Почему не держит стояночный тормоз и как его подтянуть — Автобаза Ремонт
Не стоит испытывать судьбу, исправный ручник – дополнительная гарантия безопасности водителя, пассажиров и сохранности автомобиля.
Как правило, неисправности, возникающие в достаточно примитивной системе стояночного тормоза, происходят по вине неопытного водителя, забывающего при трогании с места привести рычаг в исходное положение.
Хотя на приборной панели горит лампочка (должна гореть), которая сигнализирует как раз о том, что автомобиль стоит на «ручнике», случаи не выключения тормоза далеко не редки.
В результате становится необходимой регулировка ручного тормоза, так как постоянная готовность его к работе очень важна с точки зрения безопасности.
Стояночный или ручной тормоз предназначен для удержания автомобиля на месте во время длительной стоянки.
Он также используется для аварийного, экстренного торможения во время движения и в качестве притормаживающего устройства, если использование основного, ножного, затруднено.
Это может иметь место, когда, например, надо одновременно «газовать» и при этом удерживать автомобиль от скатывания.
Устройство ручника
Стояночная тормозная система довольно проста по устройству. Она состоит из тормозных механизмов задних колес, определенных для данного класса автомобиля, и механического привода.
Механический привод включает в себя:
- рычаг «ручника», расположенный в кабине рядом с водительским креслом на осевой диаметральной линии;
- передний и задний приводные тросы.
Задний трос своими концами включен в рычаги ручного привода тормозных колодок. На месте перехода переднего троса в задние участки расположен уравнитель с регулировочной гайкой, контргайкой и оттяжной пружиной.
Через эту пружину наконечник переднего троса прикреплен к кронштейну на корпусе кузова. Пружина постоянно возвращает уравнитель в исходное положение и ослабляет тросы при отпускании рычага ручника.
Именно здесь производится регулировка стояночного тормоза.
Неисправности стояночного тормоза
Как правило, неисправности сводятся к тому, что ручник просто напросто не держит машину и необходимо лишь отрегулировать (подтянуть) его. С такой проблемой постоянно сталкиваются владельцы отечественных автомобилей. Вторая наиболее часто встречающаяся неисправность стояночного устройства — не горит, или же наоборот, постоянно горит лампочка стояночного тормоза.
Регулировка, или как подтянуть стояночный тормоз
Как уже было сказано, механический привод ручника включен в те же тормозные колодки задних колес, которые приводятся в действие и основными, гидравлическими тормозами автомобиля. Поэтому мы не будем касаться неисправностей, имеющих место в самом барабане – тормозном механизме задних колес. Ведь в противном случае не работали бы основные.
Итак, если не работает стояночный тормоз, есть необходимость его отрегулировать. Для этого нам понадобятся гаечный ключ на 13, пассатижи и эстакада или смотровая яма.
Произведите следующие последовательные действия:
- поставьте автомобиль на смотровую яму или загоните на эстакаду;
- поднимите «ручник» на 2 щелчка;
- спуститесь под днище, ослабьте контргайку уравнителя;
- заворачивайте регулировочную гайку до натяжения тросика;
- затяните контргайку.
А если регулировочная гайка уже не натягивает трос? Это может иметь место на старых, долго эксплуатируемых автомобилях. В этом случае требуется его замена, так как от времени трос уже предельно вытянулся. Необходимо менять трос также при наличии признаков сильного износа, чтобы он не оборвался в самый неподходящий момент.
Не горит (горит постоянно) лампочка ручника
Тут сложно дать общую рекомендацию, в каждом отдельном случае необходимо найти электросхему для автомобиля, и уже по ней попытаться устранить возникшую неисправность. И если в первом случае лампочка могла просто перегореть, то при постоянном ее горении возможны замыкания в электросистеме, повлекшие за собой нарушение в индикации на панели приборов.
Проверка состояния
По окончании работ, проверьте, насколько хорошо держит ручник. Для этого поставьте машину на склоне и оттяните на себя рычаг до фиксации. Убедитесь, что лампочка горит. Попробуйте подтолкнуть автомобиль. Стояночный тормоз должен надежно удерживать вашу машину на месте. В случае необходимости можно ещё подтянуть трос.
