Для чего нужен кулер на автомобиле?

В этой статье:

Что такое кулер и зачем он нужен — xBB.uz

Для чего нужен кулер на автомобиле?

Термин «кулер» сформирован методом транскрибирования английского слова «cooler», что означает «охладитель». Это небольшой вентилятор, который устанавливается на центральное процессорное устройство (ЦПУ), а также на другие разогревающиеся компоненты компьютера, такие как графический процессор (более известный под наименованием «видеокарта»).

Нас, как обычно, интересуют практические аспекты обсуждаемых тем, актуальные для простых пользователей, поэтому о них и поговорим.

Суть явления

На процессор (или видеокарту, которая сама по себе тоже своеобразный процессор) устанавливается радиатор из ряда алюминиевых или медных пластин с тонкими зазорами между ними. Над радиатором располагается вентилятор, который обеспечивает приток воздуха и охлаждает вышеуказанные пластины, отводящие тепло от процессора.

В настольных ПК такая система охлаждения должна работать непрерывно. То есть, вентилятор обязан обеспечивать постоянный приток воздуха. Потому системные блоки всегда шумят.

У ноутбуков процессоры рассчитаны на несколько иные температурные режимы, поэтому вентилятор у них включается лишь периодически. Если не открывать веб-страницы с изобилием скриптов, не запускать увесистые приложения, то можно наслаждаться абсолютной тишиной.

Кстати, качество кулеров оценивается, кроме прочего, по уровню производимого ими шума. Хорошим считается показатель в районе двадцати децибел. Это примерно как шёпот, слышимый с расстояния 1 метр.

Где применяется

Активное охлаждение (с применением кулера) имеется практически у всех современных компьютеров с процессорами x86 и уж тем более x86_64. Вентиляторы не вставляют только в маломощные устройства с процессорной архитектурой ARM. Планшеты и коммуникаторы способны остывать, так сказать, естественным образом.

Кулеры есть и в «яблочной» линейке компьютеров Apple MacBook. Просто алюминиевые корпуса таких устройств отлично способствуют рассеиванию тепла в окружающее пространство, поэтому нагрузка на вентилятор невелика. Вот он особо и не шумит.

Графические процессоры малой и средней мощности могут обходиться без активного охлаждения.

Однако любителям продвинутых компьютерных игр нужны видеокарты, способные качественно изображать виртуальную реальность. Учитывая темпы утяжеления софта, таким устройствам скоро не хватит кулера, потребуется система охлаждения жидким азотом или что-нибудь вроде того.

Очистка

Как сказано выше, вентилятор обдувает радиатор воздухом. А в воздухе присутствует пыль. Следовательно, рано или поздно таковая забивает радиатор и наматывается на ось пропеллера. Очистку кулера в ноутбуке следует доверить специалисту, а вот с настольным ПК можно управиться самостоятельно.

Этап первый, подготовительный. Обесточиваем компьютер. Отключаем от розетки, чтобы даже случайно не нажать самую большую кнопку на корпусе. Откручиваем винты, удерживающие крышку корпуса системного блока. Готовим:

  1. заострённую деревянную палочку или что-либо подобное, тонкое, но не металлическое;
  2. тонкий пинцет;
  3. пылесос.

Этап второй: производим извлечение комков пыли вручную. С помощью заострённой деревянной палочки (спички, если ничего иного нет) осторожно пытаемся зацепить оные комки и хотя бы частично вытащить их из зазоров между пластинами. Как минимум, снизить плотность пыльной набивки, разрыхлить её.

То, что намотано на ось вентилятора, поддеваем острым кончиком палочки и очень осторожно вытаскиваем пинцетом. Работа, конечно, ювелирная, но сделать её надо. Пусть утешит тот факт, что повторить сей кропотливый труд доведётся нескоро.

Этап третий: пылесос. Поскольку плотность вышеуказанной пыльной набивки вы уже снизили, её можно высосать с помощью банального бытового прибора, предназначенного для уборки помещений. Есть сужающая насадка для пылесосной трубы — и хорошо, нету таковой — ну и ладно, обойдёмся.

Самое главное — зафиксировать пропеллер вентилятора. Например, заблокировать лопасти всё той же неметаллической палочкой. Потому что под воздействием пылесоса они, в соответствии с законами физики, попытаются вращаться. Причём, в направлении, противоположном рабочему. А это вредно для их хрупкой механики.

Ваш покорный слуга ради интереса осуществил все вышеописанные действия без разборки кулера. В смысле, без откручивания вентилятора от радиаторного блока. Разрыхление и предварительное частичное извлечение комков пыли можно выполнить и так, используя просветы между лопастями. Главное, чтобы потом пылесосу было легче вытягивать оттуда всё оставшееся.

