Устройство и принцип работы адаптивного круиз-контроля
Постоянно держать ногу на педали газа довольно неудобно во время длительных поездок. И если раньше поддерживать скорость движения без нажатия на педаль было невозможно, то по мере развития технологий удалось решить и эту проблему. Адаптивный круиз-контроль (АСС), устанавливаемый во многих современных автомобилях, способен поддерживать постоянную скорость даже в то время, когда нога водителя убрана с акселератора.
Что такое адаптивный круиз-контроль
В автомобильной промышленности система круиз-контроля была применена в середине ХХ века, когда в 1958 году концерн Chrysler представил миру первый круиз-контроль, созданный для транспортных средств. Спустя еще несколько лет – в 1965 году – принцип действия системы был пересмотрен компанией American Motors, которая создала механизм, наиболее близкий к современному.
Принцип действия адаптивного круиз-контроля
Adaptive Cruise Control (АСС) стал улучшенной версией классического круиз-контроля. Если обычная система может только автоматически поддерживать заданную скорость транспортного средства, то адаптивный круиз-контроль способен принимать решения, основываясь на данных дорожной обстановки. Например, система может снизить скорость движения машины, если возникает гипотетическая опасность столкновения с автомобилем, который едет впереди.
Создание АСС многие считают первым шагом на пути к полной автоматизации транспортных средств, которые в дальнейшем смогут обходиться без вмешательства водителя.
Элементы системы
Современная система АСС включает в себя три основных составляющих:
- Сенсорные датчики, определяющие расстояние до автомобиля, идущего впереди, а также его скорость. Радиус действия датчиков составляет от 40 до 200 метров, однако возможно применение устройств, имеющих иные диапазоны. Сенсоры крепятся на передней части транспортного средства (например, на бампере или решетке радиатора) и могут работать по принципу:
- радара, излучающего ультразвуковые или электромагнитные волны;
- лидара, основанного на инфракрасном излучении.
- Блок управления (процессор), считывающий информацию с датчиков и иных систем автомобиля. Полученные данные сверяются с параметрами, заданными водителем. В задачи процессора входит:
- определение расстояния до едущего впереди автомобиля;
- вычисление его скорости;
- анализ полученной информации и сравнение показателей со скоростью движения вашего транспортного средства;
- сравнение скорости движения с параметрами, заданными водителем;
- расчет дальнейших действий (разгона или торможения).
- Оборудование, которое подает сигнал другим системам транспортного средства – системе курсовой устойчивости, АКПП, тормозным механизмам и т.д. Все они связаны с управляющим модулем.
Расположение датчика в системе Distronic Plus
Принцип управления системой
Включение и выключение адаптивного круиз-контроля регулируется водителем и осуществляется при помощи панели управления, которая чаще всего устанавливается на рулевом колесе.
- Включить и выключить систему можно при помощи кнопок On и Off соответственно. Если же они отсутствуют, в качестве замены применяется кнопка Set, позволяющая ввести в действие круиз-контроль. Выключение системы происходит при нажатии педали тормоза или сцепления.
- Задать параметры можно с помощью кнопки Set. После нажатия система фиксирует фактическую скорость и продолжает поддерживать ее во время движения. Воспользовавшись клавишами «+» или «-», водитель может увеличивать или снижать скорость на заданное значение при каждом нажатии.
Переключатель управления работой ACC
Адаптивный круиз-контроль начинает действовать на скорости не менее 30 км/ч. Бесперебойная работа возможно при движении не более 180 км/ч. Впрочем, отдельные модели премиум-сегмента способны работать с момента начала движения и до скорости 200 км/ч.
Автопроизводители заботятся о максимальном комфорте водителя и пассажиров. Поэтому большинство автомобильных марок разработали свои собственные вариации системы АСС. Так, например, в машинах марки Mercedes система адаптивного круиз-контроля носит название Distronic Plus, у Toyota – Radar Cruise Control. Volkswagen, Honda и Audi используют название Adaptive Cruise Control. Однако, вне зависимости от вариантов наименования механизма, принцип его работы во всех случаях остается одинаковым.
Сегодня систему АСС можно встретить не только в машинах премиум-сегмента, но и в улучшенной комплектации автомобилей средней и бюджетной ценовой категории, таких как Ford Focus, Huyndai Solaris, Renault Duster, Mazda3, Opel Astra и других.
Индикация работы ACC на приборной панели BMW
Плюсы и минусы
Использование системы адаптивного круиз-контроля имеет не только очевидные плюсы, но и некоторые минусы. К преимуществам АСС относятся:
- увеличение уровня безопасности водителя и пассажиров (система помогает избежать возникновения аварийных ситуаций и столкновения с впереди идущим автомобилем);
- снижение нагрузки для водителя (автомобилист, уставший во время длительной поездки, сможет доверить регулировку скорости автоматической системе);
- экономия топлива (автоматическое регулирование скорости не требует лишних нажатий на педаль тормоза).
К числу минусов адаптивного круиз-контроля относятся:
- психологический фактор (работа автоматической системы может расслабить водителя, в результате чего снизится объективный контроль за дорожной ситуацией);
- возможность технических неисправностей (ни один механизм не может быть полностью защищен от неполадок в работе, поэтому полностью доверять автоматике все же не стоит).
Автомобилисту важно учесть, что в условиях дождя или снегопада датчики на некоторых устройствах могут работать со сбоями. Поэтому водитель должен следить за дорожной обстановкой, чтобы вовремя отреагировать на возможное возникновение нештатной ситуации.
Адаптивный круиз-контроль станет отличным помощником в дальней дороге и позволит водителю немного отдохнуть, доверив управление скоростью автомобилю. Однако необходимо понимать, что в полной мере терять контроль за дорожной обстановкой недопустимо: даже самая надежная техника может дать сбой, поэтому водителю важно быть готовым в любой момент взять управление транспортным средством полностью в свои руки.
(3 5,00 из 5)
Загрузка…
Вам также может понравиться
Источник: https://TechAutoPort.ru/sistemy-bezopasnosti/aktivnaya/adaptivnyi-kruiz-kontrol-acc.html
Что такое круиз-контроль в автомобиле и как он работает
Круиз-контроль — это технология, которая была изобретена в 1788 году Джеймсом Ваттом и Мэтью Боултоном первоначально для контроля скорости паровых двигателей. Автомобильный Adaptive Cruise Control был произведен группой инженеров и запатентован в 1991 году General Motors.
Наши автомобили оснащены встроенными ремнями и подушками безопасности, но достаточно ли их, чтобы защитить нас и наш автомобиль от наезда на препятствие. Не совсем так, потому что чаще всего нас отвлекает непрерывный разговор или приятная песня. Таким образом, мы фактически не замечаем, как близко мы подходим к машине впереди нас.