Эти действия желательно совершать регулярно, чтобы внезапный отказ не застал врасплох. Начиная движение, всегда обращайте внимание на панель приборов, и, трогаясь, убедитесь, что лампочка (датчик включения ручника) не горит.
ZnanieAvto.ru
Особенности правильной регулировки ручника
Ручной тормоз применяется при парковке автомобиля, а также при стоянке на наклонной поверхности. Этот агрегат блокирует самопроизвольное движение машины и активируется при помощи специального рычага, установленного вместе с трансмиссией на торпеде.
Однако не каждый водитель пользуется стояночным тормозом, полагая, что его функции способна выполнять пониженная передача. Они не совсем правы, ведь, если склон слишком крутой, поможет только ручник, который не позволит автомобилю укатиться. Со временем тросик стояночного тормоза растягивается и уже не может выполнять свои функции.
Поэтому его время от времени необходимо регулировать или производить ремонт. Мы расскажем, как подтягивать ручной тормоз и менять трос.
Регулировка стояночного тормоза
- Проверка работоспособности
- Этапы регулировки
- Как заменить тросик
Проверка работоспособности
Прежде чем начинать процедуру регулировки, следует проверить работоспособность устройства. Рекомендуется осуществлять обе процедуры через каждые 30 тыс. км езды на авто.
Чтобы проверить состояние стояночного тормоза, его необходимо затянуть до отказа, включить 1-ю передачу, а затем плавно отпустить сцепление.
Если устройство работает без сбоёв, двигатель автомобиля заглохнет. В противном случае машина начнёт еле-еле двигаться. Это говорит о том, что ручнику необходима регулировка или замена тросика.
Однако чаще всего достаточно просто подтянуть стояночный тормоз.
На видео — регулировка ручника:
Этапы регулировки
Процедуру следует проводить на возвышении — смотровой яме, подъёмнике или эстакаде. Посмотрите в инструкции к своему автомобилю, какая у него система стояночного тормоза, потому что для некоторых марок машин регулировка должна осуществляться в салоне. Затем последовательно выполняйте следующие действия:
- Поднимите рычаг ручника на 1–5 щелчка.
- Ослабьте контргайку уравнителя.
- Заверните регулировочную гайку (от этой манипуляции тросик должен натянуться, если этого не произойдёт — необходима срочная замена троса ручного тормоза).
- Проверьте степень натяжения тросика — для этого снова затяните рукоятку на несколько щелчков (если всё в порядке — заднее колесо будет проворачиваться с трудом).
- Отпустите рычаг и проверните задние колёса — следите, чтобы они вращались равномерно.
- Опустите заднюю часть автомобиля на землю и проверьте эффективность ручного тормоза, включив 1-ю передачу.
Источник: https://ufa-zapchasti.ru/baza-znanij/pochemu-ne-derzhit-stoyanochnyj-tormoz-i-kak-ego-podtyanut.html
Как отрегулировать стояночный тормоз
Отсутствие правильного натяжения троса может не только стать причиной того, что ручник не держит, но и привести к перегреву и ускоренному износу фрикционных накладок, барабанов. Рассмотрим как осуществляется регулировка стояночного тормоза барабанного типа, а также как подтянуть трос ручника на автомобиле с задними дисковыми тормозными механизмами.
Ручник не держит
Статья и представленные видео посвящены регулировки ручного тормоза, но в некоторых случаях ручник не держит по причине изношенных тормозных колодок либо отсутствия троса. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед началом регулировки убедитесь, что трос не был оборван из-за естественного износа или плохого крепления.
Барабанные тормоза
Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.
Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги (5), от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг (13), верхняя часть которого закреплена на оси (12). В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.
В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.
Как подтянуть трос
Суть регулировки заключается в перемещении уравнителя троса по тяге в направлении передней части автомобиля. В зависимости от конструкции автомобиля, механизм для регулировки может находиться в салоне либо под днищем, как в случае с ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108, Opel Astra F и многими другими авто.
