Гбо для автомобиля — устанавливать или нет?
Автомобиль из разряда «роскоши» уже давно перешел в «средство передвижения». К тому же все больше взрослых членов семьи имеют свой автомобиль. И если сам автомобиль можно выбрать по своему кошельку, то расходы на эксплуатацию минимизировать не всегда получается. Львиная доля этих расходов приходится на топливо. Поэтому, мало кто не задумывался о том, стоит ли установить ГБО на авто, выгодно ли это и когда такая установка окупится?
На данный момент газ стоит значительно дешевле бензина или дизельного топлива. Как будет дальше? — вряд ли кто-то сможет сделать долгосрочный прогноз. Когда то дизельное топливо (соляра) стоило почти в два раза дешевле бензина.
Поэтому старались приобрести авто с дизельным мотором, у которых были свои недостатки — более дорогие в обслуживании, требовательны к качеству топлива, иногда сложности с запуском двигателя в морозы. Но цена солярки играла основную роль в пользу выбора дизеля. Со временем цена дизельного топлива сравнялась со стоимостью бензина.
Поэтому и выгоду от использования ГБО стоит рассматривать на ближайшую перспективу — от 1 до 5 лет.
Кому выгодно ставить ГБО
В первую очередь нужно рассмотреть (рассчитать) время самоокупаемости ГБО. Из общих рекомендаций, установка выгодна на автомобили, которые постоянно эксплуатируются. Чем больше, тем более выгодно. К такой категории относятся такси, различные перевозчики или если Вы проезжаете на авто 1500–2000 км или больше в месяц. Только в этом случае расходы на установку ГБО окупятся в течение года, а экономия на топливе будет внушительной. Кроме того, важно учесть, сколько газа потребляет тот или иной автомобиль: в идеале расход газа должен превышать расход бензина не больше чем на 1–2 л/100 км или на 10%.
Стоит заметить, что устанавливать газ на авто с маленьким объемом двигателя тоже не рекомендуется, поскольку в этом случае страдает динамичность машины. Да и экономии большой не случится. Например, если малолитражка в среднем «съедает» 5 л бензина на 100 км, то газа она потратит примерно 7–8 л.
При нынешних ценах на бензин и газ разница на затраты топлива будет не большая, а окупаемость может растянуться чуть ли не на десятилетие. А еще владельцам маленьких авто нужно быть готовыми расстаться с багажным отделением – ГБО может занять чуть ли не две трети багажника.
Собственникам новых авто устанавливать ГБО может оказаться вообще невыгодно – в этом случае автомобиль лишится фирменной гарантии.
Следует также учитывать, что расходы на установку ГБО не ограничиваются только стоимостью оборудования, монтажными и наладочными работами. После перевода машины на газ необходимо поменять регистрационные документы на авто.
Дополнительные расходы возникнут и при прохождении техосмотра, поскольку потребуется провести еще и диагностику ГБО. Кроме того, все время только на газе ездить не получится: в холодное время года – при температуре ниже +5 ºС – прогревать авто нужно на бензине. И еще – ГБО более чувствительно к чистоте воздушного фильтра.
Потому придется его менять чаще, чем при езде на бензине: не раз за 15 тыс. км пробега, а раз за 10 тыс. км.
Какие бывают типы и поколения ГБО?
Типы ГБО
Газовое оборудование автомобиля бывает двух типов ИНЖЕКТОРНОЕ и ЭЖЕКТОРНОЕ. Отличие у них принципиальное: у инжекторного газового оборудования газ подается в двигатель автомобиля под давлением, а у эжекторного оборудования газ «засасывается» в двигатель разряжением (как бензин в карбюраторе).
Для перевода на газ инжекторных моторов предназначены газовые установки автомобиля третьего и четвертого поколений. Они подают газ через смеситель, встроенный во впускной воздуховод (газовые установки 3-го поколения), или через специальные газовые форсунки (газовые установки 4-го поколения) автомобиля.
Бензиновые форсунки при этом отключаются ЭБУ.
Рынок ГБО развивается, и сегодня в продаже можно найти системы любого класса, размера и стоимости. Последний аспект – цена, зависит от типа двигателя, марки ГБО и сложности установки. Тип двигателя определяет также выбор поколения ГБО: для карбюраторных подойдет 1-е и 2-е поколение, для инжекторных – 4-е, 5-е.
1-е поколение (от $250). Подходит для карбюраторных и старых моноинжекторных двигателей. Часто с простеньким управлением (а то и вовсе без него); газ попадает прямо в карбюратор или коллектор. Его плюс — стоимость, минусы — значительная потеря мощности и больший расход газа по сравнению с бензином. На современном этапе практически не устанавливается из за низкой эффективности.
2-е поколение (от $375). Другое название – «лямбда-контроль система». Подходит для старых инжекторных двигателей. Принцип такой же, как и в первом случае, но механизм дополнен электронным дозирующим устройством, которое связано с датчиками двигателя. Можно устанавливать на автомобили, выпущенные до 2000-х годов, в том числе на карбюраторные двигатели. Из плюсов — стоимость и простота. Минусы те же, что и в 1-м поколении.
3-е поколение (от $500). Подходит для старых инжекторных двигателей. Практически все, как и во 2-м поколении, но появляются механические форсунки на каждый цилиндр, что позволяет снизить расход и потерю мощности. Сейчас это поколение практически нигде не устанавливается — вытеснено 4-м, так и не получив широкого распространения. Его преимущества — разница между расходом газа и бензина меньше, мощность также менее теряется. Минусы — сложность в установке и эксплуатации.
4-е поколение (от $625). Еще ГБО этого поколения называется «газовый инжектор». Подходит для всех инжекторных двигателей, кроме современных с прямым впрыском. По сути, то же, что и 3-е поколение, но с электронно управляемыми форсунками и очень умной электроникой. Разрабатывалась для автомобилей, соответствующих нормам Евро-3 и выше (с двумя датчиками кислорода).
Плюсы — разница между расходом газа и бензина минимальна, потеря мощности — мизерная. Минус — стоимость.
Четвертое поколение ГБО обеспечивает наибольшую экономичность при наименьшей потере мощности: до 50% экономии и всего 2-10% снижения мощности. Для сравнения, ГБО 2-го поколения снижает мощность автомобиля на 15-30%, давая лишь 40% экономии. Самое распространенное на сегодняшний день – четвертое поколение оборудования.
Более 90% установок приходится именно на него.
5-е поколение (от $2 тыс). Подходит для всех двигателей с прямым впрыском. Суть в том, что газ попадает в цилиндры в жидком состояние и там испаряется. Самая важная особенность ГБО 5-го поколения — это то, что оно работает с газом в жидком (сжатом) состоянии, а не в парообразном, как в случае с 4-м поколением.
Четвертому поколению ГБО необходим хорошо прогретый редуктор и теплый газ.
В 5-м поколении ГБО нет редуктора, значит, не нужен обогрев и нет необходимости вносить изменения в систему охлаждения двигателя. Потеря мощности практически отсутствует, а некоторые владельцы говорят даже об увеличение оной.
Также порадует расход, но цена очень высокая.
Аппаратура 1-го поколения («газовый карбюратор») представляет собой уже «каменный век» и практически вышла из употребления. А вот пятое поколение, наоборот, «космический век» для нашего рынка, как с технической, так и с финансовой точки зрения.
Основные плюсы авто с установленным ГБО
— основной плюс — меньшие затраты на заправку;
— при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100);
— цилиндро-поршневая группа двигателя служит больше (газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию);
— масло можно менять реже, поскольку оно медленней теряет свои свойства;
— гораздо меньше образуется нагара;
— можно использовать различное топливо по очереди, и максимальный пробег может быть увеличен почти в два раза;
— менее вредный выхлоп для окружающей среды.
