Момент затяжки колесных болтов на колесах легковых автомобилей, как определить
После выполнения ремонтных работ ходовой части автомобиля многим новичкам кажется, что самая трудная часть работы осталась позади. Но чтобы прикрутить колесо, некоторые, не рассчитывая собственных сил, заламывают болт или шпильку. Эта проблема актуальна среди многих водителей. Для избежания неблагоприятных последствий необходимо приобрести динамометрический ключ, а также освоить навыки.
Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты
Многие часто задаются вопросом, с каким усилием затягивать колесные гайки можно в домашних условиях. Вроде этот процесс с первого взгляда кажется достаточно простым. Прежде чем приступить к поэтапному действию, человек должен подготовить определенные инструменты. Очень часто автовладельцы самостоятельно выполняют эти действия в домашних условиях и, не рассчитывая своих сил, срывают резьбу. Это происходит из-за того, что новичок достаточно сильно надавливает на болты.
Процесс затягивания болтов
Момент затяжки колесных болтов осуществляется с подготовкой необходимых инструментов. Чтобы выполнить процесс грамотно, необходимо приобрести специальный динамометрический ключ. Без этого инструмента сложно представить процесс затяжки болтов.
Если эта разработка отсутствует, можно воспользоваться пневмогайковертом. При помощи данного изделия многие станции проводят профессиональное техническое обслуживание.
Как правило, пневмогайковерт регулирует момент затяжки элементов на конструкции. Если не затянутый болт выступает в передней части, тогда во время перемещения на транспортном средстве будет ощущаться дискомфорт. То есть машину будет немного «трясти». Ведь основная нагрузка приходится на рулевое колесо.
Если колесо затянуто слабо на задней части оси, тогда шины быстро износятся. Существует также вероятность повреждения рулевой тяги и разрушения подшипников.
Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия
Порядок действий
Чтобы конструкции надежно были зафиксированы с необходимым моментом, существует специальная таблица затяжки болтов динамометрическим ключом. Например, если их количество четыре (1-3-4-2), 5 болтов (1-4-2-5-3) или 6 болтов (1-4-5-2-3-6).
Сам процесс осуществляется следующим образом:
- Требуется надеть колесо на выступ центральной части ступицы, и поставить направляющие шпильки напротив соответствующих отверстий.
- Далее придется вручную закрутить болты достаточно крепко, чтобы колесо не соскочило с места.
- После выполнения всех действий необходимо взять инструмент с выставленным моментом и затянуть колеса в правильном порядке.
Изначально нужно опустить автомобиль на землю, прикручивая колесо, а далее убедиться в том, что болты достаточно крепко затянуты.
Какая сила и момент затяжки должны быть
Гайка колес на легковой автомобиль
Грамотная затяжка гаек колес легковых автомобилей осуществляется при помощи динамометрического ключа. На нем можно установить необходимый момент затяжки гаек. Если усилие будет его превышать, тогда ключ начнет проскальзывать. Определив, с какой силой придется затягивать гайки на колесах, можно приобрести данный инструмент. Стоимость такой разработки начинается от 1400 рублей* и выше.
На рынке представлены два вида моделей: механический и электронный. Второй инструмент, соответственно, обойдется дороже.
Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом
Таблица усилий затяжки колесных болтов
В последнее время многие автовладельцы устанавливают облегченные колесные гайки литых дисков, изготовленные из алюминия. Они смотрятся стильно.
Алюминий — это мягкий метал, и если усилие при затяжке гаек будет слишком большим, то резьба полностью сломается. Чтобы этого не допустить, перед приобретением элемента следует определить, какой момент затяжки данных болтов колес необходим, и на какой момент рассчитана гайка.
Определить все эти параметры позволит специальная таблица усилия затяжки данных колесных болтов в зависимости от производителя и модели.