Конечно, если вентилятор открутить, то очистка будет более эффективной и быстрой. Однако разборкой вправе заниматься только опытные люди, помните это! Одно неуклюжее движение может привести к весьма плачевным последствиям.

Заключение

Настольные ПК и особенно ноутбуки продержатся ещё долго, как бы усердно ни рекламировались планшетные компьютеры. Следовательно, пользователям мощных устройств, привыкших к мягкому, тихому шуму кулера, отвыкать от такового в обозримом будущем не доведётся. И если компьютер перегревается, тормозит и всячески сходит с ума, то виновен в этом необязательно софт. Иногда — просто пыль.

vanilinkin, специально для xBB.uz, 11.07.2012

Предыдущие публикации:

Последнее редактирование: 2012-07-11 01:39:48

Метки материала: и, что такое, что, он, кулер, зачем, такое, нужен, что такое кулер, зачем он нужен, он нужен, компьютер, компьютеры, электроника, комп, computer, компьютерная техника, девайсы, компьютерное оборудование, компютеры, электротехника и электроника, компьтер

Источник: http://xbb.uz/hard/Chto-takoe-kuler-i-zachem-on-nuzhen

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Для чего нужен кулер на автомобиле?

Для отведения излишков тепла, возникающего в процессе работы двигателя, и его более эффективного охлаждения в конструкции автомобиля предусмотрен специальный вентилятор. Он может располагаться со стороны моторного отсека или перед радиатором системы охлаждения. В современном автомобилестроении применяется несколько типов вентиляторов, которые отличаются типом привода, способом управления и геометрическими параметрами.

Устройство вентилятора системы охлаждения двигателя

Конструктивно вентилятор для охлаждения мотора автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопасти (крыльчатка). Они установлены с некоторым углом наклона по отношению к плоскости вращения, что улучшает их аэродинамические характеристики и повышает интенсивность нагнетания воздуха. Количество лопастей (от 4 и более), а также их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота расположения) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.

Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, состоящей не только из вентилятора, но также имеющей радиатор и специальные контуры (магистрали) с охлаждающей жидкостью. А потому “кулер” двигателя часто называют вентилятором радиатора.

В ряде конфигураций автомобилей могут использоваться сдвоенные вентиляторы системы охлаждения двигателя, в которых предусмотрено два шкива с независимыми лопастями. Они могут приводиться в рабочий режим одновременно или по отдельности, поскольку каждый имеет свою систему подключения.

Расположение ветилятора охлаждения двигателя

При интенсивном вращении шкива поток воздуха “всасывается” снаружи при помощи лопастей. Тем самым увеличивается и объем воздуха, проходящий через радиатор, что обеспечивает его более эффективную работу и ускоряет процесс отведения тепла. Для принудительного вращения шкива (лопастей) и обеспечения необходимой скорости могут быть использованы несколько типов привода:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический.

Как работает механический привод

Самый простой тип привода вентилятора для охлаждения радиатора мотора основан на передаче вращательного движения от коленчатого вала с помощью ремня. Этот способ является полностью механическим и постоянным, обеспечивая запуск “кулера” синхронно с работой двигателя.

Несмотря на простоту конструкции, такой привод снижает полезную мощность мотора, поскольку часть энергии затрачивается на нагнетание воздуха. Помимо этого, отсутствует возможность регулировки интенсивности работы лопастей. В силу этих особенностей механический привод в современных автомобилях практически не применяется.

Особенности гидромеханического типа привода

Для более рациональной эксплуатации вентилятора системы охлаждения двигателя используется гидромеханический тип привода. Его особенность заключается в том, что лопасти соединены со шкивом посредством герметичной муфты. Она может быть двух типов:

  • вязкостная (вискомуфта);
  • гидравлическая.

Главной задачей муфты является запуск вентилятора охлаждения радиатора при увеличении нагрузки на двигатель. Когда же двигатель работает на малых оборотах, принудительного нагнетания воздуха не происходит. Вязкостная или вискомуфта соединена с коленвалом мотора. Внутри нее находится силиконовая жидкость (гель), которая реагирует на температуру. При нагревании муфты гель изменяет свои свойства и происходит блокировка. В гидравлической муфте блокировка обеспечивается благодаря изменению объема масла.

Электрический и электромагнитный привод

Помимо вязкостных и гидравлических муфт в системе привода вентилятора радиатора может быть использована электромагнитная муфта. Она реагирует на температуру охлаждающей жидкости, поддерживая ее в диапазоне от 80-85°C. Электромагнитные муфты устанавливаются преимущественно на грузовом транспорте и строительной технике.