ГБО — пропан или метан?
Решив установить на автомобиль газовую систему, потребитель обязательно сталкивается с проблемой выбора между видом газа, который будет использоваться в качестве топлива. Как известно, сегодня как альтернатива бензину используется как метан так и пропан. Нельзя однозначно сказать что лучше – пропан или метан. Оба вида газов имеют свои плюсы и минусы, поэтому. Прежде чем остановиться на одном из них, стоит взвесить все «за» и «против», оценив нюансы обоих газов.
Итак, метан представляет собой природный газ в сжатом состоянии. Для использования метана в качестве автомобильного горючего, практически не нужны никакие сложные технологические переработки. Добытый метан сжимают с помощью компрессорных установок под давлением около 210 Па, после чего газ проходит элементарное осушивание и фильтрацию для очистки от примесей.
Подготовленный таким образом сжатый метан подвергают охлаждению, после чего он считается готовым для подачи в автомобильный двигатель. Октановое число такого топлива составляет 110.
В отличие от пропана, метан значительно легче воздуха и при недостаточной изоляции, вытекающий метан попросту висит в воздухе и перемещается на значительные расстояния при малейшем дуновении. Взрывоопасной считается концентрация метана в воздухе от 5 %, что больше чем в 2 раза по сравнению с пропаном.
Таким образом, можно считать метан более опасным для жизни, хотя, конечно, даже незначительная концентрация газа в салоне автомобиля негативно влияет на здоровье водителя и пассажиров.
Что касается расхода – 1 кубометр метана соответствует примерно 1.3 литру бензина. Однако при использовании метана, показатели мощности автомобиля значительно падают (около 20%). Это объясняется в первую очередь недостаточным наполнением цилиндров двигателя газо-воздушной смесью, поскольку метан в меньшей пропорции связывается с компонентами воздуха.
Серьезный минус использования метана – громоздкость баллона, вес которого до 100 кг, которого хватает на 250 км пути.Установка газового оборудования на метане в целом обойдется значительно дороже.
К другим недостаткам использования ГБО на метане относится большой расход метана, в 3-5 раз больше, чем пропана, а баллоны с этим газом тяжелы и содержатся под давлением до 300 атмосфер.
Для того чтобы перемещаться на большие расстояния необходимо иметь большие запасы метана, то есть возить несколько баллонов одновременно. Таким образом, установка ГБО на метане на легковые автомобили автоматически становится невозможной.
Так же, использование метана почти на 15 % снижает мощность двигателя.
Кроме этого количество метановых заправок оставляет желать лучшего. Они в основном расположены в крупных городах и немногочисленны на трассе.
Пропан («нефтяной газ»), подобно бензину, хранится в жидком агрегатном состоянии под незначительным давлением (около 7бар) . На самом деле, название «пропан», используемое автомобилистами, весьма условно: как правило, в баллоне находится смесь собственно пропана с бутаном и этаном. При октановом числе около 100, пропан используют в небольшом баллоне, которого хватает больше чем на 300-1200 км дороги. Расход пропана по отношению к бензину составляет где-то плюс/минус 10%. Однако пропан в два раза дешевле бензина, хотя и немного дороже метана.
Исходя из приведенных сравнительных характеристик, становится очевидным, что пропановое ГБО подходит для легковых автомобилей из-за компактности баллонов и невысокой стоимости установки аппаратуры. Для грузового транспорта более перспективным является использование метанового ГБО. Для фуры 100-килограммовый баллон – это не так уж и много, а при активном пробеге, стоимость дорогого оборудования быстро компенсируется и ощущается заметная выгода в затратах на горючее.
Для энтузиастов предлагаю рассмотреть вариант заправки автомобиля газом от кухонной плиты — и дешево и выгодно, но хлопотно.
Как правильно эксплуатировать автомобиль на газе?
Заводиться надо на бензине. Двигатель заведется и на газе, но мембраны редуктора выйдут из строя быстрее. Переключаться на газ проще всего на ходу по такой схеме: на участке дороги без светофоров, пробок и перебегающих дорогу собак переводите переключатель в нейтральное положение, ждете, когда выработается бензин из поплавковой камеры карбюратора и двигатель попытается заглохнуть, переключаетесь в положение «газ».
Перед ночной или просто длительной стоянкой переключитесь на бензин, используя тот же алгоритм. Периодически (раз в две-три заправки, что соответствует примерно 1000 км пробега) сливайте конденсат из редуктора. Операция проста и заключается в отворачивании гайки/винта/другой какой-нибудь штучки с последующим заворачиванием ее обратно после слива.
Где именно на вашем редукторе находится штучка/винт/гайка, выясните у установщиков, у них же спросите, как регулировать систему.
Что и как регулировать?
Холостой ход регулируется винтом на редукторе, а качество/количество смеси на дозаторе (это который перед смесителем стоит, как мы помним), возможны и другие схемы, однако в любом случае если вы умеете регулировать холостой ход на карбюраторе, бояться вам нечего, регулировки ГБО проще.
ХХ лучше выставить процентов на 20 выше положенного, связано это с высокой чувствительностью двигателя к погодным условиям (влажность, давление) при работе на газе. Регулировки карбюратора можно оставить в покое. Угол опережения зажигания можно не трогать, можно поставить пораньше. К сожалению, невозможно добиться, чтобы он был правильным на всех режимах работы двигателя, разработанного для работы на бензине.
Не забывайте, что, сделав зажигание слишком ранним, можно получить детонацию, переключившись на бензин.
Если Вы в этом совсем не разбираетесь — доверьтесь специалисту. Это не займет много времени, но поможет значительно уменьшить расход и оптимизировать тягу и приемистость автомобиля.
Источник: https://bazila.net/avto-moto/avto-na-gazu-preimushchestva-i-nedostatki-gbo.html
Установка ГБО
Стоит ли ставить газ на свою машину?
22.09.2016
Вы когда-нибудь задумались об установке газового оборудования на свой автомобиль? Если да, и не смогли решить, стоит ли ставить газ на свою машину, тогда эта статья для вас. В ней мы расскажем о преимуществах и о некоторых недостатках систем газобалонного оборудования различных производителей. Вы узнаете о некоторых распространенных утверждениях относительно газового оборудования, которые не всегда обоснованы, а чаще всего, просто ошибочны или заведомо ложны. Итак…
В двигателе прогорает…
Перл первый (он же основной): «В двигателе прогорает». При чем в большинстве случаев звучит это именно так как написано, и только в редких случаях технически грамотные люди уточняют, что прогорает не головка блока, не стенки цилиндра, и не прокладка между рулем и сиденьем, а именно выпускные клапана. Что же, длительность горения газа действительно выше, чем низкооктанового бензина, и чисто теоретически такое возможно.
Речь идет о том, что в момент открытия выпускных клапанов двигателя газовоздушная смесь в цилиндре еще продолжает гореть и, как следствие, должен происходить перегрев выпускных клапанов. Но: а) подобное происходит на бензиновых двигателях из-за неправильно выставленного зажигания (и где ж тут, простите, газ?) б) даже маститые спецы из журнала «За рулем» не смогли доказать правильность этого утверждения (справедливости ради стоит отметить, что и не опровергли).
в) правильно выставленное зажигание или использование октан корректора навсегда закроет для вас этот вопрос.
Риск возгорания автомобиля…
Вторым идет распространенное утверждение о том, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля. Ну что тут можно возразить?
Так в общем то оно и есть, поскольку две топливных системы в одном автомобиле — это усложнение конструкции, и если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО) то возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания.
