Маркировка колесных дисков
01.06.2015
Диаметр диска и количество болтовых отверстий – это далеко не все характеристики колесного диска вашего автомобиля. На самом деле для уверенности в безопасности и сохранения подвески в рабочем состоянии соответствия колесного диска только по двум параметрам мало.
Автомобилист должен пристально изучить маркировку на колесном диске и выбрать диски, которые будут совершенно точно подходить автомобилю по требуемым производителем характеристикам. В противном случае создается угроза гибели на дороге, поскольку неправильно подобранный диск не просто изнашивает шины и ходовую часть в разы быстрее, он также может внезапно оторваться на скорости.
Предсказать последствия невозможно, поэтому выбирать колесные диски с подходящей маркировкой – святое правило для водителя.
Далее мы предлагаем вам небольшую шпаргалку по маркировкам колесных дисков – как их читать и понимать.
Скачать: Таблица подбора дисков под размеры стандартных шин.
Расшифровка маркировки дисков
Возьмем для примера на разбор маркировку 6,5j 15 5/112 H2 ET45 d 57,1.
В ней 6,5 означает дюймы, в которых инженерами выражается посадочной шириной обода диска, которая находится в зависимости от ширины шин. В пересчете на метрическую систему это составит 165,1 мм. Связан это параметр с тем правилом, что у каждой шины есть ограничение – вилка допустимой ширины колесного диска, на который возможно поставить определенную шину. Лучший вариант, естественно, — золотая середина допустимого диапазона. Узнают ее с помощью специального расчета, учитывающего топоразмер имеющейся покрышки.
Почему посадочная ширина обода диска важна?
Если показатели ширины шины и диска не соответствуют, очень вероятно, что можно получить проблему при бортировании покрышки на данный автомобильный диск. Это значительно сократит срок ее жизни.
J (K, JJ, D, B, JK, P и др.) – шифр типа диска, информирующий о закраинах его обода (высота и форма, а также общая конструкция). Для моноприводных машин наиболее в ходу диски с шифром J, для полноприводных – JJ. Несмотря на близость значений и кажущуюся взаимозаменяемость, выбирать нужно только тот параметр, который рекомендует производитель транспортного средства. От параметров закраин обода диска зависит фиксация шины при экстремальной нагрузке, поскольку с их помощью отлаживается установка резины и компенсирующих грузиков.
5/112 – пресловутые значения «количество болтовых отверстий и диаметр диска, на котором размещены их центры». Миллиметровый диаметр диска (иногда он обозначается отдельной аббревиатурой PCD, англ. Pitch Circle Diameter) и количество крепежей, как мы уже говорили, считаются основными для выбора колесного диска.
Важно учитывать, что у такого параметра как диаметр диска есть несколько стандартов, что может ввести в заблуждение. Например, визуально диск для ягуара с диаметром 120,65 мм подходит для BMW, требования к диаметру диска у которого – 120 мм. Однако разница в 0,65 мм говорит о риске.
Та же ситуация с дисками 4/98 от «Жигулей», которые вроде бы можно ставить на иномарки, рассчитанные под 4/100 – мол, два миллиметра погоды не делают.
Однако разница в диаметре между диском и ступицей дает отклонение, из-за которого не удастся должным образом выполнить крепление болтами. В результате получается биение колеса (водитель отлично ощущает это через вибрацию на руле). Если крепежные болты не затянуты на 100% и не обеспечена идеальная центровка колесных дисков на ступицах, создаются условия для быстрого износа колес и угроза их внезапного разрушения, что может привести к аварии.
H (AH, CH, H2, FH и прочее) – шифр к данным о конструктивных характеристиках полок обода колесного диска и хампов (англ. Hump — выступ) на них. Хампы служат для правильной установки бескамерных покрышек на колесный диск. Чаще всего глубоко вникать в вопрос о хампах простому автолюбителю не надо, но при покупке некоторых видов покрышек, например RunFlat, стоит быть внимательным и уточнить у дилера эту информацию.
ET45 – габариты вылета диска в миллиметрах. Обозначает дистанцию от центральной оси колесного диска до плоскости его приложения к ступице. Важно соблюсти этот параметр, поскольку производители делают под него расчет ключевых показателей рулевого механизма автомобиля и его подвески. Характеристика вылета одинакова для всех топоразмеров колесных дисков и шин под определенную ступицу и обозначается DEPORT либо OFFSET.
d 57,1 (DIA) – традиционное обозначение диаметра центровочных отверстий на колесных дисках, который в непременно должен совпадать с диаметром посадочного цилиндра ступицы, поскольку помимо центровочной роли посадочный цилиндр испытывает нагрузку, приходящуюся на крепеж (шпильки и болты). Если вам понравился диск с центровочным отверстием большим, чем посадочный цилиндр, необходимо будет докупить центровочные кольца. Важно подобрать кольца с точным соответствием – припуски в 1-2 мм недопустимы, иначе смысл установки колец утрачивается.
Источник: https://www.bolty.by/avtovladeltsam/markirovka-kolesnyh-diskov/
Маркировка автомобильных шин и дисков – расшифровка кода +
Каждый автовладелец сталкивается с ситуацией, когда необходимо подобрать новую резину, а чтобы не ошибиться, мы должны понимать, что такое маркировка автомобильных шин и, конечно же, уметь расшифровать ее. Попробуем провести небольшой ликбез для тех, кто делает это впервые.
Автомобильная резина делится на летнюю, зимнюю и всесезонную. Все они имеют различный тип рисунка протектора. На зимних покрышках он грубее, а борозды более глубокие и четко выражены. Кроме того, встречаются и шипованные образцы, которые отлично зарекомендовали себя при передвижении по обледеневшему покрытию.
Однако, это не единственные отличия. Разнится еще и материал. Ведь температура окружающей среды значительно изменяется. Летом она может быть более +30 °С, а вот в зимний сезон в некоторых регионах достигает -30 °С. И, понятное дело, что одна и та же резина не сможет сохранить свои свойства на протяжении года. Поэтому зимние покрышки производятся из более мягкого материала, который не будет затвердевать во время морозов. Как же они поведут себя, когда за окном плюсовая температура? Правильно, станут еще более мягкими и износятся в разы быстрее, что приведет к дополнительным расходам.
