Кондиционер или климат-контроль — что лучше?
Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.
Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.
За кнопками на панели климат-контроля скрывается сеть из датчиков, электрических приводов, блока управления и отдельной шины управления.За кнопками на панели климат-контроля скрывается сеть из датчиков, электрических приводов, блока управления и отдельной шины управления.
В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления.
Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение.
В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.
Руководство
В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.
Панель управления кондиционером в Логане первого поколения — характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.Панель управления кондиционером в Логане первого поколения — характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.
Есть у кондиционера и электрические регулировки.
Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса).
По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.
В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.
Под контролем
В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).
Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.
По сравнению с кондиционером в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.
Блок климат-контроля напрямую заведует своими исполнительными механизмами через обособленную шину. А вот чтобы задействовать компрессор кондиционера, ему необходимо отправить запрос в модуль двигателя. Такая субординация распространяется и на ручное управление климат-контроля.Блок климат-контроля напрямую заведует своими исполнительными механизмами через обособленную шину.
А вот чтобы задействовать компрессор кондиционера, ему необходимо отправить запрос в модуль двигателя. Такая субординация распространяется и на ручное управление климат-контроля.
Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора.
Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.
Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом — горячего.
из архива автора
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/910968-konditsioner-i-klimat-kontrol/
Что такое климат-контроль в автомобиле
Несколько десятилетий назад обогрев сидений считался пиком комфортабельности, но сейчас даже обычного поддержания оптимальной температуры недостаточно. Когда в машине несколько пассажиров, то обязательно найдется тот, кому дует или очень жарко. Именно по этой причине инженеры и ведущие умы разработали климат-контроль, который способен обеспечить свой микроклимат для каждого пассажира, находящегося в одном салоне.
История отопления салона автомобиля
Самые первые машины обходились и вовсе без подогрева салона. Конечно же, это не могло долго продолжаться. Немного позже было разработано устройство, которое подавало горячий воздух от двигателя. Для этой цели над двигателем монтировался вентилятор, обеспечивающий подачу теплого воздуха в салон.
Немного позже появилась полноценная отопительная система, которая подавала горячий воздух на задние сидения. Управлять системой было просто: жарко – убавил, холодно – добавил. Контролировали систему исключительно по предпочтениям и ощущениям находящихся в салоне.
Проблему с холодом как бы решили, но как быть, когда в салоне жарко. Идею кондиционера запатентовали еще в 1815 году, но тогдашние образцы были настолько велики, что не могли монтироваться на машину. Только к средине ХХ века получилось значительно уменьшить размер этих устройств.
Теперь уже были все элементы, которые нужны для создания климат-контроля в автомобиле. Передовиком было отопление. Появилась система автоматического управления отоплением. На потолке устанавливался температурный датчик, по сигналам которого система определяла количество теплого воздуха, поступавшего в салон. Таким образом удалось создать систему, которая поддерживала температуру, установленную на панели контроллера.
Как работает климат-контроль
Климат-контроль – это новый этап обеспечения комфорта в салоне автомобиля. Данная система оказалась инновационной, потому как была построена на обеспечении комфорта с помощью кондиционера. Использование кондиционера превратило систему управления отоплением в климат-контроль.
Самым главным достоинством системы является применение технологии смешивания холодного и горячего воздуха. После образования смеси, она подается в салон.
Данная схема работы предполагает, что устройство будет поддерживать нужную температуру в салоне с помощью холодного и теплого воздуха. Для этого применяются самые разные заслонки, которые позволяют регулировать температуру и объем воздуха, которые подается в салон.
С помощью такого подхода можно не только поддерживать оптимальную температуру в салоне, но также доступны следующие манипуляции:
- Фильтрация внешнего воздуха от пыли;
- Исключение возможности запотевания стекол при повышенной влажности, потому что кондиционер осушает воздух;
- Регулировка температуры при любых внешних условиях, независимо от того, какие они – жара или мороз;
- Снижает риск заболевания простудными заболеваниями, которые могут появляться при обдуве воздухом из кондиционера;
Также климат-контроль в автомобиле подразумевает, что система использует только внутренний воздух, без забора из окружающей среды. Для этого установлен клапан рециркуляции, который перекрывает его поступление в салон.
Несмотря на все преимущества данной системы, она является однозонным вариантом поддержки температуры. Для того, чтобы одновременно несколько пассажиров могли ехать в комфортной им температуре, был разработан 4-х зонный климат-контроль на основе самого обычного кондиционера.
Многозонный климат-контроль
Самым распространенным вариантом является 2-х зонный. В таком варианте для водителя и пассажира на переднем сидении может быть задана разная температура. Разумеется, эта разница не может быть большой.