При этом возможность возгорания поврежденной топливной системы бензинового двигателя ничуть не ниже, чем газового, а наоборот, поскольку точка воспламенения смеси газа и воздуха выше, чем у смеси паров бензина с воздухом. Кроме того, газ сразу улетучивается, а бензин в месте подтекания может накапливаться.
Это опасно…
Однако не это вызывает претензии и сомнения. Говорят, как правило, об опасности размещения газового баллона в багажнике, рисуя страшные картины последствий взрыва. И вот что странно: газовый баллон из 4-х милиметровой стали, размещенный в багажнике — это «страшно и может взорваться», а топливный бак, из стали 0,8 мм (по толщине не сильно отличающийся от консервной банки), расположенный в арке заднего правого крыла у ВАЗов 01-07 — это нормально.
В реалиях, газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет сколь-нибудь значительной и пожароопасной утечки. Разрушение же газового баллона может произойти лишь в той ситуации, когда водителю и пассажирам будет, увы, безразлично, что произойдет с ними и с машиной после удара. Например, после наезда грузового состава двигающегося со скоростью в 80 км/ч на неподвижно стоящий автомобиль.
Подтверждением может служить наличие б/у газовых баллонов во вполне рабочем состоянии на разборках битых иномарок (и машины на разборе не горелые, и баллоны не закопченые).
Разумеется, само слово «ГАЗ» несет в себе некое предупреждение об опасности, однако стоит помнить, что пропан-бутановая смесь, используемая в большинстве автомобилей, в обычных условиях тяжелее воздуха, что предотвращает образование газо-воздушной смеси, а точка воспламенения этой самой смеси выше, чем у смеси паров бензина с воздухом.
Другие вопросы
Еще ряд вопросов и возражений касается непосредственно совместимости систем подачи бензина с газовыми системами. В качестве примеров приводят пересыхание резиновых уплотнителей и засорение жиклеров у карбюраторных автомобилей, выход из строя форсунок и бензонасоса у автомобилей с инжекторной подачей топлива.
Тут самое время воскликнуть: учите «мат. часть» или читайте инструкцию по эксплуатации!!! Ну черным по белому везде написано, что у автомобиля, оснащенного газобалонной системой, запуск двигателя должен осуществляться на бензине с последующим переходом на газ, что топливный бак никогда не должен быть пустым, и что бензонасос на автомобилях с электрическими форсунками не отключают. Экономия на топливе не должна доходить до абсурда, если Вы, разумеется, не хотите пополнить ряды противников газа, предварительно потратившись на ремонт системы подачи бензина.
Что до явных и неявных преимуществ газового топлива, а также его недостатков в сравнении с бензином, то большая их часть приведена ниже.
Достоинства
К однозначным достоинствам можно привести:
- сумму затрат на 1км пробега на газе по сравнению с бензином (в два раза меньше для пропан-бутана по сравнению с бензином АИ-92, и в три раза — для метана);
- высокое октановое число газа, и, как следствие, меньшую нагрузку на шатунно-поршневую группу из-за антидетонационной стойкости;
- чистоту самого газа, и, соответственно, отсутствие нагара на свечах, поршнях и клапанах;
- отсутствие в газе свинца по сравнению с этилированным бензином;
- объективно, хорошо отрегулированный двигатель работает мягче и более плавно реагирует на положение педали газа, что становится особенно заметным при движении в пробках;
- экология — без комментариев.
Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.
Что касается газобалонной системы (ГБО) системы, то она позволяет эксплуатировать автомобиль как на газе, так и на бензине, осуществляя на ходу переключение с одного топлива на другое прямо из салона. Следует отметить, что газобаллонное оборудование фактически дублируется бензиновой системой питания, повышая безотказность автомобиля и уменьшая практически до нуля риск отказа от движения при поломке в системе питания.
К тому же, суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое (обычно на автомобиль устанавливается баллон с емкостью не меньше, чем емкость бензинового бака). Это преимущество особенно полезно тем, кто совершает поездки на дальние расстояния и не уверен в качестве провинциального бензина.
Не стоит забывать и о противоугонных возможностях газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.
Так же положительно оценят газотопливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором. Помимо существенной экономии на высокооктановом бензине (литр АИ 98 стоит в 4.5-5 раз больше литра газа), использование газа бережет дорогую в ремонте систему впрыска и существенно продлевает «жизнь» каталитического нейтрализатора.
Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации газового оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Более того, многие детали газовой аппаратуры могут быть переустановлены на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.
К недостаткам некоторые пытаются отнести потерю разгонной динамики и снижение максимальной скорости, и потерю полезного объема багажника, занимаемого газовым баллоном. Причем если последний факт очевиден и не обсуждается, то потеря мощности во-первых сильно зависит от степени сжатия рабочего объема двигателя и от алгоритма зажигания. Чем выше степень сжатия, тем меньше потеря мощности (двигатели, рассчитанные под 95 бензин, крайне благодарно относятся к газу и выдают «на гора» до 98% мощности, развиваемой на бензине). Увеличение подачи газа соответственно увеличивает реальную мощность двигателя.
То есть есть выбор — работать на меньшей мощности и экономить топливо или работать на полной мощности, немного увеличив расход. По большому счеты, примерно то же касается и бензина, только реализуется много сложнее. Кроме того корректировка опережения зажигания под газ при помощи октан-корректора помогает максимизировать КПД.
Неоднократно упоминаемый «запах газа» связан, как правило, либо с неправильно проведенным ТО (сливом конденсата), либо с негерметичностью выхлопной системы, при которой несгоревший одорант задувает в салон через воздухозаборники. Этот запах хотя и крайне неприятен, но не может служить причиной возгорания, а правильно проведенное ТО и нормальное состояние выхлопной системы гарантируют Вам отсутствие неприятных ощущений.
Экономические расчеты по окупаемости оборудования приведены на многих сайтах и при ежегодном пробеге свыше 30 тысяч километров ответ однозначен — переходи на ГАЗ! При меньшем пробеге окупаемость наступит позже, однако каждые пройденные на газе сто километров будут давать вам минимум сто километров дармового пробега.
Среди установщиков да и пользователей газового оборудования бытует выражение «подсел на газ», которое употребляют по отношению к человеку устанавливающему газ на каждую свою следующую машину. И действительно, крайне мало найдется людей, которые поставив хорошее оборудование на первый автомобиль, не озадачились бы вопросом установки ГБО на следующий купленный. Чего и вам желаем.
«Чтобы все работало и не напрягало!»
Действительно, хотелось бы, раз уж решил ездить на газе, чтоб проблемы стороной прошли. Стабильная работа оборудования, длительный ресурс и хорошие эксплуатационные показатели напрямую зависят от выбранного Вами оборудования. Хотя это далеко не главное. Пожалуй, важнее правильная комплектация (например, подбор смесителя) и профессиональная установка.
Несколько слов относительно комплектации. Иногда за комплект фирменной импортной аппаратуры выдают «компот» из разнородных запчастей, качество которых может существенно различаться. Обращайте внимание не только на основной узел — редуктор, но и на другие важные компоненты ГБО: клапаны, мультиклапан, электрика и электроника, смеситель.
Не менее важно качество резинотехнических и пластмассовых изделий: рукава, переходники, дозатор. Происхождение баллона в большинстве случаев не имеет значение, главное чтобы «костюмчик сидел», т.е. баллон подбирается под объем места его размещения.
О производителях газобалонного оборудования
Бесспорно, базовая надежность заложена производителем. Гарантия качества — это стабильное производство, применение качественных комплектующих, современные технологии литья, обработки и сборки, контроль качества. К сожалению, такие требования под силу выполнить далеко не всем.
