Как выбирать радиатор охлаждения двигателя
Радиатор системы охлаждения относится к той категории запчастей, которая не требует замены “по списку” – достаточно поставить радиатор один раз, после чего производить его замену в случае выхода из строя.
Не вдаваясь в подробности, разберемся в работе системы охлаждения. А работает она так: охлаждающая жидкость отбирает тепло от нагретого двигателя, насосами отправляется по трубкам в радиатор, там охлаждается и отправляется снова в двигатель.
Сама система продумана, в ней масло, топливные смеси и охлаждающая жидкость никогда не смешиваются. Скорость потока жидкости регулируется в автоматическом режиме: чем быстрее двигается коленчатый вал двигателя, тем активнее помпа прогоняет жидкость по трубкам.
Автолюбителю достаточно следить за уровнем охлаждающей жидкости и отсутствием механических повреждений деталей. На словах все просто, а на деле — нет.
Дело в том, что рабочая температура в системе охлаждения автомобиля может достигнуть отметки в 120 градусов, а давление — 2 кг/см². Параметры меняются достаточно быстро, т.е. о плавном их изменении речи не идет. При этом закипание жидкости не происходит из-за высокого давления. Если было обнаружено закипание охлаждающей жидкости, можно также говорить о разгерметизации. Система охлаждения капризная, но и работает в очень жестких условиях.
Замена радиатора – прямо сейчас, или можно подождать?
Клиническая картина знакома даже тем, кто не имеет своего автомобиля. В случае ДТП обычно страдает перед и бок транспорта. Лобовое столкновение почти наверняка означает, что владельцу авто придется менять не только бампер и оптику, но и радиатор. Так что выделим основные причины замены:
- Авария;
- Механические повреждения, как-то от камней с дороги;
- Замерзание антифриза;
- Засорение трубок радиатора изнутри;
- Повреждение любых пластиковых деталей, бачка, патрубка;
- Соединение между металлическими и пластиковыми частями успело заметно разойтись;
- Старение металла.
Ремонтировать или менять
Как показывает практика, ремонт радиаторов дорогостоящих автомобилей вдвое дешевле, нежели покупка и установка идентичной новой детали. Однако касается это, как и писалось, дорогих моделей. К тому же, восстановление старого радиатора занимает 2-3 дня, не более.
Обольщаться не стоит – ремонт возможен не всегда. Существует как минимум один вариант, при котором в нем смысла нет – трубки радиатора были сильно засорены агрессивными химическими соединениями. Чистка в этом случае бесполезна, ведь трубки не будут пропускать жидкость на должном уровне.
Касательно ремонта радиатора есть несколько советов:
- Если у вас дорогостоящий новый автомобиль, посоветуйтесь с мастером о том, целесообразна ли замена этого элемента охлаждения. Спроси о ремонте, попросите его проверить состояние радиатора;
- Ваш автомобиль — недорогой. В этом случае можно приобрести радиатор в любом интернет-магазине, что выходит довольно-таки дешево;
- При нетипичных повреждениях радиатор лучше заменить — во время дальнейшей езды вы будете чувствовать себя спокойнее.
Что ж, а можно ли без помощи мастера определить, в каком состоянии находится система охлаждения? Это достаточно легко, давайте разберемся.
Основные признаки неисправности радиатора и стоит ли с ними бороться самому
Сразу же отметим, что автолюбителю не стоит сразу же грешить на радиатор. Система охлаждения относительно сложная, и слабых мест в ней несколько. Мы же продолжим рассматривать радиатор:
- Радиатор начал подтекать. Причина нередко кроется в избыточном давлении в системе. Не советуется кустарный ремонт, как-то заливка эпоксидной смолой (без зачистки и обезжиривания протечка начнется снова), сварка в гаражных условиях;
- Антифриз перестал остывать. Определить это легко: патрубки горячие как сверху, так и снизу. Здесь требуется чистка радиатора, поверхность которого скорее всего покрыта толстым слоем пыли, листьев, тополиного пуха;
- Верхняя и нижняя часть радиатора холодные. Причина в том, что по засоренным трубкам горячий антифриз не может двигаться дальше по контуру радиатора и способствовать охлаждению;
- Протечки прокладок, появление трещин в патрубках, выход из строя термостата, датчиков, помпы. Обращать внимание стоит именно на термостат: если вы прогреваете двигатель до рабочей температуры, а стрелка датчика температуры не шелохнулась, то появился еще один повод съездить к специалисту;
- Крышка (пробка) расширительного бачка и клапан на ней неисправны. Ее можно или заменить, или попробовать доработать самому — подрезать пружины.
Поскольку самым волнующим для автолюбителей видом поломки является протечка, трезво оцениваем ситуацию. Если протечка серьезная и антифриз уходит очень быстро, то сразу же вызываем техпомощь. Утечка небольшая – заливаем дистиллированную воду и направляемся в автосервис.
Возможные последствия
Выше уже говорилось о том, что неисправная система не даст водителю реальной информации о температуре. Как правило, долгая езда с поломанным радиатором приводит к перегреву двигателя. Отметим, что для этого игнорировать поломку нужно достаточно долго.
https://www.youtube.com/watch?v=abB3nAxsQXc
Менее печальный исход – закипевшая охлаждающая жидкость образует воздушные пробки, мешающие ее циркуляции. Дефект устраняется легче, поскольку не придется ремонтировать сам двигатель.
Разбираемся с эксплуатацией
Итак, предположим, что у вас или новый автомобиль, или попросту новый радиатор, который только-только был установлен. Дабы не допускать ошибок, запомните следующие правила эксплуатации:
- Своевременно меняйте охлаждающую жидкость. По статистике, 22% поломок авто прямо связаны с системой охлаждения. При этом данный процент для водителей в России, Казахстане и Украине несколько выше. Проблема в том, что у нас есть разделение на тосол и антифриз, хотя первый – та же охлаждающая жидкость, что и второй. Хоть тосол и привычен, настоятельно рекомендуем выбирать именно антифриз, особенно если у вас новая модель автомобиля. Тосол образует на поверхности металла защитный слой, уменьшающий теплоотдачу на 25-50%. Повышая защиту от коррозии, вы фактически ухудшаете отвод теплоты;
- Установите на радиатор дополнительную защитную решетку и регулярно очищайте ее от листьев, пыли и тополиного пуха. Фактически, это защита от камней, которые могут повредить радиатор;
- Периодически промывайте внутренние полости радиатора. Для это в специально отведенную тару сливается охлаждающая жидкость. Когда она не загрязнена, промывать радиатор нет смысла. Загрязнена — двигаемся дальше. Заливаем в систему охлаждения дистиллированную воду, заводим автомобиль и оставляем работать 15 минут. Повторяем до момента, когда из сливных отверстий не будет выходить чистая вода. Также в воду можно добавлять небольшое количество средства для промывания радиаторов, однако после его использования тщательно промойте радиатор все той же дистиллированной водой. Процедуру советуем проводить раз в год.
Выбираем новый радиатор
При выборе обращают внимание на следующее:
- Габаритные размеры;
- Комплектация;
- Плотность ламелей;
- Материал;
- Толщина сердечника;
- Количество трубок;
- Где находится входные и выходные патрубки, их размеры;
- Особенности конструкции.
