Классический кроссовер – классическая музыка в современной обработке
Классический кроссовер (classical crossover) – это музыкальный жанр, который смешивает классическую музыку с различными современными направлениями, такими как рок, поп и электроника. Собственно с английского слово “crossover” переводится как “пересечение, скрещивание”, “перекрестный”.
Важно заметить, что относительно вокального исполнения на западе данный жанр чаще именуют operatic pop. Такое название чуть более точно отражает суть, поскольку певцы исполняют популярные или народные композиции оперным вокалом.
Сегодня миллионами любима классика в современной обработке Ванессы Мей, Сары Брайтман, Андреа Бочелли, Appassionante, Amici Forever и других известных артистов.
Особенности и роль жанра classical crossover
Классический кроссовер играет в культурном мире важную роль – популяризирует классическую музыку, сохраняет музыкальные традиции 17-20 столетий.
Произведения великих композиторов, представленные в современной обработке, и современные популярные песни, исполненные оперным вокалом, просто восхищают! Такие композиции всегда звучат чувственно, эмоционально, живо и, конечно, бесподобно красиво. Важно, что для работы в данном жанре необходимо иметь музыкальное образование, талант.
Да, такое творчество под силу не каждому. Поэтому и выступления звезд classical crossover обходятся дорого. Но торжество того стоит – слушатели почувствуют себя королями, к которым приехали заморские артисты!
Любое корпоративное мероприятие или праздничный вечер в узком кругу наполнится незабываемой атмосферой, если его будут сопровождать стремительные мелодии скрипачки Ванессы Мэй, лирическое сопрано Сары Брайтман, внешнее и вокальное очарование трио Appassionante, чувственный тенор итальянца Андреа Бочелли или, например, многогранное пение Amici Forever. Вечер станет незабываемым! Агентство РУ-Концерт поможет организовать шоу, выбрать исполнителей и проследит, чтобы все прошло на высшем уровне! Заказ можно сделать в любое удобное время.
Аудитория почитателей классического кроссовера складывается из людей разного возраста – обычно им от 12 до 60 лет и даже больше. Этот жанр супервостребован, поскольку предлагает действительно качественное музыкальное и вокальное исполнение, которое ценится куда выше обычной популярной музыки. Невозможно представить, чтобы он устарел и вышел из моды. Это поистине вечное прекрасное искусство! Отметим, что теперь данный жанр есть в списке номинаций Grammy, а также он представлен индивидуальным чартом в музыкальном журнале Billboard. Более того, российская радиостанция «Радио Classic» посвящена композициям classical crossover.
История развития жанра classical crossover
Данный жанр относительно молодой – он начал развиваться в 70-е годы 20 столетия. Однако зародился еще десятилетием раньше – в 1960 году, когда американская оперная певица Эйлин Фаррелл выпустила пластинку «Gotta a Right to Sing the Blues». Именно Эйлин считается первой, кто объединил в своем творчестве классическую и популярную музыку.
Сегодня большинство композиций в жанре classical crossover – это именно сочетание классики и поп-музыки. Однако развился этот жанр в 1970-х благодаря рок-музыкантам из Британии. Группа Emerson, Lake & Palmer играла на концертах свою версию сюиты М.П. Мусоргского, коллектив Procol Harum на свой лад исполнял произведения И.С. Баха, группа Electric Light Orchestra обогащала свою музыку симфоническими чертами. Все эти команды отметились в жанре прогрессивного рока, характеризующегося усложненной формой исполнения, где рок объединяется с академической, народной музыкой, джазом, авангардом.
В 1975 году великая Queen выпустила альбом «A Night at the Opera» со знаменитой «Богемной рапсодией». Она сложена из таких разных жанров, как баллада, опера, хэви-металл и а капелла. Пластинка стала весьма успешной, поэтому группа сохранила этот особенный окрас и в дальнейшем творчестве. Также классические приемы использовали в своих композициях The Four Seasons, The Moody Blues, Deep Purple, Рик Уэйкман, Гэри Мур, Scorpions, Metallica и др. Отдельно следует отметить финскую группу Nightwish, которую отличает и оперный вокал.
Одновременно с заимствованием классических приемов рокерами, исполнители классики стремились популяризировать свой жанр, сочетая его с жанром поп и народной музыкой. Одним из первых стал британский певец Rhydian. Отличным примером является также творчество оперной певицы Монсеррат Кабалье, певца и скрипача Дэвида Гарретта, певицы Сары Брайтман, скрипачек Ванессы Мэй и Кати Маре, певцов Алессандро Сафина и Андреа Бочелли, певицы Эммы Шапплин. Настоящий прорыв совершил оперный коллектив «Три тенора» в 1990 году, когда на концерте в Риме исполнил песню о футболе.
Среди молодых и, конечно, талантливых наследников жанра следует выделить певицу Кэтрин Дженкинс, певцов Марио Франгулиса и Джоша Гробана, струнные квартеты Bond и Escala, дуэт виолончелистов 2Cellos, квартеты исполнителей Amici Forever и Il Divo, обворожительное вокальное трио Appassionante.