Это не единственный вариант климат-контроля в автомобиле. Есть еще такие виды:
- 3-х зонный, когда доступно поддержание разной температуры на передних и задних сидениях;
- 4-х зонный, когда каждый из пассажиров может регулировать свою температуру;
Во многих случаях 4-х зонный климат контроль считается лишним, особенно если вы ездите на машине в одиночку или, максимум, вдвоем. В это же время он может быть очень полезен, когда вы размещаете пассажиров на заднем сидении.
Когда необходимо настроить свою температуру для каждой зоны в салоне, необходимо, чтобы были установлены специальные воздуховоды для каждой области салона. Также в них должны быть установлены дополнительные заслонки, датчики и специальный контроллер.
Ниже в видео рассказывается, как работает климат-контроль.
Источник: https://mitsu-motors.ru/chto-takoe-klimat-kontrol-v-avtomobile/
Климат-контроль, отличие климат контроля от обычного кондиционера
by admin · Май 19, 2014
С появлением такой системы, как климат-контроль, многие автомобилисты позабыли о прежних временах, когда им приходилось все время что-то настраивать, дабы кондиционер работал нужным образом. Климат-контроль включает в себя кондиционер, отопительную систему, а также систему фильтрации.
Специальные датчики, расположенные в разных местах автомобиля, позволяют автоматически регулировать температуру и поддерживать в салоне максимальный комфорт.
Например, электронный блок учитывает даже уличную температуру и солнечное излучение, плюс обязательно стоит отметить, что интеллектуальная система делает все возможное, чтобы водитель и пассажиры не простудились.
Отличие климат контроля от обычного кондиционера
Некоторые автомобилисты-новички зачастую путают два понятия: систему управления климатом (климат-контроль) и обычный кондиционер. То есть не видят принципиальных различий между ними. На самом деле интеллектуальная система управления климата разительно отличается от кондиционера в первую очередь своими преимуществами:
- Осуществляет регулировку и дальнейшую поддержку заданной температуры.
- Она более безопасна, потому как направляет поток воздуха только туда, где это действительно необходимо.
- Помимо температуры она регулирует и влажность. Иными словами, климат-контроль исключает духоту и запотевание стекол.
- Наличием различных дополнительных функций. Например, многие современные модели учитывают в числе прочего состояние окружающей среды. Если уровень загрязнения превышен, то система переходит в специальный режим рециркуляции – загрязненный воздух из салона уходит.
Климат-контроль – гораздо более сложная система, нежели обычный кондиционер, который имеет разве что одно преимущество – возможность очень быстро охладить салон автомобиля. Хотя даже это достоинство можно оспорить, ведь в таком случае водитель и пассажиры могут легко простудиться.
Управление интеллектуальной системой
На первый взгляд может показаться, что климат-контроль – довольно сложная система, управление которой требует каких-то специальных навыков. Но на деле все гораздо проще, и даже не является обязательным прочтение инструкции к применению. Управление климатом можно осуществлять в двух режимах: в ручном и автоматическом. В первом случае необходимо быть опытным пользователем, дабы быть в курсе всех тонкостей в работе системы, ведь любое неправильное нажатие заметно сказывается на сроке службы системы.
- Ручной режим. Вы можете управлять оборотами вентилятора, потоком воздуха, уровнем обогрева и охлаждения вручную. Обычно этот режим включают в том случае, если в салоне автомобиля сильно жарко или холодно, и ручная регулировка позволяет быстрее справиться с этой проблемой.
- Автоматический режим. Водителю лишь нужно включить его и задать нужную температуру, все остальное система управления климатом сделает сама. К сожалению, определенная часть автомобилистов не пользуются автоматическим режимом из-за высокого уровня шума (в первое время после включения вентиляторы работают, что называется, на полную катушку). Но! Как только в салоне температура достигает нужной отметки, система сама переходит на режим бесшумный режим. То есть она лишь поддерживает температуру и осуществляет перенаправление воздуха в нужные места.
Что такое двухзонный климат-контроль?
Обычный климат-контроль (однозонный) поддерживает температуру равномерно по всему салону. Двухзонный вариант дает возможность выбрать водителю для себя одну температуру, а пассажиру – другую.
Это очень удобно в том случае, если на улице жарко, а в салоне находится заболевший человек – для него можно выбрать температуру чуть выше, нежели у водителя.При этом обратите внимание, что у двухзонного климат-контроля (у большинства моделей) есть ограничения по разности температуры.
Для наглядности приведем простой пример: водитель захотел поставить для себя температуру 23 градуса, и тогда пассажир уже не может попросить поставить для него температуру выше 29 градусов как раз из-за ограничения разности.
Людям, которые чаще всего ездят в одиночку, нет смысла переплачивать за двухзонный климат-контроль. А вот для семейных автомобилей или для транспортных средств, в которых часто перевозят маленький детей, двухзонный вариант – будет наиболее оптимальным решением. Кстати, на современном рынке появились трехзонные и четырехзонные системы управления климатом в автомобиле. Последний вариант позволяет для каждого человека в салоне устанавливать собственную температуру.
