Как выбрать антифриз для автомобиля?
Правильно выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля могут далеко не все автомобилисты. Многие из них считают, что жидкость для охлаждения двигателя не так уж важна. Это мнение довольно распространено, и является заблуждением.
Защита мотора от размораживания блока цилиндров зимой или перегрева обуславливает интенсивную эксплуатацию охлаждающей жидкости. При этом ее постоянные параметры меняются. Использованный несколько раз состав охлаждающей жидкости не обеспечит должной защиты двигателя, а только навредит ему.
Каждый автомобилист когда-либо сталкивался с проблемой замены охлаждающей жидкости по различным причинам:
- Жидкость совершенно изменила свою структуру и цвет в процессе работы.
- По желанию автовладельца, например, после полного ремонта двигателя совместно с применением нового масла меняется и охлаждающая жидкость.
- В процессе эксплуатации из-за периодических утечек выполнялась доливка воды или жидкости неизвестного качества.
- Температура замерзания антифриза не соответствует условиям эксплуатации автомобиля.
- Истек срок службы жидкости.
Также причиной замены может быть много других факторов. Практика показывает, что с проблемой замены охлаждающей жидкости владельцы автомобилей обычно сталкиваются перед наступлением зимы. Но выполнять это необходимо независимо от температуры внешней среды, а согласно условиям технического обслуживания.
Отечественная торговая сеть предлагает большой ассортимент охлаждающих жидкостей разных торговых названий, цветов и маркировок. Бывают и некачественные жидкости, являющиеся поддельным товаром. В этом случае вместо качественной жидкости для охлаждения может использоваться вода, закрашенная красителем. Часто в такие поддельные жидкости добавляют химические вещества, повышающие ее плотность.
Это делается для того, чтобы доказать потребителю, что этот продукт замерзает при низкой температуре, так как у настоящих охлаждающих жидкостей чем больше плотность антифриза, тем ниже температура его замерзания. Поэтому при езде на автомобиле с использованием некачественных жидкостей для охлаждения могут возникнуть серьезные проблемы.
Наиболее существенные из них – неисправность элементов системы охлаждения мотора и обогрева салона. Никому не хочется нарваться на поддельный товар, создавая вероятность выхода из строя своей машины и подвергать себя опасности. Разберемся, как необходимо выбирать жидкость для охлаждения двигателя автомобиля.
Что такое охлаждающая жидкость
Таким термином называют определенный химический состав жидкости, не замерзающий при отрицательных температурах, и предохраняющий детали двигателя от размораживания. Заводы изготовители такого товара дают им свои названия, и обозначают на упаковке температуру замерзания.
Тосолом называют охлаждающую жидкость, которая была создана в 1971 году. Ее производили для автомобилей ВАЗ. Предполагалось заменить этой жидкостью итальянский состав «ПАРАФЛЮ». Завод изготовитель «Тосол» не стал регистрировать свою разработку, поэтому это название сейчас применяют многие отечественные изготовители антифриза.
Антифризом называют более современную охлаждающую жидкость для мотора автомобиля. Она необходима для наилучшего охлаждения двигателя и недопущения чрезмерного нагревания.
Антифриз переводится с латинского языка – «незамерзающий». Но это всего лишь химический состав в виде жидкости с температурой кристаллизации меньше, чем у воды. Такой параметр применяют при отрицательной температуре для предотвращения обледенения техники, и для охлаждения моторов.
Из физики известно, что при замерзании вода увеличивает свой объем, и при нахождении в водяной рубашке двигателя она просто разорвет блок цилиндров на морозе. Поэтому в автомобилях используют современные жидкости для охлаждения – антифризы, не замерзающие при эксплуатации, и не разрывающие двигатель.
Состав антифриза
- Дистиллированная вода.
- Краситель.
- Набор присадок.
- Пропиленгликоль или этиленгликоль.
Пропорция этих составляющих непосредственно связана с расширением воды при понижении температуры до замерзания. Чистая вода при замерзании расширяется на 9%, а если ее смешать с компонентами антифриза, то процент расширения уменьшается до 1,5%. Это позволяет вести речь о безопасном применении антифриза зимой в период морозов.
Этиленгликоль имеет и другой параметр – высокую температуру кипения. Это оптимизирует его характеристики при охлаждении двигателя в летнее время. Набор присадок состоит из смазывающих, антипенных и антикоррозийных компонентов. Он может отличаться по своему качеству и составу. Это непосредственно влияет на его стоимость.
Краситель вообще не влияет на эксплуатационные качества антифриза, и является только своеобразной рекламной «приманкой» для визуального восприятия потребителем. Цвет охлаждающей жидкости не имеет никакого значения, а только определяет покупательский спрос и пристрастия.
Если при эксплуатации цвет жидкости меняется, и появляются хлопья и осадок, то жидкость необходимо срочно менять, так как она уже непригодна к использованию. Если при приобретении автомобиля, бывшего в употреблении, охлаждающая жидкость оказалась коричневого или бурого цвета, это означает, что за мотором не следили, и он подвергался периодическим перегревам. От такой покупки лучше отказаться.
Классификация антифризов
Охлаждающие жидкости (антифризы) можно разделить на три вида. Основным отличием разных антифризов является содержание набора присадок, которые называют ингибиторами.
- Гибридные антифризы G11. В их состав входят неорганические (нитриты, силикаты, бораты) и органические присадки. Они являются наиболее дешевыми присадками и способны оседать в виде силиконового слоя по поверхности охлаждающей системы. Поэтому эффективность охлаждения снижается, так как уменьшается тепловой обмен. Срок эксплуатации антифриза не более 5 лет.
- Карбоксилатные антифризы G12. Главной особенностью этого класса стал состав применяемых присадок. Это ингибиторы на основе органических карбоновых кислот. Присадки этого вида распространяются только в зонах, подвергаемых коррозии, и не оседают на остальной части поверхности. Поэтому не ухудшается тепловой обмен и увеличивается эффективность процесса охлаждения двигателя. Антифризы 12 класса можно применять в двигателях автомобилей с большой скоростью вращения, при повышенном нагревании, и где нужна эффективная система регулировки рабочей температуры. Срок эксплуатации антифриза 12 класса больше 5 лет.
