Индекс вязкости моторного масла: что это, расшифровка
Автомобилистов всего мира волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Поскольку у всех имеется строгий определенный результат вязкости. Чем руководствоваться в данном случае. Ответ на столь серьезный вопрос будет дан в тексте ниже.
В статье есть подробная расшифровка значений и разбор — на что влияет индекс показателя густоты масла. По своей профессии я автомеханик и отлично разбираюсь в вопросах касательно ремонта машин. Также я могу посоветовать вам качественную смазку с лучшими параметрами.
Что такое густота моторной смеси?
Связываемость моторной смеси автомобиля – это возможность маслянистой пленки оставаться на стенках основных элементов двигателя, при этом гарантируя тем самым последующее качественную обработку цилиндров и поршней. Этим становится возможно недопущение контактирования элементов движка и его рабочих поверхностей, при этом создавая фактически минимальный показатель трения деталей. Отсюда следует, что маслянистая пленка гарантирует внутренним элементам долгий срок работы и позволяет им не изнашиваться.
Однако при этом, значение густоты моторной смеси не является стабильным постоянным параметром. Другими словами показатель моторной жидкости меняется строго пропорционально уровню температуры мотора.
Стоит учитывать такие требования
- Слишком слабый параметр дает движку больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость многих двс, по причине трения с цилиндрами.
- При очень высокой вязкости внутренним элементам двс будет затруднительно работать друг относительно друга. При этом густую смазку будет намного труднее перекачать внутри систем машины, что может приводить к слабой обработке маслом, а также к росту расходуемости горючего.
- Узнать наиболее подходящую для своего авто вязкость вы можете в имеющимся на руках техническом описании двс и в его руководстве.
На что оказывает влияние показатель вязкости двигательной смеси
- Индекс густоты смеси двс — это сам по себе слабо заменимый параметр, он гарантирует лучшую работу двигателя при любых условиях.
- Кстати многие владельцы машин почти этим не интересуются, вот почему появляются сложности и разные поломки, по причине залива неподходящей смеси.
- Индекс густоты (вязкости) смазки сильно зависит от производителя и сам по себе оказывает воздействие на возможность смеси быть на стенках двс.
- Стоит учитывать при заливе, что чем ниже индекс густоты, тем более жидким со временем будет сама смазка, и отсюда можно сделать вывод, что при этом создается тончайшая пленка на деталях.
- Также огромный шанс того, что по причине минимальной толщины данной пленки на поршнях и цилиндрах, возрастет скорость износа всех внутренних узлов.
- В реальной жизни, слабый показатель густоты смазки может спровоцировать сложный запуск при самых слабых температурах, или может привести к быстрому износу.
Расшифровываем значение.
Опасности для мотора
- Что произойдет, если после чрезмерного нагрева, в холодном климате, вязкость поменяет свои свойства и окажется слишком высокой — знает любой. Увеличение трения спровоцирует сильный рост уровня температуры мотора и так будет до тех пор, пока показатель густоты не сойдется на оптимальной для автомобиля ноте.
- Намного хуже, если вы начнете использовать в машине низкопробную смесь, в таком случае мотору потребуется куда больше усилий для работы и машину вполне может заклинить на максимальных оборотах.
На основе материала в этой статье, вы можете быстро определить, что самым лучшим двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50.
Вязкость смазки и ее определение
Число после индекса SAE обозначает показатель густоты смеси и ее значение должны быть в границах нормы, при этом чем данное число больше, тем больше показатель вязкости самой смеси.
В обозначениях зимних смазок должна стоять литера W – она обозначает зимние масла.
Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы моторов в целом, по причине трения с цилиндрами.
Стандарт SAE
Масла по этому стандарту принято квалифицировать на зимние, а также на летние и универсальные продукты. Данная квалификация обычно устанавливается в соответствующей литературе, в том числе в инструкции по использованию и идет в описании компании-производителя. В реальности, на прилавках магазинов, в большей части случаев, вы можете найти универсальные продукты.
- Летние серии масел обычно имеют строгое обозначение типа SAE 20.
- Зимние серии классифицируют как SAE 20W.
- Показатель вязкости всесезонный смеси обычно идет таким типом *w-**, где * — это литеры (10W40).
Рассмотрим подробнее
Обозначение типа w — по сути это самая полезная буква на канистре. В данном случае обозначает собой зиму. При этом внутренние цифры на этикетке имеются не только по привычке слева, но и справа.
Цифры на канистре справа от значения «w» — границы различий в изменениях параметра вязкости смазки. Таким способом обычно указывается кинематическая вязкость в максимум разогретом двигателе. При этом значение имеет измерение в сантистоксах.
Стандарт API
Здесь кстати говоря квалификация слегка другая и обозначение имеет в себе две буквы алфавита:
Первая буква идет обычно S или более редко C. Чем ближе литера к концу списка, тем лучше качество.
Бензиновые двигатели
- SC – выпуск до 1964 г.
- SD – выпуск 1964 г.
- SE – выпуск до 1972 г.
- SF – выпуск до 1988 г.
- SG – выпуск до 1994 г.
- SH – выпуск до 1996 г.
- SJ – выпуск до 2000 г.
- SL – выпуск до 2003 г.
- SM – выпуск после 2004 г.
- CB – выпуск до 1961 г.
- CC – выпуск до 1983 г.
И другие.
Если вы решили провести замену автомобильной моторной смеси на новую, тогда вам стоит идти по растущим значениям, при этом только пару пунктов.
Что выбрать: высокую либо низкую вязкость?
Что случится с вашим мотором, если после прогрева, в холодную погоду вязкость смазки окажется слишком высокой, понимает каждый. Увеличение показателя трения спровоцирует сильный рост температуры мотора до того момента, пока его показатель вязкости не будет оптимальным для работы.
Намного хуже будет в том случае, если вы зальете жидкость вязкостью куда ниже, чем мотору требуется для работы. То, что автомобиль может заклинить на максимальных оборотах.