Для доступа к регулировочному механизму, расположенному в салоне, в центральном туннеле зачастую имеется специальный лючок. В нашем случае процесс описан и показан на видео на примере авто, где регулировка осуществляется под днищем, поэтому автомобиль предварительно нужно загнать на эстакаду либо смотровую яму. Инструкция, которая позволит подтянуть трос, если не держит ручник.
- Металлической щеткой очистите резьбу регулировочной тяги.
- Ослабьте контргайку. Чтобы при откручивании и обратном закручивании после регулировки придать конструкции жесткость, потребуются 2 ключа – одним в момент откручивания нужно удерживать регулировочную гайку, а вторым откручивайте контргайку.
- Сместите положение регулировочной гайки, закрутив ее на необходимое количество витков.
- После завершения регулировки подтяните контргайку так, чтобы она плотно прижалась к регулировочной гайке.
Статья в тему: лучших GSM сигнализаций
Какая степень натяжки считается правильной
В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:
- автомобиль с полной снаряженной массой должен быть надежно зафиксирован ручным тормозом на уклоне 16º или 25º, в зависимости от актуальных требований;
- действие ручного тормоза проверяется на специальных барабанах. При этом измеряется не только тормозное усилие, но и равномерность ее распределения между задними колесами.
Народные методы
При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:
- по количеству щелчков. При этом информацию стоит искать по конкретной модели автомобиля, так как, к примеру, для Daewoo Matiz нормой будет 7 щелчков, а для ВАЗ 2106 – 2-4 щелчка. Недостаток регулировки лишь в том, что иногда после замены тормозных барабанов, колодок, и соблюдении усредненного значения по количеству щелчков даже при опущенном ручнике тормозные колодки могут быть излишне сильно прижаты к барабанам. Поэтому после обслуживания задних барабанных тормозов степень натяжки должна отличаться от усредненных требований, но после притирки ручник нужно будет обязательно подтянуть;
- по степени прижатия фрикционных накладок. Для регулировки ручника задние колеса необходимо будет вывесить. Подтягивать трос нужно до такого состояния, чтобы при опущенном рычаге стояночного тормоза колодки едва касались тормозных барабанов. При вращении от руки колесо должно довольно свободно вращаться, но при этом будет ощущаться едва заметный звук от прижатых к барабанам фрикционных накладок (если колодки изношенны неравномерно, то характерный звук при вращении будет в определенном положении колеса). При такой регулировке после преодоления 100-200 км фрикционные накладки немного сотрутся, и зазор станет близким к идеальному.
Статья в тему: Во сколько обойдется растаможка автомобиля
Владельцам ВАЗ
На автомобилях ВАЗ переднеприводной компоновки ручник может плохо держать, даже если вовремя подтягивать трос. Случается это из-за конструкции наконечника троса, ограничивающего амплитуду движения рычага ручного привода колодок. При затягивании ручника возвратная пружинка слишком рано упирается в ограничитель. Чтобы решить эту проблему, владельцы спиливают несколько витков возвратной пружины. При этом следует быть очень аккуратным, чтобы не повредить сам трос ручника, а также следить за тем, чтобы убранные отрезки были с обеих сторон равной длины.
Ручник на задних дисковых тормозах
Чтобы уделить больше внимания процессу регулировки и не вдаваться в тонкости принципа работы стояночного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, перечислим лишь основные виды устройства.
- Тормозной диск удерживается дополнительной колодкой, которая при поднятии ручника посредством коромысла прижимается к рабочей поверхности диска.
- Устройство тормозного диска позволяет разместить во внутренней полости отдельные тормозные колодки. Принцип работы напоминает работу барабанных тормозов.
- Конструкция с механическим подпором рабочего поршня. В полости тормозного поршня располагается храповик (для автоматического сведения колодок), в который упирается шпилька с трапецеидальной резьбой. Изогнутая штанга приводит в движение шпильку путем проворачивания вала с концентрической проточкой.