- Антифризы G13 изготавливают с содержанием органических присадок и пропиленгликоля. При этом присадки являются минеральными ингибиторами. Присадки не содержат в составе отравляющих веществ и способны быстро разложиться во время утилизации. Жидкость для охлаждения 13 класса разработана для экологической безопасности и относится к наиболее качественным и дорогим составам.
Какую марку антифриза выбрать
Наиболее рациональным вариантом выбора охлаждающей жидкости для автомобиля являются технические параметры автомобиля с учетом допуска. На каждую марку автомобиля имеется определенная спецификация к допуску. Для примера:
- Для автомобиля БМВ спецификация BMW № 600 . 69 . 0.
- Для Фольксваген допуск VW TL — 774.
- Для автомобиля Форд имеется спецификация FORD SSM — 97B 9102 A.
Точные данные можно найти в руководстве по эксплуатации машины, либо у официальных дилеров на их сайте.
Применение охлаждающих жидкостей
С выбором антифриза особых сложностей обычно не возникает. Но при его использовании возникают некоторые особенности.
При приготовлении раствора охлаждающей жидкости и концентратов необходимо выполнять требования пропорции.
Антифриз необходимо заменять по мере необходимости или по графику технического обслуживания, если замена не требуется во время ремонта двигателя. Нельзя смешивать различные по свойствам и виду охлаждающие жидкости, так как могут возникнуть неисправности системы охлаждения.
Если неизвестна марка залитого в двигатель антифриза, то лучше его весь слить, и приобрести новый антифриз. Нежелательно смешивать разные марки антифриза, так как разные наборы присадок обладают разными свойствами, и в итоге химических реакций возникнет их разбалансировка. При смешивании разных реагентов возможно возникновение неисправностей и осадка балласта, поломка водяной помпы, перегрев двигателя, засорение охлаждающей системы, капитальный ремонт силового агрегата. Не стоит экономить на покупке антифриза, так как ремонт двигателя обойдется гораздо дороже.
Антифриз для двигателя автомобиля продается в готовом или концентрированном состоянии. Многие автолюбители привыкли приобретать концентрат, чтобы самому делать раствор в необходимой пропорции. Но нельзя забывать, что для разведения раствора необходима только дистиллированная вода, а пропорция должна определяться температурой замерзания. Каждый раз необходимо пользоваться только инструкцией изготовителя концентрата.
Влияние антифриза на перегрев мотора
Температура закипания жидкости ОЖ-40 более 108 градусов. Но перед закипанием образуется паровая пробка, мешающая нормальной циркуляции жидкости в системе. Это провоцирует перегрев мотора.
При постоянной эксплуатации машины в экстремальных условиях, лучше использовать жидкость с высокой температурой кипения.
Как слить жидкость
Ответ на этот вопрос очень простой. Охлаждающая жидкость требует слива в следующих случаях:
- При необходимости замены по сезону.
- При замене радиатора охлаждения.
- При установке нового термостата.
Работа выполняется в два шага, так как антифриз имеется в радиаторе и в двигателе. Эта работа уже стала привычной для владельцев автомобилей отечественного производства.
Нужно начинать сливать жидкость из радиатора:
- Заглушить двигатель.
- Выждать 15 минут, чтобы двигатель немного остыл.
- Рукоятку отопителя салона переключить на крайнее правое положение. При этом откроется сливной кран печки.
- Далее необходимо открыть пробку расширительного бачка.
- Открутить сливную пробку радиатора.
- Подождать около 10 минут до полного сливания жидкости.
Из двигателя охлаждающая жидкость сливается следующим образом:
- Взять накидной ключ и отвинтить сливную пробку на блоке двигателя.
- Подождать около 10 минут до полного слива жидкости.
- Протереть сливную пробку и проверить качество уплотнительной резинки, при необходимости заменить ее, и пробку закрутить на место.
При сливе антифриза необходимо соблюдать осторожность, так как эта жидкость имеет сладковатый запах, который привлекает к себе детей и домашних животных. Поэтому тосол или антифриз необходимо сливать в емкость, и утилизировать, а не выливать на землю.
Советы по выбору антифриза
Приобретение охлаждающей жидкости лучше делать по инструкции завода изготовителя автомобиля, в специализированной торговой точке, а не на рынке. Концентрат реализуется для приготовления раствора.
Руководство по приготовлению жидкости для охлаждающего состава составляет производитель. Подделка всегда стоит дешево, поэтому перед покупкой лучше заранее пройти несколько магазинов и узнать цены.
По внешнему виду канистры уже можно понять качество товара, так как качественную продукцию упаковывают аккуратно, не допуская небрежности. Канистра должна быть закрыта пломбой с лентой или ярлыком. Пломба не должна иметь повреждений.
Чтобы проверить герметичность канистры, нужно перевернуть ее и слегка сжать по бокам. Течь из канистры не допускается. Качественный товар имеет четкую маркировку, без расплывчатых цифр и рисунков.
Информация на канистре должна указывать: производителя, аннотацию, рабочие температуры, сроки хранения, дату и номер партии.
Прозрачные упаковки дают возможность увидеть наличие в жидкости осадка. Такие антифризы лучше не приобретать.
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/kak-vybrat-oxlazhdayushhuyu-zhidkost-dlya-avto
Замена охлаждающей жидкости. Когда нужно менять
Когда и зачем нужно менять охлаждающую жидкость? Какие последствия несвоевременной замены, неправильно подобранного или некачественного антифриза? Как самостоятельно заменить ОЖ? Ответы на эти вопросы вы найдете далее.
Зачем нужен антифриз в автомобиле
Из названия понятно, что главная задача жидкости — охлаждать. Что именно ОЖ приходится охлаждать и зачем?