Источник: https://zakazartistov.com/artistes/classical-crossover/
Кроссовер и симфоник: как классическая музыка
Классическая музыка. Какие ассоциации вызывает это слово? В первую очередь в голову приходят Моцарт и Вивальди, Бетховен и Бах, Чайковский и Мусоргский, а в памяти возникает звуки музыки, исполняемой оркестром. Она звучит в консерваториях и в филармонии. Эта музыка умудренных образованием музыкальных мужей, кичащихся своим музыкальным вкусом. Такое понимание классики в музыкальной культуре – не более чем стереотип, а точнее даже целый «комок» стереотипов.
Разные грани «классики»
Классика — суть и основа культурного процесса. Это утверждение справедливо для любой сферы искусства. Например, человеку сложно считать себя литературно образованным и уж тем более стараться стать хорошим писателем, если он не знаком с творчеством Пушкина и Шекспира, Дюма и Гюго, Булгакова и Достоевского. На примере литературы очевидно, что классика — это не жанровое понятие, а некий набор достойных образцов проверенных временем. Есть классика фэнтези (Дж. Р. Р. Толкин), классика детектива (А. Кристи, А. Конан Дойл), классика хоррора (М. Шелли). В музыке, исторически разделенной на «разные пласты», понимание «классики» наиболее размыто.
С одной стороны, своя «классика» есть у каждого музыкального жанра, и некоторые музыканты считают, что рокеру совсем не обязательно слушать Баха, достаточно знать Beatles, Rollig Stones, Queen. Для поп-музыкантов и эстрадников классика – это Ободзинский, Хиль, Шульженко и другие. С научной точки зрения, такой подход, конечно, не правилен, но в музыкальной культуре это не редкость.
С другой стороны, классика – это отдельное направление в рамках музыкальной культуры, которое иначе называют академической музыкой. Данное понятие позволяет избежать путаницы в понимании «классики».
В умах прочно засело понимание классики (или академической музыки) как особого мира, который противопоставляется современной музыке, включающей в себя совокупность наиболее популярных жанров.
Одна моя знакомая барабанщица – металлистка по своей «музыкальной ориентации» — отучилась в консерватории. Она любила говорить, что «классики- странные люди» и умилялась своей записи в дипломе «барабанщик эстрадного ансамбля» (с точки зрения классического образования, что металлист, что попсовик – эстрадник). Её пример показывает разницу в мировоззрении между «классиками» и «эстрадниками», но в то же время и доказывает единство музыкальной культуры и отсутствие границ между мирами.
Ни для кого не секрет, что родной для неё тяжелый жанр имеет достаточно много точек соприкосновения с академической и симфонической музыкой. То же самое можно сказать и о более легких проявлениях рока и о поп-музыки.
Взаимодействие академической музыки с различными популярными жанрами и их «взаимная интеграция» выражаются в концептах «симфоник» и «кроссовер». Эти понятия можно посчитать тождественными, по большому счету и то и другое обозначает смешение элементов классики и современной музыки.
Под «симфоником», как правило, понимается использование эстетики симфонической музыки и инструментов в композициях других жанров, а кроссовер — это в чем-то обратная история, ответ со стороны «академистов», выраженный в переработке «под себя» музыки из других жанров.
Простыми словами разница выражается в следующем: «симфоник» — это музыка, которую делают «не классические» музыканты, используя мотивы классики, а «кроссовер» — это музыка, сделанная академистами, экспериментирующими с другими жанрами.
Симфоник и кроссовер существуют в рамках самостоятельных музыкальных жанров, но также этими терминами называется и подход к созданию музыки, построенной на смешении классики с неклассикой.
Симфоник-металл и классика в металл обработке
Я не случайно заговорил о металле и уже намекнул выше о его тесной взаимосвязи с классикой. Некоторые музыковеды усматривают связь между «классической» и «тяжелой» музыкой уже на генетическом уровне. Формируясь, металл кое-что взял от «академки», создав при этом свою эстетику и своё звучание. Об этом, в частности, говорится в зарубежном документальном фильме «Эволюция металла». Классика и металл, внешне такие разные, схожи по своему месту в музыкальной культуре. И то, и другое в массовом сознании воспринимается нечто обособленное от популярной культуры, как музыка для определенной аудитории.
Не удивительно, что самый известный пример «дружбы» академической музыки с другими жанрами возник как раз «на поле» металла. Речь идет о жанре «симфоник-металл». Название говорит уже само за себя. Это один из традиционных жанров металла, в качестве «металлической основы» чаще всего используется пауэр и хэви метал, реже грув или другие более экстремальные направления. Для него характерно использование музыкальной эстетики симфонической музыки и классический, близкий к оперному, высокий, как правило, женский вокал. Наиболее известными представителями этого жанра являются нидерландская группа «Epica» и финская «Nightwish».
Симона Саймонс — нидерландская певица, вокалистка группы Epica
В вокальном плане голландцы используют популярную в металл музыке концепцию красавицы и чудовища, смысл которой в сочетании двух манер — чистой и экстремальной, в исполнении двух вокалистов «разного пола». В данном случае высокий классический вокал Симоны Саймос сочетается с мужским «гроулом».