Вам это будет интересно Диски Ямато (Yamato) — страна производитель
Производитель | Модель | Момент затяжки (Нм) |
Alfa Romeo | 33 145/146/147/Spider/GTV 155(V6) 156 164 166 | 88-108 83-103 73-90 98 95-105 86 |
Audi | A2/A3/S3/A4/A6/100/А8 Quattro | 120 110 |
BMW | 3 Series/5 Series M5 Z3 X5 | 90-110 100 100-110 140 |
CITROEN | AX10/AX11/AX14/AXGT/AX GTI/AC Sport Saxo/Xsara Xantia/XM C5 C15E Berlingo Dispatch C25 | 90 85 90 80-100 70 85 100 180 |
DAEWOO | Matiz Nexia/ Lanos/ Espero/ Nubira Leganza Tacuma Musso/ Korando Cuore/ Applause/YRV/ Move/ Grand Move/Terios Charade/ Sirion/ Hi-Jet | 90-110 90 100 108 80-120 88-118 88-118 89-118 |
FIAT | Stillo/Croma/ Coupe Ukysee/Scudo Ducato/Talento Ducato MAXI Все остальные модели | 98 100 160 180 86 |
«Форд» | Ka/Mondeo (1996-2000) Fiesta (1990-1993) Escorte/ Estate (1995-2000) / Sierra Probe Cougar Explorer | 85 70-100 100 88-117 128 135 |
HONDA | Все модели | 108-110 |
HYUNDAI | Pony/Stellar S Coupe (1990-1992) H1/H200 все другие модели | 70-80 88-108 120-140 90-110 |
JAGUAR | X-Type (2001-2002) S-Type XJ6 XJR/XJ12 XJ8/XJ-S | 68-92 128 65-85 88-102 66-82 |
KIA | Pride/ Mentor/ Sephia/ Clarus/ Carenes Sedona/Sportage Besta | 88-118 88-108 90-120 |
LADA | Samara/Riva Niva | 70-78 88-91 |
LANCIA | Dedra/Kappa остальные модели | 98 86 |
LAND ROVER | Freelander Defender Range Rover | 115 100-120 108 |
LEXUS | Все модели | 103 |
MAZDA | 121 323 626 Xedos 6 Xedos 9 MX-5 Demio Premacy Tribute | 85 90-117 80-115 89-117 88-127 90-117 87-117 80-117 133 |
Mercedes-Benz | S-Class (1998-2002)/M-Class CL (1999-2002) V-Class(1995-2002)/Vito 200GE/ 230GE Sprinter (1995-2002) MB100D 508D/510 | 150 150 175 190 180 140 160-180 |
MINI | Mini One/ Mini cooper | 90-110 |
MITSUBISHI | Colt/ Lancer (1996-2002) Carisma Eclipse Space Star Space Runner (1998-2002) Space Wagon (1998-2002) Shogun Pinin Shogun Pajero Micrad 992-2002)/ X-Trial | 98 98-117 117-137 98-117 98 98 98 100-120 98-117 |
NISSAN | Almera (02)/Maxima (00-02)/ Serena (1996-02) Terrano II/ Patrol GR/ Pick-up | 98-118 118-147 |
OPEL | Agila Frontera-B Другие модели | 85 120 110 |
PEUGEOT | 106/206/Estate 306 307/406/605/607 806/ Expert Boxer | 85 80 90 100 160-180 |
PORSCHE | Все модели | 130 |
«Рено» | Twingo/ Clio/ Megane/ Safrane/ Kangoo R5 Laguna/Espace Trafic (00-02) Master | 90 80 100 142 155 |
ROVER | Mini Cooper 25/45/MG 75 Tourer/ MG ZT-T | 57 110 125 |
SAAB | 900(1993-1998) 9000(1989-1997) | 90-110 105-125 |
SEAT | Arosa/lnca Ibiza/Cordobar Toledo/ Leon Alhambra | 110 110 120 140 |
«Шкода» | Fabia/Octavia | 120 |
SUBARU | Все модели | 78-98 |
SUZUKI | Alto Swift Liana/Ignis/Baleono/Wagon R/Super | contralto veloce Liana / Ignis / Baleono / Wagon R / Super |
«Тойота2» | Yaris, Corolla, Carina, Avensis, Camry, Paseo Celica, Supra, Picnic, Previa, RAV4,4 Runner | 103 103 |
«Фольксваген» | Lupo, Caddy Passat (1996-02), Beetle Sharan (2001-02) | 110 120 170 |
Вам это будет интересно Литые автомобильные диски R15
В завершение следует отметить, что в инструкции по эксплуатации автомобиля производители указывают базовые правила, как осуществляется грамотное затягивание болтов на колесах. Важно с ними ознакомиться, поскольку момент затяжки колесных дисков может отличаться, в зависимости от модели автомобиля. Самостоятельно делать выбор в этом вопросе не рекомендуется.