Отечественным производителям приходится труднее всего, да и не все «иностранцы» способны обеспечить должный уровень качества.
Фавориты гонки за потребителями — это итальянцы LOVATO, LOV.TEC., BRC, STEFANELLI, MARINI. Причем из перечисленных к мировым лидерам можно отнести только BRC — компания, которая много инвестирует в новые технологии. LOVATO (LOV.TEC.) — народная марка России — получила свое признание за счет относительно невысокой цены и простой конструкции.
Верхнюю нишу рынка пытаются занять голландцы AMG и LANDI HARTOG, хотя действительно «продвинутое» оборудование (VIALLE, NECAM, KOLTEC, PRINS) практически не представлено на белорусском рынке из-за дороговизны.
«Дешево и сердито» выглядят турки VOLTRAN и поляки ELPIGAS.
Источник: https://AcademyGBO.ru/o-kompanii/vse-o-gbo/stoit-li-stavit-gaz-na-svoyu-mashinu
Как работает ГБО и зачем переводить автомобиль на газ
Как работает ГБО и зачем переводить автомобиль на газ
ГБО — газобалонное оборудование, которое монтируют на автомобиль. В результате наряду с бензином в качестве топлива можно использовать газ — пропан, бутан или метан.
Что такое ГБО и как оно работает
Двигатели внутреннего сгорания работают на производных нефти — бензине или дизельном топливе, при этом бензиновый двигатель может работать и на газу. Для этого используется сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) или сжатый природный (метан). Чтобы в качестве топлива мотор использовал газ, на автомобиль устанавливают дополнительное оборудование — газобалонное (ГБО).
Дизельный мотор тоже можно переделать под газ, доработав механическую часть и понизив степень сжатия топливной смеси или частично замещая ДТ газом, но это не целесообразно для легковых автомобилей — такая экономия составит всего 20%.
С установкой ГБО в конструкции автомобиля практически ничего не меняется, разве что в топливную магистраль устанавливается электромагнитный клапан, который отключает подачу бензина. Газобалонное оборудование — дополнение, которое можно снять и выбросить в любой момент. После установки мотор сможет использовать и газ, и бензин. В основном на легковые автомобили устанавливают пропан-бутан.
ГБО устроено и работает проще, чем бензиновая система питания двигателя. Газ (пропан-бутан) хранится в сжиженном виде в герметичном баллоне под давлением. Баллон обычно установлен в багажнике. Мультиклапан на баллоне регулирует подачу газа, стравливая его по магистрали подачи в цилиндр.
Под давлением газ в виде жидкости поступает в редуктор, который подогревается антифризом из системы охлаждения. Электромагнитный клапан перед редуктором регулирует подачу газа. В редукторе газ испаряется до привычного газообразного состояния и поступает в смеситель через регулировочное устройство — дозатор.
Смеситель представляет собой железный элемент, который ставят перед дроссельными заслонками. Смеситель перемешивает газ с атмосферным воздухом — так готовится рабочая смесь. Затем смесь впрыскивается форсунками в цилиндры двигателя.
Переоборудование машины под ГБО важно доверять профессионалам, потому что помимо баллона в багажник приходится устанавливать дополнительное оборудование — комплекс датчиков и замера давления, рампу на цилиндры.
Как пользоваться ГБО
При установке ГБО на автомобиль переключатель газ-бензин выводится в салон, обычно его выносят на щиток приборов и устанавливают на три положения «газ», «бензин», «ничего». Соответственно водитель может перекрыть один или оба клапана.
При выключенном зажигании закрыты оба клапана — и на подачу бензина, и на подачу газа. В отдельных случаях ГБО самостоятельно прекратит подачу газа из баллона, если пропала искра зажигания.
На сегодняшний день вышло уже 6 поколений ГБО. Начиная с современных поколений 4 и 4+ электронный блок управления ГБО может управлять и бензиновым впрыском в цилиндры. То есть двигатель сам решает, когда какое топливо лучше использовать.
Переключатель ГБО в салоне позволяет водителю запустить двигатель на бензине, а затем переключиться на газ.
Переключение на газ происходит обычно на свободном участке дороги: водитель переводит переключатель в нейтральное положение и в момент, когда мотор выработал запас бензина и начинает глохнуть, включает положение «газ».
Переключение перед длительной стоянкой с газа на бензин происходит таким же образом.
Каждую тысячу километров (раз в 2-3 заправки) нужно сливать конденсат из редуктора, это простая операция — нужно только уточнить у установщиков местоположение винта (гайки) на редукторе.
Зачем устанавливают ГБО
Обычно автомобиль переводят на газ, чтобы экономить на топливе. Пропан-бутановая смесь стоит дешевле бензина практически вдвое, метан и того меньше.
Чтобы ожидания владельцев от установки ГБО оправдались,нужно ставить качественную газовую систему европейского производителя. Сама такая система и профессиональный монтаж с последующим техобслуживанием в лицензированной компании стоят немало. Поэтому важно считать окупаемость газобалонного оборудования.
Чем больше ездит автомобиль и чем выше расход топлива, тем более целесообразно поставить на неё ГБО. Перевод автомобиля на газ — долгосрочная инвестиция. В среднем при больших пробегах срок окупаемости газобалонного оборудования составляет год-два.
Кому нет смысла устанавливать ГБО:
- владельцам малолитражек — динамика автомобилей с малым объёмом двигателя после перехода на газ существенно пострадает, а существенно сэкономить не получится за счёт изначально малого топливного расхода;
- собственникам нового автомобиля — после установки ГБО, машина лишается гарантии на фирменное обслуживание;
- водителям, которые мало ездят — переход на газ имеет смысл рассматривать при пробегах от 15-20 тыс. км в год, иначе сроки окупаемости оборудования составят несколько лет;
- экономным экономистам — да, ГБО ставят, чтобы сэкономить. Но для корректной и безопасной работы важно выбрать современное надёжное оборудование, поставить его в специализированном сервисе, регулярно обслуживать, поменять регистрационные документы на машину и, помимо техосмотра, проходить ещё и регулярную диагностику ГБО. Всё это требует денег и внимания владельца. Если рассматривается вариант оборудования «по дешёвке» и смонтированного кое-как в гаражах, а вопрос с обслуживанием ГБО не рассматривается вовсе — от перехода на газ лучше отказаться, потому что в этом случае это экономия на безопасности своей и окружающих.
Когда ГБО необходимо:
- большие пробеги — если владелец проезжает в год свыше 20 тысяч километров в год
- высокий топливный расход — если расход бензина составляет от 8-9 литров на трассе и 11-12 литров в городе, это повод задуматься о ГБО
- использование АИ-95 и АИ-98 — если автомобиль нужно заправлять бензином с высоким октановым числом, экономия на газу будет очевидна.
Наш опыт установки ГБО на разные автомобили говорит о том, что в последнее время растёт спрос на установку газа на дорогие паркетники и премиум-седаны с большим объёмом двигателя и внушительным топливным расходом.
Преимущества установки ГБО
Экономия на топливе. Да, расход газа по сравнению с бензином выше на 10-15%, но за счёт двукратной разницы в стоимости при больших ежегодных пробегах получится значительно сэкономить.
Посчитать экономическую выгоду от перевода автомобиля на газ из расчёта на 1 км пути можно по формуле (Х * (Y₁ — 1,2 * У₂)) / 100, где
- Х — топливный расход машины, литрs бензина на 100 км пути
- Y₁ — цена литра бензина
- У₂ — цена литра сжиженного газа
- 1,1 — повышающий коэффициент, ведь расход газа будет в среднем на 10-20% выше, чем бензина
Разделив стоимость установки ГБО на полученную экономию с километра пути, получим срок окупаемости оборудования из расчёта пробега автомобиля.
