Efi что это в автомобиле?

UEFI — что это такое и чем он отличается от BIOS?

Efi что это в автомобиле?

Чтобы сделать работу на компьютере или ноутбуке ещё более эффективной, пользователь должен иметь представление о множестве на первый взгляд маловажных деталей: не только то, как узнать модель материнской платы или видеокарты, но и как настроить очерёдность обращения к дискам при загрузке ОС. Привычнее всего делать это в BIOS; есть и более современное решение — UEFI. Что это такое и как работает — попробуем разобраться.

Что такое UEFI?

UEFI (Unified Extensible Firmware Interface, унифицированный интерфейс поддерживающий расширения прошивки) — это программно-аппаратное решение, пришедшее на смену привычной БИОС (базовой системе ввода-вывода).

Посредством интерфейса, распространяемого в виде одного или нескольких файлов, пользователь может:

  1. Управлять низкоуровневыми функциями аппаратных комплектующих. Делать это в уже загруженной операционной системе или не представляется возможным, или принципиально тяжелее, а в BIOS, вследствие запутанности меню и преимущественного отсутствия в прошивке русского языка, также довольно сложно.
  2. Включить или отключить загрузку ОС с определённых носителей.
  3. Получить дополнительную информацию о программной и аппаратной конфигурации своего устройства, в том числе — узнать модель ноутбука и отдельных его составляющих.

Таким образом, UEFI, как и БИОС, которой он пришёл на смену, служит «посредником» между низкоуровневой прошивкой аппаратуры и операционной системой; не задействовав один из этих интерфейсов, пользователь или вовсе не сможет запустить ОС, или получит ненастраиваемую, работающую с гораздо меньшей эффективностью машину.

Первые модификации UEFI, тогда ещё просто EFI, появились в начале 1990-х годов. По-настоящему «унифицированный» вариант был выпущен Intel в конце 2000 года под номером версии 1.02. Актуальная на сегодня версия 2.6 увидела свет через шестнадцать лет; несмотря на активное развитие интерфейса, включить UEFI можно пока не на всех компьютерах — перед разработчиками стоит множество нерешённых задач, связанных в первую очередь с проблемами совместимости.

Важно: несмотря на то что каждый производитель компьютеров и ноутбуков разрабатывает и внедряет свой вариант UEFI, принципы работы программно-аппаратной связки едины — не только для разного оборудования, но и для разных операционных систем, включая Windows, Linux и MacOS.

Разница между UEFI и BIOS

Хотя оба интерфейса выполняют одну задачу, разница между UEFI и BIOS есть — найти отличия не сложнее, чем узнать, как выбрать самый лучший винчестер для своего ПК. Первое и главное отличие, которое стоит вынести отдельно, — это обилие функций UEFI, приближающее эту связку к полноценной операционной системе со своими опциями, дополнениями и расширениями.

Кроме того, UEFI отличается от BIOS:

  1. Наличием продвинутого, значительно более приятного для глаза интерфейса, в большинстве случаев — с возможностью выбрать русский язык (прошивок БИОС с такой опцией, мягко говоря, мало).
  2. Поддержкой в качестве средства ввода команд не только клавиатуры, но также мыши и тачпада.
  3. Способностью свободно и без дополнительных «надстроек» работать с дисковой разметкой GPT вместо MBR, а значит — обслуживать жёсткие диски ёмкостью свыше 2 терабайтов, содержащие неограниченное число разбиений.
  4. Возможностью запускать операционную систему с носителей, на которых не сформированы загрузочные разделы; так, для старта Windows с флешки достаточно просто скопировать на карту памяти данные и настроить очерёдность обращения к дискам.
  5. При правильных исходных настройках — большей скоростью загрузки ОС за счёт оптимизации обращений к соответствующим секторам.
  6. Наличием собственной технологии защиты от атаки вирусов на всех этапах работы — так называемой Secure Boot.
  7. Возможностью почти мгновенного перехода из работающей операционной системы в UEFI — чтобы включить интерфейс, не придётся думать, как зайти в БИОС, и судорожно нажимать клавиши, пытаясь успеть до загрузки ОС.

Среди не слишком приятных моментов, отличающих UEFI от BIOS, можно отметить:

  1. Принципиальную невозможность работы оболочки с 32-битными (архитектура х86) операционными системами — как на старых, так и на самых современных компьютерах и ноутбуках.
  2. Отказ разработчиков от поддержки ОС старше Vista, включая XP, и сильно ограниченные возможности работы с так любимой пользователями «Семёркой».
  3. Сложности с обслуживанием жёстких дисков с устаревшей разметкой MBR — что в свою очередь создаёт дополнительные проблемы при установке и запуске Windows 7 как второй операционной системы.

Важно: в третьем случае, а также для запуска на компьютере или ноутбуке с UEFI 32-битных ОС пользователю придётся переключаться обратно на БИОС — если требуется часто запускать разные операционки на одной машине, это крайне неудобно, однако всё же лучше полного отсутствия возможности доступа к старым системам.

Как включить UEFI?