*Цены актуальны на февраль 2019 года.
Источник: https://kolesa.guru/diski/moment-zatazki-kolesnyh-boltov.html
Volkswagen Polo Sedan: народный гараж
1 февраля 2011 годаVolkswagen Polo Sedan
Наш подопытный собран в Калуге. То есть практически наш, родной. В столь же родном гараже проведем ТО, потратившись только на расходники. Так можно сэкономить ни много ни мало — почти вдвое.
С заменой масла в двигателе все просто — если, конечно, в вашем гараже есть смотровая канава. Доступ к сливной пробке самый обычный (со снятием дополнительной защиты, если она есть), а к фильтру — просто отличный, поскольку он стоит на самом видном месте. И уровень масла на матовом стальном щупе виден четко.
Масло в МКП залито на весь срок службы. Но поменять его, если понадобится (например, в картер попала вода), несложно: сливная пробка расположена под левым ШРУСом, а заливная, она же контрольная, — позади правого привода (обе под шестигранник «на 17»).
Volkswagen Polo
АКП
С автоматом сложнее — у него нет отдельной контрольной пробки. Вместо нее за сливным отверстием установлена так называемая переливная трубка. По сути, это футорка, не трогая которую, удаляем излишки масла, а вывернув — сливаем отработку.
Порядок проверки уровня следующий:
1. При прогретом до 30 ºС агрегате пускаем двигатель.
2. Оставляем селектор в положении Р и выворачиваем пробку.
3. К этому времени масло прогреется до 35–45 ºС — это и есть рекомендованная температурная норма для проверки уровня (дилеры измеряют ее фирменным скан-тестером).
После того как отвернули пробку, масло из футорки сначала должно потечь (она заполняется при неработающем двигателе, когда уровень масла повышается), а потом закапать — теперь уровень в норме. Если потекло, но не капает, значит, надо долить. Дилеры для этого используют переходник. И пусть он нехитрый, легко обойтись и без него.
Доливаем..
1. Пускаем двигатель.
2. Берем длинный шланг подходящего диаметра (чтобы плотно вошел отверстие в футорке), выводим под капот, подняв повыше, и уже по месту определяем, как лить масло — через воронку или прямо из канистры.
Заливная горловина мотора кажется широкой, но, сняв крышку, обнаруживаем, что это совсем не так. Постарайтесь не залить поликлиновой ремень, расположенный ниже.Заливная горловина мотора кажется широкой, но, сняв крышку, обнаруживаем, что это совсем не так. Постарайтесь не залить поликлиновой ремень, расположенный ниже.
3. Доливаем и смотрим. Масло потекло, а потом закапало — значит, норма достигнута. Нет — дольем еще немного и еще раз проверим.
При плановой замене масла (через 60 тыс. км) выворачиваем не только пробку, но и футорку — длинным шестигранником «на 5», причем при неработающем двигателе. Затем вворачиваем футорку на место, заливаем свежее масло в объеме чуть больше слитого (примерно 3,5 л) и закручиваем пробку. Далее по накатанной: пускаем двигатель и сливаем излишки. В довершение ставим под пробку новое уплотнительное колечко и затягиваем ее моментом 27 Н·м.
