, производителями автомобилей закладывают режим N определенное количество включений-выключений, и если превысить этот лимит, постепенно начинают выходить из строя отдельные узлы коробки. Конечно, агрегат не «посыплется», но совокупность мелких и средних ремонтов влетит в копеечку.
Основной режим (D).Вождение на автомате осуществляется именно на нем. Скорости переключаются автоматически, здесь все понятно.
Задний ход (R) допускается активировать только после полной остановки автомобиля. Как и в случае с МКПП, включать данный режим во время движения вперед строго запрещено – иначе может выйти из строя не только сама коробка, но и отдельные элементы двигателя с трансмиссией.
Только первая передача (L). Режим, используемый для движения по плохой дороге или бездорожью. Причем, если машина едет со скоростью более 15 км/ч, переключаться на L недопустимо.
Только первые 2 передачи (2). Используется при скоростном режиме до 80 км/ч для буксировки другого автомобиля или езды по горной извилистой трассе.
Режим парковки (Р) блокирует ведущие колеса, поэтому применяется при длительных остановках или когда шофер покидает машину. Чтобы деактивировать этот режим на ровной дороге, нужно нажать на педаль тормоза и передвинуть рычаг АКПП. Если машина стоит под уклоном, задействуется ручной тормоз. Для включения режима удерживается педаль тормоза, затягивается ручник, отпускается педаль тормоза и активируется «Р». Снятие происходит путем передвижения рычага в режим движения, удерживания тормозной педали и отпускания ручника.
Трогаемся!
Если вы только начинаете вождение, коробка-автомат сразу же преподносит сюрприз: начинать движение с непрогретым двигателем категорически запрещено. Чтобы выйти на рабочий режим, этому агрегату требуется равномерное распределение масла. И чем холоднее на улице, тем дольше требуется прогрев – даже при небольшом морозе на это уйдет как минимум 10 минут.
«N» или «P» – только на этих режимах допускается запуск мотора. Причем «Р» более предпочтителен. Для старта нужно передвинуть рычаг в нужное положения и дождаться легкого толчка. До этого момента нажимать на педаль газа, особенно резко, крайне не рекомендуется.
Тормозим
Правил в данном случае немного, а чтобы остановиться, нужно просто нажать на педаль тормоза. Также вождение автомобиля (автомат) предполагает, что:
включать «нейтралку» рекомендуется при стоянке длительностью от полуминуты. При этом нельзя отпускать тормоз, иначе рискуете задеть другие машины;
при длительной остановке на шоссе нужно переключиться на режим «Р» – это позволит расслабить правую ногу;
для остановки перед перекрестком, пешеходным переходом или светофором нужно просто нажать на педаль тормоза при езде в режиме «D».
Буксируем
Автомобиль, имеющий автомат, вождение которого связано со многими ограничениями по сравнению с машинами на МКПП, способен выступать в качестве транспортного средства, буксируемого другим. Однако такая буксировка ограничена дальностью в 50 км, как и скоростью до 50 км/ч. То есть час работы под нагрузкой – это предел технических способностей АКПП. И обязательным условием является заведенный двигатель и режим «нейтралки».
Если автомобиль выступает в роли ведущего, нужно учитывать, что:
если есть возможность отказаться от буксировки, то лучше ею воспользоваться;
буксируемая машина по своей снаряженной массе должна быть легче ведущего автомобиля;
автомат хорошо справляется с буксировкой не очень тяжелых прицепов.
Запуск с «буксира»
Способен ли причинить коробке-автомату запуск двигателя с буксира, доподлинно не известно. Однако помните: если завести двигатель «с ключа» не получается, услуги эвакуатора будут гораздо более дешевыми по сравнению с ремонтом АКПП.
А чтобы на свой страх и риск воспользоваться такой манипуляцией, следуйте инструкции.
Поставьте рычаг в положение «N» и запустите мотор.
Если буксировка осуществляется в холодную погоду, нажмите один раз на газ и начинайте движение на сцепке.
На холодной трансмиссии достигните скорости в 30 км/ч (для прогретой – под 50 км/ч) и несколько минут не предпринимайте никаких действий. За это время давление масла в АКПП приблизится к нужной отметке.
Активируйте режим только двух передач «2».
Если почувствовали, что двигатель пытается завестись, однократно нажмите на газ.
Когда мотор завелся, верните рычаг в положение «нейтраль».
Если спустя несколько секунд после нажатия на педаль газа двигатель не завелся, повторную попытку предпринимать не рекомендуется, так как из-за подобного вождения на автомате коробка перегреется. В первую очередь потому, что вы все еще будете ехать в режиме «2». Лучше еще раз «прогнать» агрегат на нейтральном режиме, и только тогда повторить действия.
Когда использовать «ручник»?
Чрезмерно доверять автоматике машины и отказываться от ручного тормоза просто нельзя. Особенно во время затяжной остановки. Кроме того, «ручник» рекомендован при:
остановке с работающим мотором;
замене колес;
остановке под уклоном.