Электрический вентилятор охлаждения

Такая конструкция состоит из электромагнита, установленного на ступице вентилятора. Последняя соединена с якорем при помощи пластинчатой пружины и совершает вращательные движения. При температуре ниже 80°C якорь находится вне электромагнитной катушки и вентилятор отключен, если же температура поднимается свыше 85°C срабатывает тепловой датчик, замыкающий контакты и включающий электромагнит. Якорь втягивается внутрь катушки и вентилятор приводится в движение.

Наиболее популярным типом привода для современных автомобилей является электрический. Он предполагает установку в системе дополнительного электродвигателя. Его работа контролируется блоком управления, который фактически и запускает вентилятор, когда это необходимо. Также как и для электромагнитной муфты, режим включения и отключения определяется температурой охлаждающей жидкости, которая фиксируется термодатчиком.

Преимуществом использования электродвигателя для запуска вентилятора системы охлаждения является возможность реализации управляемого выбега вентилятора. На практике это означает, что обдув может продолжаться даже после выключения мотора автомобиля, ускоряя его охлаждение.

Неисправности вентилятора радиатора и их последствия

Главной задачей вентилятора мотора является “засасывание” охлажденного воздуха извне через радиатор в подкапотное пространства автомобиля. Фактически охлаждение осуществляет жидкостная система, а обдув лишь ускоряет этот процесс. С другой стороны, при высокой температуре окружающей среды, а также при длительных простоях автомобиля в дорожных пробках без дополнительного охлаждения двигатель может сильно перегреться. Это означает, что исправностью этого узла пренебрегать не стоит.

Вентиляторы двигателя с разным количеством лопастей

Основные неисправности вентилятора охлаждения мотора:

  • Не включается. Такая неисправность может быть следствием поломки привода вентилятора (обрыв ремня, разрушение муфты, неисправность электродвигателя, окисление контактов) или неточностью работы температурного датчика.
  • Постоянная работа и невозможность отключения до полной остановки автомобиля (за исключением авто с механическим приводом). Чаще всего такая поломка связана с неисправностью температурного датчика (термостата) или заклиниванием муфты.
  • Несвоевременное включение. Более раннее включение обычно не является проблемой. Если же запуск происходит с опозданием, возможно, установлен термодатчик, предназначенный для эксплуатации при пониженных температурах (например, автомобиль не подходит для регионов с жарким климатом). В этом случае датчик нужно заменить.
  • Обратное направление нагнетания воздуха. Происходит при неправильном подключении полюсов электродвигателя.
  • Разрушение крыльчатки вследствие износа и повышенных нагрузок.

Направление движения потока воздуха при правильном подключении вентилятора охлаждения осуществляется всегда в сторону двигателя.

Профилактика состояния и очистка вентилятора радиатора охлаждения мотора от загрязнений должна выполняться не реже одного раза в год. Выполнить процедуру очистки можно без демонтажа узла при помощи обычных щеток. Если требуется замена, лучше обратиться в специализированные ремонтные сервисы, что позволит исключить ошибки при диагностике, подборе нужной конфигурации вентилятора и его подключении.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://TechAutoPort.ru/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya/ventilyator-radiatora.html

Как правильно чистить интеркулер

Для чего нужен кулер на автомобиле?

В каких случаях необходима чистка интеркулера, и как её осуществить самостоятельно? Как влияет состояние данного модуля на работу двигателя автомобиля? Эти вопросы нередко интересуют владельцев авто, оснащённых системой турбонаддува.

Интеркулер является неотъемлемым элементом данной системы принудительного нагнетания воздуха в камеру сгорания двигателя, и представляет собой теплообменник, охлаждающий этот воздух. От его технического состояния и корректной работы зависит производительность авто, а также безопасность эксплуатации транспортного средства.

Предназначение интеркулера

Целью оснащения автомобиля системой турбонаддувая является создание дополнительного давления воздуха в цилиндре двигателя, за счёт чего растёт воспламеняемость смеси, состоящей из топлива и воздуха. Это способствует увеличению мощности двигателя при неизменных его габаритах и весе, экономии горючего и снижению выброса вредных веществ в атмосферу.

Однако, при сжатии воздуха, температура его значительно растёт, что влечёт за собой нежелательные последствия:

  • горячий воздух имеет меньшую плотность, то есть эффект наддува снижается;
  • в бензиновых двигателях возникает риск детонации;
  • происходит выброс токсичных соединений в атмосферу.

Для того чтобы охладить сжатый турбокомпрессором воздух, в данную систему нагнетания включается промежуточное устройство охлаждения, называемое интеркулером:

  1. Интеркулер представляет собой радиатор воздушного либо жидкостного типа, и устанавливается между компрессором и впускным коллектором.
  2. Конструктивно он может располагаться в передней части авто за бампером либо под капотом над двигателем, а также в некоторых моделях – в боковых частях передних крыльев.
  3. Интеркулер сконструирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную теплопередачу. Он состоит из множества трубок и пластин, что позволяет эффективно отводить тепло нагретого воздуха в атмосферу.