Особенности конструкции предусматривают то, можно ли установить запчасть вместе с радиатором кондиционера, предусмотрено ли охлаждение АКПП, имеется ли компенсационный бак и соединение с ним. Подкапотное пространство заполнено плотно, так что обратите внимание на геометрию: ширину, длины, толщину. Если вы намерены брать аналог, обратите внимание на плотность ламелей — она не должна не меньше, чем у старого образца. Степень подобия количества трубок должна быть максимальной. Сердечники должны быть одинаковы.
Расположение патрубков играет большую роль. Они могут располагаться или на одной стороне, или на противоположной. Их диаметр и длина подбирается особенно тщательно, дабы не приходилось брать другой радиатор или наращивать длину патрубков.
Касательно материала: медно-латунные радиаторы относятся к распространенным, но от них постепенно отказываются. Коэффициент теплопроводности у меди самый большой среди всех металлов после серебра. При этом радиатор достаточно тяжелый, нередко имеет плохую вибрационную стойкость. Следующий на очереди материал — алюминий. Вес алюминиевых радиаторов в 2-3 раза меньше, чем вес медно-латунных. Японские алюминиевые радиаторы и легкие, и обеспечивают отличное охлаждение. Цена на них достаточно высока. Дешевые алюминиевые радиаторы уступают медным.
Важно понимать, что чем выше поверхность теплоотдачи, тем лучше работает радиатор. По этой причине производители стараются сделать количетсво трубок достаточно большим (радиатор в итоге становится толще), а также уменьшить расстояние между ними (уменьшается шаг трубок). Алюминиевые радиаторы выглядят внушительно – относительно невысокая теплопроводность материала с лихвой компенсируется большой емкостью конечного изделия.
Краткий экскурс по брендам
Итак, у нас на выбор несколько десятков брендов европейских брендов и многоликий китайский производитель. Все радиаторы с заводов-производителей хороши, но их все равно легко разделить на 2 категории: дорогостоящие и бюджетные.
Из дорогостоящих можно отметить оригиналы из Японии: Nissen, Denso. Германия: Behr, Hella. Нидерланды: NRF. Франция: Valeo.
Из недорогих стоит отметить радиаторы из Польши фирмы Thermotec и датские JP — качество неизменно высокое, но и цены не кусаются. Многие автолюбители сегодня выбирают радиаторы польской фирмы.
Занимают свою нишу также Van Wezel из Бельгии, Ava Quality Cooling из Нидерландов. Они и не слишком дорогие, и не относятся к бюджетным.
Что же в финале
Владелец авто может стать перед выбором: неплохой, казалось бы, китайский радиатор и недорогой польский. Здесь нужно учесть, что китайские радиаторы практически всегда имеют круглые трубки. К вашему же авто могут подойти только радиаторы с овальными трубками. При этом, согласно описанию на упаковке, такое изделие можно установить на автомобиль со спекаемым радиатором (трубки овальные).
Особенность вот в чем: у трубок круглого сечения есть “аэродинамическая тень”, почти не попадающая под воздействие холодного воздуха. У плоскоовальных трубок этого недостатка нет. Если вы решитесь поставить на автомобиль радиатор с круглыми трубками, хотя производитель еще на заводе поставил радиатор с трубками овального сечения, последствия могут быть следующими:
- Мотор вентилятора выйдет из строя;
- Температура двигателя будет держаться на стабильно высоком уровне;
- Возможный перегрев двигателя.
Все три варианта дадут о себе знать, скорее всего, когда чередуются старт и торможение, как это бывает в пробках, и когда грузовой транспорт тянет на себе что-то тяжелое. В иных случаях обман не будет раскрыт до механической поломки радиатора.
Перед покупкой лишний раз осмотрите изделие, не забывая о следующем: лучшим материалом является алюминий; толщина сердцевины совпадает с оной у старого радиатора; изделие с большим количеством лент или пластин предпочтительно; форма трубок — такая же, как у оригинального радиатора с завода; количество трубок — такое же или большее.
Хороший радиатор обеспечивает настолько хороший тепловой баланс двигателя, вентилятор охлаждения включается от раза к разу. При этом за счет экономии электроэнергии и все того же баланса несколько уменьшаются затраты топлива.
Вывод
Резюмируя, отметим: низкие цены на продукт уже являются поводом задуматься о целесообразности такой покупки. Европейские и японские радиаторы — однозначно лучший выбор. Они служат дольше, охлаждают лучше. Даже их внешний вид приятен глазу, что лишний раз говорит о культуре производства и дает право судить о высоком качестве изделия. Советуем не экономить, а выбирать радиаторы вышеизложенных фирм.
Источник: https://avto.pro/autonews/kak_vibirat_radiator_ohlazhdeniya_dvigatelya-20170122/
Как выбрать и установить биметаллическую батарею
Отопительный сезон в России более 6 месяцев. Выбор радиаторных систем и батарей для отопления дома всегда актуален. В отличие от советского прошлого, когда не было альтернативы тяжелым чугунным батареям, производители предлагают широкий выбор современных радиаторов. Самый распространенный из них — биметалл-радиатор. Какие лучше, как сделать выбор, какие особенности монтажа — об этом и пойдет речь далее.
Биметаллические радиаторы
Структура биметаллических батарей отвечает всем требованиям, предъявляемым к этому виду отопительного оборудования. Это объясняется сочетанием двух металлов — алюминия и стали. Внутри батареи расположен стальной стержень, который и соприкасается с теплоносителем. Сталь, обладает антикоррозийной устойчивостью и долговечностью. Наружная часть выполнена из алюминия — легкого металла с хорошей теплоотдачей, который ускоряет съем тепла и передачу в воздух.
- Надежность. Они гораздо прочнее алюминиевых. Особенно это касается устойчивости к высокому давлению и скачкам напряжения, характерных для большинства отечественных домов. Да и по химической устойчивости они обладают превосходными характеристиками.
- Разнообразие моделей, внешняя привлекательность и соответствие любому, даже самому изысканному дизайну интерьера.
- Высокая теплоотдача и небольшая инерция системы отопления, коррозийная устойчивость.
- Компактность, небольшой вес, удобство монтажа и транспортировки.
- высокая цена;
- небольшая пропускная способность.
Разница между видами радиаторов:
- Биметаллические — алюминиевая только оболочка, а все трубы сделаны из стали. В такой конструкции, алюминий с водой не соприкасается. Главное преимущество таких батарей — высочайшая прочность и практически полное отсутствие протечек. Но цена на такие устройства — выше.
- Полубиметаллические — в них сталь используется только для усиления вертикальных трубок. Допускается контакт алюминия с водой.
Главное преимуществ данной разновидности: лучшая теплоотдача по сравнению с биметаллическими и доступная стоимость.
Эксперты утверждают, что выбор полу- и биметаллических радиаторов зависит от вида системы отопления, к которой будут подключены батареи. Так, для домов с централизованным отоплением лучше выбирать биметаллические модели.
Только они позволят справиться с 2 существенными проблемами, присущими таким системам, — некачественным теплоносителем и высоким давлением с резкими перепадами. В частном же доме можно установить и полубиметаллические радиаторы.
Есть 2 типа конструкций — секционные и монолитные. Также могут отличатся подводом, бывает нижний и боковый.
По эксплуатационным характеристикам секционные конструкции уступают монолитным. К тому же, стыки между секциями — место, потенциально опасное для образования протечек. Главный минус монолитных радиаторов — их стоимость, которая значительно превышает цены на секционные модели.