Возможные ошибки
Несмотря на большой ресурс эксплуатации, АКПП нужно по возможности беречь. Поэтому прислушайтесь к советам.
Езда с тяжелым прицепом запрещена, а легкие допускается транспортировать.
Пока трансмиссия не прогрелась, нужно без ускорений двигаться на невысокой скорости. Как правило, прогрев происходит после 6-10 км.
Глушить мотор допускается только в режиме «Р».
Запускать машину «с толкача» недопустимо.
Движение накатом со склона в положении рычага «N» тоже запрещено. Этот режим подходит лишь при буксировке.
Напоследок
В этой статье не упомянуты дополнительные режимы АКПП, обозначенные на рычаге – спорт-режим, OverDrive, кик-даун и пр. Дело в том, что вождение на автомате для начинающих не предполагает их использование. Во-вторых, кнопку OverDrive можно увидеть не на всех автоматических коробках. Наконец, освоение дополнительных режимов лучше делать под руководством опытного водителя. Если среди знакомых таких нет, воспользуйтесь услугами частных инструкторов, которые обучат не только данным навыкам, но и уверенному вождению в любых условиях.
Источник: https://avtoinstruktor199.ru/articles/vozhdenie-avtomobilya-avtomat/
Инструкция для новичков по вождению машины с автоматической коробкой передач
Управление автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач достаточно простое, трудности возникают у новичков, не ознакомившихся с принципом работы АКПП и с её конструктивными особенностями.
Немного теории
Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.
Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок — возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.
Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:
- «Р» — парковочный, используется для пуска мотора. Селектор переключается в эту позицию при условии полной остановки ТС или при использовании ручника. Некоторые изготовители автомобилей с автоматическими коробками в инструкции по эксплуатации машины указывают необходимость использования ручного тормоза во время применения позиции «Паркинг».
- «D» — движение вперед, позволяет авто двигаться вперед. От степени нажатия педали «газа» и условий движения транспортного средства передачи будут подбираться автоматически. Находясь в указанном режиме, машина, стоящая на наклонной поверхности, не будет скатываться назад, если угол наклона поверхности не слишком крутой.
- «R» — задний ход, позволяет автомобилю двигаться назад. Включается это положение после полной остановки авто, плюс при выжатой педали «тормоза».
- «N» — нейтралка, применяется для прогревания мотора в холодное время года, не рекомендуется переключать селектор в указанное положение во время движения машины. Обеспечивает холостую работу силового агрегата без передачи крутящего момента на колеса.
- «D2» (или S) — понижение передачи, используется на спусках, подъемах. Остановить машину в этом режиме получится более эффективно, чем при положении «D». Коробка будет использовать только две передачи – первую и вторую.
- «D1»(или L) — последующий диапазон уменьшения передачи, используется при обледенении дорог, горном серпантине, в отдельных случаях можно использовать для торможения двигателем. В этом режиме автомобиль всегда будет двигаться на первой передаче.
Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:
- экономный — «Е»;
- нормальный — «N»;
- спортивный — «S».
Рекомендуем «чайникам» посмотреть видео о вождении машины с АКПП для начинающих:
Практические занятия
Установите селектор, в необходимый режим, выполнив следующие действия:
- Запустите двигатель (переключить рычаг получится только при заведенном двигателе).
- Выжмите педаль «тормоза».
- Нажмите нужную кнопку режима, расположенную на селекторе (если в этом есть необходимость).
- Выберите положение, соответствующее необходимому направлению движения машины: «D» — транспортное средство поедет вперед, «N» — нейтраль, машина будет стоять на месте, или покатится под уклон, «R» — поедет назад. При включении выбранной водителем передачи автомобиль не начнет движение, а когда отпустите педаль «тормоза» — машина поедет. Учитывайте этот нюанс, не убирайте ногу с «тормоза» раньше времени во избежание ДТП.
Автоматические коробки распознают команды водителя по нажатию педали «газа»: плавный разгон, постепенное переключение скоростей обеспечивается нажатием с небольшим усилием. Интенсивный разгон, необходимый при обгонах, достигается выжимом педали «газа» в пол, при этом АКПП сначала включит передачу ниже, затем авто начнет разгоняться. Учитывайте: от момента выжима педали «газа» до разгона транспортного средства происходит небольшая задержка, примерно одна секунда, это время неощутимо при неспешной езде, а в условиях обгона может быть фатальным.
Решив остановить движение автомобиля, нажмите педаль «тормоза». При кратковременной остановке, на светофоре, не переводите селектор с положения «D» — продлите ресурс внутренних механизмов АКПП.
Держите педаль тормоза нажатой после остановки машины в ситуациях:
- Длительные остановки (пробки), нажатая педаль тормоза позволит мотору отдохнуть, не будет зря сжигаться горючее, используйте положение «N».
- Машина стоит на уклоне, селектор не переведен в позицию «Р».