В процессе работы двигателя выделяется огромное количество тепла, особенно в такт сжатия, когда в цилиндрах температура достигает 2500°, без охлаждения мотор за несколько минут раскалился бы и вышел из строя. Также антифриз поддерживает рабочую температуру двигателя, при которой достигается наиболее высокая эффективность и экономичность ДВС. У “охлаждайки” есть второе преимущество — обеспечение салона авто теплом при включении печки, за счет циркулирования системы охлаждения через отопление. Итак, антифриз:
- охлаждает;
- поддерживает оптимальную температуру мотора;
- защищает от перегрева.
Принцип действия ОЖ прост: в двигателе предусмотрены каналы именуемые рубашкой охлаждения. По достижению рабочей температуры открывается термостат, и водяной насос под давлением подает жидкость в двигатель, после она нагревается и проходит через радиатор, и снова поступает в ДВС уже охлажденным. Помимо главной функции антифриз обеспечивает антикоррозийные свойства, исключает образование накипи, обладает смазывающими свойствами, которые необходимы для качественной и долгой работы термостата и помпы.
Типы и отличия охлаждающих жидкостей
На сегодня существует три типа охлаждающей жидкости, каждая из которых отличается характеристиками, цветом, сроком службы и составом:
- G11 — традиционный антифриз, который широко используется в отечественных авто, а также иномарках, где двигатель рассчитан на невысокие нагрузки, а его рабочая температура едва превышает 90 градусов. В составе G11 предусмотрены силикаты и другие вещества в виде неорганических присадок. Их особенность в том, что такой антифриз обеспечивает плотную пленку на поверхности деталей охлаждения, защищающую от коррозии. При несвоевременной замене ОЖ пленка теряет свойства, превращается в осадок, который снижает пропускную способность системы, забивая каналы. Рекомендуется менять охлаждающую жидкость каждые 2 года или каждые 70 000 км, этот же регламент касается и марки “ТОСОЛ” обладающей близкими свойствами;
- G12 — так именуется охлаждающая жидкость, которая производится по технологии органических кислот (карбоновых). Отличается такой антифриз лучшей теплопроводностью, однако не обеспечивает защитную пленку, подобную G11. Здесь ингибиторы коррозии работают точечно, при возникновения таковой, они направляются в очаги, предотвращая распространение ржавчины. Со временем охлаждающие и антикоррозийные свойства теряются, соответственно жидкость меняет цвет, поэтому установлен регламент использования G12 не более 5 лет или 25 00 000 км. Регламент также относится к гиридным антифризам (G12)+ и карбоксилатным (G12++);
- G13 — последнее поколение в мире охлаждающих жидкостей, именуемый как лобридный. Отличается от остальных марок антифриза тем, что основа состава здесь пропиленгликоль (у остальных этиленгликоль). Это значит что G13 более экологичен и качественный. Главные достоинства такой жидкости — способность удерживать рабочую температуру высоконагруженных современных двигателей, при этом срок службы варьируется от 5 до 10 лет, даже считается “вечным” — на весь срок службы.
Когда меняют антифриз в двигателе
Для каждой машины установлен свой регламент, указывающий на тип ОЖ и срок замены. Придерживаясь заводских рекомендаций,заливая нужный антифриз, вам удастся продлить срок службы деталям системы охлаждения, а также обеспечить топливную экономичность. Помимо регламента есть внеочередные случаи, когда крайне необходимо сменить ОЖ.
Перегрев двигателя
В случае, когда есть уверенность в работоспособности водяного насоса, термостата, радиатора и крышки расширительного бачка с паровоздушным клапаном, но двигатель перегревается, причина кроется в охлаждающей жидкости. Причин тому, что ОЖ не справляется с охлаждением несколько:
- срок эксплуатации антифриза вышел, он не обеспечивает смазывающие и теплопроводные свойства;
- качество антифриза или тосола;
- неправильная пропорция дистиллированной воды с антифризом-концентратом (больше воды);
- недостаточный объем охлаждающей жидкости в системе.
Любая из вышеперечисленных причин приводит к перегреву, а значит мощность и экономичность двигателя снижается, а риск выхода из строя силового агрегата повышается в несколько раз с каждым набранным градусом.
Двигатель не нагревается до рабочей температуры
Причина кроется в неправильной пропорции воды к антифризу. Часто автовладельцы, по ошибке, заливают чистый концентрат в систему, которая сохраняет свои свойства и не замерзает при -80°. В данном случае двигатель не способен будет нагреться до рабочей температуры, помимо этого есть риск повредить поверхности деталей системы охлаждения.
На каждой упаковке с концентратом есть таблица пропорций, например: концентрат не замерзает при -80°, при соотношении с дистиллированной водой 1:1 этот порог снижается от -40°. Важно брать в учет регион эксплуатации авто, если зимой температура редко опускается ниже -30°, то для собственного успокоения можно смешать жидкости 1:1. Также, для предотвращения подобных ошибок продаются готовые “охлаждайки”.
Если вы по случайности залили чистый концентрат, то необходимо слить половину в емкость для следующей замены, и долить такое же количество воды. Для достоверности используйте ареометр, который показывает температуру замерзания ОЖ.
Коррозия
Неприятный процесс, который разрушает не только детали системы охлаждения, но и сам двигатель. В образовании коррозии играют два фактора:
- в системе находится только вода, причем не дистиллированная;
- отсутствие антикоррозийных присадок в “охлаждайке”.
Довольно часто подобный процесс наблюдается при разборке двигателей советских авто, которые большую часть своего пути проехали на воде. Сначала образовываются отложения от накипи, следующий этап — коррозия, причем в запущенных случаях она насквозь “проедает” стенку между рубашкой охлаждения и масляным каналом, а также гильзы цилиндров.
При возникновении коррозии придется промывать систему специальными составами, которые помогут остановить губительный процесс, после необходимо залить качественный сертифицированный антифриз.
Осадок
Возникновение осадка может быть по нескольким причинам:
- превышен срок эксплуатации ОЖ;
- смешивание концентрата с неподготовленной водой;
- пробитая прокладка ГБЦ, из-за чего масло и газы попадают в систему охлаждения.