В итоге мы тормозим в внезапно, из-за чего наши шины скользят, а мы теряем контроль над автомобилем на несколько мгновений. В такие моменты риск попасть в ДТП особенно велик. Существует ли технология определения расстояния между нашим автомобилем и автомобилем впереди нас, осуществляющая автоматическое замедление транспортного средства, чтобы избежать столкновения? Да.
И такая технология называется адаптивный круиз-контроль (ACC).
Adaptive Cruise Control — это устройство, которое устанавливается во время сборки автомобиля. Так как это довольно новая технология, то и установка устройства является сложной процедурой. Дорогие автомобили очень часто уже с конвейера оснащены подобной системой. Если же ваш автомобиль при покупке не был оснащен подобной системой, то ее можно установить отдельно с помощью специалистов.
Установка может занять день или два, но эта функция определенно стоит своей цены. Она очень проста в использовании и имеет много преимуществ.
Существует два основных типа круиз-контроля:
- пассивный;
- динамический или адаптивный торможение с заданной скоростью.
При наличии в авто КК передняя решетка автомобиля оборудована микроволновым радиолокатором, который не мешает работе полицейских радаров и не срабатывает при работе радиолокационных датчиков. Радар сканирует объекты в зависимости от дальности его действия, которая может составлять от 0,2 до 200 метров. Если радар обнаруживает другое транспортное средство, он сначала подает водителю уведомление о замедлении, но если есть вероятность столкновения, то тормоза автоматически приводятся в действие и автомобиль останавливается.
В некоторых системах ACC используются камеры, которые работают только для торможения, когда автомобиль движется на низкой скорости. Эта система функционирует, когда включено устройство и введены максимальная скорость и минимальное расстояние между вашим автомобилем и препятствием.
Из чего состоит пассивный круиз-контроль
Устройство включает в себя:
- автоматический контроллер;
- клавиатуру;
- электромагнитного типа клапаны;
- привод для заслонки дросселя.
Принцип работы автоматической тормозной системы
Система круиз-контроля регулирует положение дроссельной заслонки с помощью кабеля вместо нажатия на педаль акселератора. Это активирует дроссельный клапан и ограничивает количество воздуха, поступающего в двигатель. Когда круиз-контроль включен, кабель, подключенный к дроссельной заслонке, перемещается. Одновременно вытягивается другой кабель, подключенный к педали газа. Этот кабель управляет скоростью транспортного средства. Он работает только в том случае, если включен адаптивный круиз-контроль.
Помимо кабельных активаторов, для открывания и закрывания дроссельной заслонки используется также клапан с электронным управлением, работающий подобно тормозному усилителю, подавая энергию на вакуум. Как только объект перед автомобилем рассеивается (обычно это происходит, если автомобиль движется по чистой полосе движения), ускорение поднимается и пытается достичь максимальной скорости, на которой находился автомобиль, прежде чем замедлить его движение. Чем ближе он достигает максимальной скорости, тем медленнее скорость разгона.
Система АСС довольно дорогая, в зависимости от того, какую марку вы выбрали. Частичная радарная система относительно дешевле, чем полная с настройкой камеры. Эта система обеспечивает безопасность и комфорт вождения, поэтому она стоит того.
Управление системой осуществляется посредством клавиш на панели:
- нажатием кнопки On водитель запускает работу системы круиз-контроля;
- далее нужно ввести параметры скорости, набрав значение на акселераторе и нажав кнопку Set. После этого автомобиль начнет передвигаться с учетом введенного значения скорости;
- при повторном нажатии на Set скорость возрастает на 2 км/ч;
- при нажатии на Resume скорость уменьшится до изначально введенного значения;
- зажатие клавиши Coast поможет еще больше снизить скорость.
Отключить систему можно двумя способами:
- активировать тормоз. В этом случае заданная скорость сбросится из памяти устройства и при повторном включении ее придется вводить заново;
- использовать кнопку Off и тем самым сохранить параметры в памяти для последующего использования.
При работе системы педаль газа зажимать необязательно.
Как работает динамический круиз-контоль
Динамическая система — это более усовершенствованная технология, которая может самостоятельно набирать и сбрасывать скорость в зависимости от наличия или отсутствия препятствий перед автомобилем. Система автоматически считывает расстояние до препятствия и замедляет автомобиль при сближении с ним или ускоряет при увеличении расстояния или освобождении дороги. При резком сближении с препятствием система подает сигнал водителю, чтобы он сам осуществил экстренное торможение. Для функционирования системы необходимо убрать руки с руля. Кроме того, такое устройство поддерживает работу двигателя в экономичном режиме.
По-другому этот тип круиз-контроля называют адаптивным. Адаптивный круиз-контроль — это система, которая помогает замедлить автомобиль, если появляется риск ДТП. Он был разработан для предотвращения несчастных случаев и столкновений. Автомобиль автоматически ускорятся и возвращается на исходную скорость, если дорога впереди пуста.
Динамический круиз-контроль считается самой удобной системой, облегчающей вождение автомобиля и обеспечивающей безопасность на дороге.
Некоторые ключевые особенности круиз-контроля и системы АСС
Adaptive Cruise Control помогает выполнять:
- контроль тормозной системы;
- обнаружение транспортных средств и пешеходов;
- замедление в соответствии со скоростью движущегося впереди автомобиля;
- возможность полной остановки ТС, чтобы не сбить пешехода;
- ускорение после удаления автомобиля от препятствий;
- быстрое ускорение без дискомфорта для водителя.
Если у вас есть возможность установить такую систему в свой автомобиль, то обязательно сделайте это. Но помните, что даже самые передовые устройства могут ошибаться и их нужно контролировать.
Пожаловаться
Источник: https://carhack.ru/chto-takoe-kruiz-kontrol-v-avtomobile-i-kak-on-rabotaet/
Как работает адаптивный круиз-контроль
Уже с появлением первых автомобилей инженеры начали разрабатывать способы сделать процесс вождения максимально простым и автоматизированным. Так, на свет пришел круиз-контроль. Простым языком, это система, которая позволяет сохранять скорость, убрав давление с педали газа.
Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы
Первые системы круиза были созданы далеко не для автомобилей, а для паровых машин, на грани 17 и 18 века. К автомобилям они начали применяться только в начале 20-го столетия, а относительно современный вид приобрели только после начала Второй мировой войны.
Компания Chrysler показала миру первый автомобиль с круиз-контролем в 1958 году, однако, уже в 1965 году American Motors обновили систему под современный лад. Тем не менее из-за нефтяного кризиса 1973 года произошел спад экономики, и интерес к новым технологиям упал. Только с приходом 80-х автолюбители начали проявлять заинтересованность к «автопилоту». Таким образом, в 1990-х в Японии разработали adaptive cruise control, который не только поддерживает скорость ТС, но и реагирует на динамику дорожного движения в потоке.