Неисправности климат-контроля
Как и любая другая система, климат-контроль со временем может дать сбой. Владелец транспортного средства может включить режим самодиагностики, который позволит обнаружить текущие ошибки. Однако вряд ли он сам может исправить их, и в таком случае лучшим решением будет обратиться к компетентным специалистам, осуществляющим ремонт системы управления климатом.
Почему-то некоторые владельцы автомобилей с климат-контролем забывают обслуживать систему, что непременно ведет к ее поломке. Необходимо хотя бы раз в год проверять интеллектуальную систему управления климатом.
Плюс не нужно забывать о том, что осенью и весной (когда потребность в климат-контроле практически отсутствует) ее нужно включать минут на десять-пятнадцать.
Вот основные неисправности системы:
- Поломка микромоторчика, управляющего воздушными заслонками. В процессе эксплуатации (особенно, если Вы очень часто используете климат-контроль) этот моторчик может заклинить, и регулировка направления воздуха будет невозможной.
- Недостаток фреона. В таком случае рассчитывать на нормальное охлаждение салона будет бессмысленно. Специалисты рекомендуют проверять уровень фреона непосредственно перед летом.
- Сбой электроники. Климат-контроль буквально напичкан различными электронными элементами, и со временем они могут сломаться. Риск такой поломки заметно увеличиться, если человек пренебрегает правилами безопасного использования системы.
Источник: http://PravAuto.com/ustrojstvo-avtomobilya/klimat-kontrol.php
Система климат-контроля
Для комфортабельного передвижения на автомобиле при различных погодных условиях, в салоне необходимо поддерживать оптимальный температурный режим и влажность воздуха. И за это отвечают определенные системы и устройства. Первым таким оснащением стала система вентилирования, обеспечивающая подачу прохладного воздуха в салон извне, и обогрева салона (печка). В последствии к ним добавился кондиционер, дополнительно охлаждающий воздух в салоне.
Все эти системы работают раздельно (независимо друг от друга) и управляются вручную. Причем водитель должен не только включить в работу нужную систему, но еще и периодически контролировать, и регулировать режим ее работы — уменьшать, увеличивать интенсивность прогрева или охлаждения воздуха, силу потока подаваемого воздуха. При этом создать комфортабельный климат в салоне при ручном управлении не всегда удается.
Итогом постоянной доработки устройств, поддерживающих температурный режим в салоне стала система климат-контроля автомобиля. Эта система объединяет в себе все перечисленные устройства и системы – вентиляции, обогрева и кондиционирования.
Назначение и устройство системы
Климат-контроль обеспечивает поддержание оптимального температурного режима и влажности в салоне при минимальном участии водителя в управлении. Делает это он за счет взаимодействия кондиционера, печки и системы вентилирования, причем работает все в автоматическом режиме. Благодаря этой системе в задачу водителя входит лишь установка предпочитаемой температуры в салоне, все остальное климат-контроль выполнит самостоятельно.
Климат-контроль авто конструктивно сложная климатическая установка, объединяющая в себе множество составных элементов. Но если в целом рассматривать устройство этой системы, то она включает в себя:
- Систему управления;
- Следящие устройства;
- Рабочие и исполнительные узлы.
По сути, климатическая установка построена по тому же принципу, что и все современные системы авто.
Система управления
Основным элементом системы управления климат-контролем является электронный блок управления. Этот узел принимает и обрабатывает информацию, поступающую от следящих устройств, а также от панели управления установкой, при помощи которой водитель устанавливает температурный режим. На основе всех полученных данных ЭБУ осуществляет управление исполнительными механизмами.
В большинстве случаев климат-контроль работает в автоматическом режиме – поддерживает заданную температуру, следит за чистотой поступающего в салон воздуха. Но во многих версиях реализовано также и ручное управление печкой и кондиционером, что позволяет принудительно подать поток воздуха в нужную зону.
Следящие устройства
Вся нужная для корректной работы климат-контроля информация поступает со следящих устройств – датчиков. Количество этих элементов постоянно возрастает, что позволяет более точно определить климат в салоне и откорректировать работу установки. Но есть и основные следящие устройства, которые присутствуют во всех климат-контролях. К ним относятся датчики:
- Температуры наружного воздуха;
- Выходной температуры воздуха (подающегося в салон);
- Температуры испарителя кондиционера;
- Интенсивности солнечного света;
- Положения заслонок.
Благодаря этим датчикам производиться корректировка режима работы климатической установки. К примеру, благодаря датчикам температуры система определяет, насколько необходимо прогреть или охладить воздух, причем с учетом естественного прогрева салона солнечными лучами.