При выявлении причины требуется срочная замена жидкости с промывкой.
Как часто необходима замена
Несмотря на регламент, диктуемый заводом-изготовителем автомобиля, менять жидкость лучше чаще, примерно на 25% раньше от срока годности. Объясняется это тем, что за это время минимум один раз меняется помпа, жидкость сливается, после ее снова заливают в систему. За это время антифриз успевает несколько окислится, теряя свои свойства. Также на интервал замены влияет стиль вождения, регион эксплуатации, а также локация (городской режим или загородный). Если авто больше эксплуатируется в городе, то менять ОЖ нужно чаще.
Как слить охлаждающую жидкость
В зависимости от конструкции двигателя, есть несколько вариантов:
- слить при помощи крана на радиаторе;
- через кран, находящийся в блоке цилиндров;
- при демонтаже нижнего патрубка радиатора.
Последовательность слива:
- прогреть двигатель до температуры 40 градусов;
- открыть крышку расширительного бачка;
- автомобиль должен быть на ровной поверхности!;
- подставить емкость необходимого объема под отработанную жидкость, категорически нельзя сливать ОЖ на землю;
- в зависимости от модификации двигателя начинаем процесс слива старой “жижи”;
- самотеком жидкость сливает в количестве 60-80%, для обеспечения полного слива следует закрыть крышку расширительного бачка, запустить двигатель и включить печку на полную мощность, за счет чего остаток жидкости под давлением выплеснет.
Промывка системы охлаждения двигателя
Промывать систему охлаждения стоит в нескольких случаях:
- переход на другой тип антифриза или другого производителя;
- двигатель работал на воде;
- превышен срок эксплуатации ОЖ;
- в систему был добавлен герметик для устранения течи радиатора.
В качестве промывки рекомендуется забыть о “дедовских” методах и воспользоваться специальными составами, где содержаться моющие и очищающие присадки. Например существуют наборы мягкой 5-7 минутной промывки, эффективность которых спорная, или набор двухэтапной очистки. На первом этапе необходимо слить старую жидкость, залить флакон очистителя для первичной мойки, добавить чистой воды до минимальной отметки. Двигатель должен проработать около получаса при температуре 90 градусов. На данном эта система очищается от накипи и ржавчины.
Второй этап подразумевает удаление масляных отложений и продуктов разложения ОЖ. Необходимо слить воду с первичной промывки и также сделать новый состав. Мотор работает на холостом ходу 30 минут, после отработанная жидкость сливается, в систему заливаем чистой воды и даем поработать еще 15 минут.
Эффект — максимально чистая система охлаждения, отсутствие коррозии, поддержка заложенного в новый антифриз ресурса.
Замена охлаждающей жидкости: пошаговая инструкция
Для замены ОЖ нам необходимо:
- минимальный набор инструментов;
- тара под отработанную жидкость;
- новая жидкость в необходимом объеме;
- набор промывки при необходимости;
- дистиллированная вода 5 литров для промывки;
- ареометр;
Порядок замены производится следующим образом:
- следуем указаниям, как слить старую жидкость;
- при необходимости промываем систему как указано выше;
- слив старую жидкость проверяется надежность соединений патрубков охлаждения и герметичность крана;
- если вы приобрели концентрат и дистиллированную воду, то смешивается необходимая пропорция, которую проверяете ареометром. По достижению нужной отметки по границе замерзания приступаем далее;
- открыть крышку расширительного бачка и заливать жидкость до максимальной отметки;
- закрыть крышку, запустить двигатель, включить печку на максимум, дать поработать на холостых и средних оборотах, но не допуская повышение температуры более чем 60°;
- открыть крышку и долить до максимальной отметки, повторить процедуру, и когда жидкость перестанет уходить из бачка — значит система заполнена.
При замене ОЖ система завоздушивается, для удаления воздуха требуется нажимать на верхний патрубок охлаждения при открытой крышке бачка или радиатора. Вы увидите как пузырьки воздуха выходят из “охлаждайки”, а об отсутствии воздуха укажут плотный патрубки, которые сложно прожимаются.
Оптимальные пропорции
Производитель охлаждающих жидкостей, а именно концентратов, указывает на характеристики ОЖ в соответствии пропорции с водой. Сколько нужно воды к антифризу? Столько, чтобы температура замерзания была с запасом на 10 градусов, чем это возможно в вашем регионе.
Источник: https://AvtoTachki.com/zamena-ohlazhdayushhej-zhidkosti-kogda-nuzhno-menyat/
Охлаждающая жидкость для авто и как ее выбрать — Про авто
Правильно выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля могут далеко не все автомобилисты. Многие из них считают, что жидкость для охлаждения двигателя не так уж важна. Это мнение довольно распространено, и является заблуждением.
Защита мотора от размораживания блока цилиндров зимой или перегрева обуславливает интенсивную эксплуатацию охлаждающей жидкости. При этом ее постоянные параметры меняются. Использованный несколько раз состав охлаждающей жидкости не обеспечит должной защиты двигателя, а только навредит ему.
Каждый автомобилист когда-либо сталкивался с проблемой замены охлаждающей жидкости по различным причинам:
- Жидкость совершенно изменила свою структуру и цвет в процессе работы.
- По желанию автовладельца, например, после полного ремонта двигателя совместно с применением нового масла меняется и охлаждающая жидкость.
- В процессе эксплуатации из-за периодических утечек выполнялась доливка воды или жидкости неизвестного качества.
- Температура замерзания антифриза не соответствует условиям эксплуатации автомобиля.
- Истек срок службы жидкости.
Также причиной замены может быть много других факторов. Практика показывает, что с проблемой замены охлаждающей жидкости владельцы автомобилей обычно сталкиваются перед наступлением зимы. Но выполнять это необходимо независимо от температуры внешней среды, а согласно условиям технического обслуживания.
Отечественная торговая сеть предлагает большой ассортимент охлаждающих жидкостей разных торговых названий, цветов и маркировок. Бывают и некачественные жидкости, являющиеся поддельным товаром. В этом случае вместо качественной жидкости для охлаждения может использоваться вода, закрашенная красителем. Часто в такие поддельные жидкости добавляют химические вещества, повышающие ее плотность.