В многоэтажных домах выше 16 этажей, допустима установка только монолитных радиаторов. Это связано с высоким рабочим давлением теплоносителя, превышающим возможности секционных батарей.
Биметаллический радиатор
Сравнительные характеристики и параметры представлены в таблице
Срок службы, лет | 20-25 | 50 |
Рабочее давление, бар | 20-35 | 100 |
Тепловая мощность, приходящаяся на 1 секцию, Ватт | 100-200 | 100-200 |
При выборе радиатора следует обратить внимание и на технические характеристики. Обычно на упаковке указывают:
- Максимальное рабочее давление. В большинстве моделей оно варьируется в диапазоне от 16 до 35 атмосфер. В централизованном отоплении оно не превышает 14 атм, а в автономном — 10. Все производители дают достаточный запас, поэтому переплачивать за чрезмерное рабочее давление бессмысленно.
- Тепловая мощность. Теплоотдача, указываемая производителем, рассчитывается для температуры теплоносителя в 70 градусов и указывается за одну секцию.Теплоотдача одного элемента чугунной батареи – примерно 150–180 ватт. Во время эксплуатации постоянно происходят отступления от данного значения. Поэтому при приобретении батареи надо учитывать и этот факт.
- Максимальная температура теплоносителя. Если указано, что она составляет более 95 градусов, то производитель несколько лукавит, поскольку в действительно больше 90 градусов никто не делает. Но если указано максимум 90 градусов или меньше, тоже плохо. Правильный диапазон — 90-95 градусов.
- Межосевое расстояние. В большей степени этот фактор важен для маркировки продукции (чаще всего встречаются модели с 350 и 500 мм между осями).
- Вес и габариты оборудования. Естественно, перед покупкой батареи следует измерить пространство, в которое должна войти батарея (с учетом, что между радиатором и прилегающими поверхностями должен остаться небольшой зазор). Облегченные конструкции пользуются большей популярностью у населения, уставшего от неподъемных чугунных батарей.
Как рассчитать количество секций батареи для утепленного помещения
Если вам лень вникать во все тонкости расчетов теплопотери помещения, то можно воспользоваться усредненными значениями и не учитывать разницу материалов.
Для утепленного частного дома считают средний показатель примерно 75 Вт/кв.м. для многоквартирного 100 Вт/кв.м.
Что бы узнать площадь помещения, надо умножить ширину на длину. Полученную цифру умножаем на средний показатель потерь и делим на мощность одной секции, которую берем из технических характеристик указанных на упаковке радиатора.
Комната в частном доме 5 на 5 метров: 5х5х75/180=10,4 секций, округляем в большую сторону и получаем 11 секции на 25 квадратов. Это примерное количество. Тут действует правило, лучше взять больше на одну или две секции, чем потом мерзнуть. К тому же, обычно, есть окно для проветривания. Для многоквартирного дома считается так же, только используем цифру 100 вместо 75. Но лучше всего обратиться к специалистам, которые подберут оптимальные размеры отопителя.
При приобретении того или иного товара важнейшее значение имеет, кем и в какой стране он был изготовлен. Это относится и к батареям. На отечественном рынке стоит выделить следующих производителей:
- Итальянские. Именно специалистами итальянской компании Sira Group и были когда-то изобретены биметаллические радиаторы. На рынке также представлена продукция от таких фирм, как Radena, Global Style и Royal Thermo. Все итальянские батареи изящны, долговечны, компактны, с качественной отделкой и интересным дизайном;
- Российские. Наиболее известная торговая марка — Rifar. По качеству она не уступают итальянским производителям, но стоимость на эту продукцию значительно ниже;
- Южная Корея. Производитель — МАРС. Сердечник в этих батареях изготовлен из меди, а не из стали;
- Польша. Торговая марка — REGULUS-system. Сердечник также выполнен из меди. Компания гарантирует до 25 лет нормальной эксплуатации радиаторов.
- Китай. Китайские биметаллические радиаторы не блещут аккуратным внешним видом, изящным оформлением и декором. Но стоимость на них гораздо меньше, чем на другие образцы. В дома с центральным отоплением не стоит покупать китайские батареи, они могут не выдержать опресовку и нестабильное давление в магистрали.
Покупать китайские батареи стоит только при ограниченном бюджете и, рассчитывая, что они могут выдержать меньшее рабочее давление.
В следующей таблице представлены технические характеристики биметаллических радиаторов от различных производителей.
Италия | STYLE 500 Gladiator 350 | 35 30 | 110 110 | 168 140 | 1,97 0,85 |
Германия | TENRAD 500 | 24 | 120 | 161 | 1,44 |
Россия | RIFAR Forza 500 RIFAR MONOLIT 350 | 20 100 | 135 135 | 202 136 | 1,84 1,5 |
Китай | Gordi 500 | 30 | 110 | 181 | 1,7 |
Как правило, установка биметаллических батарей не вызывает особых сложностей. Главное, не упустить тот момент, что во время монтажа используется и правая, и левая резьба. Если подтянуть гайки в неверном направлении, то могут возникнуть протечки. Обычно в набор к батареям входят гайки с обоими видами резьбы.
Пошаговая инструкция для установки биметаллических батарей:
установка
- Сборка. Как правило, она выполняется в месте реализации радиатора или на самом производстве. Если приобретена батарея в разборном виде, то лучше пригласить опытных сантехников для сборки.
- Схема подключения. При ее продумывании необходимо учесть расположение труб, необходимость подключения новых кранов и т. д. Как показывает практика, оптимальный вариант для схемы подключения — диагональный.
- Выбор материала для монтажа. При соединении сантехнических фитингов может быть использован лен с герметиком или специальные ленты. Выполнение резьбовых соединений должно осуществляться с точно отмеренным усилием — то есть, важно затянуть их сильно, но не перетянуть (во избежание срыва резьбы).
- Непосредственный монтаж батарей. Следует учесть, что обязательны определенные отступы: от стены — 3-4 см, от подоконника — 8-12 см, от пола -11-20 см. Обычно радиаторы реализуются в защитной полиэтиленовой пленке. Снимать ее лучше всего после окончания монтажа, чтобы не причинить вред поверхности.
- Открытие кранов. Это необходимо делать максимально плавно, чтобы предотвратить забивание проточного течения труб. Также следует выпустить воздух из радиатора через воздушники. Отсутствие протечек — идеальный вариант, хотя обычно при первом включении их избежать мало кому удается. При обнаружении протечки, ее следует устранить и систему запустить вновь.
Для безопасной и исправной работы биметаллических радиаторов:
- не рекомендуется загораживать их ширмами и экранами;
- обязательно поставить перемычку на трубы, а между ними и батареей — два крана и регулятор;
- учитывать, что течи появляются редко, но если это вдруг случилось, то скорее всего проблема в фитинговом соединении с батареей.
Источник: https://SovetPoRemonty.ru/otoplenie/vybor-i-ustanovka-bimetallicheskix-batarej.html
Потек радиатор: что брать взамен?
29 августа 2017 годаЭтот экспонат выставочного стенда — полуторамиллионный радиатор Luzar, но совсем скоро его потеснит двухмиллионный.Этот экспонат выставочного стенда — полуторамиллионный радиатор Luzar, но совсем скоро его потеснит двухмиллионный.
