Кто создал катюшу боевую машину?

В этой статье:

Катюша — реактивный минометный аппарат и гвардейское боевое оружие победы, история создания, какой экипаж и вооружение установки РСЗО

Кто создал катюшу боевую машину?

Прославленная установка «Катюша» была запущена в серию за несколько часов до нападения гитлеровской Германии на СССР. Использовалась система залпового огня реактивной артиллерии для массированных ударов по площадям, обладала средней прицельной дальностью стрельбы.

Установка Катюша

Хронология создания боевых машин реактивной артиллерии

Желатиновый порох был создан в 1916 году отечественным профессором И. П. Граве. Дальнейшая хронология развития реактивной артиллерии СССР выглядит следующим образом:

  • через пять лет, уже в СССР начались разработки реактивного снаряда В. А. Артемьевым и Н. И. Тихомировым;
  • в период 1929 – 1933 г.г. группа под руководством Б. С. Петропавловского создали прототип снаряда для РСЗО, но установки для запуска использовались наземные;
  • на вооружение ВВС реактивные снаряды поступили в 1938 году, маркировались РС-82, устанавливались на истребители И-15, И-16;
  • в 1939 году их использовали на Халхин-Голе, затем стали комплектовать боезаряды из РС-82 для бомбардировщиков СБ и штурмовиков л-2;
  • начиная с 1938 года, другая группа разработчиков – Р. И. Попов, А. П. Павленко, В. Н. Галковский и И. И. Гвай – трудились над многозарядной установкой высокой мобильности на колесном шасси;
  • последнее удачное испытание перед запуском БМ-13 в серийное производство завершилось 21 июня 1941 года, то есть за несколько часов до нападения фашистской Германии на СССР.

РС 82 на истребителе

БМ-13

На пятый день войны аппарат Катюша в количестве 2 боевых единиц поступил на вооружение главного артуправления. Через два дня, 28 июня из них и 5 опытных образцов, участвовавших в испытаниях, была сформирована первая батарея.

Залп РСЗО

Первый боевой залп Катюши официально состоялся 14 июля. Зажигательными снарядами с термитной начинкой был обстрелян город Рудня, занятый немцами, через два дня – переправа через реку Оршица в районе ж/д станции Орша.

История прозвища Катюша

Поскольку точных объективных сведений история Катюши, как прозвища РСЗО, не имеет, существует несколько правдоподобных версий:

  • часть снарядов имела зажигательную начинку с маркировкой КАТ, обозначающей заряд «Костикова автоматический термитный»;
  • бомбардировщики эскадрильи СБ, вооруженные снарядами РС-132, принимающих участие в боевых действиях на Халхин-Голе, прозвали Катюшами;
  • в строевых частях ходила легенда о девушке-партизанке с таким именем, прославившейся уничтожением большого количества фашистов, с которой и сравнивали залп Катюши;
  • реактивный миномет имел на корпусе маркировку К (завод Коминтерна), а бойцы любили давать технике ласковые прозвища.

Снаряд КАТ

Самолет эскадрильи СБ

Девушки-партизанки времен ВОВ

БМ-13 завода Коминтерн

В пользу последнего свидетельствует тот факт, что ранее реактивные снаряды с обозначением РС называли Раисой Сергеевной, гаубицу МЛ-20 Емелей, а М-30 Матушкой, соответственно.

Песня Катюша

Однако самым поэтичным вариантом прозвища считается песня Катюша, ставшая популярной перед самой войной.  Корреспондент А. Сапронов опубликовал в газете Россия в 2001 году заметку о разговоре двух красноармейцев сразу после залпа РСЗО, в котором один из них назвал его песней, а второй уточнил название этой песни.

Аналоги прозвищ РСЗО

В годы войны реактивная установка БМ со снарядом 132 мм была не единственным вооружением с собственным именем. По аббревиатуре МАРС минометная артиллерия реактивных снарядов (минометные установки) получили прозвище Маруся.

Миномет МАРС — Маруся

Даже немецкий буксируемый миномет Nebelwerfer советские солдаты в шутку называли Ванюшей.

https://www.youtube.com/watch?v=Rxkd0LddwF4

Миномет Nebelwerfer — Ванюша

При площадной стрельбе залп Катюши превосходил урон от Ванюши и более современных аналогов немцев, появившихся в конце войны. Модификации БМ-31-12 пытались дать прозвище Андрюша, но оно не прижилось, поэтому по крайней мере до 1945 года Катюшами называли любые отечественные системы РСЗО.

Установка БМ-31 Андрюша

Характеристики установки БМ-13

Создавалась установка залпового огня БМ 13 Катюша для уничтожения крупных скоплений противника, поэтому основными технико-тактическими характеристиками являлись:

  • мобильность – РСЗО должна была быстро разворачиваться, производить несколько залпов и мгновенно менять позицию до уничтожения противника;
  • огневая мощь – из МР-13 формировались батареи из нескольких установок;
  • низкая себестоимость – в конструкцию добавлен подрамник, что позволило собирать артиллерийскую часть РСЗО на заводе, и монтировать ее на шасси любого транспортного средства.

Зарядка РСЗО

Подрамник Катюши

Таким образом, оружие победы было установлено на ж/д, авиа и наземный транспорт, а себестоимость производства снизилась на 20% минимум. Боковые и задние стенки кабины бронировались, на лобовое стекло устанавливались защитные пластины. Броней защищался бензопровод и бак с горючим, что резко повысило «живучесть» техники и выживаемость боевых расчетов.

Подъемно-поворотный механизм прицеливания

Скорость наведения повысилась за счет модернизации поворотного и подъемного механизмов, устойчивости в боевом и походном положении. Даже в развернутом состоянии Катюша могла перемещаться по пересеченной местности в пределах нескольких километров с небольшой скоростью.

Боевой расчет

Для управления БМ-13 использовался экипаж минимум из 5 человек, максимум из 7 человек:

  • водитель – перемещение РСЗО, разворачивание в боевое положение;
  • заряжающие – 2 – 4 бойца, устанавливающие снаряды на направляющие в течение 10 минут максимум;
  • наводчик – обеспечение прицеливания подъемным и поворотным механизмами;
  • командир орудия – общее руководство, взаимодействие с другими расчетами подразделения.

Экипаж БМ-13

Поскольку начал выпускаться с конвейера гвардейский реактивный миномет БМ уже во время войны, готовой структуры боевых подразделений не существовало. Вначале формировались батареи – 4 установки МР-13 и 1 зенитная пушка, затем дивизион из 3 батарей.

Дивизион Катюш

Далее из трех дивизионов создавался полк – 12 зенитных орудий и 36 установок БМ-13, который обслуживали 1414 военнослужащих.