Руководствуясь этим текстом, вы можете с легкостью определить, что самым лучшим индексом вязкости двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50, а для зимней стужи 0w либо 5w.
Итоги
- Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы многих моторов, по причине трения с цилиндрами.
- При очень высокой вязкости внутренним элементам двигателя хватит затруднительно работать друг относительно друга. При этом густую смазку будет намного труднее перекачать внутри систем автомобиля, что может приводить к слабой обработке маслом, а также к росту расходуемости горючего.
- Узнать наиболее подходящую для своего автомобиля вязкость вы можете в имеющимся на руках техническом описании мотора и в его руководстве.
- Индекс густоты моторной смеси — это слабо заменимый параметр, он гарантирует лучшую работу двигателя при любых условиях.
- Индекс густоты (вязкости) моторной смазки сильно зависит от производителя и сам по себе оказывает воздействие на возможность смеси быть на стенках двигателя. Также есть огромный шанс того, что по причине минимальной толщины данной пленки на поршнях и цилиндрах, возрастет скорость износа всех внутренних узлов.
- В реальной жизни, слабый показатель густоты смазки может спровоцировать сложный запуск мотора при самых слабых температурах, или может привести к быстрому износу мотора.
- Увеличение показателя трения спровоцирует сильный рост температуры мотора до того момента, пока его показатель вязкости не будет оптимальным для работы.
- Намного хуже в случае, если вы зальете жидкость вязкостью куда ниже, чем мотору требуется для работы. Например есть опасность того, что автомобиль может заклинить на максимальных оборотах.
- Руководствуясь этим текстом, вы можете с легкостью определить, что самым лучшим индексом вязкости двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50, а для зимней стужи 0w либо 5w.
- Летние серии масел обычно имеют обозначение типа SAE 20.
Источник: https://maslo.biz/interesting/indeks-vyazkosti.html
Индекс вязкости масел — типы и характеристики трансмиссионных масел
Индекс вязкости масла – это составная величина, иллюстрирующая изменение с учетом изменения окружающей температуры. Мы поможем разобраться, зачем это нужно знать обычному автовладельцу, отчего и зачем меняются показатели.
Вязкость моторного масла
Во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от нее зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя.
Во-вторых, от нее зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.
Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость трансмиссионного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Не сложно? Но ведь именно этот показатель больше всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?
Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает показатель того или иного автомобильного масла при разных рабочих температурах. По существу, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.
Сам индекс вязкости – это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах, это просто условное число. Чем выше индекс, тем в более широком температурном диапазоне нефтепродукт обеспечивает работоспособность двигателя.
Другими словами, чем выше индекс вязкости – тем жиже нефтепродукт при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики трансмиссионного масла при высокой температуре. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость трансмиссионной смазки не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.
Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.
Увидеть показатель индекса можно в характеристиках трансмиссионного масла, который указывается самим производителем.
Типы трансмиссионных масел
На этикетке после аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного нефтепродукта, которое, как правило, и используют все автолюбители). Не вдаваясь в сложную терминологию, расшифровать эти надписи по типам можно так:
5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35° С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого нефтепродукта, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать автомобильное масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет. Поэтому если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по данному параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.
Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, так как это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость нефтепродукта при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного нефтепродукта при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.
Дополнительно заметим, масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом – к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.
От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.
Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при отрицательных температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальные пусковые износы, а при рабочих температурах имеют высокую вязкость (то есть вязкость остается стабильной независимо от температуры) и хорошие смазочные свойства.
Источник: https://1ak.by/stati-i-obzory/indeks-vyazkosti-masel.html
Индекс вязкости масла: что это и для чего нужен?
Подавляющее большинство автовладельцев имеет общее представление о вязкости смазочных материалов. Как минимум, всем знакома классификация по SAE. Однако единицы понимают достаточно глубоко в этом вопросе, чтобы осознанно подбирать моторные и трансмиссионные смазки для своих автомобилей.
Одной из ключевых категорий, определяющих эксплуатационные свойства смазочного материала, это индекс вязкости масла. Что это такое, на что влияет и насколько в целом этот индекс является важным параметром – попробуем разобраться в материале статьи.
Что такое вязкость смазочного материала в целом
Для определения характеристик любого масла в общем случае используются три общепринятые категории вязкости:
- кинематическая;
- динамическая;
- техническая.
Касаемо автомобилей актуально рассматривать только две категории: кинематическую и динамическую.
Индекс вязкости некоторых моторных масел
Динамическая вязкость – наиболее понятный параметр. Она определяет силу внутреннего трения между слоями смазочного материала. Этот показатель не привязан к внешним условиям и просто указывает на силу трения в масле без точки привязки к какой-либо величине. Измеряется в пуазах (П).
Кинематическая вязкость рассчитывается на основе динамической. Но здесь расчеты проводятся уже с учетом плотности.
То есть кинематическая показывает, как изменяются вязкостные свойства смазочного материала при изменении плотности масла. Эта категория более объективна и применима для описания работы смазки в двигателе внутреннего сгорания.
Чем больше значение этого параметра, тем лучше защитный слой держится на поверхности деталей, менее охотно стекает и требует больше внешних усилий для разрушения образованной пленки.
Это в общем случае, без учета модификаторов. С другой стороны, густые смазки плохо прокачиваются по системе и требуют большей энергии на преодоление силы трения внутри них. То есть влияют на расход топлива.
График зависимости индекса вязкости от базы масла
Ранее считалось, что именно более густые смазочные материалы лучше всего справляются с защитой двигателей от износа. Однако сегодня эта тенденция изменилась. И главную роль стали играть присадки.
То есть даже легкотекучие смазки из полиальфаолефинов отлично справляются с защитой современных двигателей, при этом, не требуя больших усилий на прокачку и смазывание разбрызгиванием. А это существенно сказывается на экономии топлива.
Как рассчитывается и на что влияет индекс вязкости
Для многих автовладельцев чаще трехзначная (реже двухзначная, для дешевых минеральных масел, которые сегодня почти нигде не используются) цифра на канистре не несет в себе смысловой нагрузки.