Когда-то первые вазовские «восьмерки» шокировали практически всех и всем. В том числе своими радиаторами, сделанными… из алюминия!
— Ну, додумались, - качали головами бывалые. - Медный-то запаял и дальше поехал — а с этим что делать? Новый покупать?
С тех пор всё изменилось. Мягкая, тяжелая и дорогая медь полностью уступила место алюминию. А чтобы посмотреть на современное производство радиаторов всех мастей, не нужно ехать за границу — гораздо удобнее посетить Санкт-Петербург. Помимо Медного всадника и Спаса на Крови там есть и завод ПО «Авто-Радиатор», выпускающий более полумиллиона радиаторов Luzar в год.
Трубчатые и пластинчатые
С детства помню, что грибы бывают трубчатые и пластинчатые — к примеру, подберезовики и сыроежки. Примерно такая же терминология применяется и в радиаторном мире. Два основных вида радиаторов систем охлаждения — это сборные трубчато-пластинчатые, а также паяные (несборные) трубчато-ленточные. Какие лучше? Давайте разбираться.
Начнем с подберезо… простите, с трубчато-пластинчатых изделий. Больше всего мне понравилось то, что внутрь трубок при производстве вставляют так называемые турбулизаторы. Это закрученные спиралью узкие и длинные пластмассовые пластины, благодаря которым жидкость не проносится вдоль трубки на всех парáх, а совершает сложное движение по спирали, что способствует лучшему теплообмену. А вообще процесс начинают с вырубания охлаждающих пластин из ленты (отечественной, кстати говоря!). Затем полученные пластины надевают на трубки, после чего применяют — необычный термин! — дорнование.
Дорнование трубок необходимо для исключения воздушного зазора между трубками и ламелями (пластинами).Дорнование трубок необходимо для исключения воздушного зазора между трубками и ламелями (пластинами). | Завальцовка концов опорных доньев на края пластиковых бачков.Завальцовка концов опорных доньев на края пластиковых бачков. |
Дорн — это один из героев Чехова, но тут он точно ни при чем. Так называется стержень, который проталкивают внутрь трубок, увеличивая таким образом их наружный диаметр. Далее на концы трубок устанавливают опорные донья с уже вложенными резиновыми прокладками и концы трубок развальцовывают.
На оба опорных дна монтируют пластмассовые бачки, которые крепят загибанием лапок. Получившиеся радиаторы проверяют избыточным давлением более 2 бар, при этом специальный стенд регистрирует малейшее падение давления. Прошедший испытания радиатор получает индивидуальный номер.
Сборные радиаторы
высокая жесткостьтрубки защищены от повреждений пластинамималый процент браканевысокая стоимость материалов | не очень высокаятеплоотдача сложная оснастка |
Повысить теплоотдачу удается расположением трубок в шахматном порядке. Если применить плоскоовальные трубки (уже без турбулизаторов), теплоотдача тоже увеличится. Кстати, такие трубки также обрабатывают дорном.
А что сказать о паяных радиаторах (кроме того, что они несборные)? Такие конструкции требуют соединять трубки с охлаждающей лентой и основанием бачков в специальной печке! Конструкция спекается в печи в среде азота, который помогает освободить алюминиевые поверхности от окислов. Далее через совсем тонкие (лапшевидные) прокладки устанавливают бачки.
Паяные радиаторы
высокая теплоотдачанизкая стоимость оснасткинет необходимостив массивной резиновой прокладке (при пластмассовом бачке) | сложный процесс производства (возможен бракпри недостаточном соединении трубок с лентами)нет защиты трубок |
Из алюминиевой ленты вырубаются охлаждающие пластины-ламели. В них предусмотрены «жалюзи» для задержки воздуха, отверстия для трубок и «ограничители», определяющие расстояние между пластинами.Из алюминиевой ленты вырубаются охлаждающие пластины-ламели. В них предусмотрены «жалюзи» для задержки воздуха, отверстия для трубок и «ограничители», определяющие расстояние между пластинами. | В круглые трубки радиаторов вкладывают пластмассовые турбулизаторы для улучшения теплообмена.В круглые трубки радиаторов вкладывают пластмассовые турбулизаторы для улучшения теплообмена. | Каждый готовый радиатор проверяют давлением, превышающим рабочее. Утечек нет.Каждый готовый радиатор проверяют давлением, превышающим рабочее. Утечек нет. |
Сколько ходов?
На этом нюансы терминологии не кончаются. Радиаторы делятся на одноходовые и двухходовые. У одноходовых жидкость проходит через все трубки радиатора в одном направлении — от одного бачка к другому. А вот у двухходового один бачок разделен на две части перегородкой; жидкость, зайдя через верхнюю часть, перемещается по половине трубок в одну сторону, а затем, уже в другом бачке, меняет направление движения и возвращается во вторую часть первого бачка, двигаясь в обратном направлении.
При создании новых радиаторов Luzar используется испытательный стенд, позволяющий оценить эффективность конструкции.При создании новых радиаторов Luzar используется испытательный стенд, позволяющий оценить эффективность конструкции.
Для кого это делают?
Авто-Радиатор — официальный поставщик конвейеров АВТОВАЗа и СП GM-АВТОВАЗ. Само собой, радиаторы Luzar поставляются на вторичный рынок, причем не только на российский — экспорт налажен в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Украину, Армению… Сегодня питерцы производят свыше 1200 наименований продукции, в основном это радиаторы охлаждения двигателей и радиаторы отопления салона легковых автомобилей отечественного и импортного производства, а также некоторых грузовиков. Хотя и кондиционеры с интеркулерами не забыты.
Культура производства на заводе меня приятно удивила. Если радиатор моей машины потребует замены, не буду сбрасывать со счетов изделия Luzar.
От наиболее простых, с двухрядным расположением трубок, снабженных для повышения эффективности пластмассовыми турбулизаторами, перешли к производству радиаторов с шахматным расположением трубок. Венцом развития сборных радиаторов стали конструкции с плоскоовальными трубками, улучшающими теплоотдачу. | ||
Радиатор с двухрядным расположением трубок и турбулизаторами.Радиатор с двухрядным расположением трубок и турбулизаторами. | Трубки расположены в шахматном порядке.Трубки расположены в шахматном порядке. | Радиатор с плоскоовальными трубками.Радиатор с плоскоовальными трубками. |
Потек радиатор: что брать взамен?Потек радиатор: что брать взамен?Потек радиатор: что брать взамен?Потек радиатор: что брать взамен?Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/907991-pokhititeli-tepla/
Из чего сделан радиатор автомобиля
Радиа́тор (новолат. radiātor — «излучатель») — устройство для рассеивания тепла в воздухе (излучением и конвекцией), воздушный теплообменник.
- Радиатор отопления зданий.
- Радиатор системы охлаждения или кондиционирования, для излишне нагревающихся деталей:
- как пассивной, в виде массивной металлической (алюминиевой, из алюминиевого сплава, медной) пластины с рёбрами или выступами, для увеличения тепловыделения (к примеру, цилиндров двигателя мотоцикла; электронных компонентов — радиодетали/микросхем);
- так и активной (напр. кулер для радиодеталей; жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания либо процессоров) системы охлаждения.
Бытовые масляные радиаторы [ править | править код ]
Масляный (маслонаполненный) радиатор представляет собой передвижную батарею отопления. Устройство: внутри герметичного корпуса расположена электрическая спираль, корпус наполнен минеральным маслом. Температура поверхности масляного обогревателя не превышает 150 °С. Тепло передается от спирали маслу, затем от масла корпусу, и от корпуса — воздуху.