Это делается для того, чтобы доказать потребителю, что этот продукт замерзает при низкой температуре, так как у настоящих охлаждающих жидкостей чем больше плотность антифриза, тем ниже температура его замерзания. Поэтому при езде на автомобиле с использованием некачественных жидкостей для охлаждения могут возникнуть серьезные проблемы.
Наиболее существенные из них – неисправность элементов системы охлаждения мотора и обогрева салона. Никому не хочется нарваться на поддельный товар, создавая вероятность выхода из строя своей машины и подвергать себя опасности. Разберемся, как необходимо выбирать жидкость для охлаждения двигателя автомобиля.
Как выбрать охлаждающую жидкость для авто?
Большое количество автовладельцев считает, что охлаждающая жидкость для автомобиля не слишком важна. Мнение является довольно распространенным заблуждением.
Защита двигателя от чрезмерной разморозки или сильного жара предусматривает интенсивную работу антифриза, а постоянные характеристики изменяются. Несколько раз использованный раствор легко приведет к вреду, а не защите автомобиля.
Охлаждающая жидкость для автомобиля
Под термином антифриза скрывается охлаждающая жидкость для двигателя. Она нужна, чтобы добиться максимального охлаждения средства передвижения и не допустить перегрева.
Состав, не замерзающий при морозе, что предохраняет машинные детали и от перемерзания.
По данной теме есть похожая статья – Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?
Фирмы, изготавливающие товар, дают ему собственное имя, однозначно идентифицирующее его или пишут температуру, при которой раствор замерзнет.
Тосол — точное имя охлаждающей жидкости, разработанной еще в 1971 году. Изобретателем стал ГосНИИОХТе, выпускающий ее для машины марки ВАЗ. Данное средство должно было полностью заменить итальянский «ПАРАФЛЮ».
Источник: https://avtokaster.ru/dvigatel/__trashed-195.html
Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю?
На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.
Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?
Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.
Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.
Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?
Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.
Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.
Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.
Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.
Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?
На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?
- Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
- Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
- Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.
Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?
Химический состав антифриза (тосола)
Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.
- Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
- Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
- Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
- Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.
Органика или неорганика, в чем разница?
Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.
Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.
Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.
Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.
Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».
Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.
И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.
История возникновения названий ОЖ:
Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.
Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу.
Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс».
Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.
Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.
Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?
Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:
Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.
Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.
Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.
Итог:
Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.
Источник: https://SwapMotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/ohlazhdayushhaya-zhidkost.html
«Выбирать нужно по цвету», «менять только при снижении уровня», «летом можно заправлять водой». Десять мифов про антифризы
Сейчас образцы антифризов, приобретенные в рамках расследования, проходят исследование в лаборатории. По предварительным данным, в двух банках уже обнаружено запрещенное вещество — метанол. Хороший вопрос, как такой товар оказался на прилавках торговых центров и гипермаркетов. В будущих публикациях мы к этому моменту обязательно вернемся, а пока вспомним десять заблуждений об антифризах.
Самое распространенное мнение, будто при выборе антифриза следует ориентироваться на цвет готовой жидкости или концентрата. Большинство продавцов на рынке или в специализированном торговом центре первым делом спрашивают: «Красный? Тогда могу предложить следующих производителей…» В этом корреспонденты Onliner убедились сами во время закупок контрольных образцов.
Эксперты устали переубеждать, что на цвет охлаждающей жидкости можно не обращать никакого внимания. В очередной раз повторяем: краситель нужен исключительно для идентификации утечек в системе охлаждения. Производители антифриза давно не маркируют формулу продукта с помощью цвета. Более того, некоторые предупреждают, что со временем краситель может деградировать и это нормально.
Откуда пошло такое заблуждение? У начальника отдела технического развития компании «Шате-М Плюс» (выступает партнером расследования) Евгения Рязанова есть такое объяснение: «Компания Volkswagen, у которой многие производители и позаимствовали уже привычные обозначения, действительно разделяла свои продукты с помощью цвета. Жидкость, маркируемая как G11, была синей, G12 — красной, G13 — лиловой. Для антифризов других производителей это не актуально».
Миф второй. задача — не замерзать при минусовых температурах
Если буквально перевести слово «антифриз», то получится «против замерзания» (от греч. «против» и англ. «замерзать»). Исходя из этого можно решить, будто главная и единственная задача охлаждающей жидкости — не замерзать при температурах ниже нуля. Отчасти это так, но есть нюансы…
— На самом деле важнейшая роль охлаждающей жидкости — регулировать температуру в системе и не допускать перегрева двигателя, — говорят специалисты. — Около трети энергии, полученной в результате сгорания топлива, рассеивается через радиатор.
О том, в каких условиях приходится работать антифризу, говорит следующий факт: температура деталей в поршневой группе может достигать +350 градусов по Цельсию.
Конечно, охлаждающая жидкость не должна замерзать, но это третья по приоритету задача — после регулирования температуры в двигателе и предотвращения коррозии в системе охлаждения.
Миф третий. Доливать нужно концентрат/антифриз, а не воду
Во время экспресс-теста на парковке обнаружился занимательный факт: характеристики охлаждающей жидкости во многих автомобилях были чрезмерны для наших климатических условий. Антифриз был рассчитан на –50 и даже ниже.
— Это может быть связано с тем, что автомобилисты при снижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доливают антифриз или даже концентрат, — предполагают эксперты. — В действительности же если в системе охлаждения не было утечек, достаточно пополнить уровень с помощью дистиллированной или деминерализованной воды. Ведь испаряется не антифриз, а вода.
Миф четвертый. Если уровень в норме, то менять не нужно
Сейчас на рынке широко предлагаются т. н. longlife-антифризы. Производители утверждают, что их можно менять раз в пять лет или после 250 тысяч километров пробега. Маркетинговый ли это ход или жидкость действительно столь долговечная? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.
Обычно регламент замены охлаждающей жидкости указан в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Как правило, он составляет два года.