Моторный отсек снизу: сливные пробки двигателя и АКП отмечены стрелками. Для слива охлаждающей жидкости снимаем нижний патрубок радиатора, ослабив хомут (отмечен кружочком). Осторожно, польется горячая жидкость!Моторный отсек снизу: сливные пробки двигателя и АКП отмечены стрелками.
Для слива охлаждающей жидкости снимаем нижний патрубок радиатора, ослабив хомут (отмечен кружочком). Осторожно, польется горячая жидкость!
Для антифриза сливных пробок не предусмотрено. Это не слишком удачная экономия, поскольку, при снятии нижнего патрубка радиатора приходится ловить широкий поток горячей жидкости.
Если же сливать из остывшего мотора, немалая часть антифриза останется в ловушке — за закрытым клапаном термостата.
Народные приемы
При замене поликлинового ремня надо зафиксировать натяжитель. По рекомендованной заводом технологии это делают 5-миллиметровым штифтом, но российский гвоздь ничуть не хуже. Его вставляем в отверстия на секторах, которые совместятся после того, как повернем натяжитель за болт ролика.
Меняем поликлиновой ремень: ключом «на 16» поворачиваем натяжитель за болт ролика против часовой стрелки и, вставив 5-миллиметровый штифт (гвоздь) в отверстия секторов, фиксируем натяжитель.Меняем поликлиновой ремень: ключом «на 16» поворачиваем натяжитель за болт ролика против часовой стрелки и, вставив 5-миллиметровый штифт (гвоздь) в отверстия секторов, фиксируем натяжитель.
Свечи
Меняя свечи, вынимаем индивидуальные катушки. Дилеры пользуются фирменным приспособлением, но можно изготовить аналог из двузубой вилки для барбекю, загнув ее кончики в тисках. Теперь, имея оправку, отсоединяем разъемы, нажав усик на колодке, и выдергиваем катушки (они сидят просто внатяг). Свечи выкручиваем, используя ключ «на 16».
Фильтры
Устанавливая новый воздушный фильтр, важно правильно сориентировать его крышку, чтобы не прикусить резиновый буртик фильтроэлемента. Для этого смажем резинку мыльным раствором и после того, как поставим крышку, затянем сначала средний саморез.
Топливный фильтр расположен около заднего правого колеса, снизу. Порой штуцеры прикипают к наконечникам трубок — чтобы их не сломать, сначала расшевелим соединение. Когда появится люфт, надвигаем наконечник на штуцер и, сжав клипсы, разъединяем. Но только осторожно, чтобы не облиться топливом (емкость для слива и ветошь готовим заранее)!
На переднем плане — внутренняя колодка. Ее отличает надпись Pistonside (сторона поршня) и более крупная трехпалая пластина. Этими пластинами ставим внутреннюю колодку в поршень, а наружную — в суппорт.На переднем плане — внутренняя колодка. Ее отличает надпись Pistonside (сторона поршня) и более крупная трехпалая пластина. Этими пластинами ставим внутреннюю колодку в поршень, а наружную — в суппорт.
Тормоза
Передние тормозные колодки разные: внутренняя, обращенная к поршню, помечена надписью Pistonside и имеет более крупную трехпалую пластину. Направляющие пальцы (под шестигранник «на 7») перед установкой смазываем высокотемпературной пастой и не забываем установить грязезащитные заглушки. Момент затяжки пальцев — 30 Н•м.
Если пора менять тормозные диски, ключом «Торкс-30» вывертываем винт крепления диска к ступице. Скобы в привычном понимании здесь нет. Роль опоры выполняют два прилива на поворотном кулаке. С одной стороны, это хорошо, однако, когда приливы износятся, придется менять поворотный кулак в сборе. Момент затяжки колесных болтов — 120 Н•м.