Приборы этого типа надежны, долговечны, бесшумны, способны сохранять тепло продолжительное время после отключения электропитания, к тому же считаются весьма безопасными. Основными достоинствами масляных радиаторов являются низкая цена, мобильность и низкий уровень шума.
К недостаткам традиционного маслонаполненного обогревателя можно отнести долгий разогрев (10-20 мин).
Современные масляные обогреватели обладают следующим набором функций:
- Несколько режимов работы.
- Функция «климат-контроль»
- Таймер включения/выключения, радиатор нагреет помещение к определенному времени.
- Функция защиты от перегрева.
- Самоскручивающийся провод.
- ПДУ для масляного обогревателя.
- Вешалка для сушки вещей.
Конвекционные радиаторы [ править | править код ]
Многие радиаторы, кроме рассеивания части тепла излучением, другую часть тепла отводят естественной или принудительной (вентилятором) конвекцией и являются комбинацией радиатора и конвектора. Конвекционные обогреватели — это отопительные радиаторы, на трубы которых навешаны ребра. Конвекционные обогреватели быстро нагревают помещение. Такие обогреватели часто устанавливают в производственных помещениях: в гаражах, цехах, на складах. Современные конвекционные обогреватели сделаны из меди и алюминия. Теплоноситель соприкасается только с медью, а из алюминия изготавливают теплопроводящие пластины и корпус.
Конвекционные обогреватели создают эффект воздушного теплового вентилятора и хорошо перемешивают слои воздуха в помещении, но это может являться и отрицательным фактором, так как в помещении создаются сквозняки, пыль не оседает, постоянно находясь в воздухе.
Радиаторы ДВС [ править | править код ]
В двигателе внутреннего сгорания радиатор является теплообменником, объединяющим два контура системы охлаждения. В основном применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные решётки радиаторов. В радиаторе для прохода охлаждающей жидкости применяют шовные или цельнотянутые трубки из латунной ленты толщиной до 0,15 мм. Используются и алюминиевые радиаторы: они дешевле и легче, но теплообменные свойства, при прочих равных условиях (размеры, площадь теплообмена и т. п.), и надёжность ниже.
На тепловозах аналогичное устройство называется «холодильником».
Радиатор автомобильный, устройство которого включает в себя два бачка – верхний и нижний, а также трубки между ними, выполняет важнейшую функцию и отвечает за предотвращение перегрева двигателя. Как же это происходит, и какие виды этого узла мы можем найти в наших машинах, поговорим чуть ниже.
Автомобильный медный радиатор, или алюминиевый?
Радиатор нагревает воздух в системах отопления, кондиционирования и вентиляции. Охлаждает в системе рециркуляции отработанные газы, масло, которое находится в системе смазки, воздух системы турбонаддува и рабочую жидкость в случае с автоматической КПП. Существует несколько видов систем охлаждения: жидкостная, воздушная и комбинированная. В первом случае охлаждение происходит за счет потока жидкости, во втором –посредством воздуха, ну, а в третьем, соответственно, идет объединение воздушной и жидкостной систем.
Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливается сердцевина современных радиаторов, является алюминий. Это обосновано тем, что автомобильные алюминиевые радиаторы охлаждения очень легкие, а их стоимость значительно ниже, чем медных. Однако они обладают очень малой теплопроводностью и подвержены коррозии. Автомобильный медный радиатор имеет больше достоинств, среди них: устойчивость к коррозии, высокий КПД, отличная теплопроводность. Также он является более прочным и, соответственно, долговечным. Но главный недостаток – высокая стоимость.
Еще до недавнего времени пользовались спросом радиаторы, сделанные из стали, однако из-за ее низкой теплопроводности, которая в четыре раза меньше, чем у алюминия, эти варианты сегодня практически нигде не встречаются.
Жидкостной и масляный радиатор для авто?
Безусловно, огромное значение имеют свойства материала, но это далеко не все, так как более важными факторами, отвечающими за хорошую работу, являются конструктивные особенности и устройство радиатора автомобиля. Чаще всего, в автомобилях устанавливают жидкостные агрегаты. Посредством насоса жидкость циркулирует в замкнутом контуре, тем самым охлаждая стенки цилиндра и осуществляя отвод тепла от элементов двигателя.
Источник: https://ravon-r2.ru/iz-chego-sdelan-radiator-avtomobilja/
Что такое радиатор и для чего он нужен?
Радиатор – деталь автомобиля, которая устанавливается в моторный отсек. Он обеспечивает постоянное охлаждение двигателя.
Как он устроен, для чего нужен, какие виды радиаторов бывают, почему выходит из строя, как за ним ухаживать и как выбрать лучшую модификацию? Разберемся со всеми нюансами подробней.
Общие понятия, назначение
В процессе работы автомобиля все его механические узлы нагреваются. В отдельных отсеках этот показатель достигает не одной сотни градусов. И основной агрегат, который из-за повышенной температуры быстро выйдет из строя – мотор.
Чтобы движущиеся детали двигателя не испортились, их необходимо охладить. Для этого инженерами каждого автопроизводителя разрабатывается и устанавливается система охлаждения.
Радиатор охлаждения – металлический теплообменник, внутри заполненный антифризом (или тосолом). К нему подсоединены резиновые патрубки, которые крепятся на соответствующие горловины мотора.
Охлаждение мотора работает по следующему принципу. Заведенный ДВС вращает крыльчатку водяного насоса. Благодаря этому в системе (по малому кругу) начинает циркулировать антифриз. Когда температура жидкости достигает 80-90 градусов, срабатывает термостат и открывается большой круг циркуляции. Это позволяет двигателю быстрее прогреться до нужной температуры.
Следующая 3D-анимация наглядно демонстрирует принцип работы системы:
Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.
Для чего он нужен в машине
Мотор автомобиля работает за счет процесса горения топлива в цилиндрах. В результате этого все детали сильно нагреваются. Когда температура металлических элементов повышается, они расширяются. Если их не охладить, это приведет к разным проблемам в силовом агрегате, например, к появлению трещин в головке блока цилиндров, в охлаждающей рубашке, деформации ГБЦ, чрезмерному тепловому расширению поршней и так далее. Игнорирование подобных проблем приведет к дорогостоящему ремонту двс.
Чтобы стабилизировать температуру, все двигатели внутреннего сгорания в своей конструкции имеют охлаждающую рубашку, по которой с помощью помпы циркулирует жидкость. Нагретый тосол по магистрали поступает в радиатор автомобиля. В нем жидкость охлаждается, а затем поступает обратно в двигатель. Этот процесс позволяет поддерживать рабочую температуру ДВС.
Если бы в конструкции системы охлаждения не было бы радиатора, жидкость в ней быстро закипела бы. В машине эта деталь устанавливается в передней части подкапотного пространства. Это необходимо, чтобы на его плоскость поступало больше холодного воздуха.
Эффективность теплообменников зависит от таких факторов:
- количество трубок – чем их больше, тем лучше охладится антифриз;
- сечение трубок – овальная форма увеличивает площадь соприкосновения с воздухом, что увеличивает теплоотдачу;
- принудительный обдув – особенно полезен в городском режиме езды;
- чистота – чем больше мусора будет между ребрами теплообменника, тем труднее будет свежему воздуху попасть на горячие трубки.