Вышеуказанная инструкция для «чайников» позволит управлять автомобилем с коробкой автомат. Учтите: лучше сразу научиться правильному вождению, чтобы не нанести вред АКПП. Исправить вредные привычки управления транспортным средством сложно.
Дополнительные режимы
К дополнительным режимам коробок автомат относят:
- Зимний режим, имеет обозначение «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Согласно ему исключается пробуксовка во время переключения скоростей и при начале движения транспортного средства. Производится начало движения машины со второй передачи. Переключение на другие передачи происходит при меньших оборотах привода — это позволяет исключить перепады в работе коробки во время ускорений, уменьшает вероятность заноса авто. Эксперты уточняют: не стоит использовать указанный режим летом — можно получить перегрев коробки из-за достижения максимальной нагрузки на агрегат.
- Подрежимы положения «D» ограничивают ускорение больше определенного диапазона передач:
- «S» или «З» — обеспечение включения передачи не выше третьей. Указанные позиции используют на участках дороги, требующих от водителя повышенного внимания. Осуществляя вождение, используют режим «З», при этом следите за показаниями тахометра, его стрелка не должна попадать в красную зону.
- «2» — ограничение включения передач не выше второй, движение автомобиля происходит со скоростью не более 80 км/час. Применяется на крутых уклонах, скользких дорогах.
- «1», «L» — используется для тяжелых условий эксплуатации машины: езда по бездорожью, крутые уклоны. Только передача , скорость не более 40 км/ час.
Дополнительные режимы эксплуатации коробок автомат позволяют производить управление машиной при неблагоприятных условиях. Учитывайте: случайное включение подрежимов «1», «2» при большой скорости приведет резкому замедлению движения авто, спровоцирует занос транспортного средства.
Общие рекомендации
Управлять коробкой автомат может неопытный водитель, нижеуказанные рекомендации позволят продлить ресурс АКПП:
- Нельзя давать большие нагрузки на непрогретую коробку. Трансмиссионное масло прогревается медленнее моторной жидкости. При управлении машиной с указанным типом коробки проезжайте несколько километров на небольшой скорости.
- Избегайте пробуксовки колес: не нажимайте резко на «газ», если покрытие дороги неоднородное.
- Старайтесь не буксировать прицепы, другие авто.
- Откажитесь от включения нейтрали при движении автомобиля.
Правильная эксплуатация автоматической коробки позволяет получать удовольствие от вождения и препятствует преждевременной поломке агрегата, позволяя механизму нормально работать.
Источник: https://pro-zamenu.ru/transmissiya/instruktsiya-po-vozhdeniyu-mashinyi-s-akpp.html
Как правильное ездить на автомате
Как ездить на автомате, чтобы избежать поломок и продлить ресурс агрегата? Вы покупаете машину с автоматической коробкой, думая, что жизнь в дороге станет сказкой, ведь надо только нажимать педали газа и тормоза. Но потом узнаете, что АКПП не так проста: чтобы ездить с комфортом долгие годы, нужно правильно эксплуатировать трансмиссию.
Как ездить на авто с коробкой передач автомат
С 1980-х годов АКПП перешла с гидравлического управления на электронное, и чем современнее модель, тем сложнее и капризнее трансмиссия, хотя и ездить становится «интереснее». Для начинающих водителей будет полезным не только узнать правила управления автоматической КПП, но и разобраться в её устройстве и работе.
Рассмотрим, как научиться ездить на автомате, используя две педали и селектор переключения режимов.
Запуск автомобиля с АКПП
Перед тем, как начать ездить на автомате, нужно научиться заводить автомобиль с ключа:
- Перед запуском двигателя проверьте, чтобы селектор находился в положении «Р» или «N». Электроника блокирует включение двигателя в других режимах в целях безопасности, чтобы машина самопроизвольно не покатилась.
- Весь процесс вождения автомобиля с АКПП происходит одной ногой. Левую ногу поставьте на площадку, правую на педаль тормоза. Это также нужно для разблокировки в некоторых моделях машин.
- Вставьте и проверните ключ зажигания. На панели загорятся лампочки. Подождите несколько секунд, пока насос включится и подаст масло в двигатель.
- Запустите стартер двигателя.
Как трогаться на автомате
Перед началом движения прогревают двигатель, чтобы его детали и рабочие жидкости достигли рабочих температур. По этой же причине греют АКПП: при температуре ниже 75 — 95℃, жидкость меняет вязкость и не способно полноценно смазывать, охлаждать и защищать механизмы. Поэтому ездить «на холодную» вредно: АКПП испытывает высокие нагрузки, а водители жалуются на пинки, толчки и т.п.
Тему разогрева автомобиля с АКПП мы уже подробно рассматривали.
После прогрева автомобиля можно начинать движение. Как трогаться на автомате:
- Проверьте, чтобы селектор находился в положении «Р»: перед троганием автомобиль должен быть заторможен.
- Нажмите на тормоз.