Финские звезды симфоник-металла «Nightwish» ограничиваются только классическим женским пением. В качестве вокалистки этой группы прославилась финская певица Тарья Турунен.
После ухода из коллектива она успешно продолжила сольную карьеру в жанре симфоник-металла, и сегодня без преувеличения считается не только корифеем жанра, но и самой известной певицей из страны Суоми.
Творчество Тарьи – хорошая иллюстрация близости академической и тяжелой музыки. Будучи «выходцем» из металла, финка пробовала себя и на оперной сцене, в её творческом багаже есть чисто классические произведения.
Любители металла считают симфоник достаточно «статичным», консервативным и однообразным жанром. Большинство исполнителей эстетически очень похожи друг на друга, исповедуют схожие приёмы и принципы, ориентируясь на «эталонные» образцы в лице названных выше групп и вокалисток.
Знаток жанра, конечно, с легкостью отличит Симону Саймос от Тарьи Турунен, но если зазвучит композиция какой-то средне известной или заштатной симфоник-металл группы – сложно с ходу понять, кто именно играет.
На представительной в плане симфоника голландской сцене, помимо «Эпики» выделяется также группа «Within Temptation». Также среди образцов этого жанра можно упомянуть норвежцев «Sirenia», шведов «Murder of My Sweet» и многих других.
И классика, и металл очень «многообразны» сами по себе, а потому «эталонный образ», созданный Симоной и Тарьей, их коллегами и подражателями – не единственно возможный вариант симфоника.
Есть и другие…
Казалось бы, металл-музыку сложно себе представить без гитар. Однако, есть музыканты, которые предпочли этому самому популярному шестиструнному инструменту смычковый инструмент классического оркестра – виолончель. Речь идет об известной финской группе «Appocatiotica». Рожденные в стране с сильной металл-сценой, они получили всемирную известность как главные виолончелисты из мира металлической музыки. Виолончельный металл выделяют как отдельный жанр, но, по большому счету, его можно считать одним из вариантов как симфоника, так и кроссовера.
В наши дни достаточно популярно создание тяжелых кавер-версий произведений из других жанров. На границе классики и металла этим успешно занимается немецкий гитарист Вольф Хоффман. Он известен, прежде всего, как участник легендарной металл-группы «Accept», соратник и коллега Уго Диркшнайдера. Хоффман без преувеличения — один из лучших европейских рок-гитаристов. В своём сольном творчестве он пошел по пути металл-адаптаций классики. Благодаря ему Вольфганг Амадеич зазвучал на немецком рок-фестивале.
А вот, например, наш с вами земляк – Петр Ильич Чайковский и его «Лебединое озеро» в аранжировке немецкого металлиста.
Для тех, чьему уху мил и приятен «тяжелый гитарный рифф», а классическое звучание кажется «скучным» творчество Хоффмана – хороший вариант ознакомиться с выдающимися образцами классической музыки. Так что подобные эксперименты имеют и практически-полезную просветительскую функцию.
Ответ кроссовера
Академические музыканты, в свою очередь, тоже готовы «заманить» на симфонический концерт поклонников тяжелой музыки и различных других направлений рока. В репертуаре многих оркестров есть программы, состоящие из рок-хитов. Я был на подобном концерте в Карельской государственной филармонии. Среди исполненных произведений были треки «Металлики», «The Scorpions», «Led Zeppelin» и многих других групп.
В том числе знаменитая Final Cowndown группы «Europa» и даже популярный трек Smells Teen Spirit иконы гранжа Курта Кобейна. В зрительном зале «храма классической музыки» наблюдались слушатели рокерского облика в футболках «Металлики» и «Нирваны». Петрозаводский оркестр исполнил инструментальную версию знаменитого нирвановского хита «Повеяло юностью» и, естественно, они были не единственными, кто сделал оркестровую версию песни.
В интернете я нашел вариант симфонического исполнения с приятным женским вокалом.
Своеобразным ответом Вольфу Хоффману со стороны классических музыкантов, представляющих кроссовер, стало творчество его земляка Девида Гаррета. В 2017 году исполнитель выпустил пластинку с характерным названием «Rock Revolution».
Под смычком немца известнейшие рок композиции получили новую более элитарную жизнь. Лишившись вокала, они демонстрируют свою музыкальную глубину и высоту полета. А забойные «рок-н-рольно-хитовые» мелодии придают драйва и живости классическому альбому. В пластинку вошли произведения софт-рокера Филла Коллинса, брит-поп коллектива «Coldplay», песни из репертуара команды «Rise Against the Machine», работающих на пересечении традиций рэпа и рока. Есть здесь место и хард-рокерам «Survivor» с их хитом «Eye Of The Tiger». Заканчивает диск инструментальная переработка песни бельгийских блюз-рокеров «Vaya Con Dios».
Палитра рок-музыки, охваченная Гарретом, очень многообразна. Здесь проявляется ещё одно отличие между симфоником и кроссовером. Симфоник по своему звучанию, как правило, ограничивается форматом жанра, перерабатывающего академические мотивы. Помимо «симфоник металла» существует симфоник-рок, симфоник-фолк и другие варианты. В кроссовере же одни и те же исполнители могут использовать эстетику разных жанров и предлагать свои классические версии хитов в диапазоне от экстрим-металла до попсы.