Конструкция радиатора
Материал, из которого изготавливаются автомобильные радиаторы – металл (алюминий или медь). Стенки теплообменника очень тонкие, благодаря чему антифриз быстро отдает свою температуру и охлаждается.
Конструкция радиатора состоит из тонких трубок, спаянных между собой в форму прямоугольника. Этот элемент крепится на двух бачках (один на входе, другой на выходе). Дополнительно на трубки нанизаны пластинки, что увеличивает площадь теплоотдачи. Воздух проходит между ребрами и быстро охлаждает поверхность детали.
Все теплообменники имеют два отверстия: на вход и на выход. К ним подсоединяются патрубки системы. Для слива жидкости из полости теплообменник оснащается пробкой, установленной внизу конструкции.
Если автомобиль движется по трассе, потока воздуха достаточно, чтобы охладить антифриз естественным путем (обдув ребер). В случае движения в городе поток воздуха не такой интенсивный. Для этого в системе охлаждения за радиатором устанавливается большой вентилятор. В старых моделях автомобилей он имел прямой привод от мотора. Современные машины оснащены системой контроля температуры тосола и при необходимости включает принудительный обдув.
Как изготавливают радиаторы – смотрите в следующем видео:
Как делают автомобильные радиаторы
Виды радиаторов
Существует несколько видов теплообменников. Каждый из них предназначен для своей цели, но работают они по одному принципу – внутри них циркулирует жидкость для обеспечения обмена тепла. Вот в каких системах автомобиля используются теплообменники:
- охлаждающая;
- отопительная;
- климатическая.
Чаще всего в автомобильной промышленности используются две категории радиаторов.
- Трубчато-пластинчатые. Это самая распространенная модификация, которую устанавливали на старые автомобили. Теплообменник в них состоит из горизонтально расположенных трубок (круглого сечения), на которые нанизаны тонкие пластины. Чаще всего их изготавливают из алюминиевого сплава. Эти модификации устанавливались на старых автомобилях. Основной недостаток – слабая теплоотдача из-за небольшой площади соприкосновения с потоком воздуха.
- Трубчато-ленточные. В них используются длинные трубки (овального сечения), сложенные в форме змеевика. Материал, который используется для их изготовления – либо сплав меди и латуни, либо алюминий. Такие модификации устанавливают во многие современные автомобили. Медные модели обладают отличной тепловой проводимостью, но стоят очень дорого. Поэтому чаще охлаждающая система комплектуется алюминиевыми аналогами.
Среди первой категории существуют еще два вида радиаторов. Это одноходовые и многоходовые модели. Они отличаются друг от друга принципом циркуляции.
- Одноходовые. Охлаждающая жидкость поступает в полость теплообменника с одной стороны и равномерно распределяется по всем трубкам. В них есть существенный недостаток: антифриз в полости распределяется неравномерно, из-за чего теряется эффективность обмена тепла.
- Многоходовые. Охлаждающие элементы в них разделены на несколько секций. Эта конструкция увеличивает общую длину магистрали, что улучшает процесс теплообмена.
Повреждения радиаторов: причины, профилактика
Как и любая деталь, радиатор в машине тоже может выйти из строя. Вот пять основных причин.
- Механические повреждения. Так как эта деталь устанавливается впереди автомобиля, на нее часто попадают посторонние предметы. Например, это могут быть камни от впереди идущего авто. Даже незначительное столкновение машины может повредить радиатор, что нарушит герметичность системы охлаждения.
- Окисление металла. Хотя все элементы теплообменника изготавливаются из нержавеющих материалов, радиаторы не защищены от образования накипи внутри их полостей. Из-за использования некачественной охлаждающей жидкости металлические детали мотора могут окисляться, что засоряет магистраль и препятствует свободной циркуляции антифриза.
- Естественный износ. Постоянный нагрев и охлаждение приводит к «усталости» металла, от чего снижается его прочность. Вибрации в подкапотном пространстве способствуют разрушению соединительных швов, из-за чего может появиться течь.
- Чрезмерное давление в магистрали. Если на расширительном бачке установлена некачественная пробка, со временем клапан для сброса давления перестает функционировать. Из-за нагрева антифриза до температуры выше 100 градусов в системе увеличивается объем. Чаще всего расходятся швы на пластиковых элементах. Но стенки старого теплообменника со временем становятся тоньше, что приводит к разгерметизации и протечкам.
- Замерзание охлаждающей жидкости. Такое может происходить в случае использования неподходящего антифриза или обычной воды. На морозе вода кристаллизуется и расширяется. От этого на стенках трубок появляются трещины.
Большинство из перечисленных проблем можно предотвратить, применив профилактические методы. Чтобы продлить службу радиатора, хозяин авто может предпринять следующие меры.
- Не заливать в систему обычную воду. В экстренном случае можно воспользоваться дистиллированной, но в ближайшее время нужно поменять ее на тосол. Эта жидкость закипает при температуре выше 115 градусов. Помимо этого она содержит смазочный материал, что благотворно влияет на крыльчатку насоса и другие металлические детали системы.
- Своевременно менять тосол, а при уменьшении уровня – доливать его. Замену нужно производить не реже 50-70 000 км. пробега (для антифриза этот интервал составляет от 150 тысяч). Но если ОЖ поменяла свой цвет и стала черной, это явный сигнал для обслуживания системы.
- Устанавливать такой радиатор, который изготовлен для данной модели автомобиля.
- Проводить плановое техническое обслуживание всей системы охлаждения.
- Сохранять ребра теплообменника в чистоте.
- Во время замены тосола периодически применять промывку внутренних стенок змеевика.
Что лучше: ремонтировать или менять
Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.
Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.
Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.
В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.
Как правильно эксплуатировать?
Одно из важнейших условий правильной эксплуатации радиатора – обеспечивать его чистоту и предотвращать возникновение чрезмерного давления в системе. Второй фактор зависит от крышки расширительного бачка.
Первая процедура может продлить срок службы этого компонента. Однако ее нужно выполнять правильно.
- Производитель категорически запрещает повторное использование отработанной свой срок охлаждающей жидкости. Даже если ее очистить, она уже потеряла свои свойства, и поэтому уже будет бесполезной.
- Если антифриз очень грязный, прежде чем залить в систему новый, ее нужно промыть при помощи дистиллированной воды (ни в коем случае не использовать обычную воду). Она не содержит солей и примесей, которые могут наслоиться внутри змеевика и понизить эффективность охлаждения.
- При наружной очистке важно учитывать, что ребра теплообменника очень тонкие, и поэтому даже небольшие усилия могут их согнуть. Впоследствии это будет препятствовать естественному обдуву радиаторных трубок. Если процедура выполняется при помощи минимойки, нужно настроить небольшой напор. Струю следует направлять перпендикулярно ребрам, чтобы скопившаяся грязь не переместилась внутрь теплообменника. Тогда его никак нельзя будет очистить.
Какой радиатор лучше?
В большинстве случаев ответ на этот вопрос зависит от материальных возможностей автомобилиста. Медно-латунные модели поддаются недорогому ремонту. По сравнению с алюминиевыми аналогами они обладают лучшими теплообменными свойствами (коэффициент теплоотдачи медного – 401 Вт/(м*К), а алюминиевого – 202-236). Однако стоимость новой детали очень высокая из-за цены на медь. И еще один недостаток – большой вес (около 15 килограмм).