Регулировка
В случае с наиболее распространенным барабанным типом конструкции отрегулировать ручник можно вращением регулировочной «собачки». Сам регулятор может находиться в боковой либо нижней части тормозного механизма. Доступ к нему осуществляется через технологическое отверстие в щите, которое должно быть прикрыто заглушкой.
В некоторых видах конструкции регулятор может стопориться пружинящим элементом, поэтому для освобождения и вращения «собачки» его придется отгибать. Устройство ручника на задних дисковых тормозах и регулировочный механизм отлично показаны на видео.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Источник: https://auto-self.ru/kak-otregulirovat-stoyanochnyy-tormoz/
Ручной тормоз: зачем он нужен, особенности
С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.
Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.
Сколько в автомобиле тормозных систем
Три. И все они обеспечивают функции изменения скорости движения автомобиля, остановку и удержания на месте, используя силу трения и реакции опоры между колесом и материалом дорожного покрытия. Итак, разновидности тормозных систем :
Рабочая — обеспечивает управляемое снижение скорости движения автомобиля, при необходимости вплоть до остановки. Состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Он бывает, как правило, фрикционного типа, устанавливается в колесе и делится на два типа, барабанный и дисковый. Система привода и передачи усилия так же разделяется на несколько видов:
- Механический привод
- Гидравлический
- Электрический
- Пневматический
Первые три вида приводов будут детально рассмотрены в дальнейшем материале статьи.
Запасная — выполняет функции рабочей, при ее полном или частичном отказе. Конструктивно может представлять собой автономный узел или быть частью основной системы. Использует механизмы рабочей системы.
Стояночная — известная больше как ручной тормоз, служит для длительного удержания авто на месте, препятствует скатыванию по наклонной поверхности. При вождении транспортного средства используется для начала движения по наклонной поверхности вверх. Использует элементы рабочей.
Как это работает
Принцип работы стояночного тормоза легче всего пояснить на примере системы с механическим приводом. Механический ручной тормоз представляет собой систему из управляющего рычага, посредством тяг и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колес .
Рычаг ручного тормоза, оснащенный храповым колесом для фиксации в рабочем положении, передает усилие на систему из одного, двух или трех тросов, соединенных с тормозным механизмом задних колес транспортного средства. Наибольшей популярностью пользуется схема с использованием трех тросов, одного центрального и двух боковых. Для обеспечения равного усилия на тормозных механизмах правого и левого колеса, центральный трос соединен с боковыми через специальную деталь сложной формы, так называемый уравнитель.
Элементы стояночного тормоза соединены с тросами посредством регулируемых наконечников . Такая схема позволяет производить подстройку системы без трудоемкой замены основных элементов привода.
Рычаги фрикционных механизмов, связанные с тросами, разводят тормозные колодки, прижимая их к поверхности барабана. Разблокировать стояночный тормоз, или снять автомобиль с ручника, можно опустив рычаг механического привода. Возвратное устройство вернет колодки в первоначальное положение и освободит тормозной барабан.
Просмотр небольшого видеоролика позволит яснее понять принцип работы стояночного тормоза.
Историческая справка. Барабанные тормоза были изобретены французским инженером Луи Рено в 1902 году. До 1930-х годов использовалась схема, в которой колодки разводились при помощи системы рычагов, позднее стали использовать небольшие по размеру тормозные цилиндры. Устройство барабанного тормоза подразумевает быстрый износ колодок , и до изобретения в 1950-х годах саморегулирующегося механизма, система требовала постоянной подстройки. С 1970-ого года на передние колеса легковых автомобилей устанавливают дисковые тормоза. На задние – как правило, барабанные, поскольку стояночный тормоз наиболее эффективно работает именно с этим видом фрикционных механизмов.
Конструкция тросового привода
Устройство ручного тормоза данного типа, устанавливаемого на подавляющее большинство легковых авто, отличается простотой и предусматривает автономное включение, не зависящее от основной системы. Как функционируют штатные рабочие тормоза:
- Водитель, нажимающий педаль в салоне, приводит в движение поршень главного гидроцилиндра.