Темное прошлое
На современной машине редко увидишь столь хороший доступ к лампам в фарах (на фото — правая). Тут лишь одно неудобство: туговата посадка лампы габаритных огней; усилия пальцев едва хватает, чтобы повернуть патрон.На современной машине редко увидишь столь хороший доступ к лампам в фарах (на фото — правая).
Тут лишь одно неудобство: туговата посадка лампы габаритных огней; усилия пальцев едва хватает, чтобы повернуть патрон.
Доступ к лампам в фарах хороший, а с правой стороны и вовсе отличный. Тем не менее, зеркальце и фонарик не помешают: с их помощью будет намного проще зафиксировать лампу Н4 пружинной защелкой. Фонари же — на современный манер — надо снимать.
Но это не самое трудное: прежде надо снять разъем, вынув из него красную чеку. Не удастся подцепить ее ногтем — воспользуйтесь короткой тонкой отверткой.
В третьем стоп-сигнале применены светодиоды. Если они перегорят, поменять их несложно: со стороны багажника выворачиваем пару саморезов под «Торкс-25» и отсоединяем разъем проводки.
Чтобы вынуть плафон подсветки номера, надавите на защелку (показана стрелкой), заведя тонкую отвертку между корпусом плафона и окном в крышке багажника. Лампочка здесь бесцокольная.Чтобы вынуть плафон подсветки номера, надавите на защелку (показана стрелкой), заведя тонкую отвертку между корпусом плафона и окном в крышке багажника. Лампочка здесь бесцокольная.
Для замены ламп подсветки номера тоже нужна тонкая «минусовая» отвертка — чтобы надавить на фиксирующий усик, введя жало между корпусом фонаря и окном в крышке багажника. При этом легко поцарапать краску, поэтому будьте аккуратны.
Окончив работы, погасим сервисный индикатор на щитке приборов: при выключенном зажигании нажимаем правую кнопку на щитке и, удерживая ее, включаем зажигание. Отпустив ее не позднее чем через 20 секунд, кратковременно нажимаем левую. Слегка подумав, дисплей вернется в штатный режим.
Благодарим компанию «Германика-Север» (Химки) за содействие в подготовке материала.
Volkswagen Polo Sedan: народный гаражVolkswagen Polo Sedan: народный гаражVolkswagen Polo Sedan: народный гаражVolkswagen Polo Sedan: народный гаражОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Безымянный
Достоинства:
Недостатки:
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/285200-volkswagen_polo_sedan_narodnyj_garazh/
Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений Lada Vesta
11 июнь 2019 Лада.Онлайн 13 127
Момент затяжки – это усилие, которое прикладывается к резьбовому соединению при его завинчивании. Если закрутить крепеж с меньшим усилием, чем это необходимо, то, под воздействием вибраций, резьбовое соединение может раскрутиться, не обеспечивая нужную герметичность между скрепляемыми деталями, что может привести к тяжелым последствиям. Наоборот, если приложить к метизу большее усилие, чем требуется, произойдет разрушение резьбового соединения или скрепляемых деталей, например, может произойти срыв резьбы или появление трещин в деталях.
Для каждого размера и класса прочности резьбового соединения указаны определенные моменты затяжки. Все значения занесены в специальную таблицу усилий для затяжки динамометрическим ключом.