ACC (adaptive cruise control) создан, чтобы упростить автомобилисту жизнь. Система, анализируя происходящее, может реагировать и влиять не только на работу двигателя, но и на работу заслонки дросселя и тормозов. Разные модели адаптивного круиза можно встретить практически на любом типе авто: от универсала до спорт-кара.
Несмотря на то что многие водители по-прежнему не могут полностью довериться электронике, в темпе современной жизни adaptive cruise control является достаточно полезной функцией. При помощи специальных настроек АКК может самостоятельно контролировать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения.
Комплектующие
Система состоит из трех комплектующих:
- Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
- Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
- Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.
Возможности адаптивного круиза
По сравнению с обычным круизом, ACC имеет более широкий функционал. Если первые модели могли лишь поддерживать заданную скорость, то новые системы способны самостоятельно регулировать динамику ТС. К примеру, при движении под гору, adaptive cruise control меняет диапазон открытия дроссельной заслонки, для более безопасного и оптимального движения, регулирует при этом обороты и нагрузку на двигатель. Соответственно, при движении вниз происходит обратная реакция.
Главной возможностью нового круиза, что собственно и отразилось в названии, стала способность приспосабливаться к условиям на дороге. На переднем бампере автомобиля установлены сканеры, которые в режиме реального времени анализируют действия ближайших попутных или впередистоящих объектов.
Если владелец заранее настроил ACC на определенный режим, то система будет подстраивать работу автомобиля под указанные параметры. Если автомобиль, который движется впереди, увеличит скорость, то ТС с адаптивным круиз-контролем автоматически ускорится, чтобы сохранить указанную дистанцию. Механизм работает и в обратную сторону.
Первыми стали использовать ACC компания Mercedes, на автомобилях S-class.
Принцип работы и разновидности
Функционирование адаптивного круиза начинается примерно со скорости 30 км/час и бесперебойно поддерживается до 180 км/час. Более дорогие модели способны работать сразу после запуска и до порога 200 км/час. Отдельно в условиях жесткого трафика работает опция StopandGo.
Во время замедления или движения из ряда в ряд происходит снижение скорости ТС для сохранения дистанции. На низкой скорости обеспечивается при помощи работы тормозов (уменьшение давления ТЖ), а на высокой – за счет уменьшения нагрузки на двигатель (регулировка количества подаваемого воздуха на заслонку дросселя).
Приятным бонусом станет экономия топлива, благодаря системе адаптивного круиза. Согласно отзывам, экономия составляет от 1% до 5%.
Поскольку система подключается к общей электронике, для увеличения безопасности, ACC использует данные превентивной безопасности, GPS-системы, торможения. Чтобы получить данные скорости автомобилей, радар излучает электромагнитные волны. Скорость определяется в зависимости от частоты отраженной волны. Расстояние можно определить относительно времени возвращения эхо. После получения радаром данных, информация преобразуется в электрические сигналы для передачи к ЭБУ. После блок управления передает «указания» тормозам, ABS, EBD, ESP и двигателю.
Разделяют несколько разновидностей круиз-контроля:
- Классический круиз-контроль. Поддерживает исключительно заданную скорость, но не контролирует безопасную дистанцию.
- Адаптивный CC (cruise control). Реагирует на изменение плотности трафика, величину дистанции, скорость и работу узлов ТС.
- Полуавтономный. Считается вторым поколением адаптивного круиза. В отличие от первого, полуавтономный СС, может вмешиваться в рулевое управление. Однако, считать полуавтономную систему совершенной – нельзя, поскольку система все равно не способна увидеть все объекты вокруг.
- Ограничитель скорости. Несмотря на небольшой функционал (ограничитель максимальной скорости), считается подвидом круиз-контроля.
Преимущества и недостатки АСС
Круиз-контроль в целом новая и достаточно удобная электронная система. Тем не менее, как и любая другая автомобильная электроника, она обладает рядом недостатков и преимуществ.
- Во-первых, adaptive cruise control позволяет экономить топливо.
- Также система позволяет снять с водителя нагрузку в постоянной необходимости регулировать скорость ТС.
- В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстрое реагирование в случае аварийной ситуации.
Среди недостатков можно выделить две группы:
- Чисто технологические. Заключаются в поломках работы датчиков, окислении контактов. При неисправной работе радаров, система может по умолчанию считать, что впереди ТС находится препятствие и снизить скорость автомобиля практически до остановки.
- Недоверие со стороны водителей. Поскольку высокий уровень автоматизированности расслабляет водителей, следовательно снижается уровень внимания к восприятию изменений во время движения. В результате, автомобилист не может отреагировать с должной скоростью на аварийную ситуацию.
Как использовать адаптивный круиз-контроль
Водитель контролирует работу круиз-контроля при помощи манипулятора на руле или приборной панели. Существует два типа круиз-контроля: с ограничителем максимальной скорости и без него.
Чтобы включить систему, достаточно зажать на соответствующую клавишу при достижении максимальной скорости. Текущая скорость сохраняется в памяти устройства. В момент, когда на дисплее загорается индикатор впереди идущего автомобиля, водитель может выбрать значение дистанции между транспортными средствами. Менять показатели можно соответствующими кнопками «+» и «-». Отслеживать работу можно при помощи цветных индикаторов на приборной панели.
Оценить все преимущества и недостатки работы ACC, можно ознакомившись с некоторыми видеороликами в сети, к примеру:
Источник: https://pricurivatel.ru/kak-rabotaet-adaptivnyj-kruiz-kontrol.html
Почему интеллектуальный круиз-контроль – лучшая опция в автомобиле
Радар интеллектуального круиз-контроля обычно расположен на фальшрадиаторной решетке, или, как в случае KIA Ceed, в нижнем воздухозаборнике бампера
В США интеллектуальный круиз-контроль помог избежать аварии каждому пятому владельцу автомобиля, оснащенного такой технологией. А систему автоматического торможения в Японии считают настолько важной для безопасности, что хотят сделать ее обязательной для всех новых автомобилей. Передовые системы помощи водителю наконец дошли до массового сегмента и в России – самое время разобраться, как они работают и что им под силу.
Интеллектуальный круиз-контроль: на «виртуальном буксире»
Обычный круиз-контроль знаком, наверное, каждому: удобно на пустых трассах, экономит топливо. Главный минус – долго ехать, не прикасаясь к педалям, не получится. Движущиеся с другой скоростью и перестраивающиеся автомобиля и пешеходы заставляют водителя вмешиваться в работу автоматики.
Этот недостаток удалось устранить в интеллектуальном круиз-контроле, который также называют адаптивным. Разработанная в начале 90-х технология действует по простому принципу: электроника следит за идущим впереди автомобилем и при изменении дистанции до него уменьшает или увеличивает скорость.