Пример. Машина Андрея потребляет 14 литров АИ-95 на 100 км пути. Литр бензина стоит $0.77, литр пропана $0.42.
С установкой ГБО Андрей сэкономит (14 * (0.77 — 1,2 * 0.42)) / 100 = $0,037 на 1 километр пути.
Если Андрей поставит ГБО 4 поколения европейского производства ориентировочной стоимостью $750, окупаемость ГБО наступит через ($750 / $0,037) 20,27 тыс. км. Это примерный пробег авто за год.
Вместе с тем при расчёте окупаемости ГБО важно учесть и затраты на бензин, который мотор будет потреблять для запуска и прогрева, а также в режиме максимальных нагрузок.
Плюс траты на обслуживание ГБО: замена фильтров раз в 20 тыс. км (фильтр жидкой фазы) и 10 тыс. км (фильтр паровой фазы). Плюс единоразовая оплата внесения изменений в техпаспорт при оформлении газобалонного оборудования.
В свою очередь, установка ГБО позволит экономить на замене моторного масла, масляного и топливного фильтра из-за увеличения интервала обслуживания в полтора-два раза. Срок службы свечей зажигания увеличивается с установкой ГБО тоже.
Запас хода на одной заправке. За счёт параллельного использования газа и бензина суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое. Солидный запас хода пригодится в дальней дороге и позволит не заправляться в провинции или соседних странах.
Безотказность запуска двигателя. Даже если умер бензонасос, автомобиль с ГБО запустится. Бензонасос часто отказывает внезапно — и владелец остаётся без колёс. Но если машина переведена на газ, можно прогреть редуктор горячей водой и запустить двигатель на газе — этого хватит, чтобы добраться до сервиса своим ходом.
Экологичность. Использование газа в качестве топлива снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Газ экологичнее бензина в три раза, не содержит серы и присадок, как ДТ. По уровню токсичности ниже газа только электромоторы и водородные двигатели. Экологичность автомобилей ценится в Европе. Ограничения на въезд в определённые районы транспорта на «т
«тяжёлом» топливе не страшны автомобилям с ГБО.
Увеличение ресурса двигателя. Октановое число газа выше — порядка 110, он горит дольше и равномернее, чем бензин. Это значит, что ударные нагрузки на ЦПГ ниже, детонация в камере сгорания исключена. Износ деталей мотора с ГБО меньше на 30-45% по сравнению с бензиновым.
Владельцы автомобилей на газу отмечают более мягкую плавную работу двигателя, снижение шума и вибраций.
Пропан-бутан подаётся в камеру сгорания в оптимальном газообразном состоянии и более равномерно смешивается с воздухом. За счёт этого детали ЦПГ испытывают меньшую нагрузку, а на стенках цилиндров не остаётся отложений и нагара. Моторное масло на «газовых» автомобилях чище, служит дольше.
Защитная смазочная плёнка не смывается со стенок цилиндров, как это происходит с бензином.
А как насчёт недостатков?
В интернете полно легенд о ужасных последствиях перевода автомобиля на газ. Дискуссируют в основном диванные эксперты.
Типичные мнения — ГБО «убивает» двигатель, от него прогорают поршни и клапаны в цилиндрах; газ обязательно взорвётся; для перевода автомобиля на газ нужно перебрать полмашины и так далее.
На самом деле проблемы с дружбой газобалонного оборудования и ЦПГ моторов были во времена карбюраторов и ГБО первого поколения. Современным двигателям с ГБО поколения 4, 4+ бояться нечего при грамотной установке и настройках. За правильное приготовление смеси отвечает бензиновый контроллер и комплекс датчиков.
Взрывоопасность газа, сложность его обслуживания, вред двигателю и другую народную мифологию мы подробно рассматривали в статье «Пять мифов о вреде ГБО, которые мешают вам экономить». Рекомендуем к прочтению.
Среди установщиков ГБО и интересующихся есть выражение «подсел на газ». Подавляющее большинство автовладельцев после успешного опыта установки газа повторяют то же самое со всеми своими следующими машинами — и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Чтобы перевод автомобиля на газ оправдал ваши ожидания в полной мере, тщательно выбирайте производителя ГБО, доверяйте установку оборудования только специализированным аккредитованным сервисам и не забывайте время проходить техобслуживание баллонов каждые 10-15 тыс. км.
Источник: https://gasautosystem.com/kak-rabotaet-gbo-i-zachem-perevodit-avtomobil-na-gaz/
Стоит ли ставить ГБО на авто: плюсы и минусы, экономия, потеря мощности
В последнее время очень заметно выросли цены на бензин, и теперь съездить к знакомым стоит довольно дорого. Именно поэтому большинство автомобилистов стали всерьез думать о том, чтобы перевести свой автомобиль на газ. Эта тема стала тревожить многих, и мы решили вам в этом помочь. В этой статье мы посмотрим на установку ГБО как с положительной, так и с отрицательной сторон, таким образом вам будет намного проще сделать выбор.
Плюсы и минусы ГБО
Плюсы ГБО:
- Начнем с самого важного преимущества, о нём стопроцентно наслышаны многие. Работая на пропане, движок выделяет в воздух почти в 3 раза меньше углекислого газа.
- Срок службы до первого ремонта двигателя повышается в 2 раза, если сравнивать с движком, который эксплуатировался исключительно на 95 бензине.
- Пропан и метан при сгорании практически не оставляют нагара в цилиндрах, благодаря этому двигатель длительное время работает просто превосходно.
- Запас хода на 40-50% больше по сравнению с бензиновым и дизельным двигателем. По отзывам это, в среднем, 1000 километров.
- Масло в двигателе почти всегда остается чистым, по причине того, что топливо сгорает практически начисто.
Газовые форсунки под капотом авто
Минусы ГБО:
- Стоимость такого апгрейда довольно высока, обычно цена находится в пределах 20-30 тысяч рублей. Но не стоит ориентироваться на эти числа, так как цена зависит также от региона, в котором вы проживаете, поэтому итоговую стоимость работ нужно уточнить в ближайшем автосервисе.
- Запускать двигатель зимой очень проблематично, поэтому специалисты настоятельно рекомендуют иметь около 10 литров бензина в бензобаке. Из-за этого автомобилистам приходиться осуществлять запуск на бензине, а затем уже переключаться на пропан или метан.
- Большущая проблема кроется в том, что установленное оборудование нужно внести в технический паспорт, а процесс этот длительный и довольно мучительный. Трудность обычно кроется в том, что для регистрации в ПТС нужно иметь сертификат газовщика. Такой документ вам выдадут в автосервисе после монтажа оборудования. Потом необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД, там ваше ГБО внесут в ПТС. Услуга, к сожалению, не бесплатная — придется расстаться с 10 000 рублей. Но если вас остановят сотрудники ДПС, и у вас не обнаружится отметки в ПТС, то вам придется заплатить приличный штраф в размере 3 000 рублей.
- Заключительный минус заключается в том, что вы практически лишитесь багажника, так как теперь это место будут занимать стальные газовые баллоны. И это, пожалуй, самый важный недостаток для легкового транспорта.
Газовый баллон зачастую занимает много места в багажнике автомобиля
Хоть у ГБО и большое количество минусов, но его установка превосходит дизельные и бензиновые по техобслуживанию и экономии топлива. Допустим, цена литра 92 бензина примерно 42 рубля, тогда газ такого же объема обойдется вам примерно в 20 рублей. Да плюс ко всему, как уже говорилось раньше, на газе и запас хода увеличивается почти в два раза. Поэтому с точки зрения экономии и уменьшения затрат на автомобиль, выбор, определенно, падает на газ.