Упомянутый выше «виолончельный металл» указан в Википедии в списке жанров, приписываемых хорватскому дуэту «2Cellos». Два виолончелиста с Балканского полуострова делают интересную и разнообразную музыку в духе кроссовера, предлагая слушателям оригинальные версии различных по происхождению музыкальных произведений, а также авторские композиции. В их репертуаре далеко не только металл. Они играют и классику, и музыку из кинофильмов, и популярные поп-песни. В их репертуаре есть даже нашумевший латиноамериканский хит «Desposito».
А вот музыка из «Пиратов карибского моря»
И ещё одна версия Smells Teen Spirit – на этот раз от хорватов
Отечественная вариация на тему «Appocapliptica» в юбках» — женское скрипичное трио «Silezium» из города Новосибирска. Коллектив существует с 2004 года и состоит из выпускниц местной консерватории. На смычковых инструментах девушки играют инструменталы советских песен, а также рок и металл. Их переработке подверглись и Серж Танкян, и Александра Николаевна Пахмутова.
Кроссовер и российская поп-музыка
В отечественной популярной музыке можно встретить немало проявлений кроссовера. Этим словом часто называют артистов, использующих академическую манеру пения на эстраде. Я догадываюсь, о ком многие подумали. Действительно, лет десять-пятнадцать назад к кроссоверу, пусть и с некоторой натяжкой, можно было отнести «золотой голос России» — Николая Баскова. Но, к сожалению, певец твердо выбрал свою дорогу — поп-музыка, растерял «былую мощь» в голове и дискредитировал себя некоторыми сомнительными клипами. Кроссовер — это нечто более элитарное и эстетичное по сравнению с тем, что делает этот певец сегодня.
А жанр в последние годы набирает обороты. Академические вокалисты удостаиваются большого внимания на многочисленных вокальных шоу. Если на популярный музыкальный телевизионный проект пришел академист – он почти наверняка пройдет отбор, а может даже и выиграет.
Ярким примером могут служить первый и последний победители вокального проекта «Голос». Дебютный сезон выиграл подопечный Градского классический вокалист Сергей Клочков, а победителя «Голоса-8» зовут Аскер Бербеков, он работал в команде Константина Меладзе и также запомнился своей склонностью к академичности.
То, что Аскер делал на проекте под руководством известного продюсера, вполне можно отнести к кроссоверу.
На слуху имя казахского исполнителя Демаша Кудайбергена. Певца взял под своё крыло популярный композитор и продюсер Игорь Крутой. Маэстро, в чьем творчестве всегда хорошо уживались эстрадная и классическая музыка, вполне закономерно уделяет внимание жанру кроссовера.
В жанре кроссовера работает сын советского певца Юрия Лозы. Отец известен тем, что написал песню «Плот» и позволяет себе критические высказывания в адрес коллег, а сын Олег успешно развивает карьеру на оперных сценах России и Европы, не забывая при этом петь эстрадные песни прекрасным мощным баритоном.
В 2017 году исполнитель появился в составе участников музыкального шоу «Успех» на СТС.
Явления симфоник и кроссовер очень многообразны. Некоторые артисты выбирают эти направления для своего творчества, а другие просто иногда «заигрывают» с классикой. Например, модными среди рок и поп коллективов стали выступления с симфоническим оркестром. Дуэты между представителями академической и современной» музыки — также не редкость. Достаточно вспомнить классический пример – оперная дива Монсеррат Кабалье и рок-певец Фредди Меркьюри.
Дружба «классики» с роком, металлом, поп-музыкой – явление не новое, границы между разными жанрами, пластами и кластерами музыкальной культуры существуют только у нас в головах. На самом же деле — музыка едина, и даже такое консервативное и обособленное направление как академическая музыка подвержено гибридизации и находится в тесной связи со всем остальным музыкальным миром. Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной области знаний, чем музыковедение.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/muzilka/krossover-i-simfonik-kak-klassicheskaia-muzyka-drujit-s-drugimi-janrami-5e5d4b1cfce02f33195f4c71
Для чего нужны кроссоверы в компонентной акустике?
Устанавливая современную стереосистему в транспортное средство, владельцу необходимо правильно выбрать кроссовер. Сделать это несложно, если предварительно ознакомиться с тем, что он из себя представляет, для чего предназначен, и в составе какой акустической системы он будет работать.
Предназначение
Кроссовер — это специальное устройство в структуре акустической системы, предназначенное для подготовки требуемого частного диапазона для каждой из установленных звуковых колонок.
Последние разработаны для эксплуатации в пределах определённых частотных диапазонов.
Выход частоты сигнала, подаваемого на колонку за границы диапазона может привести, как минимум, к искажениям воспроизводимого звука, например:
- при подаче слишком низкой частоты исказится звуковая картина;
- при подаче слишком высокой частоты владелец стереосистемы столкнётся не только с искажением звука,но и с выходом из строя твитера (высокочастотного динамика).Он может просто не выдержать этого режима работы.
В нормальных условиях задачей высокочастотного динамика является воспроизведение звука только высокой частоты, низкочастотного, соответственно, низкой.