Поражающий эффект РСЗО

За один залп полка техника и живая сила противника уничтожалась на территории 70 – 100 гектаров взрывом 576 снарядов, выпущенных в течение 10 секунд. Согласно директиве 002490 ставке запрещалось использование Катюш числом менее дивизиона.

Вооружение

Осуществлялся залп Катюши в течение 10 секунд 16-ю снарядами, каждый из которых обладал характеристиками:

  • калибр – 132 мм;
  • масса – заряд глицеринового пороха 7,1 кг, разрывной заряд 4,9 кг, реактивный двигатель 21 кг, боевая часть 22 кг, снаряд со взрывателем 42,5 кг;
  • размах лопастей стабилизатора – 30 см;
  • длина снаряда – 1,4 м;
  • ускорение – 500 м/с2;
  • скорость – дульная 70 м/с, боевая 355 м/с;
  • дальность – 8,5 км;
  • воронка – 2,5 м в диаметре максимум, 1 м глубиной максимум;
  • радиус поражения – 10 м проектный 30 м реальный;
  • отклонение – 105 м по дальности, 200 м боковое.

Снаряд ТС-13

Снарядам М-13 был присвоен баллистический индекс ТС-13.

Пусковая установка

Когда началась война, залп Катюши производился с рельсовых направляющих. Позже они были заменены направляющими сотового типа для увеличения боевой мощности РСЗО, затем спирального типа для увеличения точности огня.

Рельсовые направляющие

Для увеличения точности вначале применялся специальный прибор стабилизатор. Затем его заменили спирально расположенными соплами, которые закручивали ракету во время полета, снижая разброс по местности.

Сотовые направляющие

История применения

Летом 1942 года боевые машины залпового огня БМ 13 в количестве трех полков и дивизиона усиления стали мобильной ударной силой на Южном фронте, помогали сдерживать наступление 1 танковой армии противника возле Ростова.

Примерно в это же время в Сочи был изготовлен переносной вариант – «горная Катюша» для 20 горнострелковой дивизии. В 62 армии путем монтажа пусковых установок на танк Т-70 был создан дивизион РСЗО. Город Сочи обороняли с берега 4 дрезины на рельсах с установками М-13.

Пусковая рама М-30

Во время Брянской операции (1943 год) установки залпового огня были растянуты по всему фронту, позволив отвлечь немцев для осуществления флангового удара. В июле 44-го года одновременный залп 144 установок БМ-31 резко сократил численность скопившихся сил гитлеровских подразделений.

Локальные конфликты

Китайские войска использовали 22 РСЗО  в ходе артподготовки перед битвой за Треугольную сопку во время Корейской войны в октябре 1952 года. Позже установки залпового огня БМ-13, поставлявшиеся до 1963 года из СССР, применялись в Афганистане правительством. Катюша до недавнего времени оставалась на вооружении в Камбодже.

«Катюша» против «Ванюши»

В отличие от советской установки БМ-13 немецкая РСЗО Nebelwerfer фактически являлась шестиствольным минометом:

  • в качестве рамы использован лафет от противотанкового орудия 37 мм;
  • направляющими для снарядов служат шесть 1,3 м стволов, объединенных обоймами в блоки;
  • поворотный механизм обеспечивал 45 градусный угол возвышения и сектор горизонтального обстрела 24 градуса;
  • боевая установка опиралась на откидной упор и раздвижные станины лафета, колеса вывешивались.

Реактивный миномет Nebelwerfer

Стрелял миномет турбореактивными ракетами, точность которых обеспечивалась вращением корпуса в пределах 1000 об/сек. На вооружении германских войск имелось несколько мобильных минометных установок на полугусеничной базе бронетранспортера Maultier с 10 стволами для 150 мм ракет. Однако вся немецкая реактивная артиллерия была создана для решения другой задачи – химической войны с использованием боевых отравляющих веществ.

РСЗО Nebelwerfer на базе Maultier

На период 1941 года немцы уже создали мощные отравляющие вещества Зоман, Табун, Зарин. Однако в ВОВ ни одно из них использовано не было, огонь велся исключительно дымовыми, фугасными и зажигательными минами. Основная часть реактивной артиллерии была смонтирована на базе буксируемых лафетов, что резко снижало мобильность подразделений.

Точность попадания по цели у немецкого РСЗО была выше, чем у Катюши. Однако советское вооружение было пригодно для массированных ударов по большим площадям, обладало мощным психологическим эффектом. При буксировке скорость Ванюши была ограничена 30 км/ч, после двух залпов производилась смена позиции.

Захватить образец М-13 немцам удалось только в 1942 году, однако практической пользы это не принесло. Секрет был в пороховых шашках на основе бездымного пороха на основе нитроглицерина. Воспроизвести технологию его производства Германии не удалось, до конца войны использовалась собственная рецептура топлива для ракет.

Модификации Катюши

Изначально установка БМ-13 базировалась на шасси ЗиС-6, стреляла реактивными снарядами М-13 с рельсовых направляющих. Позже появились модификации РСЗО:

  • БМ-13Н – с 1943 года в качестве шасси использовался Студебеккер US6;
  • БМ-13НН – сборка на автомобиле ЗиС-151;
  • БМ-13НМ – шасси от ЗИЛ-157, на вооружении с 1954 года;
  • БМ-13НММ – с 1967 года сборка на ЗИЛ-131;
  • БМ-31 – снаряд 310 мм в диаметре, направляющие сотового типа;
  • БМ-31-12 – количество направляющих увеличено до 12 штук;
  • БМ-13 СН – направляющие спирального типа;
  • БМ-8-48 – снаряды 82 мм, 48 направляющих;
  • БМ-8-6 – на базе станковых пулеметов;
  • БМ-8-12 – на шасси мотоциклов и аросаней;
  • БМ30-4 т БМ31-4 – рамы с опиранием на грунт с 4 направляющими;
  • БМ-8-72, БМ-8-24 и БМ-8-48 – монтировались на ж/д платформах.

Катюша на базе Студебеккера

Катюша со спиральными направляющими

Оборудовались минометными установками танки Т-40, позже Т-60. Их ставили на гусеничное шасси после демонтажа башни. Союзники СССР поставляли по ленд-лизу вездеходы Остин, Интернешнл Джи-Эм-Си и Форд Мамон, идеально подходившие для шасси установок, используемых в горных условиях.

Катюша на танке Т-60

Несколько М-13 было смонтировано на легкие танки КВ-1, но их слишком быстро сняли с производства. В Карпатах, Крыму, на Малой Земле, а затем в Китае и Монголии, Северной Корее применялись торпедные катера с РСЗО на борту.