- Переведите рычаг на «D» для движения вперед или «R» для заднего хода.
- Дождитесь лёгкого толчка — АКПП нужна секунда для переключения режима.
- Отпустите педаль тормоза и машина поедет.
- Для разгона плавно нажимайте педаль газа.
Трогайтесь с места и разгоняйтесь на автомате плавно. Электронике АКПП требуется время, чтобы получить сигнал о действии водителя и послать команду исполнительным механизмам. Ездить агрессивно в целом вредно: коробка испытывает большую нагрузку, поскольку АКПП работает при недостаточной смазке.
Как тормозить
Торможение можно разделить на виды:
- нормальное;
- экстренное;
- торможение двигателем.
Чтобы затормозить машину с АКПП, нажмите на тормоз, перекинув ногу с педали газа. Остановите автомобиль и переведите рычаг в положение «Р». Использовать нейтральный режим не рекомендуется, т.к. в этом случае колёса не блокируются, и машина может покатиться.
Обратите внимание, как правильно водить машину с автоматом в сложных ситуациях:
- По скользкой дороге ездить опасно — во время торможения колёса могут буксовать. Для АКПП это не страшно. Больший вред нанесёт долгая пробуксовка ведущих колёс на снегу, на льду, в грязи. Чтобы выбраться из глубокой колеи, включите пониженную передачу и работайте тормозом, как сцеплением, «раскачивая» машину. Каждые 2 минуты давайте АКПП минут 5 остыть.
Для передачи большого крутящего момента гидротрансформатор выбрасывает в АКПП избыточное тепло, и если масло старое или радиатор грязный, то коробка перегреется. А чем вреден перегрев, мы рассказывали ранее.
- На длинных спусках не включайте «N»: обратный переход в «D» на высокой скорости вызовет перегрев АКПП.
- Инструкторы рекомендуют ездить в ручном режиме на подъёмах и спусках в зимнее время, а также на горных серпантинах, чтобы не уйти в занос.
Как тормозить двигателем на автомате
Торможение двигателем означает сбрасывание скорости без использования тормозной системы. Это помогает сократить расход топлива и увеличить ресурс тормозных колодок. Если постоянно держать тормоз на уклоне, то колодки и диски перегреются и быстрее износятся. Торможение двигателем рекомендуется применять при спуске со склона, на горном серпантине и скользкой дороге.
Итак, как правильно ездить на автомате и тормозить двигателем:
- В режиме движения «D» нет торможения, т.е. если отпустить газ, то машина не остановится. Поэтому, для торможения переключитесь в ручной режим, «М» или «L» в зависимости от модели автомобиля и обстоятельств. С небольшой горки спускайтесь на 3 передаче, с крутой — на первой.
- Отпустите педаль газа. Торможение с 4 или 3 передачи на прямой будет не значительным, поэтому выберите пониженную передачу.
Режим нейтральной передачи N
После механики ездить на автомате непривычно. Приходится переучиваться. Вот, например, нейтральная передача. Её роль в АКПП чисто техническая: режим «N» предназначен для перемещения автомобиля с работающим двигателем на небольшие расстояния. При этом двигатель и АКПП не связаны друг с другом: гидротрансформатор работает, но крутящий момент не передаётся колёсам, поскольку фрикционные диски всё время разжаты.
Как самостоятельно пересесть с автоматической коробки на механику
Нейтральную передачу можно включать и во время стоянки, но вместе с ручником. Это знакомо для новичков, привыкших ездить на «механике». Но использовать такой метод на светофоре не надо. Во время перехода из «D» в «N» фрикционы расцепляются, входной и выходной валы размыкаются. Затем вы трогаетесь на «D» — АКПП приходится подключать механизмы обратно. Это сложный процесс, который приводит к быстрому износу фрикционов и соленоидов.
Режим заднего реверсивного хода R
Как ездить с коробкой автомат в режиме «R»:
- Используйте задний ход можно на остановленной машине..
- Нажмите педаль тормоза.
- Переведите селектор в положение «R».
Режим паркинга P
«Паркинг» используется при длительных стоянках, когда водитель покидает автомобиль. Так же в режиме «Р» разрешён запуск двигателя. Включать «Паркинг» можно только после полной остановки машины, чтобы не поломать автомат.
Установка «Р» блокирует вал коробки, поэтому колёса становятся неподвижны — аналог нейтральной передачи в МКПП. Блокировка устанавливается до межколёсного или межосевого дифференциала по направлению передачи крутящего момента. Таким образом автомобиль удерживается одним ведущим колесом. На крутом уклоне включайте ручник, чтобы снизить нагрузку на механизмы.
Как можно и как нельзя буксовать на коробке автомат
Как пользоваться ручником
Ручник включает тормозные колодки, которые блокируют колёса:
- Остановитесь.
- Удерживая педаль тормоза, энергичным движением потяните ручник.
- Переведите селектор в положение «Р».
- Отпустите тормоз и выключите двигатель.