Материал данного устройства охлаждения должен обладать высокой теплопроводностью, поэтому алюминий либо медь применяются для изготовления данного модуля.

Почему необходима очистка охладителя

В процессе эксплуатации автомобиля, любой его блок неизбежно загрязняется. Так как интеркулер находится в передней части автомобиля, в процессе езды в него попадает грязь, насекомые, мелкие камни, песок и прочее.

Более того, в нём скапливается масло, которое, перемешиваясь с нечистотами, забивает конструкцию, что отрицательно сказывается на эффективности работы данного блока:

  • снижается теплообмен, так как корка из загрязнений не проводит тепло и выступает в роли изоляционного материала;
  • не происходит охлаждения воздуха, поступающего из турбокомпрессора в цилиндры;
  • по причине отсутствия охлаждения, снижается продуктивность двигателя.

Кроме того, в зимний период в зазоры между алюминиевыми элементами попадает соль, которой посыпают дороги, что губительно сказывается на материале, из которого сделан охладитель. Она буквально разъедает алюминий.

Как и чем чистить интеркулер

Как правило, внимательный владелец авто сразу заметит, что «железный конь» стал вести себя по-другому. Причина снижения мощности как раз может быть связана с накопившимися загрязнениями. Как почистить интеркулер самостоятельно и возможно ли это?

Многие автовладельцы осуществляют чистку данного блока самостоятельно, промывая его только снаружи, либо чистят также его внутреннюю поверхность. Для того, чтобы провести внутреннюю чистку, интеркулер необходимо демонтировать, ослабив хомуты и отсоединив шланги. Затем откручиваются крепежные болты и устройство извлекается. Сложность данного процесса зависит от конкретной модели автомобиля и места расположения интеркулера.

Для наружной очистки без снятия охладителя, автовладельцы используют Profoam 2000 либо другое безопасное для материала устройства средство, предназначенное для удаления грязи.

Промыть интеркулер следует струёй воды, подающейся из шланга с небольшим напором, чтобы не повредить тонкие алюминиевые элементы.

Однако стоит помнить, что такая очистка не будет являться полной и тщательной.

Внутренняя очистка является гораздо более эффективной.

После демонтажа охладителя обычно чистка осуществляется в следующем порядке:

  1. Из зазоров между пластинами извлекаются мелкие камни, насекомые и другой мусор.
  2. Нарушенные пластины поправляются, счищаются наросты.
  3. Водой под небольшим напором со специальным моющим средством (Profoam 2000 либо другое) смываются загрязнения.
  4. Очистка от масла внутри осуществляется при помощи специального средства, рекомендованного инструкцией.

Если такового нет, то автовладельцы часто используют:

  • средства для прочистки карбюраторов и двигателя;
  • уайт-спирит;
  • керосин;
  • бензин;
  • ацетон.

Промывают интеркулер несколько раз, пока сливаемая жидкость не будет оставаться чистой. Между радиаторными пластинами должны быть просветы. После очистки интеркулер следует хорошо просушить.

Меры предосторожности

В процессе внутренней очистки устройства от масла приходится работать с агрессивными горючими жидкостями, а также соблюдать меры предосторожности, чтобы не повредить сам интеркулер:

  1. В процессе механической очистки нельзя использовать жёстких щёток, ножей и прочих приспособлений, способных поцарапать и погнуть тонкие части из мягкого металла.
  2. Работать следует в перчатках и не допускать попадания агрессивных веществ на тело.
  3. Соблюдать правила безопасности при работе с горючими материалами.

После внутренней промывки интеркулера от масла, его необходимо хорошо промыть и просушить, чтобы внутри не осталось остатков горючих веществ.

Если есть сомнения насчёт самостоятельной очистки данного модуля, необходимо обращаться в сервисный центр за помощью специалистов. Пренебрежение обслуживанием интеркулера может вскорости привести к капитальному ремонту двигателя.

Источник: https://hozsoveti.ru/avto/chistka-interkulera

Что такое кулер для компьютера

Для чего нужен кулер на автомобиле?

В процессе работы техника нагревается и, чтобы избежать перегрева, ее нужно охлаждать. Кулер для компьютера и есть тот самый охладитель.

Кулер для компьютера — что это

В отличие от обычного вентилятора, который прогоняет воздух для общей вентиляции внутри ПК, кулер – это охладительная система, остужающая непосредственно нагревающиеся детали. В основном продаются:

  • кулер процессора компьютера;
  • для видеокарты;
  • на винчестер;
  • кулер для блока питания компьютера.