Себестоимость передвижения на таком автомобиле будет обходится вам в два-три раза дешевле. По этой причине вам удастся отбить все расходы на установку оборудования за полгода или год.
Опасна ли установка ГБО своими руками
Монтаж, конечно, можно осуществить и своими руками, но тогда будет крайне проблематично раздобыть сертификат газовщика. На самом деле, есть и такие умельцы, которые проделывают установку своими силами.
Если вы надумаете так поступать, то вы должны осознавать, что в процессе монтажа можете допустить ошибку, которая в дальнейшем может негативно сказаться на работе вашего автомобиля вплоть до его критической поломки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам доверять работу только мастерам, которые хорошо себя зарекомендовали.
Чем газ лучше бензина и дизеля
Мы уже подробно разобрали преимущества и недостатки установки ГБО. Далее рассмотрим особенности топлива, которое используется на ГБО. Автомобилисты отмечают существенную экономию денег, большая часть людей аргументирует свой выбор только лишь этим.
Газ, а именно пропан и бутан, обладают превосходной антидетонационной устойчивостью. Октановое число выше, чем у бензина, и равно 105, поэтому детонации деталей точно не произойдет. Газ не имеет веществ-катализаторов, поэтому не происходит разрушения металлов, например, как в бензине или дизельном топливе. Ресурс двигателя, который работает на пропане или бутане, увеличивается на 60 процентов.
Двигатель на газу служит дольше
Скорость сгорания воздуха с газом чуть медленнее, чем с бензином, по этой причине нагрузки на поршневую часть снижены. Многие европейские производители автомобилей подметили эти особенности, и теперь некоторые компании (Opel, Volvo, Fiat) производят гибридные машины.
Также отличительной особенностью газа считается его хорошая способность к диффузии с воздухом. Газ отлично смешивается с воздухом и заполняет двигатель идеально смешанным топливом. На стенках камеры сгорания не образуется нагар, который характерен для бензина. Как заверяют производители, автомобили, работающие на газу, не требуют ремонта двигателя примерно 10 лет. Заливания свечей никогда не происходит, все вышеописанное делает машину очень надежной в работе.
Опасен ли газ на автомобиле
Если вы считаете, что при ДТП баллон взрывоопасен, то вы сильно заблуждаетесь. Современные газовые баллоны оборудованы инновационным клапаном. При экстренной разгерметизации трассы с газом, клапан срабатывает, и утечки из баллона не происходит. Толщина стенок баллона сравнима с толстенными стенками бронированного сейфа.
Для того, чтобы произошёл взрыв, нужно его сбросить с 50 метровой моста, и при этом, чтобы его сбил скоростной локомотив. А во всех остальных случаях повреждений он неуязвим, это подтверждается множественными испытаниями производителей.
Устройство ГБО автомобиля
Поэтому знайте — все мифы о взрывоопасности остаются лишь только мифами, и ГБО не опасней бензиновой системы.
Автомобилисты, которые собираются устанавливать газобаллонное оборудование, по большей части интересуются тем, сколько удается экономить на топливе. И, конечно, интересуются, сильно ли ухудшаются динамические характеристики.
Динамика при разгоне теряется примерно на 6-7 процентов — не так уж это и много, поэтому не так страшно. Если смотреть с точки зрения расходов на топливо, то экономия составляет в среднем 30%. Для того, чтобы знать точный показатель экономии, необходимо проводить замеры и сравнивать результаты. Неточность данных кроется в том, что оборудование выпускается разных модификаций, а от этого зависит и расход.
Оборудование ГБО автомобиля под капотом
Также расход зависит от грамотности регулировки газобаллонного оборудования, для этого советуем обратиться к грамотным специалистам в этой области. Сейчас существуют электронные системы контроля, они дают возможность дополнительно экономить до 20% газа.
Метан или пропан на авто — что лучше
Всего существует два вида топлива для ГБО — это пропан и метан. Основное их отличие для автомобилиста заключается лишь в способе заправки.
Метан заправляется в бак под давлением в 250 атм, от этого вес баллона может даже превышать 1 центнер. А для стабильной работы, к примеру, Газели, необходима минимум 1 пара баллонов. По этой причине общая грузоподъемность может упасть с 1.5 т до 1.2-1.3, а это хорошо заметно на малотоннажных Газелях. Поэтому производители не советуют использовать ГБО на легковесных автомобилях, от этого увеличивается расход топлива и разгон автомобиля.
Внешнее заправочное устройство с установленным переходником для заправки газом
Пропановые баллоны чаще используются автомобилистами, этот выбор осознанный, потому что они не так сильно нагружают машину. Такой газ легче в 1,5 — 2 раза по сравнению с метановым. Также он эксплуатируется не с таким большим давлением, поэтому взрывоопасность при ДТП намного меньше.
Совсем недавно начали выпускать новые баки для газа, они называются «тороидальные». Их преимущество в том, что они не требуют много места. Тороидальные баллоны легко можно соединять между собой, таким образом у вас будет большой запас топлива. Единственное, цена на такие баки пока что остается довольно высокой — примерно от 6 000 рублей за 50-литровый баллон.
Тороидальный баллон в багажнике автомобиля
Эксплуатация автомобиля на газу
Чтобы не причинить вреда машине, необходимо следовать нескольких правилам при эксплуатации:
- При температуре окружающей среды ниже -15 градусов (для инжекторных двигателей) и -10 (для карбюраторных), настоятельно рекомендуем производить запуск на бензине. Буквально через 5 минут редуктор возьмет на себя достаточную температуру, после этого можно будет переключиться на газ.
- Осуществлять переход с бензина на газ следует на 2 тыс. оборотах, иначе двигатель просто-напросто заглохнет. ГБО 4-ой модификации имеет интересную особенность — предусмотрена специальная кнопка, с помощью которой происходит автоматическое переключение. Обычно редуктор служит 7 полных лет, по прошествии данного времени советуем произвести замену мембраны, либо всего редуктора.
- Когда заезжаете зимой в гараж, сразу же установите переключатель топлива на бензин. Тогда у вас не будет трудностей со стартом двигателя в лютые морозы.
- Как минимум 2 раза в месяц необходимо сливать скопившийся конденсат из редуктора. Для этого там предусмотрена специальная гайка, ее следует открутить и подождать минут 5, а затем закрутить обратно. В зависимости от модификации ГБО, положение болта может меняться, но вы без труда сможете его отыскать.
Кнопка переключения ГБО
Теперь вы знаете, какие есть положительные и отрицательные стороны у ГБО. Зная все это, вы точно сможете решить, нужно ли вам устанавливать данное оборудование. Если вы решились на установку такого оборудования, мтарайтесь обращаться в надежные автосервисы. Только так можно быть уверенным в том, что нигде не допущено ошибок при монтаже. Желаем вам успехов!
Источник: https://avtoskill.ru/tuning/stoit-li-stavit-gbo-na-avtomobil.html
Преимущества и недостатки газа в сравнении с бензином
Все разговоры о том, что ГБО теперь невыгодно, безосновательны. Стоимость километра на газе почти вдвое дешевле, чем на бензине, а при большом пробеге даже самая дорогая установка может быстро окупиться.
Другое дело, есть ли вообще смысл в установке. Ведь газ дает не только преимущества. Зная его недостатки, некоторые собственники автомобилей наотрез отказываются ставить ГБО.
Разберемся, что лучше – газ или бензин на авто, оценив достоинства и недостатки газа. Помимо разницы в стоимости, к плюсам можно отнести:
- Более высокое октановое число (около 110). Детонация исключена, снижается нагрузка на поршни и шатуны.