Большинство автомобилистов традиционно смотрят лишь на тип базы (синтетика, полусинтетика, минералка), назначение (бензиновое или дизельное) и класс по SAE. Однако мало кто знает, что означает индекс вязкости.
О чем говорят цифры на канистре с моторным маслом – видео
Или знают, но не придают этому параметру большого значения. А зря. Именно эта категория может многое сказать о качестве и технологичности смазки.
То есть этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
Чтобы рассчитать индекс вязкости смазочного материала, необходимо знать две величины: кинематическую вязкость при 40 и при 100 °C. Путем введения этих данных в не самую простую формулу, которая строится на основе эмпирических расчетов, выведенных из двух эталонных смазок, просчитывается искомый индекс.
В интернете в свободном доступе на многих ресурсах представлены бесплатные калькуляторы индекса вязкости масла. Достаточно два указанных выше параметра – и программа автоматически произведет расчет.
На практике большинство производителей смазочных материалов упростили эту задачу для настолько глубоко интересующихся характеристиками смазки покупателей. Рассматриваемый индекс иногда указывается на канистре (чаще всего в таблице с второстепенными значениями на обороте тары).
Как стоит рассматривать индекс вязкости масла
Расшифровка индекса вязкости масла в практическом ее применении довольно проста: чем выше этот параметр, тем стабильнее ведет себя смазка при изменении температуры. У подавляющего большинства современных смазок этот параметр находится в пределах от 140 до 180 единиц.
Существуют отдельная категория маловязких смазочных материалов, в основном японского производства, в которых этот показатель может переваливать за 200.
В основном эти масла созданы на основе технологичных баз, таких как полиальфаолефинов или сложных эфиров, с добавлением особых присадок, увеличивающих температурную стабильность.
Какой индекс вязкости масла лучше?
Это сложный и неоднозначный вопрос. В общем случае лучше тот индекс, который больше. Однако для каждой отдельно взятой категории существуют некоторые рамки. И назвать оптимальное число для этого параметра, охватывающее все смазочные материалы для ДВС, сложно.
Масло с одним из самых высоких индексов вязкости
Например, для традиционных синтетических и полусинтетических смазок класса 10W-40 по SAE вполне нормальным можно считать 150-160 единиц. Для менее густых масел типа 5W-30 это параметр будет несколько выше, в среднем 160-180 единиц.
Маловязкие смазочные материалы могут иметь до 240 единиц. А ультра новые маловязкие смазки класса 0W-16 или 0W-10 даже больше. Однако на рынке их почти нет. Да и сфера применения у настолько маловязких продуктов пока еще очень узка.
Источник: https://prosmazku.ru/polezno-znat/indeks-vyazkosti-masla
Вязкостные показатели SAE таблицей, кинематическая и динамическая вязкость масла
В этой статье поговорим подробно о вязкости масла по SAE – как расшифровывается, какие характеристики должны иметь масла с разным классом SAE, где используются маловязкие масла и почему нельзя самостоятельно устанавливать вязкость масла, а основывать свой выбор на рекомендациях для двигателя.
Что такое вязкость масла по SAE
Обозначение SAE принято расшифровывать, как применимость масла к температуре за бортом, которая присуща конкретному региону. Это утверждение верно, но лишь отчасти, и применимо только к низкотемпературному индексу SAE.
Что означают эти цифры в масле. К примеру, вязкость 5W-40 обозначает всесезонное масло, о чем говорит его сдвоенный индекс и буква W. Большинство представленных на рынке масел относятся именно к всесезонным видам, времена масел с одинарным индексом давно не продаются.
5W здесь указывает на низкотемпературные качества масла: при какой температуре оно не утратит свою текучесть, обеспечит безопасную прокрутку коленвала и пуск мотора в мороз, и полностью замерзнет, сделав прокачку по каналам невозможной. Отчасти можно ориентироваться на этот индекс, выбирая масло для зимы, но все же нужно смотреть на показатели конкретной выбранной марки, так как они могут сильно варьировать.
Индекс 40 в нашем примере показывает высокотемпературные свойства масла. Большинство водителей принимают его, как температуру воздуха вне двигателя, при которой масло можно использовать летом, но это не верно. Масло в моторе прогревается до 100 градусов, и температура воздуха не влияет на его качества.
Этот индекс указывает на высокотемпературную вязкость масла при температуре 100 градусов. Это не менее важный показатель, чем зимний индекс, так как указывает на толщину масляной пленки и способность масла прокачиваться по каналам разной толщины.
Каждый двигатель имеет свои особенности, и вязкость масла важно подбирать именно из рекомендованных производителем.
Для расшифровки вязкости SAE приняты такие таблицы:
Но, как я уже сказал выше, эти цифры верны лишь отчасти и только в отношении низкотемпературного индекса. Для высокотемпературного вернее рассматривать таблицу кинематической вязкости при 100 градусах, а для низкотемпературной динамической вязкости, их мы рассмотрим далее.
Индекс вязкости масла
Эти загадочные цифры на канистре – индекс вязкости, принимает во внимание далеко не каждый владелец авто. Это эмпирический, безразмерный показатель, по нему оценивают зависимость вязкости масла от изменений температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше будет реакция масла на температурный перепад.
Если у масла высокий индекс вязкости, оно будет меньше густеть в мороз, то есть во время холодного пуска, и тем более густым будет оставаться при прогреве до рабочих температурных показателей. Индекс вязкости зависит от молекулярной структуры соединений, которые составляют базу масла. Чем чище минеральная база, тем выше будет его индекс. Самые высокие индексы у синтетики и гидрокрекинга.
Для расчета индекса вязкости масла используют его фактическую кинематическую вязкости при 40 и 100 градусах. Эти данные вбивают в простую формулу, созданную на основе эмпирических расчетов, выведенных из двух эталонных смазок.