Материал летних шин, напротив, при минусовой температуре затвердеет, ухудшится сцепление с дорогой, а это может послужить причиной аварии. Считается, что всесезонные покрышки можно использовать круглогодично, но подобное мнение весьма спорно. Ведь оптимальный температурный режим для их эксплуатации – от -5 до +10 °С, что встречается далеко не во всех регионах. Так что разумнее отдавать предпочтение сезонной продукции.
Итак, что же собой представляет шифр на покрышках, и какое значение он имеет? В нем зашифрована вся информация, начиная от марки и типа и заканчивая размерами с допустимыми значениями нагрузки, скорости и т. д. Торговая марка или же бренд включает в себя логотип компании, исходя из которого мы можем узнать страну-производителя. Название модели содержит более узкие конструкционные сведения. А типоразмер – это код, состоящий из букв и цифр, именно им следует руководствоваться, совершая покупку. Все эти обозначения наносятся на боковой стороне резины.
Пришло время остановиться на практической части – рассмотрим все на конкретном примере. Уже упоминалось, что на боковой части находится специальный код, возьмем, к примеру «180/75 R13 85S». Первое значение показывает ширину профиля шины, в этом случае она равна 180 мм. Следующее число после дроби характеризует отношение высоты и ширины, измеряемое в процентах. Следует отметить, что чем меньше это значение, тем шина шире, а следовательно, транспортное средство будет более «приземистым».
Авто с низкой посадкой хорошо ведут себя на ровных и сухих покрытиях. Поэтому если в вашем регионе часто выпадают осадки, или же дороги далеки от идеала, то лучше не гнаться за модой. Приобретать резину шире, чем предусмотрено заводом-изготовителем, нежелательно еще и потому, что возможный угол выворота колес у вас станет куда меньше, ведь вы начнете цеплять арки.
Далее, производя расшифровку маркировки шин, можно узнать информацию о типе каркаса и посадочном диаметре. Так, R – радиальный, B (bias belt) – диагонально-опоясанный, если обозначение отсутствует либо нанесена буква D, то каркас диагонального типа. Конструкции последних двух видов схожи, только на bias belt имеется брекер (подушечный слой). Монтажный размер обода – 13 дюймов, если необходимо перевести в сантиметры, то это значение умножают на 2,54.
Затем идут индексы нагрузки и скорости. Число показывает максимально допустимый вес, который может воздействовать на одно колесо, выраженный в килограммах, а последняя буква – предельную скорость. В интернете можно найти специальные таблицы и с их помощью перевести индекс в реальное значение.
Например, в нашем случае число «85» свидетельствует, что на одно колесо не должна воздействовать масса более 515 кг. При этом стоит отметить, что разбег этих значений невероятно велик, первому в таблице ИН «71» соответствует 345 кг, а последнему «191» – 10900 кг.
В маркировке шин грузовых автомобилей разбег ИН составляет от 50 (190 кг) до 169 (5800 кг).
С индексом скорости все намного проще, поэтому остановимся на его обозначениях более подробно. Каждому буквенному символу соответствует значение максимальной скорости, которое может развивать транспортное средство: L – 120, M – 130, N – 140, P – 150, Q – 160, R – 170, S – 180, T – 190, U – 200, H – 210, V – 240, W – 270, Y – 300, Z – свыше 240 км/ч. Этот параметр имеет огромное значение в обеспечении нашей безопасности, и превышать указанную скорость категорически запрещается, ведь неизвестно, как могут повести себя шины в подобной ситуации, и вполне возможно, что поплатиться придется своей жизнью.
Не рекомендуется ездить на предельных значениях – чтобы передвижение было безопасным для водителя, пассажиров и иных участников, следует снизить скорость хотя бы на 10 %.
Что еще можно узнать из маркировки?
Кроме выше описанного кода, указывается еще и дополнительная информация – она включает в себя фирму-производителя, дату изготовления, назначение и т.д. Например, расшифровка латинских букв «TL» показывает, что автомобильная шина бескамерная, а «FR» свидетельствует о наличии защиты обода дисков. Если вы нуждаетесь в усиленных покрышках, отличающихся повышенной грузоподъемностью, то на их поверхности должны быть нанесены «RF» или «XL».
А вот буква Е внутри окружности свидетельствует о надежности товара, так как он выполнен в соответствии с европейскими стандартами безопасности. Если речь идет об американских стандартах, то увидите следующую символику – «DOT». Также есть отличия в маркировке летних шин, зимних и всесезонных.
Зимняя универсальная резина обозначается символом «M+S», что в переводе «грязь + снег». А вот всесезонные имеют аббревиатуру «AW» либо «AS», что переводится как «любая погода» и «все сезоны» соответственно. Некоторые фирмы вместо буквенной символики отдают предпочтение символам-рисункам – снежинка, солнышко или же дождь.
В этом случае несложно разобраться, что чему соответствует.
С особым вниманием относитесь к установке дождевых покрышек. На их поверхности нанесена стрелка, указывающая необходимое направление движения колеса. Если же его установить неправильно, то поток воды будет попадать под шину, а не удаляться из-под нее. Абсолютно на всей резине ставят дату изготовления, ведь она имеет свойство стареть, поэтому нам необходимо знать, в каком году был выпущен товар.
Итак, дата обозначается трехзначным или четырехзначным числом. Первые цифры показывают неделю, а последние – год выпуска. Например, номер 349 говорит о том, что продукт выпущен на 34 неделе в 2009 году. Маркировка грузовых шин осуществляется аналогично, но есть некоторые особенности. Первую позицию могут занимать числа, разделенные точкой, например, «11.00». 11 – ширина профиля в дюймах, а 00 говорит о том, что покрышка полнопрофильная и предназначена для грузовых машин. Индекс скорости дополняется следующими обозначениями: E – 70, F – 80, G – 90, J – 100, K – 110 км/ч.
Расшифровка информации с поверхности дисков
Но резина является не единственной составляющей колеса, также есть и диски, роль которых недооценивать нельзя. Так как они являются залогом безопасной езды и правильной работы подвески, необходимо следить, чтобы все характеристики соответствовали нормам. Кроме того, даже малейшее и, казалось бы, незначительное отклонение хоть одного параметра дисков может спровоцировать аварию. Так что обязательно выполняйте все рекомендации производителя авто.