- Можно использовать два вида топлива. Увеличивается дальность хода.
- Газ сгорает медленнее, чем бензин, и не смывает с цилиндров масляную пленку. Ресурс блока цилиндров увеличивается процентов на 40. На свечах и клапанах не образуется нагар.
Из минусов можно выделить такие:
- Динамика разгона и максимальная скорость снижаются.
- Авто на газе холоднее, чем на бензине.
- Уменьшается свободный объем багажника.
- Сеть газовых заправок не так развита, поэтому пробег может вырасти за счет лишних поездок.
- Газа расходуется больше, чем бензина.
Кроме того, нужно учитывать стоимость самого ГБО, его монтажа и периодического обслуживания. И самое главное – что бы ни говорили доморощенные специалисты о плюсах и минусах ГБО на авто, газ медленно, но верно разрушает головку блока цилиндров и сжигает клапаны. Поэтому ресурс этих агрегатов на газе ограничен, как правило, 200–300 тысячами километров пробега.
Стоит ли переводить машину на газ
ГБО представляет собой систему альтернативной подачи топлива, полностью независящую от существующей и способной функционировать в качестве основной. В нее входит редуктор, подсоединенный к каналам впрыска. В зависимости от вида двигателя— карбюраторный или инжекторный — используется различная схема подключения. Систему дополняет небольшой электронный блок управления с предохранителем, баллон с газом и коммуникационные шланги.
Плюсы заправки газом
причина установки газа на авто — это экономия по затратам на горючее. Во многих странах СНГ газ стоит в два раза дешевле бензина. Например, в России цена АИ-95 составляет 43-45 рублей, а пропан-бутана 22 руб. Примерно такое же соотношение присутствует и в других странах, и даже в Европе. Такая разница обусловлена тем, что при переработке нефти в бензин и другие виды топлива пропан выделяется естественным образом и является побочным продуктом, не требующим отдельных вложений по добыче.
Расход автомобиля с газовой установкой зависит от объема двигателя и настроек оборудования. Например, у машины с двигателем 1.3-1.5 л на 100 км. в городе будет потребляться от 8.5 до 12 литров газа. На бензине проезд этого же расстояния в населенном пункте со светофорами и пробками потребует от 7 до 9 литров. Если посчитать по максимальным показателям расхода и ценам, получится:
Газ: 12л х 22 руб. = 264 руб./100 км.
- Бензин: 9л х 45 руб. = 405 руб./100 км.
На трассе машина с газовой установкой будет расходовать от 8 до 9 л/100 км, а потребляя бензин 5.5-7 л/100 км. В любом случае газ — это экономично по деньгам, при одинаково пройденном расстоянии, независимо от режима езды.
При умелых руках регулировщика можно так настроить газовое оборудование, что холостые обороты будут минимальными, а они составляют до 30%!от общей работы двигателя, что делает эксплуатацию еще более выгодной.
Еще одной положительной причиной перехода на газ является мягкая работа двигателя. Это обусловлено содержание октанового числа в газе в пределах 105 единиц, что превышает показатели самого дорогого бензина.
Многие водители отмечают более плавный ход машины, урчание мотора, уменьшение рывков при нажатии на педаль газа, тихую работу силового агрегата. Когда машина идет со включенной передачей, но только на холостых оборотах (педаль газа отпущена и авто постепенно замедляется), то отсутствует дерганье.
Конечно, утром при заводе на холодную, посторонние звуки могут присутствовать, но это бывает и при работе на бензине, пока мотор не прогреется.
Третьим весомым аргументом в пользу газа является запас хода. Ввиду двух независимых топливных систем можно проехать большое расстояние без остановок или дозаправок (актуально для поездок заграницу и обратно, где топливо стоит еще дороже). При полном бензиновом баке на 60 л и газовом баллоне 38 л («таблетка») можно проехать до 1300 км.
Минусы эксплуатации газа
К минусам установки газобаллонного оборудования относится прежде всего стоимость перевода, составляющая от 250 до 400 $, в зависимости от поколения (Евро 2/3/4/5/6). Самый дешевый вариант — это Евро 2, который подходит как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей, но нуждается в ручном переключении для перехода с одного вида топлива на другое. В Евро 4 и выше этот процесс осуществляется автоматически, при достижении температуры в 32 градуса, чтобы не вредить мембране, которая лопается в холодном состоянии. Но стоит такое оборудование дороже.
Другим минусом газа служит «сухой» эффект от этого вида топлива. Когда двигатель достигает высоких оборотов (от 4000 об/мин), то внутренние детали начинают перегреваться, несмотря на циркуляцию масла и работу системы охлаждения. В таком случае бензин, содержащий дополнительные добавки, немного облегчает работу двигателя, выполняя и роль смазки. Газ же в чистом виде воздействует более сухо, что приводит к ускоренному износу колец и цилиндров. Если на бензине двигатели способны выходить до 250000-300000 км до капремонта, то при эксплуатации все время на газу этот интервал составляет 150000-250000 км.
Рекомендуем: Чем отличается турбина от компрессора и что лучше?
Третьи минусом будет уменьшение багажника. Баллон от ГБО монтируется вместо запаски в «подвале» багажника. Это удобно и незаметно, но запасное колесо приходится возить в самом багажнике, что уже «съедает» полезное пространство.
Для передвижения по городу это мало принципиально, а на дальние расстояния с полным салоном пассажиров уже окажется неудобным, поскольку трудно уместить все сумки. Конечно, колесо можно достать и ездить без него, но это риск остаться в поле с пробитой шиной.
В случае классического вертикального баллона, он так же занимает полезное место, да еще и мешает перевозить крупные грузы (при раскладке второго ряда кресел).
При установке ГБО необходимо вносить изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства, а по факту получать новое, со вписанным оборудованием. Такая процедура платная. Без этого возможны проблемы с полицией по причине «перевозки опасных грузов» (баллона) без документов. ГБО нуждается в дополнительном обслуживании и ремонте.
Еще отсутствуют четкие стандарты качества газа на АЗС и проверить его заранее невозможно. Водитель поймет, что заправился некачественным топливом лишь по падению тяги, но изменить ничего уже не сможет, пока не расходует этот запас.
Поэтому заправлять автомобиль газом рекомендуется только на проверенных станциях и не экспериментировать с неизвестными АЗС.
В чем разница по ремонту и обслуживанию ГБО в сравнении с бензином
Тем, кто привык ездить на бензине, приходится периодически менять топливный фильтр (каждые 30000 км), свечи, воздушный и масляный фильтры, технические жидкости. Если установлено ГБО, то требуется дополнительное обслуживание:
- Периодическая опрессовка баллона и коммуникаций. Продувка обеспечивает высокую проходимость путей и выявляет возможные места утечки. При их обнаружении хомуты или соединения обтягиваются.
- Слив конденсата. Из-за различных добавок в газ негорючие присадки скапливаются в отстойнике редуктора. Постепенно они будут увеличиваться и заполнять камеру. В мороз, при большом объеме, они способны замерзнуть. Чтобы это предупредить конденсат сливают, для чего выкручивают шестигранником пробку внизу редуктора. Процедура выполняется каждые 7000-10000 км пробега или раз в год.
- Фильтры газовой и жидкой фазы меняются каждые 15000 км пробега. Но в действительности газовый фильтр засоряется медленно, поэтому стоит проверять его состояние и заменить по мере загрязнения.
- Контроль протеканий в подкапотном пространстве и багажнике. Можно совмещать с ТО других узлов автомобиля, например, с заменой масла каждые 10000-15000 км пробега.