Большинство современных масел имеет индекс от 140 до 180 единиц. Есть категории японских масел с низкой вязкостью, где индекс пересекает черту в 200 единиц. Эти масла создаются на основе технологических баз – полиальфаолефинов, сложных эфиров с добавлением особых присадок.
Какой индекс вязкости лучше – сказать сложно. Всегда лучше тот, который выше, так как показывает, что масло может хорошо адаптироваться под температурные перегрузки, но при этом для каждой категории масел SAE свой предел индекса, зависит он и от состава, у синтетических масел всегда будет выше.
К примеру, для традиционных синтетических и полусинтетических масел SAE 10W-40 нормальный индекс 150-160 единиц. Для масел с меньшей вязкостью 5W-30 он выше – 160-180. Маловязкие материалы будут иметь индекс до 240 единиц. А новейшие ультрамаловязкие масла класса 0W-16 или 0W-10 могут иметь индекс еще больше, но в продаже такие масла не найти, так как сфера их применения очень узкая и не относится к обычным автомобилям.
Кинематическая и динамическая вязкость масла
Именно те показатели, о которых я говорил в начале статьи. От них и зависит установленная вязкость SAE, те самые цифры, которые производитель указывает на канистре.
Кинематическая вязкость показывает текучесть масла при температуре в 40 градусов и 100. Измеряется капиллярным вискозиметром – определяется время истечения жидкости при определенной температуре. Обозначается мм2/с.
Динамическая вязкость тоже измеряется опытным путем. Она показывает силу сопротивления масляной жидкости, возникающую во время движения двух слоев масла, удаленных друг от друга на расстояние 1 см и движущихся со скоростью 1 см/с. Измеряется эта величина в Паскаль-секундах. Как видно из таблицы выше, для разных вязкостей масел температура определения динамической вязкости разная.
Что означает динамическая и кинематическая вязкость
Кинематическая вязкость – два показателя, в пределах которых должно находиться масло, чтобы относиться к той или иной категории SAE. Динамическая вязкость показывает, при какой температуре масло обеспечит безопасный пуск мотора. Чем ниже фактический показатель от принятого верхнего барьера, тем ниже будет температура, при которой можно безопасно запускать мотор с указанным маслом.
К примеру, масло 10W при -25 градусах должно иметь динамическую вязкость не более 7000. То есть, если фактический показатель масла почти равен 7000, при -25 мотор заводить уже не рекомендуется, лучше делать это не ниже -20. А вот есть масло показывает динамическую вязкость 6500, то уже применимо при -25, 6000 – ниже -25 и так далее.
Какая вязкость лучше подходит для двигателя
Чтобы понимать, почему нельзя использовать ту вязкость масла, которая нам больше нравится или кажется более подходящей, нужно понимать, как вязкость влияет на работу двигателя. К примеру, есть ряд маловязких спортивных масел, но, если мы зальем одно из них в обычный двигатель, он не станет от этого спортивным и более быстрым, а, напротив, быстро потеряет мощность и просто «сдохнет».
Вязкость масла подбирается, исходя из его конструкции, рекомендуется производителем и выходить за рекомендованные рамки нельзя. Детали двигателей имеют разные зазоры, новые модели двигателей рассчитаны на экономию топлива и масла, зазоры между деталями минимальные, такие моторы требуют маловязких масел, если же залить более густое, движущиеся элементы будут работать под нагрузкой, постоянно перегреваться, что со временем приведет к ряду неприятных проблем.
Более старые конструкции двигатели имеют большие зазоры между деталями, это предусмотрено и самой конструкцией, и выработкой, которая появляется со временем. Такие двигатели требуют более густых масел, если залить менее густые, образуемая пленка будет недостаточно толстой, в местах контакта разорвется, что приведет к быстрому износу деталей.
Вязкость масла не может быть лучше или хуже, для каждого конкретного двигателя она может быть просто подходящей. В сервисной книжке вы найдете рекомендации как минимум двух подходящих вязкостей для вашего двигателя, и именно между ними нужно выбирать. И не забываем про классы API и ACEA, а также допуски от производителей.
Можно ли смешивать масла разной вязкости
Смешивать разные вязкости нежелательно, как нежелательно доливать масло другой марки или типа – синтетику в минералку и так далее. Но если другого выбора нет, то можно долить, но учитывать, что полученная смесь будет чем-то средним между той вязкостью, которая уже была в картере, и той, которую вы туда добавите. Рекомендую после этого как можно быстрей заменить все масло на новое и не испытывать свой мотор.
Заключение
Подводим итог. Вязкость масла по SAE – это не указание на климат и температурные условия окружающей среды, при которых масло может использоваться, а показатель его вязкости при холодном пуске, прогреве и достижении рабочей температуры.
Выбирать масло в тех рамках, которые установил производитель двигателя, очень важно. Если использоваться более жидкие или густые масла, двигатель будет работать в условиях постоянного перегрева или масляного голодания, и в том, и в другом случае это приведет к его поломке. Не сразу, но со временем.
При выборе масла на зиму опираемся не столько на SAE, сколько на фактический показатель динамической вязкости для конкретного масла, чем он ниже, тем проще будет холодный пуск при определенной температуре.
Источник: https://maslo.expert/vyazkost/vjazkostnye-pokazateli-sae.html
Как измеряется индекс вязкости масла?
Индекс вязкости масла – одна из самых важных характеристик, от которой зависит очень многое. Неопытные владельцы машин практически не интересуются этим вопросом, и он не имеет для них должной актуальности. Однако возможные проблемы, связанные с авто, могут быть именно из-за недостаточной компетентности в вопросах, касающихся выбора трансмиссионного масла.
Ведь если жидкость, которую вы залили в мотор, будет недостаточно хорошей – множество функций не будет выполняться должным образом. От того, какую вязкость имеет маслянистая жидкость, зависит выполнение таких функций, как качественная смазка деталей, минимальное трение и многое другое.