Пример устройства двухзонного климат-контроля
Отдельно ЭБУ контролирует работу узлов кондиционера – давления в системе, температуры компрессора. В случае возникновения нештатной ситуации (превышении давления в системе выше нормы, аварийного стравливания хладагента) благодаря этим датчикам система управления отключит кондиционер, не допустив поломку основных узлов.
Более совершенные климатические установки комплектуются дополнительными датчиками:
- Температуры лобового стекла;
- Влажности воздуха в салоне;
- Температуры в зоне ног;
- Качества воздуха;
- Количества пассажиров в салоне.
Благодаря датчикам температуры лобового стекла и влажности салона климат-контроль может самостоятельно определить вероятность запотевания стекла и принять меры для его устранения – обеспечить обдув лобового стекла прогретым воздухом. Помимо этого, система может самостоятельно просушить воздух, добившись в салоне оптимальной влажности.
Датчик качества воздуха определяет количество примесей, вредных веществ и на основе его показаний блок управления устанавливает нужный режим – подача воздуха в салон извне или включение рециркуляции воздуха.
Благодаря датчику количества пассажиров система высчитывает объем воздуха, который необходимо подать в салон.
Рабочие и исполнительные узлы
Как уже отмечено, климат-контроль объединяет в себе обогреватель салона, кондиционер и систему вентилирования салона. Именно эти элементы обеспечивают нагрев, охлаждение и подачу воздуха.
Непосредственное участие в создании климата в салоне принимают радиатор печки, испаритель кондиционера и вентилятор системы вентиляции. Эти узлы можно отнести к рабочим элементам.
Расположение элементов системы климат-контроля
К исполнительным же механизмам относятся воздуховоды, ведущие к нужным зонам, и заслонки с электроприводом, установленными в них. Дополнительно в некоторых системах к этой составляющей относятся электрообогреватели воздуха.
Основными элементами в исполнительной составляющей являются заслонки. Именно они обеспечивают подачу потока воздуха в нужные зоны, осуществляют переход от режима подачи в режим рециркуляции.
В конструкции климат-контроля авто используются такие заслонки:
- Подачи воздуха извне;
- Центральная;
- Рециркуляции;
- Подачи воздуха в выбранную зону;
- Температурного регулирования.
Все заслонки оснащены электроприводом и управляются ЭБУ. Помимо этого, блок управления контролирует и корректирует работу вентилятора системы вентиляции, поэтому он тоже относится к исполнительным механизмам.
Благодаря использованию большого количества заслонок удается задать:
- Режим (подача, рециркуляция воздуха);
- Зону подачи (лобовое стекло, ноги, область расположения головы, комбинированные зоны – ноги/стекло, ноги/голова);
- Распределение воздуха (прямоточная подача, рассеивание).
Что касается последней функции, то последнее время прямоточное распределение все реже используется из-за создания менее комфортабельных условий – при прямой подаче создается ощущение сквозняка. Рассеивающее распределение более оптимальное, но для ее реализации необходима достаточно разветвленная сеть воздуховодов.
Как все работает
Принцип работы климат-контроля автомобиля такой: после установки водителем температурного режима, ЭБУ собирает информацию с имеющихся датчиков и задействует исполнительные механизмы. Сначала включается вентилятор, обеспечивающий подачу воздуха. Создаваемый поток проходит через фильтр, где из него удаляются примеси.
В зависимости от температуры окружающей среды и установленного режима, используется нужный рабочий элемент. Если необходимо понижение температуры, то ЭБУ включает кондиционер и поток проходит через испаритель, в результате чего воздух охлаждается.
Далее воздушная масса по воздуховодам подается в установленные зоны (перенаправление потока осуществляется открытием/закрытием заслонок). Если выходной датчик улавливает понижение температуры ниже установленной нормы, ЭБУ подает сигнал на центральную заслонку, и часть воздуха, вышедшего после испарителя, направляет на радиатор обогревателя.
После печки этот воздух смешивается с основным потоком, повышая его температуру до нужного уровня.
Если нужно прогреть воздух, то ЭБУ кондиционер не задействует. Поток воздуха при этом хоть и проходит испаритель, но не охлаждается, далее он поступает на радиатор печки, а уже после него по воздуховодам подается в салон. Корректировка температуры прогрева воздуха осуществляется той же центральной заслонкой, которая перенаправляет поток на радиатор или напрямую в салон. При этом степень открытия этой заслонки определяет объем воздуха, которые поступят к радиатору или пройдут в обход него.
Смешивание воздуха при регулировки температуры в салоне
При установлении возможного запотевания лобового стекла, климатическая установка принудительно направит поток разогретого воздуха на стекло. В случае определения сильной загрязненности воздуха, климат-контроль перекроет подающую заслонку и откроет рециркуляционную. Так же система поступит и при определении повышенной влажности.