Двигатель
Болт крепления головки блока цилиндров | В три этапа:1-ый — 20-252-ой — доверните болты на 90о3-ый — окончательно доверните болты на 90о |
Гайка и болт крепления впускной трубы | 2,1-2,5 |
Гайка крепления катколлектора | 21-25 |
Гайка хомута дополнительного глушителя | 14-16 |
Болт крепления автоматического натяжителя ремня распределительного вала | 30-36 |
Болт крепления кронштейна вспомогательных агрегатов М8/М10 | 15-24/33-52 |
Гайка крепления натяжителя ремня вспомогательных агрегатов | 30-36 |
Болт крепления корпуса подшипников распределительных валов | 8-10 |
Болт крепления шкива распределительного вала | 70-83 |
Гайка крепления корпуса термостата | 16-22 |
Болт крепления масляного картера | 5-8 |
Болт крепления маховика | 75-85 |
Болт крепления водяного насоса | 7-8 |
Болт крепления шкива коленчатого вала | 95-115 |
Гайка крепления приемной трубы глушителя | 21-25 |
Болт крепления масляного насоса | 9-10 |
Болт крепления крышки головки блока цилиндров | 7-9 |
Датчик концентрации кислорода | 40-60 |
Датчик сигнализатора аварийного падения давления масла | 35 |
Болт крепления датчика детонации | 11-24 |
Болт крепления датчика положения коленчатого вала | 8-12 |
Гайка крепления дроссельного узла | 5-8 |
Болт крепления топливной рампы | 9-14 |
Сцепление
Болт крепления корзины к маховику | 20-31 |
Болт крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления | 18-24 |
Коробка передач
Болт крепления коробки передач (картера сцепления) к двигателю | 60-80 |
Пробка сливного отверстия | 29-46 |
Пробка заливного отверстия | 29-46 |
Гайка крепления кулисы к основанию кузова | 14-20 |
Передняя подвеска
Болт крепления подрамника к кузову | 94-126 |
Болт крепления верхней опоры амортизаторной стойки к кузову | 18-24 |
Болт крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку | 90-120 |
Болт крепления заднего шарнира рычага подвески к подрамнику | 94-126 |
Болт крепления переднего шарнира рычага подвески к подрамнику | 94-126 |
Болт заднего крепления растяжки подрамника | 7-9 |
Болт переднего крепления растяжки подрамника | 38-50 |
Гайка крепления пальца стойки стабилизатора | 53-71 |
Болт крепления штанги стабилизатора к поперечине | 18-24 |
Гайка крепления штока амортизаторной стойки к верхней опоре | 53-71 |
Гайка крепления шаровой опоры к поворотному кулаку | 53-71 |
Гайка подшипника ступицы | 238-322 |
Болт крепления колеса | 90-120 |
Задняя подвеска
Болт нижнего крепления амортизатора | 90-120 |
Гайка крепления рычага задней подвески | 106-143 |
Болт крепления кронштейна рычага подвески | 90-120 |
Гайка крепления верхней опоры | 53-71 |
Гайка крепления штока амортизатора | 30-40 |
Болт крепления цапфы | 90-120 |
Гайка подшипника ступицы | 158-192 |
Болт крепления колеса | 90-120 |
Рулевое управление
Болт крепления рулевого механизма к подрамнику | 153-207 |
Гайки крепления рулевой колонки | 18-24 |
Болт клеммового соединения промежуточного вала рулевой колонки | 53-71 |
Болт крепления рулевого колеса | 38-50 |
Контргайка наконечника рулевой тяги | 15-21 |
Гайка крепления шарового пальца наконечника тяги | 32-42 |
Крепление шарнира тяги привода к рейке | В два этапа:1-ый — 302-ый — доверните на 18±2о |
Тормозная система
Гайка крепления вакуумного усилителя | 18-24 |
Болт крепления тормозного диска | 12-16 |
Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку | 90-120 |
Болт крепления направляющего пальца | 26-31 |
Болт крепления щита тормоза | 7-9 |
Болт крепления заднего тормозного цилиндра | 7-11 |
Гайка штуцера тормозной трубки | 14-20 |
Гайка крепления кронштейна гидроэлектронного модуля ABS | 18-24 |
Электрооборудование
Гайка крепления клеммы к аккумуляторной батарее | 4-6 |
Болт крепления фары головного света | 3-5 |
Гайка крепления заднего фонаря | 2-3 |
Болт крепления генератора | 21-27 |
Гайка крепления клеммы силового провода к генератору | 10-13 |
Болт крепления стартера | 18-24 |
Гайка крепления клеммы силового провода к стартеру | 10-13 |
Остальное
Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие:
- М6 — 10 Н-м;
- М8 — 25 Н-м;
- М10 — 50 Н-м;
- М12 — 105 Н-м;
- М14 — 180 Н-м.