Как тронуться на автомате с включенным ручником:
- Держите педаль тормоза и переведите селектор в режим движения.
- Удерживая тормоз, чуть приподнимите ручник и нажмите кнопку фиксатора. Опустите рычаг вниз.
Чего нельзя делать с АКПП
Вождение машины с АКПП «дарит кайф» водителям. Однако, нарушители правил эксплуатации и техобслуживания трансмиссии быстро теряют радость, и чаще проводят время в автосервисах. Как же ездить на АКПП:
- менять масло по мере загрязнения, каждые 40 — 60 000 км пробега;
- покупать только качественные жидкости, рекомендованные производителем АКПП;
- выставлять нормальный уровень жидкости;
- нажимать на педали плавно;
- не «бросать» педали;
- не перегревать АКПП;
- не ездить с холодной коробкой;
- не буксировать машину на большие расстояния с высокой скоростью;
- не буксировать другую машину больших габаритов и веса;
- не буксовать в грязи, в снегу, на песке;
- не игнорировать посторонние звуки и запахи;
- не экономить на ремонте.
Слишком много «не», но практика показывает, что АКПП дольше живут у водителей, которые предпочитают ездить спокойно.
Режимы у современных машин
Особенность управления автомобилем с АКПП — постоянное расширение возможностей. Помимо стандартных программ в современные коробки встраивают дополнительные функции. Они защищают механизмы от неправильных действий человека и позволяют водителю ездить с бОльшим удобством.
O/D Overdrive
Ездить на Овердрайве лучше всего по трассе, что позволяет сократить расход топлива за счёт стабильности движения. Суть в том, что в АКПП 3 передача прямая, а следующая 4 — повышающая, которая и является Овердрайвом.
Не рекомендуется ездить на Овердрайве в городском равном движении, при затяжных обгонах на скорости выше 100 км/ч, при буксировке и пробуксовке. Ездить с частым переключением АКПП на 4 передачу не стоит — детали быстрее изнашиваются, а масло стареет.
Для переключения АКПП в режим O/D нажмите кнопку во время вождения. Кнопка располагается на селекторе или вынесена на панель. Если загорелся значок «O/D Off» — 4 передача выключена.
Kick Down
Кик-Даун создан для любителей жать «тапку в пол». При резком нажатии педали газа автоматическая коробка передач сбрасывает 1 — 2 передачи вниз и ускоряется за счёт повышенных оборотов двигателя. Не рекомендуется стартовать или ездить с Кик-Дауном на 1 передаче.
PWR /SPORT
Это спортивная программа трансмиссии. В отличие от «D» режим «Power/Sport» включает передачи на повышенных оборотах, поэтому постоянно так ездить затратно по топливу. Но это всего лишь «маленькая» жертва за возможность испытать динамичную езду на АКПП.
SNOW
С «Зимним» режимом ездить зимой безопасней. Функция АКПП активируется нажатием кнопки с меткой Winter, Snow, Hold или снежинкой. Порядок действий в начале движения на автомате будет отличаться от обычного тем, что машина тронется со 2 передачи. Это предотвратит проскальзывание колёс на льду. Переключение передач на низких оборотах недостаточное резвое, но зато ездить по снегу или гололёду можно без пробуксовки.
Не рекомендуется ездить на «Snow» летом, поскольку гидротрансформатор активно нагревается, получая большую нагрузку.
Заключение
Ездить на коробке с автоматом легко и приятно даже новичкам. Дополнительные функции станут помощниками в сложных ситуациях, если научиться ими правильно пользоваться. Помните, что АКПП — сложная система из механики и электроники, поэтому каждая трансмиссия имеет свои особенности. Всегда изучайте инструкцию производителя перед началом использования и сможете ездить на «родной» АКПП долгие годы.
Источник: https://akppoff.ru/korobka-avtomat/kak-ezdit-na-avtomate
Вождение на автомате для начинающих: общие правила
Перед тем, как начинающий автомобилист сядет за руль и будет получать навыки вождения на практике, необходимо, чтобы новичок изучил правила дорожного движения и базовые технические дисциплины касаемо общего устройства автомобиля.
Если точнее, нужно знать о принципах работы основных узлов, из которых состоит автомобиль. Хотя последнее по нормативным актам не обязательно к изучению, но эти знания для будущих автомобилистов не будут лишними.
В этой статье мы рассмотрим, как водить машину автомат для начинающих, принцип работы коробки – автомат, правила пользования АКПП, переключения режимов работы автоматической коробки и т.д.
Езда на автомате для начинающих
Итак, рычаг селектора переключения АКПП имеет несколько основных положений: P, R, N, D, D2 (или L), D3 или S. Рассмотрим каждый по отдельности.
- Положение рычага переключения передач в позиции «P» — паркинг. Движение автомобиля невозможно, при этом в таком режиме разрешен запуск двигателя.