Виды и их особенности
Существует несколько видов климат-контроля, которые делятся между собой по количеству обслуживаемых зон салона. По этому критерию климатические установки делятся на:
- Одно-;
- Двух-;
- Трех-;
- Четырехзонные.
Однозонный климат-контроль – самая простая установка. Он контролирует и поддерживает заданную температуру во всем салоне. Двухзонная установка позволяет задавать оптимальную температуру отдельно водителю и переднему пассажиру. В трехзонной системе дополнительно выведен отдельный блок управления температурой для пассажиров заднего сиденья. Четырехзонная система – самая «продвинутая», поскольку позволяет каждому пассажиру установить свою температуру.
Четырехзонный климат
Но отметим, что чем больше зон обслуживания, тем сложнее устройство климатической установки – увеличивается количество датчиков, необходима прокладка дополнительных воздуховодов к заднему сиденью, устанавливается дополнительное оборудование (электрообогреватели в воздуховодах заднего сиденья).
Достоинства и недостатки
К положительным качествам климат-контроля можно отнести:
- Легкость управления;
- Полностью автоматическая работа оборудования;
- Наличие дополнительных функций (прогрев лобового стекла, удаление лишней влаги);
- Возможность отдельной установки температурного режима (для двухзонных типов и выше).
Но и без недостатков не обошлось. К негативным качествам климат-контроля относятся:
- Сложность конструкции;
- Высокая стоимость ремонта;
- Некорректная работа при неисправности одного из составных элементов;
- Сложность самостоятельного обслуживания.
Климат-контроль сейчас является передовой системой, обеспечивающей комфортабельные условия в салоне авто, поэтому все больше автопроизводителей комплектуют этой установкой свои модели. Но пока вытеснить отдельно установленные печки с кондиционерами эта система не в состоянии. И виной тому – дороговизна оборудования. Многие автолюбители не хотят переплачивать значительную сумму за авто с «климатом», отдавая предпочтение моделям с простыми кондиционерами.
Источник: http://autoleek.ru/jelektrooborudovanie/sistemy-komforta/sistema-klimat-kontrolya.html
Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле?
Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле? Этот вопрос является достаточно актуальным не только среди начинающих автомобилистов, но и бывалых профессионалов. Применение в в средствах передвижения такого оборудования позволяет водителю быть полностью сосредоточенным на управлении транспортного средства. Это благоприятно влияет на состояние самого автомобилиста и обеспечивает более надежное управление автомобилем. Поэтому для проведения длительных поездок большинство автомобильных концернов оснащают свои автомобили именно такими системами.
Общая информация
Климат контролем называется современная технологичная система, которая обеспечивает максимально возможный комфорт для автомобилиста и пассажиров. Основной задачей данной аппаратуры является поддержание наиболее комфортной температуры воздуха в салоне на протяжении всего времени поездки.
Принцип функционирования
Основным принципом работы является поддержание оптимального температурного режима, используя для этого системы кондиционирования, нагрева воздуха. Для получения информации о температурном режиме в салоне, стоят датчики способные передавать необходимую информацию блоку управления.
Далее от блока управления идет сигнал на определенные исполнительные устройства, такие как температурная заслонка. Весь процесс регулировки и снятия информации с датчиков выполняется полностью автоматически.
Основные составляющие системы
Вышеупомянутая система состоит из таких элементов:
- Блок управления. Является «мозговым» центром данной системы и занимается обработкой поступающих сигналов и посылает команды к основным устройствам.
- Датчики. Расположены внутри салона и контролируют состояние основных параметров климата в салоне. В большинстве моделей авто установлены такие датчики: температурные, солнечные, состояния автомобиля.
- Исполнительные устройства. Выполняют задание, поступающее от блока управления. Так, например, для повышения объема воздушного потока сигнал подается на электродатчик вентилятора.
- Заслонка. Используется для нормального функционирования всей системы. Заслонка является очень важной частью, регулирующей распространение теплого и холодного воздушного потока в салоне автомобиля. Заслонки бывают нескольких видов:• центральные, используемые для основного регулирования температуры воздуха;• рециркулирующие, которые функционируют для осуществления регулирования интенсивности потока воздуха;• для подачи воздуха с окружающей среды;
• для выполнения обдува стекол.
Различия между климат контролем от кондиционером
Основные преимущества:
- возможность поддержания основных климатических показателей;
- автоматическое управление скоростью и температурой воздуха;
- для автомобилиста создается оптимальные условия для управления автомобилем.
При выборе дешевой модели можно столкнуться со следующими проблемами:
- относительная ненадежность в процессе эксплуатации;
- значительная стоимость технического обслуживания и ремонта;
- сложность в настройке основных параметров;
- установленные датчики располагаются в достаточно скрытых местах, и наличие посторонних предметов затрудняют считывание основной информации.
Полезно знать: Какое масло заливать в гидроусилитель руля?
Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом
Работа климат контроля в летний период имеет следующие особенности:
- Не следует выставлять температурный показатель меньше чем на 10 градусов от показателя внешней среды. Такой сильный температурный перепад может вызвать серьезные заболевания из-за переохлаждения организма.
- Перед включением данной системы нужно обязательно проветрить салон. Эта работа ощутимо понижает температуру воздуха и убыстряет процесс охлаждения воздушного потока.
- Чтобы ускорить процесс охлаждения воздуха нужно включать режим рецеркуляции воздуха.
- Нельзя в процессе работы системы открывать люк или окна автомобиля. Это может вызвать к получению ошибочной информации датчиками.
Как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой
- Не следует изменять подачу воздуха до завершения прогрева салона, так как это может вызвать концентрацию конденсата или льда на поверхности заслонок.
- Следует регулярно запускать компрессор кондиционера для проведения профилактических работ резиновых уплотнений.
- Запрещается включать климат контроль с не корректными настройками по отношению к влажности воздуха. Ведь в воздухе присутствует влага, которая при неправильной работе системы будет накапливаться на испарителе и может вызвать появление неприятного запаха в салоне.
- Раз в неделю рекомендуется использовать только кондиционер, чтобы вывести влагу из корпуса испарителя.
Подведение итогов
Используя всю представленную выше информацию, даже начинающий автомобилист может легко определиться, как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле. Данная система может создавать комфорт внутри салона в процессе эксплуатации автомобиля.
Полезно знать: Можно ли мыть двигатель автомобиля на автомойке?
Но для эффективной работы следует знать, как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом. Кроме этого нужно ориентироваться в особенностях эксплуатации данной системы в зимний период. Поэтому необходимо четко знать, как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой.
Источник: http://promotornoemaslo.ru/avto-vopros-otvet/kak-pravilno-polzovatsya-klimat-kontrolem-v-avtomobile/
Климат контроль: что это, как работает, отличие от кондиционера, как пользоваться?
Езду на автомобиле можно приравнять к стрессовой ситуации, но водитель, для поддержания безопасности дорожного движения, должен быть полностью сосредоточен на управлении. При этом микроклимат в салоне является немаловажным фактором для обеспечения хорошего самочувствия, а значит способствует снижению напряжения.
Поэтому для комфортных и безопасных поездок многие производители автомобилей оснащают свои машины такой опцией, как климат-контроль.
Что такое климат-контроль?
Климат-контроль — это современная высокотехнологичная система, состоящая из множества взаимосвязанных компонентов, отвечающих за обеспечение благоприятной обстановки в салоне автомобиля.
В общих чертах он позволяет установить, а в дальнейшем и поддерживать, необходимую температуру воздуха, которая будет являться наиболее комфортной для водителя и его пассажиров.
Принцип работы
Работа климат-контроля довольна проста. Она напрямую связана с системой кондиционирования и обогрева воздуха в салоне. Для снятия показаний температуры используются различные датчики, которые передают полученные данные электронному блоку управления.
Он, в свою очередь, в зависимости от алгоритма (или программы) заложенной в его памяти, далее передает команды различным исполнительным устройствам. Например, при повышении температуры в салоне, блок управления отдаст сигнал температурной заслонке, которая добавит чуть больше холодного воздуха для смешивания с горячим, в результате чего произойдет нормализация температуры до заданных пределов.
Вся эта регулировка и снятие показаний с датчиков происходит в автоматическом режиме, водителю (или пассажиру) достаточно задать нужную температуру на панели управления, остальные действия система произведёт сама.
Составляющие
Сама система климат-контроля состоит из следующих частей:
- Блока управления. Он является «мозгом» всей системы в целом и обрабатывает входящие сигналы с различных датчиков, а также, следуя заложенной в нем программе, посылает управляющие команды исполняющим устройствам.
- Датчиков. Для того чтобы блок управления получил информацию о температуре воздуха или других частях системы, используются датчики. Их можно разделить на следующие группы:
- температурные, которые передают соответствующие данные о воздухе в салоне, они могут быть как наружными (измеряюттемпературу входящего воздушного потока), так и внутренними (измеряют температуру выходящего воздушного потока);
- датчики солнца, позволяющие отследить яркость, и изменить интенсивность работы климат-контроля. На дорогих моделях автомобилей эти датчики способны понять с какой стороны находится солнце и увеличить интенсивность работы именно с этой стороны;
- датчики частей системы, которые позволяют отслеживать состояние отдельных частей машины, например температуру испарителя кондиционера, для того чтобы рассчитать угол открытия заслонки холодного воздуха;
- потенциометры заслонок, они отслеживают состояние и угол открытия заслонок. Эти устройства необходимы для того, чтобы блок управления знал, можно ли открыть заслонку сильнее или повысить интенсивность воздушного потока (увеличить скорость вентилятора).