Установка залпового огня на бронепоезде

Считается, что вооружение Красной армии составляло 3374 Катюши БМ-13, из них 1157 на 17 типах нестандартных шасси, 1845 единиц техники на Студебеккерах и 372 на машинах ЗиС-6. Ровно половина БМ-8 и Б-13 утеряны безвозвратно в ходе боев (1400 и 3400 единиц техники, соответственно). Из 1800 выпущенных БМ-31 утрачено 100 единиц техники из 1800 комплектов.

Торпедный катер с РСЗО

С ноября 1941 года по май 1945 года численность дивизионов возросла с 45 до 519 единиц. Относились эти подразделения к резерву артиллерии Верховного командования Красной армии.

Памятники БМ-13

В настоящее время все военные установки РСЗО на базе ЗиС-6 сохранились исключительно в виде мемориалов и памятников. Они размещаются в СНГ следующим образом:

  • бывший НИИТП (Москва);
  • «Военная горка» (Темрюк);
  • Нижегородский Кремль;
  • Лебедин-Михайловка (Сумская область);
  • памятник в Кропивницком;
  • мемориал в Запорожье;
  • Артиллерийский музей (Санкт-Петербург);
  • музей ВОВ (Киев);
  • монумент Славы (Новосибирск);
  • въезд в Армянск (Крым);
  • Севастопольская диорама (Крым);
  • 11 павильон ВКС Патриот (Кубинка);
  • Новомосковский музей (Тульская область);
  • мемориал в Мценске;
  • комплекс мемориальный в Изюме;
  • музей Корсунь-Шевченской битвы (Черкасская область);
  • военный музей в Сеуле;
  • музей в Белгороде;
  • музей ВОВ в д. Падиково (Московская область);
  • ОАО Кировский машзавод 1 Мая;
  • мемориал в Туле.

Памятник БМ-13

Используется Катюша в нескольких компьютерных играх, две боевые машины остаются на вооружении ВС Украины.

Таким образом, установка РСЗО Катюша была мощным психологическим и ракетно-артиллерийским орудием во время ВОВ. Вооружение использовалось для массированных ударов по большому скоплению войск, на момент войны превосходило аналоги противника.

Источник: https://WarWays.ru/boevye-mashiny/rakety-i-raketnye-kompleksy/katyusha.html

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»)

Кто создал катюшу боевую машину?

Реактивные снаряды для реактивного миномета БМ-13 «Катюша»

В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.

К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13.

По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива.

Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям.

Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая

С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.

Эксплуатация боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Ситуация с дальнейшей судьбой «Катюши» резко изменилась после того, как 21 июня 1941 года (за день до начала войны!) на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства. В тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства БМ-13 и снарядов к ней на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском заводе «Компрессор». Основным предприятием по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Ленина.

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.Л.Флерова, была вооружена всего семью установками БМ-13, изготовленными Реактивным НИИ. Первый бой этой батареи случился в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года, когда «Катюши» стерли с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

Гвардейские минометы ведут огонь по врагу

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, а БМ-13 «Катюша», соответственно, гвардейским реактивным минометом.

БМ-13 на базе ЗИС-6 находилась в производстве до 1943 г., пока не была сменена более тяжелой и мощной реактивной системой БМ-13Н выполненной на шасси американского грузового «Студебеккера».

Кроме варианта на самоходном грузовом шасси, применялся также варианты «Катюши» в виде стационарных установок (в основном на кораблях и речных мониторах), а также облегченных переносных установок на базе снарядов М-8 («горная катюша») и даже гусеничном шасси легких танков Т-70.

Страна: СССР
Тип: Реактивный миномет
Дата выпуска: 1940 г.
Длинна: Как ЗИС-6
Ширина: Как ЗИС-6
Высота: Как ЗИС-6
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 5-7 человек
Двигатель: Как ЗИС-6
Дальность хода: Как ЗИС-6
Максимальная скорость: Как ЗИС-6
Масса: Как ЗИС-6
Вооружение: 16 реактивных снарядов М-13 калибра 132 мм, на 16 направляющих.

Конструкция боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 изготавливалась на базе трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 (4х6) и имела 16 направляющих для установки реактивных снарядов М-13, расположенных вдоль продольной оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой», число которых составляло восемь.

При стрельбе машина дополнительно фиксировалась с помощью двух домкратов расположенных близко к центру тяжести, благодаря чем раскачивание установки при стрельбе стало минимальным. Экипаж БМ-13 состоял из 5-7 человек: наводчика, водителя, командира машины и 2-4 заряжающих.

Заряжание установки производилось с заднего конца направляющих, что было удобнее для персонала и позволяло значительно ускорить операцию загрузки боекомплекта. Установка имела простейшей конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины.

Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Против сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающей диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 секунд.

Чертеж боевой машины реактивной артиллерии БМ-13

Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Корпус реактивного снаряда М-13 представлял собой сварной цилиндр из трех отсеков — боевого , двигательного (камера сгорания с топливом) и реактивного сопла. Реактивный снаряд М-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.

Не смотря на не самые большие размеры, каждый снаряд М-13 имел очень сильное поражающее воздействие, достигаемое за счет максимального увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации. Подрыв заряда взрывчатого вещества осуществлялся сразу с двух сторон, и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого корпус снаряда разрывался на множество осколков, к тому же раскаленных до температуры от 600 до 800 градусов. Естественно, что кроме убойного действия, осколки имели и очень хорошее зажигающее действие.

Вообще же, осколочное действие при разрыве реактивного снаряда М-13 в 2 раза превосходило аналогичное действие обычного артиллерийского снаряда сходного калибра.

Источник: http://armedman.ru/artilleriya/1937-1945-artilleriya/boevaya-mashina-reaktivnoy-artillerii-bm-13-katyusha.html

Как поступили с создателями легендарной «Катюши»

Кто создал катюшу боевую машину?

Русская семерка

В представлении многих именно после изобретения легендарной линейки ракетных систем залпового огня «Катюша» Красная Армия начала одерживать решительные победы над Вермахтом и перешла в наступление. В действительности боевые машины БМ-13 были предназначены преимущественно для оборонительных действий и сыграли большую роль еще в ходе битвы за Москву в 1941 году. Несмотря на огромное, в т.ч. и психологическое значение данного оружия, его многочисленным создателям советское государство отплатило репрессиями и ссылками.

Александр Типайнис

Существовал ряд модификаций «Катюши». Сложной и нестандартной была и конструкторская история этого оружия.