- Положение рычага переключения передач в позиции «R» — реверс. Задний ход. Нельзя пользоваться этой позицией во время движения автомобиля вперед. В этом режиме запуск двигателя невозможен.
- «N» — нейтраль. Автомобиль может свободно перемещаться. В этом режиме разрешен запуск двигателя, а также буксировка авто. Положение рычага переключения передач в позиции «D» – драйв (основной режим движения). Этот режим обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу (рекомендуется использовать в нормальных режимах движения).
- Положение рычага переключения передач в позиции D3 (S) второй диапазон пониженных передач (на дорогах с небольшими подъемами и спусками) или D2 (L) диапазон пониженных передач (на бездорожье).
Такие режимы переключения есть не на всех АКПП, все зависит от модификации трансмиссии. Переключение рычага из положения D в положение D2 или D3 и обратно может производиться во время движения транспортного средства. АКПП также могут дополнительно оборудоваться режимами переключения скоростей: N – нормальный, Е – экономичный, S – спортивный.
Вождение автомобиля: автомат коробка
Разобравшись с принципом использования АКПП, можно перейти непосредственно к тому, как ездить на автомате для начинающих. Первый урок вождения транспортного средства должен включать в себя изучение правильной посадки водителя за рулем автомобиля.
- Настройка водительского сидения. Спинка водительского сидения должна иметь максимально вертикальное положение, но не в ущерб удобству посадки водителя. Удаление подушки от педального узла, должно быть ориентировано на неполное распрямление ноги водителя при максимальном нажатии на педаль тормоза.
После положение спинки водительского сидения регулируется таким образом, чтобы при полном прикосновении спины водителя к спинке сидения, его вытянутая рука касалась верхней части руля подушкой ладони большого пальца.
- Настройка зеркал заднего вида. После того как, водитель настроил водительское сидение, необходимо настроить зеркала заднего вида. Как правило, в современных автомобилях устанавливаются два боковых и салонное зеркало заднего вида (за исключением пикапов и коммерческого транспорта).
Зеркала должны настраиваться таким образом, чтобы водитель без изменения посадки и без поворота головы мог по всем зеркалам мгновенно оценить обстановку позади автомобиля только переводом глаз.
При правильно настроенных боковых зеркалах 1/3 часть зеркала должна отражать заднее крыло автомобиля, а 2/3 обстановку позади. Касаемо салонного зеркала, оно должно быть отрегулировано таким образом, чтобы в верхнем положении переключателя угла наклона салонного зеркала в нем полностью отражался проем заднего стекла автомобиля.
- После того, как настройки посадки водителя закончены, можно приступить к запуску двигателя. Запуск ДВС автомобиля с автоматической коробкой передач на многих моделях невозможен без нажатия на педаль тормоза в любом положении селектора выбора режимов АКПП, кроме P и N.
Ключ имеет четыре положения в замке зажигания:
- Стандартное (базовое положение).
- Снятие противоугонной блокировки (разблокировка колонки рулевого управления).
- Включение зажигания (контроль приборной панели). Активирована электронная система автомобиля.
- Запуск двигателя.
Для того чтобы завести автомобиль с АКПП:
- Вставляем ключ в замок зажигания и выжимаем педаль тормоза, при этом рычаг переключения передач должен находиться в положении паркинг «Р» или положении нейтраль «N».
- Не отпуская педаль тормоза, поворачиваем ключ в замке зажигания в положение «Запуск двигателя».
- Переводя рычаг селектора управления передачами в положение драйв «D» или «R», отпускаем педаль тормоза, опускаем стояночный тормоз, после чего автомобиль начинает движение.
Важно помнить, что машина с АКПП управляется только одной правой ногой, которая нажимает или на газ, или на тормоз. Запрещено нажимать на тормоз левой ногой, а для газа использовать правую.
- Перед началом движения автомобиля нужно убедиться при помощи зеркал заднего вида в отсутствии попутного транспорта, включить поворот, перенести правую ногу с педали тормоза на педаль газа и начинать движение плавно.
После выезда на проезжую часть все действия водителя должны подчиняться требованиям правил дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан соблюдать скоростной режим движения на данном участке дороги, придерживаться крайней правой полосы в зависимости от дорожной обстановки и разметки.
При движении в потоке двигаться с той же скоростью, что и другие участники движения, соблюдая интервал и дистанцию от других автомобилей. В автомобилях, оборудованных АКПП, нет необходимости переключать передачи в зависимости от скоростного режима транспортного средства, что значительно облегчает управление автомобилем и позволяет водителю сконцентрироваться на дорожной обстановке.
- Движение в гору и спуск. Перед подъемом водитель обязан оценить крутизну, протяженность и качество дорожного покрытия, проложенного на подъеме. Если дорожное покрытие хорошего качества и погодные условия позволяют преодолеть подъем, не сбрасывая скорости, в этом случае водитель транспортного средства за несколько десятков метров до точки начала подъема, убедившись в безопасности своего маневра, должен вжать педаль акселератора с целью придания автомобилю максимального ускорения.