Напомним, ранее мы выкладывали сборник технологических инструкций для Lada Vesta. С ним вы можете выполнить ремонт своего автомобиля самостоятельно.
Ключевые слова: двигатель лада веста | сцепление лада веста | коробка передач лада веста | передняя подвеска лада веста | задняя подвеска лада веста | рулевой механизм лада веста | тормоза лада веста
5 0
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Источник: https://xn--80aal0a.xn--80asehdb/do-my-self/repair/repair-lada-vesta/4538-momenty-zatjazhki-otvetstvennyh-rezbovyh-soedinenij-lada-vesta.html
Момент затяжки болтов и гаек на колёсах легкового автомобиля
От того, как затянут колёсный крепёж, зависит безопасность езды, так что это весьма ответственно для любого автомобиля. У автотранспорта диски фиксируются к ступице либо болтами, либо соединением гайка-шпилька. Третий вариант, когда колесо крепят лишь по центру, можно видеть только на гоночных машинах, поэтому принимать его в расчёт мы не будем. Рассмотрим, что значит момент затяжки болтов, и как при завинчивании добиться нужной величины.
Подбираем правильный крепёж
Главное при установке колёс на машину – закрутить крепёж так, чтобы не допустить его ослабления при движении. Это может привести к самопроизвольному снятию колеса, и понятно, какие будут последствия. Хотя, достаточно опытный водитель уже по характерному стуку поймёт, что ослабилось крепление колеса и примет меры.
Иногда самоослабление соединения происходит по причине неправильного подбора крепежа к дискам. Имеется в виду, конечно, не резьба – если шаг не тот, то гайку или болт попросту не вкрутишь. Речь идёт о форме головки болта или нижней кромки гайки, которая может быть как конической, так и сферической. А гайка к тому же может быть глухой, сквозной, короткой, высокой, иметь прижимную шайбу.
Если крепёж подобран правильно, он в процессе езды даже самостоятельно подтягивается. Кроме функции удержания колеса на ступице, болты и гайки ещё центрируют обод относительно оси вращения. Помогает в этом именно форма головки или кромки крепежа, под которые в диске имеются посадочные места соответствующего типа. Конус центрируется с конусом, сфера со сферой — нарушение такого тандема приводит к ослаблению болтов или гаек уже через несколько километров движения.
Затяжка болтов на колесе
Несколько важных нюансов
Дабы защитить автомобиль, ночующий под дверями подъезда, многие автовладельцы ставят на колёса секретки. Это набор из четырёх гаек или болтов (по одному на колесо), которые обычным ключом открутить невозможно.
- Для этого в наборе присутствует спецключ, конфигурация которого соответствует индивидуальной форме отверстия на гайке или в шляпке болта. Секретки не обязательно затягивать так же сильно, как и основной крепёж, так что момент затяжки колесных болтов или гаек на них не распространяется.
- Очень важно не использовать для фиксации колёс крепеж с нарушенной резьбой, смятыми гранями. Если увидели такой дефект, замените гайку или болт на новый, аналогичный не только по резьбе, но и по прочностным характеристикам. А обеспечивает их только заводское изготовление.
- Сегодня нередко литые диски выпускают в универсальном варианте – с таким расчётом, чтобы их можно было установить на разные автомобили. Размер ступичного отверстия (DIA) при этом делается максимально большим, а на меньший размер переходят за счёт установки ступичных адаптеров.
- Без этих вкладышей, даже если разница составляет все миллиметр, нагрузка на крепёж увеличивается. Его отверстия деформируются и колесо начинает вращаться по траектории овала, а не круга. Руль начинает бить, и особенно это чувствуется на скорости ближе к 100 км/час.