Вот как это происходит:
- Радар в решетке радиатора сканирует объекты перед машиной и вычисляет их скорость;
- Электроника корректирует («адаптирует») скорость вашего автомобиля к скорости автомобиля впереди;
- Вы задаете в настройках адаптивного круиз-контроля предпочтительную дистанцию до «ведущего». Обычно она задается не в метрах, а приблизительно – ближе, дальше. На автомобилях KIA, оснащенных интеллектуальным круиз-контролем, предусмотрено три настройки дистанции: дальняя (для скоростных трасс), средняя и ближняя (для движения в плотном потоке);
- Задаете максимальную разрешенную скорость – можно зафиксировать текущую, а можно увеличить или уменьшить значение кнопками на руле;
- Ваш автомобиль самостоятельно управляет газом и тормозами для поддержания заданной дистанции до машины впереди. Если дорога впереди свободна, вы едете с максимальной заданной скоростью.
Интеллектуальный круиз-контроль, способный самостоятельно активировать тормозную систему при уменьшении дистанции – уже не просто функция, повышающая комфорт. Его относят к системам активной безопасности автомобиля, позволяющим предотвратить аварию или уменьшить ее последствия. Предположим, вы зазевались – отвлеклись на что-то или даже погрузились в «микросон» на пару секунд, – в этот момент автомобиль впереди резко сбросил скорость или перед вами перестроилась попутка. Интеллектуальный круиз-контроль в этом случае способен предотвратить ДТП, вовремя задействовав тормозную систему.
Интеллектуальный круиз-контроль непрерывно контролирует дистанцию до автомобиля впереди в соответствии с заданными параметрами
Это не просто предположения: согласно исследованию американского издания Consumer Reports 2018-го года, в ходе которого были опрошены более 70 000 автомобилистов, чьи автомобили были оснащены передовыми технологиями помощи водителю, 19% – почти каждый пятый – сообщили, что интеллектуальный круиз-контроль помог им избежать аварии. И это, пожалуй, главная причина, почему от него не нужно отказываться, выбирая новый автомобиль.
Потеря концентрации, сонливость – главные враги водителя на трассе. При монотонном движении по прямой можно легко потерять чувство скорости и «расфокусироваться», а то и заснуть. В подобных случаях поможет технология слежения за вниманием водителя. На автомобилях KIA она называется Система предупреждения о сосредоточенности водителя (Driver Attention Warning, DAW) и входит в комплекс Drive Wise.
Система DAW ведет подсчет времени, проведенного в дороге, а также с помощью видеокамеры отслеживает способность водителя четко удерживать автомобиль в своей полосе. Если эти данные говорят, что уровень внимания водителя снижается, на приборной панели появляется предупреждение с предложением сделать перерыв на отдых и прозвучит звуковой сигнал. Представьте, сколько аварий на трассах может предотвратить такой «будильник».
Наиболее передовые системы интеллектуального круиз-контроля умеют поддерживать дистанцию не только на шоссейных скоростях. Например, SmartCruiseControl с функцией Stop & Go, входящий в состав комплекса систем помощи водителю DriveWise (предлагается на многих моделях KIA) можно спокойно активировать в пробке.
Он способен полностью остановить автомобиль, а затем возобновить следование в автоматическом режиме – для этого достаточно нажать на педаль газа или на кнопку на руле.
Начинать движение нажатием на педаль привычнее, но использование кнопки позволяет в полной мере прочувствовать, что вы едете на «автопилоте»
Круиз-контроль с «пробочной» функцией незаменим, когда вы попали в тяжелую пробку, в которой вам придется простоять более часа. Опасность ДТП в таких условиях возрастает многократно – ведь вы не только устанете постоянно следить за дистанцией и нажимать на педали, но и наверняка отвлечетесь на неотложные дела, о которых напомнит телефон. В такие моменты особенно важна помощь «ассистента», который присмотрит за соблюдением дистанции.
Отвлекшись от управления автомобилем, можно не только пропустить момент торможения автомобиля впереди, но и выехать за пределы своей полосы. На этот случай у KIA также предусмотрен электронный помощник под Система удержания полосы движения (LFA). Эта система — большой шаг к полуавтономному вождению. LFA использует камеру и радары-датчики для поддержания безопасной дистанции и отслеживания разметки, удерживая автомобиль по центру занимаемой полосы. Причем ее помощь будет ощущать при диапазоне от 0 до 130 км/ч.
Разумеется, у системы интеллектуального круиз-контроля есть свои ограничения.
В некоторых случаях – уклон или изгиб дороги, особая форма и высота транспортного средства впереди, определенные погодные условия – электроника может повести себя не совсем так, как ожидал водитель. Поэтому со всеми особенностями работы системы лучше ознакомиться заранее – они перечислены в руководстве к автомобилю. Однако в целом владельцы автомобилей, оснащенных интеллектуальным круиз-контролем, в восторге от электронного помощника. Согласно упомянутому исследованию Consumer Reports, 85% опрошенных автомобилистов очень довольны работой системы интеллектуального круиз-контроля.
Автоматическая система экстренного торможения: попасть на камеру, а не под колеса
За объектами на дороге KIA с комплексом Drive Wise следит с помощью радара и видеокамеры
В связке с интеллектуальным круиз-контролем обычно работает еще одна важная система помощи водителю, значительно повышающая безопасность движения.
Автоматическая система экстренного торможения (на автомобилях KIA она называется FCA, Forward Collision-Avoidance Assist, и входит в комплекс систем помощи водителю Drive Wise), предупреждает об опасном сближении с транспортным средством или объектом впереди и при необходимости способна затормозить «в пол» без участия человека.
Эта система еще эффективнее помогает предотвратить аварии, при которых автомобиль сталкивается с едущим впереди транспортным средством. По данным Consumer Reports, 47% владельцев автомобилей с системами предупреждения о фронтальном столкновении и экстренного автоторможения смогли избежать ДТП благодаря этим «ассистентам».
Ситуаций, когда нужно остановить автомобиль как можно быстрее, множество: подрезавшая или резко затормозившая впереди машина, внезапно появившееся или поздно замеченное препятствие на дороге, выскочивший перед капотом пешеход. Автоматическая система экстренного торможения поможет во всех этих случаях, сначала предупреждая об опасном сближении звуковым сигналом и оповещением на приборной панели, а затем активируя тормозную систему. Причем в отличие от человека, который даже в экстренной ситуации может нажать на педаль недостаточно резко и сильно, электроника не церемонится. Автомобиль остановится как вкопанный.
Распознав пешехода в опасной близости от автомобиля, KIA Ceed с системой экстренного торможения без промедления «ударит по тормозам»
Внезапно появившийся на дороге или поздно замеченный пешеход – пожалуй, главный страх автомобилиста в городе.
Ведь если ДТП с участием автомобилей на городских скоростях обычно заканчиваются банальной «жестянкой», то в случае наезда на человека все может быть гораздо печальнее. Об этом свидетельствует и статистика МВД – пешеходы составляют около трети всех погибших в российских ДТП.