Этот маневр выполняется для того, чтобы повысить инерцию движущегося транспортного средства для облегчения его въезда на подъем без потери круизной скорости автомобиля.
Если же дорожное покрытие недостаточного качества, либо погодные условия не позволяют безопасно совершить въезд на подъем «накатом», водитель транспортного средства обязан занять крайне правое положение на проезжей части. Далее на небольшой скорости следует преодолеть подъем. Если крутизна подъема слишком велика, стоит ограничиться понижающими передачами на АКПП (D3, 2, L).
При спуске водитель, наоборот, должен убрать ногу с педали акселератора и совершать спуск накатом. При этом педалью тормоза нужно регулировать скоростной режим автомобиля, придерживаясь, как и во всех случаях, крайне правой стороны проезжей части.
- Движение задним ходом. Перед началом движения задним ходом, водитель транспортного средства в первую очередь должен убедиться в достаточном пространстве на проезжей части за автомобилем для совершения маневра.
После этого, по зеркалам заднего вида и посредствам поворота головы водитель транспортного средства должен убедиться в отсутствии транспорта или иных преград по ходу движения своего авто.
Убедившись в отсутствии преград, водитель переводит селектор АКПП в положение «R», убирает ногу с педали тормоза и, аккуратно дозируя тягу педалью акселератора, выполняет маневр. Если движение интенсивное, то для обеспечения большей безопасности при маневре, водитель транспортного средства может дополнительно включить аварийные огни.
- Положение нейтраль «N». Это положение селектора АКПП используется крайне редко, зачастую в «сервисных» целях: закатить автомобиль на эвакуатор или на подъемник, в рамках проведения ТО, при буксировке и т.д.
В некоторых случаях «нейтраль» включается при необходимости переместить автомобиль на несколько метров при заглушенном двигателе. При движении в потоке не рекомендуется переводить селектор АКПП в положение N, так как это «отсоединяет» двигатель от АКПП, что приводит к полной потере тяги на ведущих колесах и может стать причиной аварийных ситуаций.
Что в итоге
Как видно, вождение автомобиля автомат, особенно для начинающих, намного проще сравнительно с вождением машины на механике МКПП. Автомобиль с АКПП идеален для движения в городском потоке, поскольку водитель во время вождения машины с автоматом не отвлекается на переключение передач.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как управлять автомобилем с коробкой автомат. Из этой статьи вы узнаете об особенностях управления автомобилем с АКПП, а также о некоторых тонкостях и нюансах техники вождения машины с автоматом.
Напоследок добавим, что езда на автомате для начинающих имеет свои правила, которые необходимо соблюдать. Следование таким правилам и рекомендациям позволяет, с одной стороны, уберечь саму коробку-автомат от преждевременных поломок, а с другой избежать аварийных ситуаций на дороге.
Источник: http://KrutiMotor.ru/kak-ezdit-na-mashine-s-akpp-dlya-nachinayushhih/
Управление автомобилем с автоматической коробкой передач
Автомат (автоматическая трансмиссия, АКП или АКПП) – это воистину революционное открытие в мире автомобилестроения, которое позволило в разы увеличить число автолюбителей по всему миру. Изначально она предназначалась для американских домохозяек. Сейчас на АКПП ездит большинство автолюбителей в США и менее половины водителей России. В Европе до сих пор предпочитают механику из соображений практичности езды по бездорожью, однако автомобили с автоматической трансмиссией здесь составляют порядка 20% от рынка новых машин.
Преимущества автоматической трансмиссии
В настоящей статье будет рассмотрено, как управлять автомобилем с классической гидромеханической АКП. При езде на автомате требуется минимальное участие водителя в переключении передач (скоростей). Чтобы поехать на такой машине, нужно всего лишь включить режим D (движение) с помощью рычага коробки передач. Машина при этом сразу тронется, если, конечно, не нажимать на тормоз. АКПП сама будет переключать передачи при поездке в зависимости от скорости движения автомобиля.
Узнайте больше о принципе работы автоматической коробки передач.
Ездить на автомате существенно легче, чем с механикой, поскольку на автомобиле с АКПП не нужно выжимать сцепление и переставлять рычаг для переключения передач во время движения. Это удобно в условиях больших городов с пробками на дорогах. При езде на автомате задействуется только одна нога (правая), которую достаточно лишь снимать с педали тормоза, чтобы двигаться в медленном темпе в режиме D.
Кроме этого, коробка на автомате приветствуется представительницами слабого пола по причине того, что позволяет ездить за рулем в обуви на каблуках. Это немаловажное для всех автоледи преимущество АКПП перед механикой.
Недостатки АКПП
Автомат имеет и свои минусы в эксплуатации:
- более дорогой сервис по сравнению с машиной с механической трансмиссией (стоимость замены масла и ремонта будет существенно выше);
- больший расход топлива;
- слегка замедленная реакция при резком повышении или снижении скорости.