Одним из первых «праотцов» «Катюши» стал руководитель рижского завода Valsts Elektrotehniskā Fabrika Александр Типайнис, под началом которого в 1920 году увидел свет прототип ракетной установки «Оскар». Этот проект до фабричного производства не дошел, однако чертежи «Оскара» были похищены советскими агентами и легли в основу позднейших разработок уже в России.

Сам Типайнис, возможно, не подозревал о своей роли в создании легендарного оружия. Однако когда Латвия была присоединена к Советскому Союзу, инженер не избежал репрессий. В 1949 году он вместе с семьей на 7 лет был отправлен в ссылку в город Благовещенск.

Владимир Артемьев

С 1921 года чертежами из Риги вместе со своим коллегой Николаем Тихомировым занимался сотрудник московской Газодинамической лаборатории Владимир Артемьев. Осенью 1922 года конструктор был арестован ГПУ. Его обвинили в развале по халатности «снабжения РККА артогнеимуществом», а также признали соучастником шпионажа. Три года инженер провел в Соловецком лагере особого назначения, после чего вернулся к своей деятельности в лаборатории. За время Великой Отечественной войны стал лауреатом двух Сталинских премий.

Иван Клейменов и Георгий Лангемак

В числе тех, кто наряду с Артемьевым в 1930-е годы создавал реактивные снаряды на бездымном порохе — будущие боеприпасы «Катюши», первые роли играли военные инженеры Иван Клейменов и Георгий Лангемак. По инициативе технических специалистов в 1933 году был открыт Реактивный научно-исследовательский институт — первое на тот момент в мире научное учреждение подобного профиля.

Усилиями Клейменова и Лангемака были доведены до практического применения реактивные снаряды 82 и 132 мм, которые затем использовались при создании систем залпового огня. Именно Лангемак считал ракеты на твердом топливе пригодными главным образом в качестве артиллерийских снарядов.

В 1937 году оба конструктора получили награды за создание оружия нового типа. А 2 ноября того же года их арестовали по так называемому «делу РНИИ» как руководителей института.

Следователи НКВД приписали ученым создание «троцкистской организации», которая якобы занималась «вредительством» и затягиванием разработок. В «организацию» входил и Сергей Королев — будущий главный конструктор ракетно-космической промышленности.

По статье 58-7 УК РСФСР Клейменову и Лангемаку инкриминировался «промышленный саботаж», по статье 58-8 — организация терактов, «направленных против представителей советской власти», а по статье 58-11 — контрреволюционная «организационная деятельность». В январе 1938 года «врагов народа» приговорили к расстрелу с немедленным приведением приговора в исполнение.

«Дело РНИИ» ученые связывают с тем, что куратором института являлся маршал Тухачевский, расстрелянный в 1937 как троцкист и организатор военного заговора с целью свержения власти (впоследствии реабилитирован).

Андрей Костиков

Судьбу Лангемака и Клейменова, по мнению части историков и журналистов, решил донос со стороны инженера Андрея Костикова — человека, который впоследствии возглавил РНИИ и официально числился главным создателем «Катюши». Он использовал наработки снарядов РС-82 и РС-132, представив их под новыми названиями — М-8 и М-13. В 1941 году конструктор продемонстрировал боевую машину членам советского правительства.

Однако репрессии коснулись и самого Костикова. В 1944 году он был арестован за «обман правительства», допущенный им при разработке истребителя с жидкостным ракетным двигателем. Чекисты обвинили его во вредительстве и шпионаже. До февраля 1945 года главный инженер находился в тюрьме, однако был оправдан после данных им разъяснений ситуации.

Реабилитация и признание

Дело Лангемака и Клейменова оказалось пересмотрено в 1955 году Военной Коллегией Верховного Суда СССР. В связи с отсутствием состава преступления конструкторы были реабилитированы.

В 1991 году президент СССР Михаил Горбачев издал указ, которым Иван Клейменов, Георгий Лангемак и ряд других разработчиков «Катюши» были удостоены звания Героев Социалистического труда.

дня. Берег рухнул под людьми, не соблюдавшими дистанцию

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/42392616-kak-postupili-s-sozdatelyami-legendarnoy-katyushi/

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

Кто создал катюшу боевую машину?

За ней охотились опытнейшие фашистские разведчики, а бойцы Красной армии  взорвали «Катюшу», оказавшись в окружении, из которого было не выбраться. В Музее современной истории России хранится штангенциркуль разработчика легендарного орудия Ивана Гвая. Историю создателя машины рассказали хранители раритетного инструмента.

Заглавное фото: Реактивная артиллерийская установка «Катюша» на фронте во время Великой Отечественной войны © РИА Новости / Галина Санько

Почему «Боевая машина – 13» стала «Катюшей», точно никто не знает, но есть несколько версий. По одной из них, имя было дано в честь завода имени Коминтерна, обозначенного на корпусе буквой К. Фронтовики нередко давали прозвища оружию, как сейчас это делают автовладельцы. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», а БМ-13 поначалу и вовсе величали «Раисой Сергеевной», расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд), но в народе прижилась именно «Катюша».

Похожие установки БМ-31-12 по аналогии получили популярное прозвище «Андрюша», но даже они вскоре именовались «Катюшами». Ракетная установка передвигалась со скоростью 50–60 километров в час и была способна в течение 15–20 секунд выпустить 16 мощных 132-миллиметровых снарядов. Подобной конструкции мир ещё не видел: орудия с залповыми установками вместе с тягачами для перевозки весили в 30–40 раз больше.

Конструированием «Катюши» руководил Иван Гвай – сын железнодорожника.

Первые шаги на пути к подвигу

Он родился в декабре 1905 года в селе Беловеж (ныне Республика Беларусь). После школы учился в железнодорожном училище, которое впоследствии назовут его именем, и дружил с будущим поэтом Дмитрием Кедриным – спустя восемь лет тот посвятит Гваю стихотворение «Поединок». Они состояли в поэтическом объединении «Молодая кузница» и сохранили тягу к литературе на всю жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=NKInjg-GH5o

Дороги друзей разошлись: Гвай поступил в Институт инженеров железнодорожного транспорта. После армии продолжал учебу и одновременно работал конструктором на заводе имени Г.Петровского, а в 1929-м состоялся судьбоносный поворот: инженер перебрался в Ленинград, где получал второе высшее образование и три года проектировал мостовые краны на судостроительном заводе имени Марти.

Петербургские белые ночи стали единственным свободным временем для творчества и чтения. При этом Гвай стремительно строил карьеру, став старшим инженером-конструктором в НИИ судостроения, а после – начальником Конструкторского бюро энергетического факультета Ленинградской высшей военной электротехнической школы комсостава РККА (сейчас – Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М.Буденного).