Полоса же, средних частот подаётся на мидвуфер – динамик, отвечающий за звучание средних частот.
Исходя из вышесказанного, чтобы качественно воспроизвести автозвук, надо выделить соответствующие полосы частот и подать их на конкретные динамики. Для решения этой задачи и применяется кроссовер.
Устройство кроссовера
Конструктивно в кроссовер входит пара частотных фильтров, работающих следующим образом: например, если частота разделения установлена в 1000 Гц, один из фильтров будет выделять частоты ниже этого показателя. А второй – обрабатывать только полосу частот, превышающих заданную отметку. У фильтров есть свои названия: лоу-пасс – для обработки частоты ниже тысячи герц; хай-пасс – для обработки частоты выше тысячи герц.
Итак, выше был представлен принцип, по которому работает двухполосный кроссовер. На рынке существует и продукция трехполосного типа. Основное отличие, как становится понятно из названия, это третий фильтр, обрабатывающий среднюю полосу частот, от шестисот до пяти тысяч герц.
Технические особенности
В большинстве современных кроссоверов присутствуют катушки индуктивности и конденсаторы.
В зависимости от количества и качества изготовления этих реактивных элементов, обусловлена стоимость готового изделия.
Для чего же в полосной кроссовер входят катушки и конденсаторы? Причина в том, что это самые простые реактивные элементы. Они без особых трудностей обрабатывают разные частоты звукового сигнала.
Конденсаторы могут выделять и обрабатывать высокие частоты, в то время как катушки нужны для регулирования низких. Грамотно используя эти свойства, в результате можно получить самый простой частотный фильтр.
Здесь нет смысла углубляться в сложные законы физики и приводить в качестве примера формулы. Тот, кто хочет более подробно ознакомиться с теоретическими основами, без труда найдёт информацию в учебниках или интернете.
Профильным специалистам достаточно освежить в памяти принцип работы сетей LC-CL типа.
Количество реактивных элементов влияет на показатель разрядности кроссовера. Цифрой 1 обозначается один элемент, 2 – соответственно, два. В зависимости от количества и схемы подключения элементов, система по-разному осуществляет фильтрацию неподходящих частот для конкретного канала.
Есть смысл предположить, что большее количество применённых реактивных элементов делает процесс фильтрации лучшим. Схема фильтрации ненужных частот для конкретного канала имеет свою характеристику, называемую крутизной спада.
Называется оно чувствительностью. В зависимости от этого показателя, продукция разделяется на четыре категории:
- модели первого порядка;
- модели второго порядка;
- модели третьего порядка;
- модели четвертого порядка.
Отличия между активными и пассивными кроссоверами
Начнём сравнение с пассивного кросовера. Из практики известно, что пассивный кроссовер является самой распространенной и чаще всего встречающейся на рынке разновидностью.
Исходя из названия, можно понять, что пассивным не требуется дополнительное питание. Соответственно, владельцу транспортного средства проще и быстрее установить аппаратуру в своей машине.
Но, к сожалению, быстрота не всегда гарантирует качество.
Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.
Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.
Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр. Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе.
Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.
Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.
Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр.
Особенности настройки
Чтобы в результате получить качественный автозвук, необходимо правильно подобрать частоту среза. При использовании активного трех полосного кроссовера следует определить две частоты среза. Первая точка будет обозначать грань между низкой и средней частотой, вторая – границу между средней и высокой.
Владельцу автомобиля перед подключением кроссовера необходимо всегда помнить о том, что необходимо правильно подбирать частотные характеристики динамика.
Ни в коем случае не следует подавать на них частоты, на которых они попросту не смогут нормально работать.
В противном случае это приведет не только к ухудшению качества звучания, но и к уменьшению срока эксплуатации.
Ликбез: про кроссоверы, автоусилители, автоакустику — бортжурнал Лада 2106 “The beauty” 1998 года на DRIVE2
Важными компонентами качественной автоакустики являются кроссовер и автомобильный усилитель. Без правильного их выбора и грамотной установки рассчитывать на полноценную акустическую картину в автомобиле просто не приходится.
КРОССОВЕР
Кроссоверы бывают активные и пассивные. Отличие между ними в том, что активные состоят из компонентов, нуждающихся в источниках питания – операционных усилителях, микроконтроллерах и пр.
Пассивные кроссоверы компонуются из элементов, которые в питании не нуждаются (резисторы, конденсаторы, катушки).
Есть различие и в правилах установки кроссоверов: активные монтируются только перед усилителем; что касается пассивных – они могут быть установлены и перед усилителем, и иначе – перед динамиком.
К преимуществам пассивных кроссоверов относится возможность разделения сигналов для двух- и даже трехполосной системы, при использовании лишь двух каналов усилителя. И все это – за сравнительно невысокую стоимость.
Недостатком же является отсутствие возможности настроить кроссовер без вмешательства в электрическую схему. А у активных кроссоверов переключатели выведены на корпус, и за счет этого создается максимальное удобство при пользовании.
К минусам активных кроссоверов относят их дороговизну, потребность в отдельных усилителях для каждого канала, и искажения, возникающие по вине активных элементов.
Кроссовер подбирается в соответствии с количеством полос акустической системы.