Чтобы увереннее распознать пешехода на дороге, система FCA на KIA использует не только радар, но и видеокамеру, расположенную под лобовым стеклом.
Следует помнить, что камера имеет почти такие же ограничения, как человеческий глаз – она может не заметить пешехода, если он сливается с окружением или на улице слишком темно. Но «электронный глаз» будет всегда начеку, его не сморит сон и не отвлечет зазвонивший телефон.
Мгновенно действующая, не знающая усталости электроника – лучший помощник человека за рулем, с этим согласны все больше водителей и экспертов.
В Японии готовится законопроект: систему автоматического торможения собираются сделать обязательной на всех новых автомобилях уже со следующего года! Причем она должна входить в стандартное оснащение всех моделей, а не предлагаться в виде опции. Уже сейчас ею оснащаются почти 85% реализуемых в этой стране автомобилей.
Пройдет несколько лет, и система автоматического торможения или интеллектуальный круиз-контроль станут таким же обязательным оснащением автомобиля, как ремни, подушки безопасности или ABS. Но оценить удобство этих систем и дополнительно обезопасить себя на дороге можно уже сегодня. Например, выбрав KIA с комплексом систем помощи водителю DriveWise – он устанавливается на автомобили семейства Ceed, KIASoul, KIAK900. Автоматической системой экстренного торможения оснащаются KIASportage и KIAStinger.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6059d19e29a23e7ea49161/5de52b6de4fff000adb639ec
Что такое круиз-контроль, пассивный, адаптивный, устройство и принцип работы
В основном про круиз-контроль интересуются покупатели иномарок, так как данная опция больше свойственна именно для автомобилей зарубежных производителей, чем наших отечественных.
Когда будущие покупатели в описании и технических характеристиках заинтересовавшей их машины видят «круиз-контроль +», то у большинства из них, особенно у женщин, возникает вопрос, а что это такое и стоит ли за эту опцию платить.
Поэтом было бы полезно для многих будущих автовладельцев разобраться какую смысловую нагрузку несет в себе слово круиз-контроль, какие типы его бывают, как его применять на практике и стоит ли вообще обращать внимание на данную опцию в автомобиле.
Даем определение
Круиз-контроль – это система, благодаря которой при движении на большие расстояния по трассам автомобиль может двигаться с постоянной, заданной водителем, скоростью.
На этапе своей работы система самостоятельно принимает решение, на каком участке дороги стоит сбавить подачу топлива, к примеру, на спуске, а на каком отрезке пути, наоборот, увеличить подачу топлива, например, на подъеме.
Участие водителя, во время работы данной системы, заключается только том, чтобы вращать рулевое колесо в нужном направлении, а все остальное делает круиз-контроль.
Но эта система больше эффективна при езде по междугородным и международным трассам, при передвижении по городу ее не включают, тут она практически бесполезна.
Немного истории
Первый автомобиль на котором был установлен круиз-контроль назывался Chrysler Imperia. Система была пассивной и работала на принципе автоматического регулирования подачи топлива в камеру сгорания.
Случилось это в далеком 1958 году, для тех времен это был прорыв.
Несмотря на то, что технологии в те времена, да и сейчас развеваются очень быстро, адаптивный круиз-контроль появился только в конце 90 – х. Им оснащались автомобили Mersedes.
И, хотя сейчас количество типов данных систем не изменилось (пассивные и адаптивные) принципы работы их сильно изменились и меняются постоянно.
Дополнительные возможности и безопасность
В большинстве автомобилей система круиз контроля обладает дополнительными возможностями, которые, с одной стороны, удобны, с другой, повышают безопасность вождения.
К примеру, работа круиз контроля автоматически отключается, если водитель хоть раз нажал на педаль тормоза. После этого придется снова включать систему вручную, нажав Resume, при этом восстановиться прежняя скорость.
На некоторых автомобилях круиз-контроль отключается, когда водитель идет на обгон или временно увеличил скорость нажав на педаль газа, и автоматически включается, когда педаль газа была отпущена.
При уменьшении скорости автомобиля до 40 км/ч и меньше, как правило, система отключается.
Также, если у водителя возникло желание увеличить или уменьшить крейсерскую скорость автомобиля, то нужно воздействовать на определенные кнопки.
После однократного нажатия на одну из кнопок скорость увеличится на 2 км/ч, двукратного 4 км/ч, трёхкратного 6 км/ч, т.е шаг увеличения скорости 2 км/ч.
Тоже самое происходит и с уменьшением скорости, только в обратную сторону и нажимать нужно уже на другую кнопку.
Управление круиз-контролем
Чтобы правильно использовать данную функцию, нужно научиться ею управлять.
В зависимости от марки автомобиля и типа круиз-контроля, установленного на него, количество кнопок управления и их место установки может отличаться.
Как правило, кнопок 5 и все они расположены на руле. Но могут быть и отличия, к примеру, на Nissan X-Trail предусмотрено 4 кнопки управления.
Рассмотрим классический вариант на 5 кнопок.
Ниже показана классическая схема расположения кнопок управления круиз контроля.
Слева рулевого колеса две кнопки On и Off, а справа остальные кнопки управления.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Раскоксовка двигателя своими руками
Set/Accel — нажав на эту кнопку, водитель зафиксирует ту скорость, с которой он на данный момент едет. Нажав второй раз он увеличит скорость на 2 км/ч, еще раз и еще на 2 км/ч и т.д.
Coast – после нажатия на данную кнопку и удержания ее во включенном положении скорость автомобиля будет плавно снижаться, пока кнопку не отпустят.
Кнопка Resume – ее нажимают для восстановления крейсерской скорости, после вынужденного нажатия на педаль тормоза.
Далее представлены другие варианты расположения кнопок управления круиз контролем и их количество.
CANCEL – после нажатия на данную кнопку отменяется ранее выставленная крейсерская скорость, предусмотрена не на всех автомобилях.
Типы круиз контролей
Современные круиз-контроли делятся на два типа:
Адаптивный круиз-контроль, в свою очередь, делится на:
Пассивный КК.
Про все, что писалось выше, это и есть пассивный круиз-контроль. Функция его заключается в поддержании нужной скорости на всем протяжении пути пока не возникнут нестандартные ситуации, которые вынудят водителя нажать на педаль тормоза или газа.
Адаптивный.
Адаптивный круиз-контроль функциональней пассивного. Изюминка его работы лежит в том, что, помимо наличия функций от пассивного устройства, он позволяет контролировать расстояние до впереди едущих или стоящих объектов и предупреждать водителя об опасности, а в критической ситуации автоматически тормозить автомобилем.
Основная задача – предотвратить столкновение с впереди едущим или стоящим объектом.