- Исполнительных устройств. В процессе выполнения заданного алгоритма блок управления передает команды различным исполнительным устройствам, таким как приводы заслонок и электродвигатель вентилятора. Например, для того чтобы увеличить интенсивность воздушного потока, необходимо подать сигнал на электродвигатель вентилятора, чтобы он работал быстрее.
- Заслонок. Они позволяют правильно и эффективно функционировать системе вцелом. Заслонки являются важной и неотъемлемой частью климат-контроля. Благодаря им, происходит распределение теплого (или холодного) воздушного потока в ту часть автомобиля, где это необходимо. Заслонки делятся на несколько типов:
- центральные (температурные), которые служат для основной регулировки температуры воздушного потока;
- рециркулирующие, предназначенные для регуляции воздуха внутри салона, они позволяют настроить подачу воздушного потока либо снаружи автомобиля, либо производить забор воздуха из салона;
- для забора воздуха с внешней среды;
- для обдува стекол, чтобы убрать с них конденсат (или лёд);
- для регулировки температуры в многозонных системах.
Отличие от кондиционера
Некоторые автолюбители путают климат-контроль с системой кондиционирования. Нужно заметить, что автомобиль может быть оснащён кондиционером без климат-контроля, но автомобиль, который оснащен системой климат-контроля, обязательно сожержит кондиционир.
В автомобиле он работает точно также как и обычное комнатное устройство, по принципу холодильника.
Основные функции кондиционера в автомобиле:
- охлаждение поступающего в салон воздуха;
- рециркуляция воздуха;
- осушение воздуха, удаление лишней влаги из него.
Главным отличием системы кондиционирования и климат-контроля является возможность поддержания заданной температуры. При холодной погоде климат-контроль работает вкупе с кондиционером, осушая воздух в салоне, во избежание запотевания стёкол.
Преимущества и недостатки
Основным преимуществом климат-контроля перед кондиционером является то, что он создаёт благоприятный микроклимат в салоне машины. Если кондиционер просто охлаждает воздух, и подбирать нужную температуру в автомобиле необходимо вручную, корректируя углы открытия заслонок и воздушный поток, то с системой климат-контроля водитель автомобиля может полностью сосредоточиться на процессе управления транспортным средством.
К недостаткам климат-контроля можно отнести:
- ненадежность;
- сложность;
- высокую стоимость обслуживания.
- не совсем точную работу температурных датчиков, в результате чего температура в автомобиле может отличаться от значений, выставленных на панели управления.
Датчики, как правило, располагают в скрытых местах, и посторонние предметы в салоне затрудняют считывание данных, что приводит к такой погрешности.
Управление климат-контролем
Управление климат-контролем происходит на соответствующей панели. Нужные значения выставляются с помощью регуляторов. Они передаются в блок управления, который и устанавливает оптимальные значения углов открытия заслонок и эффективный поток воздуха.
Заслонка регулирует температуру вцелом (смешиванием холодного и горячего воздуха), поэтому в многозонном климат-контроле невозможно установить сильно различающиеся по значению температурные показатели. Периодически блок управления опрашивает датчики и немного корректирует работу исполнительных устройств.
Советы по эксплуатации и уходу
Эксплуатация климат-контроля довольно проста. Не рекомендуется использовать его без корректно работающей системы охлаждения, так как в воздухе всегда есть влага, и без осушения воздуха она будет осаждаться на испарителе, что приведёт к так называемому «болотному» запаху в салоне автомобиля.
Помимо этого влага является рассадником всякого рода бактерий и микробов, что довольно сильно может повлиять на здоровье пассажиров и самого водителя. Рекомендуется периодически давать работать только кондиционеру (даже в зимний период), для того чтобы убрать влагу из испарителя.
Не стоит также открывать окна или люк при езде с климат-контролем. Показания датчиков при этом будут сбиваться и система не сможет нормально функционировать.
Подводя итог, можно сказать, что климат-контроль полностью отвечает за микроклимат в салоне автомобиля и заботится о здоровье водителя и его пассажиров. Автоматическая регулировка для поддержания комфортных температурных режимов внутри салона машины позволяет водителю не отвлекаться от дороги и дает возможность полностью сосредоточиться на процессе управления. Это всё делает вождение автомобиля безопасным и комфортным.
Источник: https://advicelawyer.ru/avtomobil/klimat-kontrol.html
Что такое климат контроль в авто – различные типы систем
Кондиционирование воздуха включает в себя процесс конденсации и сушки жидкости до тех пор, пока она не станет холодной, после чего она подаётся насосом в кабину с помощью вентиляторов, чтобы компенсировать температуру окружающей среды в тепле. Это делается с использованием довольно загруженной системы компрессоров, теплообменников и вентиляторов, позволяющих холодному воздуху проникать в кабину. Чем же отличается кондиционер от системы климат-контроля?