Следует знать, что такое определение, как «вязкость», является основным параметром для выбора марки моторного масла. К его выбору желательно подходить самостоятельно, учитывая нужный вам индекс, класс вязкости и все характеристики, которые определяют его качество. Это очень ответственный вопрос, и просто исходя из советов приятелей масло выбирать нельзя. Для начала определимся с главным вопросом.
Для чего нужно моторное масло и что значит его вязкость?
С самого начала нам нужно разобраться с таким вопросом: в каких именно процессах участвует рассматриваемая жидкость? Первая из функций масла – это способствование быстрому и легкому процессу движения деталей автомобиля благодаря защитному, «скользкому» смазывающему слою. Наличие такого слоя позволяет деталям долговременно служить, не изнашиваться и не допускать при трении слишком высоких температур.
Что касается второй функции, то это, в совокупности с жидкостью для охлаждения, – сбережение двигателя от перегревания. Масляное вещество перенимает лишние градусы температуры от двигателя, не позволяя ему достичь критически высоких температур, что уберегает машину от поломки.
В чем же заключается третья функция? Металлическая пыль, возникающая при трении деталей из металла, отводится из зоны, где происходит трение. Аналогично убираются все остатки нагара, возникающие в двигателе вследствие реакций окисления. Оно выводит весь этот мусор в фильтр масла. Это способствует предотвращению засорения. Также оно обеспечивает герметичность в цилиндрах двигателей.
При такой большой функциональности трансмиссионного масла в автомобиле индекс вязкости имеет очень большое значение. Для того, чтобы разбираться, на какой вязкости следует останавливать свой выбор, необходимо знать, что же это такое? Можно сразу сказать, что это понятие не постоянное и изменяющееся от перепада температур. Но несмотря на любые перепады, масло всегда качественно выполняет свои функции, если подобрана правильная его вязкость.
В общем, вязкость – это возможность связующих элементов и молекул каждого вида масла вращаться только относительно друг друга, взаимодействовать друг с другом, не теряя этих связей. Также это возможность слоев масла двигаться относительно друг друга, но не смешиваться, имея при этом сильное внутреннее трение и сцепление.
Естественно, вязкость измеряют силой этого трения. Если оно большое – индекс вязкости больше. Это определяет и легкую текучесть трансмиссионного масла. Также, насколько оно вязкое, можно определить по следующей характеристике: жидкость с высокой вязкостью будет оставлять на любой поверхности более жирный и прочный масляной слой.
Что такое индекс вязкости?
Для того чтобы маслянистую жидкость можно было назвать качественной, она должна соответствовать многим эксплуатационным требованиям. Хотя они и бывают довольно противоречивыми, однако производители должны позаботиться об их выполнении для того, чтобы выпускать хороший продукт. В первую очередь масла должны иметь качественную, хорошую вязкость при обычных для рабочей среды температурах и сохранять маслянистый слой на поверхности элементов двигателя, хорошо уплотнять зазоры.
При понижении температур, например, при остановке работы мотора или при слишком сильных спадах температуры в зимнее время года, оно не должно становиться слишком вязким и мешающим свободно вращаться шестеренкам. Параметр, который отражает все эти способности масла в совокупности, имеет название индекс вязкости. Чем индекс больше, тем масло качественнее, так как менее зависит от изменения температур.
Благодаря этому индексу можно определить такое важное условие, как отсутствие пенообразования. Если индекс высок, то жидкость, которую вы заливаете в двигатель, будет стойкой к пенообразованию. И хотя многие автолюбители не обращают на это никакого внимания, в скором времени из-за этого у них могут возникать проблемы с автомобилем.
Это явление очень коварно по своей сути, так как значительно сокращает долговременность работы трансмиссии. Из-за быстрого и интенсивного передвижения масла вследствие работы механизмов образуется самая обычная пена.
Если ее вовремя не убирать (а такой возможности нет у водителя за рулем), может возникнуть образование воздушно-масляной смеси. Там, где будет большое скопление этих пузырьков, элементы механизма машины будут работать «на сухую». Сразу же начнется процесс коррозии, ведь металл соприкоснется с кислородом. Поэтому, для предотвращения пенообразования, масло должно иметь высокую вязкость.
Классифицируем индекс вязкости
Классификация моторных смазок по SAE
Для того, чтобы понять, как именно классифицируют моторные масла, необходимо знать, в каких единицах исчисляются этот индекс и вязкость в целом. Такие условные единицы измерения называются степенями вязкости по SAE (расшифровка аббревиатуры – «Американское Общество Инженеров»). Получить информацию о том, на каком по вязкости масле лучше остановиться конкретно для вашего автомобиля, вы можете в руководстве по его обслуживанию.
На основании полученных данных вы сможете выбрать нужный материал в соответствующем магазине. Следует понимать, что порог вязкости моторного масла следует выбирать, исходя из температур окружающей среды, то есть ее максимально высокого допустимого значения и максимально низкого. Именно по этим факторам SAE основывает свои данные на низкотемпературных и высокотемпературных вязкостях.
Известно, что для нормальной, полноценной работы механизмов автомобиля необходима вязкость, не превышающая 20000 cPs. Если рассматривать конкретно классификацию, то она делит масла на зимние (для низких температур) и на летние. Для примера рассмотрим классификацию трансмиссионных масел. Классификация трансмиссионных зимних масел (измерения максимально допустимых температур):
- масла, которые имеют отметку «70W»;
- масла с отметкой «75W»;
- масла с отметкой «80W»;
- масла «85W» и др.
Классификация трансмиссионных летних масел (измерения максимально высоких допустимых температур):
- масла с обозначением «90» (вязкость масла при температуре 100 градусов не меньше 13,5);
- масла с обозначением «140» (вязкость масла при 100 градусах – 24);
- масла, с максимальным обозначением «250» (при температуре 100 – 41).
Давайте разберемся, что же значат эти обозначения.
Расшифровываем символы на упаковке с маслом
Когда наступает момент приобретения масла для авто, вы должны быть уверены в безошибочности своего выбора. Для этого необходимо уметь понимать символы, которые помогут получить вам всю необходимую информацию. Первым делом видим знакомую уже аббревиатуру SAE.