Но нужно понимать, что работа этой системы напрямую зависит от работы:
- Тормозной системы ABS;
- Системы безопасности ESP.
Поэтому адаптивный круиз-контроль прекращает свою работу если хоть одна из выше перечисленных систем не работает, о чем и предупреждает водителя сигналом.
В этом лежит ее главный недостаток.
Если рассматривать лазерные или радарные адаптивные круиз контроли, то более эффективными считаются вторые, так как лазерные плохо работают в дождливую и снежную погоду.
Радарные круиз-контроли эффективны в любую погоду, но сильно влияют на цену автомобиля, поэтому такие устройства в основном идут в комплектации авто представительского класса.
Практика использования адаптивных устройств показала, что не все водителя им доверяют и не зря.
Бывали случаи, когда расстояние до впереди едущего автомобиля было указано неправильно по причине плохой погоды, или устройство сигнализировало про авто, которое в действительности впереди отсутствовало.
Поэтому техника техникой, а водитель все равно должен быть начеку.
Система управления
Системы управления для пассивных и адаптивных круиз-контролей имеют некоторые отличия.
В обоих случаях управляет ею маленький компьютер, который получает данные от специальных сенсоров. Компьютер имеет соединение с дросселем, которым и управляет.
Однако у адаптивных устройств компьютер еще имеет связь с системами ABS и безопасностью ESP и работает с ними синхронно.
Меры безопасности
Нужно понимать, что использовать круиз-контроля нужно аккуратно и придерживаться определенных правил:
Забывчивость враг Ваш.
Не оставляете данную функцию включенной, если в ближайшее время она не будет использована.
Это может привести к не санкционированному резкому набору скорости автомобилем. К чему это может привести если водитель вовремя не среагирует догадаться несложно.
Движение по крутым спускам и подъемам.
На крутых подъемах, а особенно на спусках не стоит полностью доверять работе криз контроля, который регулирует скорость автоматически.
На крутом спуске можно потерять управляемостью автомобиля, поэтому нажмите на педаль тормоза и войдите в ручной режим управления скоростью.
Ситуации, в которых не стоит пользоваться круиз контролем:
- Движение по снегу, люду, в плохую погоду, по скользкой дороге;
- Резкие перепады высот на пути следования (предгорье, горы);
- При сильной загруженности транспортом дороги (город, пригород).
Не забудьте выключить круиз-контроль, если в нем нет необходимости и все у вас будет хорошо. Всего вам доброго.
Источник: https://AutoTopik.ru/obuchenie/636-kruiz-kontrol.html
Адаптивный круиз-контроль (АСС)
Круиз-контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя. Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, прерывистая, круиз контроль не очень нужен.
Система круиз контроля имеет разные функции. Она предназначена не только для контроля скорости вашего автомобиля. Например, если нажать на кнопочку системы круиз контроля, то с каждым нажатием скорость будет увеличиваться или уменьшаться примерно на 2 км/ч. Чтобы увеличить скорость автомобиля где-то на 10 км/ч, нужно нажать на кнопку 5 раз. В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.
Первая и единственная система круиз-контроля в России была установлена в 1956 году на «Волгу» ГАЗ 21
Схема круиз-контроля
Качественная система круиз контроля способна быстро и эффективно ускорять машину до необходимой водителю скорости, после чего способна поддерживать ее с минимальным отклонением, в независимости от загруженности автомобиля и крутости подъема. Контроль над скоростью происходит по классическому принципу. Система круиз контроля регулирует позицию дросселя, следовательно, нуждается в датчиках, которые бы сообщали ей о скорости автомобиля и о положении дроссельной заслонки.
Система следит также за нажатием кнопок и педалей, после чего производит корректировку скорости, моментально реагируя на необходимость включения или выключения. Множество современных систем круиз контроля используют пропорционально-интегрально-производный принцип (Proportional-Integral-Derivative — PID).
PID-система контроля работает с тремя этими коэффициентами — пропорциональным, интегральным и производным, производя расчет каждого из них по отдельности и складывая для получения положения дроссельной заслонки.
Рис.1 Схема круиз-контроля
Адаптивный круиз-контроль(АСС)
Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control, ACC) предназначен для автоматического управления скоростью движения автомобиля. Адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, которая поддерживает заданную постоянную скорость движения.
Виды адаптивного круиз-контроля
Системы адаптивного круиз-контроля развиваются по двум направлениям. Некоторые производители ограничиваются данными, полученными от установленных на автомобиль датчиков. Другие считают, что этого недостаточно, и разрабатывают устройства второго поколения. Такой адаптивный круиз, используя потоки данных GPRS и GPS, может взаимодействовать с аналогичным устройством, установленным на другом автомобиле, а также использует навигационные данные, включая ограничения, заданные дорожными знаками.
Вне зависимости от конструкции, они выполняют одну и ту же работу – поддерживают постоянную скорость относительно идущего впереди автомобиля. Если «ведущий» автомобиль снижает скорость, «ведомый» также начинает тормозить. Наиболее сложные системы позволяют также повышать скорость, если дистанция увеличивается, однако единого мнения по поводу безопасности этой функции пока нет.
История создания адаптивного круиз-контроля
Пионером в области адаптивного круиз-контроля была компания Mitsubishi, установившая в 1995 году первую систему с лазерными датчиками на модель Diamante. Система от Mitsubishi называлась PDC — Preview Distance Control. Она «умела» только приоткрывать и закрывать дроссельную заслонку и управлять переключением АКПП.
Национальная администрация по безопасности дорожного движения в США (NHTSA) официально заявила, что считает адаптивный круиз-контроль средством безопасности
В 1997 компания Toyota предложила покупателям модели Celsior адаптивный круиз, работающий с датчиками-радарами. В дальнейшем компания усовершенствовала систему, добавив функцию аварийного торможения, а в 2004 году функцию «отслеживания снижения скорости». Система предупреждала водителя о том, что впереди идущий автомобиль начал торможение.
Однако алгоритм ее работы был все еще слишком простым – после торможения круиз отключался, передавая дальнейшее управление водителю. В 2006 Toyota выпустила новый апгрейд. В обновленной системе появилась функция «отслеживания изменения скорости» в диапазоне от 0 до 100 километров в час с поддержкой многочисленных разгонов и остановок для движения в пробках.
Впервые в новом виде система была установлена на Lexus LS 460.
Адаптивный круиз-контроль есть на Stanley, роботизированном беспилотном автомобиле на базе Volkswagen Passat
Mercedes представил свою версию под названием Distronic на вышедшем в конце 1998 года автомобиле S-Сlass W220(рис.2).В 2006 обновленная система Distronic Plus, которую начали ставить также и на автомобили E-класса, была дополнена возможностью полной остановки автомобиля. Разработкой адаптивного круиз-контроля для Mercedes занималась компания Robert Bosch, поэтому почти полный аналог Distronic Plus под названием ACC plus устанавливался на Audi Q7 и Q5, а также на Audi A6 начиная с 2009 года выпуска и на Audi A8 2010 года.