Управление кондиционером
Что собой представляет климат-контроль?
Задача автомобильного кондиционера – подавать в салон машины нужное количество воздуха, охлажденного до установленной температуры. Забор осуществляется с улицы, изнутри авто либо в смешанном режиме (полная или частичная рециркуляция) по выбору водителя. Аналогично работает салонный отопитель, прогоняющий воздушный поток через нагретый от двигателя радиатор.
Важный момент! Отопительная и охлаждающая установка функционирует отдельно, независимо друг от друга. Отсюда возникают неудобства для пассажиров – временами в салоне машины становится слишком душно или прохладно, водителю приходится корректировать температуру воздуха вручную.
Отличие кондиционера от климат-контроля заключается в следующем: первый представляет собой отдельный агрегат, выполняющий две функции, – охлаждение и осушение воздуха. Климат-контроль – это система, объединяющая несколько установок и призванная автоматически поддерживать комфортную температуру внутри автомобиля. В состав системы входят следующие элементы:
- все агрегаты кондиционера – компрессор, теплообменники испарителя и конденсатора, плата управления;
- радиатор автомобильной печки, заполняемый горячим антифризом от двигателя;
- вентилятор – нагнетатель;
- сеть воздуховодов, расположенных под передней панелью и расходящихся по салону;
- заслонки распределения воздушных потоков, оснащенные сервоприводами;
- дефлекторы, ручки и кнопки настройки температуры;
- собственный электронный блок управления (контроллер);
- датчики температуры воздуха.
Руководство
В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.
Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.
Основные отличия
Разные автомобили имеют совершенно разные системы охлаждения и обогрева. В чём же отличия между кондиционером и климат-контролем?
Кондиционер – это ручное управление температурой воздуха, закачиваемого в кабину, а также скоростью вращения вентилятора. Это то, что есть в большинстве автомобилей. Вы вручную включаете кондиционер, выбираете нужную температуру и регулируете скорость вращения вентилятора. В зависимости от марки и модели вашего авто, пассажиры могут иметь собственные средства управления для достижения этой цели (работа в двух зонах).
Климат-контроль – это современный технологичный компьютеризированный механизм, который самостоятельно автоматизирует все процессы в автомобиле. Изменить автоматические настройки можно через бортовой компьютер. Раньше такое оборудование встречалось только на дорогих авто, но в последнее время и машины среднего класса начали поддерживать эту функцию.
По сути, всё, что от вас требуется, – это указать необходимую температуру. Затем система с помощью ряда внутренних и наружных датчиков отрегулирует подаваемый в салон воздух и скорость вращения вентилятора. На рынке существует множество таких систем, и все они работают по-разному в зависимости от рассматриваемого автопроизводителя, а также от марки и модели.
Основное отличие между кондиционером и климат-контролем заключается в том, что последний позволяет пассажирам установить желаемую температуру, и система будет автоматически поддерживать её при изменении условий за пределами автомобиля.
Вместо одной настройки система климат-контроля позволит вам установить конкретную температуру. Иногда они будут с шагом в полградуса, в пределах примерно от 16 до 30 градусов по Цельсию. У большинства автомобилей также есть настройка Макс., которая автоматически включит обогреватель на полную мощность. Обычно это необходимо для того, чтобы как можно скорее очистить ветровое стекло и окна автомобиля с помощью тёплого воздуха.
Другое ключевое различие кондиционера и климат-контроля состоит в том, что последний, скорее всего, будет иметь автоматическую настройку. Помимо обычных элементов управления, направляющих воздух к вашим ногам, телу или голове, а также кнопки, позволяющей выбирать между свежим или рециркуляционным воздухом в салоне, предусмотрена кнопка «Авто», которая для поддержания разницы желаемой температуры автоматически регулирует воздушный поток.
Преимущества и недостатки кондиционера
Для удобства восприятия разобьем сильные и слабые стороны комплектующей на несколько списков.
Водителям нравится:
- возможность охладить воздух при высокой температуре за лобовым стеклом;
- повышение уровня внимательности и реакции за счет комфортных условий в салоне;
- борьба автокондиционера с неприятным запахом (табак, спиртное);
- осушивание воздуха при неблагоприятных погодных условиях (препятствует запотеванию окон).
Недостатки:
- снижение мощности движущего агрегата;
- повышенная температура под капотом (свободного места становится меньше);
- частые ТО составных частей устройства, их стремительный износ;
- повышенный расход топлива.
Недостатки компенсируются очевидной дешевизной установки аналога системы охлаждения.
Устройство
Нетрудно разобраться в том, как пользоваться климат контролем и включать разные режимы его работы. Но автовладельцу рекомендуется предварительно познакомиться с устройством этой системы.
Источник: https://AutoManya.ru/tovary/blok-upravleniya-klimat-kontrolem.html