- Подключение электронного блока к компьютеру и проверка параметров настройки. Авто нуждается в подобном обслуживании при изменении расхода в большую сторону, частых самопроизвольных остановках двигателя, потере тяги.
Источник: https://scart-avto.ru/remont/stoit-li-stavit-gbo-na-avto-plyusy-i-minusy-ekonomiya/
Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле
Последнее обновление — 13 мая 2020 в 04:14
Разница в стоимости бензина и газового топлива заставляет задумываться об установке газобаллонного оборудования. Однако перевод машины на газ имеет свои особенности, зная которые можно оценить все плюсы и минусы ГБО, после чего сделать выводы о целесообразности монтажа газовой системы.
Основные преимущества ГБО
В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.
Стоимость газа
Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.
Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.
Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.
Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.
Увеличенный запас хода
К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.
Работа и ресурс двигателя
Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.
После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.
Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.
Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».
Экологическая составляющая
Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.
При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.
Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.
Безопасность
Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.
Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:
- установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
- не качественный монтаж и обслуживание системы
- установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
- нарушение сроков технического обслуживания ГБО
- не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой
Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.
Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.
о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:
Главные недостатки ГБО
Помимо очевидной выгоды существует ряд отрицательных моментов, которые необходимо учитывать при переоборудовании авто на газ.
Объём багажника
Баллон занимает часть полезного объёма багажника
Серьёзным препятствием для монтажа газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона.
Установка ёмкости неизбежно сокращает полезный объём багажного отделения. Особенно это критично для большинства легковых машин, у которых отсутствует возможность закрепить бак под днищем салона. Частично проблема решается установкой пропанового баллона тороидального вида в нишу запасного колеса. Однако тогда придётся исключать запаску или возить её в багажнике, что также доставит неудобства.
К тому же монтаж цилиндрического бака в багажный отсек лишает возможности трансформации спинок задних сидений. Такое решение наиболее не приемлемо для владельцев хэтчбеков и универсалов.
В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так в грузовиках или автобусах есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной, салон), а их масса по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.
ГБО на коммерческом транспорте
Утяжеление массы авто
Вес одного пустого тор баллона вместимостью 50 литров составляет 30-31 кг, бак 50 л цилиндрической формы без газа весит 20-21 кг. Масса толстостенных метановых ёмкостей порядком выше, так как КПГ топливо хранится под давлением 200 атмосфер, а пропан 12-15.
Например, пустой цельнометаллический баллон под метан 1-го типа объёмом 50л весит 60кг, вес емкости той же вместимости второго типа составит 40-42 кг. Конечно, существуют более лёгкие виды метановых ёмкостей, но их цена и надёжность пока вызывают вопросы.
Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой, но лишняя нагрузка на детали подвески обеспечена.
Также излишняя масса существенно сокращает грузоподъёмность транспорта. Особенно критично для коммерческого транспорта.
Обязательная регистрация оборудования
Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому в 2015 году, установка ГБО является изменением конструкции ТС, которое требует обязательного оформления.
Процедура регистрации газового оборудования проходит в несколько этапов и отнимает много времени. Затраты на легализацию также стоит отнести к статье расходов при подсчетах окупаемости.
Если не узаконить ГБО, можно столкнуться с проблемами при техосмотре, снятии/постановке транспорта на учет, к тому же за это предусмотрено наказание в виде штрафа.
Дополнительные расходы
Поставить и забыть навсегда – это не про газовое оборудование. Регулярное, своевременное техническое обслуживание ГБО будет способствовать максимальному экономическому эффекту и бесперебойной работе системы.
Обычно ТО оборудования совмещают с обслуживанием автомобиля. Межсервисный интервал составляет 10-15 тысяч км пробега, что сильно зависит от качества газа. В перечень операций входит:
- замена фильтрующих элементов
- проверка, поиск и устранение возможных утечек газа
- диагностика работы ДВС и ГБО
- регулировка форсунок
Для ГБО 1-2 поколения появляется необходимость периодического слива конденсата из редуктора.
Как любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена или ремонт комплектующих. Особенно это касается резиновых компонентов (магистрали, диафрагма редуктора, уплотнители).
Исходя из этого, дополнительная топливная система требует определенного внимания, а также добавляет финансовых затрат.
Минусы ГБО для двигателя
Часто при езде на газе наблюдается потеря динамики автомобиля (примерно 5-15%). Этот недостаток ощущается лишь на малообъёмных двигателях. В автомобилях со средней и высокой мощностью ДВС, потеря мощности не заметна. При условии правильной подборки, монтажа и регулировки оборудования.
Проблема с заправочными станциями
Сеть газовых заправок гораздо меньше бензиновых. Недостаток пропановых АГЗС существует только в отдаленных, малонаселенных пунктах и на пути между ними. За последние годы с увеличением количества транспорта на пропане ситуация с газовыми заправками меняется к лучшему. В угоду тому, доступность этого вида предпринимательства для малого бизнеса, постройка одной газовой станции не требует многомиллионных вложений.
С метановыми газонаполнительными компрессорными станциями ситуация намного хуже. Численность авто с метановым ГБО куда меньше пропанового, в основном это коммерческий транспорт. К тому же, для возведения АГНКС требуются огромные затраты. Поэтому заправиться метаном в небольших городах, а тем более на трассах будет проблематично.
Стоит также отметить, что наполнение баллона сжатым метаном длится достаточно продолжительное время, что также доставляет неудобства в виде ожидания и очередей.
Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО
Хотя система газобаллонного оборудования 4-го поколения работает в автоматическом режиме, но некоторые эксплуатационные требования необходимо знать, чтобы сохранить работоспособность деталей автомобиля.
Например, для устойчивой работы мотора, а также во избежание повреждения редуктора-испарителя, пуск ДВС нужно производить только на бензине, особенно при отрицательной температуре окружающей среды. Четвертое поколение позволяет не задумываться об этом, но возможность аварийного запуска имеется. Для 2-го поколения сразу доступна функция принудительного старта двигателя на газе.
Для сохранения работоспособности штатного бензонасоса и форсунок, необходимо всегда контролировать наличие бензина в баке. Иначе без смазки и охлаждения эти детали топливной системы попросту сгорят.
При настройке газового оборудования устанавливается ограничение по высоким оборотам мотора, так как газ при этом малоэффективен. Из-за этого обгон может повлечь аварийную ситуацию, когда работа ГБО деактивируется, а бензиновая система не включится.
Вдобавок ко всему запрещается ставить машину с утечками газа в закрытом боксе и оставлять ее на длительное хранение с открытой баллонной арматурой при наполненном баллоне.
Бывают закрытые парковки, где владельцам запрещается парковать газовые машины.
Так стоит ли ставить газовое оборудование
За и против ГБО
Сокращение объёма багажника | |
Снижение грузоподъёмности | |
Двутопливность — плюс к запасу хода | Обязательная, усложненная регистрация переоборудования |
Возможны трудности с заправкой | |
Специальные требования по эксплуатации авто |
При всех перечисленных плюсах и минусах ГБО, в конечном итоге вопрос об установке индивидуален для каждого авто и потребностей его владельца.
В целом, езда на газу очень выгодна и безопасна. Однако для достижения этой безопасности нужно помнить о своевременной профилактике.
Рационально ставить ГБО при больших пробегах: чем больше машина проедет, тем большую экономию это принесет собственнику. Даже с учетом расходов на установку, регистрацию и периодическое обслуживание, экономия средств при эксплуатации личного транспорта будет выглядеть привлекательно. Если говорить о коммерческом транспорте (грузовые или пассажирские перевозки), то выгода тем более очевидна.
Источник: https://gbomotor.ru/poleznoe/avto-na-gazu-preimushhestva-i-nedostatki