Выбор его, установка и настройка требует профессионального подхода, — поэтому лучше доверить эту тонкую задачу специалистам.
УСИЛИТЕЛЬ
Случается, что усилитель бывает не очень качественным, даже в отнюдь недешевой автомагнитоле. Почему так случается? Потому что отсек для автомагнитолы обычно небольших размеров, и по этой причине в головное устройство нельзя вмонтировать усилитель большой мощности. Вот и приобретают внешний усилитель те, кто обожают по-настоящему качественный звук.
Усилитель автомобильный может быть одноканальным (способным усиливать только один канал), Называемый чаще моноблоком, двухканальным (которому под силу усиливать стереосигнал), трехканальным (стереосигнал плюс канал сабвуфера), четырехканальным (усиливает сигнал фронтальной и тыловой акустики). Существуют также пяти и шестиканальные усилители.
По каким еще параметрам выбираются автоусилители?По показателям мощности, которая выбирается на 10-20% меньше, чем мощность динамиков. Если не придерживаться этого правила, динамики вскоре выйдут из строя. Стоит иметь в виду, что в расчет берется RMS-мощность, а не пиковая, или максимальная.
Другой показатель – сопротивление нагрузки. Показатели сопротивления динамиков и усилителя должны соответствовать друг другу! Иначе усилитель выйдет из строя.
Достаточное количество усилителей предоставляют возможность мостового включения, что позволяет вдвое( у хороших автоусилителей-втрое) увеличить мощность, отдаваемую усилителем. Мостовое включение зачастую используется для подключения сабвуфера.
В продаже можно найти множество усилителей с уже встроенными кроссоверами. Между тем, использование внешних модулей гарантирует лучшие возможности при настройке автоакустики.
ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ
Небольшие размеры корпуса усилителя (40х30х5) позволяют установить его в различных местах. Например, на нижней части задней полки (прикрутить с помощью болтов или саморезов) или в нише крыла.
Если корпус сабвуфера изготавливается на заказ, то можно довольно эффективно врезать туда же и усилитель.
При этом нужно иметь в виду, что усилитель выделяет в окружающее пространство довольно много тепла, поэтому полностью изолировать его нельзя.
СОВЕТЫ:
Если вы желаете оснастить свой автомобиль акустической системой, затратив разумный минимум средств, рекомендуем приобрести широкополосную или коаксиальную автоакустику, разместив её в штатном месте, и использовать штатный усилитель от автомагнитолы. С течением времени существующую акустику можно усовершенствовать, снабдив ее активным корпусным сабвуфером.
Если вы истинный ценитель музыки, и вам важно четко прослушивать инструментальные дорожки, чувствовать объем звучания и то, как отыгрываются мелкие музыкальные нюансы, то стоит подумать об установке двухполосной компонентной автоакстики, пассивных кроссоверов и внешних усилителей. А в тыл установить закрыто оформленный сабвуфер.
Любителям зажигательных танцевальных ритмов подойдет двухполосная коаксиальная акустическая система, с парой динамиков, установленных в задней полке, для подзвучки.
Ну а если вы чувствуете, что не успокоитесь до тех пор, пока ваше авто по качеству звучания не будет напоминать симфонический оркестр, тогда вашим выбором будет трехполосная (трёхкомпонентная) акустическая система, в которой будут не только активные кроссоверы и тыловые динамики, но и сабвуфер, и несколько внешних автомобильных усилителей. Верхом такого типа инсталляции является поканальное подключение, когда каждый динамик подключается к отдельному каналу автомобильного усилителя.
Источник:
Что такое кроссовер звука и для чего он нужен?
Кроссоверы- это устройства в звуковых системах, которые создают нужные рабочие частотные диапазоны для динамиков. Динамики сконструированы таким образом, чтобы работать в определенном частотном диапазоне. Они не приемлют частоты, не входящие в эти рамки.
Если на высокочастотный динамик (твитер) подать низкую частоту, то звуковая картина испортится, а если сигнал еще и мощный, то твитер «сгорит».
Высокочастотные динамики должны работать только с высокими частотами, а низкочастотные динамики должны получить от общего звукового сигнала только низкочастотный диапазон. Оставшаяся средняя полоса достается среднечастотным динамикам (мидвуферы).
Следовательно, задача кроссоверов заключается в разделении звукового сигнала на нужные (оптимальные) частотные полосы для соответствующих типов динамиков.
Проще говоря, кроссовер — это пара электрических фильтров. Допустим, кроссовер имеет частоту среза равную 1000 Гц. Это означает, что один из его фильтров срезает все частоты ниже 1000 Гц и пропускает только частоты выше 1000 Гц. Такой фильтр называют high-pass фильтром. Другой фильтр, пропускающий частоты ниже 1000 Гц называется low-pass,.
Графически работа этого кроссовера представлена на рисунке. Точка пересечения двух кривых есть частота среза кроссовера равная 1000 Гц. В трехполосных кроссоверах присутствует еще и среднечастотный фильтр (band-pass), который пропускает только средний диапазон частот (приблизительно от 600 Гц до 5000 Гц.
) На рисунке изображена частотная характеристика трехполосного кроссовера.