Итак, возьмем код «7.0 JJx16H2 5x100ET45d49.1». Значение, стоящее первым «7.0» указывает ширину обода (расстояние между его внутренними краями) в дюймах. Следует отметить, что должно соблюдаться соответствие в маркировках шин и дисков, в противном случае с установкой возникнут проблемы.
Далее идут буквы, характеризующие тип обода, а точнее, его конструкционные особенности. Так, «J» свидетельствует о наличии одного буртика, «JJ» означает, что такие диски используются для полноприводных автомобилей. Символ «х» указывается в маркировке неразъемных конструкций для легковых автомобилей.
Для грузовых же, напротив, нашли свое применение разъемные элементы, и тогда наносится знак «-».
Затем следует диаметр, в нашем случае речь идет о 16-дюймовых дисках. Вообще, этот диапазон колеблется в пределах от 12 до 32, но чаще встречаются 14–16 дюймов.
Следующий параметр характеризует кольцевые выступы и именуется индексом хампов. Вполне вероятно и отсутствие этого индекса, либо на этом месте будут другие обозначения. Расстояние между плоскостью фиксации диска к ступице и его вертикальной осью называется вылетом (ЕТ45) и измеряется в миллиметрах. Имейте в виду, что именно под эту характеристику рассчитывается подвеска и рулевой механизм, и любое несоответствие поспособствует выходу из строя этих узлов. Последним (d49.1) указывается диаметр посадочного отверстия, который подбирается в соответствии с размерами крепежных отверстий ступицы.
- Михаил
- Распечатать
Источник: https://carnovato.ru/rasshifrovka-markirovki-shin-diskov-pokryshek/
Расшифровка маркировки диска на автомобиле
Шины и Диски автомобиля
Вопреки распространенному заблуждению маркировка колесных дисков содержит не только информацию о диаметре изделия и числе болтовых отверстий в нем.
Эти параметры привлекают больше всего внимания, однако не являются единственными — они также очень важны для обеспечения безопасной езды и правильного функционирование всех систем автомобиля.
Потому, выбирая диски для своего транспортного средства, необходимо в обязательном порядке учитывать, какие их параметры предусмотрены производителем (для сверки этой информации в техпаспорте авто имеется специальная таблица) и подбирать продукцию, полностью соответствующую характеристикам.
Литые колесные диски
Рекомендации по расшифровке дисков
Очень важно осознавать тот факт, что неверная расшифровка маркировки или любое несоответствие требуемым характеристикам автодиска может напрямую повлиять на функционирование подвески.
Может произойти не только очень быстрый износ покрышки или движущих компонентов, но и их деформация прямо во время езды. А это может привести к аварии.
В отличие от большинства распространенных поломок легковых автомобилей (например, глохнущего мотора), открепление колесного диска во время езды на большой скорости несет непосредственную угрозу жизни владельцу транспортного средства и другим участникам дорожного движения. Именно поэтому подвеска транспортного средства, а также все, что с ней непосредственно взаимодействует, должно в полной мере соответствовать характеристикам, выставленным производителем (для сверки параметров есть специальная таблица).
Маркировка колесных дисков машины
Как расшифровать информацию на диске
Как правило, маркировка автомобильных дисков (литых или нет — неважно) выглядит приблизительно так:
Маркировка колесных дисков
На первый взгляд, эта формула выглядит непонятно. Однако разобраться в ней довольно легко, особенно если рядом есть таблица значений всех параметров. Расшифровка не займет много времени, если знать соответствующие обозначения (для литых и обычных дисков они одинаковы). Итак, маркировка содержит следующие обозначения:
- показатель посадочной ширины обода автодисков (в вышеприведенной формуле обозначен числом 7,5). Обозначение дано в дюймах, так что для быстрого преобразования в миллиметры число нужно умножить на 25,4. Следует отметить, что этот параметр непосредственно связан с шириной самой покрышки. Она может быть успешно монтирована, если ширина детали находится в определенном диапазоне. Лучше всего, если ширина шины находится примерно в середине данного промежутка. Выяснить предельно допустимую ширину автодисков для нужной покрышки можно в том случае, когда под рукой есть соответствующая таблица. Тогда нужно просто найти в ней соответствующее типоразмерное значение.
Если же ширина шины не отвечает ширине автодиска, на который ее нужно надеть, это может вызвать серьезные проблемы во время бортирования покрышки и ее дальнейшей эксплуатации.
- информацию про закраины обода диска (в вышеприведенной формуле ее обозначение — буква J). В нее включаются параметры его высоты, конфигурации и внешнего вида. На сегодняшний день наиболее популярными моделями дисков являются: J — для легковых автомобилей с одноприводной системой и JJ — с полноприводной. Пространственные параметры закраин дискового обода влияют в основном на то, насколько качественно будет прилегать резина, потребуются ли специальные грузики для компенсации, а также на то, насколько устойчивой окажется шина при возникновении экстремальной или аварийной ситуации. Несмотря на то, что диски типа J и JJ могут быть при желании заменены один на другой, предпочтение стоит отдавать именно той модели, которая отмечена изготовителями конкретного транспортного средства (для сверки есть специальная таблица);
Определение размера диска для автомобиля
- характеристики подсоединения автодиска к ступице — в вышеприведенной формуле обозначены числами 5/115;
- в формуле обозначено числом 5 — число отверстий, в которые вставляются монтажные болтовые крепления во время установки диска;
- диаметр окружности, по которой расположены отверстия, описанные в предыдущем пункте (в вышеприведенной формуле обозначено числом 115). Стоит также учитывать, что периодически эта информация наносится на диск обособленно. При выборе деталей очень важно не прогадать в этом параметре (тут вам поможет соответствующая таблица), ведь стандартов размещения креплений существует множество, и некоторые — практически не отличаются между собой. К примеру, радиусы дисков для легковых автомобилей «Ягуар» и БМВ отличаются десятыми долями миллиметра.
Однако это вовсе не значит, что диски одного автомобиля можно установить на другой. Дело в том, что, помимо существенных отличий в радиусе самих крепежных гнезд, производители транспортных средств всегда уделяют особое внимание принципу посадки колеса на ступицу транспортного средства.
Расшифровка маркировки колесных дисков
Таким образом, даже минимальное отклонение центра автодиска вызовет не только биение обода, но и поставит под вопрос надежность фиксации колеса на оси.