— Ориентироваться нужно на рекомендации производителя автомобиля, а не изготовителя антифриза, — подчеркивает Евгений Рязанов.
Миф пятый. Чем более современный продукт, тем лучше
Автомобилисты считают: чем новее продукт, тем лучше для системы охлаждения. Однако это тоже заблуждение, которое может привести к негативным последствиям для машины.
Специалисты любят повторять: плохих антифризов (если говорить применительно к поколению) не бывает! Просто каждый тип годится для своего двигателя. Например, если блок цилиндров выполнен из чугуна, то следует выбирать тосол или антифриз, маркируемый как G11.
— Дело в том, что данная охлаждающая жидкость изготовлена на силикатной основе, что позволяет предотвращать образование коррозии, — говорит начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс».
Если же в двигателе больше алюминиевых деталей, то советуют заливать антифриз, сочетающий силикаты и карбоксилаты.
А вообще, производители двигателей прописывают, какую именно охлаждающую жидкость следует использовать. Но кто у нас читает инструкции, да?
Миф шестой. Чем более низкая температура, тем лучше
Опять-таки миф из разряда вредных. У нас почему-то все принято делать с запасом. Если рекомендовано –40, то сделаем –50. На всякий случай. Мало ли что…
— Есть разные точки зрения, но факт остается фактом: производители автомобилей не рекомендуют использовать более вязкие жидкости, — напоминают эксперты. — Прокачать антифриз с большей плотностью, чем предусмотрено, насосу системы охлаждения может оказаться не под силу.
Самое верное решение — разбавлять концентрат так, как советует изготовитель и с учетом климатических условий страны, где будет эксплуатироваться машина.
Миф седьмой. Все антифризы одинаковые — этиленгликоль и вода
Есть мнение, что производство охлаждающей жидкости — не такой уж сложный процесс. Пожалуй, в большей степени это утверждение верное.
Для понимания: концентрат антифриза может содержать до 90% этиленгликоля, до 20% — глицерина (может быть и меньше) и до 5—7% — присадок. Еще немного ингибиторов коррозии, горького компонента и красителя.
За функцию незамерзания при отрицательных температурах отвечают этиленгликоль и вода. Как говорится, смешал — и готово. Тут как раз ничего сложного.
Разница между антифризами и основная интеллектуальная составляющая заключены в присадках. Их главная функция — предотвращать коррозию. Рецептура авторитетных производителей содержится в строжайшем секрете и является главным аргументом маркетологов.
Основными разработчиками присадок и лидерами на мировом рынке антифризов считаются три концерна — BASF (Германия), Chevron (США) и Arteco (Бельгия).
Миф восьмой. Концентрат плохой — в небольшой мороз замерз в банке
Случается такая история. В мороз банки с антифризами выставляют на улице, как бы демонстрируя качество продукта. Внезапно продавцы понимают, что при −15 градусах и ниже концентрат замерзает. Значит, плохой продукт?
— Вовсе нет, — объясняют производители. — Чистый этиленгликоль, который составляет основу антифриза (чтобы добиться температуры замерзания −40 градусов и ниже, нужно 52—53% этиленгликоля), замерзает при −13. Настоящий антифриз — это смесь концентрата с водой. При необходимости можно добиться температуры замерзания такой смеси в −65 градусов и ниже.
Миф девятый. Антифриз замерз. Все плохо?
Это один из главных страхов автомобилистов: антифриз замерзнет, а значит, расширится в объеме, патрубки лопнут и радиатор разорвет.
— Напрасные опасения, — успокаивает Евгений Рязанов. — Качественный антифриз при замерзании не расширяется в объеме, а превращается в снежную кашу.
Однако эксплуатировать машину, в которой охлаждающая жидкость замерзла (антифриз циркулирует между помпой и радиатором, не доходя до термостата и водяной рубашки двигателя), не следует. Это чревато перегревом мотора.
Миф десятый. В старый автомобиль летом можно заливать воду
Заблуждение из советского прошлого: летом залил в радиатор воду и забыл (зимой, понятное дело, она расширяется в объеме на 10% и превращается в лед). В старых ЗИЛах это работало. Ну может в жару на светофоре закипит, так это ж не проблема…
— Если бы все было так просто, то производство антифризов никто бы не налаживал, — считают специалисты. — проблема при использовании воды в системе охлаждения — образование коррозии. Этот процесс скрыт от глаз, но это не значит, что он не происходит.
По словам экспертов, даже дистиллированная вода может оказывать негативное воздействие на элементы системы охлаждения. А неочищенная и подавно. «Сталь очень подвержена коррозии, а чугун страдает еще больше. Так что когда слышите, что МАЗы или трактора катаются на воде, вы должны понимать: в этот момент идет активный процесс образования коррозии», — подчеркивают специалисты.
Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».
Источник: https://auto.onliner.by/2019/10/09/antifriz-3
Что будет если смешать тосол и антифриз? Виды ОЖ, их достоинства и недостатки
Привет, уважаемый читатель. Я рад что ты кликнул и перешёл в данную статью. Здесь ты узнаешь, чем между собой отличаются различные виды охлаждающей жидкости, их достоинства и недостатки. Если тебе не сложно, подпишись пожалуйста на мой канал и поставь лайк, тебя моя статья не разочарует — это я гарантирую. Ты почерпнешь для себя что-то новенькое, либо освежишь память если ты уже опытный автовладелец.
И так, начну:
Для нормальной работы замкнутой системы охлаждения необходим жидкий теплоноситель, который будет вбирать в себя тепло от двигателя и отдавать его в атмосферу через соты радиатора.
В качестве носителя тепла может применяться вода (на старых двигателях), тосол или антифриз.Тосол
Качество охлаждающей жидкости, заливаемой в систему охлаждения двигателя, имеет не менее важное значение для долгой и надежной работы, чем качество топлива и смазочных материалов.