Рис.2 Mercedes S-Class W220
В 2000 году система ACC появилась на автомобилях BMW 7-series. Позже, в 2007 году приобрести адаптивный круиз в сочетании с системой Stop-and-Go получили возможность покупатели BMW 5-series. В 2002 году концерн Volkswagen представил собственный вариант системы, разработанный компанией Autocruise.
Honda/Acura представила адаптивный круиз-контроль в качестве опции для Acura RL 2006 года, а также для Acura MDX и Acura ZDX 2010 года.
Системы адаптивного круиз-контроля
Известными системами адаптивного круиз-контроля являются:
- Preview Distance Control от Mitsubishi;
- Radar Cruise Control от Toyota;
- Distronic (Distronic Plus) от Mercedes-Benz;
- Active Cruise Control от BMW;
- Adaptive Cruise Control от Volkswagen, Audi, Honda.
Система адаптивного круиз-контроля включает датчик расстояния, блок управления и исполнительные устройства.
Датчик расстояния служит для измерения скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве датчика расстояния используются радары или лидары. Радар (Radar, Radio Detection and Ranging)(рис.3) излучает электромагнитные волны на объект и получает обратный сигнал – эхо. Скорость впереди идущего автомобиля оценивается по изменению частоты отраженной волны, а расстояние до машины — по времени возвращения сигнала. Установленные параметры преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок управления.
Рис.3 Радар
Лидар (Lidar, Liht Detecting and Ranging)(рис.4) использует инфракрасный лазерный луч. Принцип действия лидара аналогичен радару. Лазерные датчики дешевле радаров, но подвержены влиянию погодных условий, поэтому на автомобилях премиум-класса в системе адаптивного круиз-контроля используются, в основном, радары.
Рис.4 Лидар
Лазерные датчики или радары?
У каждого из видов датчиков есть свои плюсы и минусы. Основным недостатком лазеров можно считать чувствительность к плохой погоде. Кроме того, они не реагируют на чрезмерно грязные автомобили. Есть и еще один недостаток – лазерный датчик должен быть установлен в таком месте, где ему обеспечено максимальное «поле зрения». Идеальное положение, определенное опытным путем, – в центре декоративной решетки, закрывающей радиатор.
Датчики-радары могут быть установлены в любом подходящем месте и скрыты за пластиковыми заглушками. К примеру, компания Daimler нашла для Mercedes S-Сlass элегантный способ установки – все датчики спрятаны за радиаторной решеткой, но чтобы нижние не пачкались, часть решетки сделана фальшивой. Чтобы нижняя часть решетки не отличалась от верхней, места, где должны быть отверстия, закрашены. Компания BMW нашла другое решение: она оснащает модели 5 и 6-series основным датчиком, расположенным по центру, и двумя вспомогательными, разнесенными по краям передней части автомобиля.(рис.5)
Рис.5 Расположение датчиков в автомобиле
Системы для автомобилей классом ниже руководствуются показаниями одного или двух датчиков-радаров, установленных по центру.
https://www.youtube.com/watch?v=dADrvKMguWc
Радиус действия датчика составляет порядка 150 м. В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используется датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Датчик короткого диапазона обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки. Датчик длинного диапазона – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности системы и позволяет ее использовать при движении автомобиля с малой скоростью на небольшой дистанции (например, при движении в «пробках»). К примеру, в системе Distronic Plus используется три датчика – один дальнего и два ближнего действия.
Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем, с помощью которых определяется:
- скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;
- скорость управляемого автомобиля;
- угол поворота рулевого колеса;
- боковое ускорение;
- радиус кривой.
Программное обеспечение, установленное в блоке, сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которого формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств система АСС не имеет, а используют другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через соответствующие блоки управления (система курсовой устойчивости, дроссельная заслонка с электрическим приводом, автоматическая коробка передач).
Системы, использующие поток данных GPS
В настоящий момент существуют системы адаптивного круиз-контроля, использующие поток данных для навигации. Такие системы оснащаются не только датчиками слежения, но и камерой, передающей изображение в блок управления круизом. При помощи камеры система распознает не только включение стоп-сигналов, но и указателя поворота.
Обнаружив на карте навигатора развязку скоростного шоссе, система делает вывод, что автомобиль, идущий впереди и мигающий поворотником, съезжает с трассы, а, следовательно, освобождает дорогу. Обычная система в такой ситуации сразу начинает торможение, в то время как интеллектуальный круиз-контроль делает паузу, продолжая сканировать дорогу впереди.
Если автомобиль действительно освободил дорогу, торможения не происходит.
Адаптивный круиз-контроль второго поколения
Системы второго поколения должны уметь связываться и взаимодействовать друг с другом по каналам интернет. Круиз-контроль одного автомобиля находит систему, установленную в автомобиле, идущем впереди, и синхронизируется с ней, что позволяет «узнавать» о действиях, которые она предпринимает или собирается предпринять. К примеру, если «ведущий» автомобиль замедляет скорость, компьютер «ведомого» автомобиля получает информацию об этом, и отдает команду на торможение.
В новом Mercedes S-class адаптивный круиз-контроль Distronic Plus объединен с системой Steering Assist
Основная проблема в создании таких систем – отсутствие стандартизации между производителями. Однако выработка общей для всех инфраструктуры считается очень перспективной, так как благодаря ей движение можно будет сделать не только более безопасным, но еще и хорошо отрегулированным. Автомобили, поддерживающие заданный интервал автоматически, помогут водителям не образовывать пробки в загруженном городском трафике.
Там, где нет беспроводной связи, системы второго поколения продолжают работать по собственным радарам или лазерным датчикам.
Принцип работы системы
Работа системы адаптивного круиз-контроля осуществляется в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также режим торможения и старта в условиях плотного движения (функция Stop and Go).
Адаптивный круиз-контроль обеспечивает движение автомобиля в режимах постоянной скорости, ускорения и замедления. При отсутствии на дороге других автомобилей, система поддерживает заданную водителем скорость. При ускорении или перестроении впереди идущего автомобиля происходит ускорение автомобиля до заданной водителем скорости.
При замедлении или перестроении из соседнего ряда впереди идущего автомобиля происходит замедление автомобиля до заданной водителем дистанции. На низкой скорости замедление достигается за счёт работы тормозной системы (увеличения давления тормозной жидкости в системе), на высокой скорости — за счет снижения мощности двигателя (уменьшения подачи воздуха через дроссельную заслонку) и, при необходимости, работы тормозной системы.