Если диаметр размещения отверстий для креплений не соответствует тому, который выдает таблица, затянуть нормально крепежные болты (а значит, правильно центрировать обод относительно ступицы) не получится. Это может спровоцировать открепление колеса во время езды;
- информацию о структурных особенностях поверхности обода автодиска, а также углублений в нем (в вышеприведенной формуле обозначена буквой Н). Выступы и углубления на ободах автодиска предназначены для тех шин, которые не имеют камеры и обеспечивают нормальную установку покрышки на диск. Также существуют такие категории шин, которые требуют нестандартных параметров автодиска, однако их выявить довольно просто, если под рукой есть таблица параметров (если ее нет — лучше узнать об этом непосредственно у реализатора). Во всех остальных случаях вникать в этот показатель слишком уж сильно не стоит;
- вылет диска (в вышеприведенной формуле обозначен показателем ЕТ45). Данный параметр характеризует расположение плоскости соприкосновения автодиска и ступицы, а также ее отдаление от центра детали. При выборе запчастей необходимо в обязательном порядке сверить их, поэтому показатель с теми, которые требует производитель (для этого есть специальная таблица).
Это обусловлено тем, что именно на этот параметр ориентируются изготовители при конструировании подвески, ее установке, а также планировании всей системы управления транспортным средством.
Эта характеристика не зависит ни от каких показателей: размер шины и радиус диска никак не влияют на ее значение. Для ступицы конкретного диска вылет всегда будет одинаковым вне зависимости от параметров автодиска и шины.
Определение вылета диска
- диаметр центрального крепежного отверстия в автодиске (в вышеприведенной формуле обозначен показателем d57.1) Главное, чтоб этот параметр с точностью до миллиметра соответствовал диаметру автодиска для посадки, соединенного со ступицей. Также крепежный цилиндр выполняет еще одну не менее важную задачу — берет на себя определенную часть нагрузки, которая распространяется между крепежными болтами.
Источник: https://okuzove.ru/poleznye-stati/rasshifrovka-markirovki-diska-na-avtomobile.html
Виды дисков и их параметры: расшифровка маркировки дисков – Taxi Bolt
Замена дисков на автомобили для опытных водителей – обычное дело, потому что при эксплуатации «железного коня» свыше 5 лет колёса изнашиваются и требуют утилизации. Однако те новички, которые сталкиваются с выбором новых дисков впервые, часто оказываются в недоразумении и задаются вопросом, а какую же размерность нужно приобрести, чтобы она подошла на ступицы и не мешала комфортной эксплуатации авто. Так, все производители дисков маркируют свои изделия в соответствии с международной системой обозначения размерности.
Как маркируются диски на легковые авто
Многие автолюбители, ставшие недавно обладателями своих первых «железных коней», нередко задаются целью изучить, что такое маркировка дисков – расшифровка для легковых автомобилей. Как правило, все диски, вне зависимости от способа их изготовления, то есть штампованные, литые или кованые, маркируются одними и теми же символами, которые умещаются в одной строке и обозначаются в следующих местах на изделии:
Маркировка на литых колёсных дисках.
- Если говорить о штамповке, то, как правило, надпись можно видеть либо на наружной части обода, либо с внутренней стороны изделия, и выполняется она при помощи струйного плоттера без каких-либо рельефностей.
- Как маркируются диски на легковые автомобили? Когда речь идёт о кованых или литых изделиях, то маркировка колесных дисков всегда ставится на решётке с изнаночной стороны колеса, а именно на спицах, и выполняется она в виде рельефной пайки из стали, идентичной по своему составу с материалом диска, методом штампа.
Любой оригинальный колёсный диск, выпущенный на заводе под популярным брендом, должен содержать в себе маркировку автодисков и ее расшифровку, по которой автолюбитель подбирает его для установки на ступицу, а также приобретает шины требуемой размерности.
Обозначение дисков колес – расшифровка систематизирована на международном уровне на протяжении уже нескольких десятков лет, и каждый эксперт, вне зависимости от страны-производителя колеса, всегда сможет рассказать о совместимости, характеристиках и допустимых размерных отклонениях для данного изделия.
Маркировка на штампованных колёсных дисках.
Ширина и радиальность диска
Маркировка литых дисков, как правило, представляет собой приведённые ниже показатели. Главный параметр, на который обращают внимание все автолюбители, – это ширина и радиальность изделия, фиксируемые в виде цифрового и буквенного кода, например, 6J x 15, что означает следующие размерные показатели:
- Первая цифра – 6 – это ширина обода колеса в дюймах. Именно по этому параметру подбирается размерность покрышки. В соответствии с таблицей об отклонениях размеров резина может быть больше или меньше данного параметра, но не более чем на 10 мм.
- Буква J – показатель формы кромки обода колеса, в соответствии с которым определяется посадочная зона для резины, а также тип её кромок. Данная характеристика называется формой закраины и, за исключением J, может также быть JJ, JK, B, K и т. д., однако для современных легковых авто первый пример наиболее популярен.
- Строчная буква «х» – это единое обозначение дисков, а именно всех цельнолитых или штампованных изделий, то есть она характеризует их неразборность. Так, во многих случаях, когда невозможно произвести демонтаж покрышки из-за слишком массивного материала, особенно на грузовиках, то диск производится в разборном варианте. Если колесо состоит из нескольких частей, символ «х» заменяется на «-».
- Последний показатель, в случае примера – число «15», обозначает диаметр изделия в дюймах, либо его радиальность, которая должна быть идентична такому же показателю на шине. Многие автолюбители неверно называют эту величину радиусом, однако это совсем не так. Наиболее ходовые параметры радиальности диска – от 12 до 21 дюйма, этот размер принимается без учёта закраин диска.
Расшифровка размерности дискаВыбирая колёсный диск, автолюбитель всегда может ознакомиться в каталоге или в интернете со всеми допустимыми показателями ширины и радиальности на своё авто.
Вылет колёсного диска
Следующий немаловажный показатель в той же строке с маркировкой изделия – это вылет колёсного диска – ЕТ, который обозначает расстояние в миллиметрах от точки крепления колеса к ступице до проекции привалочной плоскости. Этот показатель, как правило, имеет следующие особенности:
- Показывает положение колеса под колёсной аркой, то есть насколько оно утоплено под неё. Чем больше ЕТ, тем глубже диск сидит под автомобилем и наоборот – чем меньше ЕТ, тем сильнее он выглядывает за пределы кузова.