Режимы АКПП
АКПП снабжена следующими основными режимами:
- движение вперед — D;
- парковка — Р;
- задняя скорость — R;
- нейтральное положение — N.
Могут быть предусмотрены и другие режимы, (зависит от комплектации и модели кара). Так, довольно часто встречаются:
- зимний (W);
- пониженный режим (D3 и D2 или S и L).
Расшифровка схемы управления
Переключение режимов производится с помощью селектора (рычаг выбора диапазона). Он представляет собой рычаг с кнопкой сбоку или сверху. Для его переключения необходимо нажать (утопить) данную кнопку и передвинуть рычаг к нужному режиму, обозначенному соответствующей буквой.
Категорически запрещено переключаться в процессе движения с режима D на P или R. Это грозит поломкой автоматической трансмиссии.
Не рекомендуется переключаться на ходу на режим N, так как может произойти занос из-за потери связи двигателя с колесами. Допускается переключение на режим пониженной передачи в процессе движения для торможения двигателем.
Режим движения вперед обозначается буквой D от слова drive. При условии непродолжительных промежутков торможения во время езды (например, перед светофором), режим АКПП менять не нужно. Однако, если время ожидания начала движения затягивается, то желательно переключиться на режим N или P. Это позволить уберечь коробку от излишнего износа. Нежелательно также переключаться на режим N при езде под горку, как на механике. Это не снизит расход топлива на автомобиле с автоматической трансмиссией, а станет причиной лишней нагрузки на коробку.
В режиме парковки (P) блокируются колеса и можно оставить автомобиль с заведенным или заглушенным мотором даже на местности с уклоном. Однако производители рекомендуют не пренебрегать дополнительно ручным тормозом (ручником) при парковке под уклоном. Перед началом движения нужно не забыть снять машину с ручника.
Для езды задним ходом на автомобилях с АКПП предусмотрен режим R (от слова реверс). При переключении селектора в положение, обозначенное этой буквой, машина начинает двигаться назад. Если при режиме D имеется в среднем 4 передачи, то для езды задним ходом предусмотрена только одна (первая) передача. Задняя скорость АКПП позволяет автомобилю плавно двигаться назад в отличие от механической трансмиссии, для которой надо газовать, чтобы поехать назад.
Нейтральный режим (N) позволяет находиться автомобилю с автоматической трансмиссией в заведенном состоянии без движения, если она не расположена под уклоном. При этом колеса машины не фиксируются как в режиме парковки. Этот режим позволяет буксировать автомобиль на небольшие расстояния.
Водителю необходимо всегда держать нажатой педаль тормоза при заведении двигателя и установке режима АКПП. Нельзя оставлять автомобиль на стоянке на другом режиме, нежели Р, без включенного ручного тормоза. Если оставить автомобиль с коробкой автомат на любом другом режиме, машина может покатиться (при наличии уклона).
Правила вождения машины с АКПП
Необходимо учитывать следующие особенности вождения автомобиля с автоматической коробкой передач:
- Управляя машиной с АКПП, рекомендуется резко не давить на педали газа и тормоза без исключительной надобности (аварийной ситуации). На механике вручную можно быстро переключить передачу или сбросить ее, а автомату нужно чуть больше времени для такого действия. Автоматическая коробка постепенно и последовательно переключает скорости при наборе (снижении) мощности. Это дает преимущество для механической коробки передач в зимнюю пору. При заносе авто, на механике проще затормозить скоростями (резко переключиться на первую скорость). При частой езде рывками происходит ускоренный износ коробки автомат и возможно возникновение толчков и рывков при дальнейшей эксплуатации. Замена и ремонт автоматической трансмиссии требуют значительных затрат.
- Нельзя буксировать автомобиль с АКПП. Лучше, если случится такая необходимость, обратиться к услугам эвакуатора. Однако в безвыходных ситуациях можно буксировать машину с автоматической трансмиссией несколько километров в режиме N. При этом желательно, чтобы двигатель автомобиля был заведенным.
- Коробка автомат категорически не предназначена для езды по бездорожью. В случае пробуксовки нужно стараться не давить на газ и тем самым не усугублять ситуацию. Нужно постараться найти выход из такой ситуации без лишних нагрузок на АКПП, например, выехать плавно назад, подложить доски, ветки, любые другие подручные материалы.
- Не рекомендуется совершать резкие маневры и осуществлять быструю езду до полного прогрева двигателя и АКПП (первые несколько километров). Прогрев коробки передач происходит гораздо позднее, чем у двигателя. Для того, чтобы ускорить этот процесс можно до выезда со стоянки переключить попеременно различные режимы с нажатой педалью тормоза.
Зная, как управлять автоматической коробкой передач и соблюдая соответствующие правила эксплуатации, можно увеличить срок ее эксплуатации и избежать пробоины в семейном бюджете.
Источник: https://autochainik.ru/upravlenie-avtomobilem-s-akpp.html