Штангенциркуль для «Катюши»

В 1935 году Гвая пригласили в Москву, назначив старшим инженером-конструктором Реактивного НИИ Народного комиссариата танковой промышленности. Наркомат Военно-воздушных сил потребовал создать новые пусковые устройства. Начальник НИИ Иван Клейменов собрал группу уникальных конструкторов, поставив во главе Ивана Гвая.

Его отличительной чертой была смелость, о которой написал профессор, инженер-аэродинамик Юрий Победоносцев:

«Иван Гвай – машиностроитель, смелый инженер. А в нашей работе смелость – одно из первых условий успеха. Гвай не побоялся внести коррективы, изменения в конструкцию, высказанные ему самым юным членом нашего коллектива, талантливым конструктором А.П.Павленко…».

В 1938 году началась разработка будущей «Катюши». Проектировщикам предстояло создать маневренную, быструю машину, которая сможет преодолевать большие расстояния и выпускать одновременно 16 зарядов. Для ведения залпового огня в качестве направляющей  была выбрана конструкция «Флейта».

Разработка БМ-13 была поручена коллективу во главе с Иваном Гваем, в который входили Алексей Павленко, Владимир Галковский, Александр Попов, Юрий Победоносцев и другие. Группой создателей 132-миллиметровых реактивных снарядов руководил Л.Э.Шварц. Помимо «Катюши» конструкторы одновременно разрабатывали легкие самолетные пусковые установки РС-82 и РС-132 для наземной и самолетной техники. 82-миллиметровые реактивные снаряды встали на вооружение истребителей И-15 и И-16.

Работа кипела, но в 1938 году оказалась под угрозой из-за репрессий: Валентин Глушко и Сергей Королев, работавшие над созданием авиационных ракет, директор НИИ Иван Клейменов и главный инженер Георгий Лангемак были арестованы по доносу карьериста Андрея Костикова. Ведущих сотрудников НИИ-3 расстреляли в январе 1938 года, сразу же после вынесения им смертных приговоров. Андрей Костиков стал директором, но команда продолжила трудиться на секретном производстве.

К лету появился первый проект «Катюши» на базе грузового автомобиля «ЗиС-5», но полигонные испытания выявили недостатки. Инженерам, вооруженным штангенциркулями, или, как их тогда называли, «маузерами», предстояло решить технические проблемы: обеспечение плотности огня, скорострельность, защиту операторов при пуске ракет. Инструменты называли «маузерами», потому что для авиационной промышленности в СССР закупали штангенциркули только этой марки из-за их высокой точности. В других отраслях пользовались «колумбиками» – так ласково называли штангенциркули другой марки.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: В ТОМ ЖЕ 1938 ГОДУ ПО ВСЕМ СОВЕТАМ ЗАЗВУЧАЛА НАПИСАННАЯ М.ИСАКОВСКИМ НА МУЗЫКУ М.БЛАНТЕРА ПЕСНЯ «КАТЮША», СТАВШАЯ НАРОДНОЙ И САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ В МИРЕ.

В апреле следующего года новая установка на базе грузовика «ЗиС-6» получила одобрение военных. Она заряжалась 132-миллиметровыми реактивными осколочно-фугасными снарядами и на полигоне попадала в прицельно обозначенный квадрат. Так завершился первый и наиболее трудоемкий этап военно-технического творчества.

Роль детища Ивана Гвая в победе над фашизмом

19 февраля 1940 года изобретение команды Ивана Гвая получило патент: БМ-13 занесли в реестр изобретений СССР под номером 3338: «Механизированная  установка для стрельбы ракетными снарядами различных калибров». Ее продвижением к скорейшему массовому изготовлению в начале войны, в 1941 году, занимался Владимир Аборенков, начальник отдела артиллерийского управления РККА.

За день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, Советом народных комиссаров СССР принято решение о серийном производстве снарядов  М-13 и пусковой установки БМ-13. С 22 по 30 июня на заводе имени Коминтерна были собраны первые две «Катюши». Они прошли финальные испытания на подмосковном полигоне прямо перед боевым крещением.

1 июля машины были переданы артиллерийским частям Красной армии. Спустя две недели расчеты военных на пусковых установках БМ-13 под командованием капитана Ивана Флерова оказались под Оршей. Двумя сериями залпов «Катюши» «запели» над рекой Оршицей: нашими войсками была полностью разрушена железнодорожная станция у деревни Пищалово, где скопились войска и техника противника. Гитлеровцы понесли сокрушительные потери: три эшелона убитых и раненых. Командующий Брянским фронтом Андрей Еременко отправил Сталину письмо, в котором восхищался мощью БМ-13.

КОНЕЧНО, К ТОМУ ВРЕМЕНИ КОЛЛЕКТИВ КОНСТРУКТОРОВ ИВАНА ГВАЯ СЛЫШАЛ ПЕСНЮ «КАТЮША», НО ИМ БЫЛО НЕ ДО НЕЕ – ТОРОПИЛИСЬ «ДОПЕТЬ» СВОЮ: УСТРАНЯЛИ НЕДОСТАТКИ БМ-13 И КОНТРОЛИРОВАЛИ ПРОЦЕССЫ СЕРИЙНОЙ СБОРКИ.

И если в июле 1941 года на фронте было всего 19 установок реактивной артиллерии, то к концу войны их насчитывалось около 10 тысяч. Из-за впечатляющей мощи «Катюш», эквивалентной залпу одного артиллерийского подразделения, за ней действительно шла охота противника. Чтобы уникальная разработка советских военных инженеров не досталась врагу, солдаты Красной армии, попавшие в окружение, стремились взорвать машины.

Послевоенные годы Ивана Гвая

Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1941 года «За выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной армии» Иван Гвай был награжден орденом Ленина. А в апреле 1942 года за разработку «Катюши» он получил Сталинскую премию в размере 150 000 рублей – на весь коллектив разработчиков.

В 1943 году Иван Исидорович стал кандидатом технических наук без защиты научной работы: когда он пришел в Высшую аттестационную комиссию за дипломом, у него спросили: «А где же Ваша диссертация?».

В ответ члены комиссии услышали: «Стреляет на фронте!».

В 1945 году Гвай получил знак Почета, а в 1948-м – воинское звание инженера-полковника.

После войны выдающийся инженер продолжил карьеру руководителя – сначала в нахабинском НИИ, потом в «Центре Келдыша», а после – в четвертом НИИ в Королеве, микрорайон Юбилейный. В 1950-х работал старшим научным сотрудником лаборатории специального орудия и минометов при НИИ-3 Главного артиллерийского управления Вооруженных сил СССР. В августе 1954 года Иван Гвай был прикомандирован к Академии наук СССР.