Зачем нужен кулер

Кулер защищает детали от перегрева, который приведет к поломке и их самих, и всей машины. Устанавливается он индивидуально на каждый компонент, что наиболее подвержен излишнему нагреву.

Устройство кулера

Такая система состоит из вентилятора и радиатора. Питание кулера для компьютера происходит через провода, которые подключаются к специальным контактам блока питания системника.

Радиатор

Функция радиатора – перенять на себя тепло, исходящее от нагревающегося компонента и «выбросить» его в пространство. Наиболее важными параметрами радиатора есть:

  • теплопроводность;
  • теплоемкость.

Теплопроводность характеризует скорость распределения тепла то поверхности радиатора. Чем она выше, тем лучше. При низком показателе, тепло будет накапливаться только в одной части радиатора и его излучение не будет эффективным.

Теплоемкость говорит о том, какое количество тепла может принять на себя радиатор.

Для того, что бы добиться высоких характеристик, при этом сделать доступной цену, радиаторы для ПК изготавливают из алюминия (дает высокую теплоемкость – 880 Дж/Кг*К) или меди (хорошая теплопроводность – 398 Вт/М*К).

Стоит обращать внимание и на метод крепления ребер к основанию. Если они приклеены на термопасту, такой радиатор менее надежен, чем с припаянными.

Винт

Для того, что бы радиатор мог остыть, нужно постоянно охлаждать воздух вокруг него. Этим и занимается вентилятор. Он состоит и рамки (пластиковой или резиновой), крыльчатки (винта, вентилятора) – вращающейся части, непосредственно гоняющей воздух, и двигателя, который и обеспечивает работу всей охладительной системы.

Крепить вентилятор лучше всего антивибрационными силиконовыми винтами, потому что они смягчают вибрацию и поглощают шум.

Перед установкой кулера на ПК нужно изучить вопрос: «В какую сторону должен дуть вентилятор». Поток воздуха должен быть направлен на охлаждаемую деталь: процессор, видеокарту, жесткий диск…

Когда внутри компа есть много перегревающихся деталей, стоит установить дополнительные вентиляторы.

В любом системнике холодный воздух поступает внутрь снизу через переднюю панель. Далее, нагреваясь, он продвигается и выходит через отверстия вверху задней панели. В связи с этим, если вентилятор установлен сзади, он не должен дуть внутрь.

Иногда кулер не успевает достаточно охлаждать ту же видеокарту, например, если запущена объемная сложная игра. В таком случае, на него можно установить вторую крыльчатку, если это предусмотрено конструкцией устройства.

Характеристики

Выбирая кулер для компьютера, стоит сосредоточить внимание на его основных характеристиках.

Частота вращения двигателя

Такой параметр обозначается аббревиатурой RPM и говорит о количестве оборотов в минуту. Чем этот показатель выше, тем мощнее, производительней кулер, но и более шумный вентилятор.

Воздушный поток, создаваемый крыльчаткой

Высокая производительность (CFM) говорит о том, что такой вентилятор пропускает через себя большой поток воздуха, значит, охлаждение происходит быстрее. Так, устройство размером 40мм на 40мм имеет производительность до 7 единиц, а 60х60 – до 15.

Уровень создаваемого шума

Уровень шума определяется в децибелах (dB). Нормальным считается шум в пределах 25-30 dB. Более высокий уровень шума может создавать дискомфорт для пользователя.

Управление кулерами компьютера для снижения уровня шума ведется нескольким способами:

  • специальным сторонним ПО;
  • из BIOS (регулируются обороты вентилятора) – программы, изначально установленой на ПК;

устройством «Реобас», которое монтируется в лицевую панель и обеспечивает возможность управлять кулером вручную.

Разъемы

Так же нужно обратить внимание на количество проводов для подключения к блоку питания.

  • Трех- и четырехпроводные подключаются к матринской плате. У 4 pin регулировка скорости вращения происходит автоматически за счет сигнала PWM с 4-го контакта. У типа с 3pin контактами нет автоконтроля количества оборотов лопастей винта, оно выставлено на максимум. Отрегулировать его можно через программы. Хотя в некоторых случаях материнка способна сама контролировать скорость через 3-й контакт, изменяя напряжение.

Эти виды взаимосовместимы, то есть трехпроводной можно подключить к 4-х контактному разъему и наоборот. В последнем варианте, учитывая то, что 4-й контакт остается не задействованым, автоматический контроль не работает.

  • Четырехконтактный разъем Molex может монтироваться на блок питания. В нем используется только два провода из присутствующих четырех. В этом случае вентилятор работает на максимальной скорости.
  • 2 pin устанавливаются на видеокарту, блок питания и прочие элементы. Контроль оборотов проводится только в ручном режиме.Управление через ПО подходит для устройств с 3-я и 4-я проводами, двухпроводные управляются только вручную снижением напряжения.