- Под воздействием поршня в трубках с несжимаемой жидкостью, проложенных ко всем колесам, создается давление.
- Передаваясь рабочему цилиндру колеса, давление жидкости выдвигает поршни барабанного либо дискового тормоза. В первом случае колодки раздвигаются и силой трения останавливают вращение барабана. Во втором они плотно сжимают крутящийся диск.
Статья в тему: Как установить подогрев на зеркала своими руками?
Для стояночного затормаживания «ручник» использует штатные элементы – колодки, но раздвигает их собственным механическим приводом, состоящим из таких деталей:
- упомянутый выше рычаг в салоне, оснащенный механизмом фиксации в разных положениях и кнопочным устройством разблокировки;
- главный трос, подключенный к рычагу и заканчивающийся кронштейном крепления либо дугообразной направляющей;
- вторичные тросы, соединенные с главным и подключенные к рычагам тормозных механизмов задних колес;
- регулировочные механизмы тросов (распорные втулки, гайки и пружины), кронштейны подвеса к днищу кузова;
- распорные планки между колодками.
Примечание. Подключение основного троса к задним барабанным механизмам производится двумя способами: одним тросом, зацепленным серединой за направляющую, либо двумя отдельными приводами.
Система тяг обычно прячется под днищем в углублении центрального тоннеля. Тросовые приводы оборудованы защитными кожухами, препятствующими возникновению коррозии. Как работает механический ручной тормоз:
- Водитель поднимает рукоятку в салоне, которая автоматически защелкивается на выбранной позиции.
- Тяга двигает основной трос вперед, а тот увлекает за собой вторичные приводы посредством крепежного кронштейна.
- Рычаг внутри барабанного механизма поворачивается и раздвигает верхние концы колодок. Функцию автоматического регулирования принимает на себя распорная планка.
- Когда водитель снимает авто с «ручника», пружины внутри барабанов откидывают рычаг назад и колодки сдвигаются. Одновременно пружина оттягивает в первоначальное положение тросовой привод.
Вышеописанный стояночный тормоз блокирует колеса с барабанными механизмами, установленные на задней оси. На автомобилях, оборудованных тормозными дисками, работает идентичный принцип: трос тянет за рычажок, который заставляет сжиматься колодки. Разница заключается лишь в расположении и форме рычага – на дисковых тормозах он ставится снаружи, позади ступицы.
Источник: https://shinomontazh-penza.ru/korobka/ustrojstvo-ruchnika.html
стояночный тормоз
«Ручником» Вы обязаны будете пользоваться всегда, даже если ненадолго решили покинуть автомобиль.
Прежде всего, это потребуется при сдаче практических экзаменов в ГИБДД.
Но роль стояночного тормоза — «ручника» не только для стоянки, но и для помощи:
1) при экстремальном вождении2) при трогании на уклоне3) при отказе «педальной» гидравлики тормозов4) других действий, где могут потребоваться тормоза
5) При сдаче экзаменов по вождению, вы должны будете показать, насколько хорошо вы владеете основными способами применения стояночного тормоза (ручника). Для этого надо будет выполнить упражнение
Ручник
По конструктивным особенностям, чтобы опустить рычаг ручника, его нужно немного приподнять и нажать кнопку, которая находится прямо на рычаге, это фиксатор от самопроизвольного отключения. Механизм ручного тормоза состоит из рычага, напрямую связанного тросиками с тормозными механизмами задних колес. Когда мы поднимаем ручник, мы практически «руками» раздвигаем тормозные колодки и колеса тормозят.
Ручной механический тормоз — это фактическая страховка на тот случай, если вдруг откажет гидравлика основных тормозов. Поэтому механизм ручника всегда должен быть в рабочем состоянии и удерживать автомобиль на горке уже при 2 — 4 характерных щелчках при поднятии рычага. Состояние ручного стояночного тормоза проверяется при прохождении Техосмотра в ГИБДД.