Не понимая, что происходит, автовладелец обращается в шиномонтажку. Новая балансировка проблему не решает, а между тем на машине разрушаются амортизаторы и элементы ходовой части, ломаются шпильки колеса. Виной всему отсутствие маленьких пластмассовых колечек ценою в 50-75 рублей.
С каким усилием затягивать колесные гайки
Сила затяжки болтов у каждого автомобиля своя и определяет её производитель, указывая в инструкции по эксплуатации модели.
Только как понять, что при закручивании приложено именно то усилие, которое нужно? И как не перестараться и не сорвать резьбу? Для этого существует специальный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название динамометрический). Он обеспечит контроль момента затяжки колесных гаек, для которых пережим так же нежелателен, как и слабое крепление.
Он может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к появлению трещины на диске. К тому же, перетянутый крепёж имеет свойство прикипать к ступице, после чего его невозможно открутить – нужно только срезать. Перетянуть резьбу можно не только гайковёртом, но и балонником, рычаг которого имеет достаточную длину.
Поэтому, после завинчивания крепежа обычным инструментом, рекомендуется произвести окончательную затяжку болтов динамометрическим ключом. С его помощью соединение можно как дотянуть до нормируемого, так и ослабить, если изначально было приложено чрезмерное усилие.
Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек
Сориентироваться, какой момент затяжки колесных болтов и гаек определяет производитель для той или иной модели автомобиля, поможет представленная ниже таблица.
Бренд автомобиля | Модели | Момент затяжки (Нм) |
Audi | A1/A2/A3/A4/A5/A6/A7/A8/TT
Q5 Q7 |
120
140 160 |
BMW | 1 серия/3 серия/5 серия
M5 Z3 X3,X5,X6 |
120
100 100 140 |
Chevrolet | Сruze
Captiva Spark |
140
125 120 |
Citroen | Xsara Picasso/Saxo
C4/C5 Berlingo AX10/AX11/AX14/Sport |
85
80/100 85 90 |
Ford | KA/Mondeo/Scorpio/Puma
Cougar Fiesta (2002-2008) Fiesta Fusion Probe Transit Connect |
85
128 90 110 110 90-120 90 |
Hyundai | Все модели
Starex |
110
130 |
Honda | Все модели | 108-110 |
KIA | Sorento/Picanto/
Rio/Shuma Carnival Margentis |
100
103 100 98 |
Лада | Samara/Riva
Niva |
70-78
88-91 |
Land Rover | Freelander 2
Defender Discovery/Range Rover (02-11) |
133
108 140 |
Lexus | Все модели | 103 |
Mercedes-Benz | A class/SLK/CLK
B class/E class S class/M class |
110
103 150 |
Mitsubishi | Colt/Almara/Cube/Serena
Lancer/Grandis/Outlander |
108
98 |
Nissan | Micra/Note
Teana Patrol/Terrano/Qashqai |
105
110 133 |
Opel | Frontera
Astra Insignia Другие модели |
118
140 150 110 |
Peugeot | 106
107/308/3008/207/407/807 307/607 |
85
100 90 |
Renault | 106
107/308/3008/207/407/807 307/607 |
105
110 130 |
Seat | Ibiza/Toledo/Leon
Alhambra |
120
140 |
Skoda | Fabia/Octavia/SuperB/Yeti | 120 |
Suzuki | Swift/Spash
Grand Vitara |
85
100 |
Volvo | XC90/XC60/XC70/S60/S80
XC60/C70/S40 |
140
110 |
Volkswagen | Polo/Golf/Passat
Sharan Touareg |
120
170 180 |
Toyota | Avensis/Corolla/Jaris
Land Cruiser |
103 209 |
Совет напоследок
Для выполнения качественного крепления важно осуществлять не последовательную, а крестообразную затяжку. То есть, вторым закручивается болт или гайка, расположенная не рядом с первым креплением, а напротив него.
Источник: https://kolesadom.ru/moment-zatjazhki-boltov-i-gaek-na-koljosah/