Порядок чувствительности — это отношение интенсивности выходного сигнала (dB) кроссовера к частоте входного сигнала при условии, что интенсивность входного сигнала постоянна. Обычно чувствительность (крутизну среза) характеризуют как отношение dB/octave.
В силу многих математических причин чувствительность кроссоверов всегда кратна 6 децибелам на октаву (6 dB/octave). Кроссовер первого порядка имеет чувствительность 6 dB/octave.
Кроссовер второго порядка имеет чувствительность 12 dB/octave, третьего порядка — 18 dB/octave, и чувствительность кроссоверов четвертого порядка равна 24 dB на октаву.
Источник: https://himediadom.ru/baza-znanij/dlya-chego-nuzhny-krossovery-v-komponentnoj-akustike.html
Что такое аудио кроссовер — Какой выбрать пассивный или активный?
Устанавливая современную стереосистему в транспортное средство, владельцу необходимо правильно выбрать кроссовер. Сделать это несложно, если предварительно ознакомиться с тем, что он из себя представляет, для чего предназначен, и в составе какой акустической системы он будет работать.
Автомобильные аудио кроссоверы: что это такое и нужны ли они вам?
03.10.2018 Кроссовер: простое строение, важные функции
Чтобы понять, нуждаетесь ли вы в кросовере, важно сначала понять некоторые основные принципы, лежащие в основе использования автомобильного аудио кроссовера. Кроссоверы (аудиопереходы) — это тип электронных схем фильтров, используемых в различных аудиоприложениях. Предназначены они для разделения аудиосигнала на два или более частотных диапазонов. Разделение необходимо, чтобы сигналы могли быть отправлены драйверам, которые предназначены для разных частотных диапазонов.
Что такое кроссовер и как он работает
Основная идея состоит в том, что музыка состоит из звуковых частот, которые управляют всей гаммой человеческого слуха, но некоторые динамики лучше создают конкретные частоты, чем другие. Твитеры предназначены для воспроизведения высоких частот, вуферы предназначены для воспроизведения низких частот и т. д.
Имея это в виду, новички часто удивляются, узнав, что в каждая существующая автомобильная аудиосистема на самом деле нуждается в кроссоверах на том или ином уровне. Например, очень простые системы, которые используют коаксиальные колонки, фактически содержат небольшие кроссоверы, встроенные прямо в динамики. Другие системы, особенно те, которые используют компонентные динамики, обычно используют внешние кроссоверы, которые передают соответствующие частоты только правильным колонам.
Кросовер SOUNDSTREAM PROx4.1
Основная цель разделения музыки на составные частоты и передача определенных частот конкретным громкоговорителям — это достижение более высокой точности воспроизведения аудио. Убедившись, что только правильные частоты достигают соответствующих громкоговорителей, вы можете эффективно уменьшить искажения и улучшить качество звука в автомобильной аудиосистеме.
Типы автомобильных кроссоверов
Существует два основных типа кроссоверов, каждый из которых лучше всего подходит для конкретных ситуаций:
- Пассивные кроссоверы — расположены между усилителем и динамиками. Отфильтровывают нежелательные частоты. Некоторые ораторы имеют встроенные пассивные кроссоверы. Поскольку эти кроссоверы просто подключаются между усилителем и динамиками, их относительно легко установить. Однако существует определенная степень неэффективности, присущая пассивным кроссоверам.
- Активные кроссоверы. Они также известны как электронные кроссоверы. Являются более сложными и более дорогими, чем пассивные. Для активных кроссоверов требуются источники питания, но они не теряют энергию, фильтруя усиленные сигналы, как это делают пассивные устройства.
Действительно ли вы нуждаетесь в автомобильном аудио кроссовере?
Дело в том, что каждая отдельная автомобильная аудиосистема требует некоторого типа кроссовера во многом так же, как для каждой автомобильной аудиосистемы требуется усилитель . Но точно так же, как многие головные устройства включают встроенный усилитель, динамики могут включать встроенные кроссоверы. В базовых автомобильных аудиосистемах вполне можно обойтись без дополнительных устройств. Однако существует ряд обстоятельств, при которых пассивный или активный блок улучшает качество звука, эффективность системы или и то, и другое.
Если ваша автомобильная аудиосистема использует коаксиальные динамики , вам, вероятно, не нужен дополнительный кроссовер. Полнодиапазонные громкоговорители уже имеют встроенные пассивные разделители, которые фильтруют частоты. Даже если вы добавляете усилитель в микс, встроенные переходы громкоговорителей должны быть более чем достаточными. Однако вам может понадобиться кроссовер, если вы добавите усилитель и сабвуфер к этому типу системы.
Предлагаем ознакомится с процедурой замены кроссоверов в авто:
С другой стороны, вам понадобится один или несколько кроссоверов, если вы планируете создать систему, состоящую из компонентных динамиков, нескольких усилителей и сабвуферов. Это особенно актуально, если вы планируете использовать отдельные усилители для управления конкретными громкоговорителями, такими как ваши низкочастотные громкоговорители или высокочастотные динамики. Независимо от того, выбираете вы активные или пассивные кроссоверы, вам нужно предотвратить попадание нежелательных частот в динамики.