Включить режим UEFI на компьютере или ноутбуке можно двумя способами: из BIOS или непосредственно из операционной системы, о чём было упомянуто выше. В первом случае пользователю нужно:

  • Войти в BIOS и перейти с главной страницы в раздел Startup/Boot или имеющий схожее по смыслу название.
  • Найти параметр UEFI/Legacy Boot и, если для него установлено значение Legacy Only, выделить соответствующую строчку, нажать клавишу Enter (как известно, в БИОС можно отдавать команды только при помощи клавиатуры).
  • И выбрать в открывшемся списке один из двух доступных параметров: Both или UEFI Only.
  • В первом случае пользователь получает возможность запускаться под любым интерфейсом, что расширяет возможности для неподдерживаемых или частично поддерживаемых операционных систем. Дополнительно понадобится войти в меню UEFI/Legacy Boot Priority.
  • И выставить первичную загрузку именно под UEFI.
  • Во втором случае компьютер или ноутбук будет загружаться только под интерфейсом UEFI со всеми его достоинствами и недостатками. Чтобы слегка сгладить вторые, юзер может включить режим расширенной поддержки, перейдя в меню CSM Support.
  • И выбрав для него значение Yes.
  • Отлично! Теперь остаётся перейти в подраздел Boot.
  • И настроить очерёдность загрузочных устройств.
  • Кроме того, настоятельно рекомендуется установить для параметра Boot Mode значение Quick — тогда загрузка операционной системы станет происходить значительно быстрее.
  • Пользователь, которому успешно удалось включить UEFI Boot, должен теперь перейти в раздел Restart/Exit, выбрать опцию Exit Saving Changes.
  • И подтвердить перезагрузку машины с сохранением внесённых изменений.

Чтобы вызвать UEFI непосредственно из-под работающей операционной системы Windows 8/8.1/10, понадобится:

  • Перейти в «Параметры», нажав на «шестерёнку» в крайнем левом столбце.
  • Переключиться в раздел «Обновление и безопасность».
  • И на вкладку «Восстановление».
  • Далее — нажать на кнопку «Перезагрузить сейчас» в основной панели.
  • Сразу после появления узнаваемого синего меню — войти в раздел «Поиск и устранение неисправностей/Диагностика».
  • Выбрать подраздел «Дополнительные параметры».
  • И, отыскав здесь пункт «Параметры встроенного ПО UEFI», перейти к необходимым настройкам.

Вот и всё — пользователю удалось включить UEFI; теперь никаких сложностей с использованием этого простого и удобного интерфейса не возникнет.

Как отключить UEFI?

Отключается UEFI в порядке, обратном включению:

  • Владелец компьютера или ноутбука заходит в BIOS, переходит в раздел Startup/Boot и в меню UEFI/Legacy Boot.
  • Выбирает параметр Legacy Only.

Важно: в таком режиме параметр расширенной совместимости CSM Support будет недоступен для изменений — чтобы включить или отключить его, потребуется вновь активировать UEFI.

Подводим итоги

UEFI — это расширенная программно-аппаратная связка, пришедшая на смену стандартной БИОС. Основные её плюсы — простота, наличие русского языка и возможность работать с жёсткими дисками с разметкой GPT; минусы — несовместимость со старыми операционными системами и архитектурой х86. Включить и отключить UEFI можно, зайдя в BIOS, а настроить — непосредственно из Windows 8/8.1/10 без необходимости перезагрузки.

Источник: https://konekto.ru/uefi-boot-chto-jeto-takoe.html

UEFI boot – что это такое?

Efi что это в автомобиле?

UEFI boot  – это программа нового поколения, которая ускорит загрузку компьютера и  она по структуре напоминает BIOS.

BIOS – это предпрограмма (код, вшитый в материнскую плату компьютера). Он запускается до загрузки операционной системы, проверяя работоспособность компьютера и отладку оборудования (драйверов). UEFI, в отличие от привычного BIOS-a, представляет собой графический интерфейс, гибко запрограммированный и действительно позволяющий быстрее запустить ОС.

Расположена предпрограмма поверх всей аппаратной начинки компьютера, а ее код, значительно превышающий BIOS по размерам, физически может находиться в любом месте – в микросхеме памяти на материнской плате, на жестком диске или в сетевом хранилище. Благодаря этому она напоминает операционную систему, только в упрощенном варианте.  При запуске компьютера сперва загружается служба UEFI, проверяя все компоненты последнего , а затем непосредственно операционная система.

Преимущества UEFI

    • ускорение загрузки ОС;
    • поддержка русского языка;
    • нет проблем с применением жестких дисков большого объема (2 Тб и выше);
    • поддерживание мультизапуска операционных систем, их правильная организация;
    • наглядный контроль состояния частей ПК ;
    • удобный и понятный для человека визуальный интерфейс;
    • микрокод программы содержит большую защиту от вирусов, чем BIOS;
    • подобно полноценным операционным системам имеет собственный софт и сетевое хранилище.

Что касается UEFI Secure Boot, то это заранее предусмотренный разработчиками способ защиты от запуска нелицензионного кода. Он не позволяет вирусным программам заменить загрузчик, а при использовании Microsoft – спасает от пиратской версии ОС. Однако чаще всего данный режим отключен по умолчанию, или же по некоторым причинам пользователям приходится самостоятельно его отключать.