Алюминиевые радиаторы стоят дешевле, они легче по сравнению с медными вариантами (в районе 5 кг.), а также их срок службы больший. Зато их невозможно качественно отремонтировать.
Есть еще один вариант – купить китайскую модель. Они намного дешевле оригинальной детали для конкретной машины. Только основная проблема у большинства из них – короткий срок службы. Если алюминиевый радиатор справляется со своими функциями на протяжении 10-12 лет, китайский аналог – в три раза меньше (4-5 лет).
Подробности о поломках и обслуживании радиаторов смотрите в следующем видео:
Радиатор охлаждения двигателя. Неисправности. Очистка.
Источник: https://AvtoTachki.com/chto-takoe-radiator-i-dlya-chego-on-nuzhen/
Стальной или алюминиевый радиатор, какой лучше? – мнение эксперта
Какие радиаторы лучше, алюминиевые или стальные? – таким вопросом задаются многие. И правильно, ведь от выбора отопительного прибора зависит, насколько вам будет комфортно в своем доме.
В этой публикации мы рассмотрим плюсы и минусы стальных и алюминиевых радиаторов. Вы узнаете, чем они отличаются, каковы их сильные и слабые стороны.
Конструкция алюминиевого радиатора
Алюминиевый радиатор отопления состоит из отдельных секций, подсоединенных друг к другу в верхней и нижней части. Внутри каждой секции находится вертикальный канал для протока воды или теплоносителя.
По бокам каждой секции расположены «перья» – вертикальные пластины, с помощью которых металл отдает тепло. Большинство алюминиевых радиаторов имеют отсекатели – расположенные сверху пластины, которые отводят прогретый воздух внутрь помещения (см. рис).
Отсекатели воздуха алюминиевого радиатора.
Как сделан стальной радиатор
Стальной панельный радиатор – неразборная конструкция. Его нагревательный элемент состоит из двух горизонтальных трубок, между которыми расположены вертикальные, по которым циркулирует вода.
Между трубками расположена Z-образная или П-образная пластина (кожух) по всей длине радиатора. Она прогревается от элемента и отдает тепло воздуху. Вся эта конструкция заключена в стальной корпус, в верхней части которого находится решетка для циркуляции воздуха.
Стальные радиаторы бывают трех основных классов: 11, 22, 33. Отличаются они количеством нагревательных контуров и кожухов:
- 11 – один контур, один кожух;
- 22 – два контура, два кожуха;
- 33 – три контура, три кожуха.
Типы стальных панельных радиаторов.
Вся разница в толщине
Алюминиевые радиаторы имеют большую толщину перьев и стенок. Причем она не особенно сказывается на эффективности обогрева, так как этот металл имеет хорошую теплопроводность. Но за счет толщины увеличивается прочность обогревательного прибора, что позволяет работать с теплоносителями с высокой температурой и под большим давлением.
Стальные радиаторы изготовлены из достаточно тонкого металла. Это сделано для того, чтобы компенсировать низкую теплопроводность стали. Небольшая толщина стен трубок и пластин позволяет эффективно прогревать помещение, но негативно сказывается на прочности.
Кто теплее?
Эффективность алюминиевых радиаторов выше чем у стальных, но только в среднем. Если сравнить обычную алюминиевую батарею и стальной радиатор класса 33 – последний сможет отдавать больше тепла. Но при этом стоит учитывать тип подключения радиатора и скорость потока воды.
Точно сказать, насколько теплоотдача алюминиевого радиатора больше чем у стального нельзя – многое зависит от конструкции и толщины металла. С одной стороны, теплопроводность стали в среднем в 3,5-4,5 раза хуже, чем у алюминия. Но и толщина трубок стальных радиаторов меньше, что может компенсировать эту разницу.
Какую воду любят радиаторы?
Алюминий очень чувствителен к качеству воды. При повышенной кислотности или щелочности в нем образуется газ, который создает воздушную пробку и ухудшает эффективность обогрева. приходится периодически выгонять воздух из батареи вручную или с помощью крана Маевского.
Кроме того, алюминий может вступать в реакцию с химическими веществами, содержащимися в воде или некачественном теплоносителе. Он начинает коррозировать, чего не случается со стальными радиаторами.
Сталь – химически инертный металл, он не реагирует с теплоносителями и химическими веществами, растворенными в воде. Единственная опасность – коррозия, которая может образовываться в тот время, когда вода спущена из системы отопления. Но хорошие производители покрывают внутренние каналы антикоррозийным покрытием либо краской.
Эксплуатация и обслуживание
Стальные радиаторы выпускаются в виде готовых панелей. Если неправильно выполнен расчет мощности батареи отопления, то придется добавлять новую.
С алюминиевым радиатором все проще – при желании можно добавить одну или несколько секций, или убрать лишние. Сделать это можно собственноручно.
Срок службы алюминиевых радиаторов существенно зависит от производителя и модельного ряда. Самые дешевые начнут течь через 5 лет, или дадут трещину при небольшом гидроударе (см. фото). А дорогие модели смогут прослужить 20 лет и более.
Как снять радиатор отопления в квартире без последствийЛопнувший из-за гидроудара алюминиевый радиатор.
Со стальными радиаторами сложнее. Они по определению на могут быть особо прочными – толстый металл ухудшит их теплопроводность. Поэтому они боятся большого давления, быстро изнашиваются при его перепадах.
Но если в системе стабильное рабочее давление и нет гидроударов и скачков, то стальной панельный радиатор может отслужить и 15 лет. Кроме того, в случае проблем его можно «подлатать». Сделать это гораздо проще, чем чинить алюминиевый.
Что касается особого ухода – ни стальные, ни алюминиевые его не требуют. Разве что нужно протирать их от пыли, что со стальным радиатором сделать проще.
Какой радиатор не боится ударов?
В домах с централизованным отоплением есть риск гидроудара – внезапного повышения давления в системе. Стальные радиаторы в основном рассчитаны на 8-13 атм., тогда как алюминиевые способны выдержать до 20 атм.
https://www.youtube.com/watch?v=tkJ-WTY-twU
Но этот показатель зависит от модели, способа изготовления радиатора и производителя. Например, рабочее давление алюминиевого радиатора может колебаться в пределах от 6 (у самых дешевых) до 25 (у премиум класса) атм.
Где лучше сталь, а где алюминий?
Какие радиаторы отопления лучше для частного дома, а какие для квартиры? Ответ на этот вопрос прост.
В частном доме вы можете следить за качеством воды или теплоносителя. В индивидуальной системе отопления не бывает гидроударов или больших перепадов давления. Стальной радиатор в частном доме прослужит долго.
Размеры алюминиевых радиаторов отопления, секций и труб
В квартирах с центральной системой отопления проверить качество воды невозможно. Перепады температуры и давления в ЦСО – не редкость. Так что стальные радиаторы использовать довольно рискованно – лучше раскошелиться и установить алюминиевые.
Стальные радиаторы, в среднем, дешевле алюминиевых. Конечно, среди обоих видов есть модели премиум класса от известных производителей, которые отличаются дизайном (см. фото) и стоят дороже обычных. Но если брать средний класс, то сталь стоит меньше.
Нестандартный алюминиевый радиатор.Нестатндартный стальной радиатор.