Последние годы жизни Иван Исидорович Гвай посвятил военной истории, ракетной технике, изучению трудов Константина Циолковского и стал автором двух книг, а одна из рукописей так и осталась незаконченной.

Иван Гвай также стал прототипом главного героя романа Льва Шейнина «Военная тайна».

Гениальный инженер ушел из жизни 22 июля 1960 года из-за сердечного приступа. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/boevaya-mashina-13-rol-katyushi-v-pobede-nad-fashizmom

Реактивная установка бм-13 «катюша» история и характеристики преимущества и недостатки — Милитари Блог

Кто создал катюшу боевую машину?

Знаменитая боевая машина в музеях, фильмах и компьютерных играх.

14 июля 1941 года недалеко от железнодорожной станции города Орши знаменитая батарея капитана Ивана Флёрова впервые атаковала противника. На вооружении батареи находились совсем новые, неизвестные немцам боевые машины БМ-13, которые бойцы ласково назовут «катюшами».

Тогда еще мало кто знал, что эти машины будут участвовать в самых важных боях Великой Отечественной и наряду с легендарными танками Т-34 станут символом победы в этой страшной войне. Однако их мощь и русские, и немецкие солдаты и офицеры смогли оценить уже после первых выстрелов.

Рассказывает профессор Академии военных наук РФ, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Первая операция

Сведения о количестве машин, находившихся на вооружении батареи, разнятся: по одной версии, их было четыре, по другой — пять или семь. Но мы точно можем сказать, что эффект от их применения был ошеломительный.

На станции была уничтожена военная техника и железнодорожные составы и, по нашим данным, батальон немецкой пехоты, а также важное военное имущество.

Взрыв был настолько сильный, что Франц Гальдер, начальник генерального штаба сухопутных войск Германии, сделал запись в своем дневнике о том, что в месте попадания снарядов плавилась земля.

Батарея Флёрова была переброшена в район Орши, так как прошла информация, что на этой станции скопилось большое количество важных для немецкой стороны грузов. Есть версия, что кроме немецких частей, которые туда прибывали, на станции осталось и секретное оружие СССР, которое не успели вывезти в тыл. Его надо было быстро уничтожить, чтобы оно не досталось немцам.

Для выполнения этой операции была создана специальная танковая группа, которая поддерживала батарею, поскольку она шла к Орше по уже оставленной советскими войсками территории.

То есть немцы в любой момент могли ее захватить, это было очень опасное, рискованное предприятие.

Когда батарея только готовилась к выходу, конструкторы строго наказали взорвать БМ-13 в случае отступления и окружения, чтобы машины ни в коем случае не достались противникам.

Этот наказ бойцы выполнят позже. В отступлении под Вязьмой батарея оказалась в окружении, и в ночь на 7 октября 1941 года она попала в засаду. Вот здесь батарея, сделав последний залп, была взорвана по приказу Флёрова. Сам капитан погиб, посмертно ему был присвоен Орден Отечественной войны I степени, в 1942 году, а в 1995 году он стал Героем России.

Об истории создания ракетных установок

Разработки реактивных снарядов начались у нас еще в 20-е годы XX века и проводились сотрудниками Газодинамического института. В 30-х исследования продолжились в Ракетном научно-исследовательском институте, возглавляемом Георгием Лангемаком. Впоследствии он был арестован, подвергся репрессиям.

В 1939–1941 годах происходило усовершенствование реактивных систем, проводились испытания. В марте — июне 1941 года был показ систем.

Решение о создании батарей, включавших в себя новое оружие, было принято буквально за несколько часов до начала войны: 21 июня 1941 года. Вооружение первой батареи составили машины БМ-13 со снарядом 130 мм.

Одновременно шла разработка машин БМ-8, а в 1943 году появились БМ-31.

О тех, кто в море: 7 музеев флотаМузеи Великой Отечественной войны

Помимо машин, был разработан еще и специальный порох. Немцы охотились не только за нашими установками, но и за составом пороха.

Его секрет им так и не удалось разгадать. Отличие в действии этого пороха было в том, что немецкие орудия оставляли длинный дымный шлейф, который составлял более 200 метров, — сразу можно было понять, откуда стреляют.

У нас такого дыма не было.

Готовились эти реактивные системы залпового огня на заводе «Компрессор» (в мирное время это был завод холодильного оборудования, что с хорошей стороны характеризует взаимозаменяемость в сфере тяжелой промышленности) и на воронежском заводе «Коммунар».

И конечно, кроме первой батареи капитана Флёрова в начале войны создавались и другие батареи, на вооружении которых находились реактивные системы. Как представляется современным исследователям, в самом начале войны они посылались для охраны штабов.

Большинство из них были посланы на Западный фронт для того, чтобы немцы не могли внезапно захватить штаб, чтобы ошеломить противника огнем и остановить его наступление.

О прозвище

Первая батарея Флёрова принимала участие в сражениях за Смоленск, Духовщину, Рославль, Спас-Деменск. Другие батареи, их было около пяти, находились в районе города Рудни. И первая версия о происхождении прозвища этих машин — «катюша» — действительно связана с песней.

Батареи сделали залп по площади Рудни, где в тот момент находились немцы, кто-то из свидетелей происходящего якобы сказал: «Да, это песня!» — а кто-то другой подтвердил: «Да, как «Катюша».

И вот эта кличка сначала перекочевала в штаб 20-й армии, при которой находилась батарея, а потом распространилась по всей стране.

Вторая версия о «катюше» связана с заводом «Коммунар»: на машинах ставилась литера «К». В пользу этой теории говорит то, что гаубицу М-20 с литерой «М» бойцы прозвали «матушкой».

Есть много других предположений по поводу происхождения прозвища «катюша»: кто-то считает, что в момент залпа машины протяжно «пели» — в одноименной песне тоже есть длинный распев; кто-то говорит, что на одной из машин было написано имя реальной женщины, и так далее.

Но, кстати говоря, были и другие названия. Когда появилась установка М-31, кто-то стал называть ее «андрюша», а немецкий миномет Nebelwerfer прозвали «ванюша».

Кстати говоря, одним из названий БМ-13 среди немецких солдат была кличка «сталинский орга́н», потому что направляющие машины были похожи на трубы. И сам звук, когда «катюша» «пела», тоже походил на органную музыку.

Самолеты, корабли и сани

Ракетные установки типа БМ-13 (а также БМ-8 и БМ-31) монтировались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. В корпусе Льва Доватора, когда он пошел в рейд по немецким тылам, эти установки находились именно на санях.

Однако классическая версия — это, конечно, грузовик. Когда машины только попали в производство, они ставились на грузовик ЗИС-6 с тремя осями; когда он разворачивался в боевое положение, сзади устанавливались еще два домкрата для большей устойчивости.