В настоящее время UEFI представляется как отдельная часть стандартного BIOS-а, но уже выпускаются компьютеры с материнскими платами, где все наоборот – BIOS считается дополнительным модулем к UEFI.

Разница между UEFI и БИОС

Разметка GPT была создана специально , чтобы было менее проблематично работать с дисками объемом 2 Тб и больше . Кроме этого , можно при первом настраивании операционной системы разбить диск на любое количество разделов, что ранее было невозможным. Предыдущий способ разметки – MBR не совместим с uefi и работа с ней возможна только при наличии дополнительного расширения  CSM (Compatibility Support Module).

Модуль shell ( есть не на всех ноутбуках) “разрешает” управлять приложениями юзера прямо в режиме UEFI. Как уже упоминалось, UEFI похожа на самостоятельную операционную систему, даже с поддержкой сетевых драйверов. Спецификация программки «разрешает» использовать драйвера для UEFI при помощи ОС, например , если в основной операционной системе отсутствует или не работает сетевой драйвер.

Если планируется мультизагрузка, не придется устанавливать специализированный загрузочный менеджер. Можно самостоятельно добавить новые разделы в меню, там , где находится список всех дисков и флеш-накопителей. Таким образом, есть возможность запустить ядро Линукса, не используя загрузчик или поставить на одно устройство и Виндовс, и Линукс.

Это будет интересно:   ВЗЛОМ ИГР И ЧИТЫ ДЛЯ АНДРОИД И iPHONE ПРИЛОЖЕНИЙ

Secure Boot не отменяет такой возможности для пользователей Windows 8. На всех устройствах есть возможность отключить данный режим, кроме планшетов на ARM, где Win 8 была установлена в качестве стандартной ОС. Защищенный режим не позволяет использовать неподписанный код даже при выполнении операционной системы, поэтому вредоносные трояны не проникнут ни в Windows, ни в Linux. Однако , если злоумышленник имеет физический доступ к ПК , он практически всегда может заменить лицензионные ключи на свои.

Порядок выполнения:

  • Зайти в BIOS и в пункте Secure Boot (защищенная загрузка) выбрать Disable (отключено).
  • В пункте OS Mode Selection (выбор операционной системы) выбрать Uefi и Legacy boot (разрешить загрузку).
  • После этого можно перезапустить BIOS – загрузка с USB активируется.

Установка Windows UEFI

Установка windows через BIOS кардинально отличается от установки через UEFI. Первым делом необходимо создать загрузочную флешку. Одна из самых подходящих для таких целей программ – утилита Rufus 1.4.6. Она бесплатная, не требует установки и поэтому не занимает много места на жестком диске или съемном носителе. Что важно , она подходит для GPT-разметки жесткого диска и может работать со спецификацией UEFI. Подходящее обновление утилиты можно скачать на официальном веб-сайте разработчиков.

Запускаем утилиту и указываем название флешки, предназначенной для установки(предварительно нужно удалить важные файлы, очистив память). В пункте «File system» (файловая система) выбираем FAT 32, далее в качестве схемы раздела – GPT (GUID Partition Table), системный интерфейс – UEFI. Поставьте галочку у пункта «Create a bootable disk using:» (создать загрузочное устройство с использованием…), выберите рядом ISO Image и укажите полный путь к ISO-образу операционной системы Windows.

После введения всех описанных параметров можно нажимать на « Start » и программа самостоятельно подготовит флеш-накопитель к загрузке ОС. Время, затраченное на этот процесс, зависит от быстродействия вашего компьютера и от поколения USB.

Если работа утилиты Rufus  вас не устраивает или появляются проблемы с загрузкой UEFI, можно использовать абсолютно аналогичную программу, которая называется WinSetupFromUSB.

Скачивание также доступно на сайте производителя, а ее название (в переводе «Загрузка Windows с USB») говорит само за себя. Загрузочная флешка создается полностью аналогично, так как программы имеют практически одинаковый интерфейс.

Настройка UEFI проводится подобно  настройке БИОСа. Перезапустите ПК , и как только он начнет загружаться, нажмите клавишу F2 ( или Delete, это зависит от того , какая установлена материнская плата, проверить можно только опытным путем ). Откроется меню управления.

Нажмите кнопку F7 и выберите подраздел «Дополнительно». Во вкладке «boot» или «startup» (загрузка) нужно выбрать функцию «поддержка USB» и установить там пункт « Full initialization» ( полная инициализация).

Во вкладке «безопасная загрузка» (Secure Boot) следует отметить пункт «Windows uefi mode» (Режим Виндовс UEFI).

Во вкладке «Загрузка» выбирается «Compatibility Support Module» (модуль поддержки совместимости) и отмечается как «enabled» (доступный). Не будет лишним кликнуть на добавочные ссылки и найти строчку «настройки загрузочных устройств», где выбрать « only uefi» ( только uefi).