Источники:
Источник: http://www.autoscience.ru/blog/adaptivnyj_kruiz_kontrol_ass/2014-11-23-52
Адаптивный круиз-контроль
Адаптивный круиз-контроль представляет собой модернизированную систему круиз-контроля, которая не только автоматически поддерживает скорость движения, но и соблюдает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, адаптируясь под текущую ситуацию на дороге.
Как и базовая система круиз-контроля, которая в течение многих лет поставлялась в виде компонента стандартной комплектации, система «адаптивного круиз-контроля» (АСС) может считаться системой повышения безопасности. Контроллер скорости автомобиля регулирует скорость движения до требуемой величины, заданной водителем, при помощи органа управления системы круиз-контроля.
В дополнение к этой функции, адаптивный контроллер скорости автомобиля анализирует информацию об относительной скорости и расстоянии до впереди идущего автомобиля, а также о дополнительных параметрах движения управляемого вами автомобиля (например, угол поворота, скорость поворота) и использует данные для регулирования расстояния между автомобилями. Таким образом, регулируется скорость и поддерживается безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля.
Адаптивный контроллер скорости автомобиля оборудован радаром дальнего действия, чтобы обнаруживать автомобили, движущиеся впереди по той же полосе, а также препятствия, движущиеся в пределах дальности действия датчиков и требующие применения тормозов автомобиля (рис. «Компоненты системы адаптивного круиз-контроля (ACC) в легковом автомобиле» ).
Конструкция и функция адаптивного круиз-контроля
Адаптивный контроллер скорости автомобиля — это система, избавляющая водителя от необходимости выполнять рутинные действия, но не от обязанности управлять автомобилем. Поэтому водитель может в любой момент взять под контроль функцию управления, вмешавшись в ее работу или отключив ее (например, работая педалью акселератора или тормоза).
Датчик измерения расстояния
Современные системы адаптивного круиз- контроля (АСС) обычно оборудованы радарным датчиком, работающим в диапазоне частот 76-77 ГГц (см. раздел «Датчики»). Лучи радара, излучаемые радарным датчиком, отражаются от идущих впереди автомобилей; анализируется их время возвращения, допплеровский сдвиг и соотношение амплитуд.
Эти величины используются для расчета расстояния, скорости и углового положения идущих впереди автомобилей. Электронные компоненты для анализа и управления (блок проверки радара) смонтированы в корпусе датчика. Они обмениваются данными через шину данных CAN с другими электронными блоками, отслеживающими скорость двигателя и действие тормозов (рис.
«Принципиальная схема системы адаптивного круиз-контроля (ACC)» ).
Имеются также системы адаптивного круиз- контроля (АСС), использующие лазерные лучи инфракрасного диапазона (лидар). Принцип работы тот же, но при этом следует учитывать ограничение функциональности оптического зондирования в плохую погоду (туман, дождь, снег), по сравнению с радарным зондированием.
Курсовая устойчивость
Для обеспечения надежной работы системы АСС в любых условиях, например, на поворотах, важно, чтобы можно было ассоциировать впереди идущие автомобили с определенными полосами движения. Для этого информация от датчиков электронной системы стабилизации движения ESP (угловая скорость поворота, угол поворота рулевого колеса, частота вращения колес и поперечное ускорение) анализируется в отношении фактической кривой движения транспортного средства, оснащенного АСС.
Ввод данных
Водитель вводит необходимую скорость движения и желаемый временной интервал, который может устанавливаться в диапазоне от 1 до 2 секунд. Временной интервал до впереди идущего автомобиля рассчитывается по сигналам от радара и сравнивается с временным интервалом, заданным водителем.
Если временной интервал меньше заданного, система адаптивного круиз-контроля отвечает сообразно дорожной обстановке, сперва понижая обороты двигателя, а затем, при необходимости, автоматически подключая тормоза автомобиля.
Если заданный временной интервал превышен, автомобиль ускоряется до тех пор, пока не будет достигнута скорость впереди идущего автомобиля или скорость, заданная водителем.
Управление работой двигателя при круиз-контроле
Управление скоростью требует наличия электронной системы управления двигателем. Эта система позволяет разгонять автомобиль до требуемой скорости или, при появлении препятствия, затормаживать его посредством автоматически управляемого акселератора (регулирования оборотов и тяги).
Включение тормозов
Если торможения двигателем недостаточно, следует применить тормоза. Для этого легковой автомобиль должен иметь модуль электронной системы стабилизации движения (ESP), которая может задействовать тормоза. Для коммерческого транспорта достаточно иметь электронную тормозную систему (EBS). Обычно также используются имеющиеся средства снижения скорости или торможения двигателем для уменьшения износа.
Поскольку система адаптивного круиз- контроля (АСС) конфигурируется, как система повышения комфорта, в настоящее время замедление, управляемое контроллером, ограничено величиной приблизительно 2-3 м/с2. Если этого оказывается недостаточно, в связи с текущей дорожной обстановкой (например, впереди идущие автомобили резко тормозят), водителю подается визуальный и акустический сигнал о том, что он должен взять управление на себя. Тогда водитель проводит торможение обычным образом. Система адаптивного круиз-контроля не включает в себя функции безопасности дорожного движения, такие, как экстренное торможение.
При необходимости, при активированной системе адаптивного круиз-контроля, системы ABS или ESP действуют в нестандартном режиме. В зависимости от настроек системы адаптивного круиз-контроля, вмешательство систем ABS, TCS или ESP может привести к отключению системы адаптивного круиз-контроля.
Дисплей
Водитель должен получать, как минимум, следующую информацию:
- индикация заданной скорости;
- индикация состояния систем;
- индикация желаемого временного интервала движения, выбранного водителем;
- индикация режима «преследования», информирующая водителя, действительно ли система контролирует расстояние до выявленного объекта.
Эта информация может быть выведена, например, на приборную панель или на ветровое стекло (рис. «Информация, отображаемая на ветровом стекле» ) (см. раздел «Индикация на ветровом стекле» ).
Модули управления круиз-контролем
В общем виде система управления и для легковых, и для грузовых автомобилей состоит из трех модулей управления.
Круиз-контроль
Если радарный датчик не обнаружил впереди идущих автомобилей, система поддерживает скорость автомобиля, заданную водителем.
Система управления тяговым усилием
Радарный датчик обнаружил впереди идущие автомобили. Система поддерживает постоянный временной интервал до ближайшего автомобиля на постоянной величине.
Управление при поворотах
На крутых поворотах радарный датчик может «потерять» впереди идущий автомобиль ввиду ограниченного угла обзора. До тех пор, пока этот автомобиль не появится в поле зрения радара снова или пока система не переключится в нормальный режим круиз-контроля, система принимает особые меры. В зависимости от марки автомобиля, скорость, например, может поддерживаться постоянной, регулируется боковое ускорение, или система адаптивного круиз-контроля отключается.
Источник: http://press.ocenin.ru/adaptivnyj-kruiz-kontrol/