Но уже с конца 1942-го, особенно в 43-м году, все чаще эти направляющие стали монтироваться на поставляемых по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиках «Студебекер». У них была хорошая скорость и проходимость.

Это, кстати, одна из задач системы — сделать залп и быстро скрыться.

«Катюша» действительно стала одним из главных орудий Победы. Все знают танк Т-34 и «катюшу». Причем знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Когда СССР вел переговоры по ленд-лизу, обменивался информацией и техникой с англичанами и американцами, то советская сторона требовала поставок радиоаппаратуры, радаров, алюминия. А союзники требовали «катюши» и Т-34. Танки СССР дал, насчет «катюш» — не уверен.

Скорее всего, союзники и сами догадались, как делаются эти машины, но ведь можно создать идеальный образец и не суметь наладить массовое производство.

Музеи, в которых можно увидеть БМ-13

Музей является составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве.

На его территории расположена выставка вооружения, военной техники и инженерных сооружений (оружие Победы, трофейная техника, железнодорожные войска, военно-автомобильная дорога, артиллерия, бронетехника, военно-воздушные силы, военно-морской флот).

В музее имеются уникальные экспонаты. Среди них — раритетные самолеты, один летающий — У-2, лучший танк Второй мировой войны Т-34 и, конечно, легендарная БМ-13 («катюша»).

Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама»

Центр военно-патриотического воспитания открылся в 2000 году. Фонд музея составляет около 2600 экспонатов, среди них исторические реликвии и реплики по истории России и Воронежского края. Экспозиционное пространство — четыре зала и семь выставок.

Музей расположен у братской могилы № 6. В мае 2010 года перед зданием музея была установлена стела в связи с присвоением Воронежу звания «Город воинской славы». На площади перед музеем посетители могут увидеть уникальную выставку боевой техники и артиллерийских орудий.

Старейший военный музей России. Днем его рождения считается 29 августа (по новому стилю) 1703 года.

Экспозиция музея размещена в 13 залах на площади более 17 тысяч квадратных метров. Особый интерес у посетителей вызывает внешняя экспозиция музея, открытая после реконструкции в ноябре 2002 года. Основная ее часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров.

Внешняя экспозиция уникальна по своей полноте, исторической и научной ценности. На открытых площадках размещено около 250 единиц артиллерийских орудий, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия — от древних до самых современных.

Руднянский исторический музей

Руднянский исторический музей официально открыт 9 мая 1975 года, сегодня его экспозиция занимает четыре зала.

Посетители могут увидеть фотографии первых ракетчиков легендарной реактивной минометной установки БМ-13; фотографии и награды участников Смоленского сражения; личные вещи, награды, фотографии партизан Смоленской партизанской бригады; материал о дивизиях, освобождавших Руднянский район в 1943 году; стенды, рассказывающие посетителю об ущербе, нанесенном району в годы Великой Отечественной войны. Пожелтевшие фронтовые письма и фотографии, вырезки из газет, личные вещи воскрешают перед глазами гостей музея образы героев войны — солдат, офицеров.

Историко-краеведческий музей имени Н. Я. Савченко

Историко-краеведческий музей имени Н.Я. Савченко — центр гражданско-патриотического воспитания молодежи. Он состоит из двух частей: основное здание и демонстрационная площадка. Именно на площадке размещена вся военная и раритетная техника, имеющаяся в музее. Это самолет Ан-2, танк Т-34 и паровоз.

Достойное место в экспозициях занимает знаменитая «катюша» на базе ЗИЛ–157, автомашины ГАЗ-АА (полуторка), ЗИС-5 (трехтонник), ГАЗ-67, бронетранспортер, трактор ДТ-54, трактор «Универсал», полевая солдатская кухня и пр.

«Катюша» в кино

Одним из главных фильмов с ее участием стала мелодрама Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В этом фильме БМ-13 можно увидеть практически во всех ракурсах общим и крупным планом.

Также эти машины появлялись в картинах Сергея Бондарчука и Николая Озерова.

Источник:

Катюша: Величайшее оружие Второй мировой войны

Первое, что приходит на ум при слове «Катюша» — смертоносная артиллерийская машина, использовавшаяся Советским Союзом во время Второй Мировой. Данные машины широко использовались во время войны и были известны силой наносимого реактивного удара.

Техническое назначение «Катюши» — боевая машина реактивной артиллерии (БМРА), подобные установки стоили меньше, чем полноценное артиллерийское орудие, но при этом могли буквально обрушить ад на голову противнику за несколько секунд. Советские инженеры достигли баланса между огневой мощью, мобильностью, точностью и экономической эффективностью в создании данной системы, что и сделало её всемирно известной.

Создание боевой машины

Работа над созданием Катюши началась в начале 1938 года, когда Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) в Ленинграде получил разрешение на разработку собственной БМРА.

Источник: https://dubki-nk.ru/oruzhie/reaktivnaya-ustanovka-bm-13-katyusha-istoriya-i-harakteristiki-preimushhestva-i-nedostatki.html

Катюша: Величайшее оружие Второй мировой войны

Кто создал катюшу боевую машину?

Первое, что приходит на ум при слове «Катюша» — смертоносная артиллерийская машина, использовавшаяся Советским Союзом во время Второй Мировой. Данные машины широко использовались во время войны и были известны силой наносимого реактивного удара.

Техническое назначение «Катюши» — боевая машина реактивной артиллерии (БМРА), подобные установки стоили меньше, чем полноценное артиллерийское орудие, но при этом могли буквально обрушить ад на голову противнику за несколько секунд. Советские инженеры достигли баланса между огневой мощью, мобильностью, точностью и экономической эффективностью в создании данной системы, что и сделало её всемирно известной.

Возможности БМРА «Катюша»

Катюша использовала улучшенный авиационный реактивный снаряд РС-132, адаптированный для наземной установки — М-13.

  • Снаряд содержал в себе пять килограмм взрывчатого вещества.
  • Машина, на которой перемещалась артиллерийская установка – БМ-13 – была создана специально для реактивной полевой артиллерии.
  • Дальность полета ракеты достигала 8,5 километров.
  • Разброс снаряда после выстрела с осколочным действием достигал десяти метров.
  • Установка вмещала в себя 16 реактивных снарядов.

Новая, улучшенная и увеличенная версия снаряда М-13 – трехсотмиллиметровый М-30/31 – была разработана в 1942 году. Данный снаряд также запускался с машины специализированного назначения, названной БМ-31.