Эта предосторожность защищает от случайного использования носителей, которые не поддерживают вашу спецификацию. В записи «загрузка с носителей ( или устройств хранения)» нужно отметить « both , uefi first » ( оба , но uefi первым ).

Теперь вернитесь назад в основное меню и проверьте приоритет загрузочных устройств. Сначала выбирается флеш-накопитель, затем жесткий диск. Сохраните указанные параметры нажатием кнопки F10, потом – Enter и подождите, пока компьютер загрузится.

После выполнения всего вышеперечисленного можно установить операционную систему привычным для вас способом.

Устранение ошибки, возникающей в Windows 8.1

Если после установки windows или после обновления версии до 8.1 в правом углу монитора появляется уведомление о неправильной регулировке secure boot (защищенной загрузки).

На большинстве компьютеров неполадка решается заходом в меню uefi и включением режима «Secure boot» в БИОСе.

В том случае , когда в вашей версии BIOS нету пункта включения/отключения безопасной загрузки, необходимо скачать с официальной веб-страницы Microsoft обновление для версии 8.1. Оно находится там под номером КВ 2902864 и действует как для 32-х битных систем, так и для 64-битных.

После загрузки и установки обновления компьютер перезагрузится и уведомления об ошибке больше не будут появляться.

Как отключить UEFI

Если у вас не Windows 7-8-10, а  XP или Ubuntu, режим UEFI может вызвать проблемы при запуске ОС с диска или флеш-карты. Лучшим решением будет отключить данный режим.

Алгоритм отключения UEFI:

  • Зайдите в БИОС компьютера. Если планируется отключение UEFI в Виндовс 8 или 8.1, можно в меню «Пуск» нажать на «Перезагрузить» и выбрать в дополнительных опциях «Настройки ПО UEFI». Это наиболее удобный вариант — ноутбук запустится в требуемых настройках.

Если версия операционной системы не подходит, зайдите в БИОС при помощи F2 или Delete, как было   предложено  выше. Могут быть и другие варианты клавиш, чаще всего нужная кнопка указывается внизу начального экрана при включении ПК .

  • Откройте вкладку Boot (Загрузка), далее – Secure Boot (безопасная загрузка) и найдите подпункт « OS Type» (Вид операционной системы). Там необходимо указать « Other OS » ( другая ОС) и сохранить параметры нажатием клавиши F10. Иногда может понадобиться дополнительное отключение параметра безопасного запуска (положение «disabled»).

Описанная инструкция предназначена для ноутбуков марки ASUS, но для  остальных марок алгоритм одинаков, разница в том, какую клавишу нужно нажимать во время  старта компьютера.

Как узнать, включен ли режим безопасного запуска

Этот вариант подходит  для восьмой и десятой версий Windows. Нажмите кнопки Windows+R и в полученном окне введите команду «msinfo32» ( без кавычек). Нажмите кнопку Enter.

В появившемся окне слева следует выбрать раздел «Сведения о системе», а справа найти строку «Состояние безопасной загрузки». Столбец «Значение» показывает , включена или отключена рассматриваемая функция.

Дополнительная  информация

  • Обновленная до второй версии утилита поддерживает 32-разрядные платформы, хотя и создавалась для 64-разрядных.
  • Функционал выглядит как таблицы значений о состоянии компьютерных компонентов, загрузочные сервисы и так называемый runtime – набор инструментов для работы с ОС.
  • Расширения EFI устанавливаются и с энергонезависимых источников – с флешки или съемного HDD .
  • Для «машин» с предустановленной Windows 8 могут возникнуть сложности с переходом на Линукс – их дистрибутивы должны иметь подписанные (заверенные сертификатом) криптоключи от изготовителя.

Источник: https://pclegko.ru/raznoe/uefi-boot-chto-eto.html

Что такое UEFI, и чем он отличается от BIOS?

Efi что это в автомобиле?

Новые компьютеры используют прошивку UEFI вместо традиционного BIOS. Обе эти программы – примеры ПО низкого уровня, запускающегося при старте компьютера перед тем, как загрузится операционная система. UEFI – более новое решение, он поддерживает жёсткие диски большего объёма, быстрее грузится, более безопасен – и, что очень удобно, обладает графическим интерфейсом и поддерживает мышь.

Некоторые новые компьютеры, поставляемые с UEFI, по-прежнему называют его «BIOS», чтобы не запутать пользователя, привычного к традиционным PC BIOS. Но, даже встретив его упоминание, знайте, что ваш новый компьютер, скорее всего, будет оснащён UEFI, а не BIOS.

Что такое BIOS?

BIOS — это Basic Input-Output system, базовая система ввода-вывода. Это программа низкого уровня, хранящаяся на чипе материнской платы вашего компьютера. BIOS загружается при включении компьютера и отвечает за пробуждение его аппаратных компонентов, убеждается в том, что они правильно работают, а потом запускает программу-загрузчик, запускающую операционную систему Windows или любую другую, установленную у вас. На экране настройки BIOS вы можете изменять множество параметров. Аппаратная конфигурация компьютера, системное время, порядок загрузки.