Чтобы охлаждающая жидкость для ДВС отвечала всем требованиям, которые к ней применяются, она должна:
— быть дешевой — быть доступной (продаваться в каждом автомагазине)- обладать высокой теплоемкостью и теплопроводностью- иметь как можно меньшую температуру замерзания и как можно большую температуру кипения- не оставлять отложений на стенках полостей, по которым она проходит и не загрязнять систему- быть некоррозийной (не вызывать «ржавчину» и не разрушать резиновые шланги, патрубки)- иметь хорошую физ. и хим. стабильность- не быть токсичной
— быть пожаробезопасной (негорючей)
И так, что же такое Тосол?
Тосол — это самая распространенная охлаждающая жидкость, которая была разработана специально для автомобилей «ВАЗ». В его основе лежит этиленгликоль. Он имеет высокую температуру кипения, хорошую теплопроводность и не замерзает при очень низких температурах, позволяя двигателю исправно работать и не перегреваться в условиях зимы.
Минимальная температура замерзания у тосолов разная. На маркировке указано число, допустим, 40. Значит, температура замерзания будет -40. Если указано 65, то и температура замерзания будет ниже -65.
Уровень охлаждающей жидкости должен находиться строго между отметками в расширительном бачке.
Сегодня марок охлаждающей жидкости — бесчисленное множество. Вся суть заключается в том, что торговая марка «Тосол» не была нигде зарегистрирована официально, и на данный момент ее используют многие производители охлаждающих жидкостей.
В общем, с тосолом мы разобрались. Идём к следующему пункту — антифриз.
Что же такое антифриз?
Антифриз — охлаждающая жидкость, которая не замерзает при отрицательных температурах. Полный аналог Тосола. Если температура антифриза будет меньше его минимальной температуры — он превратится в рыхлую массу, а не в лёд. При дальнейшем понижении эта рыхлая масса начнет твердеть, но не увеличится в объеме и не повредит стенки рубашки охлаждения двигателя, в этом заключается одно из достоинств антифриза.
Основа антифриза — водный раствор пропиленгликоля или этиленгликоля (он же лежит в основе тосола). Пропиленгликолевая основа используется реже, чем этиленгликоль. Почему так? Всё просто — она более безвредна для человека и окружающей среды, но при этом она значительно дороже при тех же свойствах. У этиленгликоля есть проблемы — он агрессивен к материалам двигателя, поэтому в него добавляют различные присадки, которых может быть до нескольких десятков:- противокоррозионных- антивспенивающих
— стабилизирующих и др.
Именно количество, какие именно присадки используются в составе антифриза и определяется область применения данной ОЖ.
Соответственно, по виду присадок антифризы подразделяются на две группы: неорганические и органические.
Неорганические антифризы — обозначаются маркировкой «G11«. Они применяются на на всех двигателях, в конструкции которых использован любой вид металла. Они создают на поверхности стенок полостей охлаждения защитную плёнку, которая предотвращает коррозию.
Неорганический антифриз
Это же является и недостатком, так как защитный слой со временем увеличивается и создает препятствие для хорошей теплоотдачи, поэтому неорганический антифриз необходимо менять один раз в 2-3 года, либо непозднее чем через 50-60 тысяч километров пробега.
Слева органические, справа — неорганические антифризы
С неорганическими антифризами разобрались, переходим к органическим.
Органические антифризы — обозначаются маркировками «G12», «G12+» или «G12++»
Одно из их отличий от неорганического антифриза заключается в том, что они не формируют защитную плёнку на стенках, но в их составе больше антикоррозийных присадок. Так как не идёт увеличение и вообще образование плёнки — срок службы значительно выше, чем у неорганического.
Органический антифриз
Использование органического антифриза убийственно для моторов, где в системах охлаждения использованы сплавы из меди и латуни.
Собственно, осталась лишь вода. Давайте поговорим о ней:
В двигатель если и заливать воду, то только дистиллированную!
Вода — это старейшая ОЖ, которая используется и сегодня. В природной воде растворены соли и минералы, что обуславливает жесткость воды. Карбонатная жесткость воды образует осадок в форме взвеси (нетвердых отложений) или накипи на стенках.
Накипь категорически не допустима. Она выступает как теплоизолятор и из-за последующего перегрева двигателя возможно образование трещин в блоке цилиндров или ГБЦ. Вода так же вызывает коррозию металлов, это и так очевидно. Но самые существенные недостатки воды заключены в том, что она имеет небольшой интервал работы — закипает при 100 градусах, и замерзает при 0. При замерзании она увеличивается в объеме примерно на 10% и вполне способна повредить элементы системы охлаждения двигателя. Давление на стенки может достигнуть 250 МПа, что очень губительно.
Все же, вода не лишена своих плюсов, которых лишены антифризы или тосол:— доступность- безопасность — безвредность
— высокая удельная теплоёмкость
И так, главный ответ на главный вопрос, который увидят только дочитавшие до конца статью: можно ли смешивать между собой антифриз и тосол?
Ответ:
Если вы мешаете антифриз и тосол, либо меняете тосол на антифриз или наоборот, то это нужно производить обязательно с промывкой системы охлаждения. В противном случае из-за разности составов металлические компоненты системы могут подвергнуться коррозии, либо может появиться осадок, который забьет каналы, да и в целом производительность системы охлаждения в разы ухудшится.
В прочем, были случаи, когда у меня знакомые как-то смешивали тосол и антифриз примерно одного состава и ездили так несколько лет — с автомобилем всё в порядке.
Всем спасибо кто дочитал мою статью, я очень надеюсь, что она была для вас полезной. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте. Любая активность на моём канале — это для меня стимул улучшать качество статей и признак того, что 2 дня стараний не прошли напрасно
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d70df05028d6800acd3c7cd/5d93d029028d6800af3aaf9e
Охлаждающая жидкость для авто. Ее разновидности и как выбрать
Предназначение охлаждающей жидкости (ОЖ) кроется в ее названии – предупреждать перегрев двигателя автомобиля, охлаждать его с помощью отвода излишнего тепла. Это основная ее функция.
Охлаждающая жидкость
Кроме того, в современных авто ОЖ (Антифриз, Тосол) используется для следующих целей:
- Смазка внутренних частей помпы – насоса, прокачивающего ОЖ.