Стальные и алюминиевые радиаторы, сравнение (таблица)
Параметр | Сталь | Алюминий |
Эффективность | — | + |
Количество видов | + | — |
Требовательность к теплоносителю | + | — |
Возможность улучшения | — | + |
Срок службы | +/- | + |
Удобство в эксплуатации | + | — |
Скорость прогрева и остывания | + | + |
Дизайнерские решения | +/- | +/- |
Стоимость | + | — |
Как видим, нельзя однозначно сказать, какие батареи лучше, алюминиевые или стальные. оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Так что выбирать тот или иной вид радиатора нужно в зависимости от ваших потребностей.
Источник: https://VTeple.xyz/stalnoj-ili-aljuminievyj-radiator-kakoj-luchshe/
Промо: Типология автомобильных радиаторов
История создания автомобильных радиаторов восходит к концу XIX – началу XX века
Змеевики
До тех пор, пока двигатели были небольшой мощности, излишняя теплота рассеивалась прямо от двигателя и его узлов. При увеличении мощности стали применять первые радиаторы – в виде гладкостенной медной трубы, изогнутой в виде змеевика. В 1900 году было применено наружное оребрение этого змеевика.
«Сотовые» радиаторы
При дальнейшем увеличении мощности двигателей (свыше 4 л.с.) такие простейшие радиаторы стали неэффективны, в первую очередь из-за слишком большого гидравлического сопротивления. В 1913 году появился первый пластинчатый паяный медно-латуный радиатор. Параллельно ему появилась конструкция радиатора, в которой воздух проходил по горизонтальным воздушным трубкам внутри бачка, количество этих трубок со временем становилось все больше, пока не получился сотовый радиатор, который был распространен до середины 30-х годов.
Схематичное изображение сотового радиатора
Трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы
Сотовые радиаторы достаточно трудоемки в производстве, громоздкие и тяжелые. Основной стимул развития автомобильных теплообменников – увеличение мощности двигателей и сокращение подкапотного пространства – заставил разрабатывать более сложные конструкции.
У радиаторов появляются латунные донья, куда запаиваются медные трубки, окруженные стальными пластинами (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы).
Вследствие использования стальных пластин при производстве трубчато-пластинчатых радиаторов возникают множество недостатков такой конструкции – большой вес, минимальные показатели теплообмена, низкая коррозийная стойкость сердцевины, низкая вибрационная стойкость.
Фрагмент сердцевины трубчато-пластинчатого медно-стального радиатора
В дальнейшем своем развитии такие радиаторы получают медную ленту вместо стальных пластин (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы), что позволяет существенно увеличить их теплоотдачу. Такой радиатор весит гораздо меньше при значительном улучшении тепловых характеристик.
Сборные алюминиевые радиаторы
Сборные алюминиевые радиаторы стали разрабатываться в СССР во время «холодной войны». Так как медь являлась стратегическим сырьем, исследователи стали пытаться создать алюминиевые радиаторы паяной и сборной конструкции. Сборные радиаторы имеют меньшую теплоотдачу, но дешевле в производстве.
Первые попытки создания алюминиевых сборных радиаторов были предприняты на Мариупольском (Ждановском) радиаторном заводе для автомобиля ЗиС-120, но оказались не очень удачными, так как за основу была взята конструкция с плоскоовальными трубками. Плоскоовальные трубки было невероятно трудно уплотнять на торцах в месте соединения с доньями, из-за чего проект оказался очень дорогим и его скоро свернули. Радиаторов такого типа было сделано около 2 тысяч штук.
В дальнейшем создатель такого радиатора Курневич пришел к выводу, что необходимо в сборных радиаторах делать трубку круглого сечения на всю длину. К сожалению, он не успел сделать опытный образец по причине смерти, остались только чертежи, но этот проект тоже посчитали убыточным.
Идею алюминиевого сборного радиатора с круглыми трубками подхватила в дальнейшем французская фирма «Софико». Они же и получили патент на это изобретение, хотя такой радиатор впервые был изобретен в Советском Союзе!
Паяные (несборные) алюминиевые радиаторы
Первые шаги к наиболее современным теплообменникам – алюминиевым паяным радиаторам – были сделаны в 70-х года XX века. Первые радиаторы такой конструкции изначально были разработаны для автомобилей ГАЗ 3102.
К сожалению, первый опыт оказался неудачным – алюминиевый паяный радиатор не справлялся теплоотдачей, особенно в городском режиме, и поэтому скоро был заменен медно-латунным. Однако причиной его слабой теплоотдачи являлось конструктивное исполнение алюминиевой ленты – ее шаг составлял примерно 8мм.
Причина такой крупноячеистой конструкции сердцевины тривиальна – на заводе, выпускающем эти радиаторы, не было технологической возможности делать меньший шаг охлаждающей ленты.
Автомобиль ГАЗ 3102 (маленькая «Чайка»)
Но история автомобильных радиаторов на этом не заканчивается. Мы уверены, что нас ждет еще много открытий и инноваций в сфере автомобильных теплообменников.
Интересные разработки в области автомобильных радиаторов
Все развитие автомобильных теплообменников стремилось к увеличению теплоотдачи при сохранении габаритов и одновременном уменьшении стоимости. Темпы развития автомобильных радиаторов определялись быстрыми темпами развития автомобильных двигателей – мощности моторов росли очень быстро, и охладить его становилось все труднее.
В попытках добиться результата создавались различные интересные типы радиаторов, по каким-либо причинам не вошедших в серию. Наиболее интересные образцы представлены ниже:
— автотракторный радиатор. Интерес вызывает способ закрепления крышки бачков –крышка закрепляется при помощи болтов. Такой радиатор является ремонтопригодным, что особо важно для сельской местности.
— «безотходный» алюминиевый радиатор для автомобиля «МАЗ», разработанный Бурковым В.В. Представляет собой довольно оригинальную конструкцию; взамен охлаждающих пластин или лент фрезой на охлаждающей трубке «елочкой» нарезалось оребрение. Такой радиатор оказался довольно сложным в изготовлении и поэтому не получил широкого распространения.
— алюминиевый паяный радиатор отопителя для автобусов ЛиАЗ. Особый интерес этот радиатор вызывает в связи с использованием съемных патрубков радиатора. Такое решение скорее всего принято для унификации изделия – в условиях невозможности точно указать угол, в каком требуется зафиксировать патрубки, необходим изменяемый угол.
— алюминиевый сборный радиатор охлаждения с плоскоовальной трубкой для автомобилей PORSCHE. В то время как традиционный алюминиевый сборный радиатор имеет круглые охлаждающие трубки, радиатор с плоскоовальными трубками возвращает нас к первым попыткам создания сборного радиатора. Зачем создавать радиатор с плоскоовальными трубками? Площадь контакта набегающего потока воздуха с такой трубкой на 30% больше, чем с круглой – соответственно, и теплоотдача больше.
— радиаторы с биметаллической сердцевиной. При создании таких радиаторов использовались комбинации традиционных материалов – меди, латуни, алюминия, стали. Наиболее яркий пример – сборный радиатор с круглыми алюминиевыми охлаждающими трубками и медными пластинами.
Материалы предоставлены компанией LUZAR — производителем автомобильных радиаторов
На правах рекламы*.
* Редакция Драйва не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. |
Источник: https://www.drive.ru/entry/5464608f95a656af6c00007f.html