Этот экран можно вызвать в начале загрузки компьютера по нажатию определённой клавиши – на разных компьютерах она разная, но часто используются клавиши Esc, F2, F10, Delete. Сохраняя настройку, вы сохраняете её в памяти материнской платы. При загрузке компьютера BIOS настроит его так, как указано в сохранённых настройках.

Перед загрузкой операционки BIOS проходит через POST, или Power-On Self Test, самотестирование после включения. Она проверяет корректность настройки аппаратного обеспечения и его работоспособность.

Если что-то не так, на экране вы увидите серию сообщений об ошибках или услышите из системного блока загадочный писк. Что именно означают звуковые сигналы описано в инструкции к компьютеру.

При загрузке компьютера по окончанию POST BIOS ищет Master Boot Record, или MBR — главную загрузочную запись. Она хранится на загрузочном устройстве и используется для запуска загрузчика ОС.

Вы также могли видеть аббревиатуру CMOS, что расшифровывается, как Complementary Metal-Oxide-Semiconductor — комплементарная структура металл-оксид-полупроводник. Она относится к памяти, в которой BIOS хранит различные настройки. Использование её устарело, поскольку такой метод уже заменили флэш-памятью (также её называют EEPROM).

Почему BIOS устарел?

BIOS существует уже давно и эволюционировал мало. Даже у компьютеров с ОС MS-DOS, выпущенных в 1980-х, был BIOS. Конечно, со временем BIOS всё-таки менялся и улучшался. Разрабатывались его расширения, в частности, ACPI, Advanced Configuration and Power Interface (усовершенствованный интерфейс управления конфигурацией и питанием). Это позволяло BIOS проще настраивать устройства и более продвинуто управлять питанием, например, уходить в спящий режим. Но BIOS развился вовсе не так сильно, как другие компьютерные технологии со времён MS-DOS.

У традиционного BIOS до сих пор есть серьёзные ограничения. Он может загружаться только с жёстких дисков объёмом не более 2,1 Тб. Сейчас уже повсеместно встречаются диски на 3 Тб, и с них компьютер с BIOS не загрузится. Это ограничение BIOS MBR. BIOS должен работать в 16-битном режиме процессора и ему доступен всего 1 Мб памяти. У него проблемы с одновременной инициализацией нескольких устройств, что ведёт к замедлению процесса загрузки, во время которого инициализируются все аппаратные интерфейсы и устройства. BIOS давно пора было заменить.

Intel начала работу над Extensible Firmware Interface (EFI) ещё в 1998 году. Apple выбрала EFI, перейдя на архитектуру Intel на своих Маках в 2006-м, но другие производители не пошли за ней.

В 2007 Intel, AMD, Microsoft и производители PC договорились о новой спецификации Unified Extensible Firmware Interface (UEFI), унифицированный интерфейс расширяемой прошивки. Это индустриальный стандарт, обслуживаемый форумом UEFI и он зависит не только от Intel. Поддержка UEFI в ОС Windows появилась с выходом Windows Vista Service Pack 1 и Windows 7.

Большая часть компьютеров, которые вы можете купить сегодня, используют UEFI вместо BIOS.

Как UEFI заменяет и улучшает BIOS

UEFI заменяет традиционный BIOS на PC. На существующем PC никак нельзя поменять BIOS на UEFI. Нужно покупать аппаратное обеспечение, поддерживающее UEFI. Большинство версий UEFI поддерживают эмуляцию BIOS, чтобы вы могли установить и работать с устаревшей ОС, ожидающей наличия BIOS вместо UEFI – так что обратная совместимость у них есть.

Новый стандарт обходит ограничения BIOS.

Прошивка UEFI может грузиться с дисков объёмом более 2,2 Тб – теоретический предел для них составляет 9,4 зеттабайт. Это примерно в три раза больше всех данных, содержащихся в сегодняшнем Интернете. UEFI поддерживает такие объёмы из-за использования разбивки на разделы GPT вместо MBR.

Также у неё стандартизирован процесс загрузки, и она запускает исполняемые программы EFI вместо кода, расположенного в MBR.

UEFI может работать в 32-битном или 64-битном режимах и её адресное пространство больше, чем у BIOS – а значит, быстрее загрузка. Также это значит, что экраны настройки UEFI можно сделать красивее, чем у BIOS, включить туда графику и поддержку мыши. Но это не обязательно. Многие компьютеры по сию пору работают с UEFI с текстовым режимом, которые выглядят и работают так же, как старые экраны BIOS. В UEFI встроено множество других функций. Она поддерживает безопасный запуск Secure Boot, в котором можно проверить, что загрузку ОС не изменила никакая вредоносная программа. Она может поддерживать работу по сети, что позволяет проводить удалённую настройку и отладку. В случае с традиционным BIOS для настройки компьютера необходимо было сидеть прямо перед ним. И это не просто замена BIOS. UEFI – это небольшая операционная система, работающая над прошивкой PC, поэтому она способна на гораздо большее, чем BIOS. Её можно хранить в флэш-памяти на материнской плате или загружать с жёсткого диска или с сети. У разных компьютеров бывает разный интерфейс и свойства UEFI. Всё зависит от производителя компьютера, но основные возможности одинаковы у всех.