После каждой поездки, после парковки или покидания автомобиля, независимо от рельефа места остановки, вы обязаны будете установить автомобиль на стояночный тормоз (ручник).
Это делается для того, чтобы исключить самопроизвольное движение автомобиля и совершения ДТП.
При остановке, если работает двигатель, нужно удерживать педаль сцепления в нажатом положении до тех пор, пока не установите нейтральное положение или заглушите двигатель, после этого сразу поставить на стояночный тормоз (ручник).
Нет ничего страшного, если в зимнее время вы оставите автомобиль на включенной передаче, но это только не при экзамене по вождению в ГИБДД.
Ставить на ручник зимой и в межсезонье
Эта проблема часто появляется весной, когда днем уже тает снег а утром подмораживает, как и осенью. Зимой на дорогах с интенсивным движением, часто бывают мелкие лужицы.
Если у вас есть привычка ставить на ручник, или у вас автозапуск, то в зимнее время, а особенно в межсезонье, есть вероятность примерзания колодок к тормозному барабану колеса и это встречается не редко. Если у вас это случилось, самое простое это попинать или постучать по диску колеса чем ни будь. По возможности, можно воспользоваться выхлопами из глушителя другого автомобиля или своего, если есть шланг и подогреть диски колес. Если примерзло конкретно, то лучше не рисковать ехать дальше, а снять колесо и уже обстучать или подогреть сам тормозной барабан.
Иначе при движении с «замерзшим» колесом вы рискуете сорвать весь тормозной механизм и колесо заклинит конкретно. А при движении, с некрутящимся колесом, будут происходить заносы, что приводит к авариям. Это касается, конечно в основом, передне приводные автомобили. Так что лучший вариант — это иметь сухие тормозные колодки, для этого перед стоянкой, прямо на ходу, легонько понажимайте педаль тормоза, от трения колодки нагреются и просохнут, длительность просушки зависит от условий эксплуатации, и тогда они у вас не примерзнут.
Если нет автозапуска, лучше оставлять автомобиль на включенной первой передаче, при условии отсутствия включенного зажигания.
Источник: https://educam.ru/stoyanochnyy-tormoz/
Барабанные тормоза
Тормозной механизм барабанного типа функционально предназначен для изменения скоростного режима транспортного средства. Кроме того, барабанный тормоз, установленный на задней колесной паре, обеспечивает реализацию функции стояночного тормоза.
Основным конструктивным элементом тормозного механизма данного типа, собственно и давшее ему такое название, является барабан, или металлическая чаша, закрепленная на колесной ступице.
Тормозной механизм барабанного типа (рис.1) состоит из следующих основных частей:
- Тормозного барабана, материалом для изготовления которого, служит чугун повышенной прочности. Внутренняя поверхность барабана, непосредственно соприкасающаяся с остальными элементами механизма, подвергается тщательной шлифовке. Монтируется на опорный вал (в этом случае в барабан запрессовывается подшипник) или ступицу колеса.
- Тормозных колодок (поз.4). Изготавливаются из металла и имеют форму полумесяца. Рабочая поверхность тормозной колодки оснащена фрикционной накладкой (на основе асбеста).
- Тормозного гидравлического цилиндра (поз.2). Это полый чугунный цилиндр с двумя рабочими поршнями, заполненный рабочей (тормозной) жидкостью. Цилиндр оснащен спускным клапаном, обеспечивающим удаление воздуха из системы тормозного механизма. Для предотвращения протекания тормозной жидкости используют уплотнительные манжеты.
- Верхней (поз.1) и нижней (поз.5) стяжных пружин, работающих на «сжатие». Их основная рабочая функция – предотвращение расхождения тормозных колодок в режиме «покоя».
- Защитного диска, монтируемого непосредственно на ступицу (заднюю балку).
- Распорной планки (поз.3), представляющей собой металлическую пластину специфической конфигурации (имеющую специальные вырезы). Функциональное предназначение данного элемента заключается в установке механизма «самоподвода». Кроме того, при установке тормозного устройства на задней колесной паре, распорная планка приводит в действие вторую тормозную колодку, обеспечивая при этом функционирование стояночного тормоза. Применяется в тормозных механизмах барабанного типа, имеющих один тормозной цилиндр.