Далее идут несколько чисел, которые будут разделены буквой W и знаком тире, к примеру, возьмем обозначение 5W-30. Такое обозначение ставят для всесезонных масел, так как их обычно предпочитает большая часть автолюбителей. Расшифровка подобной надписи производится таким образом: первый показатель – это измерения низкотемпературной вязкости масла.
Если он обозначается 5W, то это значит, что приводить двигатель в запуск можно только при температуре не ниже отметки -35 °С. Для этого есть специальная формула: от цифры, которая стоит перед символом W, нужно отнять число 40. Полученный результат – это и есть та наименьшая температура, когда запуск двигателя представляется возможным.
Далее от указанной цифры (в нашем случае эта цифра равняется 5) нужно отнять 35, и получаемый результат измерения, равный 30 °С, будет обозначать самую низкую, минимальную температуру, при которой двигатель будет качественно проворачиваться.
Как вы уже поняли – с каждым градусом понижения температуры будут иметь место все более высокие показатели вязкости моторного масла, и работа двигателя будет усложнена.
Несмотря на это, основная задача будет возложена на ваш двигатель, поэтому при приобретении масла и выборе его вязкости не следует отходить от рекомендаций, прописанных в инструкции к автомобилю. На этом заканчиваются обозначения первой группы символов перед буквой W. Из этого можно понять, что первыми символами измеряется минимально допустимая для полноценной работы температура воздуха.
И если вы обитаете там, где мороз редко опускается ниже 20 °С, вы смело можете приобретать любое из масел для своей машины. Не забывайте, что если такие компоненты машины, как аккумулятор и стартер, у вашего «железного коня» в изношенном состоянии, то более удобным выбором будет тот вид масла, где измерения наименьшего значения температуры будут определяться обозначениями 0W.
Теперь разберемся со вторым обозначением, которое равно 30. Этот показатель измеряет наибольшую температуру для правильного выполнения масляной жидкостью своих функций и задач. Он является более интересным, чем в первом случае, так как его обозначение нельзя расшифровать аналогичным образом.
Второе число – это, прежде всего, сборный показатель, который показывает, каково минимальное и максимальное повышение вязкости масла при температурах, когда машина находится в рабочем состоянии. Минимальное значение таких температур чаще всего 100 °С, а максимальное – 150 °С. Из этого можно понять, что чем больше второе число, тем больше повышается вязкость масла при наличии высоких температур. Как это будет сказываться на вашем авто – вы сможете узнать в инструкции, прилагаемой к машине.
Какую вязкость можно считать наиболее подходящей?
Итак, давайте подведем итоги и выясним окончательно – какая вязкость будет наиболее подходящей для вашего автомобиля? Как уже упоминалось выше, наилучшим вариантом масла является то, которое имеет наибольшее повышение вязкости при увеличении температуры. Однако не спешите бежать за подобной покупкой!
Если масло имеет большой показатель вязкости при высоких температурах, оно более рекомендовано для машин, прежде всего, спортивных. Если часто применять его в обычном моторе, который к тому же еще и изношен, вы не добьетесь скорой езды, но подвергнете двигатель быстрому изнашиванию. Лучше все-таки обратиться к рекомендациям автопроизводителя.
При выборе вида масла никогда не следует забывать о том, что производить заливку в двигатель того масла, вязкость которого не указана в инструкционной книге к двигателю вашего автомобиля, строго запрещено! Иначе это грозит серьезными проблемами. Не следует пренебрегать советами производителя по поводу оптимального индекса вязкости, измерения которого проводились на профессиональном уровне.
При попытках использовать несоответствующую масляную жидкость происходит мгновенный спад мощности двигателя, увеличивается скорость его износа и возникает вероятность поломки. Это касается как отечественных автомобилей, так и импортных.
Источник: https://maslomotors.ru/harakteristiki/indeks-vyazkosti.html
Что такое индекс вязкости моторного масла
Что такое индекс вязкости моторного масла 4.67/5 (93.33%) 3 голос(ов)
Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.
Что такое вязкость моторного масла?
Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.
Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.
Стоит помнить требования:
- Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
- При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.
Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.
Автосервисы в Москве по замене моторного масла:
На что влияет индекс вязкости моторного масла
Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.
Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.
Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.
Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.
Автосервисы часто заливают дешевые масла вместо оригинальных. Чтобы этого избежать, кликните на любой из мессенджеров ниже, и узнаете 5 простых способов как избежать обмана
Источник: https://carrepair7.ru/indeks-vyazkosti-motornogo-masla
Всё о вязкости моторного масла: таблица температур и стандарты
Большинство автолюбителей знает, что при выборе смазочных материалов наиболее важным параметром является вязкость масла.
Однако, не все понимают значение цифр, которые имеются на канистрах.
Моторная смазка подвергается воздействию довольно высокой температуре как внутри самого двигателя, так и извне.
Вязкость как один из важнейших параметров моторного масла
Всю необходимую информацию производители указывают на этикетке, поэтому необходимо уметь ее читать и анализировать.
Кроме всего прочего, следует различать саму вязкость, которая бывает как кинематической, так и динамической. Типы вязкости имеют определенные различия. Они заключаются в плотности, отличающихся методах измерения и предназначены для определения показателей различных классов смазки.
Кинематическая вязкость моторного масла определяет его текучесть при нормальной (стандартной) рабочей температуре, а также максимальной. За основу проведения испытаний берут 40 и 100 градусов по Цельсию, а измерения проводятся в сантистоксах.
По полученным результатам осуществляются расчеты индекса вязкости, поэтому, если вы хотите приобрести действительно хорошее масло — выбирайте, чтобы индекс превышал значение 200. Чаще всего наиболее подходящий индекс имеют всесезонные масла.
Что касается динамической вязкости — то она отображает силу сопротивления в ходе перемещения жидкостей, которая от плотности никак не зависит. Единицей измерения динамической вязкости является сантипуаз.