Как получить доступ к настройкам UEFI на современном ПК

Если вы обычный пользователь, перехода на компьютер с UEFI вы и не заметите. Загружаться и выключаться компьютер будет быстрее, а также вам будут доступны диски размером более 2,2 Тб. А вот процедура доступа к настройкам будет немного отличаться. Для доступа к экрану настроек UEFI вам может потребоваться загрузочное меню Windows. Производители ПК не хотели замедлять быструю загрузку компьютера ожиданием нажатия клавиши.

Но нам встречались и такие UEFI, в которых производители оставили возможность входа в настройки тем же способом, какой был в BIOS – по нажатию клавиши во время загрузки. UEFI – это большое обновление, но произошло оно незаметно. Большинство пользователей ПК не заметят его, и им не нужно беспокоиться по поводу того, что их новый компьютер использует UEFI вместо обычного BIOS. ПК просто будут лучше работать и поддерживать больше современного аппаратного обеспечения и возможностей.

Более подробное объяснение отличий в загрузочном процессе UEFI можно почитать в статье Адама Уильямсона из Red Hat, и в официальном вопроснике UEFI FAQ.

Хабы:

  • Компьютерное железо
  • Настольные компьютеры
  • UEFI

Источник: https://habr.com/post/404511/

Некоторые проблемы систем управления

Efi что это в автомобиле?

21.02.2007

Но прежде чем поговорить о системах управления — небольшое продолжение «дизельной» тематики —

Ремонт подкачивающего насоса

Речь пойдет о подкачивающих насосах диафрагменного типа, которые установлены на большинстве японских автомобилей с дизельными двигателями. Геометрические размеры этих насосов могут быть разными, но устройство и принцип работы у них одинаковы. Поэтому смело устанавливайте на свою «Тойоту» подкачивающий насос от «Ниссана» и можете ехать. Только теперь топливные фильтры вам придется приобретать тоже от «Ниссана».(РИС 27)

Рис. 27. Внешний вид ручного подкачивающего насоса. Для замены топливного фильтра лучше снять всю сборку (насос, фильтр, датчик воды) с кронштейна и дальнейшие операции проводить на верстаке и в тисках. Подкачивающий насос можно заменить другим, даже с автомобиля иной фирмы. Подогреватель топлива, который есть на некоторых насосах, можно и «простить». Тем более что он на известных нам машинах не диагностируется ECU.

Основная проблема подкачивающих насосов одна и та же: плохо подкачивают топливо и «не держат». Последнее означает, что за ночь почти все топливо из корпуса ТНВД стекает обратно в топливный бак и утром двигатель, естественно, не заводится. Почему это происходит? Причина одна – негерметичность клапанов. Гораздо реже случается такая неисправность, как подсос воздуха в топливную систему из-за разрушения диафрагмы.

Когда насос исправен, продуть ртом его можно только в одну сторону. В обратную он абсолютно не продувается. Во всех диафрагменных насосах два клапана и оба лепестковые, если под основание любого лепестка попадет соринка, плоскость лепестка уже не будет плотно прилегать к корпусу насоса,  и насос работать не будет. Иногда соринки, мешающие работе насоса, можно выдуть с помощью сжатого воздуха, не вскрывая насос.

Для этого шланг со сжатым воздухом направляют попеременно то во входное, то в выходное отверстие насоса. Но этот способ далеко не всегда эффективен, и более того, может случиться так, что если до продувки насос еще хоть как-то закачивал топливо, то после этой процедуры перестает работать вообще. В этом случае выход один – разобрать насос.

Но прежде, чтобы облегчить процесс, по окружности завальцовки можно сделать несколько надпилов ножовкой по металлу. (РИС 28)

Рис. 28. Как вскрыть подкачивающий насос? Перед тем, как заняться  развальцовкой корпуса, сделайте по кругу надпилы (1) на буртике топливоподкачивающего насоса. Тогда развальцевать и обратно завальцевать корпус насоса будет легче.

 После этого остается только с помощью плоской отвертки отогнуть образовавшиеся на завальцовке лепестки, и насос будет разобран. Не забудьте перед началом операции отвинтить болтик крепления самой кнопки. Следует быть готовым к тому, что когда развальцовка подойдет к концу, возвратная пружина подкачивающего насоса может с силой отбросить крышку. Когда насос разобран, нетрудно привести в порядок его клапаны. Ведь они представляют собой просто плоские металлические пластинки, закрепленные с одной стороны винтиками. Ремонт обычно состоит в удалении мусора из-под основания пластинок. Выпрямлять и притирать их приходится очень редко.

Осмотрите диафрагму. Если на ее поверхности есть подозрительные места, смажьте их клеем «Момент» или ему подобным. Естественно, только с одной стороны, там, где воздух. Иначе топливо весь клей растворит.

Собирать насос (снова завальцовывать) надо  используя автомобильный (маслостойкий) герметик.