- Для спортивных автомобилей с высокими динамическими характеристиками или для полноразмерных внедорожников, преодолевающих труднодоступные участки трассы с большим количеством препятствий, очень важна устойчивость транспортного средства. Именно поэтому в таких случаях показатель ЕТ может быть отрицательным, и колесо значительно выступает из-под колёсных арок. Записывается эта величина как ЕТ-20, ЕТ-15 и т. д., где под знаком «-» подразумевается как раз отрицательный вылет, а число показывает это расстояние в миллиметрах.
- Автомобили среднего класса, городские кроссоверы или иные категории транспортных средств, способные развивать значительную скорость и предназначенные для комбинированной езды по плохим дорогам и в городе, нередко имеют так называемый нулевой вылет. Это означает, что колесо находится заподлицо с кузовом и одновременно обеспечивает автомобилю повышенную устойчивость и не пачкает боковые части автомобиля, а также не оказывает непроектную нагрузку на ступицу, полуось, суппорты и амортизаторы. Записывается это значение как ЕТ0.
Обозначение вылета диска.
- Чаще всего на практике встречается, что автомобили – седаны, универсалы, вне зависимости от класса и производителя, имеют положительные вылеты, то есть размерность ЕТ составляет от 5 до 50 мм и больше на эксклюзивные марки авто. Как правило, для компактных седанов или универсалов, а также для «железных коней» бизнес класса, распространённых практически в каждом большом городе, данный показатель колеблется от ЕТ22 до ЕТ42.
Чтобы выбрать необходимый вылет диска, водителю следует ознакомиться с предыдущей размерностью своего колеса, подлежащему замене, после чего сравнить эти данные с тем диском, который планируется к покупке. В случае ошибочного выбора водитель рискует передать слишком большие нагрузки на ступицу и подвеску. После этого срок их эксплуатации существенно сократится, либо новый автомобиль утратит гарантию.
Из предыдущих обозначений размерности колёс видно, что каждый параметр может иметь незначительное отклонение практически для всех марок авто. Это означает, что диск с размерностью 6,5J x 15 ET35 может быть заменён на диапазон параметров 6J – 7J x 15 ET 32 – 42, и, скорее всего, все эти размеры при условии правильного подбора шин подойдут под колёсные арки конкретного автомобиля.
Разболтовка диска на 4 шпильки.
Показатели сверловки и разболтовки диска
Все перечисленные выше показатели в узких диапазонах могут быть заменены аналогами, так как отклонение в -2 см особо не влияет ни на скоростные качества транспортного средства, ни на непроектные нагрузки на посадочный узел, и автомобиль может эксплуатироваться с шириной колеса 6J даже если производитель советует 5,5J.
Наиболее важной размерностью здесь является диаметр посадочного отверстия, или сверловка.
Так, в зависимости от класса автомобиля, производителя, модели, класса и прочих параметров, это отверстие может иметь абсолютно разный диаметр, и наиболее популярные из них приведены в таблице. В ней также имеются сведениями о разболтовке, которая обозначается как 4х98, 5х110 и т. д.
, где первая цифра означает количество шпилек на ступице, соответственно, 4, 5 шт. , а вторая – длину в миллиметрах каждой из них.
Таким образом, показатели сверловки и разболтовки на наиболее популярные марки авто приведены ниже.
№ пп | Модель и модификация авто | Сверловка, d, мм | Разболтовка, кол-во х мм |
Audi A4 | 5 х 112 | ||
Audi A6 | 5 х 112 | ||
Audi Q7 | 5 х 112 | ||
BMW 3 | 5 х 120 | ||
BMW 5 | 5 х 112 | ||
BMW X5 | 5 х 120 | ||
Citroen Evasion | 4 х 108 | ||
Citroen Xantia | 5 х 98 | ||
Daewoo Nexia | 4 х 100 | ||
Daewoo Matiz | 4 х 100 | ||
Dodge Caliber | 5 х 114,3 | ||
Fiat Bravo | 4 х 98 | ||
Ford Focus | 5 х 108 | ||
Ford Mondeo | 5 х 108 | ||
Ford Explorer | 5 х 114,3 | ||
Honda Civic | 5 х 114,3 | ||
Honda Jazz | 5 х 114,3 | ||
Honda CRV | 5 х 114,3 | ||
Hyundai Accent | 4 х 100 | ||
Hyundai Sonata | 5 х 114,3 | ||
Kia Ceed | 5 х 114,3 | ||
Kia Sportage | 5 х 114,3 | ||
MercedesBenz A-Klasse | 5 х 112 | ||
MercedesBenz E-Klasse | 5 х 112 | ||
MercedesBenz ML-Klasse | 5 х 112 | ||
Mitsubishi Lancer | 5 х 114,3 | ||
Mitsubishi Pajero | 6 х 139,7 | ||
Nissan Almera | 4 х 114,3 | ||
Nissan Maxima | 5 х 114,3 | ||
Nissan Patrol | 6 х 139,7 | ||
Toyota Corolla | 5 х 114,3 | ||
Toyota Camry | 5 х 114,3 | ||
Toyota Land Cruiser 200 | 5 х 150 | ||
Volkswagen Golf | 5 х 112 | ||
Volkswagen Tiguan | 5 х 112 |
Использование этой таблицы, как правило, помогает водителю не ошибиться в данных показателях. Сразу следует сказать, что отличия в сверловке или разболтовке относительно требуемых заводом показателей приводит к тому, что транспортное средство нельзя эксплуатировать без риска его поломки, что также представляет собой опасность для жизни и здоровья водителя.
Все приведённые выше показатели складываются в единую маркировку изделия, которая может быть записана как 5,5J x 14 ET45 5×100 d58,1 или 7J x 17 ET22 5×114,3 d66,1, и каждый буквенный либо цифровой показатель здесь приведён в описании выше.
Таким образом, сложные и никому непонятные обозначения не расшифровываются без участия профессионалов, однако, как показывает практика, при наличии таблиц и обозначения каждого численно-буквенного кода данная процедура очень проста и под силу каждому автолюбителю. Кроме того, опытные водители, сменившие на своём веку уже не одно транспортное средство, знают все эти шифры наизусть, потому что типоразмеров для конкретной марки авто не так уж и много, как это может показаться на первый взгляд.
Отрицательный вылет.