Также важно отметить, что послепроцессорные усилители обычно включают встроенные фильтры, которые эффективно действуют как кроссоверы, если вы создаете базовую автомобильную аудиосистему с компонентными динамиками. Фильтр высоких частот в этом типе усилителя позволяет вам управлять твитерами, а фильтр нижних частот позволяет управлять вуферами, не требуя дополнительных кроссоверов.
Когда активный кроссовер может реально помочь
В то время как вы можете отлично справляться и без кроссовера (используя только один усилитель), более сложные сборки могут действительно выиграть от внедрения активного кроссовера. Например, 3-полосный кроссовер — компонент, который вы можете внедрить в систему между головным устройством и несколькими усилителями.
В этом типе сценария каждый усилитель получает определенный диапазон частот от кроссовера; каждый усилитель используется для управления конкретным типом динамика. Например, один можно применять для передних громкоговорителей с высоким проходом, другой может работать с задними полнодиапазонными громкоговорителями.
Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?
Установка кроссоверов — это не квантовая теория поля, но вам непременно необходимо понять, что вы делаете, прежде чем начинать своими руками модернизировать систему. Установка пассивного кроссовера относительно проста, так как включает в себя проводку кроссовера между вашим усилителем и динамиками. Например, вы можете подключить пассивный кроссовер к выходу вашего усилителя, а затем подключить выход твитера кроссовера к вашему высокочастотному динамику и выход сабвуфера на ваш низкочастотный громкоговоритель.
Кроссоверы Diamond audio technology
Установка активного автомобильного аудио кроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется больше мощности, поэтому вам нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства в отдельности. Хорошей новостью является то, что, если вы уже установили усилитель, вы должны быть готовы устанавливать активный кроссовер, поскольку проводка не является чем-то очень сложным.
Следует помнить, что заземление вашего активного кроссовера в том же месте, где вы заземляете ваш усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.
admin
Источник: https://3drive.ru/articles/sound-audio-stereo/avtomobilnye-audio-krossovery-chto-ehto-takoe-i-nuzhny-li-oni-vam
Встроенный кроссовер в магнитоле: что это такое в музыке, устройство, принцип работы
Встроенный кроссовер в магнитоле, что это такое, как его корректно настроить — с подобной проблемой сталкиваются автовладельцы, решившие самостоятельно установить и отрегулировать акустическое оборудование в автомобиле ✔. Использование кроссовера позволяет разделить частотный диапазон между установленными в автомобиле громкоговорителями.
Устройство и принцип работы
Кроссовер собирается на основе малогабаритной печатной платы, на которой предусмотрены точки для подключения входящего кабеля. Изделие оборудуется несколькими парами выходов, позволяющих подсоединить динамики для воспроизведения низкого, среднего и высокого частотного диапазонов. Число выходов зависит от количества используемых фильтров. В конструкцию оборудования входят катушки индуктивности и конденсаторы, обеспечивающие разделение частотных интервалов.
Какую магнитолу рекомендуете покупать:
- Pioneer 49%, 3197 3197 — 49% из всех
- 987 — 15% из всех
- 694 голоса — 11% из всех
- 538 — 8% из всех
- 429 — 7% из всех
- Другую… 4%, 256 256 — 4% из всех
- 100 — 2% из всех
- 99 — 2% из всех
- 1%, 94 голоса94 голоса — 1% из всех
- 65 — 1% из всех
Конструктивно кроссовер представляет собой двойной электрический фильтр. Если устройство рассчитано на частоту среза 2000 Гц, то первичный фильтр обеспечивает обрезку нижней части диапазона; вторичный — пропуск частот до 2000 Гц, обрезая высший диапазон. Пересечение частотных кривых от фильтров дает частоту среза. Существуют устройства, дополненные фильтром среднего диапазона, удаляющего звуки из музыки в интервале частот от 600 Гц до 5 кГц.
Ты водитель автомобиля?! Тогда ты сможешь пройти этот простейший тест и узнать … Перейти к тесту »
Всего существует 4 разновидности кроссоверов:
- Изделия первого уровня собраны на базе конденсатора и катушки. Обеспечивают обрезку низко- и среднечастотных сигналов в цепи коммутации твиттера. Из-за упрощенной конструкции отсутствует фазовый сдвиг между репродукторами.
- Кроссоверы Баттерворта, или второго уровня, предназначены для передачи сигнала к твиттеру и сабвуферу. Оборудование поддерживает сдвиг фазы на 180°, что нарушает синхронный ход мембран в динамиках. Для исключения негативного эффекта необходимо зеркально изменить полярность подключения кабелей к твиттеру.
- Узлы третьего уровня оборудованы 1 катушкой и 2 конденсаторами для высокочастотного динамика и обратной схемой — для низкочастотного громкоговорителя. Оборудование обеспечивает высокие фазовые параметры вне зависимости от полярности подключения динамиков. Изделия не позволяют использовать временные задержки для улучшения звучания акустики в автомобиле.
- Кроссоверы четвертого уровня обеспечивают сдвиг фазы на 360°, что нивелирует негативный акустический эффект. Значение сдвига нестабильно, это приводит к сбоям в работе кроссовера.