Ниже приведена таблица вязкости моторного масла для работы двигателя в холодных условиях.
Основные параметры вязкости
Одним из основных параметров являются низкотемпературные показатели.
К данным показателям относятся следующие:
- проворачиваемость;
- прокачиваемость.
Первый определяет диапазон текучести при низких температурах и указывает на то, какой должна быть максимально допустимая динамическая вязкость. Последняя позволяет коленчатому валу вращаться с такой скоростью, которая обеспечивает хороший запуск двигателя.
Прокачиваемость всегда имеет значение, которое на 5˚С ниже необходимой. Это нужно для того, чтобы масляный насос не начал закачивать воздух вследствие чрезмерного загустевания смазочной жидкости. Параметры прокачиваемости не должны превышать значения в 60000 мПа*с.
Если вы хотите разобраться в том, как определить вязкость моторного масла — следует познакомиться с таким понятием, как спецификация SAE. Это принятый в большинстве стран стандарт, определяющий необходимый уровень вязкости смазки при том или ином температурном режиме.
Вот таблица, где показано, какая классификация соответствует определенной температуре воздуха.
Международный стандарт вязкости масел
О важности такого свойства, как вязкость масла, стало известно еще с тех времен, как был выпущен первый автомобиль. С тех самых времен инженеры пытались произвести классификацию смазочных материалов. Основываясь на определенных качествах, все имевшиеся масла были разделены на следующие типы:
- маловязкие смазки
- средневязкие
- тяжелые
После того, как были изобретены подходящие для определения вязкости приборы — американским обществом автомобильных инженеров (SAE) была разработана наиболее точная классификация — SAE J300.
Данная классификация моторных масел в процессе своего развития претерпевала определенные изменения и сегодня представляет 11 классов вязкости.
Их полный список выглядит следующим образом:
- SAE 0W;
- SAE 5W;
- SAE 10W;
- SAE 15W;
- SAE 20W;
- SAE 25W;
- SAE 20;
- SAE 30;
- SAE 40;
- SAE 50;
- SAE 60.
В связи с этим, классы вязкости моторных масел стали в спецификации SAE по степени вязкости, которая определяется условиями, близкими к реально существующим. Вследствие этого и произошло разделение масел на летние и зимние виды.
Летние смазкине имеют буквенного обозначения и обладают более высокой вязкостью, вследствие чего обеспечивают качественную смазку всех деталей двигателя при высокой температуре окружающей среды.
Однако, при низких температурах такие масла становятся чересчур плотными и создают серьезную проблему при запуске холодного двигателя.
Зимнее масло является менее вязким, благодаря чему проблем при холодном пуске двигателя не возникает. Зато в жаркое время года оно становится слишком текучим, поэтому не в состоянии обеспечить детали силового агрегата должной защитой.
Благодаря изобретению всевозможных присадок, появилась новая категория масел, объединивших в себе хорошее соотношение зимних и летних характеристик. Такие смазывающие материалы получили название всесезонных.
Виды масел в зависимости от температурного режима
Вязкость определяется по международному стандарту SAE J300 и подразделяет все смазочные материалы на три основных вида — летние, зимние и всесезонные.
К летним относятся масла, имеющие следующий показатель SAE:
Зимние смазки имеют свои преимущества:
- невысокая стоимость;
- невысокая вязкость, благодаря которой запуск холодного двигателя при минусовой температуре происходит лучше, чем с применением всесезонных жидкостей;
- высокая стойкость к деструкции.
- К ним относятся следующие виды:
- SAE 0W;
- SAE 5W;
- SAE 10W;
- SAE 15W;
- SAE 20W.
Самыми распространенными являются всесезонные жидкости. Они также имеет свои достоинства, а наиболее главным следует считать его использование в любое время года. Благодаря имеющимся в составе полимерным присадкам, оно способно изменять степень вязкости относительно окружающей температуры. Кроме того, оно имеет хорошие энергосберегающие свойства, благодаря которым силовой агрегат работает в жаркую погоду более экономичней, чем при использовании летнего типа масел.
Всесезонные:
- SAE 0W-30;
- SAE 0W-40;
- SAE 5W-30;
- SAE 5W-40;
- SAE 10W-30;
- SAE 10W-40;
- SAE 15W-40;
- SAE 20W-40.
Благодаря прекрасно сбалансированным показателям, всесезонки показывают хорошие результаты в работе с критическими температурами.
Для того, чтобы подобрать для двигателя своего автомобиля наиболее подходящее по вязкости масло — следует опираться на два основных показателя:
- в каких климатических условиях эксплуатируется автомобиль;
- сколько лет эксплуатируется двигатель.
Опираясь на первый показатель, для регионов с высокой температурой воздуха следует выбирать жидкости с более высоким показателем вязкости. Данный параметр представлен цифрой, находящейся перед буквой «W».
Так, к примеру, при эксплуатации транспортного средства при температуре воздуха от -10 и до +45 следует выбирать SAE 20W-40.
Второй параметр: в этом случае следует выбирать смазку согласно выработанному ресурсу двигателя. Так для нового двигателя следует подбирать меньшую вязкость, а для мотора постарше — более вязкое масло. Это необходимо для того, чтобы более выработанные детали, имеющие между собой значительно увеличенные зазоры, могли более или менее нормально функционировать.
Помните, что любая смазка содержит показатели вязкости как при низких, так и при высоких температурах, поэтому при выборе это следует обязательно учитывать. Чем выше первая цифра (стоящая перед буквой W), тем рабочий диапазон на низких температурах будет меньше. Чтобы произвести расчеты — необходимо от цифры 40 отнять первый показатель смазки.
К примеру, жидкость со значением 5W20 имеет температурный диапазон -35˚ С и -30˚ С.
Второе число, расположенное после буквы «W», дает понятие высокотемпературной вязкости. Если не вдаваться в технические тонкости, то можно сказать так — чем больше второе значение — тем выше будет вязкость масла при высоких температурах.
Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
Основываясь на спецификацию SAE, все смазывающие жидкости можно расшифровать по температурному режиму и определить для себя диапазон их использования.
По классу вязкости и температурному режиму жидкости имеют следующий диапазон:
- 5 W-30 — предназначена для работы при температуре от -25˚ С и до +20˚ С;
- 5 W-40 — предназначена для работы от -25˚ С и до +35˚ С;
- 10 W-30 — предназначена для работы от -20˚ С и до +30˚ С;
- 10 W-40 — предназначена для работы от -20˚ С и до +35˚ С;
- 15 W-30 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +35˚ С;
- 15 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +45˚ С;
- 20 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С и до +45˚ С;
- 20 W-50 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С до +45˚ С и более.
Однако, в подборе наиболее подходящего масла для своего транспортного средства, в первую очередь необходимо руководствоваться информацией, которую предоставляет завод изготовитель.
Выбор моторного масла по его вязкости
Подбор необходимого масла строго индивидуален и направлен на определенный двигатель. Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на те указания и рекомендации, которые сделал производитель в технической документации к тому или иному автомобилю.
Помните, что только оригинальное масло либо его качественный аналог способны обеспечить двигатель хорошей работой и максимальным износом деталей.
В том случае, если данного рода документация отсутствует — ориентироваться следует на указанные допуски масла в отношении определенных двигателей, которые, чаще всего, имеются на этикетке производителя.
по теме:
Источник: https://oilspec.ru/vybor-masla/vyazkosti-masla-tablitsa
Индекс вязкости моторного масла
Ваш автомобиль на гарантии, или вы по иным причинам не вникаете в детали его обслуживания, то эта статья не для вас. Кто самостоятельно занимается подбором расходных материалов и технических жидкостей — индекс вязкости масла является ориентиром при выборе класса смазки для мотора.
Что такое индекс вязкости моторного масла
Вязкость -это свойство текучих жидкостей сопротивляться перемещению разных частей относительно друг друга. В моторных маслах текучесть очень важный показатель.
Индекс — цифровое выражение текучести масла при разных температурах.
На что влияет вязкость и расшифровка
Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.
Если масло жидкое, уже за один проход поршня оно уйдет в поддон. Масло с большей вязкостью останется на стенках, чем более густое оно, тем толще будет смазывающий слой.
Но не все так просто.
Большая толщина смазки тоже плохо.
Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла. Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.
Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает.
Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение.
В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.
Согласно системе обозначение маркировка стала выглядеть следующим образом – 0W 30, 0W 40, 5W 30, 10W 40 и т.д.
Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.
- Первая цифра говорит о том, при каких температурах пропадает текучесть смазки. За начало отсчета взята температура – 40 °С. От этой температуры нужно отнять первую цифру в индексе, допустим — 10W, получим -30 °С. Это значит, что масло замерзает при остывании до -30 °С.
- Обозначения с сочетанием первых двух знаков, т.е. цифр и буквы W, говорят о том, что масло зимнее. А комбинация 10W – зимнее, температура замерзания -30 °С, температура проворачиваемости — 25°С. (От температуры замерзания отнять ещё 5). Т.е рекомендовано оно для работы до – 25 °С.
- Летние смазки обозначаются только цифровым кодом — SAE 40, где число 40 индекс вязкости при рабочей температуре ДВС в 100 °С.
- Обозначения цифровыми кодами перед буквой W и после неё, говорят о том, что масло всесезонное. Так смазка с кодом 0W30 – рекомендованна к эксплуатации при температурах от -35 до + 35°С.
Для чего определяют вязкость
Вязкость меняется в зависимости от назначения и других факторов. Таких как:
- Условия работы ДВС;
- Режимы работы;
- Степень износа;
- Вида топлива;
- Сезонности.
Понятно, что в гоночном режиме или при работе с прицепом, новому или с большим пробегом двигателю, потребуется масло с разной вязкостью. Чтобы подобрать оптимальный вариант и определяют его вязкость, степень которой отражает цифровой индекс.
Выбор масла для авто на основе вязкости
Подбирая смазку для очередного ТО нужно обращать внимание не только на индекс вязкости, но и на целесообразность применения масел разных категорий. Так если машина эксплуатируется на юге, где не бывает сильных морозов, нет надобности в масле с индексом – 0 или 5. Вполне подойдет всесезонное 10W 40, 15W 30-40. Эти масла не потеряют качество при морозе в -20 и в жару больше +35 °С.
Для езды в условиях, крайнего севера и Сибири нужны 0W 30-40, 5W 30, а для Арктики и вовсе специальные.
Выбор масла всегда индивидуален. Зависит не только от района проживания, но от автомобиля и стиля езды.
Любишь погонять покупаешь с высокой вязкостью. Если машина старенькая и пробег более 100 000 км, то масло должно сочетать низкую вязкость при запуске, с высокой при полном прогреве и больших оборотах. Для такой категории производители выпускают специальные виды типа «Нью лайф» у Мобил. Важно помнить, что чем больше разница между температурой замерзания и потерей вязкости при перегреве, тем меньше у масла меж сервисный пробег.
Чем экстримальнее стиль и условия езды, тем чаще нужно делать ТО.
О применяемых маслах для обычной гражданской езды позаботились авто производители. Обычно на последних страницах руководства по эксплуатации у всех марок, есть раздел с перечнем материалов и сроков ТО. Там же и перечень рекомендованных смазочных материалов. Поэтому если вы не практикуете экстремальную езду, то не надо ничего выдумывать, просто следуйте рекомендациям завода изготовителя.
Масла с одинаковым индексом вязкости независимо от производителя, должны быть и одинакового качества. Однако на деле это не всегда так. Очень часто под видом уважаемого бренда продаётся поддельное, которое непригодно для работы. Поэтому приобретать лучше у официальных дилеров и представителей заводов производителей.
Стоимость, возможно, будет больше, но экономия на масле приведет к излишним расходам при езде и на ремонт двигателя.
Источник: https://pomaslam.ru/harakteristiki/indeks-vyazkosti-masla.html