Прочие варианты маркировки колесных дисков и расшифровка их обозначений
Кроме приведённых выше обозначений можно также встретить такие показатели размерности, как, например, 6J x 15 H2, что преимущественно характерно для штампованных изделий, и водители нередко спрашивают, как можно корректно прочитать данную надпись. Данный код имеет следующие смысловые характеристики, приведённые ниже:
- 6J нужно расшифровывать по аналогии с предыдущим примером – это ширина диска в дюймах и форма его борта для выбора резины.
- 15 – радиальность изделия, назначаемая в зависимости от технических характеристик транспортного средства и подходящая под габариты колёсных арок автомобиля. Выражается в дюймах как диаметр изделия без учёта верхних бортиков.
- Н2 – обозначение количества хампов, а именно величина означает наличие двух уплотнительных кольцевых прокладок, которые нужны для более плотного прилегания бескамерной покрышки.
Достаточно часто на литом или штампованном изделии можно увидеть особую маркировку дисков, которая является индивидуальной для конкретного производителя. Так, например, если потенциальный покупатель видит в самом конце строки код С046 или какие-то подобные числовые и буквенные записи, это может означать артикул изделия или его порядковый номер в систематизированном каталоге производителя.
Каждый водитель, собирающийся в ближайшее время менять колёсные диски на своём автомобиле, должен детально ознакомиться с полной маркировкой автомобильных дисков. После этого он открывает руководство по эксплуатации авто либо находит в интернете его технические характеристики, и он должен понимать, что у него есть выбор – поставить такое же, например, штатное колесо с идентичными параметрами либо изучить допустимый диапазон размеров и выбрать изделие среди них.
При этом неизменными останутся лишь показатели разболтовки и сверловки, а остальные характеристики могут незначительно поменяться. Так, например, обладатель кроссовера, у которого в базовой комплектации стояли диски с радиальностью 17 и резина с профилем 45 мм, как правило, не доволен своим «железным конём» при эго эксплуатации по мягкой грязи или снегу. Таким образом, выбирая радиальность 16 дюймов, он имеет возможность увеличить профиль до 55 мм, что будет гораздо эффективнее, потому что боковая поверхность покрышек будет также, как и плоская часть с протекторами, участвовать в работе колеса.
Диски с низкопрофильной резинойТаким образом, перед установкой колёс на машину лучше всего проконсультироваться с профессиональным экспертом, который не только поможет правильно расшифровать все маркировки на дисках и резине, но и подобрать интересующие изделия в зависимости от типа авто, её статуса, а самое главное, места и способа его эксплуатации.
Данная процедура предлагается практически в каждом специализированном магазине, как правило, бесплатно. Часто у продавцов-консультантов имеется специальная компьютерная программа, в которую можно ввести исходные данные, и она покажет все варианты размерностей, подходящие для данной марки, и их наличие на складе.
Источник: https://bolt-taxi.com/vidy-diskov-i-ih-parametry-rasshifrovka-markirovki-diskov/
Как выглядит типичная маркировка колёсного диска?
Безусловно, маркировка автомобильных колёсных дисков подчиняется международным и национальным стандартам. Небольшая разница в обозначениях не помешает специалисту осуществить правильный заказ колёсного диска с необходимыми параметрами.
Маркировка автомобильного колёсного диска позволяет узнать все самые Важные размеры колесных дисков:
- Ширину диска в дюймах;
- Диаметр диска в дюймах;
- Количество болтов (или шпилек с гайками) крепления;
- Диаметр окружности, на которой расположены крепёжные отверстия в миллиметрах;
- Некоторые другие параметры и особенности конструкции диска.
Как расшифровать (как понять) маркировку колёсных дисков
Как читать маркировку колёсных дисков? Проще всего это сделать на примере. Рассмотрим конкретную маркировку колёсного диска:
Посадочная ширина обода
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Посадочная ширина обода в достаточной степени стандартизована.
Обычно посадочная ширина обода колёсных дисков легковых автомобилей находится в пределах следующего ряда: 3.5, 4.0, 4.5, 5.0, 5.5, 6.0, 6.5 и 7.0 дюймов. Как можно заметить значения посадочной ширины меняются с шагом 0.5”.
В некоторых случаях используются более широкие диски. Такие диски часто ставят на внедорожники и джипы, на спортивные машины и проч. Максимальная ширина подобных дисков может достигать 10-13.5”.
Тип закраины обода колёсного диска
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Тип закраины обода колёсного диска (форма, конструкция, размеры и тип отбортовки) имеет буквенное обозначение. В приведённом примере использована буква J. Для легковых автомобилей также могут использоваться обозначения JJ, JK, K,B, P, D и проч.
Одним из самых распространённых для автомобилей с передним и с задним приводом является тип закраины обода, маркируемый буквой J.
А для автомобилей с приводом на все колёса используется тип закраины обода, маркируемый буквой JJ.
Особенности конструкции колёсного диска
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Особенности конструкции автомобильного колёсного диска описывает специальный символ:
[x] обозначает неразъёмную конструкцию. Такую как в разбираемом примере.
[—] обозначает разъёмную конструкцю.
Неразъёмная конструкция [x] предусматривает монтаж покрышки благодаря эластичности боковин шины.
Разъёмная конструкция [—] позволяет монтировать покрышки с жёсткими боковинами и чаще используется для автомобилей повышенной проходимости и для грузовых автомашин.
Посадочный диаметр колёсного диска
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Посадочный диаметр автомобильного колёсного диска. Именно он определяет посадочный размер автомобильной шины. Посадочный диаметр измеряется в дюймах. В приведённом примере число 16 означает, что посадочный диаметр колёсного диска равен 16″.
Посадочные диаметры автомобильных колёсных дисков стандартизованы. Производители придерживаются следующего стандартного ряда 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и т.д. Такой ряд значений размеров колесных дисков справедлив для легковых автомобилей и для автомобилей повышенной проходимости.
Наличие и конструкция хампов
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Для надёжной фиксации покрышки на диске конструкторы используют специальные кольцевые выступы – хампы. Слово хамп происходит от англ. Hump – горб, возвышение, бугор. Хампы бывают как на дисках из лёгкого сплава, так и на стальных штампованных дисках.
Существует много конструкций хампов.