Проблемы с системами управления

Наши люди с недоверием относятся к электронике – это видно хотя бы по тому, что почти при всех неисправностях двигателя они склонны винить электронику. Тем более если двигатель не заводится, а машина «эфишная» (т.е. с впрыском топлива). Случаи, когда клиенты просили посмотреть «эфишку», тогда как следовало бы, например, просто заменить свечи зажигания или сменить топливный фильтр, известны в каждой автомастерской.

Хотелось бы заметить, что закрепившееся, в частности во Владивостоке, слово «эфишка» является производным от аббревиатуры EFI – electronic fuel injection. Этим сокращением японские конструкторы назвали впрыск топлива с электронным аналоговым  управлением. С 80-х годов все фирмы применяют только цифровоеуправление двигателями, поэтому аббревиатура «EFI» устарела. Но покупатели машин уже привыкли к ней, поэтому некоторые фирмы («Toyota», например) по-прежнему ее употребляют.

Хотя надпись на кузове «EFI disel», которая встречается на машинах и 90-х годов, имеет не много смысла.

Так же и многие другие системы автомобиля стали управляться  специальными электронными блоками (в основном цифровыми). Эти блоки многие мастера называют просто компьютерами, в то время как за рубежом  они именуются ECU – electric control unit – электронный блок управления. В книге мы будем использовать и это сокращение – ECU.

Неисправность ECU – блока управления двигателем, из-за которой двигатель не заводится, случается очень редко. В нашей практике без помощи «умелых рук» блок EFI выходил из строя только у автомобилей фирмы «Mitsubishi», и картина при этом всегда была одинакова: вчера машина вроде бы нормально ходила, а утром – не заводится. Определить, исправен блок или нет, достаточно сложно, ведь в случае какой-нибудь небольшой неисправности в нем включится обходная программа, и двигатель будет продолжать работу.

Определить, правильно ли электронный блок управляет двигателем, можно лишь с помощью специальных приборов, с которыми работают специально обученные люди. Тем не менее, у нас есть некоторый опыт по диагностике этих блоков. Если возникает подозрение, что в том, что автомобиль не заводится, виноват компьютер, нужно, в первую очередь, проверить, приходит ли питание на блок управления двигателем. Обычно напряжение бортовой сети приходит сразу на несколько выводов блока ECU.

Если у вас есть схема напряжений на разъеме блока, все достаточно просто, нужно лишь, включив зажигание, измерять напряжение и сверяться со схемой. Когда схема отсутствует (что чаще всего и бывает), можно снять крышку блока управления и попытаться найти на плате обозначения выводов. Бывают случаи, когда, после вскрытия ECU, в нем обнаруживаются горелые элементы (детали) и тогда тоже все просто. До сих пор нам встречались только горелые элементы источников вторичного питания.

Перепутают владельцы «плюс» и «минус» на аккумуляторе – сопротивление или транзистор стабилизатора на 5 вольт сгорают. И двигатель, естественно, не заводится. Но если специфического запаха в блоке ECU и следов копоти от горелых элементов на стенках нет, попытайтесь найти маркировку на плате ECU. Как правило, только фирма «Toyota» наносит обозначение выводов на платы своих компьютеров, но могут быть и исключения.

Если вам повезет, и обозначения будут, вы без труда найдете символы «+B», «B» или «BATT» – все они маркируют +12 вольт. Минус, т.е. корпус, обозначается «E», «E01», «E02» и т.д., главное, чтобы была буква «E», а других букв не было.

Если надписи на плате отсутствуют, равно как отсутствует и распечатанная цоколевка разъема, то можно попытаться выяснить, есть ли питание на блоке EFI, основываясь на следующем. Как правило, напряжение +12 вольт подается по желтым, желтым с красной полосой, по красным, по красным с желтой полосой и по белым проводам. Главное, что этих проводов (одного цвета) – несколько, не меньше четырех. Минус подается по черным и белым проводам, на которых иногда есть цветная полоса.

https://www.youtube.com/watch?v=62F4rCSCkgE

Если питание на блоке управления вроде бы есть, то неисправность компьютера можно определить по следующим косвенным признакам:

при включении зажигания не горит лампочка (светодиод, табло) с изображением двигателя (check), при этом нужно убедиться, что сама лампочка и ее цепи исправны; следует иметь в виду, что у новых дизельных двигателей «минус» на аварийную лампочку еще идет и с датчика уровня воды в топливном фильтре.

в режиме самодиагностики блок EFI постоянно показывает несколько неисправностей, притом что цепи и датчики, которые могут вызывать эти неисправности, не повреждены, прозванивать датчики (цепи) следует от разъема компьютера;

не включается режим самодиагностики; включение режима самодиагностики следует производить, используя только выводы разъема компьютера, чтобы исключить возможные дефекты в цепях;

на плате компьютера видны вздутия корпусов микросхем и транзисторов, горелые проводники, которые легко отличаются по цвету и копоть на внутренних стенках;

если при включенном зажигании имитировать сигнал от датчика оборотов, топливный насос не включается, не щелкают инжекторы, нет импульсов на управляющем контакте катушки зажигания (нет искры).