Какие двигатели устанавливаются на кулер

Сердце кулера – двигатель. От его характеристик зависит работа всей системы.

Осевые

Осевой вариант имеет простую конструкцию и невысокую цену, что делает его наиболее используемым на домашних ПК: на материнских платах, видеокартах, процессорах, блоках питания. В нем, как всасываемый, так и нагнетаемый воздух перемещаются вдоль вращающейся оси.

Центробежные

Центробежный двигатель устроен сложнее, он производительней и устанавливается в кулеры для особо мощных компьютеров. Его ротор сам состоит из крыльчатки. Он засасывает воздух, вращает его и выбрасывает в выходное отверстие «Улитки», из-за чего исходящий поток выходит под углом к засасываемому, не соприкасаясь с ним.

Источник: https://ruinfocomp.ru/kuler/chto-takoe-kuler-dlya-kompyutera.html

Устройство кулера для воды: принцип работы, охлаждения, схема с описанием, из чего состоит, инструкция по подключению, эксплуатации, ремонту, фото

Для чего нужен кулер на автомобиле?

Устройство кулера для воды позволяет понять, в каких случаях диспенсер можно починить самостоятельно. Но сначала нужно изучить его особенности.

Как устроен и из чего состоит кулер для воды

Диспенсер состоит из корпуса, внизу которого или в верхней части размещается большая бутыль. На фото того, как устроен кулер для воды внутри, можно увидеть простую распределительную систему и резервуары. Последние присутствуют обычно в количестве двух штук, для холодной и горячей жидкости.

Вода из бутыли поступает во внутренний бачок, предназначенный для охлаждения, а затем через соединительный патрубок попадает в емкость для кипятка. В зависимости от нужд пользователя кулер остужает или нагревает жидкость в выбранном резервуаре. Смешивания горячей и холодной воды при этом не происходит благодаря обратному клапану, уравновешивающему давление системы.

  1. Чаще всего устройства оснащаются двумя кранами для кипятка и охлажденной жидкости.
  2. В некоторых моделях выход только один и напоминает джойстик или обычный смеситель.
  3. Также есть устройства с тремя кранами, такие аппараты подают горячую, охлажденную и умеренно прохладную воду.
  4. Премиальные устройства могут оснащаться блоком для газации жидкости.

Вне зависимости от вариантов подачи воды устройство у диспенсеров примерно одинаковое

Напольные и настольные кулеры почти не отличаются изнутри, последние просто более компактны.

Устройство и электрическая схема настольного кулера для воды

Настольные диспенсеры пользуются наибольшей популярностью в домашних условиях. Они невелики по размерам, не занимают много места, их можно установить на кухне на тумбе или на столе. Как правило, такие устройства работают с бутылями объемом 5-11 л.

Электрическая схема настольного кулера предусматривает предохранитель от замыкания

Схема с описанием устройства кулера для воды настольного типа стандартная, она мало отличается от конструкции напольных моделей. Из бутыли, размещенной сверху устройства, жидкость поступает сначала в «холодный», а затем в «горячий» резервуар диспенсера. Время от времени агрегат автоматически включается в активную работу и охлаждает либо подогревает содержимое отсеков, чтобы сохранять нужную температуру.

Когда пользователь нажимает на кнопку или рычаг, вода из определенного резервуара льется в подставленную чашку. Затем подача прекращается, и выходное отверстие аппарата перекрывается специальным блокиратором.

Устройство кулера для воды с холодильником

Некоторые кулеры комплектуются холодильником, он может быть размещен в нижней части аппарата. По понятным причинам такую функцию поддерживают только напольные модели, в настольных диспенсерах для дополнительной камеры нет места.

Поскольку в нижней части агрегата расположена холодильная камера, бутыль можно поставить только сверху

Принцип работы диспенсера очень простой. За функционирование самого кулера и холодильника отвечает один и тот же компрессор. Он поддерживает примерно одинаковую температуру в нижней камере и в емкости для холодной жидкости. Настроить отдельные параметры для разных частей агрегата невозможно.

Кулерный холодильник отличается от стандартного не только размерами, но и температурой. Внутри камеры постоянно поддерживаются условия около 7-12 °С, хранить в ней можно продукты, не требующие настоящей заморозки. Последнюю обеспечить для диспенсера невозможно по той причине, что при переходе компрессора на новый режим замерзнет холодная вода в верхней части устройства.

Устройство кулера для воды с нижней загрузкой

В некоторых аппаратах бутыль располагается не сверху, а в нижнем шкафчике. Такая конструкция кулера для воды пользуется особой популярностью у физически слабых людей, которые просто не могут поднять на высоту тяжелый и большой резервуар. К тому же бутыль, расположенная внизу, никак не может упасть и повредить агрегат, это тоже является плюсом.