- Механизма «самоподвода» (в виде двух эксцентриков, расположенных в корпусе защитного диска), обеспечивающего разведение тормозных колодок с износившимися фрикционными накладками.
Барабанные тормоза — принцип работы
Принцип действия барабанного тормозного механизма заключается в следующем:
- После нажатия водителем тормозной педали в контуре тормозной системы возникает давление.
- Под воздействием давления тормозной жидкости поршни тормозных цилиндров, преодолевая сопротивление стяжных пружин, инициируют расхождение тормозных колодок.
- Тормозные колодки, расходясь и плотно прилегая фрикционными накладками к рабочим поверхностям тормозных барабанов, снижают скорость их вращения, замедляя тем самым вращение колес транспортного средства.
Эффективность торможения тормозных механизмов барабанного типа несколько ниже, чем аналогичный показатель дисковых тормозов. Так, разница величины тормозного пути может существенно отличаться (до 20%). И этому есть несколько, вполне объективных причин:
- Недостаточный контакт фрикционной накладки с рабочей поверхностью барабана, поскольку даже два поршня не в состоянии обеспечить полную и стабильную площадь контакта.
- Эффект скольжения, вызываемый попаданием продуктов износа (пыль) фрикционных накладок на рабочую поверхность.
- Перегрев, обусловленный отсутствием воздушного охлаждения и достижением материала барабанов высоких температур в процессе торможения (до 6000С).
- Небольшие значения предельных нагрузок, обусловленные в работе барабанных тормозов «наружу», поскольку высокое давление рабочей жидкости способно нарушить целостность барабана.
Тем не менее, тормозные механизмы барабанного типа обладают и несколькими неоспоримыми достоинствами:
- Высокое тормозное усилие, обусловленное закрытостью конструкции, позволяющей существенно увеличить площадь трения, увеличив ширину и диаметр барабана. Данный фактор надолго обеспечил безальтернативность использования барабанных тормозов на большегрузных автомобилях и автобусах.
- Высокая степень износостойкости колодок. Неудовлетворительный контакт накладки с рабочей поверхностью значительно замедляет процесс их (накладок) износа.
- Защищенность от загрязнений. Организация рабочего процесса в замкнутом пространстве предотвращает попадание грязи внутрь тормозного механизма.
Основными симптомами неисправности барабанных тормозов специалисты считают:
- Увод транспортного средства в сторону в процессе торможения. Данный фактор свидетельствует о выходе из строя одного из тормозных механизмов автомобиля.
- Возникновение скрежета в барабане тормозного механизма. Является следствием расслоения (отсоединения) фрикционных накладок, деформирования или поломок стоек (пружин) и произошедшего в результате образования данных дефектов перекоса тормозных колодок.
- Появление в процессе торможения рывков и вибраций тормозной педали. Источник — деформирование (эффект «овала») барабана.
В заключение поговорим о техническом обслуживании автомобилей, оснащенных тормозными устройствами барабанного типа, точнее, о его сложности и стоимости. В этом плане барабанные тормоза выглядят предпочтительнее, поскольку эксплуатационный срок тормозных колодок достаточно велик (примерно, 50 000 – 55 000 километров пробега) и затраты на их приобретение и замену значительно ниже.
Источник: https://VipWash.ru/tormoznaya-sistema/barabannye-tormoza-ustroistvo-i-printsip-raboty
Регулировка стояночного тормоза. Как подтянуть трос ручника. Почему не держит ручник, плохо держит ручной тормоз
Отсутствие правильного натяжения троса может не только стать причиной того, что ручник не держит, но и привести к перегреву и ускоренному износу фрикционных накладок, барабанов. Рассмотрим как осуществляется регулировка стояночного тормоза барабанного типа, а также как подтянуть трос ручника на автомобиле с задними дисковыми тормозными механизмами.