- Простой хамп Н (Hump)
- Двойной хамп Н2 (Double Hump)
- Плоский хамп FH (Flat Hump)
- Асимметричный хамп АН (Asymmetric Hump)
- Комбинированный хамп СН (Combi Hump)
Кроме того, встречаются диски без хампов. В этом случае на ободе колёсного диска делают специальную полку SL (Special Ledge), которая обеспечивает герметичность между шиной и диском.
Величина и направление вылета
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Под вылетом колеса подразумевается смещение фланца крепления колеса от плоскости симметрии.
ET30 – вылет диска измеряется в миллиметрах. В приведённом примере величина вылета 30 мм, вылет положительный.
Обозначение вылета диска: ET (сокр. нем. Einpress Tief) – вылет диска. Французское обозначение DEPORT, английское обозначение вылета диска OFFSET.
Если фланец крепления колеса находится в плоскости симметрии колеса, говорят о нулевом вылете. Нулевой вылет маркируется ET0.
Если фланец крепления колеса на ступице смещен наружу от плоскости симметрии, говорят о положительном вылете. Положительный вылет маркируется, например, ET30, где 30 положительное число вылета диска в миллиметрах.
Если фланец крепления колеса на ступице смещен внутрь от плоскости симметрии, говорят об отрицательном вылете. Отрицательный вылет маркируется, например, ET-30, где -30 отрицательное число вылета диска в миллиметрах.
Производители некоторых автомобилей допускают установку на свои автомобили колёсных дисков с отклонениями по вылету ±5 мм.
Параметры крепления диска
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Параметры крепления диска состоят из двух величин: количества болтов или шпилек крепления и диаметра окружности, на которой расположены эти самые крепёжные отверстия. В данном примере 5 – количество шпилек или болтов, 112 – диаметр окружности, на которой расположены крепёжные отверстия, миллиметры.
Вместо 5/112 может быть 5x112, или 5*112.
Кроме того производители применяют буквенные обозначения PSD. PSD – аббревиатура обозначающая, что параметры крепления диска стандартизованы. Этот параметр пишут не всегда, нередко вместо него пишут PCD. PCD – аббревиатура от Pitch Circle Diameter.
Диаметр центрального отверстия
5,5 | J | x | 16 | H2 | ET30 | PCD: 5/112 | d 66.6 |
Диаметр центрального отверстия приводится в миллиметрах. В это отверстие проходит ступица колеса. Подшипники ступицы могут обслуживаться без снятия колеса с автомобиля. Считается, что конструкторы современных автомобилей используют центральное отверстие для частичной разгрузки болтов или шпилек крепления колеса, однако это справедливо далеко не для всех автомобилей. Кроме того, для передачи усилия со ступицы колеса на диск необходимо, чтобы центральное отверстие не имело вообще никаких зазоров и имело посадку «в натяг». В этом случае снять такое колесо будет сложно.
© 2013 abcIBC.com. All rights reserved.
Удачи на дорогах!
Оглавление
Источник: http://abcibc.com/auto.php?art=104
Параметры и маркировка колёсных дисков, расшифровка их обозначений
Колёса или диски, как их принято называть в обиходе, при всей своей внешней простоте — очень важный элемент, от которого зависит безопасность движения. Чтобы покупка новых дисков не превращалась для автолюбителей в «русскую рулетку», почти все мало-мальски значимые параметры автомобильных дисковых колёс жёстко регламентированы стандартами. И одно из важнейших требований «колёсных» стандартов во всём мире — это наличие и содержание маркировки. Чтобы разобраться в её нюансах, нужно знать правила расшифровки заводских обозначений.
Какая информация содержится в надписях на автомобильных дисках
Строго говоря, «диски», которые мы приобретаем в магазинах автозапчастей, на самом деле никакие не диски, а колёса. И маркировка «дисков» обычно наносится не на него, а на обод колеса.
ГОСТ Р 52390–2005 «Колёса дисковые» определяет колесо, как вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо состоит из двух основных частей: обода и центрального диска.
Внимательное изучение маркировки поможет вам не только убедиться, что эта конструкция прошла испытания и её использование будет безопасным, но и понять, а подойдёт ли колесо для установки именно на ваш автомобиль.
Как расшифровать маркировку
Все диски, независимо от того, литые они или штампованные, имеют стандартную маркировку. Обозначение в любом случае должно содержать:
- латинскую букву I или S, обозначающую, является ли колесо «идентичным» (I), то есть точно таким же, как колёса, которые устанавливались на серийные автомобили, или специальным (S), проходившим сертификацию без «привязки» к какому-либо автомобилю. Для элементов, которые были включены в состав сертифицированного автомобиля (оригинальных), маркировка буквой не наносится, но на них может быть указано обозначение завода-изготовителя автомобиля и номер по каталогу запчастей;
- наименование изготовителя или торговую марку;
- обозначение профиля обода колеса;
- размер вылета обода в миллиметрах;
- дату изготовления (как минимум месяц и год);
- заводской номер (обозначение).
Что означают цифры на ободе
Маркировка обода состоит из следующих обозначений:
- контур обода (форма бортовой закраины);
- номинальный диаметр (обычно в дюймах);
- номинальная ширина (тоже обычно в дюймах);
- условный знак неразъёмного обода (на всех современных легковых автомобилях обод неразъёмный — знак «х»).
Маркировка колёсных дисков всех производителей подчиняется одинаковым правилам
Расшифровка обозначений на колёсах легкового авто
Например, на диске автомобиля мы нашли такую запись: КрКЗ UA 16 06 5 1 / 2 JxH2 ET47 560 226.15. Читаем:
- КрКЗ — Кременчугский колёсный завод;
- UA — Украина;
- 16 06 — июнь 2016 года;
- 5 1 / 2 — ширина обода 5,5 дюйма;
- J — форма бортовой закраины обода. Как правило, ободья с диаметром от 13 дюймов имеют форму закраины J, меньшие — B;
- x — обод неразъёмной конструкции;
- H2 — исполнение посадочных полок: H означает наличие специального выступа для использования бескамерных шин, 2 — то, что такой выступ выполнен как на наружной, так и на внутренней стороне обода (если цифры 2 нет, то выступ H имеется только на наружной стороне обода). Для бескамерных шин, кроме исполнения выступа H, встречаются колёса с исполнением FH.