Емкость с водой в диспенсерах с нижней загрузкой соединена с основной частью патрубком

Принцип работы таких кулеров остается стандартным. Единственное отличие состоит в том, что вода подается из бутыли во внутренние отсеки при помощи электрического насоса. Дальше она обычным образом распределяется из «холодного» резервуара в «горячий», и диспенсер подогревает или охлаждает ее в автоматическом режиме.

Принцип работы кулера для воды

Большинство устройств поддерживают сразу две схемы работы — охлаждение и нагрев. В обоих случаях за процесс регулировки температуры жидкости отвечает встроенная электроника.

Принцип охлаждения воды в кулере

Охлаждение жидкости в диспенсере бывает двух разновидностей:

  1. Компрессорное. Аппарат работает по принципу холодильника. Сначала хладагент в форме аэрозоля попадает в конденсатор, остывает и переходит в жидкое состояние, а затем через капилляры просачивается в испаритель. Там давление понижается, и вещество вскипает, поглощая тепло в процессе превращения в пар.
  2. Электронное. Такие диспенсеры работают по системе Пельтье — электрический ток протекает по цепи из нескольких проводников, и места соединения охлаждаются, а одновременно с этим понижается и температура воды.

Важно! Электронная схема считается более надежной и экологичной. Однако компрессорное охлаждение действует быстрее.

Принцип нагрева воды в кулере

Принцип действия кулера для воды с функцией подогрева похож на схему электрического чайника. Сначала жидкость перекачивается из основной емкости в специальную резервную тару. В этом отсеке всегда есть вода, когда он пустеет, агрегат наполняет его заново в автоматическом режиме.

Дальше в действие приводится трубчатый элемент, и происходит процесс нагревания. Диспенсеры не доводят жидкость до кипения, а останавливаются на температуре около 98 градусов. Вода в таком случае сохраняет вкус и максимальную пользу. ТЭН может располагаться как внутри соответствующей емкости, так и снаружи нее, в зависимости от модели.

Виды кулеров для воды

Принято выделять несколько типов водных диспенсеров:

  1. Напольные. Отдельно стоящие модели приобретают обычно для офисов или учреждений, по высоте устройства могут превышать 1,5 м, но их ширина обычно составляет около 40 см.
    Напольные кулеры демонстрируют наибольшую производительность
  2. Настольные. Такие устройства чаще покупают для дома, их высота составляет меньше 80 см, агрегаты можно ставить прямо на стол или тумбу.
    Настольные диспенсеры обладают малой мощностью
  3. Компрессорные. Диспенсеры этого типа демонстрируют высокую производительность и охлаждают больше воды за короткое время, чем модели с электронной платой.
    Компрессорный кулер стоит устанавливать на предприятиях с большим расходом питьевой воды
  4. С электронным охлаждением. Модели с элементом Пельтье стоят дешевле и более долговечны.
    Кулеры с электронным охлаждением подходят для домашнего использования и для небольших офисов
  5. С нижней загрузкой. Агрегаты этого типа более компактны и изящны, к тому же поменять в них бутыль может любой человек.
    Пользоваться диспенсерами с нижним расположением бутыли особенно удобно женщинам

Кулеры можно вынести в отдельные категории по количеству кранов или наличию системы газации. Но принцип работы таких моделей остается неизменным, они функционируют по одной из основных схем.

Как пользоваться кулером для воды

Инструкция по применению кулера для воды очень простая. Перед использованием, прежде всего, нужно присоединить к аппарату бутыль:

  1. Если загрузка у диспенсера верхняя, то с пробки нужно убрать защитную наклейку либо просто аккуратно ее проколоть. Затем бутыль переворачивают и горлом вниз вставляют в соответствующее гнездо. На протяжении нескольких минут вода будет поступать в кулер. Если агрегат новый, то после наполнения понадобится взять стакан и слить с обоих кранов примерно по 500 мл жидкости, это нужно для очистки системы.
  2. При нижней загрузке схема подключения кулера для воды выглядит проще, емкость устанавливают в шкафчик, подсоединяют к горловине водозаборный шланг и включают диспенсер в розетку. Дальше нужно нажать на кнопку включения прибора и закрыть нижний отсек. Агрегат заполнится водой приблизительно за 20 минут, еще полчаса потребуется для нагрева и охлаждения жидкости. После кнопку включения можно будет снова перевести в неактивное состояние.

Что касается ежедневного использования диспенсера, то порядок действий зависит от особенностей модели. Некоторые кулеры подают воду по нажатию кнопки на передней или верхней панели. В бюджетных агрегатах нужно надавить краем чашки на сам кран, а после наполнения — отстранить емкость, чтобы жидкость перестала течь.