Но гораздо чаще блок управления двигателем выходит из строя при неправильной эксплуатации автомобиля. Например, при подключении аккумулятора в другой полярности в компьютере обычно сгорает стабилитрон, его легко можно заменить аналогичным с любого другого компьютера. Блок управления двигателем может выйти из строя, если при работающем двигателе снять клемму с аккумулятора. Причиной неисправности его могут стать электросварочные работы, которые проводились без должных предосторожностей. Проиллюстрируем это примером.

На автомобиле «Mitsubishi RVR» надо было подварить кронштейн опоры двигателя. Решили сделать это на месте, не снимая кронштейн. Кажется, предусмотрели все: отсоединили аккумулятор, сделали хороший «минус» на корпус двигателя, все зачистили. Но случилось непредвиденное: сварщик тыльной частью «держака» коснулся кузова машины, вероятно, масса между кузовом и двигателем оказалась «не очень», в результате выгорела проводка под панелью и сгорел блок управления двигателем.

Ток потек по одному из массовых проводов в жгуте, этот провод тут же нагрелся, его изоляция расплавилась, в жгуте произошло замыкание. Дальше ток пошел «гулять» по всем цепям и жечь все подряд.

Вообще-то, довольно часто из кузовного ремонта машины попадают к автоэлектрикам: если кузовщик не использует электросварку, то что-нибудь расплавит газовой горелкой. Если и этого не произойдет, допустим, то разъемы будут надеты неправильно. Ведь процесс кузовного ремонта начинается с того, что разъемы разъединяются, что-то снимается, и пошла работа. Везде пыль, грязь. Закончили.

Все зашпаклевали и закрасили. Теперь нужно все собрать и соединить снятые ранее разъемы. Но не часто мастера кузовного ремонта задумывают о том, что контакты этих разъемов нужно очистить от следов шпатлевки и краски, высушить и смазать, установить все уплотняющие резинки и фиксаторы…Обычно все собирается по упрощенной схеме, дай бог вспомнить, что с чем соединять.

Да и не специалисты они, в конце концов, по этим проводам и разъемам.

Если вам кажется, что блок управления двигателем неисправен, можно заменить его другим. Для этого нужно, чтобы все цифры на наклейках этих блоков взаимно совпадали, также как и ключи на разъемах. Впрочем, если совпадут все цифры, то совпадут и ключи. Если ключи на разъемах совпадают, а цифры на наклейках совпадают не все, такой ECU можно использовать для замены, в том смысле, что после этого ничто не сгорит, но нельзя гарантировать его абсолютно правильную работу. А теперь еще один пример довольно сложной поломки связанной с «электричеством».

Привозят на буксире машину «Mitsubishi Mirage» 1990 года выпуска c карбюраторным двигателем. По словам владельца, автомобиль заглох во время движения и больше не заводился. Что в первую очередь приходит в голову, когда при движении машины двигатель сам «выключается»? Правильно, ребята в первую очередь и проверили ремень газораспределения. Но, увы, он оказался целым. И все метки, как и положено, на месте. Следует заметить, что владелец машины сам немного занимался авторемонтом и все проверки довольно грамотно проводил в своем ремонтном боксе.

Итак, ремень целый, компрессия во всех цилиндрах  примерно по 10 кг/см2 со второго удара, что для уверенного запуска более чем достаточно (сложности с запуском бензинового двигателя начинаются когда компрессия ниже 6,5 кг/см2), бензин в карбюратор поступает, искра на снятом центральном (и на свечном) проводе есть. Но двигатель сам заглох на ходу. После того, как все это выяснили, в машине (на всякий случай) заменили свечи, топливный и воздушный фильтры, высоковольтные провода, трамблер, бензонасос и карбюратор. Результата никакого. После этого владелец со своими товарищами «сломались»: отдали машину нам. В таких ситуациях, т.е.

когда все вроде бы есть, а двигатель не заводится, мы поступаем по одному и тому же сценарию.

Сергей Корниенко                    Диагност

            город Владивосток

Источник: https://autodata.ru/article/all/nekotorye_problemy_sistem_upravleniya/

Что такое UEFI?

Efi что это в автомобиле?

Сегодня назрела необходимость в переработке старого доброго BIOS, чем и занялись две крупнейших корпорации — Intel и Microsoft. Но обо всем по порядку. Сначала разберемся, что есть что и начнем с определений.

Чем отличается UEFI от BIOS?

“А в чем же различие?” – спросите вы. Для ответа на вопрос рассмотрим подробнее POST и процесс загрузки ОС.

BIOS инициализирует все компоненты и проверяет их работоспособность (процессор, оперативная память, графический адаптер). При этом проверка происходит последовательно. Потом идет поиск главной загрузочной записи (MBR). И только после этого начинается загрузка ОС и драйверов.

UEFI также сначала инициализируются все компоненты, но параллельно. Следовательно, и процесс этот происходит гораздо быстрее. Затем происходит загрузка драйверов. Далее поиска места, где находится загрузчик ОС не происходит (это запоминается UEFI во время установки системы) и начинается загрузка системы, после которой необходимости в загрузке всех драйверов нет.

Autoline-eu.ru
Добавить комментарий