- ЕТ47 — вылет обода 47 мм. Вылет — это расстояние, которое нужно мерить от привалочной плоскости диска до центральной плоскости обода;
- 560 — максимальная статическая нагрузка на колесо 560 килограммов;
- 226.15 — заводское обозначение колеса.
Кроме знаков обязательной маркировки, на колесо обычно наносится условное обозначение присоединительных размеров дисков:
- LZ — количество крепёжных отверстий;
- PCD — диаметр расположения отверстий;
- DIA — диаметр центрального отверстия.
Часто количество крепёжных отверстий указывается вместе с PCD в виде 4х98, 5х112 и т. п.
Все основные размеры диска должны соответствовать рекомендациям изготовителя автомобиля
Выбираем колёсный диск на машину по всем правилам
Даже начинающий водитель понимает, что не каждое колесо подходит к тому или иному автомобилю. Чтобы выбрать диск, оптимально подходящий для конкретной машины, нужно тщательно изучить его параметры. Рассмотрим наиболее важные из них.
Изготовитель автомобиля
Любой производитель колёс перед началом продаж обязан провести испытания, сертифицировать модель и тем самым подтвердить безопасность использования своей конструкции. Поэтому наименование изготовителя необязательно должно быть определяющим при выборе колеса. Однако тут могут быть нюансы.
Поэтому перед покупкой есть смысл почитать отзывы в интернете, возможно, побеседовать с соседями по стоянке, если на их машинах диски того же завода. Случается, что заводские колпаки колёс свободно садятся на обод другого изготовителя, но болтаются при поездке.
Соответственно, ездить на новых дисках с такими колпаками не рекомендуется.
Как подобрать ширину обода
Ширину обода выбирайте из диапазона, указанного в руководстве по эксплуатации автомобиля. Более широкий, чем допустимо, обод с большой шиной может привести к задеванию колёс за детали подвески или кузова. Если не при поворотах с большим радиусом на ровной площадке, то на неровной дороге во время перемещений в колёсной арке одновременно с поворотом.
Если шины у вас уже есть, то выбирать ширину обода надо под их ширину. Каждой ширине шины сопоставлен ряд размеров ободьев. Если вы выбираете самый широкий обод из этого ряда, то пятно контакта шины с дорогой будет шире, она будет лучше цепляться за дорогу. Однако при этом шина станет легче пробиваться и слабее прижиматься к закраине обода, что чревато потерей герметичности на неровностях дороги, когда давление в шине ниже нормы.
На узком ободе шина крепче держится за закраину обода, но при этом её сцепление с дорогой хуже, и она легче «подламывается» под действием боковых сил в повороте. При этом надо понимать, что отличия, о которых мы говорим, минимальны и в нормальной эксплуатации практически незаметны, поскольку все они находятся в пределах, допускаемых изготовителем.
На что влияет конструкция обода
При покупке конструкции ободов эксперименты неуместны, особенно при использовании бескамерных шин. Мы же не хотим, чтобы шина слетела с обода на полном ходу. Выбираем обод в строгом соответствии с указаниями завода-изготовителя.
Основные размеры обода — его ширина и посадочный диаметр — выбираются в строгом соответствии с параметрами шины
Допустимый вылет диска
Положительное значение вылет имеет в том случае, когда обод смещён от привалочной плоскости внутрь автомобиля. Часто любители тюнинга выбирают колёса с меньшими вылетами, вплоть до отрицательных. Они полагают, что так машина выглядит «круче», поскольку из-за увеличившейся колеи она более устойчива на поворотах. Отчасти это верно, но надо понимать, что конструкторы автомобиля выбирают вылет колеса тоже не просто так.
Положение средней плоскости обода относительно оси поворота колеса определяет «плечо обката» — очень важный параметр в контексте управляемости автомобиля. Уменьшая вылет колеса, мы увеличиваем плечо обката, из-за чего возрастают усилие на руле, отдача на руль при наезде одним колесом на неровность, нагрузка на рулевые наконечники и подвеску.
Ступица колеса рассчитывается на определённый вылет, поэтому его изменение как в одну, так и в другую сторону плохо сказывается на долговечности подшипника ступицы. И так же, как в случае с большой шириной шины, возможны задевания колеса за детали автомобиля.
Вылет колёсного диска должен строго соответствовать рекомендациям завода или быть очень близким к этому
Как рассчитать грузоподъёмность диска
Находим на автомобиле табличку заводских данных и смотрим в ней максимальную допустимую нагрузку на оси. Из них выбираем ось с наибольшей нагрузкой, цифру нагрузки делим пополам. Это минимальная грузоподъёмность диска, которая подходит для вашего автомобиля. Можно брать диск с большей нагрузкой, но недопустимо — с меньшей. Диск с грузоподъёмностью, значительно превышающей необходимую для вас, приобретать также не стоит, потому что он тяжелее, а значит, сильнее нагружает ходовую и увеличивает расход топлива. Да и стоит он, по логике, заметно дороже.
Как определить диаметр PCD
Диаметр расположения отверстий для крепёжных болтов в диске должен чётко соответствовать диаметру в ступице. Даже если различие покажется вам незначительным, не пренебрегайте им. Возможно, при небольшом несоответствии болты можно будет без проблем закрутить, но из-за неравномерного давления на кромку отверстия они очень быстро ослабнут. Потеря колеса в движении — это неизбежное ДТП и часто с очень серьёзными последствиями.
Почему важно выбирать правильный размер DIA
Диаметр центрального отверстия важен не меньше предыдущего параметра. Практически все колёса легковых автомобилей спроектированы так, что нагрузка от колеса на ступицу передаётся через центральное отверстие. Болты же служат для фиксации колеса и передачи тормозного усилия и крутящего момента, если колесо ведущее. Даже небольшое несовпадение диаметров в посадке колеса на ступицу будет приводить к биению колеса. Отверстия будут разбалтываться, болты — слабеть, и снова ничего хорошего нас не ожидает.
: как должны маркироваться диски и где узнать их параметры
Чтобы приобрести диски, идеально подходящие вашему автомобилю, необходимо измерить диаметр колёс и посмотреть обозначения на их ободах. Помните, что выбор диска — это всегда вопрос вашей безопасности. Чтобы чувствовать себя на дороге спокойно и уверенно, внимательно читайте маркировку и приобретайте диски, соответствующие вашему автомобилю.
- Юрий Настин
- Распечатать
Источник: https://autoclub.su/parametryi-kolesnyih-diskov/