- Охлаждение трансмиссионной жидкости в автоматической КПП. В большинстве автомобилей с АКПП маслоохладитель расположен в корпусе радиатора системы охлаждения двигателя.
- Прогрев салона авто в холодное время года. Он осуществляется с помощью системы отопления автомобиля, в которой используется нагретая до высокой температуры охлаждающая жидкость.
- Предотвращение появления коррозии в местах соприкосновения ОЖ с металлическими частями системы охлаждения двигателя.
Немного предыстории
До начала массового производства в нашей стране (тогда еще СССР) автомобилей ВАЗ, мало кто из автолюбителей знал о существовании специальной охлаждающей жидкости для двигателя.
И еще меньше было тех, кто пользовался ей. Люди заливали в радиаторы своих, тогда еще не очень многочисленных, «железных коней» обыкновенную воду. И в большинстве своем, даже не дистиллированную, а просто водопроводную.
Даже зимой. Утром заливали горячую воду, а вечером, после постановки машины в гараж, открывали краники на радиаторе и блоке цилиндров и полностью сливали ее.
После того, как с конвейера Волжского автозавода начали серийно сходить «Жигули», специально для них была разработана низкозамерзающая охлаждающая жидкость Тосол.
Это отечественная разработка, да и само слово образовано от названия той организации, где она была создана – отдел Технологии органического синтеза (ТОС) НИИ органической химии и технологии. А окончание «ол» применяется в химической промышленности для обозначения спиртов.
Состав и характеристики Тосола
Тосол – это одна из разновидностей автомобильного антифриза. А антифриз – это жидкость, не замерзающая при низких и очень низких температурах.
Отсюда следует, что в состав Тосола, кроме воды, входит компонент, который не дает ей превратиться в лед при минусовой температуре. Таким компонентом является спирт. Кроме того, в состав этой ОЖ входят различные присадки, улучшающие ее потребительские свойства.
Ниже приведен более подробный перечень компонентов, входящих в состав Тосола:
- Вода дистиллированная.
- Этиленгликоль. Это спирт, который смешиваясь с дистиллированной водой, обладает свойством замерзать только при очень низких температурах. В чистом виде он кристаллизуется при температуре примерно -13℃. Если его смешать в равных пропорциях с водой, то температура замерзания понизится до -35℃. Раствор с 67% этиленгликоля и 33% воды замерзнет при температуре -75℃. Сразу нужно отметить, что этиленгликоль – это токсичное для организма человека вещество. Проще говоря – это яд.
- Неорганические присадки. Этиленгликоль обладает очень высокой степенью токсичности и коррозийной активности. Он способен за короткое время привести в негодность систему охлаждения машины. Чтобы избежать этого, в Тосол вводят антикоррозийные присадки. Кроме этого, чтобы избежать вспенивания и ухудшения свойств спирта, в состав добавляют еще и антивспенивающие и стабилизирующие присадки. А для того, чтобы различать, какой это тип Тосола, в его состав вводят красящие добавки двух цветов – синего и красного.
Официально в России производится несколько марок Тосола со следующими характеристиками:
- Тосол А-40. ОЖ синего цвета. воды – не более 50%. Температура замерзания – не менее -40℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1100кг/м3.
- Тосол А-65. ОЖ красного цвета. воды – не более 40%. Температура замерзания – не менее -65℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1085-1100кг/м3.
- Тосол-К (концентрат). Это концентрированный раствор этиленгликоля, в котором содержание воды не превышает 5%. В чистом виде в систему охлаждения не заливается, а разбавляется водой до нужной концентрации.
- Другие виды антифриза
В настоящее время, наряду с Тосолом, в России появилось очень много охлаждающих ОЖ (антифризов) зарубежного производства. По своим потребительским свойствам они, в большинстве своем, превосходят отечественный Тосол.
Эти антифризы можно разделить на несколько групп:
- G11 – бюджетные ОЖ на основе этиленгликоля синего или зеленого цвета. В состав входят антикоррозийные и антивспенивающие присадки, а также присадки, имеющие смазывающий эффект. Антифриз этой группы имеет самый короткий срок службы – всего 2 года.
- G12 – это ОЖ, в состав которой входят этиленгликоль и современные соединения карбоксилатной группы. В этот антифриз добавлены в основном органические присадки, которые имеют выраженный противокоррозийный эффект. Цвет – красный, срок службы – до 5 лет. Эта группа входит в средний ценовой диапазон.
- G13 – антифризы, в состав которых входит экологически чистый и менее токсичный пропиленгликоль. В состав добавлены те же органические присадки, что и в G12. Цвет – оранжевый или желтый. Срок службы – до 5 лет. В эту группу входят наиболее дорогие марки антифриза.
Как правильно выбрать
Самая большая ошибка – это выбор по цвету. Дело в том, что у разных производителей один и тот же антифриз может быть разного цвета. Да и поддельная продукции, произведенная в «левых» цехах попадается не так уж редко.
Для того, чтобы не ошибиться в выборе антифриза, необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Необходимо использовать только тот антифриз, который рекомендован Руководством (Инструкцией) по эксплуатации данного автомобиля.
- Приобретать ОЖ только в проверенных, желательно фирменных, торговых организациях и сервисных центрах.
- Выбирать антифриз надо только проверенных производителей и известный марок.
Если вдруг обнаружилось, что уровень антифриза слишком мал, то ни в коем случае нельзя доливать охлаждающую жидкость другой марки, так как это может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше, как временную меру, долить чистую дистиллированную воду.
Подведем итог
Будем надеяться, что эта статья дала вам некоторое представление о том, что собой представляет охлаждающая жидкость для ДВС, для чего она нужна и какие ее виды существуют. И если вдруг в ближайшее время понадобится ее замена, то вы наверняка не ошибетесь в ее выборе.
Источник: https://rualavto.ru/sovet/ohlazhdayuschaya-zhidkost-dlya-avtomobilya-ee-raznovidnosti-i-kak-vybrat.htm