  •  Луковичной формы боеголовка содержала в себе больше взрывчатого вещества и запускалась, в отличие от М-13, не с рельсовой установки, а с рамы.
  • Раме на БМ-31 не хватало мобильности по сравнению с БМ-13, поскольку изначальные версии подобной пусковой установки не были предназначены для передвижных платформ.
  • взрывчатки в М-31 повысилось до 29 килограмм, но ценой сокращения дальности до 4,3 км.
  • Каждая рама вмещала в себя 12 боеголовок.

Также использовался и меньший снаряд, М-8, калибром 82 миллиметра, прикрепленный к установке на БМ-8.

  • Дальность М-8 достигала почти шесть километров, а сам снаряд содержал в себе полкило взрывчатого вещества.
  • Для запуска данной боеголовки использовалась рельсовая установка, на которой, благодаря меньшему размеру снарядов, помещалось куда больше ракет.
  • Машина, вмещающая тридцать шесть ракет, называлась БМ-8-36, вмещающая сорок восемь – БМ-8-48 и так далее.

Изначально, М-13 оснащались только взрывчатыми боеголовками и использовались против скоплений вражеских войск, но доказавшая свою функциональность в ходе войны Катюша, стала снабжаться и бронебойными ракетами для противостояния танковым войскам. Дымовые, освещающие и прочие ракеты также были разработаны, дабы дополнять взрывчатые и бронебойные боеголовки. Однако, М-31 по-прежнему оснащалась исключительно взрывчатыми снарядами. Залпом, превышающим сотню ракет, они наносили не только максимальные физические разрушения, но и психологический урон противнику.

Но все подобные ракеты имели один недостаток – они не отличались точностью и были эффективны только в больших количествах и в атаках на крупные и растянутые по территории цели.

Изначально, пусковые установки Катюши монтировались на грузовик ЗИС-5, но дальше, по ходу войны, установки монтировали на разнообразные транспортные средства, включая поезда и лодки, равно как и на тысячи американских грузовиков, полученных в ходе ленд-лиза.

Первые бои БМРА «Катюша»

Катюша дебютировала в бою в 1941 году, во время внезапного вторжения немецких войск на территорию Советского союза. Это было не самое подходящее время для развертывания машины, поскольку единственная батарея имела только четыре дня тренировки, а заводы для массового производства едва-едва были созданы.

Однако, первая батарея состоящая из семи пусковых установок БМ-13 и шестисот ракет М-13 была отправлена в бой. В то время, Катюша была секретной разработкой, поэтому было принято огромное количество мер, чтобы спрятать установку до участия в бою.

Седьмого июля 1941 года первая батарея вступила в бой, атаковав нападающие немецкие войска подле реки Березины. Немецкие солдаты ударились в панику, когда ливень взрывных снарядов обрушился им на головы, осколки снарядов, разлетавшиеся на несколько метров, ранили и контузили бойцов, а воющий звук выстрела деморализовал не только новобранцев, но и закаленных солдат.

Первая батарея продолжала участвовать в бою, раз за разом оправдывая возложенные на неё ожидания, но в октябре солдаты противника смогли окружить батарею – однако, захватить её им не удалось, поскольку отступающие войска советской армии разрушили снаряды и пусковые установки, чтобы секретное оружие не попало в руки врага.

Залп ракет М-13, выпущенный батареей из четырех БМ-13 в течении 7-10 секунд запускал 4.35 тонн взрывчатки на площадь более 400 квадратных метров, что примерно равнялось разрушительной мощи семидесяти двух однокалиберных артиллерийских батарей.

Отличная демонстрация боевых возможностей первой батареи БМ-13 привела к массовому производству оружия, и уже в 1942 году советской армии было доступно впечатляющее количество пусковых установок и ракет. Они широко использовались в защите территорий СССР и дальнейшем наступлении на Берлин. Более пятисот батарей «Катюши» участвовало в войне с огромным успехом, а к концу войны было произведено более десяти тысяч пусковых установок и более двенадцати миллионов ракет с участием около двухсот разнообразных фабрик.

На руку быстрому производству орудий играло то, что для создания Катюши требовалась только легкая техника, а время и ресурсы, затрачиваемые на производство, были куда меньше, чем необходимые для создания гаубиц.

Наследники БМРА «Катюши»

Успешность Катюши в бою, её простое устройство и выгодное производство гарантировали то, что сейчас это орудие по-прежнему изготавливается и используется по сей день. «Катюша» стало нарицательным именем для российских БМРА разнообразных калибров вместе с префиксом «БМ».

Самый известный вариант, послевоенный БМ-21 Град, поступивший в арсенал армии в 1962 году, используется до сих пор. Как и БМ-13, БМ-21 основан на простоте, боевой мощи и эффективности, что обеспечило его популярность, как среди государственных военных, так и среди милитаризированной оппозиции, революционеров и других незаконных группировок. БМ-21 имеет сорок ракет, которые запускает на расстояние до 35 километров в зависимости от типа снаряда.

Существует также и другой вариант, появившийся раньше БМ-21, а именно в 1952 году – БМ-14, калибром 140 мм. Что интересно, данное орудие широко используется экстремистами, поскольку имеет дешевую, компактную и мобильную вариацию. Последнее подтвержденное использование БМ-14 – в 2013 году, в Гражданской войне в Сирии, где вновь продемонстрировало возможность обеспечивать огромную огневую мощь в массивных атаках.

Это унаследовали БМРА БМ-27 и БМ-30, которые используют калибр 220 и 300 мм соответственно. Подобные «Катюши» могут быть оснащены дальнобойными ракетами с системной наведения, позволяющими атаковать противника с куда большей точностью на больших расстояниях, чем во времена Второй Мировой. Дальность БМ-27 достигает 20 км, а дальность БМ-30 – до 90 км. Данные установки могут запускать огромное количество снарядов за очень короткое время, заставляя старый БМ-13 выглядеть невинной игрушкой. Хорошо координированный залп трехсотым калибром из нескольких батарей легко может сравнять с землей целую дивизию противника.

https://www.youtube.com/watch?v=ASAZcwHaLaE

Последняя наследница Катюши – РСЗО Торнадо — универсальная ракетная пусковая установка, комбинирующая ракеты БМ-21, БМ-27 и БМ-30, на восьми колесном шасси. Она использует автоматическую установку боеприпасов, наведение, спутниковую навигацию и системы позиционирования, позволяющие вести огонь с куда большей точностью, чем её предшественники. РСЗО Торнадо – будущее российской ракетной артиллерии, гарантирующее, что Катюша всегда останется востребованной в будущем.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/katyusha-velichajshee-oruzhie-vtoroj-mirovoj-vojny/

Autoline-eu.ru
Добавить комментарий