Важно! Чтобы кулер прослужил дольше, при неиспользовании более трех дней его рекомендуется полностью выключать из розетки.

Ремонт кулера для воды своими руками и основные неисправности

Как и любая техника, кулеры для воды подвержены поломкам. Некоторые неисправности можно устранить самостоятельно, не прибегая к сервисной помощи.

Загрязнение кулера

Со временем в диспенсере может накопиться грязь, и тогда он перестанет работать. Чтобы почистить кулер, необходимо:

  • выключить агрегат из сети и снять бутыль для воды;
  • как следует промыть поверхность кулера с обычной жидкостью для посуды;
  • тщательно обработать то место, где находится игла, поверх которой надевают бутыль;
  • промыть и ополоснуть поддон;
  • насухо протереть все части кулера салфеткой или чистой тряпкой.

Основная грязь скапливается в месте соединения бутыли и кулера

Затем диспенсер собирают обратно и сливают через краны немного воды, чтобы смыть остатки чистящего средства из системы.

Совет! Проводить профилактическое обслуживание кулера рекомендуют раз в несколько месяцев, не дожидаясь засорения.

Кулер не греет воду

Диспенсер перестает выдавать кипяток по нескольким причинам:

  • кулер не подключен к розетке;
  • не нажата кнопка запуска на передней панели;
  • вышел из строя предохранитель;
  • сломался нагревательный элемент.

Если внешний осмотр показывает, что диспенсер включен в работу, но горячей воды все равно нет, нужно выдернуть шнур из розетки и снять заднюю панель агрегата. При помощи мультиметра проверяют исправность предохранителя, и если прибор показывает значение выше нуля, меняют элемент на новый.

Предохранитель расположен между контактами на стенке бака нагрева и выглядит, как черная кнопка

Если приложенные усилия не принесли результатов, кулер нужно отдать в сервис. Полностью разбирать устройство и извлекать ТЭН не рекомендуется, эту работу должны выполнять профессионалы.

В кулере нет воды

Если кулер вообще не подает воду, нужно демонтировать бутыль и проверить, снята ли защитная этикетка. При ее наличии жидкость в диспенсер не поступит.

Кроме того, иногда в кулере может появляться воздушная пробка, препятствующая прохождению жидкости. В этом случае агрегат необходимо просто покачать, когда в бутыли покажутся пузырьки, затор будет устранен.

Вода сама по себе вытекает из кранов

Если из кулера капает вода, то в первую очередь нужно проверить на целостность бутыль. Иногда в ней возникают микротрещины, в таком случае следует просто заменить емкость.

Когда жидкость постоянно капает из крана, и замена бутыли проблему не решает, агрегат нужно отдать в ремонт. Для устранения неисправности требуется разборка устройства, а ее без профессиональных знаний выполнить нельзя.

Кулер плохо охлаждает воду

Если охлаждение происходит слишком медленно, нужно проверить настройки терморегулятора и убедиться, что он выставлен на максимальные значения. Также причина может состоять в перегреве охладительной системы. Если еще недавно кулер работал исправно, нужно выключить аппарат из сети на полчаса, а потом включить снова.

К некачественному охлаждению от перегрева может приводить неправильная установка диспенсера. Его нельзя располагать вплотную к стене, необходим зазор как минимум в 10 см для вентиляции.

Внимание! При малой мощности агрегат может просто не успевать охладить воду. В таком случае нужно снизить расход и еще раз перечитать инструкцию по эксплуатации конкретной модели.

Кулер плохо греет воду

Если горячая жидкость в диспенсере есть, но температура явно не достигает максимальных значений, причины могут быть следующими:

  • пропускная способность кулера ниже, чем расход кипятка — стандартные модели нагревают не более 5 л воды в час;
  • внутренний ТЭН покрылся накипью, такое случается со старыми агрегатами.

Если в первом случае достаточно снизить расход горячей воды, то во втором диспенсер придется ремонтировать через сервис. Для извлечения и замены ТЭНа необходимо разбирать агрегат целиком.

Рекомендации по эксплуатации и уходу

Чтобы аппарат прослужил дольше, нужно соблюдать инструкцию по эксплуатации кулера для воды. А именно:

  • устанавливать устройство в сухих помещениях вдали от солнечных лучей;
  • следить за тем, чтобы поверхность пола под диспенсером была ровной;
  • не ставить агрегат рядом с нагревательными и отопительными устройствами;
  • подключать кулер только к розеткам с заземлением.

Правила эксплуатации рекомендуют ставить кулеры на свободных участках для сохранения вентиляции

После установки новой бутыли нужно подождать несколько минут, пока резервуары заполнятся водой, и только потом переводить устройство в рабочее состояние.

Autoline-eu.ru